Музыкальный регистр что это

Регистр (в музыке)

Смотреть что такое «Регистр (в музыке)» в других словарях:

РЕГИСТР — в музыке 1) участок диапазона певческого голоса или музыкального инструмента, характеризующийся единым тембром. У певческого голоса различают грудной, головной и смешанный регистр. Мужские голоса извлекают и звуки т. н. фальцетного регистра (см.… … Большой Энциклопедический словарь

Голос в вокальной музыке — (vox лат., voce итал., Stimme нем., voix франц.) в вокальной музыке Г. считается совокупность звуков, которые человек производит горлом с помощью выдыхаемого воздуха, приводящего голосовые связки в сотрясение. Не все звуки могут быть взяты каждым … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Голос, в вокальной музыке — (вокальн.; vox лат., voce итал., Stimme нем., voix фр.) в вокальной музыке Г. считается совокупность звуков, которые человек производит горлом с помощью выдыхаемого воздуха, приводящего голосовые связки в сотрясение. Не все звуки могут быть взяты … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Свистковый регистр — Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. На странице обсуждения должны быть пояснения. Свистковый регистр сверхвысокий регистр человеческого вокала, лежащий выше фальцета … Википедия

МЕДИУМ (в музыке) — МЕДИУМ, в музыке средний регистр певческих голосов (см. ГОЛОС ПЕВЧЕСКИЙ) … Энциклопедический словарь

ОРГАН (музыкальный инструмент) — ОРГАН, клавишный музыкальный инструмент класса аэрофонов. Аналогичные инструменты существовали в Древней Греции, Риме и Византии. С 7 в. используется в церквах (католических), впоследствии также в светской музыке. Современный вид приобрел с 16 в … Энциклопедический словарь

БЕТХОВЕН Людвиг — БЕТХОВЕН (Beethoven) Людвиг ван (крещен 17 декабря 1770, Бонн 26 марта 1827, Вена), немецкий композитор, представитель венской классической школы (см. ВЕНСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА). Создал героико драматический тип симфонизма (см. СИМФОНИЗМ) (3 я… … Энциклопедический словарь

микст — I (от лат. mixtus смешанный), искусственный регистр певческого голоса, соединяющий особенности грудного и головного регистров. II в спорте смешанная пара, выступающая в спортивных играх (теннис, настольный теннис, бадминтон). * * * МИКСТ МИКСТ… … Энциклопедический словарь

Источник

Что значит петь выше? Регистры голоса у вокалиста.

Почему голос звучит то ниже, то выше — зависит от того, в каком певческом регистре голоса вы берете ноту. В этой статье мы поговорим кратко, какие бывают регистры голоса. Если вам уже известна данная тема и интересует практика, то советую упражнения на развитие певческих регистров и диапазон в разделе OVOCALE «Лайфхаки для голоса».

Какие регистры голоса есть у человека?

3 певческих голосовых регистра у вокалистов:

Регистры у вокалиста — это то, какой отрезок голосового диапазона он использует, верхний или нижний. Насколько сильно натянуты голосовые связки при пении, настолько выше будет певческий регистр. Регистры есть у каждого музыкального инструмента. Голос — это тоже музыкальный инструмент.

Музыкальный регистр что это. Смотреть фото Музыкальный регистр что это. Смотреть картинку Музыкальный регистр что это. Картинка про Музыкальный регистр что это. Фото Музыкальный регистр что это

Как понять, в каком регистре звучит голос?

Если ваш музыкальный слух не развит, но вы хотите понять — ниже или выше вы поете, ориентируйтесь на ощущения в собственном теле. Где возникают вибрации при верхних и нижних нотах? Пытайтесь оценить окраску звука: звучит ли голос тонко, пискляво (верхние ноты) или грубо, плотно (внизу).

У вокалистов часто возникает такая проблема: верхний и нижний регистры не связаны между собой. Только что вы пели плотным красивым голосом, а потом словно что-то ломается, и вы переходите в пустой и тонкий звук (который часто зовут фальцетом).

Начальная постановка голоса у вокалистов «с нуля» часто сводится к тому, чтобы соединить верхний и нижний регистры голоса и избежать переходных нот на их стыке — переломов. Помогают в этом средние частоты, о которых поговорим ниже.

Средний регистр голоса, так называемый «микст», вызывает больше всего вопросов у новичков. Некоторые методики вокала выделяют средний регистр не как самостоятельный отрезок диапазона, а как участок голоса, где верхний и нижний регистры накладываются друг на друга и смешиваются. Отсюда и происходит название«микст».

Микст — это не верх и не низ, а нечто среднее. Представьте себе, что вы открываете воду в кране, одновременно холодную и горячую. В итоге они смешиваются, и поток воды становится теплым. Вот таким же теплым тембром окрашивается ваш голос, когда вы поете не одной «головой» или «грудью», а стремитесь их «перемешать».

Мы используем микст каждый день — в повседневной речи. Он же vocal speech. Разговорный голос насыщен средними частотами. Он кажется естественным, приятным по тембру. Поэтому многие педагоги советуют не петь, а «говорить» во время пения, чтобы показать естественную окраску голоса. Как и поступает большинство современных вокалистов.

Благодаря миксту у профессиональных вокалистов можно не услышать чисто головных нот и «переломов» голоса, так как они умело их маскируют. Голос звучит насыщенно и богато даже вверху.

Границы регистров у женского и мужского голоса

Музыкальный регистр что это. Смотреть фото Музыкальный регистр что это. Смотреть картинку Музыкальный регистр что это. Картинка про Музыкальный регистр что это. Фото Музыкальный регистр что это

За счет того, что связки у мужчин плотнее и толще женских, грудной регистр у мужчин занимает бОльшую часть диапазона и резко переходит в верхний регистр (в так называемый «мужской фальцет»). Конечно, все приведенные на рисунках пределы регистров голоса у мужчин условны и индивидуальны у каждого человека. Данный пример относится больше к эстрадному вокалу.

Музыкальный регистр что это. Смотреть фото Музыкальный регистр что это. Смотреть картинку Музыкальный регистр что это. Картинка про Музыкальный регистр что это. Фото Музыкальный регистр что это

Музыкальный регистр что это. Смотреть фото Музыкальный регистр что это. Смотреть картинку Музыкальный регистр что это. Картинка про Музыкальный регистр что это. Фото Музыкальный регистр что это

Как использовать голосовые регистры в пении?

Вот несколько советов, как развить вокальные регистры голоса:

Какие регистры бывают в эстрадном вокале?

Разные методики эстрадного вокала упоминают свистковый (флейтовый, фистульный) регистр голоса, фальцетный, модальный (речевой) регистр, шумовой и штро-бас. Но, несмотря на различия, все школы вокала говорят о певческих регистрах делят их на три типа, которые мы уже обсуждали — высокий, средний и низкий.

    Высокочастотные: свистковый, фистульный, фальцетный регистры. Средние частоты: Модальный, речевой, микстовый регистр, speech voice Низкочастотные: шумовой и штро-бас

К сожалению, данные названия регистров часто употребляют в отрыве от контекста, без упоминаний откуда этот термин появился. Это вызывает путаницу у новичков. А среди педагогов по вокалу — ожесточенные споры, как назвать тот или иной регистр пения. Я советую не увлекаться терминами.

Работает не сама методика, а человек ее применяющий. Нужно изучать не только термины, но и свой голос в практике. Моя практика показывает, что ученикам легче различать регистры, отталкиваясь от «верхнего» и «нижнего». Так они понимают, что переходят к верхним и нижним нотам. Главная задача — научиться различать высоту звука, понимать, выше или ниже вы поете. А «голова» с «грудью», и вибрации в них, могут служить ориентирами.

Изучать и развивать певческие регистры важно для любого вокалиста, который хочет стать профессионалом. В блоге OVOCALE есть ряд упражнений из моей практики, которые помогут познакомиться с регистрами голоса и в короткие сроки расширить диапазон. Также их полезно применять в качестве разогрева голоса перед занятиями пением.

Так что бегом тренироваться!

Для любопытных. Пару слов о том, в чем различие названий певческих регистров. Шумовой регистр является частью нижнего, мы слышим его, когда говорим шепотом. В голосе много воздуха, но мало звука. Голосовые связки практически не смыкаются.

То же касается и модульного речевого регистра, который заменяет на западе полноценный грудной голос. В России «речевое пение» — это не самостоятельный отрезок диапазона, а добавление в голос средних частот, микст.

Свистковый же регистр признается всеми странами мира. И располагается в самом верхнем отрезке вашего диапазона, где звук становится очень высоким и напоминает свист, а у суперпрофессиональных вокалистов переходит в ультразвук. Часто используется в экстремальном пении.

