Мы ближе к нему чем яремная вена
Войдите в ОК
Значение фразы «Аллах ближе яремной вены» и каковы условия интерпретации Корана
Правда ли, что в конце Корана написано, что Аллах у каждого в сердцах, и что каждый понимает Коран по-своему, но спорить об этом и толковать свое видение нельзя?
Ответ: В 16-м аяте суры «Каф» (ближе к концу Корана) Аллах говорит (смысл):
«Мы сотворили человека и знаем, что нашептывает ему душа. Мы ближе к нему, чем (его) яремная вена».
Муфассиры (специалисты по комментариям) Священного Корана сказали, что слова «Мы ближе к нему, чем (его) яремная вена» указывают на всеобъемлющее знание Аллаха. Здесь не подразумевается, что Аллах физически ближе к человеку, чем его яремная вена. («Рух-уль-Магани», «Магариф-уль-Коран»).
Запрещено трактовать Коран, основываясь на своем собственном понимании. Чтобы истолковывать значение аятов Корана, требуются хорошие знания по целому ряду предметов:
а) Твердые познания в области акыды (исламского вероучения и их тонкостей);
б) Твердые познания в области исламского права;
в) Твердые познания в области хадисов Посланника Аллаха (мир ему и благословение);
г) Глубокие знания принципов исламского права;
д) Знание этимологии;
е) Знание филологии языка;
ж) Знание арабской грамматики;
з) Знание семантики;
и) Знание первоисточника и корней слов;
к) Знание фигур речи;
м) Знание аятов и положений, отмененных и замененных другими аятами;
н) Знание произнесения различными стилями;
о) Знание причин и событий, по которым ниспосылались аяты и суры;
п) Знание и понимание, дарованное человеку напрямую от Аллаха, вследствие набожности человека и строгой приверженности учениям Ислама.
Человеку, не являющемуся специалистом в указанных областях знаний, не разрешается толковать Коран, основываясь на своем собственном понимании.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сурово предупредил тех, кто трактует Коран, основываясь на собственном понимании, не располагая при этом необходимыми знаниями:
«Тот, кто трактует Коран, не обладая большим количеством знаний, пусть готовит себе пристанище в аду». (Ат-Тирмизи, хадис 2950, передал Абдулла бин Аббас).
«Кто трактует Коран, основываясь на своем собственном понимании, и его интерпретация оказывается верной, все равно не прав». (Ат-Тирмизи, хадис 2952, передал Абдулла бин Аббас).
«Мы ближе к нему, чем яремная вена»
Высказывания Всевышнего «Мы ближе к нему, чем яремная вена»[i] и высказывание Всевышнего «Мы оказываемся ближе к нему, чем вы, хотя вы и не видите этого».[ii]
По мнению толкователей, под близостью в этих аятах подразумевается присутствие ангелов.
Ответ:
Подобное толкование не является искажением очевидного смысла откровений, что становится ясно каждому, кто задумывается над их смыслом.
Что касается первого аята, то контекст обсуждаемого откровения свидетельствует в пользу правдивости такого толкования. Всевышний сказал: «Мы создали человека и ведаем о том, что нашептывает ему душа. Мы ближе к нему, чем яремная вена. Два ангела сидят справа и слева от него и записывают [его деяния]. Он не проронит ни единого слова, чтобы его не записал недремлющий страж».[iii]
Продолжение суры ясно свидетельствует о том, что речь идет о двух ангелах, которые сидят около человека.
Кто-то может спросить, почему же тогда Аллах говорил от первого лица? Используются ли подобные обороты, когда речь идет об ангелах?
В ответ мы должны сказать, что Всевышний Аллах говорил от первого лица, потому что ангелы являются воинами и посланцами Аллаха и приближаются к людям только по Его воле. В Священном Коране подобные обороты неоднократно используются, когда речь идет об ангелах. Например, Всевышний Аллах сказал: «А когда Мы прочтем его, то читай его следом».[vi] Здесь речь идет о том, как ангел Джибрил читал Коран посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и несмотря на это Аллах говорил от первого лица. А поскольку Джибрил читал Коран Пророку по воле Аллаха, чтение Корана действительно можно было связать с именем Всевышнего Аллаха.
То же самое можно сказать о следующем высказывании Всевышнего: «Когда страх Ибрахима улегся, и он услышал радостную весть, он начал пререкаться с Нами по поводу народа Лута».[vii] В действительности Ибрахим препирался с ангелами, которыми были посланцами Всевышнего Аллаха.
[i] Сура “Каф” (“Каф”), аят 16.
[ii] Сура “аль-Вакиа” (“Неотвратимое”), аят 85.
Мы ближе к нему чем яремная вена
Имена и Атрибуты Всевышнего Аллаха запись закреплена
Передал имам ат-Табарий, в тафсире:
وَنَحْنُ أَقْرَبُ إِلَيْهِ مِنْ حَبْلِ الْوَرِيدِ
Ибну Касир говорил что это ангел, как в словах Всевышнего Аллаха:
إِنَّا نَحْنُ نزلْنَا الذِّكْرَ وَإِنَّا لَهُ لَحَافِظُونَ
«Поистине Мы ниспослали зикр, и Мы его сохраняем
Когда они сидят справа и слева и принимают (записывают деяния)
Т.е. ангелы, кот. справа и слева и наблюдают».
(см «тафсир ибну Касир»)
Ибну Батта в «аль-Ибана» передал асар от абу Талиба, кот. пердал Ахмад, кот объяснил слова Всевышнего:
وَنَحْنُ أَقْرَبُ إِلَيْهِ مِنْ حَبْلِ الْوَرِيدِ
Мы ближе к нему, чем яремная вена
Подобных высказываний и толкований много. Основа в том, что Куран понятен и разъяснен. Нет в нем мест, кот истолковываются или имеют переносный смысл, как это говорят аллюль-калям.
Аллаху а’Лям.
imanochka писал(а):Но все-таки как то мучает вопрос, а совсем никто из саляфов не говорил, что Аллах ближе к человеку своим существом (зат)? Потому что в данном случае как раз получается, что истолковывают те, кто говорят, что здесь имеется ввиду знание или ангел, уа Аллаху Алам.
Мы сотворили человека и знаем, что нашептывает ему душа. Мы ближе к нему, чем яремная вена
imanochka писал(а):что Аллах ближе к человеку своим существом (зат)?
imanochka писал(а):Ведь также мы верим, что сердца рабов Аллаха между Его пальцами, но мы это не представляем просто верим и все.
Аллах ближе к нам, чем яремная вена
Близость Милосердного и Милостивого Аллаха и отдаленность от Него сотворенных существ не может быть выражено мерами места и времени (Источник фото: unsplash.com)
Когда мы слышим слова «далеко» или «близко», у нас тотчас возникают соответствующие им представления о пространственном расстоянии. Ведь все материальные объекты находятся на близком или далеком расстоянии друг от друга.
«Мы создали человека и знаем все, что нашептывает ему душа [нафс]. Мы ближе к нему, чем яремная вена» (Каф, 50:16).
Ведь эта близость сфокусирована именно на нем. В таком случае, человек не способен жить не только без шейной артерии, но и в отрыве от Милостивого, Которого он считает таким далеким от себя. Понятия «далекое-близкое» теряют здесь привычное нам материальное значение. Становится ясно, что близость Милосердного и Милостивого Аллаха и отдаленность от Него сотворенных существ не может быть выражено мерами места и времени. Если ту близость, о которой говорится в аяте, понимать как пространственное расстояние, то оно не может быть соотнесено с нашим Господом.
Большая близость Аллаха к человеку, чем его собственная шейная артерия, которая играет такую важную роль в сохранении его жизнеспособности, безусловно означает, что именно Он, благодаря Своей безграничной мощи и знаниям, обеспечивает все его потребности, действия каждой клетки его организма. Аллах более милосерден к человеку, чем он сам к себе. А приближение раба к своему Господу тесно связано с теми шагами, которые он делает ради довольства Аллаха. Нет сомнения в том, что крепость нашего имана, искренность, ихлас в наших делах приближают нас к нашему Создателю.
По нашему убеждению, Господь, сотворивший нас из ничего, осведомлен обо всех наших скрытых и открытых чувствах, словах и делах. Он слышит каждую молитву-дуа и знает скрытые в глубинах нашей души любовь и ненависть, злобу и зависть.
Аллах осведомлен, что мы днем и ночью обращаемся к Нему в радости и горести, в богатстве и бедности. Он знает нас лучше, чем мы сами, ведь Он ближе.
Наш Господь в другом аяте так говорит о Своей близости к человеку:
«Если Мои рабы спросят тебя [о, Мухаммад] обо Мне, то [ответь], что Я, поистине, близок и отвечаю на мольбу взывающего, когда он обратится ко Мне. Пусть они отвечают Мне [покорностью] и верят в Меня – тогда они пойдут по верному пути» (Аль-Бакара, 2:186).
Нам нужно выбрать образ жизни, которым будет доволен Аллах, чтобы стать к Нему ближе. Безусловно, те наши дела, которыми будет доволен Господь, будут полезными и для нас самих, и для общества. В одном из хадисов от нашего Пророка (с.а.с) передано следующее: « О, люди! Всевышний Аллах чист и не примет ничего, кроме чистого».
Аллах повелевает верующим то же самое, что Он повелевает Посланнику. К примеру, Всевышний Аллах повелевает пророкам:
«О, посланники! Ешьте чистое и совершайте благие поступки» (Аль-Муминун, 23:51).
И верующим говорит:
«О, верующие! Ешьте только чистое из того, чем мы наделили вас». (Аль-Бакара, 2:172)
Затем он напомнил о путнике, пришедшем издалека, растрепанном, покрытом пылью и грязью, который подняв руки к небу, причитает: «О, Господь мой! О, Господь мой!» Посланник Аллаха (с.а.с) продолжил: «Этот путник ест харам, пьет харам и одевает харам, и в итоге он весь пропитан харамом. Ну хорошо, как же отвечать на мольбу такого человека?» (Муслим)
Как мы можем понять из данного хадиса, наша близость к Создателю тесно связана с тем, что мы едим и пьем, как зарабатываем себе на жизнь.
Человек − существо беспомощное, хотя иногда и думает, что он всесилен и могуч. Однако многие события в его жизни кричат ему, что это вовсе не так, что его силы ограничены. Вот тогда он начинает чувствовать нужду в помощи своего Господа, хочет почувствовать свою близость к Нему. Когда человек вдруг остается одиноким посреди толпы, когда его окружает тьма безысходности, он начинает понимать, что может доверять только Господу и надеяться только на Него. Вот Аллах и напоминает человеку, что Он не оставил его в одиночестве, что Он близок к нему. Даже ближе, чем его шейная артерия.
Насколько Всевышний близок к верующему?
По нашему убеждению, наш Господь осведомлен обо всех наших скрытых и открытых чувствах, словах и делах. Он хорошо слышит каждую нашу молитву-ду`а и знает скрытые в глубинах нашей души любовь и ненависть, злобу и зависть.
«Мы сотворили человека и знаем, что нашептывает ему душа.
Мы ближе к нему, чем яремная вена». (Сура «Каф», аят 16)
Когда мы слышим слова “далеко” или “близко”, у нас тотчас возникают соответствующие им представления о пространстве и расстоянии. Ведь все материальные объекты находятся на определенном расстоянии друг от друга. А наш Господь, который превыше всех наших представлений о месте и времени, говорит сотворенным Им существам: “Мы ближе, чем яремная вена”, т.е. ближе к ним, чем они сами. Яремная вена или по-другому шейная артерия, один из основных кровеносных сосудов в организме человека, обеспечивающий доставку крови к мозгу. Если эта артерия прекращает свою работу, мозг перестает функционировать, жизнь останавливается. Естественно, данное послание адресовано человеку. Ведь эта близость сфокусирована именно на нем.
В таком случае, человек не способен жить не только без шейной артерии, но и в отрыве от Милостивого, которого он считает таким далеким от себя. Понятия “далекое-близкое” теряют здесь привычное нам материальное значение. Становится ясно, что близость Милосердного и Милостивого Аллаха и отдаленность от Него сотворенных существ не может быть выражено мерами места и времени. Если ту близость, о которой говорится в аяте, понимать как пространственное расстояние, то оно не может быть соотнесено с нашим Господом.
Большая близость Аллаха к человеку, чем его собственная шейная артерия, которая играет такую важную роль в сохранении его жизнеспособности, безусловно означает, что именно Он, благодаря Своей безграничной мощи и знаниям, обеспечивает все его потребности, действия каждой клетки его организма, более милосерден к нему, чем он сам к себе. А приближение раба к своему Господу тесно связано с теми шагами, которые он делает ради довольства Аллаха. Нет сомнения в том, что крепость нашего имана, искренность, ихлас в наших делах приближают нас к нашему Создателю.
По нашему убеждению, наш Господь осведомлен обо всех наших скрытых и открытых чувствах, словах и делах. Он хорошо слышит каждую нашу молитву-ду`а и знает скрытые в глубинах нашей души любовь и ненависть, злобу и зависть. Аллах осведомлен, что мы днем и ночью обращаемся к Нему в радости и горести, в богатстве и бедности. Он знает нас лучше, чем мы сами, ведь Он ближе.
Наш Господь в другом аяте так говорит о Своей близости к человеку:
«Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне. Пусть же они отвечают Мне и веруют в Меня, – быть может, они последуют верным путем» (Бакара, 2:186).
Нам нужно выбрать образ жизни, которым будет доволен Аллах, чтобы стать к Нему ближе. Безусловно, те наши дела, которыми будет доволен Господь, будут полезными и для нас самих, и для общества. В одном из хадисов от нашего Пророка (с.а.в.) передано следующее:
«О, люди! Всевышний Аллах чист и не примет ничего, кроме чистого. Аллах повелевает му`минам то же самое, что Он повелевает Посланнику. К примеру, Аллах Та`аля повелевает пророкам: “О посланники! Вкушайте блага и поступайте праведно.” (Му`минун, 23:51) и му`минам говорит: “О те, которые уверовали! Вкушайте дозволенные блага, которыми Мы наделили вас” (Бакара, 2:172). Затем он напомнил о путнике, пришедшем издалека, растрепанном, покрытом пылью и грязью, который подняв руки к небу, причитает: “О, Господь мой! О, Господь мой!” Посланник Аллаха продолжил: ”Этот путник кушает харам, пьет харам и одевает харам и в итоге он весь припитан харамом. Ну, хорошо, как же отвечать на мольбу такого человека?” (Муслим “Книга закята”, 65).
Как мы можем понять из данного хадиса, наша близость к Создателю тесно связана с тем, что мы едим и пьем, как зарабатываем себе на жизнь.
В заключение нужно отметить, что человек – существо беспомощное, хотя иногда и думает, что он всесилен и могуч. Однако многие события в его жизни кричат ему, что это вовсе не так, что его силы ограниченны. Вот тогда он начинает чувствовать нужду в помощи своего Господа, хочет почувствовать свою близость к Нему. Когда человек вдруг остается одиноким посреди толпы, когда окружает его тьма безысходности, он начинает понимать, что может доверять только Гос-поду и надеяться только на Него. Вот Аллах и напоминает человеку, что Он не оставил его в одиночестве, что Он близок к нему, даже ближе, чем его шейная артерия.