Мышонку шепчет мышь ты что шуршишь не спишь
Мышонку шепчет мышь ты что шуршишь не спишь
Мама-солнышко запись закреплена
УРОКИ ЛОГОПЕДА
Автоматизация звука «Ш»
Этап 1: для постановки проблемного для ребёнка звука мы рекомендуем обратиться к логопеду. Логопед подберёт и научит правильно выполнять артикуляционные упражнения.
Этап 2: данное логопедическое пособие предназначено для автоматизации уже поставленного звука. Сначала необходимо добиться легкого произношения изолированного звука «ШШШ», затем слогов с этим звуком — ША, ШЭ, ШЫ, ШО, ШУ. Далее тренируем произношение слов с проблемным звуком.
К постановке звука «Щ» приступают только после постановки звука «Ш».
Предметные картинки со звуком «Ш» можно использовать для тренировки как слов, так и слогов. Для этого озвучивайте картинки так: «Ша-ша-ша, каша», «Аш-аш-аш, карандаш», «Ыш-ыш-ыш, камышь». Чтобы занятия не были скучными, можно рифмовать слова в фразы: «Ша-ша-ша, каша хороша» (подборка фраз и стихов ниже).
Этап 3: автоматизация нового звука в стихах или рассказах — позволяет подготовить ребёнка к использованию отработанного звука в повседневной жизни.
Для автоматизации лучше использовать стихи, в которых не встречаются звуки, оппозиционные отрабатываемому по каким-либо признакам (С — Ш, Ть — Ч) или те, которые были заменителями нужного нам звука до исправления (например, ребёнок вместо «Ш» произносил «С», постарайтесь выбирать стихи, в которых не встречается звук «С»).
Если ребёнку исправляли параллельно несколько звуков из разных групп (например, Р и Ш), и если они встречаются в одном стихотворении, выберите тот звук, который вам сейчас важнее или тот, который чаще встречается в тексте, и на другой звук не обращайте внимания, пусть произносится так, как ребенку удобнее. Если же звук Ш ставили позже, чем Р, и звук Р уже автоматизирован, то требуйте правильного произношения обоих звуков.
Не стоит очень маленькому ребёнку давать стихи больше 8 строчек — малыш не сможет удержать сюжет стишка, утратит смысл, получится набор слов. Не стоит выбирать стихи с очень длинной строчкой (больше 4 слов в строке) и со сложным порядком слов в предложениях.
Читайте стихотворение по одной строчке, предлагая ребенку повторить после вас. Совместное произношение будет мешать работе. Читая ребенку, выделяйте голосом (длиной произношения, четкостью артикуляции) отрабатываемый звук, тем самым вы облегчите ребенку задачу: ему не нужно самому тратить силы на поиск «трудного» звука в ряду множества слов.
Не стоит специально заучивать стихи наизусть. Те стихи, которые ребенок знает наизусть, но с «неправильным» звуком, переучивайте в последнюю очередь. Пусть это будет контрольной работой по результатам автоматизации звука.
Слова в тексте произносятся в соответствии с правилами русской орфоэпии, а не орфографии. То есть не стоит произносить «сова», «корова», «хорошо» — эти слова читаются так: «сАва, кАрова, хАрАшо».
___________________________________
Автоматизация звука «Ш»:
КАМЫШИ
Ши-ши-ши, ши-ши-ши — что-то шепчут камыши.
Ше-ше-ше, ше-ше-ше — это утка в камыше.
Ша-ша-ша, ша-ша-ша — выходи из камыша.
Ше-ше-ше, ше-ше-ше — нет уж утки в камыше.
Ши-ши-ши, ши-ши-ши — что же шепчут камыши?
МАМА
Ша-ша-ша — мама моет малыша.
Шо-шо-шо — моет очень хорошо.
Ыш-ыш-ыш — будет чистым наш малыш.
ПЛЯСОВАЯ
Ша-ша-ша — наша Маша хороша.
Шо-шо-шо — пляшет Маша хорошо.
Шу-шу-шу — я для Маши попляшу.
Ши-ши-ши — ну-ка, Маша, попляши.
Ше-ше-ше — пляшем с радостью в душе.
Я РИСУЮ
Ши-ши-ши — у меня карандаши.
Аш-аш-аш — нарисую я шалаш.
Ыш-ыш-ыш — нарисую рядом мышь.
Уш-уш-уш — у неё лукошко груш.
Ши-ши-ши — груши очень хороши.
Подборка речевого материала: учитель-логопед Дурнева Марина Алексеевна
___________________________________
В летнем душе две лягушки
Лягушатам моют ушки.
Хороши у бабушки
Пышки и оладушки.
В шалаше шуршали мышки,
Шелушили мышки шишки.
На опушке две букашки
Поиграть решили в шашки.
Крошечные шашечки
Тащат две букашечки.
Башмачки и башмаки
Любят длинные шнурки.
Башмаки легко обуешь
И шнуруешь, и шнуруешь.
Кукушка кукушонку
Варила кашу-пшёнку.
Кукушонок кушал ложкой
Кашу пшенную из плошки.
Кукушка кукушонку
Купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне он смешон!
В темноте шумел камыш.
Кошка думала, что мышь.
Прибежала в камыши,
В камышах нет ни души.
Сшил мишутка шубки мышкам,
Чтоб не зябли мышки слишком.
Хороша швея Наташа:
Шила шубку — сшила юбку.
Шила шапку — сшила тапку.
Буква Ш в таких словах:
Школа, шест, шарада, шах.
Букву Ш я написала:
Три шеста и снизу шпала.
Посмотри на букву Ш —
Буква очень хороша,
Потому что из неё
Можно сделать Е и Ё.
________________________
Буква Ш совсем простая,
Как забор стоит, прямая,
Но шипит, шумит, шуршит,
Шепеляво говорит,
Будто выпало два зуба,
Как её учить я буду?
В. Аношина
________________________
Буква Ш — шипящая,
Иногда — шуршащая,
Часто — шелестящая,
Изредка — шкварчащая.
С. Иванов
________________________
До чего же хороша
И полезна буква Ш!
Без неё ты даже кашей
Не накормишь малыша.
Не поедешь, не пойдёшь,
Не поешь и не попьёшь,
На гармошке не сыграешь
И частушки не споёшь.
Не сумеешь шапку сшить,
Поспешить и рассмешить!
Что ж, давайте не спеша,
Мы напишем букву Ш!
Н. Манжос
________________________
На столе лежали пышки,
А в углу играли мышки.
Если б не были здесь мышки,
Были б целы эти пышки.
Тише, тише, тише, тише,
Шелестят на крыше мыши,
Под мышиным серым флагом
Маршируют шаг за шагом.
________________________
Шу-шу-шу — шуршала мышь,
Шу-шу-шу — шумел камыш,
Дятел шустрый, шалунишка,
Шелушил шестую шишку.
Т. Дергунова
________________________
Змея шипит, шипит, шипит,
Полгода учит алфавит,
Устала бедная уже,
А знает только букву —
Ш-Ш-Ше.
Т. Чудинова
________________________
Шишка упала на мишку,
Мишка подумал: «Глупышка!»
А шишка подумала: «Мишка!
Нельзя обижаться на шишку!»
С. Крупа-Шушарина
________________________
Мышь лазит в шкаф исподтишка.
В шкафу мешок и два горшка.
В горшках пшеница и пшено,
В мешке лапша. В шкафу темно.
И. Плохих
________________________
Шмель шнырял, шуршал в шалфее,
Шмель ужасный шум затеял,
Столько дел он натворил —
Даже шершня разбудил.
А. Пудваль
________________________
Шмель и шершень шумно жили,
На машинке швейной шили
Шубки, шапочки, штаны
Небывалой ширины.
В. Кожевников
________________________
Кот Шалун сидит на шторе,
Потому что Маша в школе.
Будет Маша после школы
Штопать шёлковые шторы.
Петушок нашёл мешок,
А в мешке лежал горшок.
А в горшке — горошек
И немножко крошек.
У Маши мошка в каше.
Что делать нашей Маше?
Сложила кашу в плошку
И накормила кошку.
Мышонку мама-мышка
Шептала: — Шалунишка!
Шумишь, шуршишь, болтаешь!
Ты маме шить мешаешь!
А я, — шептала мышка, —
Подушку шью, малышка!
В подушке не пушинки,
А шутки и смешинки.
Поешь пшена немножко
И спать ложись, мой крошка.
Лишь голову положишь —
Во сне увидеть сможешь
То, что шепнёт на ушко
Волшебная подушка.
И. Лопухина
________________________
МЫШКИ ПРЯЛИ У ОКОШКА
Мышки пряли у окошка.
Вдруг стучится к мышкам кошка:
— Что вы шьёте там, малышки?
— Шьём рубашки и штанишки.
— Я вам буду помогать!
Буду нитки отгрызать!
— Ну, уж нет, не проведёшь!
— Ты самих нас загрызёшь!
— Ну, тогда я буду шить!
— Шей, но в дом — не заходить!
И. Родин, из книги «Рифмы матушки Гусыни»
________________________
ЧТО ЗА ШУТКИ?
Барашки! Барашки!
Барашки на речке!
— Какие барашки?
Сказали овечки.—
Какие барашки?
Ну где они, где?
БАРАШКИ
Не могут
Ходить по воде.
Но пенятся,
Пенятся
Волны-кудряшки.
На речке
Барашки!
Барашки!
Барашки!
А. Шибаев
________________________
МЫШОНОК И МЫШЬ
Мышонку шепчет мышь:
— Ты все шуршишь, не спишь!
Мышонок шепчет мыши:
— Шуршать я буду тише.
А. Капралова
________________________
МЫШЬ КАК МЫШЬ
Мышь как мышь,
Сама с вершок!
Влезла мышка на мешок.
Позвала к себе мышат.
Пусть крупою пошуршат!
Пошуршать бы пошуршали!
Только кошки помешали.
Г. Лагздынь
________________________
ВЕСЁЛАЯ АЗБУКА. Ш
Шляпа шапке говорит:
— У тебя кошмарный вид!
Посмотри, мои поля —
Широки, словно земля.
Шепчет шапка ей в ответ:
Хороша ты, спору нет!
Шаль, в комоде что лежит,
Всё ж красой тебя затмит.
Тут мышь из шкафа мчится с визгом:
— Я дырку в шали той прогрызла!
Г. Терешкова
________________________
ДЕТСКАЯ АЗБУКА. Ш
Я спрошу у малыша:
«Что у нас на букву Ш?»
Он ответит: «Знаю, папа:
Школа, шарики и шляпа».
А. Манфиш
________________________
ИРИНКИНА АЗБУКА. Ш
Ш — это Штанга, силачам
Поднять её легко.
Мой брат шесть раз поднял меня,
Как штангу, высоко!
Т. Логачева
________________________
ШУРШАЩАЯ ПЕСНЯ
Шуршат осенние кусты,
Шуршат на дереве листы.
Шуршит камыш,
И дождь шуршит,
И мышь, шурша,
В нору спешит.
А там тихо-онечко шуршат
Шесть шустрых маленьких мышат…
Но все вокруг возмущены:
— Как расшуршались шалуны!
Шуршат на малышей кусты.
Шуршат им с дерева листы.
Шуршит рассерженный камыш.
И дождь шуршит,
И мама-мышь,
Весь лес шуршит им:
— Шалуны,
Не нарушайте тишины!
Но их не слышат шесть мышат.
Давно мышата не шуршат.
Они легли пораньше спать,
Чтоб не мешать
Большим
ШУРШАТЬ!
А. Усачёв
________________________
КОШКИН ВАГОН
Кошка, кот и шесть котят
Ехать в Кошкино хотят.
Сели кошки у окошек:
Восемь окон — восемь кошек.
Просят у проводника
Восемь плошек молока.
Проводник Гав-гав смущён:
Вход собакам запрещён!
А. Строило
________________________
Шорох, шептанье,
Шумок под окном,
Шлёпа лёгкое.
Кто это — гном?
Шшш! Там за шторами, возле окна
Шустрым мышонком шуршит тишина.
Мышонку шепчет мышь ты что шуршишь не спишь
УРОКИ ЛОГОПЕДА
Автоматизация звука «Ш»
Этап 1: для постановки проблемного для ребёнка звука мы рекомендуем обратиться к логопеду. Логопед подберёт и научит правильно выполнять артикуляционные упражнения.
Этап 2: данное логопедическое пособие предназначено для автоматизации уже поставленного звука. Сначала необходимо добиться легкого произношения изолированного звука «ШШШ», затем слогов с этим звуком — ША, ШЭ, ШЫ, ШО, ШУ. Далее тренируем произношение слов с проблемным звуком.
К постановке звука «Щ» приступают только после постановки звука «Ш».
Предметные картинки со звуком «Ш» можно использовать для тренировки как слов, так и слогов. Для этого озвучивайте картинки так: «Ша-ша-ша, каша», «Аш-аш-аш, карандаш», «Ыш-ыш-ыш, камышь». Чтобы занятия не были скучными, можно рифмовать слова в фразы: «Ша-ша-ша, каша хороша» (подборка фраз и стихов ниже).
Этап 3: автоматизация нового звука в стихах или рассказах — позволяет подготовить ребёнка к использованию отработанного звука в повседневной жизни.
Для автоматизации лучше использовать стихи, в которых не встречаются звуки, оппозиционные отрабатываемому по каким-либо признакам (С — Ш, Ть — Ч) или те, которые были заменителями нужного нам звука до исправления (например, ребёнок вместо «Ш» произносил «С», постарайтесь выбирать стихи, в которых не встречается звук «С»).
Если ребёнку исправляли параллельно несколько звуков из разных групп (например, Р и Ш), и если они встречаются в одном стихотворении, выберите тот звук, который вам сейчас важнее или тот, который чаще встречается в тексте, и на другой звук не обращайте внимания, пусть произносится так, как ребенку удобнее. Если же звук Ш ставили позже, чем Р, и звук Р уже автоматизирован, то требуйте правильного произношения обоих звуков.
Не стоит очень маленькому ребёнку давать стихи больше 8 строчек — малыш не сможет удержать сюжет стишка, утратит смысл, получится набор слов. Не стоит выбирать стихи с очень длинной строчкой (больше 4 слов в строке) и со сложным порядком слов в предложениях.
Читайте стихотворение по одной строчке, предлагая ребенку повторить после вас. Совместное произношение будет мешать работе. Читая ребенку, выделяйте голосом (длиной произношения, четкостью артикуляции) отрабатываемый звук, тем самым вы облегчите ребенку задачу: ему не нужно самому тратить силы на поиск «трудного» звука в ряду множества слов.
Не стоит специально заучивать стихи наизусть. Те стихи, которые ребенок знает наизусть, но с «неправильным» звуком, переучивайте в последнюю очередь. Пусть это будет контрольной работой по результатам автоматизации звука.
Слова в тексте произносятся в соответствии с правилами русской орфоэпии, а не орфографии. То есть не стоит произносить «сова», «корова», «хорошо» — эти слова читаются так: «сАва, кАрова, хАрАшо».
___________________________________
Автоматизация звука «Ш»:
КАМЫШИ
Ши-ши-ши, ши-ши-ши — что-то шепчут камыши.
Ше-ше-ше, ше-ше-ше — это утка в камыше.
Ша-ша-ша, ша-ша-ша — выходи из камыша.
Ше-ше-ше, ше-ше-ше — нет уж утки в камыше.
Ши-ши-ши, ши-ши-ши — что же шепчут камыши?
МАМА
Ша-ша-ша — мама моет малыша.
Шо-шо-шо — моет очень хорошо.
Ыш-ыш-ыш — будет чистым наш малыш.
ПЛЯСОВАЯ
Ша-ша-ша — наша Маша хороша.
Шо-шо-шо — пляшет Маша хорошо.
Шу-шу-шу — я для Маши попляшу.
Ши-ши-ши — ну-ка, Маша, попляши.
Ше-ше-ше — пляшем с радостью в душе.
Я РИСУЮ
Ши-ши-ши — у меня карандаши.
Аш-аш-аш — нарисую я шалаш.
Ыш-ыш-ыш — нарисую рядом мышь.
Уш-уш-уш — у неё лукошко груш.
Ши-ши-ши — груши очень хороши.
Подборка речевого материала: учитель-логопед Дурнева Марина Алексеевна
___________________________________
В летнем душе две лягушки
Лягушатам моют ушки.
Хороши у бабушки
Пышки и оладушки.
В шалаше шуршали мышки,
Шелушили мышки шишки.
На опушке две букашки
Поиграть решили в шашки.
Крошечные шашечки
Тащат две букашечки.
Башмачки и башмаки
Любят длинные шнурки.
Башмаки легко обуешь
И шнуруешь, и шнуруешь.
Кукушка кукушонку
Варила кашу-пшёнку.
Кукушонок кушал ложкой
Кашу пшенную из плошки.
Кукушка кукушонку
Купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне он смешон!
В темноте шумел камыш.
Кошка думала, что мышь.
Прибежала в камыши,
В камышах нет ни души.
Сшил мишутка шубки мышкам,
Чтоб не зябли мышки слишком.
Хороша швея Наташа:
Шила шубку — сшила юбку.
Шила шапку — сшила тапку.
Буква Ш в таких словах:
Школа, шест, шарада, шах.
Букву Ш я написала:
Три шеста и снизу шпала.
Посмотри на букву Ш —
Буква очень хороша,
Потому что из неё
Можно сделать Е и Ё.
________________________
Буква Ш совсем простая,
Как забор стоит, прямая,
Но шипит, шумит, шуршит,
Шепеляво говорит,
Будто выпало два зуба,
Как её учить я буду?
В. Аношина
________________________
Буква Ш — шипящая,
Иногда — шуршащая,
Часто — шелестящая,
Изредка — шкварчащая.
С. Иванов
________________________
До чего же хороша
И полезна буква Ш!
Без неё ты даже кашей
Не накормишь малыша.
Не поедешь, не пойдёшь,
Не поешь и не попьёшь,
На гармошке не сыграешь
И частушки не споёшь.
Не сумеешь шапку сшить,
Поспешить и рассмешить!
Что ж, давайте не спеша,
Мы напишем букву Ш!
Н. Манжос
________________________
На столе лежали пышки,
А в углу играли мышки.
Если б не были здесь мышки,
Были б целы эти пышки.
Тише, тише, тише, тише,
Шелестят на крыше мыши,
Под мышиным серым флагом
Маршируют шаг за шагом.
________________________
Шу-шу-шу — шуршала мышь,
Шу-шу-шу — шумел камыш,
Дятел шустрый, шалунишка,
Шелушил шестую шишку.
Т. Дергунова
________________________
Змея шипит, шипит, шипит,
Полгода учит алфавит,
Устала бедная уже,
А знает только букву —
Ш-Ш-Ше.
Т. Чудинова
________________________
Шишка упала на мишку,
Мишка подумал: «Глупышка!»
А шишка подумала: «Мишка!
Нельзя обижаться на шишку!»
С. Крупа-Шушарина
________________________
Мышь лазит в шкаф исподтишка.
В шкафу мешок и два горшка.
В горшках пшеница и пшено,
В мешке лапша. В шкафу темно.
И. Плохих
________________________
Шмель шнырял, шуршал в шалфее,
Шмель ужасный шум затеял,
Столько дел он натворил —
Даже шершня разбудил.
А. Пудваль
________________________
Шмель и шершень шумно жили,
На машинке швейной шили
Шубки, шапочки, штаны
Небывалой ширины.
В. Кожевников
________________________
Кот Шалун сидит на шторе,
Потому что Маша в школе.
Будет Маша после школы
Штопать шёлковые шторы.
Петушок нашёл мешок,
А в мешке лежал горшок.
А в горшке — горошек
И немножко крошек.
У Маши мошка в каше.
Что делать нашей Маше?
Сложила кашу в плошку
И накормила кошку.
Мышонку мама-мышка
Шептала: — Шалунишка!
Шумишь, шуршишь, болтаешь!
Ты маме шить мешаешь!
А я, — шептала мышка, —
Подушку шью, малышка!
В подушке не пушинки,
А шутки и смешинки.
Поешь пшена немножко
И спать ложись, мой крошка.
Лишь голову положишь —
Во сне увидеть сможешь
То, что шепнёт на ушко
Волшебная подушка.
И. Лопухина
________________________
МЫШКИ ПРЯЛИ У ОКОШКА
Мышки пряли у окошка.
Вдруг стучится к мышкам кошка:
— Что вы шьёте там, малышки?
— Шьём рубашки и штанишки.
— Я вам буду помогать!
Буду нитки отгрызать!
— Ну, уж нет, не проведёшь!
— Ты самих нас загрызёшь!
— Ну, тогда я буду шить!
— Шей, но в дом — не заходить!
И. Родин, из книги «Рифмы матушки Гусыни»
________________________
ЧТО ЗА ШУТКИ?
Барашки! Барашки!
Барашки на речке!
— Какие барашки?
Сказали овечки.—
Какие барашки?
Ну где они, где?
БАРАШКИ
Не могут
Ходить по воде.
Но пенятся,
Пенятся
Волны-кудряшки.
На речке
Барашки!
Барашки!
Барашки!
А. Шибаев
________________________
МЫШОНОК И МЫШЬ
Мышонку шепчет мышь:
— Ты все шуршишь, не спишь!
Мышонок шепчет мыши:
— Шуршать я буду тише.
А. Капралова
________________________
МЫШЬ КАК МЫШЬ
Мышь как мышь,
Сама с вершок!
Влезла мышка на мешок.
Позвала к себе мышат.
Пусть крупою пошуршат!
Пошуршать бы пошуршали!
Только кошки помешали.
Г. Лагздынь
________________________
ВЕСЁЛАЯ АЗБУКА. Ш
Шляпа шапке говорит:
— У тебя кошмарный вид!
Посмотри, мои поля —
Широки, словно земля.
Шепчет шапка ей в ответ:
Хороша ты, спору нет!
Шаль, в комоде что лежит,
Всё ж красой тебя затмит.
Тут мышь из шкафа мчится с визгом:
— Я дырку в шали той прогрызла!
Г. Терешкова
________________________
ДЕТСКАЯ АЗБУКА. Ш
Я спрошу у малыша:
«Что у нас на букву Ш?»
Он ответит: «Знаю, папа:
Школа, шарики и шляпа».
А. Манфиш
________________________
ИРИНКИНА АЗБУКА. Ш
Ш — это Штанга, силачам
Поднять её легко.
Мой брат шесть раз поднял меня,
Как штангу, высоко!
Т. Логачева
________________________
ШУРШАЩАЯ ПЕСНЯ
Шуршат осенние кусты,
Шуршат на дереве листы.
Шуршит камыш,
И дождь шуршит,
И мышь, шурша,
В нору спешит.
А там тихо-онечко шуршат
Шесть шустрых маленьких мышат…
Но все вокруг возмущены:
— Как расшуршались шалуны!
Шуршат на малышей кусты.
Шуршат им с дерева листы.
Шуршит рассерженный камыш.
И дождь шуршит,
И мама-мышь,
Весь лес шуршит им:
— Шалуны,
Не нарушайте тишины!
Но их не слышат шесть мышат.
Давно мышата не шуршат.
Они легли пораньше спать,
Чтоб не мешать
Большим
ШУРШАТЬ!
А. Усачёв
________________________
КОШКИН ВАГОН
Кошка, кот и шесть котят
Ехать в Кошкино хотят.
Сели кошки у окошек:
Восемь окон — восемь кошек.
Просят у проводника
Восемь плошек молока.
Проводник Гав-гав смущён:
Вход собакам запрещён!
А. Строило
________________________
Шорох, шептанье,
Шумок под окном,
Шлёпа лёгкое.
Кто это — гном?
Шшш! Там за шторами, возле окна
Шустрым мышонком шуршит тишина.
Стихи для автоматизации звука Ш при помощи картинок
Стихи для автоматизации звука «Ш» при помощи картинок помогут быстрее ввести данный звук в активную речь. Перед заучиванием стихотворений звук «Ш» необходимо закрепить в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.
Весь этот материал Вы сможете найти у нас на сайте по выделенным ссылкам.
Важно:
Задания на автоматизацию в слогах и словах представлены в виде картинок и игровых упражнений.
Автоматизация в словосочетаниях, предложениях и чистоговорках оформлена в виде мнемодорожек.
Мнемодорожки помогут малышам не только слышать, но и видеть необходимые слова. Мнемодорожки также полезны и тем, что развивают ассоциативное мышление ребенка, память, внимание.
Перед тем как перейти к заучиванию стихотворений ознакомьтесь с некоторыми правилами.
Правила заучивания стихотворений:
Стихи на автоматизацию звука Ш:
Дали Маше манной каши.
Маше каша надоела.
Маша кашу не доела.
Маша, кашу доедай,
Маме не надоедай!
Хороша швея Наташа
Шила шубку —
Сшила юбку.
Шила шапку —
Сшила тапку.
Кошка и петушок
Шепчет кошке петушок:
— Видишь, пышный гребешок?
Шепчет кошка петушку:
— Шаг шагнёшь — и откушу!
Школьник
Школьник, школьник, ты силач:
Шар земной несёшь, как мяч.
Мышонок и Мышь
Мышонку шепчет мышь:
— Ты что шуршишь, не спишь!
Мышонок шепчет мыши:
— Шуршать я буду тише.
А. Капралова.
Лягушки
У речушки, вдоль опушки,
Мимо вспаханных полей
Шли ленивые лягушки
В гости к бабушке своей.
И. Демьянов.
Шишки у Мышки
Бросил палку кверху Мишка.
— Падай в шапку с ёлки, шишка!
Шишка — хлоп по голове.
Стало шишек сразу две.
Е. Петрищева.
Шарфик
Шёл я лесом и боялся…
Чей-то шарфик мне попался.
Сразу лес нестрашным стал.
— Эй, кто шарфик потерял?!
Г. Виеру.
Кошкин вагон
Кошка, кот и шесть котят
Ехать в Кошкино хотят.
Сели кошки у окошек.
Восемь окон — восемь кошек.
Просят у проводника
Восемь плошек молока.
Проводник Гав-гав смущён.
Вход собакам запрещён!
А. Строило.
Мышь как мышь
Мышь как мышь,
Сама с вершок!
Влезла мышка на мешок.
Позвала к себе мышат.
Пусть крупою пошур¬шат!
Пошуршать бы по¬шуршали!
Только кошки помешали…
Г. Лагздынь.
Тишина
Шорох, шептанье,
Шумок под окном,
Шлёпанье лёгкое…
Кто это — гном?
Шшш! Там за шторами, возле окна
Шустрым мышонком шуршит тишина.
В. Лунин.
Ну и Наташа
— Наташа, как мышка шуршит бумагой?
— Ши-ши-ши!
— А как уж шипит?
— Ш-ш-ш-ш!
— А как люди шепчутся?
— Шу-шу-шу!
— И откуда ты, Наташа, всё это знаешь?
Ромашки
Нарядные платьица, жёлтые брошки,
Ни пятнышка нет на красивой одёжке.
Такие весёлые эти ромашки —
Вот-вот заиграют, как дети, в пятнашки!
Е. Серова.
Уронила белка
Уронила белка шишку.
Шишка стукнула зайчишку.
Тот пустился наутёк,
Чуть не сбил медведя с ног…
Под корнями старой ели
Размышлял медведь полдня:
«Что-то зайцы осмелели…
Нападают на меня».
В. Шульжик.
Мешок смеха
(В сокращении.)
Шёл медведь, косматый мех,
Нёс в мешке весёлый смех,
Зацепил мешком за сук —
Смех и высыпался вдруг.
Раскатились по тропинке
Тридцать три смешинки,
А за ними из мешка
Тридцать три смешка.
М. Вайнилайтис.
Мышка и кот
Жил на свете кот-котишка
по прозванью Хитрый Тишка.
И жила на свете мышка
по прозванью просто Мышка.
Тише, тише, тише, тишь.
В темноте крадётся Мышь.
А за нею очень тихо,
а за ней крадётся Тихон.
Что ж произошло потом
с этой мышкой и котом?
Я не знаю — темнота.
В ней не рассмотреть кота.
И кругом такая тишь,
что не слышно даже мышь…
Только знаю: утром в норке
грызла мышь сухие корки.
Грызла корки? Очень странно!
Ну а где ж тогда сметана?
Кто же пробовал творог?
Сыр и лакомый пирог?
Корки грызла мышка…
Кто ж тогда воришка?
С. Иванов.
Я лишний
Окапывали вишни.
Сергей сказал: — Я лишний.
Пять деревьев, пять ребят.
Я напрасно вышел в сад.
А как поспели вишни,
бежит Серёжа в сад.
— Ну нет, теперь ты лишний! —
Ребята говорят.
А. Барто.
У нас в квартире
На лестнице нашей ребятишек не счесть:
Катя, Миша и Саша, и Машенька есть.
Два Пети живут на втором этаже.
Там жил ещё третий, но вырос уже.
И в нашей квартире ребята растут.
Кроватки четыре — их четверо тут.
Четыре пальтишка и восемь галош…
Дружней ребятишек нигде не найдёшь!
З. Александрова.
Большой малыш
Не шумит в реке камыш,
Не шуршит под полом мышь.
В этот час такая тишь!
Только слышно:
— Спи, малыш.
У большого шалаша
Слон качает малыша,
А мамаша не спеша
Шубку шьёт для малыша.
На широком мшистом пне
шьёт и порет при луне…
Будет шубка хороша
у большого малыша!
Я про шубку напишу,
но сперва слонов спрошу:
«Сколько меха закупили
на шубейку малышу?!»
И. Демьянов.
Бабушка
У бабушки нашей хватает забот:
для Тани с Наташей вяжет и шьёт.
Читает им книжки, поёт перед сном,
Гулять ребятишек ведёт вечерком.
Пекарь
Я песок мешаю
с глиной, как муку.
На горячем камне
к ужину пеку:
крендель для матрёшки,
клоуну — лепёшки,
пряники для мишки,
заиньке — коврижки.
Г. Ладонщиков.
Пугливые камыши
Я сижу и слушаю, не дыша,
шорохи шуршащего камыша.
Камышинки шепчутся:
— Ши, ши, ши!
Что вы тихо шепчете, камыши?
Разве так шушукаться хорошо?
А в ответ шуршание:
— Шо, шо, шо!
Я хожу по берегу и кричу:
— С вами я шушукатьcя не хочу!
Я спою над речкою и спляшу!
Даже разрешения не спрошу!
Я спляшу у самого камыша!
Камышинки шепчутся:
— Ша, ша, ша!
Словно просят шёпотом:
— Не пляши!
До чего пугливые камыши!
В. Орлов.
Воробей
— Воробей, чего ты ждёшь?
Крошек хлебных не клюёшь?
— Я давно заметил крошки,
Да боюсь сердитой кошки.
А. Тараскин.
Кармашки
Есть на новом платье у меня кармашки.
На кармашках этих вышиты ромашки.
Ромашки, ромашки — будто луговые.
Ромашки, ромашки — прямо как живые.
М. Пляцковский.
Грибы
По тропинке шла,
белый гриб нашла.
Походила по опушке —
отыскала три волнушки.
Пошла леском —
моховик под листком.
А шагнула напрямик —
увидала боровик.
Лошадка
Везёт нас лошадка
Везёт нас лошадка,
лошадка, лошадка —
ни шатко, ни валко,
ни валко, ни шатко.
Стегнуть бы
кнутом бы
лошадку,
да — жалко…
А. Шибаев.
Наша бабушка
Бабушка наша очень добра.
Бабушка наша стала стара…
Если на лбу появляется шишка,
пуговки нет, изорвётся пальтишко
или другая какая беда,—
Бабушка нам помогает всегда.
Бабушка тёплые варежки свяжет,
бабушка вечером сказку расскажет.
Слушать её мы готовы часами!
Что позабудет, подскажем ей сами.
Е. Трутнева.
— Мама, подожди немножко,
Не буди! — кричит Алёшка.
Одеяло — к носу ближе:
— Я во сне пятёрки вижу.
Л. Корчагина.
Миша пишет
Вот детишки Маша, Миша.
Маша меньше, Миша выше.
Миша Маше что-то пишет.
Отгадай, что пишет Миша.
В зверинце
Тигра увидев, мышонок смеялся:
— Кто это? Кто в мышеловку попался?
Мамочка! Мама! Скорей посмотри —
кошка сидит в мышеловке внутри!
Мышка вздохнула: — Не радуйся, крошка!
Тигр в этой клетке сидит, а не кошка…
Л. Рашковский.
Корова Машка
На лугу поспела кашка.
Кашку ест корова Машка.
Машке нравится обед:
ничего вкуснее нет!
А. Шибаев.
Барашки
Барашки! Барашки!
Барашки на речке!
— Какие барашки? —
сказали овечки.
— Какие барашки?
Ну, где они, где?
Барашки не могут
Ходить по воде…
А. Шибаев.
Когда играешь сам
Когда один играешь,
танцуешь и поёшь,
то маме не мешаешь
и ныть перестаёшь.
Тогда рисуешь, пишешь,
сидишь в углу, как мышь.
И шума ты не слышишь,
хоть сам весь день шумишь.
Катюшки
В деревушке три Катюшки
взяли в руки три катушки,
Шуре сшили сарафан,
сшили дедушке кафтан,
сшили бабушке жакет,
сшили дядюшке жилет.
А девчонкам и мальчишкам,
всем Андрюшкам и Наташкам,
сшили яркие штанишки,
сшили пёстрые рубашки.
А. Стройло.
Мошки
Облепили лампу мошки,
греют тоненькие ножки.
Осторожно, мошки!
Обожжете ножки!
В. Лунин.
Лягушки-попрыгушки
Лягушки-попрыгушки,
Глазки на макушке.
Прячьтесь от лягушки,
Комары да мушки!
Кошки
Однажды по дорожке
я шёл к себе домой.
Смотрю и вижу: кошки
сидят ко мне спиной.
Я крикнул: — Эй, вы, кошки!
Пойдёмте-ка со мной.
Пойдёмте по дорожке,
пойдёмте-ка домой.
Скорей пойдёмте, кошки,
я вам на обед
из лука и картошки
устрою винегрет.
— Ах, нет! — сказали кошки.—
Останемся мы тут! —
Уселись на дорожке
и дальше не идут.
Д. Хармс.
Штанишки
Хороши штанишки
У нашего малышки –
Что за кармашки,
Ремешки да пряжки!
И. Лопухина.
Шапки
У шапки-ушанки
Шнурочки на ушках,
Чтоб кверху завязывать
Шапкины ушки.
И. Лопухина.
Для Мишутки-малыша
Вяжет Маша тёплый шарф,
Шарф на шею он повяжет
И «спасибо» Маше скажет.
И. Лопухина.
Варежки
Вяжет Мише бабушка
Тёпленькие варежки,
Чтобы греть ладошки
Мишутке-крошке.
И. Лопухина.
Шубка
Тёплую шубку
Наденем на Мишутку.
В шубке малышка
Как медвежонок Мишка!
И. Лопухина.
Рубашка
На Мишиной рубашке
Вышиты ромашки,
Вышиты ромашки,
Ландыши да «кашки».
И. Лопухина.
Новые штанишки
Маша нашему малышке
Шила новые штанишки,
Шила шубу, шила шарф,
Для Мишутки – малыша.
На Малышкиной рубашке
Шёлком вышила кармашки.
Наш Мишутка так хорош –
Краше Миши не найдёшь!
Он шагает по дорожке
В шитой Машею одежке.
И. Лопухина.
Павлушка
Шалунишка наш Павлушка!
Потрошит малыш подушку!
И рубашка, и штанишки –
Всё в пушинках у малышки!
И. Лопухина.
Укутали
Шапка, варежки и шуба,
Пряжка, ремешок, штаны…
Так укутан – даже губы
Из-под шарфа не видны!
И. Лопухина.
Мышонок и Мышка (шепталка)
Мышонку мама – мышка
Шептала: — Шалунишка!
Шумишь, шуршишь, болтаешь!
Ты маме шить мешаешь!
А я, — шептала мышка, —
Подушку шью, малышка!
В подушке не пушинки,
А шутки и смешинки.
Поешь пшена немножко
И спать ложись, мой крошка.
Лишь голову положишь –
Во сне увидеть сможешь
То, что шепнёт на ушко
Волшебная подушка.
И. Лопухина.
Наша Маша маленька,
На ней шубка аленька,
Опушка боброва,
Маша черноброва.
Мошка в каше
У Маши мошка в каше.
Что делать нашей Маше?
Сложила кашу в плошку
И накормила кошку.
Буква Ш
Что у нас в лесу на букву Ш?
Это шишка шлёпнулась, шурша.
Шмель и шершень шумно шарят в кашке.
Шебуршат в шиповнике букашки.
Что ещё в лесу на букву Ш?
Шум и шорох возле шалаша.
М. Яснов.
Шалуны
Шуршат осенние кусты,
Шуршат на дереве листы.
Шуршит камыш
И дождь шуршит.
И мышь, шурша,
В нору спешит.
А там тихонечко шуршат
Шесть шустрых маленьких мышат.
Но все вокруг возмущены:
Как расшумелись шалуны!
А. Усачёв.
Шмель и шершень
Шмель и шершень шумно жили,
На машинке швейной шили
Шубки, шапочки, штаны
Небывалой ширины.
В. Кожевников.
Плюшевый мишка
Мишка милый, мишка славный,
Неуклюжий и забавный.
Мишка весь из плюша сшит,
Ватой пышною набит.
Мишка
Уронили мишку на пол,
оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу,
потому что он хороший.
А. Барто
Стихи для автоматизации звука «Ш» при помощи картинок помогут быстрее ввести данный звук в активную речь. Перед заучиванием стихотворений звук «Ш» необходимо закрепить в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.
Вам также будет интересно:
Желаем всем успехов и позитивного настроения.