Мысли что ничего не получится
«У меня ничего не получится»: 5 шагов, чтобы изменить будущее
Многие люди не решаются начинать новые проекты, менять профессию, открывать свое дело только потому, что не уверены в собственных силах. Они считают, что виноваты внешние препятствия и помехи, но на самом деле ограничивают себя сами, утверждает психолог Бет Керланд.
Мы часто говорим себе и слышим от знакомых: «Ничего не получится». Эта фраза лишает уверенности. Перед нами вырастает глухая стена, которая заставляет повернуть обратно или остаться на месте. Трудно двигаться вперед, когда слова воспринимаются как непреложный факт.
«Большую часть жизни я восхищалась теми, кто достиг успехов: совершил открытие и помог человечеству, создал небольшой бизнес и построил империю, написал сценарий, по которому сняли культовый фильм, не побоялся выступить перед многотысячной аудиторией, и повторяла себе: «У меня не получится». Но однажды я задумалась над этими словами и поняла, что они мешают мне достигать желаемого», — вспоминает Бет Керланд.
Что же нужно, чтобы добиваться невозможного? Что поможет преодолеть глухую стену неуверенности в собственных силах и продолжать путь к своим целям? Психолог предлагает начать с пяти шагов, которые могут изменить жизнь и подсказать, как начать двигаться вперед.
1. Поймите, что ваше мнение о себе — не истина, а ошибочное суждение
Мы склонны безоглядно верить голосу в нашей голове, который твердит, что мы обязательно проиграем. Идем у него на поводу, поскольку убедили себя, что иначе не может быть. На самом деле наши суждения зачастую оказываются ошибочными или искаженными. Вместо того чтобы повторять, что у вас не выйдет, скажите: «Это страшно и трудно, но я хотя бы попытаюсь».
Обратите внимание, что происходит с вашим телом, когда вы произносите эту фразу. Попробуйте практиковать медитацию осознанности — это отличный способ отследить свои мысли и понять, насколько они изменчивы.
2. Признайте, что бояться неизвестности нормально
Необязательно ждать, пока улягутся сомнения, страхи и тревоги, чтобы рискнуть и сделать то, о чем мечтаете. Нам часто кажется, что неприятные эмоции будут сопровождать каждый шаг на пути к цели. Однако, когда мы сосредоточимся на том, что по-настоящему ценно и важно, намного проще будет переступить через эмоциональный дискомфорт и начать действовать.
«Смелость — это не отсутствие страха, а скорее понимание, что есть нечто более важное, чем страх», — писал американский философ Амброуз Редмун. Спросите себя, что для вас важнее страхов и сомнений, ради чего вы готовы смириться с неприятными чувствами.
3. Разбейте путь к большой цели на короткие, достижимые этапы
Взяться за то, в чем не уверен, непросто. Но если идти маленькими шагами и хвалить себя за каждое достижение, уверенности станет больше. В психотерапии успешно применяется техника градуированной экспозиции, когда клиент понемногу, шаг за шагом, учится принимать ситуации, которых избегает или боится.
«Мне не раз приходилось видеть, с какими трудностями справляются люди. Преодолевая один этап и переходя к следующему, они постепенно набирают силу, которая помогает выдержать новые испытания. Кроме того, я убедилась на собственном опыте, что это работает», — делится Бет Керланд.
Подумайте, какой маленький шаг можете сделать сегодня или на этой неделе, чтобы продвинуться к большой и важной цели.
Что делать, если ничего не получается: 4 совета гештальт-терапевта
Медиа и социальные сети заполнили истории успеха. Своих целей добиваются далеко не все, но высокие достижения все равно выставляются как норма, к которой нужно стремиться. Все это нередко приводит к потере веры в себя и закономерному вопросу: «Почему у меня ничего не получается?» От таких негативных установок можно избавиться, делая шаги для улучшения своей жизни.
Янина Верженская, психолог, гештальт-терапевт
Что значит «все не получается»
Здесь заключается главная ошибка. Говоря «все не так», мы обобщаем и, по сути, перечеркиваем все без исключения, что было нами сделано. Действительно ли в проделанной работе нет ни одного верного шага? Чтобы оценить это, определимся с понятиями.
Предположим, вы решили запустить проект, и работаете над его реализацией в режиме 24/7, но проходит время, а он не развивается. В какой-то момент вы понимаете, что ничего не получается, и вера в успех постепенно пропадает.
Такое ощущение появляется, когда человек не видит результатов своего труда прямо сейчас. Некоторые объясняют данное состояние выгоранием — тем, что просто пропал интерес. В действительности выгорание — это усталость, эмоциональное истощение, переживание опустошенности и бессилия, нежелание что-либо делать.
Когда мы говорим, что ничего не получается, и при этом понимаем, что останавливаться нельзя, что нужно идти вперед, речь идет не о выгорании, а об обесценивании результатов своих усилий. А это состояние можно и нужно прорабатывать.
Что делать, когда «все не получается»
Разобрать сложившуюся ситуацию на составляющие и понять, что именно мешает достижению результата, — это поможет избежать обесценивания.
Как это сделать, разберем на примере: вы решили открыть магазин, выбрали нишу, исследовали рынок, провели анализ конкурентов, составили бизнес-план, арендовали помещение, договорились с поставщиками, наняли сотрудников и, наконец, запустили проект, но посетителей нет, а значит, и прибыли тоже. Причины могут быть разные: неудачно выбрана локация, неверно оценены вложения, подвели подрядчики, недостаточно квалифицированных сотрудников и так далее — надо найти, что именно.
Для этого необходимо задать себе вопросы, например: удачно ли расположен торговый объект? верно ли выбрана товарная ниша? правильно ли подобран персонал? какие ошибки совершают работники и в чем?
Таким образом глобальное «все не получается» будет разделено на составляющие: в одной из них, вероятно, и кроется ошибка. Благодаря этому станет очевидно, что удалось сделать достаточно много. А значит, не получается далеко не все, а только конкретные пункты плана, в то время как конструктивных действий гораздо больше.
Перестать зацикливаться на профессиональной деятельности
В этом случае при возникновении проблем в производственной сфере происходит обесценивание не только результатов своей работы, но и жизни в целом. Ведь от мыслей о профессиональных неудачах («у меня в бизнесе ничего не получается») легко прийти к выводу «я никчемный человек». При этом, вполне возможно, вы прекрасные мать или отец, отлично рисуете, готовите или играете в теннис. Хотя эти навыки не имеют отношения к работе, они касаются лично вас: есть конкретные сферы жизни, в которых вы талантливы и успешны. И важно помнить об этом, а не умалять свои достижения, обобщая их с теми сферами, в которых что-то не получилось или получилось недостаточно удачно.
Надо научиться не обобщать неудачи, а конкретизировать проблему, чтобы проработать и устранить ее.
Принять, что движение вперед есть всегда, но бывает дефицит, который можно восполнить
Когда возникает ощущение, что ничего не получается, выполните несложное упражнение, которое наглядно покажет достигнутые результаты. Запишите на листе бумаги:
Даже если кажется, что процесс происходит не так быстро или не в таком масштабе, как запланировано, это говорит только о том, что существует определенный дефицит, с которым необходимо работать.
Например, вы не прошли собеседование на должность графического дизайнера в авторитетном издании и сразу сделали вывод: «У меня снова ничего не получилось, меня никогда не возьмут на достойную работу». Но если разложить ситуацию на составляющие, может оказаться, что для получения вакансии вам не хватило конкретного навыка — например, знания одной из четырех обязательных программ. Понимая это, можно достаточно быстро устранить дефицит, пройдя обучение самостоятельно или на курсах, и прийти к другому результату: «У меня все получилось».
Однако надо отдавать себе отчет, что получилось не все, а только добиться желаемой вакансии. Но теперь на ней необходимо удержаться, а значит, надо постоянно расти.
Как составить стратегию действий
Начните записывать маленькие шаги, которые помогут двигаться вперед, то есть начните фрагментировать ситуацию. Такие записи стоит делать раз в две недели либо в раз месяц. Выберите точку отсчета и распишите, что на ваш взгляд, идет не так.
Например, вы хотите увеличить доход в два раза, но это не удается.
Чтобы понять, в чем проблема, отметьте:
Проанализируйте, возможно, у вас не получается не все, а только соблюсти сроки, или вы их вообще не поставили либо решили, что удвоите прибыль за счет увеличения продаж, но потом пришли к выводу, что, если раньше продавали 100 единиц товара в день, то реализовать 200 единиц нереально. Может быть, в этом случае следует повысить стоимость товара или включить оплату за его пересылку, то есть изменить что-то в самой стратегии.
Помните, что стратегия — это способ достижения сложной цели, и очень важно регулярно ее прорабатывать и корректировать. При этом следует ориентироваться на так называемый управленческий цикл, где есть:
В данном случае контроль — это сравнение с идеалом: что есть в настоящий момент и к чему вы стремитесь прийти в итоге.
Как научиться разделять ответственность
На старте проекта важно разделить ответственность (если не получилось в самом начале, то как только об этом вспомнили): надо четко определить, за что отвечаете вы, а за что — другие. И не винить себя в том, что находится вне вашей зоны влияния.
Ощущение «все не получается» может возникнуть в аэропорту, когда вы собрались на важные переговоры, а рейс отменили. Да, не получилось. Но это не у вас не получилось. Внешние обстоятельства нельзя сбрасывать со счетов. Вы открыто говорите партнерам о переносе встречи, потому что верите в ее ценность, а не зацикливаетесь на чувстве вины.
Брать на себя всю ответственность — это другая сторона мании величия, потому что невозможно отвечать абсолютно за все. Нагружая себя виной за чужие ошибки, вы попадете в отчаяние, а там и до выгорания недалеко. Кроме того, надо принимать во внимание объективные внешние обстоятельства и уметь на них реагировать: кризис — вы регулируете цены, необязательность партнеров — осознаете ситуацию и не пытаетесь переделать людей. Важно обсуждать проблемы и менять стратегию.
Благодаря такому подходу вы перестанете обесценивать свою работу, потому что научитесь раскладывать неудачи на отдельные фрагменты, находить слабое звено и прорабатывать его, добиваясь нужного результата.
Психолог о том, как побороть мысль, что ты – неудачник
Практический психолог и преподаватель Юлия Коляго рассказывает, откуда у человека появляются мысли о том, что он толстый, ленивый и ничего в жизни не добьется.
КАКИЕ ОНИ БЫВАЮТ?
– «Я неудачник. У меня ничего не получается. Я бездельник. Я некрасивая. Я должен быть решительным. Мое будущее ужасно. Если я провалю экзамен, мне конец. » Это когнитивные искажения, или негативные установки, которые появляются в голове непроизвольно. Они представляют собой утверждения человека относительно самого себя, сформулированные в негативной форме. Это своеобразный набор правил жизни, комплект из которых каждый из нас собирает самостоятельно, осознанно и неосознанно, всю жизнь.
Они могут быть разные, но психолог Альберт Эллис составил список из четырех пунктов:
Катастрофизация: насколько экстремально вы воспринимаете различные неблагоприятные события. Когда мы находимся под влиянием установки катастрофизации, то оцениваем какое-то неприятное для нас событие как что-то неотвратимое, ужасное, что-то, что разрушит нашу жизнь раз и навсегда.
Ко мне часто приходят и говорят: «Боже мой, если это произойдет – будет конец света». Я отвечаю: хорошо, это произошло, конец света настал, расскажите мне теперь, что там? И когда они начинают рассказывать, почему-то получается, что никакого конца света нет, жизнь продолжается. Часто у людей действительно трудная ситуация, но, если они воспринимают ее как катаклизм – они выдумывают себе катастрофу.
Долженствование в отношении себя: что, по вашему мнению, вы должны делать и не делать. Убеждение, что вы кому-то что-то должны, будет источником стресса в том случае, если выполнить долг невозможно.
Долженствование в отношении других: что, как вы считаете, должны делать и не делать другие люди.
Оценочная установка: как вы оцениваете себя и других.
ОТКУДА ОНИ БЕРУТСЯ?
– Формирование негативных установок происходит на четырех уровнях. Первый – индивидуальный. Например, когда мы плохо себя чувствуем и устали – и из-за этого чувствуем себя глупыми или некрасивыми. Или у нас что-то не получилось, мы сорвали дедлайн, с женой поругались, и всё – мысли о том, что я неудачник и жизнь тлен, тут как тут. Если это произошло на таком уровне, здесь и сейчас, то с такой установкой можно справиться достаточно быстро. Она исчезнет, как только исчезнет негативная ситуация.
Второй уровень – микросистемный. Это семья: муж, жена, дети. Например, когда ребенок постоянно слышит от родителей «ты бестолочь», «из тебя ничего не выйдет», у него формируется негативная установка. Или это взаимодействие между супругами, когда они транслируют друг другу негативные послания: ты ничего не можешь, ты плохая хозяйка, ты никчемный в постели и т.д.
Негативные установки могут быть сформированы на макросистемном уровне. Это уже не только супруги и их дети, а также бабушки, дяди, тети, племянники и все, кого мы включаем в большую семью. И от них мы получаем установки, которые транслируются из поколения в поколение. Например: в нашей семье все с высшим образованием, и если ты – нет, то ты никто.
И самый высокий уровень – это уровень мегасистемный. Это социальное окружение, культура, в которой мы живем. Этот уровень всегда будет оказывать огромное влияние на установки человека, ведь мы хотим соответствовать ожиданиям социума.
ЧТО С НИМИ ДЕЛАТЬ?
– Часть установок упрощает нам жизнь, но большинство, наоборот, усложняет. Со всеми установками можно работать, и у нас есть для этого силы и возможности.
От негативных установок нет волшебной таблетки, здесь нужна дисциплина, ответственность и регулярность. Первый этап – это выявление и отслеживание негативных установок. Начать их замечать – первый шаг к изменениям. Это достаточно сложно сделать самому. Проще, если установка сформирована совсем недавно, но вот если это был «подарок» или «наследство» от семьи или общества, то могут возникнуть трудности.
Нужно проверить негативную установку на прочность: что произойдет в вашей жизни, если вы от нее избавитесь? Для чего она вам была нужна? Ведь часто бывает так, что за установкой скрывается вторичная выгода: например, соответствие ожиданиям общества и родителей. Изменить такую установку – значит, не соответствовать ожиданиям общества, предать родителей, испытать вину, страх, злость. Часто еще бывает, что страдать и жаловаться нам проще, чем решать проблему. Проще придумать множество оправданий, почему мы что-то не сделали, чем объяснить, почему мы не хотим что-то делать. Важно понять, какую потребность удовлетворяли наши негативные установки и как удовлетворять эту потребность, не прибегая к ним. Нужно подумать, чем мы заменим убранную установку, чтобы не осталось пустоты.
Дальше можно начинать переформулировку негативной установки в позитивную. Нужно сформулировать рациональное альтернативное убеждение и постараться следовать ему в реальности.
Например, при установке на катастрофизацию нужно заменять крайне негативную оценку ситуации на более близкую к реальности. Ответить себе на вопросы: «Что самое плохое может произойти?», «Что я буду делать, если это произойдет?», «Какими будут последствия?» Или при установке долженствования вспоминать, как часто люди ведут себя так, как вы задумали, и заменять слова «должен», «должны», «должна» на слова «хочу», «хотелось бы». Или при оценочной установке стараться оценивать не отдельные черты и поступки людей, а личность в целом.
Процесс займет какое-то время, но, чем больше вы будете стараться, тем больше будет получаться. Важно переформулировать негативные установки в действие. Например, «с каждым разом я становлюсь все красивее». Формулировка «с каждым разом» говорит о приложении ваших усилий и вашей активности. Нужно действовать, причем действовать не так, как раньше. Ведь, формулируя позитивную установку, мы таким образом берем на себя ответственность и начинаем действовать согласно этим изменениям. Да, это может вызывать страх и сопротивление, но это нормально, ведь вы нарушаете установленные для себя правила. Не берите в работу сразу все негативные установки, поработайте с одной-двумя. Пробуйте, оспаривайте свои автоматические мысли, фиксируйте результаты и изменения. Если что-то не получается, не бойтесь обращаться за помощью.
Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.
Фото: CityDog.by.
Страх, что не получится – что с этим делать?
Одно из различий в мышлении людей успешных и людей-неудачников – первые думают, что для них «возможно всё», а вторые считают, что у них не получится.
Как вы думаете, где и каким образом у ребенка формируется это убеждение: «Всё равно у меня ничего не получится?» Как возникает такая мысль в голове у человека?
Сначала в один-два года, когда он начинает везде лезть, у него что-то падает и ломается, не получается и т.д., маленький ребенок при оценке своих возможностей ориентируется на реакцию родителей. Одного родители терпеливо обучают-обучают, а на другого начинают ругаться, указывать на ошибки, запрещать, чуть ли не руки связывать.
Потом мы отдаем ребенка в школу. И если в дошкольном возрасте ещё был шанс на вменяемость родителей, поддерживающих ребенка в процессе обучения, то в школьном возрасте взрослые фиксируют внимание ребенка на том, что он вообще-то неумелый, никчемный неудачник. Вся система школьного образования направлена на поиск ошибок и навязывание страха ошибиться. Ежедневно на протяжении 10-11 лет нам твердили (и твердят нашим детям), что мы люди, у которых не получается. Как если бы ошибаться было действительно плохо.
Но биологически человек приспособлен к обучению через опыт. Идея, что ты получишь теоретическую информацию и от этого научишься, странная и глупая. Не бывает, что человек, не получив новый опыт и не осмыслив его, начинает всё сразу уметь просто потому, что получил какую-то информацию.
Когда идет речь о спорте, мы это понимаем. Ни одного ребенка не учат плавать, заставляя его читать книгу о плавании. Когда речь идет о практических вещах, мы все осваивали через опыт. У многих горели сковородки, кастрюли или яичница, прежде чем мы научились готовить. Даже если ни разу не сгорела сковородка или кастрюля, как минимум пришлось выкинуть в мусорку то, что получилось в результате экспериментов. Даже если у кого-то мама рядом стояла – всё равно пришлось в какой-то момент без мамы готовить. Отвлеклась на телефон – все залито, плиту не отмыть. Не среагировала на запах вовремя – достала из духовки угольки.
Когда речь идет о понятных применимых вещах, мы считаем нормально ошибаться, учиться на своих ошибках, осваивать опыт своих ошибок и снова идти делать то, что нам нужно делать. Это мы понимаем про обучение физическим навыкам. А когда речь идет о наших мыслях и убеждениях, мы выключаем способность к обучению.
У каждого из нас есть способность обучаться и действовать правильно. Мы все научились плавать, ездить на велосипеде, готовить еду, водить машину. У каждого есть опыт правильного обучения и правильного отношения к своим ошибкам.
При этом мы почему-то, когда речь заходит о деньгах и благополучии, о жизни в том формате, в котором вы хотите жить, очень часто берем не тот опыт, где мы ошибались и научились, а плохой школьный опыт – опыт того, как нас «били» за каждую ошибку. Вспомните реакцию своих учителей и родителей на «не выучил урок и получил двойку». Повезло тем, кому говорили: «Ничего, исправишь, все у тебя получится». В основном моим друзьям детства говорили совсем другое.
Вспомните, что говорили вам, когда вы забыли тетрадку или не сделали домашнее задание, и поэтому двойка? Кого-то родители били, кого-то наказывали и лишали удовольствий, кого-то унижали и оскорбляли. Даже если повезло с родителями, всё равно унизительные и пренебрежительные фразы наверняка выслушивались от учителей.
И даже если вам самим было хорошо, всё равно вам навязывали страх ошибки и страх перед обучением. В вашем присутствии оскорбляли и унижали или наказывали ваших братьев, сестер и одноклассников.
Этот привычный на постсоветском пространстве способ обучения приводит к формированию антипредпринимательского мышления, мышления бедности и серости. Ребенок переживает боль сам либо через механизм эмпатии (сопереживания) чувствует эмоции других детей. Дети, когда учатся в школе, ещё не умеют отгораживаться от чужих переживаний, как это могут делать взрослые.
Даже если ставят двойку, наказывают и ругают не самого ребенка, а одноклассника, ребенку всё равно больно, задевает, возникает страх оказаться на чужом месте. У большинства людей, которые не богаты, не преуспевают, не добились целей, родителями, учителями, высказываниями в обществе, опытом других детей или собственным опытом сформирован страх ошибки, т.е. отсутствует право ошибаться.
В основном мы жили с родителями, которые сами не имели права ошибаться. Кто из наших мам и пап мог вслух сказать: «Извини, доченька/сыночек, я была неправа, я ошиблась, неправильно поступила по отношению к тебе, и буду нанесенный тебе вред компенсировать»? Единицы!
Единицы наших родителей могли уронить свой родительский авторитет перед ребенком. Большинство замалчивало такие моменты.
Хорошо, что наше поколение понимает, что признание ошибки не роняет авторитет, наоборот, дети воспринимают это как нормальный способ человеческого взаимодействия. Но, к сожалению, наши родители были такими, какими были. В Советском Союзе нельзя было ронять свой родительский авторитет, транслировалось, что этого не должно быть ни в коем случае.
А мы, когда были детьми и подростками, мы ж не были совсем идиотами. Мы прекрасно понимали, что здесь мама врет, здесь мама манипулирует, здесь мама «накосячила», но не признает этого, здесь мама несправедливо нас наказала, обидела, унизила, но не будет это признавать. Мы, к сожалению, в большинстве своем не имели опыта взаимодействия как равные взаимоуважаемые партнеры: ни в школе с учителями, ни с родителями.
Так формируется мышление людей слабых, несчастных и бедных. Редко кому повезло с родителями – большинство наших родителей были с советским менталитетом, когда неважно, умна учительница или нет, права или неправа, «ты виноват уж в том, что хочется мне кушать», ты обязан принимать, слушаться, соглашаться. Последствия достаточно грустные.
А замечали ли вы, как относятся к обучению и образованию люди богатые, преуспевающие, успешные? Как они относятся к тому, чтобы научиться чему-то новому?
Как правило, преуспевающие предприимчивые люди действительно любят учиться, понимая, что ошибки неизбежны в процессе. Они не стоят на месте.
В этом тоже разница между слабыми и сильными: слабые люди не прокачивают себя как персонаж игры в жизнь, в социум, общество, работу. Они считают, что если они кое-как справляются с текущей работой, то всё в порядке, и так будет всегда. И зачем им ошибаться и учиться, если можно прямо сейчас выпить пиво с друзьями? А потом начинается кризис, уволили, понизили зарплату, обманули, обещали повысить и не повышают, скакнула инфляция, и теперь за эту же зарплату можно купить намного меньше.
Думаю, вы сами много раз сталкивались, что происходит со слабым человеком, который не прокачивает свои личностные качества, свое мышление, свои скорости, свою внутреннюю силу, силу воли. Если он заболевает, если его увольняют, если что-то случается, то «всё кончено».
Конечно, есть люди, которые учатся, ходят на тренинги, но ничего потом не делают и никак это не применяют. И тут мы плавно переходим к теме правильной и неправильной учебы. Правильная учеба осуществляется так же, как вы учились плавать или ездить на велосипеде. Кто-нибудь проходил тренинг по плаванию не в бассейне путем плавания? Или кто-нибудь проходил курс лекций по езде на велосипеде? Я не о курсе в институте физкультуры о том, как надо учить людей плавать. Никто не учится плавать прослушиванием лекций или разговорами на тему «что ты чувствуешь, если поплывешь».
Для того, чтобы реально научиться, схема очень простая. Нужно получить новый опыт и этот опыт осознать. Если вы хотите чему-то реально научиться, лекция этому не поможет. Чтение книг – это развлечение. Прослушивание лекций – это развлечение. Если вы послушаете, но не пойдете в реальную жизнь получать реальный опыт, то вы пришли поразвлечься.
Результата не будет, если не будет нормального процесса человеческого обучения по схеме «новый опыт, затем – осмысление этого опыта». У слабых бедных неудачников пропущены оба шага. Люди, которые ходят на тренинги просто посидеть, послушать, поговорить и т.д., пришли развлечься – они не обучаются. Люди, которые просто ходят в вузы или на курсы, не обучаются.
Обучение происходит только при получении нового опыта, его осмыслении и снова получении нового опыта. Других схем нет.
Приходите учиться!
Если вы хотите принять участие в первом (открытом) занятии, то вам сюда: