Музыкальный интервал что это
Музыкальные интервалы – первое знакомство
Интервалы в музыке играют очень важную роль. Музыкальные интервалы – первооснова гармонии, «строительный материал» произведения.
Вся музыка сложена из нот, но одна нота – это ещё не музыка – равно, как и любая книга написана буквами, но буквы сами по себе ещё не несут смысла произведения. Если взять смысловые единицы крупнее, то в текстах это будут слова, а в музыкальном произведении – созвучия.
Гармонические и мелодические интервалы
Созвучие двух звуков называется интервалом, причём эти два звука можно сыграть, как вместе, так и по очереди, в первом случае интервал будет называться гармоническим, а во втором – мелодическим.
Что значит гармонический интервал и мелодический интервал? Звуки гармонического интервала берутся одновременно и поэтому сливаются в единое созвучие – гармонию, которая может прозвучать очень мягко, а может и остро, колюче. В мелодических интервалах звуки играются (или поются) по очереди – сначала один, потом другой. Эти интервалы можно сравнить с двумя соединенными звеньями цепочки – из таких звеньев состоит любая мелодия.
Роль интервалов в музыке
Какова же сущность интервалов в музыке, например, в мелодии? Представим себе две разные мелодии и проанализируем их самое начало: пусть это будут всем известные детские песенки «Как под горкой, под горой» и «В лесу родилась ёлочка».
Давайте сравним начала этих песенок. Обе мелодии начинаются с ноты «до», но совершенно по-разному развиваются дальше. В первой песенке мы слышим, будто мелодия маленькими шажками поднимается по ступенькам – сперва от нотки до к ноте ре, потом от ре к ми и т.д. А вот на первых же словах второй песенки мелодия сразу скачком уходит вверх, как бы перескакивая сразу через несколько ступенек («в лесу» – ход от до к ля). Действительно, между нотами до и ля поместились бы ещё совершенно спокойно ре ми фа и соль.
Движение вверх и вниз по ступенькам и скачком, а также повторение звуков на одной и той же высоте – это всё музыкальные интервалы, из которых, в конечном счёте, складывается общий мелодический рисунок.
Да, кстати. Если вы взялись изучать музыкальные интервалы, то вы наверняка уже знаете ноты и сейчас хорошо меня поняли. Если пока не знаете нот – ознакомьтесь со статьёй «Нотная грамота для начинающих».
Свойства интервалов
Вы уже поняли, что интервал – это некий промежуток, расстояние от одной ноты до другой. Теперь разберёмся, в чём же это расстояние можно измерить, тем более что пришла пора узнать названия интервалов.
Каждый интервал имеет два свойства (или две величины) – это ступеневая и тоновая величина. Ступеневая величина зависит от того, сколько музыкальных ступеней охватывает интервал – одну, две, три и т.д. (причём сами звуки интервала тоже считаются). Ну, а тоновая величина относится к составу конкретных интервалов – подсчитывается точное число тонов (или полутонов), которые умещаются в интервале. Эти свойства иногда называют по-другому – количественная и качественная величина, суть их при этом не меняется.
Музыкальные интервалы – названия
Для названия интервалов применяют числительные на латинском языке, название определяется свойствами интервала. В зависимости от того, сколько ступеней охватывает интервал (то есть от ступеневой или количественной величины), даются названия:
1 – прима
2 – секунда
3 – терция
4 – кварта
5 – квинта
6 – секста
7 – септима
8 – октава.
Для названия интервалов используются эти латинские слова, но для записи всё-таки удобнее применять цифровые обозначения. Например, кварту можно обозначить цифрой 4, сексту – цифрой 6 и т.д.
Чистые интервалы – это чистая прима (ч1), чистая октава (ч8), чистая кварта (ч4) и чистая квинта (ч5). Малыми и большими бывают секунды (м2, б2), терции (м3, б3), сексты (м6, б6) и септимы (м7, б7).
Число тонов в каждом интервале нужно запомнить. Например, в чистых интервалах так: в приме 0 тонов, в октаве 6 тонов, в кварте – 2,5 тона, а в квинте – 3,5 тона. Чтобы повторить тему тонов и полутонов – почитайте статьи «Знаки альтерации» и «Как называются клавиши фортепиано», где эти вопросы подробно рассматриваются.
Интервалы в музыке – итоги
В данной статье, которую можно было бы назвать уроком, мы с вами разобрали интервалы в музыке, выяснили, как они называются, какие имеют свойства, и какую роль играют.
