Музыка госпел что это
Gospel: как музыка рабов пережила четыре эпохи и сломала границы между христианством и миром
Библия буквально заполнена упоминаниями о пении и музыке, более 550 раз в 44 из 66 книг Библии. Термин «музыка» (и музыкант», «музыкальный» и т.д.) появляется в Библии 75 раз, «песня» — 98 раз, а «пойте» (пение, певец, и т.д.) — 196 раз. Очевидно, что Бог любит прославление и радостное пение. Многие части Библии содержат духовные песни! Организованное музыкальное служение было важной частью системы служения Старого Завета. Также как и музыка Gospel стала неотъемлемой частью современной христианской культуры. Как она появилась, чем отличается и что общего имеет с рабством? Разбираемся.
Музыка африканских племен
Музыка африканских племен IV века назад отличалась от европейской и американской белой музыки в своем фундаментальном аспекте: в африканской традиции не существовало светской музыки. Европейцы, помимо религии, пели о любви, войне, об исторических событиях окрестных деревень, о далеких землях. Даже если во многих из этих песен в той или иной мере упоминался Бог, все же речь идет о музыке популярной (говоря нашим современным языком) и светской — сельской или деревенской.
Вся же африканская музыка была священной по природе, и концепция светской музыки ей была чужда. Она должна была служить четырем основным аспектам повседневной жизни: религия, плодородие земли и женщины, охота и война. В этом смысле африканская музыка имела больше точек соприкосновения с музыкой американских аборигенов, чем с музыкой европейцев, учитывая, что пение использовали, как средство для взаимодействия с природой и вселенной.
Практикуемый музыкальный стиль, что был ввезен в Америку в века рабства, между 1600 и 1865 годами — это схема зова и ответа, в которой лидер поет строфу (аналог нашего запева) и остальные ему вторят. В другие стилистические особенности входило использование бубнов и барабанов для ритмического, довольно сложного, аккомпанемента. Пример такого стиля зова и ответа с синкопированным ритмом продемонстрировал Рэй Чарльз в «What’d I Say».
На самом деле очень распространено путать между собой или же называть одним и тем же именем различающиеся музыкальные виды (пусть и одного стиля), как спиричуэлз (ударение на первом слоге) и госпел. Между этими двумя видами, которые, несмотря на происхождение от общих корней, претерпели такие разные примеси и влияния и выступали в таких разных социальных и культурных контекстах, имеется существенная разница, которая дала истоки музыкальным продуктам отчетливо разнящегося «вкуса».
Спиричуэлз можно определить следующим образом — это религиозные песнопения, сочиненные черными, не записанные и не опубликованные, но передаваемые из рода в род с добавлениями и вариациями, в связи с различными обстоятельствами.
То, что характеризует спиричуэлз помимо их религиозного характера (или же с такой тенденцией) — это устный и народный характер, то есть отличающийся от музыки госпел. Первые упоминания, описывающие исполнение спиричуэлз, относятся только к XIX веку и были написаны людьми, которым удалось разделить опыт лично и поучаствовать в исполнении наравне с черной диаспорой.
Впоследствии было опубликовано много томов с текстами, мелодическими линиями и аннотациями, среди которых наиболее полный и точный, собравший материалы из различных коллекций, выпущен в 1867 году.
История Gospel музыки
Верная транскрипция этого слова – именно госпел, а не госпелз, что часто можно встретить в русскоязычных текстах. Слово «госпел» дословно переводится со староанглийского как «Добрая» или «благая весть».
Госпел родился в методистских церквях Южной Америки. Уилли Рафф, профессор музыки университета Yale афро-английского происхождения, утверждает, что музыка госпел имеет ту же структуру, что и псалмы шотландской пресвитерианской церкви.
Данная структура или форма, называемая lining out, родилась благодаря тому, что в церкви использовалась только одна копия Библии на всех. Священник пел строчку псалма группе прихожан, и они отвечали ему, перепевая эту строчку и обогащая ее своим тембром и эмоциями. Ruff утверждает, хотя многие его критикуют за академический расизм, что данная форма песнопения была услышана афро-американскими рабами в церквях их хозяев и развита в новый, свой и персональный стиль.
Чтобы держать рабов в подчинении или же, возможно, из-за боязни, американские рабовладельцы не разрешали черным пользоваться их традиционными музыкальными инструментами, равно как и не разрешали им петь свою народную музыку. Постепенно многие тексты и мелодии были забыты и исчезли в пространствах Северной Америки.
Именно в результате этого запрета, касающегося родовых корней, был рожден новый вид афроамериканской музыки. Были написаны новые песни, с использованием традиционных африканских гармоний, зова и ответа, ритмики, смешанные, однако, с традиционной европейской гармонией и с использованием музыкальных инструментов.
Необходимо понимать, что на протяжении 2,5 веков ситуация не могла оставаться неизменной. Во всем мире прогресс развивался, свобода постепенно отвоевывала один плацдарм за другим. Сами США (пока только 13 северных штатов) стали независимыми от английской короны в 1789 году, начав распространять республиканские идеи Франции на американском континенте.
Взаимопроникновение существовало, и белые плантаторы-феодалы все же становились другими со временем. Далеко не все из них не считали негров людьми, и многие допускали религию в их диаспору, позволяя богослужения. А богослужения там и тогда могли быть только христианскими!
Гимны госпел, созданные черными, использовали христианские темы, но с ярким влиянием африканской вокальности и ритмики. Церковь стала святилищем для выражения чувств чернокожих рабов. Она была единственным местом, где группы рабов могли собираться без страха надзора со стороны белых рабовладельцев.
Естественно, у тех рабовладельцев, которые не считали рабов животными, наверняка, и «режим» для них был менее жестоким, а информация об этом распространялась среди чернокожих и способствовала росту их стремления к христианству. Человек так устроен – ему всегда нужна надежда. Но, поскольку всё же не все рабовладельцы благоволили религиозному обучению и молитвам рабов, часто собрания проходили секретно.
Однако когда и как именно зародился госпел неизвестно, поскольку первоисточники не сохранились.
Записи госпел прослеживаются в последних тридцати годах XIX века, когда начали выпускать сборники гимнов для использования их в «черных» церквях. Эти гимны включали в себя религиозные песни различных видов, с текстами и мелодией.
Первый такой сборник гимнов был опубликован главой методистской церкви Marshall W.Taylor в 1882 году. Между 1880 и первыми годами XX века были заложены основы дальнейшего развития музыки госпел, благодаря работе композиторов-афроамериканцев, наиболее известным из которых является Charles Albert Tindley (1859-1933) Он — автор знаменитых гимнов, по-прежнему исполняемых в церквях, таких как «I’ll Overcome Someday», «Stand by Me», «We’ll Understand It Better By and By», «The Storm is Passing Over», «What are they Doing in Heaven?».
Музыка Gospel обычно подразделяется на белый и чёрный. Белый госпел появился раньше чёрного, в конце девятнадцатого века. Тогда это была сугубо религиозная музыка, сочетание народных мотивов и традиционных христианских гимнов. Уже в начале двадцатого века госпел стал частью музыкальной индустрии, вышел на большую сцену. У истоков жанра можно вспомнить группу Carter Family: их записи были популярны в двадцатые-тридцатые годы прошлого века.
Примерно в это же время появился жанр чёрного, негритянского госпела. Он вышел из христианских церквей в массы благодаря Махалии Джексон, королеве чёрного госпела. Она была внесена в Зал Славы рок-н-ролла, как певица, которая стала своеобразной «предтечей» рока. Те годы, когда Махалия Джексон сотрудничала с Томасом Дорси, принято считать «Золотой эпохой госпел». Именно в это время стиль стал светским, вышел за рамки религии.
Махалия Джексон: «Блюз приятно слушать — это песня отчаяния. Госпел принадлежит Богу — это песня надежды. Вспомните Давида из Библии: „Пойте громко и радостно Богу“. Я пользуюсь его советом. Происхождение госпел и блюза близко, однако блюз трогает только сердце, а госпел наполняет его божественными чувствами любви, умиротворения и радости».
До второй мировой войны были популярны большие хоры, исполнявшие госпел. Такие коллективы включали до 150 участников. После войны хоры превратились в квартеты, особенно популярны были мужские. Музыка стала коммерческой. Самый популярный «госпел квартет» того времени – Soul Stirrers. Они были первыми, кто использовал в качестве аккомпанемента только гитару. Влияние группы Soul Stirrers сказалось на мужских роковых и поп-коллективов шестидесятых, а так же на стиль соул.
Джеймса Кливленда называют «Луи Армстронгом музыки госпел». В пятидесятые годы, работая вокалистом, продюсером и композитором, он сделал многое для популяризации жанра госпел, а в 1968 году открыл Gospel Music Workshop. Так же госпел известен благодаря многим другим исполнителям. Стиль госпел стал основой для формирования таких жанров, как джаз, ритм-энд-блюз, соул и фанк.
Среди исполнителей Gospel, получивших образование в церковных хорах, следует назвать Сэма Кука и Клайда Макфаттера — именно они способствовали проникновению Gospel в поп-музыку. Триумфальный взлет соул в шестидесятые годы стал возможным благодаря лишь таким преуспевшим в Gospel певцам, как Арета Фрэнклин, Уилсон Пикетт и Соломон Берк.
В ходе преобразований Грэмми в 2012 году Национальная академия искусства и науки звукозаписи ввела категорию «Лучший госпел-альбом» (Best Gospel Album award). Она объединила в себе ранее существовавшие номинации «Лучший современный R&B-госпел-альбом» (1991—2011, до 2007 называлась Best Contemporary Soul Gospel Album), «Лучший рок или рэп-госпел-альбом» (1991—2011) и «Лучший традиционный госпел-альбом» (1991—2011; ранее известная как «Лучший традиционный соул госпел-альбом»; в 1978—1983 была «Лучшее соул госпел-исполнение, традиционное»). В неё вошли жанры урбан-госпел и соул-госпел (Urban Gospel, Soul Gospel).
INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!
Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!
Вокальный стиль — GOSPEL Госпел (музыкальный стиль)
Считается, что выражение «музыка госпел» (у нас уже традиционно принято множественное число, «госпелз») ввел в обиход популярный в двадцатые годы исполнитель блюза Томас Э. Дорси, одним из первых аранжировавший церковные песнопения.
стиль GOSPEL Госпел
Поначалу музыка была категорически отвергнута, однако ее приняли в неортодоксальных черных общинах, и с той поры госпелз развивался бок о бок со светской черной музыкой, хотя данное направление всегда отличалось консерватизмом и функционально имеет другие задачи. Вокальный стиль госпелз своими корнями уходит в спиричуэлз и основан на декламировании баптистских молитв.
Вокальные группы госпелз, сложившиеся в сороковые-пятидесятые годы — в таких группах всегда был ярко выраженный лидер, он же ведущий вокалист, — по манере исполнения имели очень много общего с а-капелла и стилем ду-уоп, получившем распространение также в пятидесятые годы.
Среди исполнителей госпелз, получивших образование в церковных хорах, следует назвать Сэма Кука и Клайда Макфаттера именно они способствовали проник новению госпелз в поп-музыку. Триумфальный взлет соул в шестидесятые годы стал возможным благодаря лишь таким преуспевшим в госпелз певцам, как Арета Фрэнклин, Уилсон Пикетт и Соломон Берк.
Характерный стиль GOSPEL Госпел это резкие выкрики певцов и рокочущий орган, с многочисленными рефренами — сегодня можно услышать в музыке исполнителей, казалось бы, не имеющих ничего общего с этим стилем, от Рэя Чарлза, Стиви Уандера Кита Джаррета до Рэнди Ньюмена, Вэна Моррисона и Стинга.
NEW GOSPEL
Музыка госпел что это
ГОСПЕЛ И НЕГРИТЯНСКОЕ СОЗНАНИЕ
Автор: Leonard Goines. Профессор музыки в Manhattan Community College в Боро, преподаватель истории афро-американской музыки и джаза в Нью-йоркском университете и научный сотрудник афро-американских исследований W.E.B. DuBois Institute для Гарвардского университета.
Черная музыка госпел вышла на рубеже 19-20 веков из народных церквей; по существу это продукт индивидуального и коллективного спонтанного творчества. Ее можно рассматривать как синтез западно-африканской и афро-американской музыки, танца, поэзии, устного творчества и драмы. Современное городское негритянское религиозное и музыкальное утверждение о деревенском происхождении госпела – это отзвуки христианских мотивов спасения и надежды. Согласно госпел-певцу и историку Pearl Williams Jones, это в то же время и «провозглашение негритянской индивидуальности, которая выражает себя при помощи личностного средства – музыки». Хотя госпел оказывает огромное влияние на формы и стили сегодняшней популярной музыки, большинство из шестидесяти лет своего существования он остается андеграундным и контркультурным музыкальным явлением. И как результат – одним из наименее понятых трансляторов негритянской культуры.
