Музыкальный абонемент что это
Детский музыкально-образовательный абонемент как конкурентоспособный арт-проект
Дата публикации: 18.12.2016 2016-12-18
Статья просмотрена: 775 раз
Библиографическое описание:
Тазиева, А. Ф. Детский музыкально-образовательный абонемент как конкурентоспособный арт-проект / А. Ф. Тазиева, Л. Г. Сафиуллина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 799-801. — URL: https://moluch.ru/archive/132/36889/ (дата обращения: 03.12.2021).
Детский музыкально-образовательный абонемент — это цикл концертов для детей, которые объединены общей идеей и формой подачи материала и имеют музыкально-образовательную направленность. Будучи одним из самых мобильных арт-проектов современности, детский музыкальный абонемент представлен широким жанрово-видовым и тематическим разнообразием. Последнее десятилетие демонстрирует устойчивую тенденцию к росту количества абонементных программ для детей в крупных городах России. Отражая новейшие тенденции в мире искусства, они превращаются во влиятельный инструмент распространения, популяризации и пропаганды академической музыки.
Ключевые слова: детский музыкально-образовательный абонемент, концерт, арт-проект, конкуренция
Keywords:children’s musical and educational subscription, art project competition
Музыкальная жизнь современного города протекает в многообразных формах. Это концерты, фестивали, спектакли и пользующиеся всё большей популярностью музыкально-образовательные абонементы. Объединяя разрозненные концерты в единые тематические программы, музыкально-образовательные абонементы оказывают целенаправленное воспитательное воздействие на слушателей.
Музыкальные абонементы традиционно подразделяются на детские и взрослые, каждый из которых имеет ряд специфических особенностей в тематике, содержании (репертуаре), строении программ, способах их предъявления публике. Последнее десятилетие демонстрирует устойчивую тенденцию к росту количества и качества детских музыкально-образовательных абонементов в крупных городах России: Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Екатеринбурге, Челябинске, Новосибирске, Сочи и др.
Характеризующиеся высоким уровнем продаж даже в период экономического кризиса, детские музыкально-образовательные абонементы обосновались на отечественном музыкальном рынке в качестве устойчивого объекта арт-индустрии, способного успешно конкурировать с другими культурно-массовыми и развлекательными мероприятиями. Представленные широким жанрово-видовым спектром, они чутко реагируют на художественно-эстетические запросы подрастающего поколения и их родителей.
Детский музыкально-образовательный абонемент — это цикл концертов для детей, которые объединены общей идеей и формой подачи материала и имеют музыкально-образовательную направленность. Являясь проводником знаний о выдающихся композиторах и их сочинениях, способствуя сохранению и приумножению музыкальной культуры, они выступают действенной формой музыкального просветительства. Детские абонементы можно отнести к арт-проектам, т. к. они представляют собой художественную деятельность, ограниченную во времени (обычно это концертный сезон с частотой мероприятий раз в один или два месяца) и нацеленную на создание нового музыкально-творческого продукта — ряда уникальных концертных программ. В абонементах со всей очевидностью предстает неповторимость и однократность получаемых результатов, каждый из которых репрезентируется лишь однажды, в лучшем случае — 2 раза подряд в один день. Крайне редко можно наблюдать повторение абонементного цикла в разных городах. Следующий цикл концертов имеет новое название, новую концепцию, репертуар, иногда и состав исполнителей.
Детские абонементные программы проводятся в крупных музыкально-концертных организациях: филармониях, консерваторских и органных залах, Домах музыки, музыкальных театрах для детей (например, Санкт-Петербургском театре «Зазеркалье»). Это объясняется необходимостью располагать профессиональными музыкантами-исполнителями, имеющими обширный репертуар и способными быстро разучить новые произведения. Обычно абонементы рассчитаны на стабильный музыкальный коллектив: симфонический, духовой, народный, джазовый оркестр; ансамбли разных составов; хор; музыкально-театральную труппу.
На основе анализа абонементных мероприятий нами были выделены следующие их типы:
−по составу исполнителей: взрослые — детям; дети — детям (например, абонементы «Чудо-дети» Московской консерватории, «Дети — детям. Услышать будущего зов», организуемый фондом Владимира Спивакова в Московском Международном доме музыке, или «Classic Show. Дети — детям», проводимый по инициативе педагога ССМШ-лицея при Казанской консерватории Юлии Виват в ГБКЗ им. Сайдашева); смешанные формы (абонементы «Музыкальные приключения в стране Оз» в органном зале города Набережные Челны, где, наряду со взрослыми, участвуют и юные артисты Детского театра; «Детская» и «Легенды органного королевства» Пермской филармонии);
− по драматургии: музыкальные спектакли («Балет — детям», «Мюзикл — детям», «С друзьями в «Зазеркалье»», «Сказка за сказкой»), музыкально-театрализованные концерты («В гостях у Андерсена» с Павлом Любимцевым), музыкально-литературные композиции, лекции-концерты, концерты-путешествия (абонемент «Путешествие в мир джаза» Татарской филармонии, «Музыкальные путешествия» с концертами «Путешествие по странам и континентам», «Путешествие в Мультляндию» Пермской филармонии), концерты-презентации («Любимые сказки с песочной анимацией», «Сказки в картинках. Музыка и эбру»), концерты-уроки («Незнайкины уроки», «Забавный профессор», «Занимательные уроки музыкальной литературы»,), музыкально-творческие встречи, концерты-викторины по типу интеллектуальных игр (абонемент «Сыграем?» в Академической капелле Петербурга, где вопросы о музыке задает участник телеигры «Что? Где? Когда?» Александр Друзь);
− по характеру участия детской аудитории в мероприятиях абонемента: традиционные и интерактивные, проходящие при взаимодействии всех участников концерта. Последние практикуются в основном для учащихся дошкольного возраста, которые не могут долго находиться в неподвижности: «Дневные образовательныеинтерактивныеконцертыдлядетей от 3-х до 5-ти лет», «Музыкальные сказки для карапузов», «Волшебная дудочка» для детей до 2 лет в Московской, Омской и Челябинской филармониях. Санкт-Петербургская академическая филармония предлагает интерактив и для детей постарше, объявив в абонементе «Детские сцены» конкурс на сочинение сказок среди слушателей. Сказку-победительницу расскажут в финале абонемента профессиональные артисты.
Особенностью детского абонемента является использование интеграции разных видов искусств, причем если ранее в союзе выступали традиционные искусства: музыка, изобразительное искусство, элементы театрализации, то сейчас активно применяются новые виды: песочная анимация, эбру, мультипликация. Востребованы также хореография, драматический, музыкальный и кукольный театр.
Выстраивая программу, авторы сценария и ведущие стараются преподнести музыкальный материал как можно более увлекательно, что ярко отражают названия абонементов «Классика — это не скучно», «Веселые уроки музыки с Виолеттой Модестовной» Московского дома музыки или «В стране музыкальных сюрпризов» Новосибирской филармонии. Словесная информация обычно не бывает развернутой, поскольку внимание детей кратковременно и неустойчиво. Рассказ чередуется со звучанием музыкальных номеров, и ни одна из составляющих не длится слишком долго. Лектор-музыковед не только поясняет детям музыкальный материал, но и создает целостное представление о том или ином явлении музыкальной культуры: художественно-эстетическом стиле, личности композитора, замысле или жанре произведения.
К участию в музыкально-театрализованных или музыкально-литературных абонементах порой приглашаются известные актеры: Екатерина Гусева, Ирина Пегова, Виктория Толстоганова, Александр Олешко, Илья Носков. Это позволяет повысить привлекательность мероприятий в глазах не только детей, но и сопровождающих их родителей. Однако такая практика распространена, в основном, в столичных регионах. В провинции, где доходы населения значительно ниже, предпочитают сотрудничать с местными «нераскрученными» в телепроектах (и соответственно, менее высокооплачиваемыми) ведущими, в качестве которых выступают профессиональные музыковеды. Даже в Казани, имеющей неофициальный титул третьей столицы России, знаменитый ведущий программы «Рукописи не горят» Артем Варгафтик по соображениям финансового порядка не смог надолго удержаться в качестве лектора детского абонемента.
Тем не менее, детские абонементы обладают достаточно высокой конкурентоспособностью в арт-индустрии, опережая некоторые академические и эстрадные мероприятия по наполняемости залов, стабильности продаж, самоокупаемости. Между самими абонементами часто разворачивается местная конкуренция, особенно острая в Москве и Петербурге, где представлен большой спектр циклов. В других крупных центрах, наблюдается средний уровень местной конкуренции. К примеру, в Казани конкуренция осуществляется между детскими абонементами ГБКЗ им. С. Сайдашева и Республиканской Филармонией. В малых городах конкуренция отсутствует по причине наличия всего одного поставщика подобных услуг (так, в Набережных Челнах ДМОА проводит только Органный зал) или отсутствия такового вообще.
Между организаторами абонементов возникает ценовая конкуренция. Слушателя пытаются привлечь сравнительно низкими ценами на билеты, порой за счет потери лидера, т. е. в качестве исполнителей приглашаются не топовые артисты, а студенты консерваторий, музыкальных училищ и даже учащиеся музыкальных школ. Или ограничивается круг исполнителей, что позволяет минимизировать расходы на оплату гонораров за выступления. Порой детские абонементы получают государственную грантовую поддержку, что расширяет исполнительские и оформительские возможности. В среднем, цена билетов на концерты абонементов колеблется в диапазоне от 500 до 1500 рублей за абонемент в провинции, от 1000 до 18000 в столице. Причем в Москве продажа полных абонементов практикуется реже, легко расходятся разовые билеты на мероприятия. Покупка абонемента позволяет слушателям сэкономить от 20 % до 50 % стоимости по сравнению с приобретением билетов на каждый концерт в отдельности (для семьи, где покупается как минимум еще один абонемент для родителя, это является существенным сбережением средств), а концертным организациям — спрогнозировать наполняемость залов. Еще один прием снизить цену для небогатого потребителя — создать миниабонемент из 2–4 концертов.
В тоже время активно ведется неценовая конкуренция, когда совершенствуется качество абонементов за счет обновления содержания, что отражается в креативности названий абонементов («Мультконцерт», «Истории «ЛЯ-МИ-ШКИ из музыкальной книжки», «Органисты России. Поколение NEXT», «Да здравствует король!»), репертуаре («Музыка компьютерных игр», «Музыкальный Диснейленд»), привлечении инноваций: пескографии, рисования на воде, видеоинсталляций. Хотя порой можно наблюдать явное или завуалированное заимствование идей и названий абонементов.
Реклама детских абонементов отстает от рекламы других массовых мероприятий, что связано с необходимостью экономии средств в рамках низкобюджетных проектов. В этом процессе обычно не участвует телевидение, не вывешиваются баннеры перед каждым концертом, не проводятся промо-мероприятия. Организаторы часто ограничиваются общей афишей с перечнем всех мероприятий. Более подробно ознакомиться с концепцией абонементов можно на сайтах организаций через виртуальные афиши и буклеты мероприятий. Исключительно редко там размещаются трейлеры предстоящих событий. Информация об абонементах помещается в бесплатных газетах, Интернет-изданиях, при этом почти не задействуются социальные сети. Главный канал реализации билетов — через распространителей, работающих с музыкальными и общеобразовательными школами.
На основании вышеизложенного можно утверждать, что детский музыкально-образовательный абонемент — это один из самых мобильных арт-проектов современности, занявший свою нишу в музыкальной индустрии. Охватывая в XXI веке гораздо большую слушательскую аудиторию, нежели в предыдущем столетии, он отражает новейшие тенденции в мире искусства и превращается во влиятельный инструмент распространения, популяризации и пропаганды академической музыки.
Музыка по абонементам
В Большом и Малом залах Филармонии идет продажа абонементов.
Филармоническая публика может быть как спонтанной в своих проявлениях, так и, напротив, собранной и организованной. Первый вариант привлекателен для так называемых тусовщиков – услышав в разговоре о хорошем концерте, они придут за полчаса до оного и купят такой билет, какой будет в наличии. Или добудут, посредством нескольких звонков, контрамарку, ведь круг меломанов, как известно, страшно узок и все в нем друг друга знают. Организованный человек себе такого не позволит. Он узнает обо всех стоящих концертах заранее и заранее же приобретет нужные билеты, выяснив по своим каналам, в какой день они поступают в кассу. Самый же организованный народ – это держатели абонементов, причем их становится все больше, а значит и количество абонементных программ постепенно увеличивается. В этом сезоне в Большом зале их уже четырнадцать.
Во-первых, абонементы традиционные для Большого зала Филармонии, на которые ходят годами: № 1 и № 3, например, полностью посвященные Заслуженному коллективу России академическому симфоническому оркестру Филармонии под руководством как своего бессменного шефа Юрия Темирканова, так и Кшиштофа Пендерецкого, Томаса Зандерлинга, Жан-Клода Казадезюса и других знаменитых мэтров. Или абонементы с говорящими названиями «Александр Дмитриев и его оркестр», «Музыка Вены» и «Страсти по романтизму» – все они, так или иначе, задействуют филармонические коллективы и петербургских дирижеров, от Юрия Темирканова до Михаила Татарникова, а также известных российских солистов разных поколений – Наталью Гутман, Петра Лаула, Андрея Баранова.
Для молодежи. Продолжаются чрезвычайно популярные абонементы последних сезонов «Концерты во фраках и в джинсах» и «Нескучная классика для новых молодых слушателей», в которых известные классические произведения сочетаются с легкой музыкой ХХ века и музыкой к кинофильмам в исполнении филармонических коллективов и приглашенных солистов. К этой же аудитории обращаются два новых цикла: «Линия жизни» – монографические вечера, посвященные великим композиторам XIX и XX веков иногда с очень интересными солистами, вроде английского пианиста Барри Дугласа, и интригующий «Пятница. Тринадцатый», абонемент Санкт-Петербургского Государственного академического оркестра под управлением Александра Титова.
Еще одна новинка сезона – абонемент «Контрасты», составленный по принципу контрастности стилей и направлений музыки XIX и XX веков, также, возможно, будет интересен образованной молодежи, тем более, что в нем выступят как минимум два молодых и уже прославленных петербургских скрипача – Илья Козлов и Сергей Догадин.
А для совсем юных слушателей есть так называемые образовательные программы, они представлены абонементами «Концерты для всей семьи», «Разные истории для детей и их родителей» и «Классика в миниатюре по воскресеньям для всей семьи».
Центральным событием абонементных программ можно считать именной цикл главного приглашенного дирижера ЗКР Геннадия Рождественского, с огромным интересом и даже ажиотажем воспринятый в прошлом сезоне. В этом году маэстро представит русскую музыку разных веков – Римского-Корсакова, Мусоргского, Рахманинова, Прокофьева и нашего современника Сергея Слонимского, но в основном редко исполняемые их произведения. Для держателей абонементов теперь есть возможность пользоваться вновь открывшейся Музыкальной библиотекой Филармонии, помимо читального зала по вторникам и пятницам теперь, как и в старые прекрасные времена, можно непосредственно перед концертом взять партитуры исполняемых сочинений в Большом фойе.
Малый зал – традиционная и любимая концертная площадка петербургских музыкантов, в этом году представит тринадцать абонементов. В их числе любимые и популярные «Юбилейные вечера» с музыкой Брамса, Рахманинова, Исаака Шварца и других юбиляров этого года, камерные абонементы «В камерных жанрах» с самой разной музыкой и исполнителями – от знаменитого эстонского ансамбля «Хортус Музикус» во главе с Андресом Мустоненом и до молодых исполнителей-студентов и «Музыкальная шкатулка» – цикл концертов петербургского ансамбля «Дивертисмент» с самым широким спектром музыки, а также самый посещаемый, многолетний абонемент этого зала «Фортепианные вечера», в котором выступят такие музыканты, как Элисо Вирсаладзе, Мирослав Култышев, Игорь Лазько и именитые молодые западные музыканты Сэм Хейвуд (США) и Мартин Мюнш (Германия). Продолжается и абонемент «Виртуозы смычка», в котором можно будет услышать Михаила Гантварга, Дмитрия Коузова и Сергея Догадина.
Вокальная музыка в этом году будет представлена прекрасными исполнителями: в цикле «Вокальные вечера» выступят любимец петербургской публики Василий Герелло, итальянский бас Андреа Сильвестрелли, знаменитый польский ансамбль Affabre Concinui и молодые певцы Большого театра. В связи с большим успехом прошлогоднего абонемента «Знаменитые оперные персонажи», заявлен новый оперный цикл под названием «Знаменитые оперные сюжеты» в исполнении петербургских певцов. Новый абонемент «Оперетта+» даст возможность отдохнуть душой с музыкой Легара, Оффенабаха и Штрауса.
Легкая музыка есть и в абонементе «Легкая музыка? Легко!» – и имеется в виду совсем не то, что вы подумали, а известные и легко воспринимаемые без профессиональной подготовки классические хиты самых разных времен – от Баха и Моцарта до музыки ХХ века. Сюда же можно отнести и новый цикл «Весь этот джаз», где помимо джазовых стандартов будут звучать и обработки классических произведений и музыки к кинофильмам. Причем, в исполнении таких любимых петербургских джазменов, как Андрей Кондаков, Владимир Волков, Григорий Воскобойник.
Образовательные программы в этом сезоне представлены тремя симпатичными дневными абонементами: традиционно организованными «Путешествие по музыкальным стилям». Александра Галицкого и «Для самых маленьких. Брависсимо» Елены Поповой, а также «На солнечной стороне музыки» Натальи Энтелис с попыткой заинтересовать современных школьников подборкой исключительно оптимистичных произведений от Итальянских напевов Вивальди до Американской рапсодии Гершвина. В целом, как это ни странно в наши интересные времена, система абонементов в Филармонии процветает и расширяется, делая некоторые уступки молодежной аудитории, но неизменно оставаясь в пределах хорошего вкуса.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «Музыкальное просвещение»» Направление «Музыкальный абонемент»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАЙДАКОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ ВЯЗЕМСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
________ Е. Н. Федорова
«____»_______ 2017 г.
по курсу внеурочной деятельности «Музыкальное просвещение»»
Направление «Музыкальный абонемент »
для обучающихся 1-4 классов средних общеобразовательных школ
на 2017- 2018 учебный год
Методическим советом МБУДО Педагогическим советом МБУДО
Кайдаковской ДШИ Кайдаковской ДШИ
Вяземского района Вяземского района
Смоленской области Смоленской области
Протокол № 5 Протокол № 1
от «03» 06. 2017 г. от «31» 08. 2017 г.
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Музыкальное просвещение», направление «Музыкальный абонемент» разработана для обучающихся 1-4 классов средних общеобразовательных школ со сроком обучения на 4 года.
Организация-разработчик: МБУДО Кайдаковская ДШИ Вяземского района Смоленской области
Разработчики: преподаватели МБУДО Кайдаковской детской школы искусств Вяземского района Смоленской области
Федорова Е. Н., Штатная Л.С.
Федорова Е.Н., директор высшей категории МБУДО Кайдаковской ДШИ Вяземского района Смоленской области
Новичкова Е.А., директор высшей категории МБУДО Вяземской ДШИ им. А.С.Даргомыжского
Структура рабочей программы
— Характеристика рабочей программы, её место и роль в образовательном процессе;
— Срок реализации рабочей программы;
— Объем времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию рабочей программы;
— Цели и задачи рабочей программы;
— Обоснование структуры рабочей программы.
II . Ожидаемые результаты изучения программы
III . Критерии оценки результатов внеурочной работы
IV . Условия реализации программы
V . Методическое обеспечение воспитательного процесса
— Методические рекомендации педагогическим, работникам.
— Характеристика рабочей программы, её место и роль в образовательном процессе
Данная программа является комплексной по содержанию деятельности и ориентирована на достижение результатов духовного и творческого развития обучающихся
Программа представляет систему содержания, форм, методов и приемов педагогического воздействия, опирается на принципы развивающего обучения и единства образовательной и воспитательной среды.
Программа направлена на то, чтобы показать, как привлечение новых форм внеклассной работы помогает обеспечить активную деятельность детей в сфере искусства, духовно-нравственное развитие обучающихся в единстве урочной, внеклассной и внеурочной деятельности в совместной педагогической работе школы искусств и общеобразовательной школы, школы и семьи, раскрытие талантов обучающихся, способствует воспитанию устойчивого интереса обучающихся к обучению.
Современная школа искусств – это тип образовательного учреждения, назначение которого состоит в развитии способностей, заложенных в ребенке, это открытая система, гуманистически ориентированная на реализацию дополнительных общеобразовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства, это выдвижение на первый план общечеловеческих ценностей и, в первую очередь, личности ребенка, на развитие особого эстетического вкуса.
Музыкальное развитие ребенка осуществляется не только в процессе учебной деятельности, но и во внеурочной деятельности.
В отличие от задач учебного процесса внеурочная деятельность строится на включении обучающихся в окружающую их жизнь, а также на развитии творческого потенциала личности. Привлекая обучающихся к участию в совместных мероприятиях и выступлениях, мы даем им возможность ощутить радость общения и сопричастности к общему делу, развиваем культуру совместной деятельности, поэтому наполнение новым содержанием воспитательного процесса в системе дополнительного образования является актуальным, так как влияет на формирование растущей личности в целом.
Музыкальные концерты способствуют развитию ребёнка, они положительным образом влияют на речь, помогают улучшать коммуникативную культуру, память, внимание, воображение. Музыкальные представления – это мощное средство, непосредственно влияющее на развитие ребёнка. Впечатления, полученные через слуховой канал, являются одним из самых сильных. Они способны воздействовать на эмоциональное развитие, менять настроение и даже демонстрировать определенные привычные моменты в другом ракурсе.
Именно музыкальные концерты дают ребёнку огромное количество эмоций и стимулов, дарят мощные слуховые впечатления.
Направление «Музыкальный абонемент». Абонементная система и её преимущества.
Музыкальный абонемент – это цикл концертов, лекций, которые объединены одной тематикой. Такие особенные программы, как правило, рассчитаны на конкретный возраст и создаются с учетом развития детей. Абонемент – это прекрасная возможность получить полезную и полную информацию, например, о жанрах или отдельных исполнителях.
— Срок реализации рабочей программы
Программа рассчитана на обучающихся в возрасте 7-10 лет ( I – IV классы).
Форма проведения – групповая (музыкальные концерты, лекции).
— Цели и задачи рабочей программы
Практическая значимость программы состоит в понимании внеклассной работы как фактора развития музыкально-творческих способностей учащихся и социализации личности.
— формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;
— воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, уважение к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;
— развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти;
— обогащение знаний о музыкальном искусстве;
— воспитание любителя искусства, владеющего знаниями и навыками, способного в дальнейшем заниматься художественно-эстетической деятельностью;
— содействие личностному и профессиональному самоопределению, адаптация к жизни в новых социальных условиях.
— развитие интереса к классической музыке и музыкальному творчеству;
— воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать духовные и культурные ценности разных народов;
— формирование эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;
— воспитание в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;
— реализацию способностей одаренных детей в различных видах творческой деятельности.
Предлагается учитывать и следующие факторы:
— запросы участников образовательного процесса, родителей (законных представителей);
— уровень квалификации педагогических работников;
— качество обучающих программ;
— творческий подход в организации внеурочной деятельности обучающихся.
— Обоснование структуры программы ;
Программа соответствует современным требованиям, предъявляемым к образовательной программе, а также процессу воспитания в школе искусств. Содержание и организационные формы воспитания разрабатываются на основе ведущих педагогических принципов. Программа является комплексной и включает в себя все необходимые разделы в части организации воспитательной, культурно-просветительской и творческой деятельности:
— результаты изучения курса;
— критерии оценивания результатов внеурочной работы.
В основе программы находятся воспитательные принципы, согласно которым отношения участников воспитательного процесса должны выстраиваться на базе следующих моментов:
Развитие лучших качеств души ребенка через чувство сопричастности к достижениям культуры.
Содержание программы ориентировано на создание психологического комфорта и эмоционального благополучия каждого ребенка.
Реализация программы дает возможность осуществить раскрытие творческого потенциала обучающихся через комплекс разнообразных мероприятий, дающих выбор форм и средств организации свободного времени. Виды внеурочной деятельности учащихся ориентированы на достижение определенных воспитательных результатов:
— наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;
— формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;
— продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;
— развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание.
— наблюдение за различными явлениями жизни и искусства во внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;
— ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности;
— овладение способностью к творческой реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
— применение знаково-символических и речевых средств, для решения коммуникативных задач;
— участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей;
— умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.
— формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
— формирование общего представления о музыкальной картине мира;
— знание основных закономерностей музыкального искусства на примере прослушанных музыкальных произведений;
— формирование основ музыкальной культуры, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
— формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
— умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
— умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке классической и современной, понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей.
В результате слушатель курса получит возможность научиться:
— реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;
— организовывать самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать;
— реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, музыкально-пластическом движении и импровизации);
— оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
III . Критерии оценки результатов внеурочной работы
— познавательные музыкальные способности;
— способность к интегрированному творчеству, умению объединить исследовательские и исполнительские навыки в едином культурообразующем пространстве.
Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами являются:
— экспертные суждения (родителей, партнеров школы);
— анкеты, позволяющие анализировать формирование ценностной сферы личности;
— различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста;
— самооценочные суждения детей.
IV . Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимо выполнение следующих условий:
Обеспечение учета индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся.
Организация и проведение общешкольных мероприятий.
Взаимодействие учреждений общего и дополнительного образования.
Взаимодействие учреждений культуры в городе и районе.
Локальные нормативные акты образовательного учреждения.
Рабочие программы, тематическое планирование.
Доступное и бесплатное образование.
Благотворительные взносы пожертвователей.
Спонсорская помощь предпринимателей и организаций города и района.
Гранты на осуществление концертно-просветительской деятельности.
Информационно-коммуникационные технологии, обеспечивающие результативность деятельности (сайт школы, СМИ).
Обеспеченность методической литературой по вопросам педагогики и психологии.
Организация конференций с целью обмена опытом.
Представление опыта работы на конкурсах и фестивалях различного уровня.
Наличие квалифицированных педагогических кадров.
Обеспечение комфортных условий педагогам для проведения внеурочных мероприятий.
Курсы повышения квалификации по вопросам внеурочной работы.
Наличие нормативно-правовых документов.
Разработка локальных нормативных актов учреждения.
Обеспеченность учебными помещениями и концертными залами для проведения внеурочных мероприятий.
Наличие мультимедийной и звукотехнической аппаратуры
Кроме того, к условиям для успешной реализации программы можно отнести следующие факторы:
Создание атмосферы уважения, доверия и взаимопонимания между педагогом и обучающимися. Ребенок должен чувствовать интерес педагога к его духовному развитию, готовность взрослого оказать ему помощь и поддержку.
Личность значимого взрослого (педагога, родителя, законного представителя), наполненная верой в возможности и неповторимость каждого ребенка.
Гуманное взаимодействие педагога, психолога и родителей (законных представителей) на духовно-нравственное развитие детей. Готовность родителей (законных представителей) к сотрудничеству с образовательным учреждением, управлению этим процессом в условиях семьи.
Активное включение ребенка в различные виды совместной деятельности, направленной на развитие самооценки, самоутверждения личности, на формирование навыков нравственного поведения.
Использование методов и приемов с учетом возрастных особенностей обучающихся. Интеграция методов и приемов словесных и игровых, одобрение и поощрение.
Главная задача педагога, работающего по данной программе, – создание психологической атмосферы личностной безопасности и эмоциональной поддержки ребенка. Личность педагога, его умение установить контакт и доверительное отношения с ребенком и его родителями (законными представителями), особенно важны для реализации данной программы.
