Муралы что это и чем рисуют
Этапы создания муралов: разметка фасада. Областной граффити-фестиваль «Наш Mural»
Этапы создания муралов
Но сначала зададимся вопросом чем отличается полотно художника, рисующего свою картину масляными красками на холсте, от «полотна» уличного художника, наносящего свою работу на фасад? Разница в поверхности, на которую предстоит нанести изображение, используемые материалы и размеры.
Но если присмотреться внимательнее, то сходств можно найти предостаточно. И фасад дома и полотно служат для конечной цели: на них должна быть нанесена картина, которую художник представит на суд зрителя.
А чем вам улица, где на фасаде домов изображены муралы, не картинная галерея? И притом бесплатная! Приходи, смотри, любуйся, фотографируй в любое время!
Прежде чем приступить к рисованию, художник должен произвести «разметку», так на языке художников называется процесс, когда на фасад наносятся контуры мурала. Часто картина бывает гигантских размеров, с десятиэтажный дом или даже больше! Ошибиться очень легко.
И тут на помощь художникам приходит проектор. Эскиз картины проецируется на фасад и художник наносит контуры будущей картины. Иногда этот процесс понятен только ему самому. Со стороны может показаться, что на стену нанесены какие-то древнеегипетские иероглифы. Как например вот тут:
Но бывают случаи, когда разметка нанесена без использования специальной техники. И зависит это исключительно от мастерства художника и его уверенности в собственных силах. Так в прошлом году была нанесена разметка художницей Викторией Вейсбрут по адресу ул. Братьев Кашириных, д 59.
Разметка выполнена без применения проектора
На фестивале «Наш Mural» подобный «трюк» с разметкой повторил художник Роман Мураткин в Троицке.
Следите за новостями на нашем сайте, подписывайтесь на нас в социальных сетях.
Муралы или граффити?
Сделаю маленький перерыв в рассказе о киевских церквях) И сегодня напишу про муралы. Слово это первый раз я и услышала сейчас в Киеве.
Судя по тому, что я увидела, я поняла, что мурал – это, по сути, огромное граффити. Тут, правда, сразу возникает несколько вопросов) Граффити – какого рода? Где-то пишут, что мужского, где-то среднего, а в общем-то, наверное, это множественное число от итальянского graffiti, которые в единственном числе graffitо. Ну, с муралами проще, они однозначно мужского рода.
Кстати, само слово mural переводится как фреска.
Но в чем их отличие от граффити? Первое, что приходит на ум – в размере. Хотя видели мы много огромных граффити, к примеру, в Выксе, но никто их муралами не называл. Еще пишут о том, что муралы изображаются, в основном, профессиональными художниками, но на это тоже могу привести кучу примеров того, что называют граффити, и они сделаны очень профессионально.
Freedom, или Птичка с лампочкой
Автор: Алекс Максиов / Alex Maxiov (Украина) 2016, ул. Франко, 12
В рамках антивоенного проекта Art United Us.
Муралы, как правило, появляются, все-таки с одобрения или даже по заказу властей города из-за их масштабности. Но не все видят в них только хорошее. Наткнулась тут на высказывания по поводу киевских муралов различных социологов, урбанистов и культурологов, которые считают, что муралы часто «не соотносятся ни с эстетикой домов, ни с «тематикой» районов». Но то же самое, в общем, можно сказать и про сами здания, тем более, что построить их сложнее и намного дороже, чем мурал, а если оно вдруг не впишется, то ломать его уже точно никто не будет, а мурал, если он уж окажется совсем неудачным, закрасить не так сложно. В общем, и архитектура, и граффити должны вписываться в город, вернее, должны быть созданы не только хорошими художникам и архитекторами, но и людьми с хорошим вкусом.
А о вкусах, как известно, не спорят. На том же форуме увидела критику мурала на здании ДК Киевского Политехнического института – якобы, цитирую, «это тяжелое бруталистское здание с рублеными объемами, тяжелыми формами и узкими окнами-щелями. Оно само по себе не нуждается в украшениях в виде муралов или мозаик». Честно, когда я видела ДК КПИ, мне показалось, что граффити на нем созданы в момент строительства, настолько хорошо они вписывались. Моя кузина, которая работает как раз в КПИ, рассказала мне, что эти граффити сделал американский художник Аарон Ли Хилл в одиночку и буквально за неделю, причем еще и дожди поливали в это время.
Кстати, наша всеведующая Википедия (в отличие от англоязычной) про муралы не знает, про них только немного написано в Монументальной живописи. А вообще пишут, что муралы берут свое начало в революционной Мексике 30-х годов 20 в., где они превозносили героев-революционеров.
В Киеве бум муралов тоже пришелся на неспокойное время, было среди них много политических и патриотических.
Ходила и удивлялась, как их много, а уже дома посмотрела в Интернете и поняла, что и десятой доли не увидела, так что все любители граффити – бегом в Киев)
Леся Украинка, или Конвалии (Ландыши)
Автор: Гвидо ван Хелтон (Австралия), ул. Стрелецкая, 28
Возрождение
Джулиан Малланд (Seth) (Франция) и Алексей Кислов (Украина), ул. Боричев Тик, 33/6А
В рамках фестиваля «Французская весна»
Девушка, правда, очень «аватарная» получилась)
Напротив Птички с лампочкой
Черное море
Джейк Айкман (ЮАР) ул. Бульварно-Кудрявская, 35
В рамках антивоенного проекта Art United Us.
Велосипедист
Emmanuel Jarus (Канада), ул. Вячеслава Липинского, 13 возле велотрека
Фактически – это автопортрет
В рамках антивоенного проекта Art United Us.
Wall’ьная душа
O’prime (Алексей Приймак) 2011 г., ул.Большая Житомирская, 24-б
К сожалению, мурал в узком проходе между домами, и снять его целиком не получается.
Здесь не буду ничего объяснять, пусть расскажет сам автор
«Мурал — сближающая идея»: как стрит-арт улучшает города России
Космическая фреска, глитч-Давид на грузовых контейнерах и лоскутный тоннель.
Иллюстрация: freepik / freepik / Meery Mary для Skillbox Media
Стрит-арт — инструмент, благодаря которому любой город приобретает самобытность, а конструктивистские здания XX века получают новую жизнь. На пути воплощения городских муралов лежат разные препятствия: общение с собственниками, утверждение эскиза, поиск материалов.
Мы поговорили с граффити-художниками о процессе создания их работ и о том, как они изменили облик городов:
Журналист, автор статей про моду, искусство и дизайн. Кастомизирует одежду и влюбляет людей в английский язык.
Марина Ягода
К нам обратились дизайнеры из галереи Grunge с идеей сделать «контейнерную улицу» около лофта «Мельница». Мы работали напрямую с собственником объекта — это помогло избежать ряда проблем, в том числе общения с властями.
Работа быстро стала популярной, потому что граффити — это центр притяжения. На его фоне делают фотосессии, чаще всего — свадьбы, лукбуки. Недавно во время граффити-фестиваля на «контейнерной улице» разрисовали ещё одно здание — и теперь её посещает ещё больше людей.
Есть такой термин — «джентрификация», это реконструкция пришедших в упадок городских кварталов. Пример — район Винвуд в Майами. Раньше он был криминальным, но один меценат купил склады, привлёк художников со всего мира, и они начали расписывать стены. Теперь Винвуд — огромный арт-кластер и место притяжения для туристов с разными галереями и магазинами.
Граффити дарит городу разнообразие, делает будни живее — показывает, что есть очень интересная альтернатива серым баннерам.
Подобные примеры есть и в Новосибирске. Художник Иван Ягода организует фестиваль «Окрашено». В этом году он преобразил горнолыжный курорт в посёлке Шерегеш.
Тина Прохорова (Tinstwin)
Графический дизайнер, стрит-арт художник, иллюстратор. Приверженец подхода beginner’s mind в искусстве.
Работа над проектом началась с оттачивания идеи. Чтобы точнее проиллюстрировать замысел, я неоднократно меняла персонажей и композицию на стадии эскиза. Финальный вариант был перенесён на лицевую стену гаражного кооператива на улице Сакко в Тюмени.
Своей работой я обращаюсь к тем, кто сомневается в себе и сравнивает себя с общепринятыми мерками. Подобные сравнения могут порождать соревновательный дух, но это уместно не во всех сферах и зачастую приводит к внутреннему опустошению и апатии. Я считаю, что важно поддерживать индивидуальность каждого человека.
Комбинация интересов, черт характера, пристрастий, привычек и внешности конкретного человека неповторима. И это не делает нас одинокими, но создаёт уникумов среди уникумов. Это бесконечная возможность для изучения и вдохновения друг друга.
Проект закончен в 2020 году, но люди до сих пор мне присылают фотографии на фоне этой работы. И я каждый раз очень счастлива их видеть — все они очень разные и по-своему красивые. Такая реакция показывает, что идея нашла отклик.
Город — это люди. И я смею надеяться, что мой проект даёт проходящему мимо человеку пищу для размышлений и работает напоминанием о том, что стоит принимать себя с любовью, а окружающих — с толерантностью.
Если посмотреть на пирамиду потребностей жителей современной России, можно решить, что уличное искусство — не первоочередная нужда. Но граффити, стрит-арт и паблик-арт — это не просто рисунки на стенах. Я вижу в уличном искусстве язык общения, которым город может разговаривать на абсолютно разные темы: от призывов обратить внимание на существующие проблемы до абстрактного визуального увеселения блёклых стен.
Стрит-арт привносит что-то простое и человеческое в строгий каркас города. Он говорит об атмосфере на этой территории, рассказывает об уровне свободы в городе и о том, есть ли у его жителей право голоса.
Стрит-арт помогает не только сформировать визуальный облик пространства, но и выражать витающие в обществе идеи, ценности.
Зачастую жители гордятся местным муралом — это не просто достопримечательность, а сближающая их идея. Например, портрет Даниила Хармса в Петербурге на доме, где он жил, — это и дань уважения к писателю, и гордость жителей, и напоминание о смешных жизнеутверждающих строках, и некий ликбез для тех, кто писателя не знает.
Кирилл Лебедев (Кто)
У меня была мастерская на «Винзаводе», и по пути в неё я часто замечал теги никнейм-райтеров. Мы вместе с Сергеем Пахотиным их систематически закрашивали, чтобы стимулировать граффитчиков делать что-то поинтереснее.
И тут внезапно коуч-агентство выступает с инициативой раскрасить мост, который мы постоянно чистили от тегов. Я связался с этим агентством, разработал эскиз, и мы пришли в Управу. Главе мой рисунок не понравился. А ещё он сказал, что сам художник, — показал перерисованную картину Мунка «Крик» и почему-то назвал её работой Пикассо.
О ситуации с Управой узнала основатель «Винзавода» Софья Троценко и предложила объединить усилия. Мы с моим давним другом и соратником Павлом Зюмкиным быстро разработали концепцию.
Вновь появляющиеся рисунки коммунальщики всё время перекрашивают и часто не попадают в цвет — поэтому мы решили сделать всю роспись именно из заплаток, чтобы любая новая вписалась в общую канву. Проект назвали «Лоскутное одеяло».
В какой-то момент мы поняли, что одного моста мало — теги появляются и на прилегающем здании, поэтому лоскуты переползли и на него. Но коммунальщики всё перекрасили в белый цвет — заплатки на нём смотрятся не так эффектно, как на цветном «лоскутном» полотне.
Мы делали коллективную работу: привлекали прохожих и жителей района к рисованию. Кроме основной команды, нам помогло человек 20–30, поэтому обратная связь была уже в процессе.
Сложностей в организации работы с «Винзаводом» почти не было — они предоставили туры и лестницы, место для складирования краски. Саму краску предоставила компания Dulux и в частности мой старый товарищ Алексей Кузнецов. Также среди партнёров были РЖД и Управа — вот они как раз свои обещания не выполнили: света в тоннеле почти не было, стены подготовили плохо, потолок протекал, дорога вся в рытвинах, даже урны не поставили.
Когда мы доделали работу, мне человек 50 лично сказали, что ходить через этот мрачный тоннель стало гораздо веселее. Но нашу идею включить в работу коммунальщиков Управа не поддержала. Новые теги приходилось «латать» самим.
Мурал
Мурал — это огромное изображение, которое нанесено на стену здания или сооружения. Такого рода произведения искусства люди делали всю историю своего существования, начиная ещё с времён, когда предки современного человека жили в пещерах. Мурал может стать элементом интерьера или экстерьера. В первом случае — это большой рисунок, чаще всего полноформатный, выполненный во всю стену, который украшает холл, гостиную, вестибюль какого-то вместительного помещения. Во втором — мурал на стене обычно изображается с торцевой стороны здания.
Что такое мурал-арт
В современном мире создание таких изображений становится предметом усилий художников различных специализаций, но чаще всего привлекаются мастера уличного искусства. Конечно, те из них, кто имеет соответствующий опыт. Умения работать в стиле обычного граффити тут может быть недостаточно. Нужно обладать способность создавать очень большие произведения, а обрести соответствующие навыки не так уж и просто. Во-первых, нужно отыскать огромную стену, на которой можно было бы потренироваться. Во-вторых, не все могут достать специальное снаряжение и арендовать технику. И отметим, что работать придётся на высоте. Если заказ будет официальным, то потребуются соответствующие допуски, поэтому здоровье художника должно быть не хуже, чем у монтажников-высотников. В-третьих, муралы на домах должны быть по-настоящему красивыми и выразительными. Уровня «бомбинга», когда уличный художник пишет что-то второпях, тут явно недостаточно.
Все виды, на которые делится мурал-арт, можно классифицировать таким образом:
Последнее обычно требуется представителям духовенства. Однако, учитывая то, что религиозная тема в современном мире слишком часто тянет за собой политические мотивы, такое происходит всё реже и реже. Примером использования таланта уличного художника в создании муралов на темы темы, близкие к религиозным, является роспись стены церкви Сан-Антонио в Италии американским художником Китом Харингом.
Ежедневные подборки лучших муралов в наших социальных сетях:
Монументальная живопись и мурал
Формат непременно накладывает отпечаток на природу творчества. Изображать на стене что-то авангардное и спорное очень трудно и не всегда мудро. Уже по той причине, что масштабная работа должна быть согласована, иначе её вряд ли позволят выполнить. Поэтому отпечаток накладывают все художественные традиции создания мегаформатных произведений, начиная от росписи храмов гигантской величины, фрески и мозаика времён античности, что-то такое, что вселяло бы уверенность в том, что это настоящее искусство.
Самый большой мурал в мире в Рио-де-Жанейро символизирует одновременно мир, гуманизм, гармоничное существование на Земле основных этнических групп и посвящён Олимпийским играм. Его автором является Эдуардо Кобра. Вообще искусство мурала в Латинской Америке имеет более глубокие корни, чем в США или Европе. Относительно современные творение создавались ещё в первой половине 20-го столетия в Мексике и были посвящены прогрессу и борьбе народа за свои права.
Влияние муралов на стоимость недвижимости
Увеличение стоимости недвижимости, которое происходит из-за того, что на стене дома появляется mural, вполне реально. На него указывают публикации во многих изданиях, относящихся к рынку или культурной жизни. Но касается это исключительно Запада. У нас изображения на стенах ни на что не влияют, да и сама традиция их появления несколько иная. К примеру, в Москве муралы возникают в рамках каких-то фестивалей в среде уличных художников или проектов городского благоустройства.
Ежедневные подборки лучших муралов в наших социальных сетях:
В силу проведения фестиваля «Лучший город Земли», на стенах московских домов появилось несколько достойных работ. Это был поп-арт группы «310», портрет с Майей Плисецкой бразильца Эдуарда Кобры и многие другие работы. Но радовали они не долго, а в настоящее время уже закрашены. Сейчас на стенах домов красуется в основном то, что получилось в результате реализации проектов «Новатек Арт». Нельзя сказать, что это плохо. Некоторые работы вполне достойные, включая вызвавший столько споров мурал с белокурой девушкой, которой оказалась жена гендиректора компании, выступавшей в роли подрядчика. Иным является к ним отношение. Для нашего человека мурал остаётся чем-то более близким к плакату, временным явлением, которое может исчезнуть в любой момент по воле чиновников из соответствующего департамента. При этом сама стоимость работы может не иметь серьёзных отличий от той, что утвердилась в странах Европы и США.
Мурал — монументальное городское искусство с огромным размахом
Мурал (от испанского muro — «стена») — это разновидность монументальной живописи на габаритных зданиях и других архитектурных сооружениях. Мурал, обычно, представляет собой красочное выразительное изображение, нанесенное на вертикальную поверхность глухих стен жилых домов, коммерческих объектов или заборов. Гораздо реже объектом творчества для художников служит интерьер просторных помещений (вестибюль, зал или холл высотного здания).
Мурал в наши дни является востребованным видом уличного искусства в больших городах. Власти крупных мегаполисов охотно предоставляют художникам габаритные вертикальные площадки для росписи. Красивые картины эффектно смотрятся на фоне однообразной застройки и привлекают туристов из разных уголков Земли.
Классификация и особенности муралов
Мурал — это уникальный вид монументальной живописи, в котором присутствуют черты как традиционной фрески, так и современного стрит-арта. Созданные искусными художниками габаритные произведения искусства могут различаться по таким параметрам:
Среди множества разнообразных муральных тематик наибольшей популярностью в большинстве стран мира пользуются:
Муралы, как и обычные городские граффити создают с помощью нескольких различных живописных техник. Основными инструментами для нанесения изображений на стену служат:
От других форм уличного искусства муралы отличаются не только большими габаритами, но и тремя другими важными особенностями:
История мурала
История мурала как самостоятельного вида монументального искусства насчитывает около 100 лет. Хотя художественной росписью вертикальных стен грандиозными сценами на тематику охоты и жертвоприношений люди увлекались еще в доисторическую эпоху. До наших дней сохранились многочисленные образцы такого творчества в пещерах разных уголков Земли.
Родиной современного мурала по праву считается Мексика. Именно в этой латиноамериканской стране возник новый вид монументального искусства в ходе революционных событий 20-х годов прошлого века. Местные художники буквально восприняли призыв авангардистов выйти за пределы мастерской на улицу, нести революционное искусство в массы и безжалостно ломать классические традиции.
Одним из первых к написанию муралов подключился выдающийся мексиканский живописец Хосе Клементе Ороско (José Clemente Orozco). В 1923 году он создал огромное художественное изображение на стене Национальной подготовительной школы в Мехико.
Новый подход к монументальному искусству был благосклонно воспринят властями Мексики. Министр просвещения даже заказал группе молодых революционных художников целый ряд росписей стен общественных зданий. К выполнению этой задачи подключились многие впоследствии широко известные мастера живописи:
Многие из перечисленных выше художников были коммунистами по убеждениям. Они привезли революционные творческие идеи в Советский Союз в 1930-х годах, где власти впоследствии широко использовали масштабные росписи стен для пропаганды социалистических идей.
В странах Западной Европы и США искусство мурала начало пользоваться популярностью гораздо позже — в середине 1980-х. В те времена настоящим бедствием больших городов было граффити. Уличные художники безжалостно разрисовывали стены домов, заборы и даже вагоны метро красками из аэрозольных баллончиков. Местные власти безуспешно боролись с художественным произволом на протяжении десятков лет.
Одним из способов решения острой проблемы стала компания по популяризации муралов, постепенно принятая в большинстве крупных мегаполисов. Ее реализация позволила не только заметно снизить количество граффити, но и предоставила широкие возможности для самореализации молодых художников.
Сегодня муралы занимают достойное место в мировой культуре. Они играют важную роль в формировании комфортного для проживания людей городского пространства, привлекают туристов и служат прекрасным средством для самовыражения талантливых живописцев.
На портале Very Important Lot каждый посетитель может принять участие в аукционах искусства и приобрести шедевры антиквариата. Наш сайт также предоставляет всем желающим отличную возможность напрямую купить картины у талантливых современных художников из разных стран.