Разработать такие ноты возможно даже мужчинам, у них фальцет может легко перейти в необъятный запас верхних свистковых звуков. Яркий пример использования — пение Mariah Carey у женщин и Adam Levin у мужчин. Вокальный свисток — явление уникальное с точки зрения работы голосовых связок, и мы еще поговорим о нем в других статьях.

Источник

Урок 1. Музыкальный звук. Регистр.

Урок 1. Музыкальный звук. Регистр.

Мелодия – это музыкальная мысль, выраженная одноголосой последовательностью звуков (в переводе с греческого означает «напев»). Это основа всякого музыкального произведения, «душа музыки». Она длится во времени и является в музыке «горизонталью»

Гармония – это аккорды и их последовательность (по-гречески – «стройность, соразмерность»). Обычно аккорды сопровождают мелодию и придают музыке красочность. Аккорды принято называть в музыке «вертикалью».

Выразительность музыки зависит от различных по характеру звуков. Музыкальные звуки, в отличие от шумовых, обладают разными свойствами:

· высотой (регистром),

· громкостью (динамикой),

· длительностью (ритмом),

· способом исполнения (штрихом),

· звуковой окраской голоса или инструмента (тембром),

· скоростью исполнения (темпом),

· взаимосвязью всех звуков посредством лада.

Рассмотрим эти свойства отдельно.

Регистр – это объединение звуков в группы по высоте. В музыке различают три регистра: высокий, средний и низкий. Каждый регистр имеет свои особенности звучания. Сравните звуки церковных колоколов и маленьких колокольчиков. Одни звучат торжественно, призывно, другие – сказочно, волшебно.. Например, прослушаем сцену венчания царя Бориса из оперы «Борис Годунов» Мусоргского, наполненную величественными колокольными звонами.

· Чайковский «Жаворонок» и Мусоргский «Быдло».

Урок 3. Лад. Гармония.

Музыкальные лады бывают различны. Мелодии могут звучать на трёх, пяти, семи звуках лада. Самые древние обрядовые песни исполнялись на трёх звуках, образующих трихорд («Петушок», «Идёт коза рогатая» и др.). Лады из пяти звуков, называемые пентатоникой, встречаются в музыке восточных народов: китайской, японской, монгольской и др.

В средние века в учении «отцов церкви» о музыке возникла теория о семиступенных ладах. В каждый день недели предписывалось петь песнопения в одном из этих ладов:

1) ионийский – от «до»;

2) дорийский – от «ре»;

3) фригийский – от «ми»;

4) лидийский – от «фа»;

5) миксолидийский – от «соль»;

6) эолийский – от «ля»;

7) локрийский – от «си».

В профессиональной музыке с 17 века ведущее значение приобрели мажорный (= ионийскому) и минорный (= эолийскому) лады. Остальные сохранились лишь в народной музыке.

Мажор – лад, который опирается на большое трезвучие, часто звучит бодро, радостно, весело.

Минор – имеет в своей основе малое трезвучие, звучит печально, сумрачно. Пример:

· Свиридов «Весна и осень».

Здесь одна и та же мелодия звучит сначала в мажоре, затем – в миноре, отчего значительно меняется её характер. Подобное «перекрашивание» одной мелодии происходит часто и в музыке Шуберта:

· Шуберт «Вальс си – минор».

В народной музыке существуют разнообразные лады, близкие по звучанию к мажору (лидийский и миксолидийский) или к минору (фригийский и дорийский). В музыке Шопена часто слышен лидийский лад (= мажору с 4 повышенной ступенью).

· Пример – Мазурка Фа – мажор (средняя часть). Этот лад типичен для польской музыки.

В русской музыке можно встретить миксолидийский лад (= мажору с 7 пониженной ступенью).

· Пример – песня « Ай, во поле липенька», звучащая в опере Римского – Корсакова «Снегурочка».

Или – фригийский лад (= минору с 2 пониженной ступенью) – в песне Варлаама из оперы Мусоргского «Борис Годунов».

Иногда композиторы сами конструируют новые лады: уменьшенный, увеличенный (целотонный) лады. В сказочной музыке русские композиторы характеризуют фантастических персонажей этими «искусственными» ладами. Например, Черномор – выходит на сцену под звуки целотонной гаммы в опере Глинки «Руслан и Людмила». А Морской Царь всплывает из морских пучин под звуки гаммы «тон – полутон», то есть уменьшенного лада в опере «Садко» Римского-Корсакова.

Трезвучия могут придавать музыке, в зависимости от лада, светлую, сказочную окраску (например, мажорные трезвучия в теме Звездочёта из оперы «Золотой петушок» Римского-Корсакова) или печальную, траурную, если звучат минорные трезвучия.

Некоторые композиторы предпочитают необычные «красочные» аккорды. Например, Бородин часто пользуется секундовыми и квартовыми созвучиями. Мелодия романса «Спящая княжна», напоминающая колыбельную песню, звучит на фоне хрупких секундо-квартовых аккордов, а образ богатыря передан звучанием целотонной гаммы и увеличенного трезвучия.

· Гармония значительно обогащает музыку. Послушаем песню Гаврилина «Мама» без аккордов и с аккордовым сопровождением.

Урок 4. Динамика. Штрихи.

Иногда, гораздо реже, в нотах можно встретить такие обозначения: ppp (пиано-пианиссимо), рррр. Или fff, (форте-фортиссимо), ffff. Они означают очень-очень тихо, еле слышно, очень-очень громко.

Очень часто встречаются в нотах и такие слова:

· dim, diminuendo (диминуендо) или значок Музыкальный регистр что это. Смотреть фото Музыкальный регистр что это. Смотреть картинку Музыкальный регистр что это. Картинка про Музыкальный регистр что это. Фото Музыкальный регистр что этоуказывающие на постепенное ослабление звука.

· А вот другой пример: Рахманинов. «Вокализ». Плавная певучая мелодия без слов льётся ровно, бесконечно, на тихой звучности.

Для создания нужного образа, характера «героя» очень важным средством являются штрихи – это приёмы извлечения звука на инструменте. В прослушанной музыке таинственные «шаги» гномов и троллей изображались отрывистым звукоизвлечением. На фортепиано это штрих – staccato, у струнных – pizzicato.

· Другой пример – Шуман «Смелый наездник» (см. пример на стр.13).

Урок 5. Мелодия, её виды.

Мелодия – это развитая и законченная музыкальная мысль, выраженная одноголосно. Композиторы разных времён и народов стремились создать музыку яркую, запоминаемую. Действительно, слушатель, запоминая музыку, чаще напевает мелодию. Но не всякую мелодию можно напеть. Мелодии могут быть вокальные (для голоса) и инструментальные.

Вокальные мелодии делятся на песенные и речитативные.

· Послушаем песню Шуберта «Форель». Чёткий ритм, «фанфарные» ходы мелодии по устойчивым звукам придают музыке черты игривости и танцевальности. Лишь в 3-м куплете мелодия меняется, следуя за текстом, становится взволнованной, прерывистой. Такая мелодия больше похожа на речь (речитатив).

· Беллини Ария «О, богиня, взор твой ясный» (“ Casta diva”) из оперы «Норма».

3. Другая разновидность вокальных мелодий – речитатив. Мелодия точно следует за текстом, передаёт ход событий, характеры героев. Часто такие мелодии звучат в операх или романсах – сценах. Например:

· Мусоргский «В углу» (из цикла «Детская»).

В этой сцене из детской жизни мелодия напоминает разговорную речь – диалог няни и мальчика. Каждый персонаж наделён своими интонациями: няня – гневными, восклицательными; мальчик – трогательными, жалобными, обиженными.

В инструментальной музыке тоже мелодии бываю разные.

4. Жанровые мелодии связаны с движением танца, марша или пантомимой (скерцо). Подробно с этими жанрами мы познакомимся в следующих уроках.

Пример танцевальной мелодии:

· Прокофьев «Гавот» – звуки мелодии сначала туго закручиваются вокруг одного, как пружина, а потом «пружина» резко распрямляется. Отсюда энергичный характер танца.

Примеры скерцозных мелодий:

· Римский-Корсаков «Полёт шмеля» (из оперы «Сказка о царе Салтане»). Здесь звуки мелодии кружатся и вьются, как вьюнок, по полутонам, создавая ощущение полёта.

· Другой пример: Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов». Мелодия передаёт писк, чириканье, неуклюжие подпрыгивания цыплят через отрывистые звуки в высоком регистре, форшлаги, трели.

5. Виртуозные мелодии.

Слово «виртуозность» означает высшее мастерство. Музыкант – виртуоз – это тот, кто в совершенстве владеет своим музыкальным инструментом. Многие композиторы не только сочиняли музыку, но и великолепно владели сложными приёмами игры на инструменте, такими как быстрые пассажи, трели двойные ноты, перекрещивание рук и др. Среди выдающихся исполнителей – имена Генделя и Скарлатти, Моцарта и Клементи, Вивальди и Паганини, Шопена и Листа. Нередко их игру называли «дьявольской». Так отзывались современники и об игре Н. Паганини. В 1820 году он издал свои «24 каприса» для скрипки соло. В скоре они были объявлены неисполнимыми в силу своей сложности. Этот миф давно развеян, так как лучшие скрипачи мира исполняют все 24 каприса. На тему 24-го каприса С. Рахманинов создал «Рапсодию на тему Паганини» для фортепиано с оркестром. Послушаем одну из пьес

· Паганини «Вечное движение». Мелодия здесь движется в быстром темпе без единой паузы, что напоминает безостановочную работу механизма, мотора.

По пути развития концертно-виртуозной музыки в 19-м веке пошли Шопен и Лист, которые искали пути обновления звучания фортепиано. Они создали виртуозные этюды со сложнейшими приёмами игры, полнозвучной, красочной фактурой. Их можно назвать этюдами – картинами.

Урок 6. Фактура и её виды. Полифония.

Фактура неразрывно связана с жанром произведения, его характером, стилем. Если в пьесе ведущим голосом является мелодия, а остальные голоса – аккомпанементом, аккордами, то такая фактура – гомофонно-гармоническая.

Она имеет несколько разновидностей:

· Пример: Шопен. Прелюдия Ля- мажор №7.

3) аккордовая (хоральная) фактура, где верхний звук аккордов складывается в мелодию.

· Пример: Шопен. Прелюдия до-минор №20.

4) обращённая фактура – когда мелодия звучит в нижнем голосе, а аккорды – в верхнем.

· Пример: Шопен. Прелюдия си- минор №6.

· Пример: Бах. Прелюдия До-мажор №1.

Другой важнейший вид фактуры – полифоническая (означает «многоголосная»). Каждый голос полифонической фактуры является самостоятельной мелодией. Такая фактура сложилась в церковной музыке Западной Европы и долгое время (до 17-ого века) господствовала в ней. Великим полифонистом был немецкий композитор И.С.Бах. Почти все его произведения полифоничны.

В полифонии тоже существуют несколько разновидностей:

1) контрастная полифония – соединяет в одновременном звучании две или больше разных мелодий. Например, танцы из старинных сюит.

· Бах. Куранта (Французская сюита до – минор).

Такое соединение называется контрапунктом. Шуточные соединения – песни «Кузнечик» и «Подмосковные вечера».

· Бах. Инвенция ре – минор.

· Бортнянский. «Хоровой концерт № 32» 2 часть.

3) подголосочная полифония. Подголосок следует за главной мелодией и «вторит» ей выше или ниже на терцию или сексту. Много таких примеров в народных песнях:

· Даргомыжский. Хор «Сватушка» из оперы «Русалка».

Урок 7. Контрольный.

Тема 2. Музыкальный образ. Музыкальная тема.

Урок 8-9. Характер тем.К о н тр ас т т ем.

Содержание музыки проявляет себя в музыкальных образах.

Музыкальный образ – это условный персонаж музыкального произведения. Богатые выразительные средства музыки позволяют создавать самые разные образы: образы-портреты, образы-сцены, образы-пейзажи, образы-настроения.

В зависимости от содержания в музыкальном произведении может быть один или несколько образов. Музыкальные образы воплощаются в специальных музыкальных построениях, которые называют темами.

Слово «тема» в переводе с греческого означает «то, что лежит в основе». Музыкальная тема – это построение, которое выражает законченную музыкальную мысль и служит основой развития всего произведения или его части. Тема может быть выражена различными выразительными средствами музыки. В большинстве сочинений тема звучит в виде мелодии. Но иногда она может выглядеть как аккордовая последовательность или ритмическая фигура. Важно, чтобы тема была своеобразной, запоминающейся. «Во всяком произведении главное – идея; так в музыке главное – тема» (Ц. Кюи).

Появление новой мелодии, изменение ритмического или фактурного рисунка означают возникновение нового образа – близкого по содержанию или прямо противоположного.

В музыке редко встречаются произведения, основанные на одном – единственном образе. Только маленькая пьеса (миниатюра) может быть едина по образному содержанию. Например, прелюдия, этюд. В более крупных жанрах часто воплощается и более сложное жизненное содержание, им присуще большее количество героев и событий. Например, в операх, балетах, симфониях.

Очень много небольших по масштабу, но ярких по образу произведений было написано русскими композиторами. Глинка, Мусоргский, Лядов, Рахманинов, Скрябин создали целую галерею музыкальных образов. Огромный образный мир, реальный и фантастический, лирический и эпический, драматический и комический, претворился в русской музыке. Это ряд музыкальных сказочных портретов (вспомним из 1 класса пьесы «Гном», «Баба – Яга» из «Картинок с выставки» Мусоргского), музыкальных пейзажей («Волшебное озеро» Лядова, морские пейзажи Римского – Корсакова из сюиты «Шехеразада»).

Русская осенняя лирика… Сколько стихотворений, картин, музыкальных пьес посвящено ей! Как необычайно богат образный мир осенней печали!

Ÿ Вспомним – «Осеннюю песню» Чайковского из цикла «Времена года».

Количество тем-образов может быть 2-3-4.

Ÿ В следующем музыкальном фрагменте из оперы «Золотой петушок» Римского- Корсакова мы услышим несколько тем-образов, тем-персонажей из сказки Пушкина.

Один образ – призывный, активный ритм, восходящий фанфарный мотив мелодии по звукам трезвучия – рисуют Золотого петушка.

Музыкальный регистр что это. Смотреть фото Музыкальный регистр что это. Смотреть картинку Музыкальный регистр что это. Картинка про Музыкальный регистр что это. Фото Музыкальный регистр что это

Другой образ – волшебный, таинственный, манящий. Как змея, ползёт линия мелодии, её извилистый рисунок похож на тончайший восточный узор. Всё звучит неустойчиво, незавершённо, мелодия без начала и без конца. Это – Шемаханская царица.

Музыкальный регистр что это. Смотреть фото Музыкальный регистр что это. Смотреть картинку Музыкальный регистр что это. Картинка про Музыкальный регистр что это. Фото Музыкальный регистр что это

Третий образ – картинный: прозрачные, звенящие звуки медленно плывут в вышине, переливаются оттенками разных красок- тональностей на фоне низких басов. Это – образ Звездочёта.

Музыкальный регистр что это. Смотреть фото Музыкальный регистр что это. Смотреть картинку Музыкальный регистр что это. Картинка про Музыкальный регистр что это. Фото Музыкальный регистр что это

Образ каждого героя легко узнаваем благодаря целому комплексу музыкально- выразительных средств – типу мелодики, определяемому по ритмическим, интонационным, регистровым, тембровым особенностям. Одним из важнейших средств в создании музыкального образа является музыкальная интонация.

ЗАПОЛНИТЕ СЛЕДУЮЩУЮ ТАБЛИЦУ:

ТемаЛад. РегистрТемп. ШтрихиТип мелодииХарактер музыки
Золотой петушок
Шемаханская царица
Звездочёт

Ÿ Послушаем знакомую вам пьесу Грига «Шествие гномов». Определите количество тем-персонажей. Дайте им названия. Каков характер каждой темы?

ЗАПОЛНИТЕ СЛЕДУЮЩУЮ ТАБЛИЦУ:

ТемаЛад. РегистрТемп. ШтрихиТип мелодииХарактер музыки
1
2
3

Ÿ Послушаем фрагмент увертюры Глинки из оперы «Руслан и Людмила».

В чём отличия тем? Каков характер каждой темы?

ЗАПОЛНИТЕ СЛЕДУЮЩУЮ ТАБЛИЦУ:

ТемаЛад. РегистрТемп. ШтрихиТип мелодииХарактер музыки
1
2

Урок 12. Форма периода.

Музыкальная форма – это порядок расположения частей и разделов в музыкальном произведении. Любое произведение разворачивается во времени и состоит из различных разделов. Эти разделы могут повторяться или чередоваться с новыми, а могут видоизменяться одни и те же темы-мелодии. Количество разных мелодий или тем и их чередование определяет ту или иную форму. Обозначим буквами эти мелодии-темы.

А/ В

Тема является основным строительным материалом музыкальной формы. Количество тем и их чередование определяют форму музыкального произведения. Одной темы достаточно для создания формы периода.

Строение мелодии похоже на строение речи. В речи есть слова, они складываются во фразы, а фразы – в предложения. В мелодии самая короткая частица называется мотив, несколько мотивов образуют фразу, несколько фраз – предложение, два или три предложения – период.

Период – объединение нескольких предложений в одно законченное построение.

Рассмотрим строение мелодии в песне

· Крылатого «Крылатые качели».

Каждая мелодия проходит ряд этапов в своём развитии:

1) показ основных мотивов;

2) их развитие, приводящее к кульминации – высшей и наиболее яркой «точке» мелодии;

· Пример: Чайковский «Утреннее размышление». Здесь период имеет повторное строение, во втором предложении наступает кульминация – наиболее яркая точка формы, а затем – медленный спад.

Репризные формы.

Если сравнить движение музыкальной мысли с литературным произведением, то станет ясной большая близость музыки к поэзии, нежели к прозе. В музыке, как и в поэзии, основу развития составляют всевозможные повторы (репризы). Повторами богата и поэзия. Например, стихотворение А.Фета «Свеж и душист твой роскошный венок». Музыкальные формы, имеющие повторы, используются в музыке намного чаще, чем формы безрепризные.

2-х частная репризная форма – состоит из двух периодов, где второй период включает как новый материал (1-е предложение), так и повтор из первого периода (2-е предложение): а а / в а.

· В такой форме написана тема первой части из «Сонаты №11» В.Моцарта. Она звучит в жанре сицилианы – старинного итальянского танца, в 3-х дольном ритме, с мягкими, плавными интонациями. Первый период состоит из двух повторных предложений, а второй – развивает мотивы первой темы, а затем повторяет её 2-е предложение с небольшим расширением. На этой теме в дальнейшем строится вариационная форма.

Вспомним «Норвежский танец» Грига или пьесы из «Детского альбома» Чайковского – «Марш деревянных солдатиков», «Новая кукла», «Сладкая грёза». Все они написаны в простой 3-х частной форме.

· Послушаем одну из них – пьесу «Сладкая грёза». Первая тема (А) написана в форме периода повторного строения, имеет спокойный, ласковый характер, песенные интонации. Вторая тема (В) – более солидная и уверенная, звучит в низком регистре. Реприза – точно повторяет первую тему.

А В А – С D C – А В А.

Средняя часть (CDC) – чаще звучит контрастно крайним частям и имеет чёткую простую 3-х частную форму. Тогда она называется трио. Если же средняя часть не имеет чёткой формы или самостоятельных тем, а лишь развивает интонации первой части, то её называют эпизодом. Репризы здесь бывают точными, а могут – варьировать темы первой части.

· Рассмотрим первую разновидность этой формы – «Полонез ля-минор» Огиньского («Прощание с родиной»).

Первая часть (АВА) – состоит из двух мелодий в форме периода неповторного строения.

А – нежная, лирическая мелодия с опеваниями на фоне «разложенных» аккордов в сопровождении.

В – более активная, энергичная тема, с ритмическими акцентами на слабой доле и импровизацией в конце периода.

Вторая часть ( CDC )трио.

С – устремлённая, порывистая мелодия из быстрых гаммообразных взлетающих пассажей.

D – типичный полонез, изложен в аккордовой фактуре – торжественный, праздничный, в тональности До-мажор.

Третья часть – точная реприза.

Пьесе предшествует стихотворный эпиграф А.Некрасова, в котором говорится не только о зимней дороге, но и о чувствах путника и ямщика, раскрываемых в музыке.

Первая часть:

А – песнь ямщика, звонкая, энергичная (Ми-мажор с переходом в соль #—минор).

В – печальная, задумчивая мелодия передаёт мысли и воспоминания путника.

А – реприза варьированная – мелодия утяжелена аккордами, приобретает гимническое звучание.

Вторая часть (С) – эпизод. Мелодиянапоминает русскую пляску с энергичным ритмом; аккорды с форшлагами в высоком регистре имитируют звон колокольчиков в упряжке лошадей.

Третья часть – варьированная реприза: мелодия ямщика(А) – помещена в басовый регистр; фигурации «шестнадцатых» в партии правой руки имитируют бег лошадей и звон колокольчиков. К концу пьесы динамика затихает, «тройка» лошадей скрывается из виду. Эта пьеса – пример программной музыки с ярким картинным содержанием.

Урок 15. Форма рондо.

В основе этой формы лежит принцип симметрии и повторности. В ней соединяются куплетность и 3-х-частность. Родиной формы рондо считается Франция. В старину здесь был популярен хороводный танец с пением, который называли «рондо» (в переводе – «круг»). Рондо строится на принципе чередования темы А (рефрена) и новых тем В и С (эпизодов).

А – В – А – С – А – схема формы рондо.

Возможно, музыкальная форма рондо заимствована из поэзии. Примером могут служить стихи Пьера Беранже или Валерия Брюсова.

В этой форме писали свои произведения композиторы 17 – 18 веков – Куперен, Рамо, Дакен.

· Послушаем пьесу Дакена «Кукушка». Рефрен звучит здесь трижды без изменений. Эпизоды отличаются характером звучания, ладом, варьированием «голоса кукушки» в разных регистрах.

В 18 веке в эпоху классицизма форма рондо применялась в оперных ариях, в отдельных частях сонат и симфоний, в миниатюрах Гайдна, Моцарта, Бетховена. Знаменитый «Турецкий марш» из «Сонаты Ля – мажор» Моцарта и «Ария Фигаро» из оперы «Свадьба Фигаро» написаны в форме рондо.

· Обратимся к пьесе Бетховена «К Элизе».

В – первый эпизод – танцевального характера, праздничная, бодрая мелодия в Фа-мажоре с ритмами мазурки.

С – второй эпизод – драматический, тревожный, тонально неустойчив, его построение незамкнуто (нет каденции).Это кульминация всей пьесы. Здесь звучат уменьшенные септаккорды на остинатном басу, резкие ритмические акценты.

Все три темы пьесы контрастны друг другу.

«Рондо Фарлафа» из оперы Глинки «Руслан и Людмила», «Спящая княжна» Бородина – примеры рондо в русской вокальной музыке.

· Послушаем песню Бородина «Спящая княжна». Рефреном здесь является тема сна княжны, напоминающая колыбельную песню. Эпизодами служат темы «нечистой силы» (В) и «тема богатыря» (С).

В театральной музыке Прокофьева так же нередки примеры формы рондо – «Джульетта- девочка», «Танец рыцарей» из балета «Ромео и Джульетта», «Марш» из оперы «Любовь к трём апельсинам».

А.Скрябин, русский композитор 20 века, сказал однажды: «Музыкальная форма должна быть похожа на шар». А шар – это идеальная форма, в которой нет ничего лишнего.

Урок 16.Контрольный

Форма вариаций.

Слово «цикл» в переводе с греческого означает «круг». В повседневной жизни – это смена времён года в природе, чередование месяцев в году, цикл лекций на какую-то тему или цикл передач по телевидению. В искусстве цикл – это круг образов, характеров, настроений. Циклы могут быть составлены из стихов, картин, скульптур, песен, танцев, пьес.

Музыкальный цикл – это большое многочастное произведение. Оно состоит из нескольких самостоятельных частей, расположенных в определённом порядке. Циклический – значит многочастный. Части могут исполняться отдельно, но они связаны общим замыслом и составляют единое целое. Количество частей в цикле не ограничено – от двух и более.

Вокальные циклы – состоят из песен и романсов. Они объединяются сюжетом, настроением или стихами одного автора. Например, циклы Шуберта на стихи Мюллера «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь», циклы Мусоргского «Детская» и «Песни и пляски смерти».

Инструментальные циклы бывают: вариационный, сюитный и сонатно-симфонический.

Слово «вариация» в переводе с латинского означает «изменение». Форма вариаций строится на изложении темы и ряда её видоизменённых повторений. Количество вариаций неограниченно:

Одни элементы темы повторяются неизменно – мелодия или линия баса остинатны, что позволяет узнавать и запоминать тему; другие – изменяются: например, тембр, фактура, гармония, жанр темы.

Существует несколько исторически сложившихся типов варьирования.

1. Остинатные вариации – вариации на выдержанный бас ( basso ostinato ) – в жанрах пассакалии и чаконы существуют с 16 века. Тема баса повторяется неизменно, а другие голоса, наслаиваясь на неё, создают ощущение непрерывности, текучести. Эту форму часто употребляли для выражения скорби, безысходности, неотвратимости судьбы. Например, «Ария Дидоны» из оперы Пёрселла «Дидона и Эней» или хор в сцене распятия Христа из «Мессы си-минор» Баха – написаны в жанре пассакалии.

· Примером остинатных вариаций в инструментальной музыке является «Пассакалия» Генделя из «Сюиты соль-минор».

К жанру пассакалии обращаются и современные композиторы. Д. Шостакович пользуется формой остинатных вариаций в «Пассакалии» из «Симфонии №8» (4-я часть), а также в «эпизоде фашистского нашествия» из первой части «Симфонии №7».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *