Музыка генделя с чем ассоциируется
Черты стиля и музыкального языка. Европейские истоки творчества Генделя.
И. С. Бах и Г. Ф. Гендель: сравнительная характеристика творчества. Черты личности Г. Ф. Генделя.
Творчество Георга Фридриха Генделя, наряду с творчеством И.С. Баха, явилось кульминацией в развитии музыкальной культуры первой половины XVIII века. Многое объединяет этих двух художников, которые, к тому же, были ровесниками и соотечественниками:
· оба синтезировали творческий опыт различных национальных школ, их творчество – это своеобразное подведение итогов в развитии многовековых традиций;
· и Бах, и Гендель явились крупнейшими в истории музыки полифонистами;
· оба композитора тяготели к жанрам хоровой музыки.
· творчество обоих композиторов в той или иной мере опирается на традиции немецкой музыки (полифония как ведущий принцип мышления, протестантский хорал как интонационная основа музыкального языка, образный строй музыки, опирающийся на тексты и сюжеты Библии и Евангелия).
· трудолюбие и сила воли, помогавшие обоим преодолевать жизненные препятствия и способствовавшие активному развитию творчества, созданию большого количества произведений.
Однако в сравнении с Бахом творческая судьба Генделя сложилась совершенно иначе, с самого рождения он воспитывался в других условиях, а впоследствии жил и работал в иной общественной обстановке. Бах был потомственным музыкантом, Гендель же родился в семье довольно богатого цирюльника-хирурга и его ранние музыкальные наклонности не вызвали никакого восторга у его отца, который мечтал видеть сына юристом. Если биография Баха небогата внешними событиями, то Гендель прожил жизнь очень бурную, изведав и блестящие победы, и катастрофические срывы; уже при жизни Гендель добился всеобщего признания, был на виду у всей музыкальной Европы, тогда как творчество Баха было мало известно его современникам. Бах почти всю свою жизнь служил при церкви, огромную часть музыки написал для церкви, сам был очень набожным человеком, прекрасно знающим Священное Писание. Гендель же, будучи также глубоко религиозным протестантом, был исключительно светским композитором, сочинявшим прежде всего для театра и концертной эстрады. Чисто церковные жанры у него занимают небольшое место и сосредоточены в раннем периоде творчества.
С юных лет Гендель не пожелал мириться с зависимым положением провинциального церковного музыканта и при первой возможности переехал в вольный город Гамбург – город немецкой оперы. В эпоху Генделя он был культурным центром Германии. Ни в одном из других немецких городов музыка не пользовалась таким уважением, как там. В Гамбурге композитор впервые обратился к оперному жанру, к которому тяготел всю жизнь (в этом – еще одно его отличие от Баха).
Гендель был в числе выдающихся немецких художников своего времени, воплотивших идеи Просвещения, обратившись в своем творчестве к идеям Человека-борца, преодолевающего силой своего духа непреодолимые препятствия. Это позволяет считать его, наряду с Бахом, одним из великих гуманистов в европейском искусстве.
Периодизация творчества (см. творческий путь).
Черты стиля и музыкального языка. Европейские истоки творчества Генделя.
Стиль Генделя определяется в целом как героический, монументальный как по содержанию, так и по охвату жанров и музыкальному языку. Монументализм музыки Генделя вырос из героической сущности его музыки. Героика – излюбленная сфера этого композитора. Основные темы – величие человека, его способность к подвигу, героическая борьба (Гендель первый затронул тему героической борьбы в музыке, предвосхитив в этом Бетховена). Бах в своих монументальных хоровых произведениях более психологичен, его больше волнуют этические проблемы, в то время как Гендель широко воплотил в своей музыке идеи героико-патриотической борьбы. Драматизм содержания и образов его музыки сочетается с оптимистической верой в торжество человеческого духа.
Сложнее обстоит дело с национальной природой этого стиля. Стремления определить его как исключительно немецкий, или как чисто английский, односторонни. Попытки же рассматривать Генделя как некоего вненационального «гражданина мира» (они имели место не только в зарубежной, но и в нашей литературе) — совершенно ложны и искажают действительный облик его музыки. Гендель — сын немецкого народа, взращенный и воспитанный на немецкой демократической культуре. Интонации протестантского хорала часто звучат в его ораториях. Как полифонист и виртуоз на органе, он — наследник немецких мастеров XVII столетия. Его органные концерты очень близки к Баху, а некоторыми чертами предвещают Бетховена. Его клавирные сюиты написаны в стиле скорее южнонемецкой школы, нежели английских верджиналистов. И после перехода в 1726 году в английское подданство Гендель продолжал хранить преемственные связи с немецкой музыкой. В особенности в ораториях на библейские сюжеты он бывает непосредственно близок к Шютцу, его речитативам и хорам a cappella. Немецкий народ с полным правом считает его своим национальным художником.
Вместе с тем, историческим является тот факт, что для немецкого композитора Генделя Англия была второй родиной и англичане, как и немцы, считают его своим. В самом деле, невозможно отрицать, что его творческая и исполнительская деятельность, по крайней мере, с начала 20-х годов XVIII века стала центром всей английской музыкальной жизни. В антемах, отчасти органных концертах и ораториях, Гендель — единственный законный наследник Пёрселла, величайшего композитора Англии, творчество которого он изучал. Оратории «Мессия», «Иуда Маккавей» и другие были написаны прежде всего для английского народа в связи с событиями его жизни и борьбой. Некоторые арии Генделя стали английскими народными песнями. Гендель сохранил самобытный универсальный стиль, синтезировавший лучшие черты английской, итальянской и французской музыкальной культуры.
Гендель – создатель искусства не только немецкого или английского, но мирового, общечеловеческого значения, поскольку он неизбежно стал наследником не только немецкой, но и всей западноевропейской музыки, действенно и гармонично освоив ее сокровища. Он широко обращался к итальянской опере, концерту, сонате как жанрам, решая их в своем оригинальном стиле. Немалое воздействие оказали на его творчество и традиции французской клавесинной и оркестровой традиции (тип французской увертюры, тяготение к монументальному оркестровому письму). Особое значение имели для формирования его творчества традиции английской музыки.
Музыкальный язык Генделя основывается на характерном для эпохи барокко синтезе полифонического и гомофонно-гармонического начал. Гендель, подобно композиторам своего времени, выступает как яркий новатор, создатель синтетического – гомофонно-гармонического – стиля, ярче всего проявившегося в его монументальных вокально-хоровых произведениях (примеры). В его инструментальной и оперной музыке получил развитие и достиг вершин концертный стиль эпохи, опирающийся на виртуозно-импровизационные типы развития. Он ярко проявился в его оперных ариях, концертах, оркестровых и клавирных сюитах. Мелодический язык произведений композитора, в отличие от баховского, не имеет столь глубокого символического интонационного подтекста. Генделевская мелодика основана на широких, уверенных мелодических и ритмических оборотах (ходы на октаву, кварту, квинту), хотя иногда и в его музыке проявляются характерные для эпохи риторические элементы и фигуры (примеры). С точки зрения формы, Гендель, подобно Баху, достиг совершенства в построении крупных, монументальных композиций (оратории, концерты, сюиты), обобщив и подытожив тем самым достижения эпохи барокко.
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Цитатник
Исполнители A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z А Б В Г Д.
Инесса Арманд. История любви «Она была необыкновенно хороша&qu.
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Поговорим о музыке. Г.Ф.Гендель
Георг Фридрих Гендель
23 февраля 2015 года исполняется 330 лет со дня рождения одного из самых великих композиторов за всю историю музыкального искусства. П.И.Чайковский писал о нем:«Гендель был неподражаемый мастер относительно умения распоряжаться голосами. Нисколько не насилуя хоровые вокальные средства, никогда не выходя из естественных пределов голосовых регистров, он извлекал из хора такие превосходные эффекты, каких никогда не достигали другие композиторы…»
Наш хор тоже пригласили поучаствовать в исполнении самой знаменитой оратории Генделя «Мессия». Всего будет петь 5 хоров в сопровождении симфонического оркестра. Мы будем петь только одну часть из этой оратории «Аллилуя». Говорят, что в Англии, когда исполняется эта музыка до сих пор все встают.
Обычно звучит этот гимн в особые торжественные дни, такие, как Пасха и Рождество. Слушая это произведение, чувствуешь какой-то подъем в душе, хочется встать и тоже петь вместе с хором.
Сам Гендель говорил об Аллилуйе, что не знает был ли он во плоти или вне плоти, когда писал эту музыку, что это знает только Бог.
Вокальная музыка, которая преобладала в эпоху Ренессанса, постепенно вытеснялась инструментальной музыкой. Понимание, что музыкальные инс трументы должны объединяться неким стандартным образом, привело к возникновению первых оркестров.
Один из самых важных типов инструментальной музыки, который появился в эпоху Барокко был концерт. Изначально концерт появился в церковной музыке в конце эпохи Возрождения и, вероятно, это слово имело значение «контрастировать» или «бороться», но в эпоху Барокко он утвердил свои позиции и стал самым важным типом инструментальной музыки. В начале эпохи Барокко, приблизительно в 1600 году, в Италии композиторами Кавальери и Монтеверди были написаны первые оперы, сразу получившие признание и вошедшие в моду. Основой для первых опер были сюжеты древнегреческой и римской мифологии.
Будучи драматической художественной формой, опера поощряла композиторов воплощать новые способы иллюстрировать эмоции и чувства в музыке, фактически, воздействие на эмоции слушателя стало главной целью в произведениях этого периода.
В Германии опера не завоевала такой популярности, как в других странах, немецкие композиторы продолжали писать музыку для церкви.
Барокко была эпохой, когда идеи о том, какой должна быть музыка, обрели свою форму, эти музыкальные формы не потеряли актуальности и на сегодняшний день.
Родился Георг Фридрих Гендель 23 февраля 1685 г. в саксонском городе Галле. (Меньше чем через месяц и менее чем в ста километрах от Галле, в Айзенахе, родится Иоганн Себастьян Бах. Два этих гения всё время были рядом, хотя у них никогда не получилось встретиться очно.)
Род Генделя, в отличие от Баха, не был музыкальным. Это был, как сейчас говорится, «средний класс». Отец Генделя, которого также звали Георг, был уже пожилым человеком; овдовев, он вступил в 1683 г. во второй брак — и вторым сыном от этого брака и был наш герой. К моменту его рождения его отцу было 63 года — возраст уже весьма почтенный. Георг-старший дослужился до достаточно высокого звания камердинера и личного врача (хирурга) бранденбургского курфюрста (Галле подчинялся Бранденбургскому князю) и был весьма обеспеченным человеком — о чём свидетельствует родной дом Генделя.
Дом в Галле, где родился Г.Гендель
С самых ранних лет маленький Георг ничем так не интересовался, как музыкой: игрушками его были барабаны, трубы, флейты. Отец Георга не поощрял увлечения сына. Но и не мешал ему учиться игре на клавесине, который стоял на чердаке. Отец позволил мальчику заниматься музыкой с Фридрихом Вильгельмом Цахау, органистом собора Пресвятой Богородицы, который и по сию пору возвышается на главной площади Галле. В этой церкви Генделя крестили, в ней он учился музыке; и сейчас здесь стоит орган, на котором Цахау занимался с Генделем. Цахау был прекрасным педагогом и очень талантливым композитором. Он, собственно, был единственным учителем Генделя, и повлиял на него очень сильно, и не только профессионально, но и по-человечески; Гендель на всю жизнь сохранил к нему тёплые чувства. Учёба была не муштрой, Цахау подходил к преподаванию творчески и прекрасно осознавал, с каким развивающимся талантом он имеет дело. Это сознавал отнюдь не только он. Герцог Заксен-Вайссенфельский, услышав однажды игру мальчика, пришёл в такой восторг, что предложил его отцу назначить маленькому музыканту личную стипендию, чтобы тот профессионально учился музыке. Имя Генделя начинало становиться известным: например, бранденбургский курфюрст вызвал мальчика к себе в Берлин. Отцу скрепя сердце пришлось вести его к своему работодателю. Курфюрст предложил отправить Георга, которому было всего 11 лет, на свои средства учиться в Италию — но старый Гендель этому изо всех сил воспротивился, и курфюрст отступил. (А в скобках заметим и нравы того времени: придворный лекарь осмеливается противоречить своему князю — и ничего.)
Неудивительно такое внимание к маленькому музыканту и восхищение им. Послушаем музыку, написанную им в возрасте 13–15 лет. Третья и четвертая часть из трио-сонаты соль-минор.
Итак, Гендели вернулись в Галле, и сын продолжил своё обучение в регулярной школе. Но недолго отец таким образом влиял на жизненный путь композитора: 11 февраля 1697 года он скончался (нашему Генделю 13 лет). Гендель стал свободен. Однако из чувства почтения он не только успешно окончил школу, но и поступил в 1702 году, в возрасте 17-ти лет, в Галльский университет на юридический факультет, параллельно усердно занимаясь музыкой. К этому времени уже сформировался творческий метод Генделя и основные особенности его музыки. Писал Гендель необыкновенно быстро, безо всякого обдумывания, он никогда не возвращался к уже написанному материалу (за исключением самого последнего периода своей жизни), чтобы обработать или улучшить его. Надо сказать, что почти так же сочиняли Моцарт и Шуберт; Бах же, Гайдн и Бетховен, наоборот, усердно работали над музыкальным материалом. Но даже и в сравнении с Моцартом и Шубертом творческий метод Генделя был чем-то особенным. Музыка изливалась из него сплошным потоком, он постоянно был обуреваем ею. Источник этого потока, этой изливающейся струи был, конечно же, в каких-то тайных небесных обителях, где творятся радость бытия, благая сила существования, добро, гармония и красота. Радость и энергия — вот что, пожалуй, главное у Генделя.
В 1702 году Гендель поступил на юридический факультет университета своего родного города Галле. Но учиться там он не стал. Уже через месяц после поступления в университет он становится органистом придворного собора в Галле. Семья уже не противилась этому — нужно было материально поддерживать вдову-мать и двух сестёр; со смертью отца доход семьи стал весьма скудным. Но денег было катастрофически мало, и Гендель перебирается в Гамбург Прибыв в Гамбург в 1703 году, Гендель начал с преподавания музыки. За уроки хорошо платили, и, кроме того, это помогло Генделю завязать нужные и полезные знакомства. Но главным для Генделя была, как я уже сказал, Гамбургская опера. Георг Фридрих устроился играть в оперный оркестр на скрипке. Он как губка впитывал все музыкальные и сценические театральные приёмы, и уже через полтора года по прибытии в Гамбург написал свою первую оперу, «Альмиру». Опера имела огромный успех. Генделю в то время было всего 20 лет. Молодого композитора заметил флорентийский принц Джан Гастон Медичи и пригласил его приехать в Италию. Он прибыл туда в 1706 году. В Италии Генделя ожидала масса новых впечатлений. Он усиленно изучал творчество неаполитанских мастеров: Алессандро Скарлатти, Лео, Страделлы и Дуранте. Вскоре и у него развивается стремление к творчеству. Впервые он выступает перед публикой во Флоренции с оперой «Родриго». Весть о «неистовом саксонце» вскоре облетела всю Италию. Куда бы он ни поехал, всюду его опережал успех «Родриго». В Риме его с распростертыми объятиями встречают артисты «Академии Аркадии», а ведь среди членов этого общества были такие известные люди, как, например, Арканджело Корелли, Доменико Скарлатти (сын неаполитанского маэстро), Пасквини и Бенедетто Марчелло. Гендель жадно впитывает знания. В Италии к нему пришла слава мастера "итальянской оперы". Из Италии Гендель уехал в начале 1710 и отправился в Ганновер, где был назначен капельмейстером ганноверского курфюрста Георга I, который был законным наследником английского трона. В 1714, после смерти английской Королевы Анны Георг I стал Королём Англии. Гендель, который и раньше уже бывал в Лондоне, последовал за своим королём и принял Британское гражданство. Часть его успеха в Лондоне несомненно связана с королевским покровительством. Он активно участвовал как музыкально, так и коммерчески в развитии оперного искусства Великобритании. Позже, в 1730-х он будет создавать свои оратории, оды и т.д. в традиционном английском стиле. Он один из немногих иностранцев признан в Англии как величайший английский композитор.
Ему в Лондоне при жизни поставили памятник. Перед Великим Постом 1759 года Гендель почувствовал приближение смерти. Он составил окончательную редакцию завещания, сделал все распоряжения, которые счёл нужным, простился с друзьями и после этого попросил, чтобы его больше не тревожили и оставили одного. При этом он сказал: «я хочу быть один и умереть в Страстную Пятницу, чтобы с Богом и Спасителем моим увидеть и день Воскресения». Такого выражения глубокой веры от него не слышал никто и никогда за всю его жизнь. Его желание исполнилось. Он умер совершенно один в ночь с Великой Пятницы на Великую Субботу 14 апреля 1759 года. Было ему 74 года. Похоронен Гендель в Вестминстерском аббатстве. За свою жизнь Гендель написал около 40 опер («Юлий Цезарь», «Ринальдо» и т. д.), 32 оратории, множество церковных хоралов, органных концертов, камерной вокальной и инструментальной музыки, а также ряд произведений «популярного» характера («Музыка на воде», «Музыка для королевских фейерверков», Concerti a due cori).
Вот таким получилось наше знакомство с одним из величайших композиторов Г.Ф.Генделем, которому завтра исполнится 330 лет.
Приходите на концерт в Петри кирхе.
И еще несколько слов о том, как важно, чтобы человек всегда верил в себя и в свои силы.
Слава всегда сопровождала Генделя, самого высокооплачиваемого композитора на земле. В то время люди готовы были драться, чтобы попасть первыми на его концерты. Но постепенно его слава стала увядать, так как людям все приедается. Народ перестал ходить на концерты Генделя. Новые произведения никого уже не интересовали, и вскоре этого композитора назвали «старомодным».
Георгу тогда было около пятидесяти. Став банкротом, пережив инсульт и потеряв зрение, Гендель опустился в глубокую депрессию и оказался изолированным. Но в одно утро он получил письмо от одного своего давнего поклонника. В конверте находились отрывки, взятые из Священного Писания. Один из них особо затронул старого композитора. То были слова Самого Бога: «Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог ваш» (Ис.40:1).Это так подействовало на Генделя, что 22 августа 1741 года он захлопнул дверь своего дома и вновь начал работу.
Пережитое не сломило его, напротив, оно благоприятно подействовало на композитора: его характер смягчился, музыка стала еще трогательнее, произведения были посвящены только Иисусу Христу. Именно в этот период Гендель сочинил самые лучшие произведения, одним из которых был хорошо известный во всем мире хорал «Аллилуйя».
Вся оратория «Мессия» была написана Генделем всего за 24 дня. Вдохновение его не покидало. В результате получилось весьма удивительно гармоничное сочинение: солисты, хор и оркестр пребывают в идеальном равновесии, но самое удивительное и притягивающее в «Мессии» – исходящая от музыки позитивная энергия.
Когда этот гимн исполнялся впервые, король Англии Георг II, присутствовавший на концерте, встал, тем сам ым выражая благоговейное преклонение перед Творцом. С тех пор каждый раз при исполнении этого произведения вся публика вставала, что происходит и по сей день.
Музыка генделя с чем ассоциируется
Инструментальная музыка Генделя — обширная область его творчества — интересна своей многожанровостью, живой непосредственностью и полнотой чувств, очаровывает ароматом вечной юности. Полнокровное, здоровое восприятие жизни рождало образы, напоенные радостью, светом, движением. Главное свойство генделевской инструментальной музыки — жизнедеятельная, целеустремленная энергия, оттеняемая лирическими образами высокого благородства.
Изобилие песенных мелодий и танцевальных ритмов в инструментальных пьесах Генделя обнаруживает их близость и прямое соприкосновение с бытовым народным искусством.
Не раз конкретность музыкальных образов подсказывала современникам программное содержание той или иной пьесы; это было тем более легко сделать, что связь между инструментальной и вокальной музыкой Генделя была совершенно явной. Сам композитор неоднократно подставлял слова к инструментальным фугам, отдельным частям сонат или концертов и превращал их в страницы оперной или ораториальной музыки. Еще чаще арии из опер и ораторий перекладывались для различных составов инструментальных ансамблей и отдельных инструментов: флейты, чембало и других.
В инструментальном творчестве Генделя, по мысли Ромена Роллана, отражены не только внутренние переживания самого художника, но и явления внешнего мира, и «если бы можно было точно указать источники вдохновения в любой из инструментальных вещей Генделя, можно было бы найти воспоминания о днях, пейзажах, сценах, виденных или пережитых им. Среди них встречаются произведения, явно вдохновленные природой. Другие родственны произведениям вокальным и драматическим. Многие из героических фуг. повторены Генделем в „Израиле в Египте» и положены на слова, выявляющие их скрытый смысл».
Создавая инструментальные произведения, Гендель вряд ли, подобно Баху, ставил перед собой какие-либо специальные творческие задачи. Этические и художественные, жанровые и композиционные проблемы у Генделя — достояние оперного и ораториального искусства. Для любимых же им гобоя, клавесина, органа или оркестра он писал в общепринятых для своего времени манере и формах, пользовался жанрами, уже внедрившимися в музыкальную жизнь. Тем не менее Гендель весьма далек от подчинения устоявшимся схемам; об этом можно судить хотя бы по той свободе, с какой он трактует форму сюиты, всякий раз по-новому видоизменяя строение, последовательность, соотношение ее частей.
Инструментальное творчество Генделя обычно распределяется по трем группам. Первая группа — произведения для клавишных инструментов — для клавесина и органа; вторая — камерная музыка, к ней относятся пьесы для отдельных инструментов с сопровождением чембало (basso continuo) и для небольших ансамблей; их называют сонатами и трио-сонатами. Третью группу составляют оркестровые сочинения: знаменитые concerti grossi, «Музыка на воде» («Water music»), «Музыка фейерверка» («Firework music»), симфонии и увертюры из его же опер и ораторий.
Творческий облик Георга Фридриха Генделя
Лекции по музыкальной литературе musike.ru: Гендель
Основные факты творческой биографии Генделя
1685 – родился в г. Галле. Обнаруженные в раннем возрасте незаурядные музыкальные способности, в т.ч. дар импровизатора, не вызывали особого восторга у отца – пожилого цирюльника-хирурга.
С 9-летнего возраста брал уроки композиции и игры на органе у Ф.В. Цахау,
с 12 лет писал церковные кантаты и органные пьесы.
В 1702 г. изучал юриспруденцию в университете Галле, параллельно занимал пост органиста протестантского собора.
С 1703 г. работал в оперном театре в Гамбурге (скрипачом, затем клавесинистом и композитором). Знакомство с Кайзером, музыкальным теоретиком Маттезоном. Сочинение первых опер – «Альмира», «Нерон». Страсти по Иоанну.
В 1706–1710 совершенствовался в Италии, где прославился как виртуозный мастер игры на клавесине и органе. Познакомился с Корелли, Вивальди, отцом и сыном Скарлатти. Широкую известность принесли Генделю постановки его опер «Родриго», «Агриппина». Оратории «Триумф времени и правды», «Воскресение».
