Музыка для глухих что это
Музыка для глухих
Как много значит музыка для глухого человека?
Сигнальные лампочки, жестовый язык, субтитры – то, что заменяет инвалиду по слуху привычные здоровым людям звуки и позволяет ориентироваться в мире.
Но мало кто может себе представить, что ритм, музыка, песни нередко продолжают присутствовать в жизни неслышащего человека, и посещение концертов для него – такой же праздник, как и для тех, кто не имеет причины жаловаться на слух.
Как же «слышат» музыку те, кто физически лишен возможности слышать вообще? Все дело в том, что с утратой одного органа чувств другие органы частично берут на себя его функции и активируют другие рецепторы, способные брать информацию из внешнего мира.
В данном случае слабослышащие или глухие люди обретают способность «слышать» тактильно, улавливая даже сами ничтожные колебания и вибрации в воздухе. Как не непривычно это звучит, но среди неслышащих встречаются настоящие меломаны. На музыкальных фестивалях, концертах, выступлениях артистов эстрады они стараются сесть поближе к колонкам и в полной мере наслаждаются тактом, ритмом, перепадами вибраций.
Иногда глухой меломан находит способ «прибавить звук», усилив вибрацию через подручные приспособления, например, пластиковые бутылки или другую пустую емкость с нестатичными стенками.
Особенно привлекательна для неслышащего меломана музыка с тяжелыми «басами», дающая хорошую вибрацию, вот почему инвалиды по слуху так любят посещать рок-фестивали.
В последнее время особенно «продвинутые» клубы и диско-бары стали устанавливать в своих помещениях специальные танцполы с повышенным уровнем передачи вибрации и устраивать
шоу-концерты песен, исполняемых на языке жестов. Недавно в Роспатент была подана заявка о выдаче патента на специальное пианино с разноцветными клавишами и лампочками – комбинируя их нажатие, можно создать уникальные световые «мелодии».
По расчетам Всеминой организации здравоохранения (ВОЗ), в ближайшие 10 лет число россиян с различными нарушениями слуха увеличится на треть.
Остается надеяться, что к этому времени и технологии для творчества и восприятия сделают новый рывок вперед, став еще результативнее и доступнее.
Музыка для глухих что это
Представление о том, чем должна быть музыка и кто её может исполнять, меняется. В том числе для глухих.
Вопреки расхожему мнению, глухие тоже слышат музыку, играют её и даже поют. Правда, по-своему – через глаза, руки, ноги, тело. Благодаря современным технологиям и тенденциям на культурную инклюзию люди с нарушениями слуха могут прикоснуться к современной музыкальной культуре и развить собственную. Возможностей много. Для глухих устраивают дискотеки со специальными танцполами, передающими вибрации, и проводят концерты и шоу, на которых исполняются песни на жестовом языке. Например, на шоу известного американского телеведущего Джимми Киммела три американские сурдопереводчицы сразились в жестовом рэп-баттле.
Финский рэпер Signmark, представлявший свою страну на «Евровидении» в 2008 году, также исполняет песни на жестовом языке.
В Пакистане придумали «музыкальную софу», а в Бразилии разработали приложение, позволяющие прочувствовать музыку через вибрации и свет. О позитивных тенденциях в мире музыки для глухих свидетельствует и то, что в 2017 году часть выступлений на музыкальном фестивале Lollapalooza сопровождалась сурдопереводом. Но это в мире.
В России, где, по данным Всероссийского общества глухих (ВОГ), 8 – 9 миллионов человек страдают от нарушений слуха, также проводятся музыкальные мероприятия для слабослышащих. Однако инклюзивные мероприятия – большая редкость.
В своей статье «Паттерны культурного потребления глухих и слабослышащих: инклюзия или изоляция?», вышедшей в «Журнале исследования социальной политики», Надежда Астахова и Никита Большаков отмечают, что в Москве «среди культурных практик, характерных исключительно для «культуры глухих», самой популярной является посещение спектаклей на жестовом языке в Театре мимики и жеста, Специализированной академии искусств и т. д. Кроме того, люди с нарушенным слухом в среднем 1–2 раза в год посещают концерты с участием глухих и слабослышащих артистов и исполнителей, а также специализированные мероприятия (фестивали, концерты, конкурсы) для глухих и слабослышащих в парках и в общественных пространствах Москвы (День глухих на ВДНХ, День глухих в Сокольниках, Праздник Масленицы в Сокольниках и т. д.)».
Особой популярностью среди глухих «музыкантов» пользуется жестовое пение. Оно самобытно и больше похоже на танец и пантомиму. При исполнении песни важна не только пластика рук и отточенность движений, но и умение передать смысл. Перевести песню с русского на русский жестовый язык довольно трудно, так как последний построен на образах, имеет особую структуру и логику. В жестовом языке нет окончаний, падежей, времени, а слова исключительно функциональны. Однако это не останавливает энтузиастов: к примеру, сурдопереводчик Анна Ефимова перевела и сняла клипы на известные российские композиции, в числе которых БИ-2 – «Молитва», Пицца – «Мама».
Одни из самых популярных жестовых певцов в Москве – братья Ивановы, исполняющие жестовые номера на сцене с 2009 года. Записи их номеров можно найти в интернете. Танцоры чутко ощущают ритм и превращают песни российских исполнителей в яркие представления. К примеру, песня «Комбат» группы «Любе» в исполнении Ивановых – настоящий спектакль, где пантомимой и жестами показаны не только слова, но и передана атмосфера войны.
Самый популярный музыкальный фестиваль для слабослышащих в Москве – «Мир глухих». Он проходит ежегодно с 2009 года и приурочен ко Всемирному дню глухих, отмечаемому 24 сентября. Задача фестиваля – разрушить стереотипы о слабослышащих, показать, что они также могут участвовать в музыкальной и культурной жизни. В программу включены песни, сопровождаемые сурдопереводом, и танцы, исполняемые глухими танцорами. Кроме того, площадка оборудуется специальным танцполом, который передаёт вибрации. Посетители фестиваля могут убедиться в самобытности и красоте музыкальной культуры глухих, а также выучить несколько слов на жестовом языке.
Еще один фестиваль, посвященный жестовому пению – «Поющие руки», который проходит ежегодно в Санкт-Петербурге. В мероприятии участвуют студенты государственных коррекционных образовательных учреждений для глухих и слабослышащих детей. Миссия фестиваля – создать условия для формирования и развития творческих навыков. В 2017 году фестиваль был посвящен году экологии в России, и участники исполняли песню «Дадим шар земной детям» в четырех номинациях: «Зримая песня», «Сольная песня», «Музыкальный дуэт» и «Вокальный ансамбль».
Интерес к переводу современной музыки на язык глухих в России возрастает и среди звезд. К примеру, в октябре 2017 года воспитанницы школьной студии «Поющие руки» выступили на одной сцене с певицей Зарой.
По прогнозам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), к 2020 году количество людей с нарушениями слуха в России увеличится на 30%. К этому времени на музыкальной арене для глухих может появиться больше возможностей для творчества и восприятия. Однако лучше надеяться на то, что технологии восстановления слуха станут в ближайшее время доступнее и эффективнее.
Автор: Ирина Смирнова
Фото: Николай Смирнов
Музыка для глухих??
Недавно я читала статьи в российских СМИ, где подняли шумиху из-за того, что эстонских глухих школьников заставили написать сочинение о роли музыки в их жизни.
Я написала статью — Music to Deaf Ears? — на английском языке 2 года назад. Похоже, что эта тема одна из самых популярных в поисковике — я эту страничку часто вижу в верхних строках статистических данных сайта.
У многих с нормальным слухом даже в 21 веке по-прежнему отвисают челюсти, когда им говорят, что глухие могут наслаждаться музыкой и даже сочинять ее и играть на инструментах. У меня закатывают глаза от их реакций — ничего удивительного, что глухие могут наслаждаться музыкой. Музыку можно не только слышать, но и также чувствовать.
Мне слуховые аппараты мало помогали, но это не мешало мне играть на пианино, когда я была в 5 классе. Меня учила учительница музыки в школе для глухих вечерами после моих занятий в массовой школе. С аппаратами я не все слышала, но я могла играть по счету и читая ноты. Ничего сложного в этом. Конечно я не играла так хорошо, как профессиональные музыканты с нормальным слухом, но я очень гордилась, что могла играть на пианино разные мелодии, в том числе и более сложные с аккордами и педалью.
Теперь с кохлеарным имплантатом я слышу музыку намного лучше, чем с аппаратами — но я не могу распознать мелодию или песни. Я наслаждаюсь музыкой обычно в фоне, но не так прислушиваюсь. Слова песен часто трудно слышать, т.к. слова как бы утопают в музыке. Также я слышала от позднооглохших с имплантатами, что музыка с имплантатами звучит иначе, чем с нормальным слухом — из-за устройства электродов, которые предзначены скорее для восприятия речи, чем для музыки.
Когда я училась в старших классах школы, на уроке английского нам задали написать сочинение о роли музыки в нашей жизни. Это меня, единственную глухую в массовой школе, ничуть не смущало — я с удовольствием написала его и поделилась своими впечатлениями в классе. Даже учителю и ученикам было интересно узнать, как глухие, как я, могут воспринимать музыку. Поэтому я не понимаю шумиху из-за этого “инцидента” в Эстонии.
Даже если глухие не могут понимать музыку или не особо интересуются ей, то они хотя что-то знают о ней. Многие знают о Бетховене, позднооглохшем композиторе, который сочинил известные симфонии. Они также знают о всемирно популярных музыкантах и композиторах. Музыку можно не только слышать, но и чувствовать. Некоторые, кто не слышит даже с аппаратами, любят дискотеки или включать громкую музыку, чтобы почувствовать ее.
Хороший пример — полностью глухая шотландка Евелин Гленни. Она аппараты вообще не носит и всегда играет босая, чтобы чувствовать музыку всем телом через ступни. Она даже дирижировала оркестром слышащих (. ) музыкантов во время Олимпийских игр в Лондоне. Она выиграла много наград и ей также присвоили дворянское звание Леди (очень почетный титул в Великобритании).
Есть глухие певцы, которые поют на жестовом языке. Например — американец Шон Форбс, который поет на американском жестовом языке. Он известен в жестовой среде глухих. Другой пример — Сайнмарк из Финляндии, который тоже поет на жестах и гастролирует по миру. Таких еще много и их не перечислить.
Недавно Евелин Гленни встретилась с Шоном Форбсом обсуждать о сотрудничестве в музыкальных мероприятиях. Как видно, глухота не мешает им заниматься музыкой.
Есть и много глухих и слабослыщащих музыкантов, композиторов, певцев, которые носят слуховые аппараты и кохлеарные имплантаты и могут петь устно. Кстати, среди известных людей музыкального творчества много с тугоухостью из-за промышленного шума — лидирующей причине потери слуха.
Конечно, если некоторые глухие школьники не хотят или не могут написать о музыке, то незачем заставлять их и лучше предложить им другую тему. Но сейчас такое время, когда много возможностей наслаждаться музыкой разными способами (через слух, зрение, вибрации) и есть возможность слышать их с качественными слуховыми аппаратами и кохлеарными имплантатами. Меня печалит, если глухим ученикам не рассказывают даже о жестовых песнях и о том, что есть много глухих в музыкальном бизнесе.
Почему бы глухим не поделиться своими впечатлениями о музыке и развеять мифы о том, что ее можно воспринимать только через слух? 200 слов для сочинения— не так много— в этой статье в 3 раза больше слов. :0)
У вашей организации еще вопросы или вам нужна подробная консультация о том, как делать вашу среду, товары и услуги доступными для неслышащих? Свяжитесь со Светланой через онлайн форму.
Note: The website is intended to be used for informational purposes only, not for medical, legal, or financial advice.
If you need customized consulting and training services, check out our services and contact us.
Мир музыки и глухие дети
Последние статьи
Благодаря стремительному научно-техническому прогрессу за последние годы разработаны и продолжают разрабатываться всё более совершенные модели слуховых аппаратов. Всё больше детей имеет импланты. Дело за сурдопедагогами.
Профессиональное использование аппаратов в практике абилитации и реабилитации приводит к полноценной образовательной, личностной, социальной реабилитации.
Но у глухих детей развивается не только речевой слух. При создании определённых условий жизни (не только занятий, а именно жизни); у глухих детей формируется и развивается музыкальный слух. Здесь следует иметь в виду, что речевой слух и музыкальный слух имеют разные механизмы функционирования. Поэтому нередки случаи, когда аудиограмма свидетельствует о наличии у ребёнка минимальных остатков слуха, а у этого глухого малыша обнаруживается музыкальный слух.
В фильме ответ дан: музыка глухому ребёнку нужна безусловно
Но что она даёт ребёнку, да и как он может её слышать? Слышит ли он или ощущает вибрации телом? Что именно он слышит – ритм или мелодию?
Если глухого ребёнка не учить слушать, вслушиваться в речь, то с помощью аппаратов он будет воспринимать звучащую речь как какой-то хаос звуков и не будет понимать, к чему эти звуковые комплексы относятся.
То же происходит и с музыкальным слухом.
Находясь в пространстве, где играет музыка, необученный глухой ребёнок слышит какой-то нерасчленённый шум, не имеющий смысла.
Но если глухого ребёнка специально учить слышать музыку, то у него формируется музыкальный слух
И глухой, и слабослышащий ребёнок – это, в первую очередь, ребёнок. Гибель части слуховых клеток в улитке существенно усложняет его жизнь, но не лишает его статуса ребёнка. Значит, он должен жить в том же культурном пространстве, что и его слышащий сверстник. Нарушение слуха – не причина исключения из жизни ребёнка музыки, высокой литературы, изобразительного искусства, физической культуры.
Музыка – одно из обязательных условий полноценного эмоционального развития ребёнка.
Эмоции регулируют поведение человека и влияют на его интеллектуальное развитие. Музыка содействует гармоничному развитию двигательной сферы ребёнка. При слушании музыки у детей возникают разнообразные образы, развивается воображение.
Воздействие музыки на человека усиливается тогда, когда он из слушателя превращается в активно действующее лицо, т.е. когда он сам играет на каком-либо инструменте или поёт.
Без музыки жить нельзя. Это не только феномен культуры. Существует немало исследований, свидетельствующих о том, как та или иная музыка, произведения того или иного композитора влияют на состояние разных органов человека, а значит, и на его здоровье в целом.
Итак, музыка необходима глухому и слабослышащему ребёнку не меньше, а даже больше, чем слышащему
И глухие (как и слабослышащие) дети музыку любят.
Однако само по себе положительное отношение к музыке, как и музыкальный слух, развиться не могут. Создать условия для того, чтобы малыш жил в мире музыки, могут любые родители.
Пением потешек полезно сопровождать действия ребёнка и игрушек в разных сюжетных играх. Специальные песни поются во время праздников: дней рождения членов семьи (а не только ребёнка), вокруг новогодней ёлки и т.п.
Чтобы обогащать свой певческий репертуар, родителям нужно приобрести книжки с детскими песенками и петь их в любой подходящий момент.
Есть мнение, что глухие играют на фортепьяно чисто механически: играют по нотам и даже наизусть, но не слышат музыки. Считают, что это удовлетворение амбиций родителей. Возможно, такая ситуация имела место, когда дети не имели слуховых аппаратов. Играя, они ориентировались на зрение, двигательную память (запоминали движения пальцев по клавиатуре) и вибрацию. Может быть, они слышали только отдельные низкие и громкие звуки. Но сейчас всё совсем не так.
Глухие дети с помощью аппаратов без участия зрения могут
Они могут, играя на пианино, синхронно пропевать ноты
Они могут петь песни и романсы, аккомпанируя себе и получая от этого удовольствие. Они слышат свои ошибки в игре и пении и самостоятельно исправляют их. Дети могут играть в четыре руки. У детей есть любимые композиторы и любимые произведения.
В процессе обучения и достаточной музыкальной практики у глухих детей рождаются музыкальные образы, которые дети воплощают в рисунках. Так, прослушав ту или иную мелодию, они могут передать настроение с помощью цвета или сюжета.
Это свидетельствует о том, что у глухих детей развивается музыкальная память.
Глухие дети играют на разных музыкальных инструментах: на фортепьяно, флейте, гитаре, скрипке, аккордеоне. Чем раньше включать в жизнь малыша с нарушением слуха музыку, тем полноценнее будет его музыкальный мир. Слышащим младенцам рекомендуют давать слушать тихую классическую музыку во время сна и во время бодрствования. Это же мы рекомендуем и нашим детям. Это очень благотворно действует на здоровье детей.
Однако в настоящее время мы все живём в шуме: громкие, часто запредельно громкие, резкие ритмы ударных инструментов окружают нас со всех сторон. Медицинские исследования доказали огромный вред этой музыки для здоровья людей.
Установлено, что положительное влияние на наш организм оказывает классическая музыка. И это необходимо учитывать при обучении детей с нарушением слуха. Многие дети потеряли слух в результате различных, часто тяжёлых, заболеваний, их организм ослаблен, и воздействие громких монотонных звуков крайне отрицательно сказывается на их физическом состоянии. Это относится и к слышащей молодёжи. Кроме того, современная громкая музыка травмирует слуховые клетки улитки, и человек теряет слух. Такая статистика уже имеется.
Развивающийся музыкальный слух оказывает существенное влияние на психическое и физическое развитие глухих и слабослышащих детей.
Прежде всего, это проявляется в качестве произношения детей – их речь становится более естественной:
Таким образом, мир музыки не чужд глухим детям – они чувствуют себя в нём так же уютно и радостно, как и их слышащие сверстники.
Просто детям нужно помогать.
Кандидат педагогических наук Э.И.Леонгард
1 См. И.С.Белик. Музыка против глухоты. М., Гуманитарно-издательский центр ВЛАДОС, 2000.
Песни руками, или Как поют глухие дети
Петь руками – думаете, что это невозможно? Еще как возможно! Петь руками можно так эмоционально, душевно и «звонко», что от переизбытка чувств из глаз зрителей потекут слезы. Журналист VSE42.Ru побывал на фестивале для детей и молодежи с нарушением слуха «Утренняя звезда». Подробности в нашем материале.
Нарядные девушки и юноши, клоуны, волонтеры, стайки взволнованной ребятни, артисты в оригинальных костюмах, гости, преподаватели – разнообразная публика заполнила стены Кузбасского колледжа культуры и искусств имени Иосифа Кобзона в этот праздничный день. В календаре 28 апреля не отмечен красным, но для участников и зрителей Открытого регионального фестиваля для лиц с нарушением слуха «Утренняя звезда» это настоящее торжество. Торжество творчества, самовыражения и дружбы, торжество любви к жизни и миру, торжество радости и счастья над печалью и унынием.
До этого момента в фестивале «Утренняя звезда» принимали участие только жители Кемеровской области. Но в 2021 году он превратился в площадку для встречи творческих коллективов со всего Сибирского федерального округа. Ребята с нарушением слуха приехали в Кузбасс из Новосибирской и Томской областей и Алтайского края. В мероприятии приняли участие более 400 человек.
Кемерово гостеприимно встречал юных артистов. Они посмотрели город, побывали на экскурсиях, встретились с активистами общества глухих. Ребята знакомились, общались, делились впечатлениями, обменивались творческим опытом. В дни фестиваля его участники нашли новых друзей из разных городов и поселков Сибири. Мероприятие стало для них мощным источником впечатлений и вдохновения.
– Поскольку на фестивале выступают дети с нарушением слуха, то для них он стал площадкой, где можно не только продемонстрировать свой талант, но и получить реабилитацию, пережив опыт социализации. Ежедневные тренировки, занятия развивают навыки людей с особенностями и помогают им в дальнейшей жизни. Поэтому посещение подобных мероприятий очень полезное занятие для ребятишек с нарушением слуха, – отметила в беседе с журналистами почетный гость фестиваля председатель Совета по вопросам попечительства в социальной сфере Кузбасса Анна Цивилева.
Фестивалю был посвящен целый день. Основную часть конкурсной программы составили номера жестового пения. Кроме этого, жюри оценивало выступления сибирской молодежи в номинациях «Хореография» и «Оригинальный жанр» (пантомима, клоунада – жанры, где люди с нарушениями слуха без использования речи могут особенно ярко продемонстрировать свой артистический талант).
В жюри фестиваля вошли кузбассовцы, имеющие непосредственное отношение к культуре. Так, возглавил жюри заслуженный работник культуры России, председатель кемеровского регионального отделения Всероссийского общества глухих Алексей Иващенко. Среди судей также были артист, ведущий мастер сцены кемеровского Театра для детей и молодежи Евгений Белый, преподаватель народного танца Кузбасского колледжа культуры и искусств Елена Шишкина и другие.
Поскольку в номинации «Жестовое пение» на фестивале-конкурсе между участниками разгорелась напряженная борьба, стоит подробнее поговорить об этом жанре. Обо всех нюансах пения руками нам рассказала руководитель студии жестовой песни «Акварель» Оксана Занкович, которая приехала со своими воспитанниками на фестиваль из города Искитим Новосибирской области. Оксана Юрьевна так же, как и ее ученики, имеет ограничение слуха.
– Я обучаю жестовому пению слабослышащих детей разных возрастов уже четыре года. Но на фестиваль мы приехали с младшей группой. Наша солистка будет исполнять песню «Чтобы не было войны». Детям нужно в свободное время заниматься чем-то интересным. Ведь люди поют голосом, а мы не умеем. У нас есть только руки. Мы только видим, но не слышим. Поэтому мы поем руками. Такой наш вид искусства. Мы первый раз на этом конкурсе. Хотим поучаствовать, посмотреть конкурс и очень рады пообщаться с другими коллективами, – отметила Оксана Занкович.
