Мы псковские мы прорвемся что значит
Владыка Меркурий: «Всегда говорю: мы пскопские, мы прорвемся!»
Что такое Патриаршие приходы в США, Владыко?
Совсем кратко небольшой исторический экскурс. Патриаршие приходы возникли в 70-м году из Русской митрополии в Америке, в связи с ее преобразованием в автокефальную Православную Церковь, которую сейчас возглавляет Блаженнейший митрополит всея Америки и Канады Герман. Автокефалию (т.е. полную самостоятельность в делах управления) ей предоставила Русская Православная Церковь в лице Святейшего Патриарха Алексия I. Те приходы митрополии, которые не пожелали войти в Американскую автокефальную Церковь, а захотели остаться верными Московскому Патриарху и Русской Православной Церкви, организовались в Патриаршие приходы. Патриаршими приходами управляет епископ, он не титулуется ни по одному из городов США и Канады, а имеет титул викария Московской епархии РПЦ, в частности, мой титул епископ Зарайский.
Сколько Патриарших приходов и где Вы служите, Владыко?
Есть ли разница между православными Патриарших приходов в США и в России?
Какие-то сдвиги после воссоединения православной Церкви за границей с РПЦ Вы наблюдаете?
Знаете, я достаточно спокойно и благожелательно отношусь к этому событию, и не воспринимаю его как глобальное изменение жизни Церкви. Все идет своим чередом и по воле Божией. Безусловно, существуют и сложности в этом процессе. Большей частью они касаются РПЦЗ, где незначительная часть паствы не поняла и не приняла воссоединение как единственно правильное, церковное решение. И сейчас перед Преосвященными моими собратьями РПЦЗ стоит очень непростая задача сохранить всю паству, сохранить и несогласных, не дать уйти им в раскол. К слову сказать, печально наблюдать в различных епархиях на Американском континенте секулярный, демократический дух, проникающий в Церковь. Он проникает и подтачивает ее основы, а Церковь иерархична, и эту иерархию установил Господь. Собственно, ведь не архиерей управляет Церковью, а Бог. Архиерей, как блюститель веры и апостольский приемник по благодати содержит Ее и старается осуществлять свою деятельность, руководствуясь каноническими нормами Церкви, святоотеческим преданием, но при этом Церковь управляется Самим Господом Иисусом Христом. Если это положение отвергнуть, и в основу управления той же епархией поставить мирской рационалистический подход, то это разрушит всю структуру церковной общины, и она скатится до позиций крайнего протестантизма, где, увы, говорить о Церкви как таковой не приходится. К сожалению, во многих православных епархиях за рубежом это остро чувствуется…
Сейчас одной из претензий, обращенных к нашей Церкви, является недостаточность ее социального служения. По крайней мере, многие полагают, что именно этим Церковь и должна заниматься. Как Вы, Владыко, можете прокомментировать такую критику?
Но есть еще и небеспочвенные обвинения в адрес Церкви: жизнь российской паствы достаточно скудная, сирых и несчастных много, а «батюшки на машинах»?
Однажды батюшку отца Иоанна Кронштадтского спросили, что это за пастырь такой: на экипажах и автомобилях разъезжает, свои вагоны имеет, пароходик. На что батюшка, со свойственным ему апологетическим духом, сказал, что раньше были времена апостольские, и апостол шел впереди, а паства шла за ним, а теперь такая паства пошла, что и на экипаже не догонишь… Поверьте, что не рваный подрясник и немытые волосы священника свидетельствуют о его святости и близости к людям. Как раз наоборот. Пастырь должен быть открыт к миру, доступен для паствы. Он всегда на передовой. А это значит, что он и машину иметь должен и уметь ее водить, должен уметь пользоваться современными средствами связи и коммуникаций, уметь работать с компьютером – все это помогает более плодотворно трудиться. Но и излишеств, роскоши священник не должен себе позволять.
Наверное, народ, обычно далекий от Церкви, хочет, чтобы наши пастыри были такими же нищими, как и прихожане?
Недавно Всемирный Русский Народный Собор обсуждал эту проблему богатства и бедности: ни богатство не ущербно, ни бедность не красна. Церковь должна научить человека правильно относиться к богатству и к бедности. Если бездельник и дармоед – нищий, восторгаться здесь его духовным подвигом не приходится. Ну, а кто работает по 12-14 часов, создал свою фирму, имеет доход и хорошо живет, помогает другим людям – мы что, должны такого человека осудить? Правильное церковное отношение к этой проблеме: ни бедность, ни богатство нас не спасают. Человек создан Богом для того, чтобы быть счастливым. А счастлив тогда, когда у него есть перспектива в жизни. Почему наша религия радостная? Потому что у нас есть перспектива в жизни – у нас есть «жизнь будущаго века», когда Господь нас примет в Свою любовь и мы в этой любви будем совершенными в жизни вечной. А кто этого не знает, тот ограничен, у того в жизни есть предел всему. Тогда и богатство не радует, и бедность не спасает.
Владыко, недавно академики написали письмо нашему Президенту о том, что они обеспокоены клерикализацией российского общества, войной Церкви с наукой, которая способствует развалу страны. Церковь не должна принимать участия в жизни государства?
Так что же, Церковь должна бездействовать?
Нет. Ведь Церковь – это не только священнослужители, это часть нашего Отечества, и поверьте, не малая его часть. А церковный народ молчать и бездействовать не должен. Не вторгаясь в дела государства, Церковь должна, просто обязана, быть нравственным мерилом. Тогда государственные мужи, слыша голос Церкви, смогут сказать: мы не можем так поступить, потому что это будет безнравственно по отношению к нашему народу и к нашей Родине. Например, мы не можем подписать закон, разрешающий добычу полезных ископаемых иностранным компаниям, потому что они не только будут пользоваться нашими богатствами, но и разорять экологию нашей страны, это безнравственно по отношению к нашему Отечеству и нашему народу.
Окружающий мир недолюбливает Россию, все ищут причины такой нелюбви, но, может быть, ее не любят не только потому, что Россия самая большая и богатая страна, но и потому, что наша Церковь хранительница веры Православной?
Это факт, Россию можно понять, только любя ее и только всем сердцем.
Сейчас сложилась весьма благоприятная обстановка для нашей Церкви, верующему можно свободно входить в храм, не боясь быть уволенным с работы, молиться, Церковь возрождается?
Вы знаете, в ограничениях, которые были в жизни Церкви периода СССР, спасаться было легче, чем сейчас. Помнится, в одном монастыре был суровый наместник, потом он сменился, и я спросил одного брата: как сейчас? Он ответил: «тот наместник насильно спасаться заставлял, а этот просит «явить доброе произволение», а у нас его нет». Церкви дали свободу, но надо помнить, что Церковь должна быть всегда гонима, она воинствующая. Мы всегда находимся в борьбе, если не с внешними, то, прежде всего, с самим собой.
Владыко, сейчас в Церкви много молодых, и встает вопрос, как часто надо причащаться Святых тайн, Ваше мнение?
Недавно в Свято-Даниловом монастыре состоялся «круглый стол» по этой проблеме, отцы собрались и посвятили несколько часов этим вопросам. Опыт нашей Православной Церкви говорит о том, что нет универсального подхода. Для одного человека важно и необходимо причащаться каждую неделю, даже с минимальной подготовкой, а другому человеку причащаться, возможно, надо один раз в год, но подготовка должна быть очень серьезной. Это решает духовник, который должен руководствоваться не только строгостью канонов, но и любовью к пастве. Строгость без любви не плодотворна. Люди, приходящие в Церковь, должны встретить в лице священнослужителей не законников и фарисеев, а добрых пастырей, которые будут их любить, ценить и заботиться как о стаде Христовом, которое не их собственность, но Христова. Я всегда говорю батюшкам: мы не свое раздаем, а чужое, то, что Бог нам дал, а нам раздавать надо, поэтому опекайте паству с любовью. Надо помнить, что Господь порицал грех, но не осуждал грешника, это необходимо понимать, особенно нашим молодым пастырям. Очень важен дух любви пастыря к пастве, но и паства должна любить своего пастыря. Для нынешней Церкви, я бы сказал, Церкви неофитствующих, необходимо знать еще и историю Церкви. История Церкви отрезвляет наш ум и многому учит в нашей церковной жизни.
Но у Владыки Антония Сурожского не было такого количества паствы, как, например, у Владыки Евсевия. Близко архиерей к народу или далеко. Суждение выносят только по внешнему. В соборе видят своего Владыку, а там все красиво и торжественно. А ведь омофор-то на плечи архиерею не просто так одевают – это та заблудшая овца, которую архиерей никогда не снимает со своих плеч. С этой заблудшей овцой он везде и в церкви, и в поездке, и в келье своей. Со стороны видим внешнюю славу, но не знаем архиерейской внутренней, духовной, молитвенной жизни. Сотни людей проведут архиерея до дверей кельи, чтобы спеть ему «ис полла эти, деспота». Потом двери закрываются, и архиерей остается один на один со своими скорбями, немощами, болезнями. Но он хорошо знает, чем живет его паства, что делается на приходах, как трудятся на приходах. Это от опыта пастырской жизни, от той благодати, которая дается архиерею.
Вы приезжаете к нам постоянно на Ольгин день, в такой великий праздник православного народа, когда у нас проходят особенно торжественные богослужения, сослужите нашему Владыке Евсевию?
Почти пятнадцать лет, как Владыка у вас на кафедре, я приезжаю сюда, и вижу, что Ваш Высокопреосвященный замечательный человек. Смотрю, как он управляет Епархией, очень непростой Епархией, но Владыка управляет ею мудро, спокойно, незлобиво. Он мужественный человек и берет на свои плечи такие труды, которые я не знаю, кто бы мог взять. Пример: Никандрова Благовещенская пустынь, которой просто не было, она была разрушена до основания, одно болото, место с осколками кирпичей, Владыка взялся ее восстанавливать. Или Спасо-Казанский Симанский монастырь в Острове, от которого остались руины. Ведь Владыка не просто берется за восстановление, а принимает дело в свою жизнь. Спокойно, тихо, но дело Божие делается по молитве архиерея. Поэтому отношусь к Владыке Евсевию с большою братскою любовью и почтением, и, конечно, всегда рад, когда Господь дает мне такую возможность побыть с ним рядом, и помолиться.
У Вас впереди отпуск, Владыко, в Порхов поедете?
У архиерея не может быть отпуска, он не может отдыхать от паствы, так же, как и священник, но в Порхов съезжу, навещу родителей. Родина, ее запахи, звуки, голос родины в сердце навсегда, где бы ты ни жил.
Вы – скобарь по рождению, ощущаете свой нрав скобарский, Владыко?
Да, всегда говорю, особенно в сложных обстоятельствах: «Мы пскопские, мы прорвемся».
Мы псковские мы прорвемся что значит
Скобарями нас зовут
Кто-то на это обижается, кто-то шутит, называя родной город «столицей солнечного скобаристана». Большинство же псковичей гордятся, считая название почетным. Даже о том, где на псковской земле живут скобари, нет единого мнения. Жители некоторых районов не считают себя скобарями. Как и когда появилось это удивительное название?
О. Денисов из деревни Подклинье Гдовского района записал местное преданье, по которому Петр I удивился, что местные мужички делают лодки без гвоздей и скоб. Голландские мастера так не умели. Когда наладил он производство гвоздей да скоб в Пскове, то не забыл про бородачей из Подклинья. Псковские же мастера, выполнившие наказ царя, получили прозванье «скобари».
А почему иногда псковичей «скобарями» называют, желая оскорбить или унизить?
Записан в пушкиногорском районе и такой вариант предания:
Так или иначе, словом «скобарь» называют псковичей, жителей Пскова и Псковской земли.
Мы пско´вские – говорят сейчас псковичи. Наши предки делали ударение на окончании – мы псковски´е, скопские, скобские.
В.К. Андреев в статье «Откуда пошли скобари» прослеживает всю цепочку изменений: пскапской, скапской. Появление варианта «скапской» стало решающим при образовании слова «скобарь», считает он. Все варианты преобразования слова отмечены в говорах, в живой речи. В.К. Андреев приводит интересную цитату из повести О.Берггольц «Поход за Невскую заставу»: «Дуня была «скобская», поэтому вместо «ч» она произносила «ц» и наоборот. Деревня Гужово, родина ее была в Скобской губернии.»
Слова «скобарь» нет ни в словаре древнерусского языка, ни в старославянском словаре. А вот «скопской» и даже «скобской» в древних документах встречаются. Академик Г.Я. Макеев приводит фрагмент из псковской летописи: Прииде местер со всею силою немецкою и с Литвою… и ходячее по скопской волости неделю. И он считает что название «скобарь» произошло от «скопского» жителя, а в XVIII веке, когда псковичи снабжали Петербург скобяными изделиями, они стали «скобарями». Вот только очень обидно, что у современного значения слова он определяет только два смысловых оттенка: либо как презрительно-ругательное, либо как кондово-горделивое (человек, гребущий под себя все и отовсюду и не ведающий, что творит). Чем же Псков, прославивший знаменитого академика, и псковичи ему так насолили?
В журнале «Уральский следопыт» обнаруживается потрясающий факт. В Сивинском районе Пермской области и Частинском районе Курганской области бытуют названия «скобари» и «скопари». Источник один – жители этих мест были переселенцами из Псковской губернии.
Золотое и Серебряное
Питер-Москва. Русский язык для нас
Золотое и Серебряное ⇐ Питер-Москва
Сообщение alex-ter » 21 апр 2012, 17:58
Продолжим дружескую пикировку Москвы и Питера?
Расширим границы.
Русь Северо-Восточная против Земли Новгородской.
Специфические псковские, ярославские, костромские словечки. Ярославские ребята против скобарей.
Стихи, песни, частушки. Тосты!
Говоры! Проезжая станцию Буй Костромской области, у меня слете слышишь неповторимый костромской говорок:
— Внимание, со второго пути поезд отправл яа тся.
Научите, научите меня оттранскрибировать это «отправл я а тся»!
Дерзаем!
Помнишь этот город, вписанный в квадратик неба,
Как белый островок на синем,
И странные углы косые.
Жаль одно, что я там был тогда, как-будто не был.
Помнишь церковь, что легко взбежала на пригорок
И улеглась на нем свободно,
Отбросив руку с колокольней,
Как лежал бы человек, спокойно глядя в небо.
Две свечи в ногах, а сами станут в изголовье.
Вот фотография прекрасна,
И время над тобой не властно.
Слава богу, та, с косою, нас еще не ловит.
Так лежал бы человек, спокойно глядя в небо.
Сообщение Марго » 21 апр 2012, 19:53
А я сразу уточнение внесу:
Вовсе не один только Мышкин.
По информации из Сети:
Ну и, конечно, у любого русского, я думаю, при слове Муром, прежде всего в голове всплывает вот это затейливое, завораживающее, очаровывающее словоплетение:
Как во городе во Муроме,
Во селе-то Карачарове,
Жил да был.
. со всеми подробностями жизнеописания его героя.
Сообщение Князь Мышкин » 21 апр 2012, 20:46
Сообщение Ирина12 » 21 апр 2012, 20:46
Сообщение Марго » 21 апр 2012, 20:54
Над ширью величавых вод
Вдали встает копна собора.
Гудит далекий пароход.
А здесь за мшистой тьмой забора
Желтеют кисти барбариса,
Над грядкой жимолость цветет.
В саду распелась Василиса.
Искрясь, Великая плывет.
Вдали, весь беленький, у мыса
Молчит игрушка-монастырь, —
Синеют главы на лазури.
Река, полна весенней дури,
Бормочет радостный псалтырь.
Налево мост — горбатый змей —
Разлегся дугами над гладью.
На мост ползет телега с кладью:
Конь — карлик, ломовик — пигмей.
У богадельни старички
На солнце мирно греют кости,
Низы домишек у реки
Все в грязных брызгах, как в коросте.
На кладках писарь и портниха
Воркуют нежно у ворот.
Шипит крапива: тихо-тихо.
К воде идет гусиный взвод.
Сообщение Ирина12 » 21 апр 2012, 21:08
Сообщение Князь Мышкин » 21 апр 2012, 21:14
Сообщение Марго » 21 апр 2012, 21:20
В Иваново во время белого танца затоптали мужчину!
Сообщение Ирина12 » 21 апр 2012, 21:37
Сообщение Марго » 21 апр 2012, 21:45
***
Сквозь туман едва заметный
Тихо блещет Кострома,
Словно Китеж, град заветный, —
Храмы, башни, терема.
Кострома — воспоминанья,
Исторические сны,
Легендарные сказанья,
Голос русской старины,
Уголок седого быта,
Новых фабрик и купцов,
Где так много было скрыто
Чистых сил и вещих снов.
В золотых венцах соборов
Кострома светла, бела,
В дни согласий и раздоров
Былью русскою жила.
Но от этой были славной
Сохранила что она?
Как в Путивле Ярославна,
Ждет ли верная жена?
( Федор Сологуб, 1920)
Сообщение alex-ter » 21 апр 2012, 22:19
А я опять про Псков, и как же не вспомнить Пушкина. Пушкин в Пскове
«На днях увидя в окошко осень, сел я в тележку и прискакал во Псков.»
(из письма Пушкина Жуковскому в октябре 1825 г.)
Поэт являлся сюда по вызову псковского губернатора барона Адеркаса, надзору которого он был поручен.
Предание донесло стихи, которые Пушкин написал на Адеркаса, остановившись на одной из ближайших к Пскову почтовых станций:
Господин фон Адеркас,
Худо кормите вы нас,
Вы такой же ресторатор,
Как великий губернатор.
Осенью в Пскове. Церковь Успения у Пароменья.
Добавлено спустя 2 минуты 14 секунд:
Про Иваново.
Сообщение самый главный енот » 22 апр 2012, 01:36
Сообщение ziomka » 22 апр 2012, 02:29
Сообщение Марго » 22 апр 2012, 06:24
Сообщение alex-ter » 22 апр 2012, 11:23
Кстати, в самом Пскове он ни разу не был, и я его частенько подкалываю
О прозвище «скобари».
Псковский историк Е.П. Матвеев провел исследование. В «Словаре языка Пушкина», изданном А.Н. СССР в 1961 г., слово «скобарь» не зафиксировано, Пушкин обратил бы внимание на такое приметное слово. Нет его и в словаре В.И. Даля.
Е.П. Матвеев считает, что первоисточником прозвища является кинофильм «Мы из Кронштадта», вышедший на экраны в 1936 г. Драматург В. Вишневский и режиссер Е. Дзиган придумали эпизод: тщедушный, маленький солдатик крестится, повторяя скороговоркой: «Мы псковск и е, мы скопск и е».
В.К. Андреев приводит интересную цитату из повести О.Берггольц «Поход за Невскую заставу»: «Дуня была «скобская», поэтому вместо «ч» она произносила «ц» и наоборот. Деревня Гужово, родина ее была в Скобской губернии.»
Псковская частушка:
Цё сидишь, да цё глядишь,
Да цё ты добиваешься?
Всё равно любить не буду,
А ты набиваешься.
Добавлено спустя 3 минуты 11 секунд:
Какой же может быть цвет неба 22 декабря?
Ошибся, это было 18 декабря. Приехал, как сейчас помню, полвторого ночи:)
Ночной Псков. У стены Окольного города.
Добавлено спустя 8 минут 48 секунд:
Это еще в древние времена. Потом-то поднялась Москва.
А потом были походы Ивана Грозного на Новгород и Псков.
Задушили новгородскую и псковскую республику.
Во! Уже пикируемся!