Познание – это процесс постижения человеком новых, ранее неизвестных знаний. Структура процесса познания:
Характеристика основных видов познания
— непосредственность; — наглядность и предметность; — воспроизведение внешних свойств и сторон.
— опора на результаты чувственного познания; — абстрактность и обобщенность; — воспроизведение внутренних закономерных связей и отношений
Вопросы для характеристики
Интуиция
средства
озарение, наитие, прозрение
формы
мистическая – связана с жизненными переживаниями, эмоциями; интеллектуальная – связана с умственной деятельностью
особенности
внезапность; неполная осознанность; непосредственный характер возникновения знаний.
Вопрос о соотношении чувственного и рационального вызвал появление двух философских направлений. Эмпиризм — единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт. Рационализм — наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства. Но противопоставлять чувственное и рациональное в познании нельзя, так как две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая высшая. Знание является единством чувственного и рационального познания действительности.
Знание — результат познания действительности, содержание сознания.
Виды знаний: Заблуждение – знание, не соответствующее реальному объекту, но принимаемое за истину. Ложь — сознательное искажение образа объекта. Житейское — основано на здравом смысле, формируется в результате повседневной жизни людей, сводится к констатации фактов и их описанию. Практическое — основой является деятельность людей по реализации потребностей. Художественное — строится на образе, характеризуется эмоциональностью, субъективностью. Научное — характеризуется стремлением к объективности, системностью, логичностью, существует в форме понятий и категорий, общих принципов, законов, теорий. Рациональное — отражает реальность в терминах, строится на рациональном мышлении. Иррациональное — отражает реальность в эмоциях, часто основано на интуиции, не подчиняется законам логики.
Формы познания
Особенности социального познания: — субъект и объект познания совпадают (общество изучает самого себя, социолог видит процесс изнутри, так как сам является участником общественных отношений. Поэтому большую роль играет личностная оценка общественных явлений); — ограничены возможности исследователя (не всегда можно провести эксперимент); — сложность и изменчивость объекта изучения порождает плюрализм точек зрения на общество.
При изучении общества следует применять конкретно-исторический подход: — устанавливать зависимость между прошлым и будущим; — выявляя общие закономерности, необходимо помнить о своеобразии и неповторимости исторического пути народов, стран, регионов; — изучать общественные явления в их многообразии и взаимозависимости; — рассматривать текущую деятельность как результат предыдущей.
Особенности познания средствами искусства: — эмоциональная окрашенность; — осуществляется при помощи образов. Образ – это отражение действительности, обладающее определёнными свойствами реально существующего предмета, преломлённое через внутренний мир творца (художника, режиссёра, писателя). Канон – свод прикладных правил создания образа. Характеризуется особенностями мировоззрения эпохи. (Например, в период античности воспевается красота человеческого тела, пропорциональность; в Средние века тело воспринимается как нечто греховное, поэтому изображается плоско, покрыто одеждами).
Что такое познание? Это совокупность процессов и методов, через которые можно получить знания об окружающем мире.
Это обширное понятие, которое охватывает и естественное стремление найти логическое объяснение происходящим вокруг процессам, и искусственно созданные приемы получения и накопления знаний.
Стремление объяснить каждое явление окружающего мира — главный фактор возникновения и развития человеческой цивилизации.
Субъект — тот, кто совершает действия, которые направлены на получение знаний. Например, вы читаете этот материал, чтобы узнать виды познания и их характеристику. Получается, что вы субъект познавательной деятельности.
Объект — то, на что направлена деятельность субъекта. Например, сейчас объект вашей познавательной деятельности — понятие познания и его виды.
Мотивы — то, зачем мы что-то делаем. Различают два вида мотивов:
Цель познавательной деятельности заключается в получении истинных, достоверных знаний о мире, понимании, как устроена реальность на самом деле.
Результат — это само знание о предмете или явлении. Иногда получение результата происходит неосознанно, например, если ребенок будет играть с глиняной кружкой и разобьет ее, он тут же поймет, что глина хрупкая и будет обращаться с посудой более бережно.
Сейчас узнаем, какие существуют методы познания, а после перейдем к формам.
Методы познания
Все методы познаний можно разделить на две большие группы: эмпирические и теоретические.
Эмпирические построены на наблюдении некоторых явлений. Теоретические основаны на анализе имеющейся информации и рациональных рассуждениях.
У познания есть два уровня (ступени): чувственный и рациональный. Рассмотрим отдельно каждый из них.
Чувственное познание
Чувственное познание происходит с помощью органов чувств человека. Основные механизмы чувственного познания: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.
Формы чувственного познания:
Ощущение — отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, которые возникают в результате их воздействия на органы чувств. При помощи этих органов человек ощущает некоторые свойства предмета — форму, цвет, запах.
Восприятие — чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, которые воздействует на органы чувств. Именно восприятие помогает формировать представления.
Представление — чувственно-наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, который сохраняется и воспроизводится в сознании даже без воздействия самих предметов познания на органы чувств. Другими словами — то, что сохранилось в памяти человека после знакомства с предметом.
Чувственное познание всегда субъективно, при этом именно этот уровень познания реализует связь человека с внешним миром.
Рациональное познание
Рациональное познание осуществляется разумом. Оно свойственно только человеку и является довольно сложным способом отражения действительности.
Основные механизмы рационального познания: сравнение, уподобление, обобщение, отвлечение.
Формы рационального познания:
Понятие — мысль, которая утверждает общие и существенные свойства объекта.
Суждение — мысль, которая утверждает или отрицает что-либо об объекте.
Умозаключение (вывод) — мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения.
Пример умозаключения: если a > b и b > c, то a > c.
Индуктивное умозаключение — от частного к общему.
Дедуктивное умозаключение — от общего к частному.
То, которое получается по аналогии.
Сравнение чувственного и рационального познания
Непосредственность, которая выражается в прямом воспроизведении объекта.
Наглядность и предметность возникающих в результате познания образов.
Воспроизведение внешних сторон и свойств объектов.
Опора на результаты чувственного познания.
Абстрактность и обобщенность возникающих в результате познания образов.
Воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений.
Нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании. Обе ступени проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая.
Основные виды и формы знаний
Знание — результат познания действительности, содержание сознания.
Житейское — носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Это важнейшая ориентировочная основа повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Приводит к констатации фактов и их описанию.
Научное — понимание действительности в ее прошлом, настоящем и будущем. Осуществляет предвидение разных явлений. Реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые приобретают крайне абстрактные формы (формулы, графики, схемы).
Практическое — овладение вещами, преобразование мира.
Художественное — целостное отображение мира и человека в нем. Строится на образе, а не на понятии.
Рациональное — отражение реальности в логических понятиях и категориях. Связано с рациональным мышлением.
Иррациональное — противоречит рациональному мышлению. Предметом являются эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля, а также некоторые явления, например, аномальные, которые не подчиняются законам логики и науки.
Личностное — зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности.
Формы знаний, которые выделяют по отношению к научному знанию:
Что такое познание: понятие, уровни, формы, методы, функции
Что такое познание?
Познание — это совокупность процессов, методов и процедур по получению знаний об окружающем нас мире. К его главной цели относят выявление закономерностей, регулирующих процессы и явления происходящие в мире, социуме и внутри отдельных людей. Все сведения, получаемые людьми посредством органов чувств, систематизируются головным мозгом и сохраняются в сознании, что помогает человеку значительно упростить собственное существование на Земле.
Основной задачей познания является достижение объективной истины. Усваивая информацию об окружающей реальности, человек приобретает необходимый ему багаж знаний и начинает лучше понимать суть происходящего вокруг него. Впоследствии приобретенные знания используются людьми на практике для преобразования окружающей действительности и удовлетворения собственных потребностей. Следовательно, получение знаний и их дальнейшее практическое применения для преобразования человеком социума и природы представляет собой единое целое, а познавательная деятельность неотрывно связана с практическим применением накопленных знаний, без которого она теряет смысл.
Различия между знанием и познанием минимальны, они отличаются друг от друга лишь как процесс и его итоговый результат или некая фиксация полученного результата, готового к практическому использованию. Субъектом деятельности по сбору знаний признается познающий окружающий мир индивид либо группа индивидов, объектом является предмет или явление окружающего мира. Если смотреть на приобретение и накопление знаний максимально широко, то его объектом является вся окружающая нас действительность.
Одной из важнейших характеристик познание, которое помогает лучше понять всю специфику этого процесса, является наличие 2-х уровней познания: чувственного и рационального. Рассмотрим каждый из уровней познания более подробно.
Уровни (ступени) познания
Итак, специалисты выделяют два основных уровня познания — чувственное (с помощью органов чувств) и рациональное (осмысление и переработка полученного знания). Это 2 ступени, которые имеют принципиальные отличия, но при этом они тесно связаны друг с другом. Остановимся более подробно на каждой из форм.
Чувственное познание
Чувственное познание основано на восприятии человеком информации с помощью органов чувств, иными словами – при помощи зрения, слуха, обоняния. Эта разновидность познавательного процесса достигается посредством:
Более подробно о чувственном познании читайте в этой статье.
Рациональное познание
Рациональное познание относят к достаточно сложным способам отражения реальности, оно осуществляется с помощью разума и им наделены исключительно люди. К его главным механизмам относят сравнения, обобщения, отвлечения и уподобления. Формами указанной разновидности познавательной деятельности являются:
Более подробно о рациональном познании читайте в этой статье.
Формы познания
Познание разделяют на научное и ненаучное, при этом в состав ненаучной познавательной деятельности входят обыденная, художественная, мифологическая и религиозная формы. Кратко опишем каждую из них, а затем более подробно рассмотрим научное познание.
Научное познание
Итак, научное познание — это одна из разновидностей познавательной деятельности, направленная на выявление сути вещей и явлений окружающей действительности, на открытие связей между ними а так же законов, определяющих их развитие. Итогом указанного вида деятельности становится сформированная система знаний о природе, людях и социуме, с возможностью описания, пояснения и предсказания дальнейшего развития событий. Предметом подобного исследования может стать любой предмет либо явление, к примеру, общество, государство, отдельный природный процесс, экономическая деятельность человека, закономерности функционирования психики людей и т.д. К его ключевым признакам относят:
Уровни научного познания
Специалисты выделяют эмпирический и теоретический уровни научного познания.
Эмпирическим(или опытным) уровнем обеспечивается работа исследователей по выявлению объективных фактов и присущих им скрытых связей и взаимоотношений между явлениями и вещами в окружающей действительности. Субъект на данном уровне получает правильное описание интересующих его процессов и явлений. К методам эмпирической познавательной деятельности относят научные наблюдения и эксперименты.
Более подробно об эмпирическом познании читайте в этой статье.
На теоретическом (или рациональном) уровне научно-познавательной деятельности происходит раскрытие внутренних связей, сложившихся между различными предметами и явлениями. Именно на этом уровне учеными выдвигаются гипотезы и теории, к основным методам рационального уровня относят идеализацию, абстрагирование, аналогию, анализ и синтез, дедукцию и индукцию. На практике оба описанных выше уровня тесно связаны между собой, они постоянно дополняют друг друга.
Формы научно-познавательного процесса
Основными формами научного познания являются:
Методы научного познания
К основным методам научно-познавательной деятельности относят:
Функции познания
Познанию отведены две важнейшие для общества и каждого отдельного человека функции. Первая из них заключается в формировании у индивида с помощью познавательной деятельности собственного мировоззрения, а также стратегии и принципов по взаимодействию с другими людьми и миром. Благодаря этому люди смогли не только адаптироваться к условиям окружающей их среды, но и начали преобразовывать ее.
Вторая ключевая функция познания заключается в формировании у человека в процессе познавательной деятельности критического подхода к собственной личности, что со временем становится главнейшим условием для саморазвития индивида, его становления и самосовершенствования. А движение вперед отдельных людей постепенно приводит в движение все общество.
Заключение
Таким образом, под познавательной деятельностью понимают способность отдельной личности воспринимать своим разумом исходящую извне информацию, а затем – анализировать и обрабатывать ее, делая логические выводы на основе полученных фактов. Главной целью познавательного процесса является не только изменение человеком окружающей среды, но и изменение отдельно взятой личности с помощью получения и применения ею новых знаний.
Мысль утверждающая или отрицающая что либо о познанном объекте это
1.1 Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции) Человек, индивид, личность
Человек по своей сути биосоциален — как любое живое существо, он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует. Биологическая природа человека проявляется в его анатомо-физиологических чертах, строении различных систем и органов, инстинктах и рефлексах. Биологически каждый чело¬век уникален, так как получаемый от родителей набор генов неповторим. Учёные считают наиболее важными следующие отличия человека от других живых существ: наличие мышления и словесной речи; способность к целенаправленной, в том числе творческой, деятельности; способность сознательно и целесообразно преобразовывать окружающую действительность; способность с помощью других орудий изготавливать сложные орудия труда и использовать их в процессе производства необходимых благ. Человек как социальное существо неразрывно связан с обществом. Он может раскрыть свою социальную природу, только осуществляя определённую деятельность, общаясь с другими людьми. Социальная сущность человека проявляется через его мировоззрение, способность и готовность к общественно полезному труду и творчеству, сознание и разум, понимание свободы и ответственности. Для характеристики человека учёные используют понятия «индивид», «личность», «индивидуальность». Индивид — единичный представитель человечества. Личность — человек как носитель сознания, наделённый рядом важнейших социальных качеств: самосознанием и совестью, жизненными принципами и идеалами, способностью учиться, трудиться, общаться с другими людьми, участвовать в жизни общества.
Индивид (от лат. individuum — неделимый, неразделённый) — это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т. д. Индивидуальность — это неповторимое своеобразие проявлений человека, подчёркивающая исключительность, многосторонность и гармоничность, естественность и непринуждённость его деятельности Личность (от лат. persona — особа) — это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни Человек как отдельная особь среди других людей Человек как один из многих, но с учётом его личных особенностей: внешний облик, манера поведения, характер и т. д. Человек с социально значимыми качествами
Личность формируется и развивается на протяжении всей жизни человека, в ходе социализации (в процессе усвоения социальных норм и образцов, культуры данного общества). Понятие «индивидуальность» используется для обозначения уникального сочетания биологических и социальных качеств, которое одного человека отличает от всех других. Можно сказать, что индивидуальность — это своеобразие человека.
Понятие социализации Социализация — это осуществляющийся на протяжении всей жизни процесс формирования личности, развития социально значимых качеств человека. В ходе социализации человек усваивает опыт предшествующих поколений, который включает в себя систему знаний, норм, ценностей, образцы поведения в типичных ситуациях (социальные роли) и др. От успеха социализации зависит то, насколько личность сумеет реализовать себя в процессе общественной жизни. Агенты социализации Агенты (институты) социализации — люди и организации, обеспечивающие обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей. Первичную социализацию, в ходе которой ребёнок усваивает элементарные приёмы самообслуживания в быту, навыки общения с окружающими, осуществляет в первую очередь семья. В дальнейшем в социализацию включаются ближайший круг друзей, образовательные организации, средства массовой информации (СМИ), церковь и др.
Мировоззрение, его виды и формы Мировоззрение — это целостное представление о при¬роде, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества. В зависимости от соотношения интеллектуального и эмоционального компонента в мировоззрении различаются следующие элементы. Можно выделить следующие особенности мировоззрения: 1. Оно всегда исторично, т. е. тесно связано с переживаемыми обществом стадиями развития, совокупностью тех проблем, которыми непосредственно живёт общество. 2. В мировоззрении могут проявляться: — догматизм (от гр. dogma — мнение) — форма мышления и действия, характеризующаяся косностью, «мёртвостью», неподвижностью, стремлением к авторитарности; — скептицизм (от гр. skeptikos — рассматривающий, исследующий) — философское направление, использующее сомнение в познавательных возможностях мышления; — разумный критицизм. 3. Мировоззрение всегда связано с убеждением — устойчивым взглядом на мир, идеалами и принципами, стремлением воплотить их в жизнь через свои действия и поступки. Мировоззрение сказывается на всём облике человека, на всей совокупности особенностей поведения и действий, привычек и наклонностей.
Хотя типы мировоззрения взаимосвязаны, тем не менее, они существенно отличаются друг от друга спецификой формирования и своим содержанием. Классификация видов мировоззрения может быть различной. Типы мировоззрения ВАЖНО! Обыденное (или житейское)- является по¬рождением повседневной жизни людей, в сфере которой осуществляется удовлетворение их потребностей
Религиозное- связано с признанием сверхъестественного на¬чала, поддерживает в людях надежду на по¬лучение ими того, чего они лишены в своей жизни. Основа— религиозные учения(христианство, ислам, буддизм и др.) Философское- связано с теоретическим обоснованием содержания и способов достижения обобщённых знаний о действительности, с установлением норм, ценностей и идеалов, определяющих цели, средства и характер деятельности людей Научное- теоретическое осмысление результатов науч¬ной деятельности людей, обобщённых итогов человеческого познания
Мировоззрение играет значительную роль в жизни человека.
1.3 Виды знаний Познание и его цели Познание — процесс получения человеком нового знания. Целью познания является истинное знание
Представители различных философских направлений по-разному отвечали на вопрос о возможности познания мира. Агностицизм (от гр. agnostos — недоступный познанию) Скептицизм (от гр. skeptikos — рассматривающий, критикующий) Оптимизм (от лат. optimus — наилучший) Отрицает полно¬стью или частично возможность по¬знания мира, по¬знание не даёт достоверных сведе¬ний о мире Не отрицая прин-ципиальной воз-можности позна¬ния мира, выража¬ет сомнение в том, что все знания о ми¬ре носят достовер¬ный характер Утверждает прин-ципиальную позна-ваемость мира, принципиальную возможность полу¬чения достоверных знаний о мире Этапы и формы познания Учёные различают чувственное и рациональное познание. Источником знаний о мире, его красках и звуках, величинах и расстояниях, вкусах и за¬пахах являются органы чувств: глаза (зрение), уши (слух), язык (вкус), нос (обоняние), кожа (осязание). Органы чувств человека непосредственно контактируют с познаваемыми предме¬тами, получая о них различную информацию. С помощью чувственного познания мы можем судить только о внешних свойствах отдельных предметов: их форме, величине, цвете и др. К формам чувственного познания относят ощущение, восприятие, представление. Ощущение — отражение отдельных реальных свойств и признаков предметов и процес¬сов, возникающее в результате их воздействия на органы чувств человека. Восприятие — чув¬ственный образ предмета или процесса, целостное отображение явлений действительности во всей полноте их разнообразных свойств. Представление — обобщённый образ объекта познания, воспроизведённый в сознании человека без непосредственного воздействия этого объекта на органы чувств (сохранённый в памяти). Задачу обобщения и анализа информации, полученной с помощью органов чувств, вы¬полняет рациональное (от лат. ratio — разум) познание. На этапе рационального познания субъект отвлекается от частных, несущественных свойств отдельных предметов, обобщает их существенные свойства и далее оперирует общими признаками групп однотипных объ¬ектов. Формами рационального познания являются понятие, суждение, умозаключение. Понятие — мысль, фиксирующая общие существенные свойства объекта познания. Суж¬дение — мысль, утверждающая или отрицающая что-либо об объекте познания. Умозаклю¬чение — мысль, оформившаяся на базе одного или нескольких суждений и логически вы¬водящая из них новое суждение. Очевидно, что нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании, две ступени познания проявля¬ются как единый процесс. Различие же между ними не вре¬менное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая. Знание является единством чувственного и рацио¬нального познания действительности. Вне чувственного представления у человека нет никакого реального знания. Например, многие понятия современной науки весьма аб-страктны, и всё же они не свободны от чувственного содер¬жания. Не только потому, что своим происхождением эти понятия обязаны в конечном счёте опыту людей, но и пото¬му, что по своей форме они существуют в виде системы чув¬ственно воспринимаемых знаков. С другой стороны, зна¬ние не может обойтись без рациональных данных опыта и включения их в результаты и ход интеллектуального раз¬вития человечества. Особенности чувственного и рационального познания Чувственное познание • Непосредственность, выра-жающаяся в прямом воспроиз-ведении объекта • Наглядность и предметность возникающих в результате по¬знания образов • Воспроизведение внешних сторон и свойств объектов Рациональное познание • Опора на результаты чув¬ственного познания • Абстрактность и обобщён¬ность возникающих в ре¬зультате познания образов • Воспроизведение объектов на основе внутренних зако¬номерных связей и отноше¬ний Знание —результат познания