В дальнейшем вас ждёт расширение знаний по этой очень важной теме. Почему она так важна? Да потому что музыкальная теория – это универсальный ключ к пониманию любого музыкального произведения.
Что делать, если у вас не получилось разобраться в теме? Первое – отдохнуть и прочитать всю статью ещё раз сегодня или завтра, второе – поискать информацию на других сайтах, третье – связаться с нами в группе вконтакте или задать свои вопросы в комментариях.
Если всё понятно, то я очень рад! Внизу страницы вы найдёте кнопочки различных соцсетей – поделитесь данной статьёй со своими друзьями! Ну, а после вы можете немного расслабиться и посмотреть прикольное видео – пианист Денис Мацуев импровизирует на тему песенки «В лесу родилась ёлочка» в стилях разных композиторов.
Денис Мацуев “В лесу родилась ёлочка”
Музыкальные интервалы: какие они бывают и как их строить?
Интервалы в музыке – это расстояние между двумя звуками, и еще это созвучие двух нот. Вот такое простое определение можно дать этому понятию. На уроках сольфеджио интервалы поют и слушают, чтобы потом узнавать их в музыкальных произведениях, но сначала нужно научиться строить их от разных нот.
Простых интервалов всего восемь штук, они обозначаются обычными цифрами от 1 до 8, а называются особыми латинскими словами:
1 – прима
2 – секунда
3 – терция
4 – кварта
5 – квинта
6 – секста
7 – септима
8 – октава
Что означают эти названия? В переводе с латинского языка прима – первый, секунда – второй, терция – третий и т.д.
Интересные факты про названия интервалов
Многие из названий интервалов вам уже, наверное, не раз приходилось слышать, даже если разговор не касался музыки. Например, слово «прима» есть в словосочетании «примадонна» (так называют первую, то есть главную артистку-певицу театра).
Слово «секунда» очень напоминает английское числительное «second» (то есть второй), а название шестого интервала «секста» похоже на английское «six» (шесть).
Как строить интервалы от разных нот вверх и вниз?
Интервалы состоят из двух нот, которые могут быть расположены близко или далеко по отношению друг к другу. И о том, на каком расстоянии они находятся, нам говорит число интервала, которым оно обозначено (от 1 до 8).
Вы знаете, что каждый звук в музыке – это ступень большой музыкальной лестницы. Так вот число интервала показывает, сколько нужно пройти ступенек, чтобы от первого звука интервала добраться до второго. Чем больше число, тем шире интервал, и тем дальше его звуки друг от друга находятся.
Обратимся к конкретным интервалам:
Секунда – обозначается двойкой, потому что этот интервал охватывает уже две ступени: один звук находится на какой-либо ноте, а второй на соседней, то есть второй по счету ступени. Например: до и ре, ре и ми, ми и фа и т.д.
Терция – охватывает три ступени. Второй звук находится по отношению к первому на расстоянии трех ступеней, если идти подряд по музыкальной лестнице. Примеры терций: до и ми, ре и фа, ми и соль и т.д.
Кварта – теперь интервал расширяется до четырех ступеней, то есть первый звук находится на первой ступени, а второй звук – на четвертной. Например: до и фа, ре и соль и т.д. Поясним еще раз, что считать ступеньки можно начинать от любой ноты : хоть от до, хоть от ре – выбираем то, что нам нужно.
Квинта – обозначение числом 5 говорит о том, что ширина интервала – 5 ступеней. Например: до и соль, ре и ля, ми и си и т.д.
Секста и септима – числа 6 и 7, которыми они обозначаются, указывают на то, что нужно отсчитать шесть или семь ступеней, чтобы получить сексту или септиму. Примеры секст: до и ля, ре и си, ми и до. Примеры септим (все вверх по лестнице): до и си, ре и до, ми и ре.
Октава – последний интервал, такой же легкий, как и прима. Это тоже повторение звука, только на другой высоте. Например: до первой октавы и до второй октавы, ре и ре, ми и ми и т.д.
А теперь давайте выстроим все интервалы по порядку от ноты ДО и ноты, например, СОЛЬ. Примеры можно послушать. Сделайте это!
Интервалы от ноты ДО вверх
Интервалы от ноты СОЛЬ вверх
Интервалы от ноты ДО вниз
Интервалы от ноты ЛЯ вниз
Упражнения : играем интервалы на фортепиано
При изучении интервалов одинаково полезны и взрослым, и детям упражнения на фортепиано или на нарисованной клавиатуре. Фортепиано или синтезатор со звуком, конечно, лучше, потому что цель изучения интервалов на сольфеджио – запомнить не название интервала, не ноты, которые его составляют (хотя это тоже важно), а звучание.
Поэтому если нет подходящего инструмента под рукой, то можно воспользоваться виртуальной клавиатурой или приложением «Пианино» на телефоне (планшете). Важно, чтобы вы работали не в немом режиме, а со звуком (желательно).
Упражнение 1. Играем примы
Примы играть легко, ведь прима – это повторение одной и той же ноты два раза. Значит, нужно просто два раза ударить по любой клавише и уже получится интервал. Прима – очень важный интервал, который встречается во многих песнях, поэтому никогда не нужно забывать о нем (забывают обычно потому, что он легкий).
Упражнение 2. Играем секунды
Секунду всегда образуют две соседние ступени, две ноты, которые находятся рядом. И на клавиатуре пианино, чтобы сыграть секунду, тоже нужно взять две соседние клавиши. Играйте секунды от разных нот – вверх и вниз, запоминайте звучание, можете также параллельно заниматься сольфеджио, то есть пропевать ноты, которые играете.
Упражнение 3. Играем терции
Терция – любимый интервал маленького В.А. Моцарта – гения мировой музыки. Известно, что в детстве Моцарт-малыш подходил к клавесину отца (инструмент – предшественник фортепиано), клавиши он не видел (по росту), но дотягивался до них ручками. Моцарт играл всякие созвучия, но больше всего радовался, когда ему удавалось «поймать» терцию – так красиво и мелодично звучит этот интервал.
Попробуйте поиграть терции и вы. Возьмите терцию «ДО-МИ» и запомните это расстояние: звуки расположены на клавиатуре через одну клавишу (через одну ступеньку). Играйте терции вверх и вниз от разных нот. Играйте звуки терций одновременно или поочередно, то есть вразбивку.
Упражнение 4. Играем кварты и квинты
Кварты и квинты – это интервалы, которые звучат воинственно, призывно и очень торжественно. Недаром с кварты начинается наш российский гимн. Возьмите кварту «ДО-ФА» и квинту «ДО-СОЛЬ», сравните их по звучанию, запомните расстояние. Играйте кварты и квинты от разных нот. Постарайтесь научиться мгновенно находить эти интервалы глазами на клавиатуре.
Упражнение 5. Играем сексты
Сексты, как и терции, тоже очень мелодичные и красивые по звучанию. Чтобы быстро сыграть сексту можно мысленно представить себе квинту (ее число 5) и добавить к ней еще одну ступеньку (чтобы было 6). Сыграйте сексты вверх «ДО-ЛЯ», «РЕ-СИ» и от всех других нот и вниз «ДО-МИ», «РЕ-ФА» и т.д.
Упражнение 6. Играем октавы
Октава – это повторение звука в следующей октаве. Вот такое вот парадоксальное и смешное определение можно дать этому интервалу. Найдите на клавиатуре две одинаковых ноты, которые расположены максимально близко: две ДО (одна в первой октаве, вторая – во второй), или две РЕ. Это и будут октавы. То есть октава – это расстояние от одного звука до его повторения музыкальной лестнице. Октавы нужно видеть сразу. Потренируйтесь.
Упражнение 7. Играем септимы
Чуть не пропустили седьмой интервал – септиму. Хотим поделиться с вами одной хитростью. Известно, что число октавы – 8, а септимы – 7. Значит, чтобы получить септиму, нужно всего-то вычесть одну ступеньку из октавы. Это способ быстрого построения септимы, чтобы не считать каждый раз семь ступеней «от печки».
Например: нам нужна септима от РЕ. Представим себе октаву – РЕ-РЕ, а теперь спустим верхний звук на одну ступеньку: получаем септиму РЕ-ДО!
Еще пример: построим септиму от МИ вниз. Отложили вниз октаву – МИ-МИ, а теперь, внимание, нижний звук поднимем на ступень вверх и получим септиму МИ-ФА вниз. А почему мы поднимали нижний звук, а не опускали? Потому что интервалы, построенные вниз, это как отражение в зеркале, и все действия потому нужно делать наоборот.
Дорогие друзья, если вы выполнили предлагаемые упражнения, то вы просто молодцы! Вы многое постигли, но это только начало, первое знакомство с интервалами. Интервалы в таком виде обычно проходят в 1-2 классах музыкальных школ, а потом все становится немного сложнее. И мы приглашаем вас отправиться за новыми знаниями вместе с нами.
В следующих выпусках вы узнаете, о том, что такое количественная и качественная величина интервала, что такое обращения и как можно получить уменьшенные и увеличенные интервалы. До новых встреч!
Интервалы в музыке: все основные виды
Интервалы в музыке представляют собой сочетание двух звуков, которые сыграны (взяты) последовательно или одновременно.
Если Вы когда-нибудь нажимали две клавиши на клавиатуре фортепиано последовательно или одновременно, то можете считать, что имели дело с музыкальным интервалом.
Музыкальный интервал – это расстояние между двумя звуками. При этом, нижний звук интервала называется его основанием, а верхний звук – вершиной.
Интервалы в музыке являются основой для построения аккордов.
Мелодические и гармонические интервалы
Мелодическим называется интервал, звуки которого взяты последовательно.
Такой интервал может быть двух видов: восходящий и низходящий.
Низходящий интервал читаеться с обязательным указанием направления (ре – ля вниз), а восходящий интервал с необязательным указанием такового (ре – ля вверх или просто ре – ля).
Гармоническим называется интервал, звуки которого взяты одновременно.
При таком взятии образуется созвучие.
Гармонические интервал не имеет направления и читается, обычно, от основания к вершине (ре – ля).
Величина интервалов
Величина интервала – это расстояние между его основанием и вершиной.
Интервалы в музыке измеряются двумя величинами: ступеневой и тоновой.
Ступеневая величина интервалов
Ступеневая величина интервала проявляется в количестве ступеней умещаемых между основанием и вершиной.
Всего существует восемь основных ступеней (в рамках одной октавы). Поэтому существует и восемь названий интервалов в зависимости от ступеневой величины (смотрите таблицу 1).
Таблица 1. Ступеневая величина интервалов от ноты До
Ступеневая величина | Номер ступени | Название интервала |
До — До | 1 | Прима |
До — Ре | 2 | Секунда |
До — Ми | 3 | Терция |
До — Фа | 4 | Кварта |
До — Соль | 5 | Квинта |
До — Ля | 6 | Секста |
До — Си | 7 | Септима |
До — До | 8 | Октава |
Для названия интервалов используются латинские слова (прима, секунда, терция и т.д.), а для обозначения проще использовать цифры (терция – 3, кварта – 4).
Ступеневую величину также называют количественной.
Тоновая величина интервалов
Тоновая величина интервала представляет собой количесто тонов или полутонов, заключённых между звуками интервала. Тоновая величина используется для более точного определения интервала.
Для определения тоновой величины интервала необходимо посчитать количество полутонов, которые умещаются между основанием и вершиной.
От тоновой величины зависит качество интервала, которое определяется прилагательными: чистая, большая, малая, увеличенная и уменьшенная. Такие прилагательные употребляются перед ступеневой величиной интервала (чистая кварта, большая терция, малая септима и т.д.).
Чистый – интервал, качество которого относится к примам, квартам, квинтам и октавам.
Малый – интервал на полтона меньше большого (качество, которое относится к секундам, терциям, секстам и септимам).
Большой – интервал на полтона больше малого (качество, которое относится к секундам, терциям, секстам и септимам).
Уменьшенный – интервал на полтона меньше малого.
Увеличенный – интервал на полтона больше большого.
Зависимость между качествами интервалов представлена на схеме.
Полное название интервала говорит о его количественном и качественном содержании.
Таблица 2. Тоновая величина интервалов от ноты До
Количество полутонов между основанием и вершиной | Название интервала |
0 | Чистая прима (уменьшенная секунда) |
1 | Малая секунда (увеличенная прима) |
2 | Большая секунда (уменьшенная терция) |
3 | Малая терция (увеличенная секунда) |
4 | Большая терция (увеличенная секунда) |
5 | Чистая кварта (увеличенная терция) |
6 | Увеличенная кварта (уменьшенная квинта) |
7 | Чистая квинта (уменьшенная секста) |
8 | Малая секста (увеличенная квинта) |
9 | Большая секста (уменьшенная септима) |
10 | Малая септима (увеличенная секста) |
11 | Большая септима (уменьшенная октава) |
12 | Чистая октава(увеличенная септима) |
Простые интервалы
Интервалы, которые находятся в пределах одной октавы называются простыми.
Исключением является только тритон. Его часто называют «особым» интервалом. Мы рассмотрим его отдельно.
Рассмотрим все простые интервалы.
Прима
Прима или унисон (чистая прима) – это интервал, состоящий из одной ступени.
Чистая прима состоит из ноты (например, До) и точно такой же её копии (ноты До). Взять данный интервал можно только в мелодическом виде – последовательно. В гармоническом виде чистая прима может быть сыграна только на двух разных инструментах.
На изображении представлена чистая прима.
Если увеличить чистую приму на полтона, то получится увеличенная прима.
Секунда
Секунда – это интервал, состоящий из двух ступеней.
Есть уменьшенная, малая, большая и увеличенная секунды. Основные – это малая и большая.
Малая секунда – это интервал в полтона (например, между До и Реb).
Большая секунда – это интервал в 1 тон (например, между До и Ре).
Уменьшенная секунда на полтона меньше малой, а увеличенная – на полтона больше большой.
Терция
Терция – это интервал, состоящий из трёх ступеней.
Есть уменьшенная, малая, большая и увеличенная терции. Основные – это малая и большая.
Малая терция – это интервал в 1,5 тона (например, между До и Миb).
Большая терция – это интервал в 2 тона (например, между До и Ми).
Уменьшенная терция на полтона меньше малой, а увеличенная – на полтона больше большой.
Кварта
Кварта – это интервал, состоящий из четырёх ступеней.
Есть уменьшенная, чистая и увеличенная кварта. Основная – это чистая.
Чистая кварта – это интервал в 2,5 тона (например, между До и Фа).
Уменьшенная кварта на полтона меньше чистой, а увеличенная – на полтона больше чистой.
Квинта
Квинта – это интервал, состоящий из пяти ступеней.
Есть уменьшенная, чистая и увеличенная квинта. Основная – это чистая.
Чистая квинта – это интервал в 3,5 тона (например, между До и Соль).
Уменьшенная квинта на полтона меньше чистой, а увеличенная – на полтона больше чистой.
Секста
Секста – это интервал, состоящий из шести ступеней.
Есть уменьшенная, малая, большая и увеличенная сексты. Основные – это малая и большая.
Малая секста – это интервал в 4 тона (например, между До и Ляb).
Большая секста – это интервал в 4,5 тона (например, между До и Ля).
Уменьшенная секста на полтона менше малой, а увеличенная – на полтона больше большой.
Септима
Септима – это интервал, состоящий из семи ступеней.
Есть уменьшенная, малая, большая и увеличенная септимы. Основные – это малая и большая.
Малая септима – это интервал в 5 тонов (например, между До и Сиb).
Большая септима – это интервал в 5,5 тонов (например, между До и Си).
Уменьшенная септима на полтона меньше малой, а увеличенная – на полтона больше большой.
Октава
Октава – это интервал, состоящий из восьми ступеней.
Есть уменьшенная, чистая и увеличенная октава. Основная – это чистая.
Чистая октава – это интервал в 6 тонов (например, между До и До следующей октавы).
Уменьшенная октава на полтона меньше чистой, а увеличенная – на полтона больше чистой.
Тритон
Тритон – это особый вид интервала.
Другие названия тритона – увеличенная кварта и уменьшенная квинта.
Тритон называется так потому, что имеет расстояние между двумя нотами равное трём тонам (например, между До и Фа#).
Составные интервалы
Составные интервалы представляют собой простые интервалы построенные через одну, две, три и более октав.
Проще говоря, интервалы, которые превышают октаву называются составными.
Интервалы, которые не превышают две октавы имеют собственные названия.
Нона – это секунда через октаву.
Есть уменьшенная, малая, большая и увеличенная ноны. Основные – это малая и большая.
Малая нона – это интервал в 6,5 тонов (например, между До и Реb через октаву).
Большая нона – это интервал в 7 тонов (например, между До и Ре через октаву).
Уменьшенная нона на полтона меньше малой, а увеличенная – на полтона больше большой.
Децима
Децима – это терция через октаву.
Есть уменьшенная, малая, большая и увеличенная децимы. Основные – это малая и большая.
Малая децима – это интервал в 7,5 тонов (например, между До и Миb через октаву).
Большая децима – это интервал в 8 тонов (например, между До и Ми через октаву).
Уменьшенная децима на полтона меньше малой, а увеличенная – на полтона больше большой.
Ундецима
Ундецима – это кварта через октаву.
Есть уменьшенная, чистая и увеличенная ундецима. Основная – это чистая.
Чистая ундецима – это интервал в 8,5 тона (например, между До и Фа через октаву).
Уменьшенная ундецима на полтона меньше чистой, а увеличенная – на полтона больше чистой.
Увеличенная ундецима / уменьшенная дуодецима
Увеличенная ундецима / уменьшенная дуодецима – это тритон через октаву.
Увеличенная ундецима / уменьшенная дуодецима – это интервал в 9 тонов (например, между До и Фа# через октаву).
Этот интервал не имеет собственного названия.
Дуодецима
Дуодецима – это квинта через октаву.
Есть уменьшенная, чистая и увеличенная дуодецима. Основная – это чистая.
Чистая дуодецима – это интервал в 9,5 тонов (например, между До и Соль через октаву).
Уменьшенная дуодецима на полтона меньше чистой, а увеличенная – на полтона больше чистой.
Терцдецима
Терцдецима – это секста через октаву.
Есть уменьшенная, малая, большая и увеличенная терцдецимы. Основные – это малая и большая.
Малая терцдецима – это интервал в 10 тонов (например, между До и Ляb через октаву).
Большая терцдецима – это интервал в 10,5 тонов (например, между До и Ля через октаву).
Уменьшенная терцдецима на полтона меньше малой, а увеличенная – на полтона больше большой.
Квартдецима
Квартдецима – это септима через октаву.
Есть уменьшенная, малая, большая и увеличенная квартдецимы. Основные – это малая и большая.
Малая квартдецима – это интервал в 11 тонов (например, между До и Сиb через октаву).
Большая квартдецима – это интервал в 11,5 тонов (например, между До и Си через октаву).
Уменьшенная квартдецима на полтона меньше малой, а увеличенная – на полтона больше большой.
Квинтдецима
Квинтдецима – это октава через октаву (интервал в две октавы).
Есть уменьшенная, чистая и увеличенная квинтдецимы. Основная – это чистая.
Чистая квинтдецима – это интервал в 12 тонов (например, между До и До через две октавы).
Уменьшенная квинтдецима на полтона меньше чистой, а увеличенная – на полтона больше чистой.
Таблица интервалов
Название интервала | Номер ступени | Количество полутонов |
Чистая прима | 1 | 0 |
Малая секунда | 2 | 1 |
Большая секунда | 2 | 2 |
Малая терция | 3 | 3 |
Большая терция | 3 | 4 |
Чистая кварта | 4 | 5 |
Тритон | 4 / 5 | 6 |
Чистая квинта | 5 | 7 |
Малая секста | 6 | 8 |
Большая секста | 6 | 9 |
Малая септима | 7 | 10 |
Большая септима | 7 | 11 |
Чистая октава | 8 | 12 |
Малая нона | 9 | 13 |
Большая нона | 9 | 14 |
Малая децима | 10 | 15 |
Большая децима | 10 | 16 |
Чистая ундецима | 11 | 17 |
Ув. ундецима / ум. дуодецима | 11 / 12 | 18 |
Чистая дуодецима | 12 | 19 |
Малая терцдецима | 13 | 20 |
Большая терцдецима | 13 | 21 |
Малая квартдецима | 14 | 22 |
Большая квартдецима | 14 | 23 |
Чистая квинтдецима | 15 | 24 |
Обращение интервалов
Если вершину простого интервала опустить на октаву или основание поднять на октаву, то получиться обращение интервала.
Для того чтобы узнать какой интервал получится в результате обращения нужно из 9 вычесть числовое обозначение интервала (номер ступени).
Обращением терции (3) будет (9 – 3) – секста (6).
Для того чтобы узнать качество обращённого интервала необходимо придерживаться следующих закономерностей:
— чистые интервалы обращаются в чистые;
— большие интервалы – в малые;
— увеличенные – в уменьшенные;
— уменьшенные – в увеличенные.
Исходя из вышеописанных закономерностей следует, что обращением чистой кварты будет чистая квинта, а обращением малой секунды – большая септима.
Энгармонизм интервалов
Энгармонизм интервалов проявляется в энгармонизме отдельных звуков, входящих в интервал.
Энгармонически равными будут интервалы, взятые изолировано, но звучащие одинаково.
При этом такие интервалы имеют разное написание.
Например, интервал Си – Ми будет энгармонически равным интервалу Доb – Ми. Хотя сам интервал не изменится и звучать будет одинаково. Но написание его, при этом, – разное.
Энгармонизм может быть двух видов: