Мы стремимся поддерживать наших клиентов потому что
Деловые игры
4.7. «Рекламируем наш банк» 1
Для того чтобы организация деятельности банка была эффективной, нужно проводить рекламные кампании.
Цельпроведения настоящей игры — приобретение ее участниками знаний и навыков, необходимых для разработки рекламы банков.
В деловой игре могут принять участие от восьми до 24 учащихся. В зависимости от количества участников и уровня их знаний из них формируются от двух до шести рабочих групп. Члены рабочих групп принимают коллективные решения. При этом все участники игры исполняют одну роль — специалиста по рекламе. Руководство рабочей группой осуществляет один из участников, который либо назначается руководителем игры, либо избирается ее членами.
Участники деловой игры должны определить, в чем состоят конкурентные преимущества «их банка», продолжив ряд предложений:
1. Наша стратегия эффективна, потому что.
2. Сила нашего банка заключается в том, что.
3. Наши тарифы самые привлекательные, потому что.
1 При разработке ситуаций использовались примеры из книги «Персональный менеджмент. Тесты и конкретные ситуации» : учеб. пособие / под ред. д-ра экон. наук, проф. С.Д. Резника. М.: ИНФРА-М, 2003.
4. У нас прочная конкурентная позиция, потому что.
5. У нас обширная клиентская база, потому что.
6. От нас не уходят клиенты, потому что.
7. Наш банк — один из лидеров банковского бизнеса, потому что.
8. Мы постоянно расширяемся, потому что.
9. Мы стремимся поддерживать наших клиентов, потому что. 10. Мы хорошо защищены от любых недружественных нападений,
потому что. При подведении итогов игры преподаватель (ее руководитель) отмечает наиболее интересные и привлекательные рекламные решения.
4.8. «Выбор стратегии кредитной организации»
Современная кредитная организация функционирует в условиях соперничества, и ей приходится как защищаться, так и нападать в конкурентной борьбе. Победа в этой борьбе и, соответственно, жизнеспособность банка во многом зависят от правильного выбора хозяйственной стратегии кредитной организации. Для решения данной задачи специалисты банка по стратегическому планированию должны правильно оценить ситуацию, в условиях которой работает и будет функционировать предприятие. Анализ хозяйственной стратегии позволяет определить цели, достижение которых должна обеспечить ее реализация.
Цельпроведения игры «Выбор стратегии кредитной организации» состоит:
— в изучении ее участниками совокупности стратегий, которые могут использоваться коммерческими банками;
—приобретении участниками игры навыков по формированию стратегии кредитной организации в зависимости от условий конкретной ситуации, в которой оказался банк.
Методы,используемые в деловой игре «Выбор стратегии кредитной организации», следующие:
—метод тестирования (используется в деловой игре для определения уровня знания участниками хозяйственных стратегий банков и повышения данного уровня);
—метод мозгового штурма (способ получения новых идей, решение какой-либо частной стратегической проблемы в результате коллективного творчества участников в ходе заседания-сеанса, проводимого по определенным правилам);
—метод конкретных ситуаций (способ экономического анализа, позволяющий определять состояние, в котором оказалась кредитная организация, и разработать рекомендации по выведению ее из кризиса);
— метод моделирования (способ исследования и проектирования
процессов, систем, объектов и ситуаций, основанный на построении и
изучении их моделей; в деловой игре этот метод используется для моде
лирования хозяйственной ситуации, в которой находится кредитная
организация, вынужденная разрабатывать определенную стратегию).
Организацияделовой игры подразумевает, что ее будут проводить два преподавателя-руководителя. Функциируководителей игры:
—общее руководство проведением деловой игры;
—инструктаж участников;
—формирование творческих групп;
—анализ хода проведения деловой игры и подведение ее итогов;
—руководство творческими группами в процессе деловой игры. Количество членов деловой игры может насчитывать от восьми
до 24 человек. В зависимости от числа участников и уровня их знаний из них формируются от двух до шести творческих групп.
При работе в творческих группах игроки получают навыки коллективного принятия решений. При этом все участники процесса исполняют одну роль — специалиста по стратегическому управлению банками.
Руководство творческой группой осуществляется одним из ее членов, который либо назначается преподавателем, либо избирается остальными участниками.
Игроки также избирают из своего состава секретаря, который фиксирует идеи и решения, выдвинутые творческой группой.
Этапы деловой игры «Выбор стратегии кредитной организации»:
1) подготовка проведения игры, инструктаж участников;
2) индивидуальное тестирование участников игры;
3) групповое тестирование методом мозгового штурма;
4) моделирование хозяйственной ситуации;
5) разработка стратегии организации;
6) обсуждение стратегий, разработанных участниками игры;
7) подведение итогов.
