Мысль утверждающая или отрицающая что либо о предмете процессе явлении 8 букв
Мысль утверждающая или отрицающая что либо о предмете процессе явлении 8 букв
Александр Шапитько запись закреплена
Контрольная работа по обществознанию 10 класс. 1 вариант.
А 1. Представление — это :
1) чувственное отражение в виде образа предметов или явлений, сохраняющееся в сознании (памяти) после окончания непосредственного воздействия на органы чувств;
2) отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств ;
3)отражение предметов и их свойств, непосредственно воздействующих на органы чувств в виде целостного образа ;
4) форма (вид) мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов, явлений
А2. Верны ли следующие суждения о формах чувственного и рационального познания?
А. Ощущение, восприятие, понятие — это формы чувственного познания.
Б. Представление, суждение, умозаключение — это формы рационального познания.
1)верно только А ;
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А3. Субъектом познания является:
1) мировой разум
2) человек
3) природа
4) любое живое качество.
А4. Верны ли следующие суждения о познании?
А. Познание относится к базовым потребностям человека.
Б. Познание всегда носит творческий характер.
1) верно только А ;
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А5. Критерием (ями) истины является (ются) :
1) соответствие господствующему в обществе учению;
2) практика
3) мнение руководства
4) все указанное выше.
А6.Определение: «Чувственный образ внешних характеристик предмета и процессов материального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств» относится к понятию :
1) гипотеза
2) представление
3) восприятие
4) ощущение
А7. Верны ли следующие суждения о ступенях познания?
А. Различие между чувственным и рациональным познанием временное: вначале человек воспринимает внешние качества, свойства вещей предметов, а затем пытается проникнуть в сущность предмета или явления.
Б. Чувственное и рациональное познание взаимосвязаны и неразрывны.
1)верно только А ;
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А8. И чувственное, и рациональное познание:
1) формирует представления и знания о предмете
2) начинается с ощущения
3) дает наглядный образ предмета
4) использует логическое умозаключение
1) верно только А ;
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А10. Верны ли следующие суждения об истине?
А. Истина — это объективное отражение в сознании человека предметов и явлений.
Б. Истина — это результат познания, существующий только в виде понятий, суждений и теорий.
1)верно только А;
2) верно только Б;
3) верно и А, и Б;
4) оба суждения неверны
А11. Верны ли следующие суждения об абсолютной истине?
А. Ни одна из абсолютных истин не может стать относительной.
Б. Некоторые из абсолютных истин могут стать относительными.
1)верно только А ;
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А12. Верны ли следующие суждения об истинности знания?
А. Истинность любого знания имеет свои пределы, поэтому в нем содержатся моменты как абсолютной, так и относительной истины.
Б. Все наши знания только относительно истинны, в них нет никакой абсолютной истины.
1) верно только А;
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А13. Определение: «Процесс получения объективного, истинного знания» относится к понятию:
1) житейское познание
2) научное познание
3) художественное познание
4) практическое познание
А14. Какому знанию соответствуют следующие выражения: «на глазок», «чуть-чуть», «щепоточку»?
1) научному
2) художественному
3) практическому
4) житейскому
А15. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «истина». Отражение действительности; знание; конкретность; зависимость от человека; процесс.
Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «истина».
А16. Установите соответствие между формами познания и их сущностью:
А) мысль, отражающая общие и существенные свойства предметов, явлений, процессов;
Б) образ объекта познания,запечатленный в памяти
В) мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, явлении, процессе
Г) чувственный образ предметов, явлений и процессов, непосредственно воздействующих на органы чувств
1) представление
2)понятие
3)суждение
4) восприятие
А17. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1) По мысли древнегреческого философа Аристотеля, все люди склонны к познанию.
(2) Практическая деятельность человека включает познание в качестве своей важнейшей составной части.
(3) Считаем, что наука как главный инструмент познания оказалась бессильной удовлетворительно ответить на вопросы о глубинных процессах, составляющих содержание познания и подсознания человека.
(4) В познании человека на помощь науке пришли литература и искусство, вскрывая тайны человеческого духа, тонкие нюансы разнообразных отношений и поведения людей.
Определите, какие положения текста носят:
А) фактический характер
Б) характер оценочных суждений
А18. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Если представление — это_____(1) предмета, то понятие — это _____(2) о предмете.С помощью понятий человек проникает в суть познаваемого предмета, что недоступно_____3), восприятиям и представлениям. Понятия существуют в голове человека не изолированно, а в связи друг с другом, т. е. в виде_____(4), которые можно вывести на основе _______5), так и опосредованным путем — с помощью______(6)».
Слова в списке даны в именительном падение, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск..
А) концепция
Б) мысль
В)ощущение
Г) умозаключение
Д) эксперимент
Е) наблюдение
Ж) проблема
3) образ
И) суждение.
Чувственное и рациональное познание.
Формы познания: чувственное и рациональное, истинное и ложное
Познание имеет два уровня (две стороны) — чувственное познание — осуществляется органами чувств (зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом) и рациональное познание — присуще только человеку, является более сложным способом отражения действительности, который осуществляется посредством мышления.
Формы чувственного познания
• Ощущение — отражение отдельных свойств предмета, I явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств.
• Восприятие — чувственный образ целостной картины I предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств.
• Представление — чувственно-наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств.
Формы рационального познания
• Понятие — мысль, утверждающая общие и существенные I свойства предмета, процесса, явления.
• Суждение — мысль, утверждающая или отрицающая что-I либо о предмете, процессе, явлении.
• Умозаключение (вывод) — мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения.
Индуктивное — Дедуктивное — Получаемое
умозаключение от умозаключение от по аналогии. частного к общему. общего к частному.
По-разному рассматривается вопрос о месте чувственного и рационального познания. Существуют прямо противоположные точки зрения.
Эмпиризм (от гр. empeiria — опыт) — единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт.
Рационализм (от л1ат. ratio — разум, рассудок) — наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.
Очевидно, что нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании, две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая.
Знание является единством чувственного и рационального познания действительности. Вне чувственного представления у человека нет никакого реального знания. Например, многие понятия современной науки весьма абстрактны, и все же они не свободны от чувственного содержания. Не только потому, что своим происхождением эти понятия обязаны в конечном счете опыту людей, но и потому, что по своей форме они существуют в виде системы чувственно воспринимаемых знаков. С другой стороны, знание не может обойтись без рациональных данных опыта и включения их в результаты и ход интеллектуального развития человечества.
Источник