Подобно своему предшественнику спиричуэлу, госпел – свидетельство сохранения важных элементов афро-американского мировоззрения и увековечивания сильнейшего чувства общности. В процессе создания этих видов музыки важную роль играет взаимодействие индивидуального и коллективного творчества. К тому же, их форма и цель способствуют индивидуальному и коллективному выражению одновременно. Структура антифона, двустороннее взаимодействие, которые так часто используются в африканской и афро-американской музыке, например, помещают личность в область постоянного диалога с ее сообществом. При этом сохраняются как голос личности как отдельного существа, так и общность с членами группы, и создается потенциальный выход личностных чувств и эмоций, пока исполнитель наслаждается теплотой и душевностью коммуникации.
Хотя в сравнении госпела со спиричуэлом существует определенная доля некорректности, все же нелишне обозначить некоторые важные различия. Спиричуэл – это продукт рабства в США, передается он преимущественно по вербальным каналам. Госпел, каким мы знаем его сегодня, напротив, датируется серединой двадцатых годов и является написанной музыкой. Далее, в отличие от спиричуэла, госпел использует инструментальную аккомпанировку как существенный элемент выступления. Инструменты госпела разнообразны: от пианино и органа до перкуссионных установок: барабанов и тамбуринов. Существуют коллективы, использующие полный набор медных духовых инструментов.
Но из-за несформировавшихся размытых границ проблематично отделить «церковную музыку» от «уличной». Их разъединение не было важной частью африканского менталитета, как, например, на Западе.
В то время как множество негритянских церквей добивались светского уважения при помощи запрета на выкрики и продвижения степенных гимнов и продуманных версий спиричуэлов, а также негативно относились к былому восторженному отношению к религии, Святые церкви поощряли целительство, духовную одержимость, разговоры на неведомых языках, предсказательство и религиозные танцы. В музыкальном отношении они вернулись в прошлое к традициям рабства и отреклись от ритмов нецерковного негритянского музыкального мира, который их окружал. Они стремились не только к звукам регтайма, блюза и джаза, но также и к инструментам, на которых это все исполняется. Как аккомпанемент пения (главного элемента церковной службы) использовалась игра на барабанах, тамбуринах, треугольниках, гитарах, саксофонах, трубах, тромбонах, и вообще всем, что издавало музыкальные звуки.
Charles Albert Tindley, священник методистской церкви и первый создатель песен госпел, начал сочинять их в начале двадцатого века. Песни этого автора таких гимнов как «Stand by me» восходят к священным устным традициям и исполняются в различных вариантах черного госпела – соло, дуэтом, квартетом, ансамблем и хором.
Песенный стиль госпел – это искусство выступления. Это метод произнесения текста, требующий серьезных вокальных навыков и техники; он, подобно выступлению джазового музыканта, крайне спонтанен и интуитивен. Величайшие госпел-артисты обычно рождаются вблизи от источника традиции. Хотя высококачественные стандарты госпел-исполнения заметны в первую очередь в выступлениях таких гуру как поздняя Mahalia Jackson, поздняя Clara Ward, Reverend James Cleveland и Alex Bradford, их можно наблюдать и во множестве ничем не
Госпел, музыка веры и радости
Сохранить и прочитать потом —
Неделю назад, рассказывая вам о новой звезде кантри-музыки, я вдруг задумался о том, что есть и иные жанры, не очень понятные и принятые в России – но жанры прекрасные и интереснейшие. И стоит о них поговорить подробнее. Если кантри – это непонятная нам белая музыка, то есть, к примеру, еще и госпел — музыка, играющая огромную роль во всей афроамериканской культуре – роль, которую нельзя недооценить.
Госпел — одно из тех явлений, которые тесно связывают светскую и религиозную жизнь – ведь госпелы исполняются в негритянских баптистских церквях, но в них нет места ни сухости, ни заунывности, ни традиционно связываемой с религией строгости и запретам. Наоборот, госпел брызжет радостью и энергией, госпел зажигателен и даже танцевален, как мы это видели в великом фильме Джона Лэндиса «Братья Блюз», где роль священника исполнял великий Джеймс Браун (а среди хористок замечена великолепная певица Чака Хан).
Госпел родился в среде методистских церквей американского Юга. В 20-е годы – в период Депрессии, в протестантских, особенно в баптистских и других неортодоксальных церквях, во время службы пение евангелических текстов или простых молитв стало сопровождаться ритмическим аккомпанементом на фортепиано или органе, прихлопыванием и притоптыванием. Госпел стал музыкальным действом, где все присутствующие были исполнителями. В его основу легли спиричуэлы, религиозные гимны, рожденные в среде чернокожих рабов и бывшие для них упованием на грядущее избавление – так, рабство в них сравнивалось с пленением Египетским; а еще — светские производные спиричуэла: блюз и соул. Между прочим, один госпел все мы знаем. Помните, Луи Армстронг пел, обращаясь от имени Моисея к фараону – «Отпусти народ мой»?
Сейчас стиль госпел – это искусство; это метод произнесения текста, требующий серьезных вокальных навыков и техники; он, как и джаз, спонтанен и интуитивен. С одной стороны, коллективная импровизация в свободном стиле, исполняемая прихожанами, с другой – риторическая декламация проповедника. И неизменные, повторяющиеся хором слова — Yes, Lord!, O, Jesus, Hallelujah, Preach it, Brothers!
Формальным создателем стиля считается пианист Томас Дорси. Антрепренер, любитель джаза и регтайма, он начал писать популярные энергичные религиозные песни, вложив в тексты евангельскую весть о спасении. Слово «госпел» вообще-то означает «Евангелие», и «если уж эта весть благая, то благая для всех, в какой форме бы ее ни преподносили», — говорил он в интервью. — «В моих песнях есть ритм, темп и эта весть. И даже неграмотный человек может понять, что к чему». Не используя сложных для понимания текстов и формулировок, госпел доносил смысл веры до каждого, апеллируя к понятным вещам и духовным ценностям.
Занятно, что у госпела нет формальных границ – он принимает и впитывает поп-музыку, не становясь ею, но используя ее в религиозных целях. Раньше все было наоборот: в 1955 году госпел My Jesus is All the World to Me в исполнении Рэя Чарлза превратился в абсолютно светский хит I’ve Got a Woman, за что Рэя, кстати, осуждал блюзмен Биг Билл Брунзи – а теперь вот старинный лирический хит I Want To Know What Love Is абсолютно белой рок-группы Foreigner в исполнении New Jersey Mass Choir может стать натуральным госпелом!
В Москве несколько раз бывал с гастролями Harlem Gospel Choir — один из самых значительных американских госпел-хоров. Созданный в 1986-м Алленом Бейли, он стал фактически представлять госпел во всем мире. В его составе – лучшие голоса хоров из разных церквей Гарлема, нью-йоркского района, который олицетворяет черную Америку. Harlem Gospel Choir активно гастролирует от Англии до Новой Зеландии, от Кореи до Чили; он выступал в Ватикане перед папой Иоанном Павлом II, перед лидером борцов с апартеидом Нельсоном Манделой, был замечен на концертах Гарри Белафонте, Синди Лаупер, Авриль Лавинь, групп U2 и Gorillaz! Более того, хор поет песни из репертуара Стиви Уандера и Майкла Джексона, Лайонела Ричи и Ар Келли, которые отлично уживаются с религиозными гимнами. Когда хор отмечал 20-летие, тогдашний мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг провозгласил 15 января днем Harlem Gospel Choir.
«Музыка госпел несет облегчение страдающим. Все мы знаем, что такое страдание, особенно если учитывать все проблемы современного мира. И люди ждут облегчения – а наша музыка приносит им его», — говорил Аллен Бейли во время московских гастролей. Это музыка веры, а вера в госпеле всегда означает радость – искреннюю, живую, полнокровную радость от возможности славить бога, отдавая ему всего себя, но при этом оставаясь собой, а не делая постную рожу святоши, не лукавя и не лицемеря, как это часто бывает. Ну и как просто музыка, госпел прекрасен – ярок, радостен, добр и могуч.
Музыка госпел что это
Го́спел, госпелз (англ. Gospel music) — жанр духовной христианской музыки, развившийся в первой трети XX века в США. Обычно различают негритянский госпел и белый госпел. Общим является то, что и тот и другой родились в среде методистских церквей американского Юга.
Белый госпел как жанр сугубо религиозной музыки развился в конце XIX века из смешения народных мелодий и христианских гимнов. Со временем госпел обрёл полноправную нишу на рынке музыкальной индустрии. Одними из первых успешных исполнителей госпел был коллектив Carter Family, чьи пластинки в 1920-30-е гг. пользовались большой популярностью. В популярной музыке госпел исполнялся также такими исполнителями как Элвис Пресли, Литл Ричард, Джонни Кэш.
Жанр негритянского госпел развился в 1930-е гг. в афро-американской церковной среде и продолжал традицию спиричуэлс. От последнего госпел отличается живостью, иногда используются танцевальные ритмы. Больше спонтанных реплик, больше импровизации.