Педагог жестового пения рассказала и о том, каким образом слабослышащие дети разучивают вокальные произведения.
– Если ребенок совсем ничего не слышит, я проговариваю слова песни, а он следит за движениями губ, артикуляцией. Потом текст мы переводим в жесты. Проговариваем слова под жесты. Движения должны быть синхронными. Если песня серьезная, то ребенок имеет возможность выразить себя как артист на сцене, – говорит Оксана Занкович.
Петь руками не так просто, как это может показаться на первый взгляд. Все движения должны быть максимально выразительными, если поет один солист. А если выступает ансамбль, то еще и синхронными. К тому же жесты должны попадать в ритм музыки, соответствовать словам и куплетам песни, которые исполнитель не слышит. Конечно, ему помогают суфлеры, которые находятся в зале и жестами подают знаки. Но выходу на сцену предшествуют долгие репетиции, тренировки, тщательное оттачивание мастерства. Без упорного труда научиться исполнять жестовые песни невозможно.
Выступления сибирской молодежи с нарушением слуха произвели неизгладимое впечатление на зрителей. Настолько важно ребятам было показать миру свои успехи, при помощи творчества рассказать о самых глубоких переживаниях, сокровенных мыслях, мечтах.
– Меня удивило то, какой репертуар выбрали участники. Это сложные песни и в исполнении, и в плане глубины смысла, который они доносят до зрителя. Очень тронула «Песня про маму». Не скрою, я растрогалась. Потому что, когда выступают ребята, которые имеют инвалидность по слуху, и поют: «Главное, чтобы мама была здорова…» Вот эта человечность маленьких, добрых сердец, конечно, не может не трогать, – поделилась впечатлениями Анна Цивилева.
Среди почетных гостей фестиваля «Утренняя звезда» был и генеральный директор ХК «Кузнецкий Альянс» Михаил Шкуропатский. Бизнесмен также отметил эмоциональную наполненность номеров и профессионализм участников конкурса.
– Мне очень понравилось, как выступали ребята. Сложно выделить какой-то один номер, потому что все они разные, очень яркие и необычные. Жестовые песни, танцы, пантомима – во всех жанрах, представленных на фестивале, юные артисты оказались на высоте, – отметил Михаил Шкуропатский.
Помимо фестивального концерта в рамках «Утренней звезды» прошла и выставка прикладного творчества. По ее итогам были определены победители.
Второй частью фестиваля стала деловая программа. Она включала мастер-классы по хореографии «Вог», интуитивному рисованию, рисованию светом «фризлайт», коучинг-сессию «Цирковое искусство», интерактивную игру «Я – блогер». Образовательная часть мероприятия оказалась полезна юным сибирякам. Они поделились своими впечатлениями.
– Я занимаюсь танцами уже два года. И мне очень понравился мастер-класс по модному направлению «Вог». Я видела ролики в интернете с этим танцем и хочу научиться так же красиво танцевать, – поделилась 10-летняя участница фестиваля из Новосибирска.
Поступили и другие комментарии от ребят.
– Я сходил на игру «Я – блогер» и коучинг-сессию «Цирковое искусство». Было интересно. Я люблю смотреть блоги и ходить в цирк. Сам не хочу этим заниматься. Мне нравится читать. Я хочу быть юристом. Но все, что я узнал здесь, на фестивале, мне было очень интересно, – рассказал 15-летний танцор из Томской области.
Организаторам Открытого регионального фестиваля для лиц с нарушением слуха «Утренняя звезда» с участием регионов Сибирского федерального округа удалось показать гостям конкурса, насколько Кемерово и его жители гостеприимны и открыты к интересным встречам и новым знакомствам.
– Мы хотим, чтобы Фестиваль превратился в ежегодную площадку для талантливых детей и молодежи, чтобы он стал местом встречи детей с нарушением слуха со всего Сибирского Федерального округа, – сказал организатор фестиваля и директор Кузбасского центра образования Алексей Боков.
Взрослые и юные гости фестиваля «Утренняя звезда» остались довольны насыщенным событиями днем. Даже если кто-то из них не занял призовых мест, каждый приобрел что-то ценное – новых друзей, знания, веру в себя.