Мысль утверждающая или отрицающая что либо о познанном объекте это

Виды знаний

Познание – это процесс постижения человеком новых, ранее неизвестных знаний.
Структура процесса познания:

Характеристика основных видов познания

— непосредственность;
— наглядность и предметность;
— воспроизведение внешних свойств и сторон.

— опора на результаты чувственного познания;
— абстрактность и обобщенность;
— воспроизведение внутренних закономерных связей и отношений

внезапность;
неполная осознанность;
непосредственный характер возникновения знаний.

Вопрос о соотношении чувственного и рационального вызвал появление двух философских направлений.
Эмпиризм — единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт.
Рационализм — наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.
Но противопоставлять чувственное и рациональное в познании нельзя, так как две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая высшая. Знание является единством чувственного и рационального познания действительности.

Знание — результат познания действительности, содержание сознания.

Виды знаний:
Заблуждение – знание, не соответствующее реальному объекту, но принимаемое за истину. Ложь — сознательное искажение образа объекта.
Житейское — основано на здравом смысле, формируется в результате повседневной жизни людей, сводится к констатации фактов и их описанию.
Практическое — основой является деятельность людей по реализации потребностей.
Художественное — строится на образе, характеризуется эмоциональностью, субъективностью.
Научное — характеризуется стремлением к объективности, системностью, логичностью, существует в форме понятий и категорий, общих принципов, законов, теорий.
Рациональное — отражает реальность в терминах, строится на рациональном мышлении.
Иррациональное — отражает реальность в эмоциях, часто основано на интуиции, не подчиняется законам логики.

Формы познания

Особенности социального познания:
— субъект и объект познания совпадают (общество изучает самого себя, социолог видит процесс изнутри, так как сам является участником общественных отношений. Поэтому большую роль играет личностная оценка общественных явлений);
— ограничены возможности исследователя (не всегда можно провести эксперимент);
— сложность и изменчивость объекта изучения порождает плюрализм точек зрения на общество.

При изучении общества следует применять конкретно-исторический подход:
— устанавливать зависимость между прошлым и будущим;
— выявляя общие закономерности, необходимо помнить о своеобразии и неповторимости исторического пути народов, стран, регионов;
— изучать общественные явления в их многообразии и взаимозависимости;
— рассматривать текущую деятельность как результат предыдущей.

Особенности познания средствами искусства:
— эмоциональная окрашенность;
— осуществляется при помощи образов.
Образ – это отражение действительности, обладающее определёнными свойствами реально существующего предмета, преломлённое через внутренний мир творца (художника, режиссёра, писателя).
Канон – свод прикладных правил создания образа. Характеризуется особенностями мировоззрения эпохи. (Например, в период античности воспевается красота человеческого тела, пропорциональность; в Средние века тело воспринимается как нечто греховное, поэтому изображается плоско, покрыто одеждами).

Источник

Виды и формы познания мира

Мысль утверждающая или отрицающая что либо о познанном объекте это. Смотреть фото Мысль утверждающая или отрицающая что либо о познанном объекте это. Смотреть картинку Мысль утверждающая или отрицающая что либо о познанном объекте это. Картинка про Мысль утверждающая или отрицающая что либо о познанном объекте это. Фото Мысль утверждающая или отрицающая что либо о познанном объекте это

Определение познания

Что такое познание? Это совокупность процессов и методов, через которые можно получить знания об окружающем мире.

Это обширное понятие, которое охватывает и естественное стремление найти логическое объяснение происходящим вокруг процессам, и искусственно созданные приемы получения и накопления знаний.

Стремление объяснить каждое явление окружающего мира — главный фактор возникновения и развития человеческой цивилизации.

Субъект — тот, кто совершает действия, которые направлены на получение знаний. Например, вы читаете этот материал, чтобы узнать виды познания и их характеристику. Получается, что вы субъект познавательной деятельности.

Объект — то, на что направлена деятельность субъекта. Например, сейчас объект вашей познавательной деятельности — понятие познания и его виды.

Мотивы — то, зачем мы что-то делаем. Различают два вида мотивов:

Цель познавательной деятельности заключается в получении истинных, достоверных знаний о мире, понимании, как устроена реальность на самом деле.

Результат — это само знание о предмете или явлении. Иногда получение результата происходит неосознанно, например, если ребенок будет играть с глиняной кружкой и разобьет ее, он тут же поймет, что глина хрупкая и будет обращаться с посудой более бережно.

Сейчас узнаем, какие существуют методы познания, а после перейдем к формам.

Методы познания

Все методы познаний можно разделить на две большие группы: эмпирические и теоретические.

Эмпирические построены на наблюдении некоторых явлений. Теоретические основаны на анализе имеющейся информации и рациональных рассуждениях.

У познания есть два уровня (ступени): чувственный и рациональный. Рассмотрим отдельно каждый из них.

Чувственное познание

Чувственное познание происходит с помощью органов чувств человека. Основные механизмы чувственного познания: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.

Формы чувственного познания:

Ощущение — отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, которые возникают в результате их воздействия на органы чувств. При помощи этих органов человек ощущает некоторые свойства предмета — форму, цвет, запах.

Восприятие — чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, которые воздействует на органы чувств. Именно восприятие помогает формировать представления.

Представление — чувственно-наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, который сохраняется и воспроизводится в сознании даже без воздействия самих предметов познания на органы чувств. Другими словами — то, что сохранилось в памяти человека после знакомства с предметом.

Чувственное познание всегда субъективно, при этом именно этот уровень познания реализует связь человека с внешним миром.

Рациональное познание

Рациональное познание осуществляется разумом. Оно свойственно только человеку и является довольно сложным способом отражения действительности.

Основные механизмы рационального познания: сравнение, уподобление, обобщение, отвлечение.

Формы рационального познания:

Понятие — мысль, которая утверждает общие и существенные свойства объекта.

Суждение — мысль, которая утверждает или отрицает что-либо об объекте.

Умозаключение (вывод) — мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения.

Пример умозаключения: если a > b и b > c, то a > c.

Индуктивное умозаключение — от частного к общему.

Дедуктивное умозаключение — от общего к частному.

То, которое получается по аналогии.

Сравнение чувственного и рационального познания

Непосредственность, которая выражается в прямом воспроизведении объекта.

Наглядность и предметность возникающих в результате познания образов.

Воспроизведение внешних сторон и свойств объектов.

Опора на результаты чувственного познания.

Абстрактность и обобщенность возникающих в результате познания образов.

Воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений.

Нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании. Обе ступени проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая.

Основные виды и формы знаний

Знание — результат познания действительности, содержание сознания.

Житейское — носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Это важнейшая ориентировочная основа повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Приводит к констатации фактов и их описанию.

Научное — понимание действительности в ее прошлом, настоящем и будущем. Осуществляет предвидение разных явлений. Реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые приобретают крайне абстрактные формы (формулы, графики, схемы).

Практическое — овладение вещами, преобразование мира.

Художественное — целостное отображение мира и человека в нем. Строится на образе, а не на понятии.

Рациональное — отражение реальности в логических понятиях и категориях. Связано с рациональным мышлением.

Иррациональное — противоречит рациональному мышлению. Предметом являются эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля, а также некоторые явления, например, аномальные, которые не подчиняются законам логики и науки.

Личностное — зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности.

Формы знаний, которые выделяют по отношению к научному знанию:

Источник

Что такое познание: понятие, уровни, формы, методы, функции

Мысль утверждающая или отрицающая что либо о познанном объекте это. Смотреть фото Мысль утверждающая или отрицающая что либо о познанном объекте это. Смотреть картинку Мысль утверждающая или отрицающая что либо о познанном объекте это. Картинка про Мысль утверждающая или отрицающая что либо о познанном объекте это. Фото Мысль утверждающая или отрицающая что либо о познанном объекте это

Что такое познание?

Познание — это совокупность процессов, методов и процедур по получению знаний об окружающем нас мире. К его главной цели относят выявление закономерностей, регулирующих процессы и явления происходящие в мире, социуме и внутри отдельных людей. Все сведения, получаемые людьми посредством органов чувств, систематизируются головным мозгом и сохраняются в сознании, что помогает человеку значительно упростить собственное существование на Земле.

Основной задачей познания является достижение объективной истины. Усваивая информацию об окружающей реальности, человек приобретает необходимый ему багаж знаний и начинает лучше понимать суть происходящего вокруг него. Впоследствии приобретенные знания используются людьми на практике для преобразования окружающей действительности и удовлетворения собственных потребностей. Следовательно, получение знаний и их дальнейшее практическое применения для преобразования человеком социума и природы представляет собой единое целое, а познавательная деятельность неотрывно связана с практическим применением накопленных знаний, без которого она теряет смысл.

Различия между знанием и познанием минимальны, они отличаются друг от друга лишь как процесс и его итоговый результат или некая фиксация полученного результата, готового к практическому использованию. Субъектом деятельности по сбору знаний признается познающий окружающий мир индивид либо группа индивидов, объектом является предмет или явление окружающего мира. Если смотреть на приобретение и накопление знаний максимально широко, то его объектом является вся окружающая нас действительность.

Одной из важнейших характеристик познание, которое помогает лучше понять всю специфику этого процесса, является наличие 2-х уровней познания: чувственного и рационального. Рассмотрим каждый из уровней познания более подробно.

Уровни (ступени) познания

Итак, специалисты выделяют два основных уровня познания — чувственное (с помощью органов чувств) и рациональное (осмысление и переработка полученного знания). Это 2 ступени, которые имеют принципиальные отличия, но при этом они тесно связаны друг с другом. Остановимся более подробно на каждой из форм.

Чувственное познание

Чувственное познание основано на восприятии человеком информации с помощью органов чувств, иными словами – при помощи зрения, слуха, обоняния. Эта разновидность познавательного процесса достигается посредством:

Более подробно о чувственном познании читайте в этой статье.

Рациональное познание

Рациональное познание относят к достаточно сложным способам отражения реальности, оно осуществляется с помощью разума и им наделены исключительно люди. К его главным механизмам относят сравнения, обобщения, отвлечения и уподобления. Формами указанной разновидности познавательной деятельности являются:

Более подробно о рациональном познании читайте в этой статье.

Формы познания

Познание разделяют на научное и ненаучное, при этом в состав ненаучной познавательной деятельности входят обыденная, художественная, мифологическая и религиозная формы. Кратко опишем каждую из них, а затем более подробно рассмотрим научное познание.

Научное познание

Итак, научное познание — это одна из разновидностей познавательной деятельности, направленная на выявление сути вещей и явлений окружающей действительности, на открытие связей между ними а так же законов, определяющих их развитие. Итогом указанного вида деятельности становится сформированная система знаний о природе, людях и социуме, с возможностью описания, пояснения и предсказания дальнейшего развития событий. Предметом подобного исследования может стать любой предмет либо явление, к примеру, общество, государство, отдельный природный процесс, экономическая деятельность человека, закономерности функционирования психики людей и т.д. К его ключевым признакам относят:

Уровни научного познания

Специалисты выделяют эмпирический и теоретический уровни научного познания.

Эмпирическим (или опытным) уровнем обеспечивается работа исследователей по выявлению объективных фактов и присущих им скрытых связей и взаимоотношений между явлениями и вещами в окружающей действительности. Субъект на данном уровне получает правильное описание интересующих его процессов и явлений. К методам эмпирической познавательной деятельности относят научные наблюдения и эксперименты.

Более подробно об эмпирическом познании читайте в этой статье.

На теоретическом (или рациональном) уровне научно-познавательной деятельности происходит раскрытие внутренних связей, сложившихся между различными предметами и явлениями. Именно на этом уровне учеными выдвигаются гипотезы и теории, к основным методам рационального уровня относят идеализацию, абстрагирование, аналогию, анализ и синтез, дедукцию и индукцию. На практике оба описанных выше уровня тесно связаны между собой, они постоянно дополняют друг друга.

Формы научно-познавательного процесса

Основными формами научного познания являются:

Методы научного познания

К основным методам научно-познавательной деятельности относят:

Функции познания

Познанию отведены две важнейшие для общества и каждого отдельного человека функции. Первая из них заключается в формировании у индивида с помощью познавательной деятельности собственного мировоззрения, а также стратегии и принципов по взаимодействию с другими людьми и миром. Благодаря этому люди смогли не только адаптироваться к условиям окружающей их среды, но и начали преобразовывать ее.

Вторая ключевая функция познания заключается в формировании у человека в процессе познавательной деятельности критического подхода к собственной личности, что со временем становится главнейшим условием для саморазвития индивида, его становления и самосовершенствования. А движение вперед отдельных людей постепенно приводит в движение все общество.

Заключение

Таким образом, под познавательной деятельностью понимают способность отдельной личности воспринимать своим разумом исходящую извне информацию, а затем – анализировать и обрабатывать ее, делая логические выводы на основе полученных фактов. Главной целью познавательного процесса является не только изменение человеком окружающей среды, но и изменение отдельно взятой личности с помощью получения и применения ею новых знаний.

Источник

Мысль утверждающая или отрицающая что либо о познанном объекте это

Мысль утверждающая или отрицающая что либо о познанном объекте это. Смотреть фото Мысль утверждающая или отрицающая что либо о познанном объекте это. Смотреть картинку Мысль утверждающая или отрицающая что либо о познанном объекте это. Картинка про Мысль утверждающая или отрицающая что либо о познанном объекте это. Фото Мысль утверждающая или отрицающая что либо о познанном объекте это

Мысль утверждающая или отрицающая что либо о познанном объекте это. Смотреть фото Мысль утверждающая или отрицающая что либо о познанном объекте это. Смотреть картинку Мысль утверждающая или отрицающая что либо о познанном объекте это. Картинка про Мысль утверждающая или отрицающая что либо о познанном объекте это. Фото Мысль утверждающая или отрицающая что либо о познанном объекте это

1.1 Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции) Человек, индивид, личность

Человек по своей сути биосоциален — как любое живое существо, он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует.
Биологическая природа человека проявляется в его анатомо-физиологических чертах, строении различных систем и органов, инстинктах и рефлексах. Биологически каждый чело¬век уникален, так как получаемый от родителей набор генов неповторим.
Учёные считают наиболее важными следующие отличия человека от других живых существ:
наличие мышления и словесной речи;
способность к целенаправленной, в том числе творческой, деятельности;
способность сознательно и целесообразно преобразовывать окружающую действительность;
способность с помощью других орудий изготавливать сложные орудия труда и использовать их в процессе производства необходимых благ.
Человек как социальное существо неразрывно связан с обществом. Он может раскрыть свою социальную природу, только осуществляя определённую деятельность, общаясь с другими людьми. Социальная сущность человека проявляется через его мировоззрение, способность и готовность к общественно полезному труду и творчеству, сознание и разум, понимание свободы и ответственности.
Для характеристики человека учёные используют понятия «индивид», «личность», «индивидуальность». Индивид — единичный представитель человечества. Личность — человек как носитель сознания, наделённый рядом важнейших социальных качеств: самосознанием и совестью, жизненными принципами и идеалами, способностью учиться, трудиться, общаться с другими людьми, участвовать в жизни общества.

Индивид (от лат. individuum — неделимый, неразделённый) — это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т. д. Индивидуальность —
это неповторимое своеобразие проявлений человека, подчёркивающая исключительность, многосторонность и гармоничность, естественность и непринуждённость его деятельности Личность (от лат. persona — особа) — это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни
Человек как отдельная особь среди других людей Человек как один из многих, но с учётом его личных особенностей: внешний облик, манера поведения, характер и т. д. Человек с социально значимыми качествами

Личность формируется и развивается на протяжении всей жизни человека, в ходе социализации (в процессе усвоения социальных норм и образцов, культуры данного общества). Понятие «индивидуальность» используется для обозначения уникального сочетания биологических и социальных качеств, которое одного человека отличает от всех других. Можно сказать, что индивидуальность — это своеобразие человека.

Понятие социализации
Социализация — это осуществляющийся на протяжении всей жизни процесс формирования личности, развития социально значимых качеств человека.
В ходе социализации человек усваивает опыт предшествующих поколений, который включает в себя систему знаний, норм, ценностей, образцы поведения в типичных ситуациях (социальные роли) и др. От успеха социализации зависит то, насколько личность сумеет реализовать себя в процессе общественной жизни.
Агенты социализации
Агенты (институты) социализации — люди и организации, обеспечивающие обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей.
Первичную социализацию, в ходе которой ребёнок усваивает элементарные приёмы самообслуживания в быту, навыки общения с окружающими, осуществляет в первую очередь семья. В дальнейшем в социализацию включаются ближайший круг друзей, образовательные организации, средства массовой информации (СМИ), церковь и др.

Мысль утверждающая или отрицающая что либо о познанном объекте это. Смотреть фото Мысль утверждающая или отрицающая что либо о познанном объекте это. Смотреть картинку Мысль утверждающая или отрицающая что либо о познанном объекте это. Картинка про Мысль утверждающая или отрицающая что либо о познанном объекте это. Фото Мысль утверждающая или отрицающая что либо о познанном объекте это

Мировоззрение, его виды и формы
Мировоззрение — это целостное представление о при¬роде, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.
В зависимости от соотношения интеллектуального и эмоционального компонента в мировоззрении различаются следующие элементы.
Можно выделить следующие особенности мировоззрения:
1. Оно всегда исторично, т. е. тесно связано с переживаемыми обществом стадиями развития, совокупностью тех проблем, которыми непосредственно живёт общество.
2. В мировоззрении могут проявляться:
— догматизм (от гр. dogma — мнение) — форма мышления и действия, характеризующаяся косностью, «мёртвостью», неподвижностью, стремлением к авторитарности;
— скептицизм (от гр. skeptikos — рассматривающий, исследующий) — философское направление, использующее сомнение в познавательных возможностях мышления;
— разумный критицизм.
3. Мировоззрение всегда связано с убеждением — устойчивым взглядом на мир, идеалами и принципами, стремлением воплотить их в жизнь через свои действия и поступки.
Мировоззрение сказывается на всём облике человека, на всей совокупности особенностей поведения и действий, привычек и наклонностей.

Хотя типы мировоззрения взаимосвязаны, тем не менее, они существенно отличаются друг от друга спецификой формирования и своим содержанием.
Классификация видов мировоззрения может быть различной.
Типы мировоззрения ВАЖНО!
Обыденное (или житейское)- является по¬рождением повседневной жизни людей, в сфере которой осуществляется удовлетворение их потребностей

Религиозное- связано с признанием сверхъестественного на¬чала, поддерживает в людях надежду на по¬лучение ими того, чего они лишены в своей жизни. Основа— религиозные учения(христианство, ислам, буддизм и др.)
Философское- связано с теоретическим обоснованием содержания и способов достижения обобщённых знаний о действительности, с установлением норм, ценностей и идеалов, определяющих цели, средства и характер деятельности людей
Научное- теоретическое осмысление результатов науч¬ной
деятельности людей, обобщённых итогов человеческого познания

Мировоззрение играет значительную роль в жизни человека.

Мысль утверждающая или отрицающая что либо о познанном объекте это. Смотреть фото Мысль утверждающая или отрицающая что либо о познанном объекте это. Смотреть картинку Мысль утверждающая или отрицающая что либо о познанном объекте это. Картинка про Мысль утверждающая или отрицающая что либо о познанном объекте это. Фото Мысль утверждающая или отрицающая что либо о познанном объекте это

1.3 Виды знаний
Познание и его цели
Познание — процесс получения человеком нового знания. Целью познания является истинное знание

Представители различных философских направлений по-разному отвечали на вопрос о возможности познания мира.
Агностицизм
(от гр. agnostos — недоступный познанию) Скептицизм
(от гр. skeptikos — рассматривающий, критикующий) Оптимизм
(от лат. optimus — наилучший)
Отрицает полно¬стью или частично возможность по¬знания мира, по¬знание не даёт достоверных сведе¬ний о мире Не отрицая прин-ципиальной воз-можности позна¬ния мира, выража¬ет сомнение в том, что все знания о ми¬ре носят достовер¬ный характер Утверждает прин-ципиальную позна-ваемость мира, принципиальную возможность полу¬чения достоверных знаний о мире
Этапы и формы познания
Учёные различают чувственное и рациональное познание.
Источником знаний о мире, его красках и звуках, величинах и расстояниях, вкусах и за¬пахах являются органы чувств: глаза (зрение), уши (слух), язык (вкус), нос (обоняние), кожа (осязание). Органы чувств человека непосредственно контактируют с познаваемыми предме¬тами, получая о них различную информацию. С помощью чувственного познания мы можем судить только о внешних свойствах отдельных предметов: их форме, величине, цвете и др.
К формам чувственного познания относят ощущение, восприятие, представление.
Ощущение — отражение отдельных реальных свойств и признаков предметов и процес¬сов, возникающее в результате их воздействия на органы чувств человека.
Восприятие — чув¬ственный образ предмета или процесса, целостное отображение явлений действительности во всей полноте их разнообразных свойств.
Представление — обобщённый образ объекта познания, воспроизведённый в сознании человека без непосредственного воздействия этого объекта на органы чувств (сохранённый в памяти).
Задачу обобщения и анализа информации, полученной с помощью органов чувств, вы¬полняет рациональное (от лат. ratio — разум) познание. На этапе рационального познания субъект отвлекается от частных, несущественных свойств отдельных предметов, обобщает
их существенные свойства и далее оперирует общими признаками групп однотипных объ¬ектов. Формами рационального познания являются понятие, суждение, умозаключение.
Понятие — мысль, фиксирующая общие существенные свойства объекта познания.
Суж¬дение — мысль, утверждающая или отрицающая что-либо об объекте познания.
Умозаклю¬чение — мысль, оформившаяся на базе одного или нескольких суждений и логически вы¬водящая из них новое суждение.
Очевидно, что нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании, две ступени познания проявля¬ются как единый процесс. Различие же между ними не вре¬менное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая.
Знание является единством чувственного и рацио¬нального познания действительности. Вне чувственного представления у человека нет никакого реального знания. Например, многие понятия современной науки весьма аб-страктны, и всё же они не свободны от чувственного содер¬жания. Не только потому, что своим происхождением эти понятия обязаны в конечном счёте опыту людей, но и пото¬му, что по своей форме они существуют в виде системы чув¬ственно воспринимаемых знаков. С другой стороны, зна¬ние не может обойтись без рациональных данных опыта и включения их в результаты и ход интеллектуального раз¬вития человечества.
Особенности чувственного и рационального познания
Чувственное познание
• Непосредственность, выра-жающаяся в прямом воспроиз-ведении объекта
• Наглядность и предметность возникающих в результате по¬знания образов
• Воспроизведение внешних сторон и свойств объектов
Рациональное познание
• Опора на результаты чув¬ственного познания
• Абстрактность и обобщён¬ность возникающих в ре¬зультате познания образов
• Воспроизведение объектов на основе внутренних зако¬номерных связей и отноше¬ний
Знание —результат познания

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вопросы для характеристикиИнтуиция
средстваозарение, наитие, прозрение
формымистическая – связана с жизненными переживаниями, эмоциями;
интеллектуальная – связана с умственной деятельностью
особенности