Продолжительность игры — от четырех до шести часов.
Участники работают в творческих группах на третьем—шестом этапах.
Процедурапроведения деловой игры следующая.
Этап 1. Подготовка проведения игры.
На данном этапе один из руководителей процесса методом опроса определяет уровень знания его участниками темы стратегического управления кредитной организацией и в случае необходимости проводит краткую лекцию (20 минут) по данной проблеме. ‘
Руководители сообщают участникам:
— о целях проведения и их задачах на каждом этапе игры;
— порядке проведения деловой игры;
— порядке формирования творческих групп и правилах работы участников в сформированных группах.
Этап 2. Индивидуальное тестирование.
Цель проведения данного этапа — оценка знания игроками стратегий кредитных организаций.
Каждому участнику выдается один из тестов задания 4.8.1.
Время тестирования — 20—30 минут.
По результатам проверки руководители формируют творческие группы — так, чтобы в каждой были и «сильные», и «слабые» участники.
Этап 3- Групповое тестирование методом мозгового штурма.
Цель проведения данного этапа — приобретение игроками знаний о стратегиях кредитных организаций в процессе:
1) решения тестов методом мозгового штурма;
2) обсуждения результатов тестирования и комментирования тестов руководителем группы.
Время проведения этапа — 60 минут.
Этап 4. Моделирование хозяйственной ситуации, в которой находится кредитная организация, использующая определенную стратегию.
На данном этапе деловой игры ее участники моделируют хозяйственную ситуацию, в которой оказался банк, использующий определенную стратегию.
Один из руководителей игры выдает каждой группе участников по два варианта стратегии из задания 4.8.2 и объясняет приемы моделирования ситуации на примере одной из стратегии.
— либо моделировать каждую из двух ситуаций всем составом группы;
— либо разделиться на две подгруппы, каждая из которых будет моделировать одну из двух ситуаций; в этом случае на общем совещании участников группы модели ситуации корректируются.
Руководители анализируют ситуации для определения их адекватности предложенной стратегии и возможности их использования для разработки стратегий на следующем этапе игры.
Время проведения этапа — 60 минут.
Этап 5. Разработка стратегии кредитной организации.
Цель проведения данного этапа — приобретение ее участниками игры навыков формирования стратегии.
Игроки по группам получают описание двух хозяйственных ситуаций, разработанных на предыдущих этапах другой творческой группой.
Далее участники методом «мозгового штурма» выбирают стратегию, которая наиболее подходит кредитной организации, оказавшейся в той хозяйственной ситуации, описание которой они получили.
Время проведения этапа — 20 минут.
Этап 6. Обсуждение выбора стратегий, осуществленных творческими группами.
Этап проводится методом совещания.
Каждый руководитель группы на совещании всех участников игры зачитывает полученную его творческой группой хозяйственную ситуацию и обосновывает выбор стратегии, которую рационально применить организации в данной ситуации.
Оппонентом по каждому докладу выступает руководитель той творческой группы, которая разрабатывала хозяйственную ситуацию.
Участники на совещании должны определить и обсудить адекватность выбранной стратегии хозяйственной ситуации.
Игроки могут предложить другой вариант стратегии — более эффективный — в условиях предложенной хозяйственной ситуации.
Этап 7. Подведение итогов.
Руководители игры подводят итоги, отмечая лучших участников и лучшие творческие группы.
4.8.1.Заполните пропуски в предложениях
2. Стратегия дифференциациив стратегическом управлении —
одна из общих стратегий фирмы, направленных на создание
конкурентных преимуществ.
Организация выбирает одного или несколько клиентов и осуществляет свою деятельность таким образом, чтобы удовлетворить запросы конкретных потребителей. В конечном итоге
это приводит к__________________________________________
Стратегия дифференциации не всегда совместима__________,
поскольку большинство покупателей, возможно, не склонно платить более высокую цену даже за превосходный товар. Дифференциация может принимать различные формы: качественное обслуживание в процессе оказания банковской услуги, признанное технологическое совершенство проведения операций, постоянное консультирование и т.д.
3. Стратегия «захвата незанятых пространств»-связана с отказом
Вместо этого банк_________________________________ ‘
т.е. добивается преимущества там, где наиболее ярко могут проявиться самые сильные стороны данного банка.
4. Стратегия интернационализации-—————— _————-
когда за рубежом создаются филиалы и дочерние компании,
оказывающие услуги на местах, в бывших странах-импортерах
и производящие товары, минуя ограничительные входные ба-
рьеры и существующие преимущества (например,_——
5. Стратегия лидерства по издержкамреализуется за счет эко-
‘ номии на издержках. В стратегическом управлении это одна
из общих стратегий, направленных_————————-
Используя стратегию лидерства по издержкам,————
и оказывает услуги в большом количестве, минимизирует из-
держки, предлагая___________________________________-
Этот подход ориентирован на повышение эффективности ока-
зания услуг за счет производительности труда, тщательной
отдельные внешние и внутренние структурные подразделения,
так как нуждается в перегруппировке сил для обеспечения ро-
ста эффективности своей деятельности, либо_____________ _
7. Стратегия наступления (наступательная стратегия)предпола-
‘ гает активную, агрессивную позицию организация на рынке и
преследует цель завоевания и расширения рыночной доли. Такая стратегия выбирается кредитной организацией вслучае, если:
1) ее доля на рынке ниже необходимого минимума или резко сократилась в результате действий конкурентов______________________________ ;
2) она собирается________________________________;
3) осуществляет расширение производства, которое окупится лишь при значительном увеличении продаж;
4) банки-конкуренты теряют свои позиции и создается реальная возможность __________.
Практика показывает, что чрезвычайно трудно проводить стратегию наступления на рынках с высокой степенью монополизации и на тех рынках, продукты которых плохо поддаются процессу дифференциации.
8. Стратегия обороны и укрепления (оборонительная страте
гия)предполагает способность организации удержать рыночные
позиции, завоеванные в процессе прежней деятельности, а так
же означает проведение кредитной организацией. Необходи-
мость в данной стратегии возникает в том случае, если ощуща-
ется дефицит курса на сохранение имеющейся рыночной доли,
а также если банк опасается проводить активную страте-
гию________________________ или испытывает давление
со стороны государства. Для лидеров банковского сектора
смысл настоящей стратегии заключается в том, чтобы за-
труднить доступ на рынок______________ __. Для слабо-
го бизнеса данный подход означает тяжелую борьбу за сохра-
нение ассортимента банковских услуг, доли рынка, уровня
прибыли и конкурентного положения на достигнутом уровне.
нападение конкурентов и довести до их сведения данные о воз-
можности принятия контрмер может несколько охладить их
пыл, поскольку результат от___________________________.
11. Стратегия отступленияобычно связана с________________
в максимально короткий срок в целях увеличения прибыли. Кредитная организация может оказаться в ситуации, когда ей срочно понадобятся денежные средства и она пойдет на то, что-
бы «продать»_______________________ конкурентам. Данная
стратегия, как правило, является______________________ _, а не
выбираемым подходом. Она предполагает постепенное________
12. Стратегия партизанской войныпредполагает осуществление
организацией операционных «вылазок» и спланированное
Тем самым предприятие как бы делает соперникам своеобраз-
ное предупреждение о своей экономической силе, чтобы у по-
следних не возникло желание атаковать его позиции. Такие дей-
ствия могут побудить конкурентов пойти___________________.
Обычно стратегию партизанской войны относят к оборонительным мерам, однако ее можно рассматривать и в качестве наступательной.
Применяется по отношению к бесперспективному бизнесу, ко-
торый не может быть прибыльно продан. Данная стратегия
в период сокращения конкретного вида деятельности до нуле-
вого уровня предполагает получение_____________________ __
от которой материнская организация вообще отказывается либо сохраняет над ней лишь частичный контроль.
в пределах выбранного сегмента усиливает дифференциацию ус-
луг, ___________________________________ • Размер целевой
группы (сегмента) зависит от степени дифференциации.
гия может опираться как на_________________________ Этот
подход позволяет добиться высокой доли рынка в целевом сегменте, но всегда ведет к малой доле на рынке в целом.
18. Стратегия экспортапредусматривает ориентацию производ-
ства дочерней компании банка на__________________________.
Данный подход направлен на расширение экспортной деятель-
ности и предполагает разработку таких мер, которые могли бы
обеспечить целесообразность развития этой деятельности
и снизить до минимума возможные риски, увеличивая выго-
ды. Стратегия экспорта_____________________ законодатель-
ства. Выбирая ее, организация учитывает _______________,
формам экспортной деятельности. Наиболее часто она используется крупными банками, выходящими на рынки, на которых есть потенциал роста бизнеса.
19. Сфокусированная стратегия низких издержек (лидерства по
поддержкам)— один из видов стратегии фокусирования,
когда кредитная организация пытается достичь преимуществ
___________________ _ или______________________ с целью
обеспечения себе конкурентных преимуществ. Размер целевой группы банковских продуктов или сегмента рынка зависит от степени, а не от вида фокусирования.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет