Мусульманский зикр что это
Зикр и виды зикра
Все слова, восхваляющие совершенные атрибуты силы и величия, красоты и возвышенности Аллаха, произносятся ли они языком или беззвучно в своем сердце, относятся к зикру. Это в переводе с арабского означает “напоминать себе” или “упоминать” о Создателе посредством частого повторения Его имен.
Как делать зикр
Произнесение зикра – это действие поклонения, поэтому оно должно совершаться так, как предписано шариатом, и нельзя изобретать для него новые методы. Зикр Аллаху должен быть произнесен тихо.
«И исполняйте зикр Господа в душе со смирением и без громких слов по утрам и вечерам, и не будьте из тех, кто невнимателен.» (Аль-арааф: 205)
Однако в некоторых случаях разрешается произносить слова поминания Аллаха громко. Например, талбия в хадже, такбир в праздничные дни или необходимость учить других.
Важность совершения зикра
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сравнивая людей, говорил, что те мусульмане, которые выполняют зикр, являются обладателями живого сердца, в то время как сердце человека, не делающего это, мертво. (Сахих-Бухари)
Сердце, поминающее Аллаха, становится умиротворенным и безмятежным. Спокойствие и мир, которые дает зикр, ведут к очищению и укреплению веры, защищают от искушений Сатаны (аузу биЛлях). Поэтому в Коране Всевышний побуждает мусульман почаще совершать его.
«О вы, которые уверовали! Пусть ни богатство, ни дети не отвлекают вас от поминания Аллаха. Те, кто так поступают, оказываются в проигрыше.» (63: 9)
Виды зикра
В Исламе встречается упоминание о трех видах зикра:
Таким образом, мысли и чувства, слова и поступки при которых верующий помнит о своем Создателе и восхваляет Его, являются зикром.
Зикр после намаза
Совершить зикр мусульманин должен как минимум 5 раз в день, а именно после прочтения обязательной молитвы. Зикры после намаза по сунне пророка (мир ему и благословение Аллаха) читается в следующей последовательности:
3 раза говорится «Астагфиру-Ллах», что в переводе означает прошу прощения у Аллаха.
Произносится дуа:
Читается Аят аль-Курси:
Затем повторяют по 33 раза каждую из трех фраз «СубханаЛлах» (Аллах Пречист), «Альхамду лиЛлях» (хвала Аллаху), «Аллаху Акбар» (Аллах Велик).
Прочитывается дуа
Перевод: Нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, и нет у Него сотоварищей! Ему принадлежит вся власть и хвала! Он способен на всякую вещь!
Поминание Аллаха служит прочной основой, связывающей мусульманина с Создателем. И чем чаще язык повторяет эти слова, тем больше получает человек награду.
Наиболее распространенные фразы зикра
Так как ученные считают зикр актом поклонения, то совершать его необходимо предписанным шариатом образом. Самые лучшие слова для этого, те, которые упоминаются в Коране и хадисах.
Достоинства зикра
Верующий, поминающий Аллаха и стремящийся делать это как можно чаще приобретает бесчисленные блага в жизни, а также награду в Судный день.
Достоинствами зикра являются:
Поминающего раба Своего Аллах не оставляет без внимания.
«Поминайте Меня, и Я буду помнить о вас» (Бакара: 152).
Постоянно поминая Аллаха, мы сохраняем его в наших умах и сердцах. Чем больше мы думаем о Нем, тем больше хотим угодить. Таким образом становится понятен глубокий смысл слов зикр, что это в Исламе проводник к прекрасному характеру и свет, который держит нас на пути к Раю.
Хочешь помочь сайту?
Поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Мусульманский зикр что это
Зикр (араб. ذكر— поминание) — поминание Всевышнего, совершаемое как языком, так и сердцем, при котором могут произноситься Его прекрасные имена и качества, слова восхваления Бога и возвеличивания.
Слово «зикр», в его вышеупомянутом значении, часто встречается в аятах Священного Корана. Кроме этого, словом «зикр» в аятах иногда обозначается сам Священный Коран, а также некоторые другие, прежние Священные Писания. Также слово «зикр» в некоторых случаях в Священном Коране приводится в значениях «слава», «наставление», «Хранимая Скрижаль» и др.
Произносить зикр является желательным (сунна) действием. Рекомендуется произносить его в любое время и во всех обстоятельствах, за исключением, например, нахождения по физиологической нужде в отхожем месте, во время прослушивания пятничной проповеди и некоторых других обстоятельств. В Священном Коране имеется много аятов, побуждающих верующих людей постоянно произносить зикр в своей повседневной духовной практике. Кроме этого, важно отметить, что в аятах имеется указание на то, что успех каждого верующего человека напрямую может быть связан с тем, как часто и много он произносит зикр. В некоторых случаях произносить зикр обязательно, например, перед забоем животного, во время совершения молитвы-намаза. Важно отметить, что, согласно мнению большинства ученых-богословов, самый лучший зикр — чтение Священного Корана и выполнение всех видов обязательных форм поклонения Творцу.
Произнесение зикра оказывает глубочайший положительный эффект и приносит много пользы, даже если произнесение его в действительности не составляет большого труда. Так, например, человеку, произносящему зикр, Всевышний всегда оказывает Свою помощь и покровительство, уберегает от наущений Сатаны (Дьявола) и его козней, способствует достижению большой награды и любви Творца. Кроме этого, произнесение зикра способно наполнять сердце верующего человека спокойствием, умиротворенностью, чувством благополучия.
Виды зикров (форм восхваления и возвеличивания Бога) могут быть разными и формулируются в свободной форме, однако самыми лучшими и предпочтительными являются те варианты, которые упоминаются в Священном Коране и Сунне. Зикром является и произнесение имен Всевышнего (асма’ул-лахи аль-хусна), а также слов благословения пророку Мухаммаду и его роду (салават). Следует добавить, что, согласно мнению большинства ученых-богословов, наилучшая форма практики зикра — одновременное произнесение зикра языком и сердцем, хотя произносить только языком или только сердцем также допускается.
Для того чтобы произносимые зикры возымели наилучший эффект, следует выполнять определенные рекомендации и правила: в начале зикра обратиться за помощью к Творцу, произносить зикр в состоянии ритуальной чистоты и обратившись лицом в сторону киблы, произносить зикры в чистых и священных местах, стараться произносить их с большим усердием в особо значимые дни и в некоторые особо значимые временные промежутки, произносить их с особым душевным настроем и с полным осознанием произносимых слов, произносить их в одиночестве и тихим голосом. Следует добавить, что произносить зикры в окружении других верующих людей также допускается, однако коллективное произнесение зикров, как это иногда практикуемо, по мнению некоторых ученых-богословов, является нововведением (бид‘а).
Кроме этого, не допускается сопровождать произнесение зикров некоторыми движениями тела, например, своеобразными танцами и кружениями вокруг себя, сопровождать звуками барабанов и дудок, а также некоторыми другими видами подобных действий. Так считают некоторые ученые. Прямых запретов нет.
При произнесении зикров допускается вести их счет, используя для этого различные способы: зажимая пальцы, используя фаланги пальцев обеих рук, перебирая четки, применяя электронные и механические устройства и т. д.
Важно отметить, что некоторые зикры могут произноситься вне зависимости от той или иной ситуации, а некоторые произносятся в зависимости от ситуаций, например, перед забоем животного, перед употреблением пищи, перед вхождением в мечеть, перед сном, перед поездкой, во время скорби и печали и т. д. Вы можете также встретить целые отдельные сборники, где тот или иной мусульманский ученый собрал на разные случаи жизни разные зикры (дуа)[1].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Зикр // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 21. С. 219–265.
Мусульманский зикр что это
Интересно об этом пишет Амир аль-муьмини в Хадисе, Шейх Ибн Хаджар Аскалани аш-Шафии (умер в 852 г.) в своих комментариях на «Сахих» Имама Бухари, том 2 стр 583. Издательство «Мактабат ар-Рушд».
Сказал Хафиз Ибн Хаджар (да смилуется над ним Аллах), приводя слова Имама аль-Куртуби (да смилуется над ним Аллах): «А говоря по поводу того, что начали делать суфии, то никто не сомневается в запрещении этих действий, но однако страстелюбивые души возобладали над многими теми, кто приписывает себя к благочестию. И это дошло до того, что стали проявляться среди них глупые детские действия, которые довели их до того, что они начали танцевать, двигаясь одинаково, повторяя друг за другом. А закончилось это наглостью с их стороны, когда они назвали эти действия, приближением (к Аллаху) и праведными делами. На самом же деле, это только плодоносит плохими делами, и после нашего исследования, это оказалось наследием «зиндиков» (еретиков-отступников от Корана и Сунны,- сектантов) и вышедших из ума людей».
Пишет другой известный Шафиит, Имам Такьия-дин Абу-Бакр ибн Мухаммад аль-Хусайни аль-Хусни ад-Дамашки аш-Шафии (умер в 879 г.) в своей известной книге по Фикху «Кифаят аль-ахьяр фи халли гьоят аль-ихтисар» Издательство «Муасаса ар-Рисаля» 1421 г., в Главе – свидетельства (фасль аш-шахадат), том 2 стр 384:
«. не принимается свидетельство также от певцов, независимо сам он ходит и распевает, либо приходят к нему слушать песни, так же от танцоров как эти суфии, которые устремляются на торжественные мероприятия притеснителей-тиранов и сборщиков налогов, танцуя и выпячивая из себя проникнутых в трансе, дергая своими головами и махая своими подлыми бородами, как делают сумасшедшие. Eсли читается (им) Коран, то они не прислушиваются к нему, а если запиликает шайтанская флейта то, они вопят прикрикивая одни на других в помешательстве, да погубит их Аллах, кто может быть более беспутнее их, и более отдаленнее от Книги Аллаха. Да убережет нас Аллах от этого!».
Сказал Имам Ибн Джавзий Багдади Ханбали (умер в 596 г), да смилуется над ним Аллах своей в книге «Тальбис Иблис» стр. 334: » А когда Суфии приходят в возбуждение от распевания песен, то начинают хлопать в ладоши. Однако (знайте), что хлопанье в ладоши является порицаемым действием, оно возбуждает и выводит из умеренности и правильного пути. Разумные люди отстраняются от подобных действий, а совершающие подобное, уподобляются, хлопая в ладоши, многобожникам в их действиях возле Каабы. И это именно то, за что порицал их Аллах в Коране сказав: «. Их молитва возле мечети была всего лишь свистом и хлопаньем в ладоши». Сура Анфаль 35 аят.
В этом действии, так же уподобление женщинам.
Таким образом, разумный мусульманин обязан отстраняться от того, чтоб опускаться ниже своего достоинства, совершая женоподобные действия и дела многобожников».
Далее Ибн Джавзий продолжает: » А когда усиливается их (суфиев) возбуждение, они пускаются в пляс. И некоторые из них приводят в довод этому Слова Аллаха, сказанные Пророку Айюбу (мир ему): » Ударь ногой своей. » Сура Сод 42 аят. Однако это несостоятельный довод, так как если это был бы приказ ударить ногой из-за радости, то возможно в нём было бы место для толкования, но в Коране речь идет об ударе Айюба (мир ему) своей ногой, чтоб вышел родник».
В конце приведу слова еще одного известного Ученого Шафиита ‘Изза ибн Абд ас-Салама «Султан аль-Улема» (умер в 660 г.)
Мусульманский зикр что это
Зикр (араб. ذکر «поминание») — исламская духовная практика, заключающаяся в многократном произнесении молитвенной формулы, содержащей прославление Бога. Зикр совершается после завершения намаза, во время мавлидов, собраний (маджлисов) или в любое удобное для этого время. Зикр в исламе развился в основном как медитативная практика суфизма. Суфии называют зикр «столпом, на котором зиждется весь мистический Путь». Во время произнесения зикра исполнитель может совершать особые ритмизированные движения, принимать определённую молитвенную позу (джалса). Зикр нередко противопоставляют фикру, т. с. «безмолвным» размышлениям о себе и о Боге, или медитации.
Виды зикра
Зикр джахри (джали) — поминание вслух; зикр хафи — мысленное поминание про себя. Совершать поминание можно либо в одиночестве, либо на общих собраниях представителей суфийской общины [маджлис аз-зикр]. Некоторые братства (такие, например, как шадилийа, халватийа, даркава и т. д.) подчёркивали преимущества уединенного зикра, который они называли «зикром избранников [Божьих]» (зикр аль-хавасс), то есть тех, кто приблизился к концу мистического «пути». Другие же (например, рахманийа в Алжире и Тунисе) указывали на «опасности» уединённого поминания и советовали сочетать его с коллективным зикром, который мог отправляться как во время больших «собраний» (хадра), так и в небольших «кружках» (халка) подвижников. Правила коллективного зикра в некоторых братствах предписывают их участникам определённые позы и контроль над дыханием. Такие «поминания» напоминают своего рода литургию, которая начинается с произнесения коранических аятов или молитв, завещанных основателем братства. Такой зачин обычно называется хизбом или вирдом.
Аналоги в других религиях
Практика повторения священных формул существует во многих религиях. Например, в индуизме — джапа, у китайских и японских буддистов — няньфо/нэмбуцу. У бахаи — произнесение 95 раз Алла-у-Абха. Нет никаких исторических сведений, указывающих на то, что они происходят из одного источника.
Теологические основания
Исламская практика
Подготовка к зикру
Помимо вводной части — произнесения формул хизба и вирда — участники зикра, по словам Аль-Газали, должны отрешиться от мира, принять аскетический образ жизни и иметь «искреннее намерение» (ният) следовать по пути. Рекомендовалось также умащать себя благовонными маслами и облачаться в ритуально чистую одежду.
Роль шейха
Важную роль в совершении коллективного зикра играет духовный наставник и руководитель суфийской общины. Он наблюдает за исполнением зикра во время совместных радений с тем, чтобы его последователи не позволяли себе симулировать экстатическое поведение или «работать на публику». Что касается индивидуального зикра, то его исполнитель должен полностью забыть обо всём окружающем и постоянно удерживать пред мысленным взором образ своего шейха.
Позы зикры
Формулы зикра
Продолжительность зикра
Продолжительность зикра всегда должна быть нечётной — 101, 1001 и т. п.
Стадии зикра
Согласно Ибн ‘Ата’ Аллаху, большинство из них различали три стадии поминания. Первая — это «зикр языка», который должен быть обязательно подкреплён «намерением сердца»; отсутствие такого искреннего намерения и полной сосредоточенности на имени Бога делает зикр бессмысленной и ненужной рутиной. На этой стадии подвижник обязан строго придерживаться правил поминания, предписанных ему его шейхом. Его задача заключается в том, чтобы «вселить Того, Кого он поминает (то есть Бога) в своё сердце». Когда эта задача исполнена, «воззвания к Богу» становятся непроизвольными и продолжаются уже без всяких усилий со стороны исполнителя поминания. Однако на этой стадии всё ещё можно различить три ключевых составляющих зикра: самого «поминающего» (закир), «поминание» (зикр) и «Поминаемого» (мазкур), то есть Бога.
После того, как первый этап пройден, суфий вступает в стадию «зикра сердца», на которой, согласно Аль-Газали, «на его языке не остаётся и следа [поминаемых им] слов». Теперь органом зикра становится само сердце суфия. Эта стадия, в свою очередь, делится на два этапа: сначала суфий должен насильно «заставить» своё сердце «произносить» формулу поминания, в результате чего он может почувствовать даже физическую боль в груди. Однако со временем нужда в каких-либо усилиях с его стороны отпадёт, так как формула станет неотъемлемой частью биения его сердца. Теперь имя Бога начинает пульсировать вместе с пульсацией крови в артериях человека без участия его голосовых связок или мозга. Находясь в этом состоянии «Божественного присутствия», вызванном поминанием, суфий совершенно забывает об окружающем мире. Такое состояние является основой для следующей, третьей, стадии зикра, которая называется «поминанием сердечной тайны» (сирр). Будучи вместилищем Божественного знания, сердце лучше других органов подходит для того, чтобы стать местом «лицезрения» Бога (мушахада) исполнителем «богопоминания». Именно в «сердечной тайне» поминающего осознание им Божественной единственности (таухид) и неразделимости человеческого и Божественного начал достигает своего апогея. Суфийские авторы часто связывают эту стадию с состоянием «благодеяния» (ихсан), которое, как уже говорилось, следует сразу за состояниями внешнего подчинения [Божьей воле] (ислам) и внутренней веры (иман). Когда суфий достигает этого состояния, зикр становится неотъемлемой частью его организма. Более того, всё естество суфия становится, иногда даже помимо его воли, «языком, отправляющем зикр». В конечном итоге упомянутая выше триада зикра, состоящая из «поминающего», «поминания» и «Поминаемого», перестаёт существовать и сливается в единое целое. В акте добровольного самоуничтожения в Боге человек, отправляющий зикр, теряет ощущение множественности окружающего мира (фана ‘ан аз-закир би-Ллах), и тогда для него наступает не сравнимый ни с чем «момент истины». Индивидуальное «Я» суфия полностью растворяется во всепоглощающем Божественном единстве и единственности, которые не несут в себе и намёка на двойственность или множественность.
Видения, сопровождающие зикр
Во время зикра суфии могут впадать в состояние экзальтации джазба. В некоторых суфийских руководствах описываются звуковые и визуальные явления, которые соответствуют различным формам и стадиям зикра. В одном из таких описаний «зикр сердца» уподобляется «жужжанию пчёл», которое сопровождается особыми зрительными и цветовыми ощущениями. Аль-Газали, к примеру, говорил о видении «огней», которые «иногда проносятся как молнии, а иногда задерживаются, иногда надолго, иногда нет; иногда они следуют один за другим… а иногда сливаются в единое целое». Аль-Газали называет их «проблесками истины», которые Бог щедро ниспосылает Своим «избранникам». Некоторые суфии утверждали, что такого рода «световые явления» наиболее ярки на стадии «зикра сердечной тайны» и потому могут считаться его отличительной чертой. На этой стадии, согласно Ибн ‘Ата Аллаху аль-Искандари, «пламя зикра не угасает, его огни не иссякают… ты видишь, как одни огни поднимаются вверх, а другие опускаются вниз; тебя окружает пламя, из которого исходит обжигающий жар». Считается, что «поднимающиеся и опускающиеся огни» суть не что иное, как «Божественное озарение», вызванное правильно исполненным зикром.
Критика зикра
Практика в вере бахаи
В отличие от ислама, в вере бахаи практика зикра была определена самим основателем веры, Бахауллой. В своей Книге Законов, Китаб-и-Агдас (абз. 18), он дал такое указание:
Предписано, дабы всякий верующий в Бога, Господа Суда, ежедневно, омыв руки, а затем лицо, садился и, обращаясь к Богу, повторял девяносто пять раз «Алла-у-Абха». Так повелел Творец Небес, когда Он с величием и могуществом утвердился на престолах Имён Своих.
«Алла-у-Абха» — одна из форм Прекраснейшего имени Бога. «Алла-у-Абха» — выражение, которое по-арабски означает «Бог Преславен». Согласно исламскому преданию, среди множества имён Бога есть одно величайшее; однако это Величайшее Имя оставалось до времени сокрытым. Бахаулла возвестил, что Баха́ и есть то самое Величайшее Имя.
Таким образом, зикр бахаи связан с повторением самого святого для бахаи Имени Бога, которое также ассоциируется с основателем их веры. По сравнению с суфийскими практиками зикр бахаи является очень простым, что следует приписать общей нелюбви Бахауллы ко «всему, что выходит за границы умеренности». Шоги Эффенди, Хранитель Веры, не советовал бахаи увлекаться такими практиками, как многократное повторение отрывков из Писаний или многочасовые молитвенные бдения. Бахаулла строго осудил тех, «что удалялись от мира в землях Индии, отказывали себе в том, что узаконил Бог, подвергали себя лишениям и умерщвлению плоти», и заявил, что они «не были помянуты Богом, Явителем Стихов».
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Цитатник
Мифы о духовных практиках Это цитата из статьи. Поскольку согласен со всем написан.
Не в понимании дело, в осознании. Не в понимании дело, в осознании. &n.
Курс «Как чему то научиться» Курс «Как чему то научиться» Появилась возможност.
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
Слово ЗИКР означает вспоминание о Божестсвенном.. Это пение в определенном ритме, сопровождающееся последовательностью движений и особым дыханием. Это один из основных способов суфийской работы для достижения осознанности. Суфии считают, что вибрация звуков Зикра помогает очистить тело, ум и дух человека. Также пение Зикра используется в суфийской традиции как метод целительства.
Зикр— исламская духовная практика, заключающаяся в многократном произнесении молитвенной формулы, содержащей имя Аллаха. Зикр в исламе развился в основном как медитативная практика суфизма. Суфии называют зикр «столпом, на котором зиждется весь мистический Путь». Во время произнесения зикра исполнитель может совершать особые ритмизированные движения, принимать определённую молитвенную позу (джалса) и контролировать своё дыхание. Зикр нередко противопоставляют фикру, т. с. «безмолвным» размышлениям о себе и о Боге, или медитации.
Практика ЗИКРа
При групповом зикре используется также и особое дыхание. К дыханию суфии относятся очень трепетно.. Дыхание для суфи это источник его существования, источник внутренней гармонии человека и его связь с существованием. Дыхание не может принадлежать человеку, это тот дар, которым делится сущее, это жизненная сила Творца.
Практика зикра это еще один способ раскрытия внутреннего мира и неисчерпаемого творческого потенциала человека.. Суть взаимоотношений между суфием и Богом сформулирована в одном стихе писания: «Вспомните же Меня, Я вспомню вас». Такая связь и искренняя, личная осредоточенность на Творце и есть «зикр» Любящий говорит: «Я полностью отказываюсь от своей личности и искренне и полностью посвящаю себя стремлению соприкоснуться и познать Тебя, доставив Тебе, тем самым, большую радость».
Повторение божественных имен – зикр, является своего рода медитация. Это особенность суфийской практики. Исходным материалом для этой практики является Коран. В тексте все связано с Богом, как автором Корана, многократно имена употребляются для описания Бога. Согласно суфиской традиции, насчитывается девяносто девять имен Бога:
Он Бог, нет Бога, кроме него,
98) Ведущий правильным путем.
Зикру суфии придают огромное значение, как способу сосредоточить свои сердца исключительно на Боге, позволяющему сердцу быть полностью поглощенным богом, и ничем иным.
С образованием суфийских братств зикру стали предавать одно из наибольших значений в практике суфизма, началась практика прилюдного отправления зикра группой суфиев. Группы суфиев, очень громко, привлекая к себе внимания окружающих, стали повторять имена Бога. Как раз из-за этой практики суфистов стали называть воющими дервишами. Но практика коллективного зикра практикуется не всеми суфиями, многие религиозные авторитеты настаивают на исключительно молчаливом зикре.
Виды зикра
Зикр джахри (джали) — поминание вслух; зикр хафи — мысленное поминание про себя. Совершать поминание можно либо в одиночестве, либо на общих собраниях представителей суфийской общины [маджлис аз-зикр]. Некоторые братства (такие, например, как шадилийа, халватийа, даркава и т. д.) подчёркивали преимущества уединенного зикра, который они называли «зикром избранников [Божьих]» (зикр аль-хавасс), то есть тех, кто приблизился к концу мистического «пути». Другие же (например, рахманийа в Алжире и Тунисе) указывали на «опасности» уединённого поминания и советовали сочетать его с коллективным зикром, который мог отправляться как во время больших «собраний» (хадра), так и в небольших «кружках» (халка) подвижников. Правила коллективного зикра в некоторых братствах предписывают их участникам определённые позы и контроль над дыханием. Такие «поминания» напоминают своего рода литургию, которая начинается с произнесения коранических айатов или молитв, завещанных основателем братства. Такой зачин обычно называется хизбом или вирдом.
Подготовка к зикру
Помимо вводной части — произнесения формул хизба и вирда — участники зикра, по словам Аль-Газали, должны отрешиться от мира, принять аскетический образ жизни и иметь «искреннее намерение» (ният) следовать по пути. Рекомендовалось также умащать себя благовонными маслами и облачаться в ритуально чистую одежду.
Роль шейха
Важную роль в совершении коллективного зикра играет духовный наставник и руководитель суфийской общины. Он наблюдает за исполнением зикра во время совместных радений с тем, чтобы его последователи не позволяли себе симулировать экстатическое поведение или «работать на публику». Что касается индивидуального зикра, то его исполнитель должен полностью забыть обо всём окружающем и постоянно удерживать пред мысленным взором образ своего шейха.
Позы зикры
Кружащиеся дервиши в Стамбуле
В суфийских руководствах оговаривается поза суфия во время индивидуального поминания (ему надлежит сидеть на молитвенном коврике скрестив ноги) и положение его рук.
Во время коллективного зикра приняты кружения дервишей.
Варианты, модификации зикра весьма разнообразны
В соответствии с традициями того или иного братства или ордена, мастерством Шейха. Зикр проводится следующим образом:
Все присутствующие встают или садятся в круг. Шейх дает определенную медитативную настройку и затем, по его указанию, присутствующие начинают выполнять ряд сменяющих друг друга упражнений. Эти упражнения представляют собой ритмичные движения, выполняемые во все убыстряющемся темпе (например, наклоны, повороты, раскачивания тела). Движения сопровождаются произнесением определенных молитвенных формул. На фоне их могут даваться и дыхательные техники.
Формулы зикра
Как правило, зикр начинается произнесением первой части мусульманского символа веры (шахада), а именно: «Нет божества, кроме Бога» (ла илаха илла-Алаху). Согласно шазилийскому методу, произнесение этой формулы должно начинаться во «вместилище сердечного светила и месте средоточия духовного света», то есть в левой части груди, затем её нужно плавно «двигать» из нижней части груди наверх и вправо, пока она не вернётся в своё исходное место. Таким образом, она совершает полный круг в груди отправляющего зикр (закир).
Распространённой формулой зикра является так называемое «Имя величия», то есть Аллах. Её артикуляция должна сопровождаться двумя следующими движениями: произнося первый слог, состоящий из хамзы и краткого звука «а», подвижник ударяет себя подбородком в грудь, а затем, выдыхая слог «ллах», он запрокидывает голову назад. Ещё одна известная формула зикра связана с аль-Халладжем и его последователями. В ней в слове Аллах опускается начальный слог ал, поэтому она звучит как лаху, лахи, лаха. Ас-Сануси предупреждал, что эту формулу надлежит использовать с осторожностью и только тем, кто «осознаёт её возможные последствия». Другие формулы зикра обычно представляют собой одно из «прекрасных имён» Бога, а именно: Хува, [аль-]Хакк, [аль-]Хайй, [аль-]Каййум, [аль-]Каххар и т. д. Согласно Аль-Газали, чтобы начать отправление «тихого» зикра, суфий должен уединиться в своей келье (завийа), где ему следовало постоянно произносить слово «Бог» (Аллах), пока это слово не проникнет в каждую клетку его тела.
Продолжительность зикра
Продолжительность зикра всегда должна быть нечётной — 101, 1001 и т. п.
Стадии зикра
Согласно Ибн ‘Ата’ Аллаху, большинство из них различали три стадии поминания. Первая — это «зикр языка», который должен быть обязательно подкреплён «намерением сердца»; отсутствие такого искреннего намерения и полной сосредоточенности на имени Бога делает зикр бессмысленной и ненужной рутиной. На этой стадии подвижник обязан строго придерживаться правил поминания, предписанных ему его шейхом. Его задача заключается в том, чтобы «вселить Того, Кого он поминает (то есть Бога) в своё сердце». Когда эта задача исполнена, «воззвания к Богу» становятся непроизвольными и продолжаются уже без всяких усилий со стороны исполнителя поминания. Однако на этой стадии всё ещё можно различить три ключевых составляющих зикра: самого «поминающего» (закир), «поминание» (зикр) и «Поминаемого» (мазкур), то есть Бога.
После того, как первый этап пройден, суфий вступает в стадию «зикра сердца», на которой, согласно Аль-Газали, «на его языке не остаётся и следа [поминаемых им] слов». Теперь органом зикра становится само сердце суфия. Эта стадия, в свою очередь, делится на два этапа: сначала суфий должен насильно «заставить» своё сердце «произносить» формулу поминания, в результате чего он может почувствовать даже физическую боль в груди. Однако со временем нужда в каких-либо усилиях с его стороны отпадёт, так как формула станет неотъемлемой частью биения его сердца. Теперь имя Бога начинает пульсировать вместе с пульсацией крови в артериях человека без участия его голосовых связок или мозга. Находясь в этом состоянии «Божественного присутствия», вызванном поминанием, суфий совершенно забывает об окружающем мире. Такое состояние является основой для следующей, третьей, стадии зикра, которая называется «поминанием сердечной тайны» (сирр). Будучи вместилищем Божественного знания, сердце лучше других органов подходит для того, чтобы стать местом «лицезрения» Бога (мушахада) исполнителем «богопоминания». Именно в «сердечной тайне» поминающего осознание им Божественной единственности (таухид) и неразделимости человеческого и Божественного начал достигает своего апогея. Суфийские авторы часто связывают эту стадию с состоянием «благодеяния» (ихсан), которое, как уже говорилось, следует сразу за состояниями внешнего подчинения [Божьей воле] (ислам) и внутренней веры (иман). Когда суфий достигает этого состояния, зикр становится неотъемлемой частью его организма. Более того, всё естество суфия становится, иногда даже помимо его воли, «языком, отправляющем зикр». В конечном итоге упомянутая выше триада зикра, состоящая из «поминающего», «поминания» и «Поминаемого», перестаёт существовать и сливается в единое целое. В акте добровольного самоуничтожения в Боге человек, отправляющий зикр, теряет ощущение множественности окружающего мира (фана ‘ан аз-закир би-Ллах), и тогда для него наступает не сравнимый ни с чем «момент истины». Индивидуальное «Я» суфия полностью растворяется во всепоглощающем Божественном единстве и единственности, которые не несут в себе и намёка на двойственность или множественность.
Видения, сопровождающие зикр
Во время зикра суфии могут впадать в состояние экзальтации джазба. В некоторых суфийских руководствах описываются звуковые и визуальные явления, которые соответствуют различным формам и стадиям зикра. В одном из таких описаний «зикр сердца» уподобляется «жужжанию пчёл», которое сопровождается особыми зрительными и цветовыми ощущениями. Аль-Газали, к примеру, говорил о видении «огней», которые «иногда проносятся как молнии, а иногда задерживаются, иногда надолго, иногда нет; иногда они следуют один за другим… а иногда сливаются в единое целое». Аль-Газали называет их «проблесками истины», которые Бог щедро ниспосылает Своим «избранникам». Некоторые суфии утверждали, что такого рода «световые явления» наиболее ярки на стадии «зикра сердечной тайны» и потому могут считаться его отличительной чертой. На этой стадии, согласно Ибн ‘Ата Аллаху аль-Искандари, «пламя зикра не угасает, его огни не иссякают… ты видишь, как одни огни поднимаются вверх, а другие опускаются вниз; тебя окружает пламя, из которого исходит обжигающий жар». Считается, что «поднимающиеся и опускающиеся огни» суть не что иное, как «Божественное озарение», вызванное правильно исполненным зикром.