Музыка 3 класс романс что это
Урок 2 Романсы 3 класс музыка
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Сегодня я нисколько не боюсь,
С двадцатым веком временно расстаться,
Позвольте, я в любви вам объяснюсь
Высоким слогом русского романса.
Описание слайда:
Я помню чудное мгновенье.
М.И. Глинка
А.С. Пушкин
Описание слайда:
Весенние воды
С.В. Рахманинов
Ф.И. Тютчев
Описание слайда:
Описание слайда:
В России романс первоначально возникает в дворянской столичной среде и носит салонный характер.
Он предназначен для узкого круга лиц, которые собираются на вечера.
Описание слайда:
Происхождение романса
Слово «романс» пришло из Испании, где первоначально обозначало стихотворение на испанском («романском») языке, рассчитанное на музыкальное исполнение с инструментальным сопровождением.
Романсом называли народную песню лирического или героического содержания. Распространившись в других странах, музыкальный термин «романс» стал обозначать вокальный жанр.
Описание слайда:
Рождение шедевров романсовой лирики
М.Ю. Лермонтов
А.А. Фет
А.Н.Плещеев
А.К.Толстой
А.С.Пушкин
Ф.И.Тютчев
И.С.Тургенев
Описание слайда:
Описание слайда:
М.И.Глинка – Н.В. Кукольник
Романс «Жаворонок»
Описание слайда:
Между небом и землей Песня раздается,
Неисходною струей Громче, громче льется.
Не видать певца полей! Где поет так громко
Над подружкою своей Жаворонок звонкий.
Ветер песенку несет, А кому — не знает.
Та, к кому она, поймет. От кого — узнает.
Лейся ж, песенка моя, Песнь надежды сладкой.
Кто-то вспомнит про меня И вздохнет украдкой.
Описание слайда:
Илларион Прянишников «Жестокие романсы»
Василий Тропинин « Гитарист»
Сергей Судейкин «Романс Глинки»
1
2
3
Описание слайда:
«Романса трепетные звуки…»
Описание слайда:
Описание слайда:
Жанровые признаки романса:
Описание слайда:
Домашнее задание
Нарисовать иллюстрацию к романсу «Жаворонок» М. Глинки
Описание слайда:
Спасибо за Внимание!
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы преподавания музыки в условиях реализации ФГОС
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Статья на тему: «Русский романс в творческой биографии Сергея Есенина»
Рабочая программа по музыке
«Карта дистанционного урока». Технологическая карта
Проект «Театральный балаганчик» для детей с ОВЗ
Открытый урок: «Введение в специальность саксофон»
Рабочая программа музыка 1 класс
Консультация по музыке на тему «Музыкально-сенсорное развитие дошкольников»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5352689 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Только каждый 10-й россиянин может дать платное образование своим детям
Время чтения: 2 минуты
Комиссия РАН призвала отозвать проект новых правил русского языка
Время чтения: 2 минуты
ДНР полностью перешла на стандарты и программы России в образовании
Время чтения: 1 минута
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока в 3 классе: «Романс»
Цель: воспитание музыкальной культуры школьников как части их духовной культуры.
Музыкальный материал: 1. П. И. Чайковский «Благословляю, вас леса»
3. Г. Свиридов «Романс»
Оборудование: портрет, диск с музыкальным материалом, аппаратура.
1 этап. Организационный момент.
Опрос прошлой темы.
На прошлом уроке мы с вами говорили о том, что мелодия- это душа музыки и без нее нет музыкальных произведений.
— что такое мелодия? (это то, что можно спеть, сыграть и насвистеть)
-что такое нота? (это знак для записи музыкальных звуков)
— какое произведение мы слушали? (Симфония)
— кто автор? (П. И. Чайковский)
— что такое симфония? (музыкальное произведение для симфонического оркестра)
2 этап. Изучение новой темы.
На доске записаны 2 четверостишья, ваша задача сочинить к ним мелодию.
Благословляю вас, леса,
Долины, нивы, горы, воды!
Благословляю я свободу,
И голубые небеса!
Звонче жаворонка пенье,
Ярче вешние цветы,
Сердце полно вдохновенья,
Небо полно красоты.
Скажите, можно ли назвать это простой песней?
Это ребята слова известных романсов композитора П. И. Чайковского и Н. А. Римского-Корсакова.
Сегодня на уроке мы узнаем, что такое романс. Тема нашего урока РОМАНС (запись в тетрадь)
Романс очень похож на песню.
Но романс ни когда не поют хором, его исполняет один певец. У него всегда музыкальное сопровождение. В нем мелодия все время развивается, видоизменяется.
— МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ – значит всегда есть инструмент, который исполняет аккомпанемент.
Послушайте романс П. И. Чайковского на слова А. К. Толстого «Благословляю вас, леса»
СЛУШАНИЕ П. И. Чайковского на слова А. К. Толстого «Благословляю вас, леса»
запись в тетрадь название произведения
СЛУШАНИЕ Н. А. Римского- Корсакова на слова А. К. Толстого «Звонче жаворонка пенье»
запись в тетрадь название произведения
Послушайте произведение композитора Г. Свиридова и скажите, какая музыка?
СЛУШАНИЕ Г. Свиридов «Романс» муз. иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель»
Какая картина природы рисуется?
Как бы вы назвали это произведение?
Это произведение Г. Свиридов назвал «Романс»
запись в тетрадь название произведения
Мы говорили, что «романс»- это песня, но романсами называют также и инструментальные пьесы с выразительной мелодией
3 этап. Разучивание и исполнение песни.
Сегодня на уроке мы разучим песню, которая называется «Росиночка-Россия»
В романсе особенно тонко и глубоко раскрываются чувства человека, его душевный мир, отношения к жизни, к природе.
С чем познакомились?
Назовите произведения и их авторов, прозвучавшие на уроке.
Конспект урока музыки на тему «Звучит романс» (3 класс)
Усачева, Школяр. Музыка. 3 класс
Урок 5. Звучит романс
— рассказать детям об эпохе романса, охарактеризовать направления развития русской музыкальной культуры;
— продолжить «интонационное исследование» городской лирики, познакомиться поближе с жанром городского романса (обрисовать связанную с ним проблематику, привести музыкальные примеры), уметь анализировать черты жанра;
— обсудить интонационное взаимодействие сельского и городского бытового музицирования, выявить новые черты, появившиеся в крестьянском романсе в 19 веке;
— совершенствовать вокальные способности обучающихся при исполнении лирических песен и романсов: учить передавать задушевные, искренние интонации в пении.
Романс М. Яковлева на стихи Пушкина «Буря мглою небо кроет».
Романс «Утро туманное». Музыка Виктора Абазы, стихи И. Тургенева.
Романс «Нет, не любил он. ». Муз. А. Гуэрчиа, сл. Е. Дельпрейте, рус. перевод М. Медведева.
«Из-за острова на стрежень», русская народная песня, сл. Дм. Садовникова.
«Среди долины ровныя». Муз. О. Козловского, сл. А. Мерзлякова.
— Здравствуйте, ребята! (в разных вариантах)
2. Ритмическая игра
3. Проверка домашнего задания
Обучающиеся демонстрируют свои «сочинения» романсов.
2. Мотивация. Актуализация опорных знаний
Звучит фрагмент русской народной песни «Лучина» в исп. Ф. Шаляпина.
— Что за мелодия прозвучала? Назовите прозвучавший народный песенный жанр.
— Народная песня «Лучина», жанр лирической, протяжной песни.
— Задушевная, лирическая мелодия. Настроение грусти и печали. Темп очень медленный, лад минорный, динамика тихая, звуковедение протяжное, широкое, распевное, плавное.
— Стихи, песни, размышления о любви, жизни, выражающие душевные переживания человека. По характеру – задумчивые. Иногда хочется плакать.
— Совершенно верно, ребята, лирические протяжные песни — это, как правило, страдания любящей души (несчастная любовь, разлука, одиночество, размышления о женской доле). Потому-то народные песни о любви по большей части «страшно разнесчастные» или, как ещё говорили в народе, «жизненские».
— Какой вокальный жанр академической музыки лучше всего может передать чувства человека, его душевные переживания?
— Романс — небольшое музыкальное сочинение для голоса в сопровождении инструмента, написанное на стихи лирического содержания.
Исполнение романса «Зимний вечер», муз. М. Яковлева, ст. А.С. Пушкина.
— А как возник этот жанр, как он зародился?
— Произошло смешение протяжных народных песен с городской лирикой.
Музыка романса «Зимний вечер» была написана к стихам А. Пушкина, романс был привезен из города в деревню, полюбился народу и прижился: его запели в народе.
— Что значит «переосмысление» музыки?
— Ее «второе рождение»: музыка звучит немного иначе – так, как чувствует ее и понимает исполнитель.
— Рассмотрите картины на ст. 59 учебника. Соотнесите народную песню «Лучина» и романс «Зимний вечер» с картинами художников. Как звучат эти картины? Какую музыку к ним вы выберете? Почему?
Рассматривание картин: В. Панов. Иллюстрация к драме М. Лермонтова «Маскарад»; Е. Моисеенко. Портрет матери.
3. Постановка проблемы. Целеполагание
Сегодня мы продолжим музыкальные «романсовые» исследования. Прослушаем, сравним и проанализируем песни подлинного народного происхождения, но испытавшие сильное влияние городской лирики и старинные романсы, представляющие собой уже собственно городскую лирику. Разучим некоторые песни и романсы и поучимся передавать задушевные, искренние интонации в пении.
— Жанр романса родился в 19 веке. Для характеристики эпохи, в которую происходило становление русского классического романса, я приведу несколько высказываний музыковеда Б. Асафьева.
Итак, Б.В. Асафьев: «. Здесь сплетаются сложные влияния: с одной стороны, великорусская и украинская песня соперничают друг с другом, с другой — через нарождающуюся оперу, особенно французскую комическую, всё сильнее и сильнее проникают иноземные мелодические течения, и происходит постепенное всасывание европейского мелоса и поглощение его российской песенной культурой».
«. Дело в том, что тогда живая деревенская песня звучала ещё в столице на каждом шагу. Поэтому, конечно, о её целости заботились меньше, чем о том, чтобы рационально культивировать её с помощью западноевропейских приёмов обработки. Песня с сопровождением была тогда любимым жанром в Германии. (…) Нередко было, что и сочинённая в городе песня шла в народ. ».
«. Песня в городе, в обрамлении городского инструментализма есть новое образование, новый слой, новый жанр, подобно тому, как в папском Риме памятники, выстроенные из материала разрушенных античных памятников, суть новые художественные явления».
Один из таких классических песенных романсов «Утро туманное» Виктора Абазы мы сегодня разучим.
Прослушайте романс, охарактеризуйте музыку.
Слушание романса «Утро туманное» (муз. В. Абазы, сл. И. Тургенева )
— Подберите музыкально-выразительные средства, характеризующие музыку романса.
— Минорный лад, темп неторопливый, звуковедение плавное, протяжное.
— Характер мелодии – спокойный, грустный, задумчивый, лирический, умиротворённый.
— К городской лирике или к народной протяжной песне вы отнесете этот старинный романс?
— Старинный романс «Утро туманное» представляет собой городскую лирику.
2) Разучивание романса.
Большой разговор о лирической музыке
1) Наш семейный музыкальный быт
— Ребята, скажите, а поют ли у вас дома народные песни, старинные романсы? Попробуйте назвать произведения, которые исполняются в вашей семье.
Ответы учащихся (учащиеся обычно называют всё что угодно, и лишь очень редко нужные произведения).
— Да, к сожалению, приходится констатировать факт, что «песни бабушек и дедушек» постепенно уступили в быту место развлекательным жанрам отечественной и зарубежной массовой культуры. А если иногда и поются «песни прошлого», то, как правило, лишь за столом в праздники. Другими словами – «иные времена — иные песни».
И, не смотря на то, что и романс, и народная песня – явления самоценные, их вытеснила другая массовая культура, подчас не самого высокого уровня.
Я прочту вам сейчас слова советского историка и музыковеда Ю.В. Келдыша. Как вы их понимаете:
«Это отражается на судьбе специфических видов „бытовой“ музыки. Стиль бытового романса испытывает очевидный процесс деградации. (. ) …в дальнейшем „бытовой“ романс всё более теряет те черты неподдельной душевной теплоты и правдивости выражения, которые определяли его жизненную ценность, и приобретает налёт салонной наигранности, деланности чувства или лёгкой щекочущей развлекательности. ».
Я специально остановилась на этих словах Ю.В. Келдыша. Такие жанры бытового музицирования, как «жестокий романс» («Он говорил мне. ») или «разбойничья песня» (куда попал и «Стенька Разин»), — всё это продукты мещанского (обывательского, неутонченного) музыкального сознания. Хотя они и нравятся многим, но это — всё же дурной вкус! Прослушайте фрагменты этих песенных романсов и попытайтесь ответить: почему?
2) Прослушивание музыкальных фрагментов:
А) Романс «Нет, не любил он. », муз. итальянского композитора А. Гуэрчиа, сл. Е. Дельпрейте, рус. перевод М. Медведева
Б) «Из-за острова на стрежень», русская народная песня, сл. Дм. Садовникова
(Для сведения: «Из-за острова на стрежень» — русская песня на слова Дмитрия Садовникова, считающаяся народной. Относится к городскому романсу. Песня посвящена личности атамана Степана Разина и обыгрывает сюжет из истории возглавлявшегося им восстания. Самым известным исполнителем песни был Ф. Шаляпин.)
3) Мелодико-содержательный анализ песен
4) Рассуждаем об изменении роли лирической песни
— В качестве ответа на поставленный вопрос я приведу другие слова Юрия Всеволодовича Келдыша: «. Все эти стилевые особенности новой городской песни-романса проистекают из свойственной ей тяги к индивидуализации выражения, заострению личного начала в противоположность „собирательной“ обобщённости чувств, господствовавшей в старой крестьянской песне».
Эти слова музыковеда-историка довольно ясно говорят о том, что из нашей жизни постепенно уходит песенный жанр, корни которого находятся в народной протяжной песне. А ведь это грозит потерей связей с народным искусством, утратой национальных корней!
И, действительно, с течением времени в городской лирике стали всё реже звучать песни о природе, а песни о труде приобрели совсем иной характер. Трудно, например, представить, чтобы в наше время повсеместно зазвучали песни «Вниз по матушке по Волге», «Эй, ухнем» или рекрутские песни. «Из-за острова на стрежень», например, поют иногда просто как «воспоминание о прошлом». В основном в городе прижилась любовная лирика, т.е. содержание городской лирики сузилось, сосредоточилось на одной сфере человеческих чувств.
А теперь подумайте и скажите, какие изменения мы наблюдаем также в мелодическом языке городских песен?
Возможный вариант ответа: Она стала больше похожа на песню.
Примером одной из таких песен, имеющих подлинно народное происхождение, но испытавших сильное влияние городской лирики, является песня «Среди долины ровныя». Прослушайте ее и поразмышляйте, что в ней сохранилось от народной протяжной песни и что появилось под влиянием городской культуры.
1) Слушание «Среди долины ровныя» (муз. О. Козловского, сл. А. Мерзлякова).
— Песенный характер передает чувства и состояние одинокого героя, сравнивание героя с дубом – как в народной протяжной песне. Под воздействием городской лирики заданы определенный, ровный ритм и не затянутый темп.
— Верно, ребята, эта авторская песня-романс стилизована под фольклор. Развитая плавная мелодия на широком дыхании, выпевание нескольких звуков на один слог свойственны именно народным лирическим песням.
Простота же напева, мелодичность, отсутствие варьирования мелодии и определенный, четкий музыкальный размер указывают на воздействие городской лирики. Песня просто потрясает простотой и печалью. Она ясна и величественна во всем — в понимании трагедийности жизни, в стойкости, с какой герой ее, подобный одинокому могучему дубу, переносит свое одиночество и тоску, эта песня о неразделенной любви.
Но почему тогда таким всплеском звучат в ней финальные слова: «Возьмите же все почести, все золото назад! Мне родину, мне милую, мне милой дайте взгляд»? Это истинно русская песня, хотя бы потому, что автор ее не отделяет своей любви от любви к родной земле, это песня о Родине и о том особенном, щемящем душу чувстве, что и составляет, пожалуй, основу русского патриотизма.
Рефлексия (Лист самооценки)
Учащиеся заполняют «Лист самооценки»:
Узнал что-то новое Я Научился
Расстроился Я Получил радость
Удивился Я Ничего не понял
Домашнее задание. Выразительно исполнять разученные романсы и лирические песни.
Сравнивая городские лирические песни с народными мы с вами вновь вернулись к понятию «лирика». Лирика — это содержание души, непосредственность переживания чувства, выраженная в искусстве.
Народная лирическая песня возникла вследствие потребности высказать сокровенные личные чувства и переживания. И содержание лирических песен формировалось как углублённое проникновение в личное, связанное с душевными переживаниями, чувствами человека.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:
Кузьмина О.В. Музыка: 3 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных организаций / О.В. Кузьмина, В.О. Усачева, Л.В. Школяр. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2017;
Конспект урока музыки в 3 классе на тему «Русский романс»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ
Целевой компонент урока:
Тема урока: «Русский романс»
Цель : создать благоприятные условия для ознакомления учащихся с жанром русского романса. Ввести обучающихся в эмоционально-образный строй русской музыкальной культуры на основе знакомства с русской романсовой музыкой.
Формирование ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований;
Формирование интереса к русской романсовой музыке к творчеству русских композиторов, работающих в жанре романса ;
Воспитание понимания детьми красоты и смысла русской романсовой музыки.
Познакомить детей с жанром русского романса, как одним из самых ярких и самобытных явлений русского национального музыкального искусства;
Формирование представления учеников о выразительности исполнения русских романсов;
Формирование умения понимать настроение героя через литературные и музыкальные произведения; Пользоваться средствами музыкальной выразительности;
Формирование умения воспринимать музыку и выражать своё отношение к романсовой музыке.
Развивать музыкальное мышление учеников;
Развивать творческий потенциал учащихся, готовность открыто выражать и отстаивать свою эстетическую позицию;
Развивать стремление к новым творческим успехам.
Универсальные учебные действия:
Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности через осуществление собственных музыкально-исполнительских замыслов в различных видах деятельности;
Формирование личностного выбора путём нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания;
Формирование умения оценивать и осуществлять коммуникативные действия в соответствии с определённой ситуацией;
Формирование умения слушать мнение собеседника.
Формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
Формирование умения извлекать информацию из иллюстраций, текста в учебнике;
Формирование умения осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной форме;
Формирование умения анализировать музыкальное произведение и на основе анализа делать выводы.
Формирование умения слушать и понимать других;
Формирование умения адекватно воспринимать и передавать информацию;
Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
Формирование умения управлять поведением партнера: контролировать, корректировать, оценивать действия партнера.
Формировать умение определять цель деятельности на уроке;
Формировать саморегуляцию как способность к мобилизации сил и энергии;
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Формы работы учащихся на уроке: групповые, фронтальные.
УМК (название программы, учебник, рабочая тетрадь): Начальная школа ХХI века. Музыка, В.О.Усачёва, Л.В.Школяр. Рабочая тетрадь: В.О. Усачёва, Л.В. Школяр.
Оборудование и оформление:
Учебник: Музыка, В.О.Усачёва, Л.В.Школяр.(УМК Начальная школа ХХI)
Рабочая тетрадь : Музыка, В.О.Усачёва, Л.В.Школяр.(УМК Начальная школа ХХI)
Музыкальное оформление: мультимедийный проектор, компьютер, аудио система.
Ф.И Шаляпин «Лучинушка» в формате mp 3
М.Л. Яковлев «Зимний вечер» в формате mp 3
Виды музыкальной деятельности на уроке:
Музыкально-слушательская: прослушивание фрагментов музыкальных произведений;
Музыкально-исполнительская: пение романсов;
Творчество : изображение в рисунке музыкальных образов, при прослушивании русского романса.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА К УРОКУ:
Анализ УМК «Начальная школа XXI века»
Анализ программы по музыке «Начальная школа XXI века»;
Определение цели и задач урока;
Определение структуры урока;
Подбор методической литературы и музыкального материала;
Подготовка учебников, рабочих тетрадей «Начальная школа XXI века»;
Подготовка музыкальных произведений;
Подготовка материала для творчества;
Подготовка наглядного материала;
Организация начала урока (приветствие): 1мин.
Актуализация знаний: 5мин.
Открытие новых знаний: 28 мин.
Вступительное слово учителя 2
Беседа по слушанию: 7 мин.
Творческое задание: 8 мин.
Домашнее задание: 2 мин.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ УРОКА
Организация начала урока :
Учитель: Добрый день, сейчас у нас урок музыки. Работа предстоит серьёзная и непростая. Мы с вами окунемся в удивительный мир красоты и волшебных звуков. Актуализация знаний:
Учитель : Ребята о чем вы говорили на прошлом уроке?
Дети : Связь народной и композиторской музыки.
Учитель : С какими композиторами вы познакомились?
Дети : П.И.Чайковский, Ф.Шопен
Учитель: Какие произведения этих композиторов вы слушали?
Дети: «Марш деревянных солдатиков», «Вальс»
Учитель: К каким из трёх китов относятся эти произведения?
Открытие новых знаний.
Учитель: Сегодня мы с вами познакомимся с музыкой русского романса, узнаем историю его появления, и какие романсы бывают. (Слайд 1) Узнаем композиторов и исполнителей романсов. Может быть, кто-то из вас знает, что такое романс? Может кто-то слушал романсовую музыку или родители слушают что-то из музыки русского романса?
Дети: Романс – это песня о любви.
«Романс» возник в Испании несколько столетий назад. В России более всего популярна была такая разновидность русского романса, как городской романс и авторский романс. Кто-то может мне сказать, а что такое городской романс? Городской романс – это народная песня. Песню сочинял народ в деревнях. А романс городской потому, что популярностью пользовался в городе, и сочиняли его чаще всего городские жители, но конкретного автора не было, также как у народной песни. (Слайд 3)
У авторского романса были конкретные авторы.
Первыми стихи для романсов стали писать поэты: Василий Андреевич Жуковский, Александр Сергеевич Пушкин, Евгений Абрамович Баратынский, Нестор Васильевич Кукольник (слайд 4), а композиторы Михаил Иванович Глинка, Александр Александрович Алябьев, Александр Сергеевич Даргомыжский писали на стихи музыку (Слайд 5). Один из самых известных исполнителей русского романса был Фёдор Иванович Шаляпин (Слайд 6)
На картине изображён Фёдор Иванович Шаляпин (Слайд 7). Посмотрите! Написал эту картину друг Фёдора Ивановича – Константин Коровин, известный русский живописец. Он очень любил творчество Шаляпина, любил слушать его песни, рисовал его портреты. Открыли книгу на странице 56. Послушайте, что рассказывал Коровин об их встрече с Фёдором Ивановичем Шаляпиным у мельника Никона Осиповича.
Учитель: А теперь будьте внимательны и ответьте на вопрос: «О какой песне идёт речь в этом отрывке?»
Учитель: А теперь мы послушаем романс в исполнении Фёдора Ивановича Шаляпина – великого русского певца и вы ответите на вопрос: какой характер передает музыка романса?
Слушание романса Ф.И. Шаляпина «Лучинушка»
Беседа после слушания
Учитель: Понравился вам романс?
Учитель: Какое настроение у музыки?
Дети: Печальное, грустное, тягостное.
Учитель: Какой образ у вас возникает после прослушивания этого романса? Какие чувства у вас вызвала эта музыка?
Дети: Бедная семья, деревянный дом, тлеющая лучина. Музыка вызвала жалость, грусть, сочувствие, сожаление, печаль.
Физминутка (Слайд 8)
Встанем, надо отдохнуть,
Наши пальчики встряхнуть.
Поднимайтесь, ручки вверх,
Так шевелят ушками
Крадёмся тихо на носочках,
Как лисы бродят по лесочку.
Волк озирается кругом,
И мы головки повернём.
Теперь садимся тише, тише
Притихнем, словно в норках мыши.
Учитель: Вы, наверное, все знаете известного русского поэта и писателя Александра Сергеевича Пушкина? (Слайд 9) Какие его сказки или стихи вы знаете? Знаете, наверное, такие произведения, как «сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «сказка о царе Салтане»?
Учитель: Художник Константин Коровин тоже очень любил творчество писателя и поэта, а особенно стихи А.С. Пушкина. Открыли страницу 58 и внимательно прочитайте текст и ответьте на вопрос, что рассказывал К. Коровин об Александре Сергеевиче.
Вы все знаете стихотворение «Зимний вечер» («Буря мглою небо кроет»), Зимний вечер. В окне горит свет. Поэт только что закончил новое стихотворение, и Арина Родионовна, единственная подруга, с которой ему не скучно, готова послушать своего любимца, Александра Сергеевича. Послушайте стихотворение и ответьте на вопрос: какое настроение возникло у вас после прослушивания?
Чтение стихотворения «Зимний вечер».
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя: где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Учитель: Какое настроение возникло у вас после прослушивания стихотворения?
Д ети: Грустное, печальное, тоскливое, задумчивое и др.
Учитель: Какой вы представляете няню поэта?
Д ети: Добрая бабушка с добрыми глазами.
Учитель: Как называет поэт Арину Родионовну? Подтвердите словами из текста.
Дети: «Мой друг», «моя старушка», «добрая подружка».
У читель: Что вы думаете об отношении Пушкина к няне?
Дети: Он очень любит ее, заботится о ней.
Учитель: Как вы думаете, можно ли на текст этого стихотворения написать музыку?
Учитель: Для этого композитор используют средства музыкальной выразительности. Какие средства музыкальной выразительности вы знаете? Назовите их.
Д ети: Темп, динамика, лад, мелодия, исполнитель.
Учитель: Попробуем и мы стать композиторами и написать свою музыку к первым четырем строкам стихотворения. Прочитаем их.
(Слайд 10) (четверостишие)
Дети: «Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя»
Учитель: Я предлагаю вам подобрать средства музыкальной выразительности для своей музыки. Для этого возьмите карточку и подчеркните нужное.
Темп (быстрый, медленный)
Динамика (громко, тихо)
Исполнитель (хор, солист)
Мелодия (бодрая, спокойная, взволнованная)
Учитель: Что выбрали – прочитайте. (Дети зачитывают различные варианты ответов)
Учитель: Попробуйте тихо напеть эти строки. Кто это может сделать для всех?
(Дети по желанию напевают четверостишие вслух)
Учитель: Вы побывали в роли настоящего композитора и сумели передать настроение и характер стихотворения в музыке с помощью средств музыкальной выразительности.
А теперь давайте послушаем как это стихотворение «услышал» профессиональный композитор. К этому стихотворению лицейский друг Пушкина Михаил Яковлев написал музыку. Словно в памятный венок любимой няне – Арине Родионовне сплелись пушкинские стихи, ставшие романсом. Послушайте романс «Зимний вечер» в исполнении Олега Погудина и подумайте, соответствует ли музыка этого романса литературному образу стихотворения?
Беседа после слушания.
Учитель: Какие образы возникли при прослушивании этого романса?
Дети: Старушка у окна, за окном снежна буря.
Учитель: Соответствует ли музыка этого романса литературному образу стихотворения?
Дети: Да! Музыка передаёт тоску, грусть, печаль
Учитель: Какие средства музыкальной выразительности помогли вам определить настроение романса?
Дети: медленный темп, грустные интонации, спокойная мелодия.
Учитель : Посмотрите на иллюстрации в учебнике на странице 59.Что общего между ними и романсом, который мы с вами прослушали?
Дети : Старушка у окна,
Учитель : А в чём разница?
Дети : Девушка играет на фортепиано.
Учитель : Сейчас я вам раздам листы, на которых вам нужно будет изобразить музыкальные образы, которые у вас возникли после прослушивания романса.
Давайте посмотрим на ваши работы?
Показ работ у доски.
Учитель: Расскажите, что вы нарисовали?
Учитель: Итак, ребята, с каким жанром музыки мы познакомились на сегодняшнем уроке?
Дети : С жанром романса.
Учитель : сформулируйте и запишите тему урока на доске.
Дети : Русский романс.
Учитель : С какими видами романса мы познакомились?
Дети : Городской и авторский.
Учитель : А какие особенности у городского романса?
Дети : Его сочиняли городские жители.
Учитель : А у авторского?
Дети : Писал конкретный автор.
Учитель : Какие романсы мы сегодня слушали?
Дети : «Лучинушка» и «Зимний вечер»
Учитель : Молодцы! (Слайд 8) Внимательно посмотрите на доску: (Слайд 11)
Лучина, моя лучинушка березовая,
Что же ты, моя лучинушка, неясно горишь?
Что же ты, моя лучинушка, неясно горишь,
Али ты, моя лучинушка, в печи не была?
Али ты, моя лучинушка, в печи не была,
Али ты, моя березовая, не в лесу жила?
Лучина, моя лучинушка березовая,
Что же ты, моя лучинушка, неясно горишь?
Учитель : Как называется это романс?
Учитель : О чём рассказал этот романс? О хорошей жизни идёт речь? Или поётся про тяжёлую крестьянскую жизнь?
Дети : Про тяжёлую крестьянскую жизнь.
Учитель : Какой из романсов вам понравился больше всего?
Дети : «Зимний вечер», «Лучинушка»
Учитель : О каком исполнителе русского романса мы сегодня узнали?
Дети : О Фёдоре Ивановиче Шаляпине.
Итог урока (выводы по уроку и выставление оценок):
Учитель: Мне очень понравилось, как вы сегодня работали на уроке. Вы были очень активными ребятами, внимательно слушали. Я надеюсь, что вам понравился урок!
Дети : Да!
Учитель: Ваше домашнее задание будет творческим.
Послушайте дома с родителями романс на стихотворение Александра Сергеевича Пушкина (страница 62), и выполните рисунок на тему этого романса.
1. УМК «Начальная школа XXI века»: учебник, рабочая тетрадь: В.О. Усачёвой и Л.В. Школяра.
2. Интернет ресурсы: «Google, Википедия»
План-конспект урока музыки.
Ф.И. Шаляпин «Лучинушка» формат mp3
М. Яковлев романс «Зимний вечер» формат mp3
Дидактический материал: чистые альбомные листы.