В 1710–1717 придворный капельмейстер в Ганновере, хотя с 1712 жил преимущественно в Лондоне (в 1727 получил английское подданство). Успех оперы «Ринальдо» (1711, Лондон) закрепил за Генделем славу одного из крупнейших оперных композиторов Европы. Особенно плодотворной была работа композитора в лондонской «Королевской академии музыки», когда он сочинял по нескольку опер в год (среди них – «Юлий Цезарь», «Розелинда», «Александр» и др.) Независимый характер Генделя осложнял его отношения с определенными кругами аристократии. Кроме того, жанр оперы–seria, постановками которого занималась «Королевская музыкальная академия», был чужд английской демократической публике.
В 1730-е годы Гендель ищет новые пути в музыкальном театре, пытается реформировать оперу- seria («Ариодант», «Альчина», «Ксеркс»), однако сам этот жанр был обречен. После перенесенной тяжелой болезни (паралич) и провала оперы «Дейдамия» отказался от сочинения и постановки опер.
После 1738 года центральным жанром творчества Генделя стала оратория: «Саул», «Израиль в Египте», «Мессия», «Самсон», «Иуда Маккавей», «Иисус Навин».
Во время работы над последней ораторией «Иевфай» (1752) у композитора резко ухудшилось зрение, он ослеп; вместе с тем до последних дней продолжал подготавливать свои сочинения к печати.
Бах и Гендель
Творчество Георга Фридриха Генделя, наряду с творчеством И.С. Баха, явилось кульминацией в развитии музыкальной культуры первой половины XVIII века. Многое объединяет этих двух художников, которые, к тому же, были ровесниками и соотечественниками:
Однако в сравнении с Бахом творческая судьба Генделя сложилась совершенно иначе, с самого рождения он воспитывался в других условиях, а впоследствии жил и работал в иной общественной обстановке:
Оперное творчество Генделя
Как оперный композитор Гендель не мог не поехать в Италию, тем более что гамбургская опера в начале XVIII века шла к упадку (Бах же ни разу за всю свою жизнь не выезжал за пределы Германии). В Италии его поразила сугубо светская атмосфера художественной жизни, так не похожая на замкнутую жизнь немецких городов, где музыка звучала в основном в церкви и княжеских резиденциях. Создавая для различных театров все новые оперы («Ринальдо», «Родриго», «Тезей») Гендель, однако, очень отчетливо ощущал, что не всё удовлетворяет его в этом жанре. Он всегда стремился к воплощению героического содержания, ярких и сильных характеров, к созданию грандиозных массовых сцен, однако всего этого не знала современная ему опера-seria. В процессе своей многолетней работы над оперой (37 лет, за которые им было создано более 40 опер, в том числе «Орландо», «Юлий Цезарь», «Ксеркс») Гендель предпринимал попытки обновить жанр seria. Это часто вызывало противодействие аристократической публики, ценившей в опере лишь виртуозное пение. Однако тот тип оперы, который героически пытался отстаивать Гендель, обогащая его изнутри, в историческом смысле был нежизнеспособен. Вдобавок в Англии, где прошла вторая половина жизни композитора, демократическая часть публики относилась к опере–seria крайне отрицательно (о чем свидетельствовал, в частности, огромный успех «Оперы нищих» – веселой пародии на придворную оперу). Лишь во Франции к середине XVIII века была подготовлена почва для оперной реформы, которую осуществил К.В. Глюк вскоре после смерти Генделя.[1] И всё же многолетняя работа над оперой для композитора не прошла даром, явившись подготовкой его героических ораторий. Именно оратория стала подлинным призванием Генделя, тем жанром, с которым в истории музыки его имя ассоциируется прежде всего. С ним композитор не расставался до конца своих дней.
Ораториальное творчество Генделя
Кантаты, оратории, страсти, антемы Гендель писал на протяжении всего творческого пути. Но с конца 30-х годов оратория выдвинулась на первое место в его творчестве. В ораториях композитор реализовал те смелые замыслы, которые ему не удалось осуществить в рамках современной оперы. Здесь наиболее ярко проявились самые характерные черты его стиля.
Огромной заслугой Генделя явилось то, что в своих ораториях он впервые вывел народ в качестве главного действующего лица. Тема возвышенной любви, господствовавшая в современной Генделю опере, уступила место образам народа, сражающегося за свою свободу. В характеристике народа композитор, естественно, опирался не на сольное пение, а на мощное звучание хора. В грандиозных ораториальных хорах наиболее велик Гендель. Ему было свойственно мыслить крупным планом, картинно и объемно. Это художник-монументалист, музыку которого уместно сравнивать с монументальными скульптурными произведениями, с фресковой живописью (особенно часто проводят параллели с искусством Микеланджело).
Монументализм Генделя вырос из героической сущности его музыки. Героика – излюбленная сфера этого композитора. Основные темы – величие человека, его способность к подвигу, героическая борьба (Гендель первый затронул тему героической борьбы в музыке, предвосхитив в этом Бетховена). Бах в своих монументальных хоровых произведениях более психологичен, его больше волнуют этические проблемы.
Основной источник сюжетов зрелых ораторий Генделя – Библия, Ветхий Завет. Здесь много жестокой борьбы, крови, захватывающих страстей (ненависть, зависть, предательство). Здесь много ярких, неординарных, противоречивых характеров. Всё это чрезвычайно интересовало Генделя – знатока человеческих душ, и было близко его мощной и цельной натуре. Новозаветных, собственно христианских сюжетов у Генделя очень мало (ранние «Страсти по Иоанну», оратория «Воскресение», «Страсти по Брокесу»[2]; из поздних – только «Мессия»). Баха же в первую очередь привлекал Новый Завет. Главный его герой и нравственный идеал – Иисус.
Среди популярнейших сочинений Генделя – оратории «Саул», «Израиль в Египте», «Мессия», «Самсон», «Иуда Маккавей», которые были созданы в последнее десятилетие активной творческой работы (конец 30-х – 40-е годы). В это время композитор жил в Лондоне. Библейские сюжеты воспринимались в Англии как «свои» – так же, как в Италии античные или римские. Библия иногда была единственной книгой, которую читал грамотный рядовой англичанин. Здесь были обычными библейские имена (Джереми – Иеремия, Джонатан – Ионафан). Кроме того, события, о которых рассказывалось в Библии (и, соответственно, в ораториях Генделя), были идеально созвучны военно-политической обстановке в Англии первой половины XVIII века. Самого же Генделя, по-видимому, в библейских героях привлекала их внутренняя сложность.
Чем же музыкальная драматургия в ораториях Генделя отличается от его оперной драматургии?
Оратория «Мессия»
Самая знаменитая и наиболее часто исполняемая оратория Генделя «Мессия». Она была написана по заказу, который поступил из Дублина, столицы Ирландии. Еще при жизни композитора оратория стала легендарным произведением, объектом восторженного поклонения.
«Мессия» – практически единственная лондонская оратория Генделя, посвященная собственно Христу. Понятие Мессии (Спасителя) – тот пункт, в котором Ветхий и Новый завет переходят один в другой. Предначертанное пророками появление божественного Спасителя осуществляется через пришествие Христа и ожидается верующими в грядущем.
В I части воплощено трепетное ожидание Мессии, чудо рождения Христа и ликование в его честь.
II часть рисует события Страстной недели и Пасхи: распятие и Воскресение Христа; ее завершает праздничный хор «Аллилуйя». По приказу Георга II он приобрел государственное значение и исполнялся во всех британских храмах, его надлежало слушать стоя, как молитву.
III часть – наиболее философская и статичная. Это размышления о жизни во Христе, о смерти и бессмертии. Биографы композитора пишут, что умирая он шептал текст арии сопрано из этой части: «Я знаю, мой спаситель жив». Эти слова с соответствующей мелодией помещены на памятнике Генделя в Вестминстерском аббатстве, где он похоронен (редкая честь, которой удостаивались лишь короли и самые достойные люди Англии).
[1] Ромен Роллан в своей книге о Генделе высказал предположение, что если бы композитор переехал не в Англию, а во Францию, то оперная реформа была бы осуществлена гораздо раньше.