V . Методическое обеспечение воспитательного процесса
Реализация Программы по внеурочной работе в ДШИ обеспечивается учебной и методической документацией: учебники, учебно-методические пособия, хрестоматии, нотные издания, аудио-, видеоматериалы и другие учебно-методические материалы. В воспитательном процессе в действие включаются другие механизмы, позволяющие раскрыть индивидуальность каждого ребенка. Было бы неверным разделять эти два процесса: обучение и воспитание. Они существует в единстве, обогащая и дополняя друг друга.
Основные м етоды внеурочной работы — это методы и средства воспитания, выбор которых определяется содержанием и формой внеклассной деятельности. Педагогические методы имеют положительное влияние, формируют позитивное отношение ребенка к обучению. К ним можно отнести:
— словесные: беседа о жизненных интересах и проблемах
— наглядные: показ, презентации, совместное прослушивание аудио-или видеозаписей, демонстрация наглядных пособий.
— методы убеждения, поощрения, стимулирования.
Планирование по направлению «Музыкальный абонемент»
Первая встреча в Музыкальном Зале Гудоши и Маэстро «Маленькое вступление для маленьких, или Четыре «П»
Беседа (групповая и индивидуальная работа). Закрепление понятий – Представления, Превращения, Путешествия, Приключения.
Вторая встреча в Музыкальном Зале Гудоши и Маэстро, или «Сто тысяч разных звуков».
Репертуар: детские пьесы играют дети, показ слайдов
Беседа (групповая и индивидуальная работа).
Слушание. Знакомство с симфоническим оркестром.
Закрепление понятий «разнохарактерных звучаний»: громкий, тихий, звонкий, глухой, прозрачный, густой, грубый, нежный, грустный, спокойный и т.д.
Закрепление понятия (параллели) «звук-образ».
Третья встреча в Музыкальном Зале Гудоши и Маэстро, или «Ни дня без музыки»
Беседа (групповая и индивидуальная работа).
Слушание. Закрепление понятий – музыка всегда была с человеком.
Четвертая встреча в Музыкальном Зале Гудоши и Маэстро, или «Такие похожие непохожие музыкальные инструменты»
Репертуар: игра на инструментах и запись, показ слайдов
Беседа (групповая и индивидуальная работа). Знакомство с музыкальными инструментами – показ.
Слушание. Закрепление понятий – «инструменты родственники»
Пятая встреча в Музыкальном Зале Гудоши и Маэстро, или «Театр музыкальных звуков»
Слушание. Подражание музыкальных инструментов: виолончель «поёт», гобой «крякает уткой», контрабасом «топает слон», флейтой «поёт птичка», виолончель «зажужжала шмелём» и т.д.
Звуки говорят правду.
Закрепление и расширение знаний об инструментах. Закрепление понятий «музыка и настроение».
Шестая встреча в Музыкальном Зале Гудоши и Маэстро, или «Оркестр выходит на эстраду»
Репертуар: поёт наш хор, играют скрипачи, домристы, оркестр нар.ин-ов.
Слушание запись, показ слайдов оперных отрывков.
Беседа (групповая и индивидуальная). Понятие «все вместе и не вместе». Хор, ансамбль, большая оркестровая семья. Слушание. Пауза – поём знакомую песню и выстукиваем ритм (даём понятие о ритмической организации звуков).
Под «несложный» ритм придумать мелодию, т.е. одеть его музыкальными звуками (даём понятие о сочинении мелодии).
Закрепление понятий – ансамбль, унисон, оркестр, опера, речитатив, дирижер.
Седьмая встреча в Музыкальном Зале Гудоши и Маэстро, или «Маска, я тебя знаю!»
П.Чайковский «Русская пляска»
Показ слайдов-репродукции картин: М.Греков «Трубачи Первой Конной армии
Слушание. Беседа (групповая и индивидуальная). Танцы, песни, марши.
Закрепление понятий – ритм, звук-образ.
Восьмая встреча в Музыкальном Зале Гудоши и Маэстро, или «Гудошин музыкальный словарь»
Репертуар: пьесы младших классов на разных инструментах в разных темпах
Девятая встреча в Музыкальном Зале Гудоши и Маэстро, или «Послесловие, или Музыка продолжается»