Мясницкая улица что посмотреть
Улица как выставка. Ищем на Мясницкой след Ле Корбюзье, львов и пагоду
Мясницкая улица тянется от Лубянской площади до Садово-Спасской улицы, пересекая Бульварное кольцо. Название она получила в XVII веке — здесь находилось много мясных лавок и домов мясников. До этого одна ее часть называлась Евпловкой, в честь церкви Архидиакона Евпла, а другая — Фроловкой, в честь церкви Святых Фрола и Лавра. После революции улицу переименовали в Первомайскую, с 1935 года она носила имя Сергея Кирова. Историческое название вернулось к Мясницкой в 1990 году.
При Петре I на Мясницкой селились дворяне, в XIX веке их сменили купцы и фабриканты. В 1870-х годах здесь пустили конку и провели уличное освещение — газовые фонари Мясницкая улица получила одной из первых в Москве. Как и все старые московские улицы, она хранит множество историй. Предлагаем познакомиться с несколькими из них.
Чайный магазин Перлова: московское шинуазри
Мясницкая улица, дом 19
Первое здание, на которое обращаешь внимание, гуляя по Мясницкой, — волшебный дом в китайском стиле. Он был построен 1890 году по заказу московского чайного магната Сергея Перлова и первые пять лет своего существования выглядел совсем не так примечательно. Сначала это был обычный трехэтажный дом в стиле позднего ренессанса, построенный по проекту Романа Клейна. На первом этаже Перлов открыл магазин чая, а на двух других проживал сам с семьей и сдавал комнаты.
В 1895 году на коронацию Николая II должен был приехать чрезвычайный посол и канцлер Китайской империи Ли Хунчжан. В честь этого события и в надежде на заключение договора на новые поставки чая Перлов решил переделать дом в восточном стиле, или шинуазри (от французского la chinoiserie, дословно — «китайщина»). Вместе с архитектором Карлом Гиппиусом они разработали новый проект: фасад дома украсили выносные кровельки из черепицы, крышу увенчала двуступенчатая пагода с колокольчиками. Перлов был знатоком китайской культуры, Гиппиус посещал Китай, поэтому все детали декора были тщательно выверены. Вход выполнен из фиолетового мрамора, портал над ним украсило рельефное панно с павлином. Керамические плитки и скульптурные детали, такие как драконы, были выполнены на заказ китайскими мастерами.
Посол так и не посетил это чудное здание, однако польза от изменений была — новый вид чайного магазина стал привлекать больше клиентов. За излюбленным напитком москвичей приходили представители аристократии и купечества. Именно здесь впервые в Москве стали продавать чай в жестяных банках, а для почетных клиентов — в хрустальных шкатулках.
Доходный дом И.Е. Кузнецова: лев и девы
Мясницкая улица, дом 15
Неподалеку от магазина Перлова расположен дом со львом — так еще называют доходный дом Ивана Кузнецова. Скульптура льва, держащего герб с цветком, стоит на постаменте в центральной арке.
Купец Иван Кузнецов, торговавший фарфором, хрусталем и стеклянной посудой, приобрел этот участок на Мясницкой в 1907 году. Дом по его заказу был построен в 1908–1910 годах. Над проектом здания работали архитекторы Борис Великовский, инженеры Алексей Милюков и братья Веснины.
Доходный дом решен в стиле неоклассицизма с элементами модного тогда модерна. Над глубокой центральной аркой размещен ионический портик с пилястрами (плоский вертикальный выступ стены, похожий на колонну), по бокам от которого расположены полукруглые эркеры. Фасад украшен скульптурным фризом (декоративный элемент в виде горизонтальной полосы) с изображением фигур древнегреческих дев в хитонах. Северный фасад здания украшает скульптурная фигура Меркурия — изображение бога торговли напоминает о роде занятий первого владельца дома.
Помимо жилой части, в доме располагались торговые помещения, а также конторы. Здесь можно было, в частности, купить резиновые сапоги, галоши и другие резиновые изделия известной дореволюционной фабрики «Богатырь».
Среди людей, живших в доме в советское время, был поэт Ярослав Смеляков. Одно из написанных им стихотворений вы точно знаете, даже если его имя кажется незнакомым. Отрывок из него читает Александр Демьяненко в фильме «Операция “Ы” и другие приключения Шурика» (новелла «Наваждение»):
В оконном стекле отражаясь,
по миру идет не спеша
хорошая девочка Лида.
Да чем же она хороша?
Спросите об этом мальчишку,
что в доме напротив живет.
Он с именем этим ложится
и с именем этим встает.
Недаром на каменных плитах,
где милый ботинок ступал,
«Хорошая девочка Лида», —
в отчаяньи он написал.
Усадьба Черткова: воздушное рококо
Мясницкая улица, владение 7
Недалеко от станции метро «Лубянка» за чугунным забором раскинулась лазурного цвета усадьба в стиле рококо. Это дом Черткова, или усадьба Салтыковых — Чертковых. Его украшают фигуры атлантов, которые подпирают выступы с карнизами. Главный вход акцентирован широким балконом с балюстрадой (ограждение в виде ряда фигурных столбиков), которая также обрамляет и крышу. Закругленные высокие окна второго этажа расположены близко друг к другу и перемежаются пилястрами, что придает зданию ощущение воздушности.
В XVI веке здесь располагались деревянные палаты князей Волынских. В XVIII веке участок купил смоленский губернатор и сенатор Алексей Долгорукий, а после него владельцами усадьбы стала семья Салтыковых. Именно при них здание перестроили под руководством архитектора Семена Карина. Главный корпус оформили в стиле рококо, возвели хозяйственные постройки, которые позже перестроили в боковые корпуса. Усадьба чудом не пострадала во время пожара 1812 года; по легенде, здесь ночевал Наполеон.
В 1831 году здание выкупил отставной полковник Александр Чертков, который сделал усадьбу одним из культурных центров Москвы. Его библиотеку посещали Александр Пушкин, Николай Гоголь, Василий Жуковский и многие другие. А в 1863 году сын Черткова Григорий открыл в одном из флигелей общественный читальный зал, который часто посещал Лев Толстой во время работы над романом «Война и мир». Этот читальный зал был первой в стране бесплатной частной библиотекой.
После революции в здании располагался Дом инженеров. Облик усадьбы знаком не только москвичам и туристам, но и любителям советского кинематографа: в ней снимали фильмы «Возвращение Максима» и «Семнадцать мгновений весны».
Здание бывшего Центросоюза: шедевр Ле Корбюзье
Мясницкая улица, дом 39
Этот необычный дом тоже появляется во многих советских фильмах. Среди них — «Весна», «Застава Ильича» и «Лев Яшин. Вратарь моей мечты». А его слава простирается далеко за пределы Москвы: это единственное в России здание, созданное по проекту известного архитектора и пионера модернизма Ле Корбюзье.
В 1928 году французский архитектор выиграл в трехэтапном конкурсе на лучший проект здания Центрального союза потребительского общества, обойдя братьев Весниных, Ивана Леонидова и других известных архитекторов конструктивизма. Дом, построенный по его проекту, стал первым в мире крупным офисным комплексом с полностью застекленными фасадами и открытыми внутренними пространствами. Помимо просторного помещения на две тысячи рабочих мест, в доме имелись столовая, библиотека, гимнастический зал.
В проекте архитектор воплотил свои знаменитые пять принципов современной архитектуры, такие как свободные фасад и планировка, ленточное остекление, плоская крыша для сада и столбы-опоры. Последнее было особенно важным, по мнению Ле Корбюзье, для циркуляции машин под зданием, поэтому один из корпусов установлен на пилонах.
Мясницкая улица: история, дома и достопримечательности
Мясницкая улица в Москве берет свое начало от Лубянской площади и тянется к Садовой-Спасской улице. Считается, что улица была заложена в этих местах еще в XV веке, когда царь Руси Иван III повелел ставить церковь за Никольскими воротами стен Китай-города.
Церковь была освящена в честь Успения Пресвятой Богородицы на Бору, больше известная в народе как Гребневская (по действительному наименованию иконы Божией Матери).
Изначально улица состояла из трех частей. Непосредственно Мясницкой, Евпловки от своего начала у Английского двора и Фроловки у Мясницких ворот.
Содержание:
Уже в XVI веке территория вокруг улицы была застроена мясными лавками и домами, где мясники и проживали. Отсюда и название слободы – Мясницкая полусотня.
Место для торговли было выбрано не случайно. Дело в том, что в рядом расположенном Гусятниковом переулке размещался рынок по продаже скота и птицы, именуемый не иначе как «Коровья площадка».
В конце 17 века торговля мясом переносится уже ближе к Земляному валу, а спустя некоторое время и вовсе прекращается. Как бы там ни было, но название улицы осталось прежним – Мясницкая.
История Мясницкой улицы
Начальное предназначение Мясницкой улицы – дорога из Кремля в город Юрьев-Польский. Начиналась она от Ильинских ворот, шла по Лучникову переулку, с переходом в Большой Златоустинский, и далее по нынешней. В начале восемнадцатого века, из-за перестроек в центре, Мясницкая берет начало уже с нынешней Лубянской площади.
При Петре Первом по Мясницкой улице пролегает дорога в часто посещаемую им Немецкую слободу и это послужило толчком к изменению статуса улицы.
Как говорилось выше, изначально основными жителями этих мест были мясники.
Изменения на Мясницкой улице наступили с переездом в этот район князя Меншикова.
Александр Данилович выкупает двор у Мясницких ворот, возводит на нем собственные палаты и обустраивает домовую церковь (Меншикову башню). Прилегающая территория облагораживается: разбиваются сады, выстраиваются оранжереи, очищаются Чистые пруды (в те времена называемые Погаными).
Проживание высокопоставленного лица в этом районе кардинально меняет социальный состав жителей.
Вместо торгового люда здесь начинают селиться дворяне и представители духовенства.
В 1918 году, в годы Советской власти, большевики переименовали Мясницкую в Первомайскую улицу. Новое название не прижилось ни в народе, ни в официальных документах.
Изменения наступили лишь 14 декабря 1935 года, когда по постановлению Моссовета Мясницкой дали имя С.М. Кирова. Обосновали это решение тем, что по ней двигался траурный кортеж к месту захоронения лидера петроградских коммунистов на Красной площади.
1990 стал годом возвращения улице ее исторического имени – Мясницкая.
Дома и достопримечательности на Мясницкой улице:
— нечетная сторона по Мясницкой
— четная сторона по Мясницкой улице
Мясницкая улица, Москва — достопримечательности, исторические здания
Мясницкая улица, она же в разные исторические периоды: Фроловская, Евпловская, Первомайская и Кирова – одна из старейших улиц, расположена в историческом центре Москвы. Изначальное название – Мясницкая, ей было возвращено только в 1990 году.
Название улицы произошло от расположенной здесь в XVII веке Мясницкой слободы, где проживали и торговали мясники. В конце XVII – начале XVIII веков для представителей московской знати – дворянства и купечества стало символичным строительство на ней усадеб, каменных домов и первых корпоративных строений. Все они сегодня признаны памятниками культуры разного уровня с одним общим значением: каждое из архитектурных сооружений несет в себе часть московской, русской культуры, важные свидетельства исторической эпохи. Это настоящий музей под открытым небом, прогулка по ней от Лубянской площади до Садово-Спасской улицы, становится настоящим квестом в прошлое Москвы.
Дом А.Д. Черткова
Дом №7 по Мясницкой насыщенного синего цвета в стиле рококо – усадьба дворянского рода Салтыковых или, как чаще называют, дом Черткова. Изначально, в XVI веке, на месте усадьбы были деревянные палаты бояр Волынских. Позже палаты перешли во владение князей Долгоруковых, а с середины XVIII века почти столетие московская усадьба принадлежала Салтыковым, при которых главный корпус был перестроен и дополнен хозяйственными постройками. В 1831 году здание становится собственностью дворянина Александра Дмитриевича Черткова. Усадьба получает особую известность благодаря деятельности Черткова, который собирает самый представительный библиотечный фонд русской истории. Мясницкая, 7 – адрес первой бесплатной публичной российской библиотеки. В настоящее время любой желающий может посетить экскурсию по восстановленным интерьерам усадьбы.
«Дом Фарфора»
Собственником участка по адресу Мясницкая улица, 8/2, ныне известного как «Дом Фарфора», был русский промышленник Матвей Сидорович Кузнецов — «фарфорофаянсовый король» России. По его заказу в 1898 году под руководством архитектора Федора Шехтеля велось строительство здания на Мясницкой. Архитектурный стиль постройки — модерн, эклектика. Фасад здания украшают изображения в виде масок Меркурия — что в традициях античности являлось символом покровительства обогащения и прибыли. На нижнем этаже находились торговые площади, выше – правление «Товарищества» и конторские помещения. Архитектурный памятник признанный культурным наследием — «Дом Фарфора» в наше время располагает магазином посуды на первом этаже, где можно приобрести изделия из стекла, фарфора и фаянса.
Дом Ивана Кузнецова
Дом Кузнецова, по адресу Мясницкая улица, 15 – объект культурного наследия, архитектурный памятник неоклассики. Построен он был в начале XX века под руководством московского архитектора Бориса Великовского. Помпезность зданию придают барельефы, украшающие его фасад, стилизованные под античность и особенно скульптура льва с гербом, расположенная около центральной арки здания. Московский купец Иван Кузнецов – двоюродный брат Матвея Кузнецова владельца «Дома Фарфора», также вел торговлю фарфором, однако строительство дома имело назначение доходного, апартаменты сдавались в наем. В настоящее время здание используется для коммерческих торговых целей.
Магазин «Чай–кофе»
Здание по улице Мясницкой, 19 привлекает к себе взор прохожих оригинальными азиатскими мотивами в оформлении фасада. Лепнина с мифическими животными, цветовая гамма фасада с экзотическими украшениями и небольшая башенка-пагода на фронтоне дома – все это точно соответствует идее китайской чайной церемонии, так что не требуется даже специальной рекламы, чтобы привлечь сюда ценителей этого напитка.
Здание было построено по проекту архитектора Романа Клейна в 1893, а оформлено в архитектурном стиле шинуазри — Карлом Гиппиусом. На первом этаже разместился магазин чая, верхние этажи предназначались для проживания жильцов в доходных квартирах. В настоящее время идея чайного магазина купца Сергея Васильевича Перлова остается функциональной, здесь работает магазин «Чай-Кофе».
Дом И.И. Юшкова
Прогуливаясь по Мясницкой, даже неискушенный в архитектуре человек обратит внимание на величавое строение с полуротондой и колоннадой. Это дом генерала Ивана Ивановича Юшкова, адрес архитектурного памятника – Мясницкая улица, 21/ 1. Автором проекта при строительстве здания слывет Василий Баженов, однако документального подтверждения этому факту нет. Шедевр в стиле классицизма впоследствии пытались копировать многие архитекторы, но на момент строительства элемент полуротонды с ионическими колоннами был использован впервые.
С середины века здание использовалось для развития художественных талантов. Дом Юшкова это место с богатым историческим прошлым, оно связано со многими именитыми персонами. В наше время здесь располагается «Российская академия живописи, ваяния и зодчества».
Московский почтамт
Массивное здание в стиле неоклассицизма по адресу Мясницкая, 26а, строение 1 – здание Московского почтамта. При одном взгляде на него сразу хочется добавить «императорского», что соответствует его исторической сущности. Свой статус и функционал он сохраняет и сегодня, более полутора веков в его стенах работает Музей почтовой связи, в фондах которого хранится богатая коллекция артефактов из области телеграфа, телефона, радио и почты. Здание почтамта было построено в 1912 году. Авторами проекта стали архитекторы Оскар Мунц, братья Леонид и Александр Веснены.
Площадь Мясницкие ворота
Площадь, на которой сегодня находится станция метро «Чистые пруды», была названа в честь ранее находившихся на ее месте Мясницких Ворот и одноименной башни. Они были расположены в стене Белого города на пересечении Белгородской стены с улицей Мясницкой.
