Муштабель для живописи что это
Что такое муштабель? А что такое ботожок? И как сделать муштабель своими руками
Наверное, у художников со специальным образованием нет такого вопроса: что такое муштабель и для чего он нужен. Он нужен для защиты художественной работы и удобства художника. Вот такая «серебряная» рука вам знакома?
Рука-то ладно, это ерунда. А вот испачканная и размазанная работа под ней, это действительно печально. Представьте теперь, что рисуете не карандашом, а маслом, например. Ну или у вас сложнейший огромный чертёж.
Вот для того чтобы таких неприятностей не было, используется муштабель, он же батожок. Когда говорим на русском языке — «батожок», — то сразу становится понятно, как он примерно должен выглядеть.
Муштабель (батожок)— это длинная тонкая палочка, небольшой мягкой шишечкой, намотанной на один её конец. Служит для упора руки во время рисования или черчения на больших форматах. Чтобы рука находилась на некотором расстоянии от работы, случайно не задевала её, и при этом не перенапрягалась и не дрожала при тщательной отрисовке.
По большому счёту муштабели бывают двух видов. Традиционный вид муштабеля простой, это именно батожок: состоит из бамбуковой палочки и замшевой подушечки. В наши дни палочки могут быть сделаны из разных материалов, например, алюминия. А подушечки — из резины. Эту палку кладут наискосок поверх холста. Свободный конец упираем в край мольберта или подрамника и придерживаем левой рукой. Правую руку кладём на тот конец, на котором шишечка. Шишку упираем в чистое место холста, которое не размажется при соприкосновении. Соответственно, если вы левша, то переверните всё это дело наоборот.
Второй вид муштабелей представляет из себя складную конструкцию из реек и крепится на верхний левый угол мольберта или подрамника. Такой муштабель не надо держать руками, он обладает подвижными «суставами» и легко перемещается в плоскости. Впрочем, у разных производителей муштабели могут немного отличаться конструктивно. Задуматься о таком агрегате стоит тем, кто действительно много чертит или работает с большим количеством точных отрисовок. Большинству художников такой дорогой и сложнонавороченный агрегат приобретать нет необходимости.
Как сделать муштабель своими руками?
А вот простой и проверенный временем батожок сделать самостоятельно большого труда не составит. Раньше их делали из замши. Надо вырезать из неё круг, набить ватой и привязать, как на фотографии, к достаточно длинной палке. Если есть возможность использовать бамбуковую палочку, то ваш муштабель будет поменьше весить.
Так муштабель делали раньше. Теперь же нам доступны новые материалы. Вместо ватной подушечки удобнее использовать пробку из-под шампанского (из пробкового дерева). Она легко надёжно крепится клеем. Пробка — это гигиеничный материал, имеет приятную бархатистую шероховатость, легко обрабатывается и моется, не мажет холст.
Муштабель и вохрение: словарь иконописца
Приблизительное время чтения: 2 мин.
28 ноября у православных христиан начался Рождественский пост — время ожидания светлого праздника Рождества Христова. Мы предлагаем начать создавать праздничную атмосферу прямо сейчас. А поможет в этом специальный Рождественский адвент-календарь «Фомы». Каждый день вас ждет новый подарок от нас и наших друзей.
Сегодня иконописец Дарья Смирнова хочет познакомить вас с несколькими терминами, которые касаются технической стороны иконописания. На первый взгляд, слова могут показаться удивительными и необычными. Давайте вместе разбираться, что они означают!
. или «Лапка»
Сусальное золото тонкое и хрупкое, руками его не взять. Для этого в арсенале иконописца есть очень широкая кисть из волосков беличьего хвоста, которой художник аккуратно приподнимает лист сусального золота и накладывает его на подготовленную для золочения поверхность. Эта кисть по форме напоминает широко раскрытый веер.
Это инструмент, с помощью которого художник готовит краску для написания иконы. По форме это конус, выточенный из твердого камня или мрамора, стекла или фарфора. Им перетирают и смешивают сухой минеральный порошок (который придаёт краске цвет), вместе с яичной эмульсией (жидкостью на основе яичного желтка) на плоской каменной плите или куске толстого стекла.
. или Тороки
Лента, похожая на античную диадему. На иконах она проходит над головой, а ее концы развеваются у висков и ушей. Эти ленты иконописцы рисуют на головах ангелов. Они — символ того, что ангелы слышат Бога и исполняют Его волю.
Старорусское название процесса, при котором используется «вохра» или охра. Эту краску иконописцы наносят в несколько слоев, когда пишут лик, кисти рук и стопы.
Слева — до вохрения, справа — после.
«Зачем иконописцу чесночный сок?!» — спросите вы. Ответ есть! «Чесночное зелье» отжимается из размельченных долек чеснока. В иконописи сок чеснока используется как клейкая масса для наложения листов сусального золота или серебра на иконную доску (если сусальное золото или серебро наносятся тонкими штрихами для украшения одежд Святых, то такая техника называется «асист»).
Дарья Смирнова — художник-иконописец, монументалист. Она закончила факультет монументально-декоративной живописи МГХПА им. Строганова в 2016 году. В том же году начался ее творческий путь в «Мастерских Андрея Анисимова», где она разрабатывала проекты внешнего и внутреннего убранства храмов, эскизы для росписей, мозаик и белокаменной резьбы. Дарья работала в составе художников Гильдии Храмоздателей, сама расписывала часовню, делала эскизы к деревянным и каменным иконостасам, занималась росписью по перламутру.
Со временем она перешла от монументальной живописи к сакральной миниатюре — иконе. Теперь Дарья создает неповторимые Образы на камне.
Муштабель художественный.
Надеюсь слово муштабель не является для Вас загадкой. Этот художественный атрибут почти всегда отсутствует у начинающих художников, также у пишущих мастихином. С муштабелем дружат в основном художники, которые пишут в академическом стиле, где особенно требуется прописка мельчайших деталей и работа лессировками.
Художественный муштабель – это длинная, легкая палочка, которая служит «опорным помощником» художнику для руки которой он рисует. По сути это палка с мягким наконечником, выглядит забавно, но отлично помогает в работе над картиной.
Зачем нужен муштабель?
Муштабель дает несколько пунктов помощи:
Виды муштабелей:
Классический муштабель
это именно тот, который Вы неоднократно видели — палка с мягкой подушечкой.
На маленьких картинах можно использовать обычную палку, опираясь на угол картины, а небольшая подушечка муштабеля сохраняет холст от соприкосновения с ним.
Современный муштабель
Назвал его так, потому что первый известен с давних времен, а этот появился совсем недавно. Такой муштабель удобен, подвижен и крепится на подрамник картины. Этот помощник позволит и линии чертить, и мелкие детали прописывать, это все при том что руки ваши свободны, в одной кисть, а вторая не задействована в отличии от классического где вторая рука держит муштабель.
Второй вариант конечно внушительнее и часто у тех, кто видит его впервые увеличиваются глаза от интереса. Но второй вариант считается совсем не бюджетным и его выбирают художники, которые много чертят прямых линий для городских пейзажей. В то время как большинство делают муштабели самостоятельно.
Муштабель своими руками.
Для самодельного муштабеля Вам понадобятся:
Задача предельно проста, на одном конце палки Вам нужно сформировать мягкую подушечку из любого материала, который перечислен сверху и завернуть ее в ткань после чего надежно зафиксировать и завязать на палке. Должно получить подобие барабанной палочки только в увеличенном масштабе.
Вот ваш муштабель и готов можно приступать к работе.
Что важно в муштабеле? В первую очередь это удобство для Вас и чтобы он выполнял свою функцию.
Чем легче муштабель, тем лучше и перед каждым сеансом проверяйте его мягкую подушечку чтобы она была чистой и не испачкала картину.
Как сделать муштабель своими руками
Два ловких шага от Грэма Бута – акварельного мастера – помогут вам приловчиться к изготовлению самоделок.
Акварельная бумага производится из волокон целлюлозы, которые имеют свойство немного растягиваться при намокании. Зачастую это приводит к тому, что бумага начинает сворачиваться. Облегчённая бумага (300gms и ниже) при использовании техники мокрой бумаги создаст огромные трудности для художника. Единственный способ их избежать – это растянуть бумагу. Правильно растянутая бумага будет сохранять свою гладкость и оставаться идеально ровной на протяжение всего процесса рисования. К сожалению, иногда лента прилипает неравномерно, поэтому следует попробовать бумажный подрамник.
Если вы ничего не имеете против сворачивающейся бумаги, но были бы рады всё же избавиться от этой проблемы и рисовать на идеально ровном листе, вы можете попробовать бумажный скотч. Главное – не снимать рисунок с колодки до тех пор, пока бумага полностью не высохнет.
Вот что вам понадобится, чтобы растянуть акварельную бумагу:
Доска должна быть на 50мм длиннее и шире, чем лист бумаги. Клеёная фанера будет необходима для предотвращения деформации. Это даст постоянное давление на бумагу до её полного высыхания.
Малярный скотч в данном случае не подойдёт, так как он не будет прилипать к мокрой бумаге.
1. Замочите бумагу в ванной или раковине примерно на 4 минуты для бумаги 190gsm или на 6 минут для бумаги 300gsm. Это приблизительное время, но его должно быть достаточно, чтобы бумага полностью растянулась. Свою бумагу от Millford (300gsm) я замачивал примерно на 6 минут. Если времени будет слишком мало – бумага свернется в процессе рисования; если же вы оставите бумагу в воде на слишком длительный срок – она может порваться, когда высохнет. Уберите с бумаги лишнюю воду и положите её на деревянную доску. Высушите её края полотенцем, чтобы клейкая лента не намокла.
2. Смочите клейкую ленту при помощи влажной губки и зафиксируйте её в нужном положении. Зафиксируйте доску в горизонтальном положении и дайте бумаге высохнуть. Если доска будет находиться в вертикальном положении – вода стечёт под нижнюю клейкую ленту, и лента отклеится. Если вы будете использовать фен для ускорения процесса высыхания – клейкая лента может не успеть качественно зафиксироваться. Влажная бумага может выглядеть очень мятой, но когда она высохнет – она будет идеально гладкой. Как только она полностью высохнет – можете приступать к рисованию.
Совет: используйте бумагу 300gsm размером 38×28см и бумагу 425gsm сверху, и тогда проблему сворачивающейся бумаги можно будет избежать.
Как сделать муштабель для акварельной бумаги
Муштабель обычно используется художниками, которые рисуют масляной краской. Помимо этого, муштабель – незаменимая вещь в наборе художника, рисующего акварелью. Я использую его, чтобы рисовать прямые линии, однако некоторые мои ученики используют его, чтобы минимизировать эффект дрожащих рук.
Традиционный муштабель – это длинный штырь с кожаной подкладкой на конце. Он неидеален для художника, так как он может наклониться к бумаге и затруднить процесс рисования прямых линий. Однако я использую деревянную палку с коротким штырём, склеенным на конце под прямым углом. Это позволяет мне держать муштабель на постоянной высоте над бумагой и рисовать ровные линии наконечником кисти по направлению, обратному палке. Так как я придерживаю один конец, линия получается неидеально ровная, но она достаточно хороша для рисования, например, телеграфных столбов или лодочных станций. Во всяком случае, рисовать становится гораздо проще.
Что вам понадобится для создания собственного муштабеля:
1. Отрежьте кусок дерева, совпадающий по длине с картиной. Я, например, использовал длину 38 см. Затем возьмите штырь с диаметром 6-8 мм и приклейте его в отверстие подходящего размера на конце палки. Помните, что длина крайне важна; отверстие от конца штыря до нужного края древесины должно совпадать с расстоянием от конца вашей кисти до половины наконечника. Если она слишком длинная, то линия может получиться очень шаткой и неустойчивой.
2. Если хотите, можете сделать небольшую подушечку на конце штыря или обернуть его замшей, чтобы сделать ваше приспособление более похожим на муштабель и защитить бумагу от царапин, но зачастую в этом нет необходимости. Главное – убедитесь, что конец штыря ровный.
Совет: возьмите пробку из-под бутылки белого вина и приклейте её к концу обычной деревянной школьной линейки с помощью клея ПВА. Обязательно, чтобы вино, из бутылки которого используется пробка, было белое, иначе вы рискуете обнаружить на своём рисунке красные пятна!
Забытый современниками муштабель и страусиные яйца
Все реже и реже встречаю людей, которые работают с муштабелем. И сказать честно, меня это удивляет, ведь это удобно в любой из сфер, таких как живописная, декораторская или дизайнерская. В 80-е, когда я работала художником-оформителем, без этого инструмента не обходилось ни одно написание стенда с фамилиями победителей социалистического соревнования или создание щитов с гербами Союзных республик. И в студии, и на пленере использовали его активно. Я даже себе представить не могу мастерскую, в которой среди инструментария нет этой «трости».
Конечно же, с появлением компьютерных технологий отпала необходимость писать от руки тексты, и плакатные перья стали продаваться как винтажные штучки, но тем не менее муштабель остается любимым инструментом художников.
Хочу объяснить, почему именно про муштабель я решила сегодня рассказать тем, кто про него не знает, и позабавить интересными фактами тех, кто про него просто забыл. Как-то, в разговоре с одной из коллег, мы затронули тему точности линий в городском пейзаже. И я сказала, что не вижу проблем, поскольку муштабель всегда под рукой. Узнав в первый раз от меня об этом «хитром приспособлении» и о том, что именно он помогает мне прописывать точно детали работы, меня пришпилили ответом: «Нужно руку набивать, а не фигнёй своё дилетанство прикрывать». Согласна, что руку набивать нужно, чем и занимаюсь каждый день с детства, но уж очень хочется выступить в защиту этого древнего и любимого многими великими художниками иструмента.
Итак, что же такое муштабель?
Муштабель — легкая палочка от тридцати пяти сантиметров до одного метра, с мягким круглым набалдашником. Классический инструмент живописца служил дополнительной опорой правой руке для того, чтобы пальцы не касались свежего красочного слоя и не пачкали холст.
Испачканная и размазанная работа под рукой — это действительно печально. Представьте теперь, что рисуете не карандашом, а маслом, например. Ну или у вас сложнейший огромный чертёж.
Традиционный вид муштабеля простой, это именно батожок: состоит из палочки и шаровидной подушечки. Эту палку кладут наискосок поверх холста. Свободный конец упираем в край мольберта или подрамника и придерживаем левой рукой. Правую руку кладём на тот конец, на котором шишечка. Шишку упираем в чистое место холста, которое не размажется при соприкосновении. Соответственно, если вы левша, то переверните всё это дело наоборот.
А теперь рассмотрим вариант необычного варианта применения этого инструмента для живописи, которое говорит, что муштабель — это древнейший инструмент для живописи.
Культура пробивания яйца страуса муштабелем сложилась давно, хорошо прослеживается и сохранилась почти в первозданном виде вплоть до конца XIX века, а может быть, и до наших дней. Можно сказать, что зримая культурная история человечества густо усыпана скорлупками страусиных яиц.
Еще римский историк Светоний Гай Транквилл писал: «К концу царствования императора Тиберия количество страусиных яиц, доставляемых в Рим, достигло десятков тысяч». И дальше: «Молодой Нерон и его брат Германик проводили долгие часы со своим учителем Сенекой, отрабатывая приемы разбивания огромных яиц. Весь Рим занимался тем же».
С XVIII века специальные «клубы по пробиванию яиц», или «собрания пробивальщиков», распространяются по всей Европе. Занятия с муштабелем и яйцом становятся настолько популярны, что отдельные вельможи, например, художник Веласкес, даже путешествуют со страусиными яйцами, для чего в дорожных каретах оборудуются специальные ящики с углублениями, обитые бархатом или сафьяном внутри, и футляром для муштабеля.
В Берлине, Париже, Лондоне, Вене, Мадриде и Варшаве каждый вечер сотни людей клали на ломберный столик страусиное яйцо и брали в руки муштабель.
Наряду с классическими ударами, в разных городах применялись и совершенно новые приемы. Например, в Лондоне муштабель был длиннее, а яйцо перед сеансом варили, в Вене яйцо подвешивали на кронштейне, а в Варшаве были случаи, когда действие совершалось в полной темноте.
В Россию страусиные яйца завез граф Алексей Разумовский, он же сам и разбил их муштабелем на специально организованном ужине в присутствии императрицы Елизаветы Петровны. Вечеринка так понравилась Ее Величеству, что тотчас был отдан приказ «О покупке и отправке в Россию всех яиц страусиной породы, кои можно приобрести или достать иным путем». Денег велели не жалеть и «доставлять ко двору немедля».
Можно с уверенностью утверждать, что перед страусиным яйцом с муштабелем в руке проводили время почти все выдающиеся персонажи российской истории с начала XVIII до конца XIX века.
Петр Аркадьевич Столыпин, став премьером, решительно запретил пробивать страусиные яйца. «Довольно сеять яичную скорлупу, из нее ничего не вырастет, нам надобно сеять то, что даст всходы». Император Николай II неожиданно поддержал своего премьера. Ура-патриоты всех мастей объединились и объявили страусиные яйца изобретением жидомасонов. Пробивать их стало непатриотично и даже опасно. Приходилось собираться тайно. Сергей Юльевич Витте в пику Столыпину устроил настоящую фронду. Он часами разгуливал по Невскому со страусиным яйцом под мышкой. Его не трогали, но многие перестали с ним раскланиваться.
Перед революцией последнее пробивание состоялось на квартире фрейлины Вырубовой. Но вечер прошел неудачно. Разбивальщиком выступал князь Мятлев. Он уже занес руку, но в залу ввалился пьяный Распутин. Он вырвал из рук князя муштабель и, переломив его, как соломинку, одним ударом кулака разнес вдребезги страусиное яйцо. Дамы вскрикнули. Григорий демонстративно облизал кулак, смачно плюнул на пол и изрек: «Говно есть говно» — и, хлопнув дверьми, покинул помещение.
Мы располагаем огромным количеством документов об обряде «пробивания страусиных яиц муштабелем», об истории этого странного действа и о его участниках с древнейших времен и почти до наших дней. Мы знаем очень много, но до сих пор не знаем главного. Зачем они это делали?!
Автор исторического исследования Анатолий БЕЛКИН, Санкт-Петербург
В материале использован рисунок неизвестного испанского художника «Пробивальщики за работой», начало XIX века.