В советский период истории площадь именовалась официально иначе – Кировские Ворота. Историческое название было возвращено в 1990 году. В настоящее время площадь является частью пешеходной зоны Чистопрудного бульвара, одного из любимых мест отдыха горожан и гостей столицы.
Центросоюз
Здание Центросоюза по адресу улица Мясницкая, 39, строение 1 – это первый опыт поиска и реализации проекта совместными усилиями советских и зарубежных архитекторов. Строительство находящегося под охраной государства памятника модернизма началось в 1928 году и было завершено в 1936 по проекту французского архитектора Ле Корбюзье. Проект решен в стиле функционализма, что соответствовало и духу времени и назначению офисного здания. Это был пионерский проект начала XX века.
Специфическими особенностями строения стали обширное остекление фасада, горизонтальное покрытие здания, уникальные инженерные решения в оформлении открытых пространств первого этажа, а также применение передовых для своего времени технологий в организации инфраструктуры здания.
Усадьба И.И. Барышникова
Дом 42 по улице Мясницкой, если на него посмотреть современному человеку, дает представление о понятии московской усадьбы. Построенное в 1802 году здание по проекту известного архитектора Матвея Казакова принадлежало помещику и промышленнику Ивану Ивановичу Барышникову. Оно остается сегодня превосходным образцом стиля классицизм. Это изысканный классический ансамбль: П-образное строение в центре украшено коринфским портиком, ажурные решетки, колонны, лепнина фасада и оформление интерьера служат иллюстрацией вкуса и стиля рубежа XVIII-XIX веков.
Особняк Барышникова находится в наше время в долгосрочной аренде издательства «Аргументы и факты», выступает представительным местом встреч с высокопоставленными особами современного общества, политиками и представителями шоу-бизнеса.
«Дом трёх композиторов»
Боярское владение дяди Петра I Льва Кирилловича Нарышкина с XVII по XX века побывало в собственности многих именитых горожан и получило свое окончательное оформление при реконструкции здания известным архитектором Бугровским в 1899 году. Дом по адресу Мясницкая улица, 44, строение 2 стал свидетелем эпох и исторических событий.
Великий венгерский композитор Ференц Лист останавливался здесь во время гастролей 1843 года, в то время владельцем дома был сенатор и тайный советник Александр Александрович Арсеньев. В конце XIX века в доме неоднократно гостил Петр Ильич Чайковский, по приглашению уже следующей владелицы баронессы Надежды Филаретовны фон Мекк. А музыку детям баронессы преподавал молодой и некому неизвестный в то время француз Клод Дебюсси. В память об этих событиях здание стали называть «Дом трех композиторов». Впрочем, это здание интересно и с архитектурной точки зрения. Прекрасный образец стиля барокко был восстановлен в конце XX века и сегодня эта городская усадьба служит одним из архитектурных украшений улицы Мясницкой.
Дом А. И. Лобанова-Ростовского
По адресу Мясницкая улица, дом 43/ 1 расположен памятник культуры федерального уровня – дом князя Александра Ивановича Лобанова-Ростовского. Архитектурный стиль постройки – классицизм. Существует мнение, что автором архитектурного памятника первой половины XVIII века был русский архитектор Матвей Казаков, включивший его изображение в «Архитектурные альбомы». Однако за не имением фактических доказательств, эта догадка остается на уровне версии, а на мемориальной табличке на фасаде дома обозначено иное имя – Франческо Кампорезе.
Фасад здания украшен коринфским колонным портиком с живописным аттиком, оформлен богатой декоративной лепниной, что все вместе придает особняку достаточно помпезный, царственный вид. Сохранился и впечатляющий интерьер помещения.
Прогулка по Мясницкой интересна не только погружением в контент исторических событий Москвы. Сам колорит улицы, который придает ему объединение таких разных по стилю и архитектурным формам зданий, позволяет насладиться богатством и разнообразием творчества зодчих. Не нужно даже особых познаний, чтобы почувствовать сохранившийся здесь дух истории.