Мыслить категориями что это значит
Мыслим категориями
Большинство школьников, от первого до одиннадцатого класса, не владеют способностью правильно мыслить только потому, что не умеют объединять в группы по определенным признакам известные понятия. Многие и после окончания школы не умеют этого делать. Они мыслят узко предметно, а не категориями: – “У меня остались деньги только на трамвай, троллейбус, автобус и метро”. А можно сказать – на транспорт.
Определение категории – Группа предметов, существ, лиц, или действий, которые объединены одинаковыми признаками. Одни и те же понятия могут принадлежать разным категориям.
Категории
Штаны, Рубашка, Шляпа, Куртка, Пальто – Одежда
Стул, Парта, Шкаф, Полка, Стол — Мебель
Котлета, Суп, Хлеб, Молоко, Квас – Еда
Бензин, Кока-Колла, Ряженка, Сок, Вода – Жидкость
Сметана, Молоко, Ряженка, Кефир, Творог – Молочные продукты
Волк, Медведь, Лев, Свинья, Лошадь – Животные
Орел, Волк, Тигр, Кошка, Акула – Хищники
Школа, Училище, Лицей, Гимназия, Университет – Учебные заведения
Ангина, Грипп, Коклюш, Свинка, Склероз – Болезнь
Футбол, Волейбол, Шахматы, Бег, Теннис – Спорт
Борьба, Гимнастика, Баскетбол, Футбол, Бокс – Физические виды спорта
А теперь поиграем в игру, и проверим как вы поняли что значит мыслить категориями.
Задание 1
Тест – что лишнее и почему:
Задание 2
Тест угадай слово.
Если мыслить категориями, то ответ вы найдете быстро, за 1-5 мин, отбрасывая ненужные пласты, слои и плоскости, в которых отсутствует это понятие. Мысля предметно, вы, навряд ли угадаете слово, так как в словарях их больше 100000, или затратите в 100-1000 раз больше времени на поиск.
Учителю можно задавать вопросы, но отвечать он может только – да или нет.
Например, учитель написал слово “дельфин”.
Категориальный строй мышления
ГЛАВА 3. КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ СТРОЙ МЫШЛЕНИЯ
Мы не можем мыслить ни одного предмета иначе, как с помощью категорий
И. Кант
Вопрос “КАК МЫ ДУМАЕМ?” предполагает также обращение к КАТЕГОРИЯМ — структурным элементам мысли, которые фигурируют в философской литературе под именем философских категорий-понятий. Человек думает, решает умственные задачи не иначе как с помощью категорий. Последние — инструменты мышления, идеальные орудия человеческой деятельности.
Когда философы обсуждают проблему категорий как свое внутреннее дело, т.е. как проблему исследования и систематизации философских категорий, то нельзя не увидеть некоторый отпечаток профессиональной ограниченности, субъективности на этой проблеме. В зависимости от личного опыта и склада ума одни философы считают эту проблему искусственной, надуманной, вчерашним днем философии, а другие считают ее важной, заслуживающей внимания философской проблемой. В том и другом случае проблема категорий субъективно ограничена и не поддается разумному решению. Суть в том, что надо выйти за рамки этой проблемы и взглянуть на дело шире, не с чисто философских, узко цеховых позиций, а с точки зрения объективной, естественной систематики категорий. Хотят или не хотят философы обсуждать проблему категорий, независимо от них она властно заявляет о себе как необходимость мыслить сознательно-системно, во всеоружии категориального аппарата мышления.
Бессознательно люди давно уже мыслят системно. Для этого они выработали целый комплекс вопросов: что? кто? чей? когда? где? куда? откуда? как? какой? каким образом? в какой мере? сколько? почему? отчего? зачем? для чего? ради чего? как возможно? что делать? и т.д. В этих вопросах отчетливо проглядывают категориальные формы мышления. (Философы, кстати, являются своего рода повивальными бабками, помогающими рождению, т.е. осознанию людьми категорий мышления — под видом философских категорий и понятий.)
КАТЕГОРИАЛЬНАЯ ЛОГИКА МЫШЛЕНИЯ
Учение ДЕКАРТА о врожденных идеях является значительным шагом в осознании категориальной природы мышления.
Открытие Канта воспринял и развил ГЕГЕЛЬ. Вся логическая система Гегеля есть не что иное, как грандиозная попытка открыть естественную систематику категорий. Кант только поставил проблему, Гегель же попытался ее решить.
Ниже Гегель говорит о «формах мысли», «которые проходят через все наши представления».
Нам кажется, что они «нам служат, что мы обладаем ими, а не наоборот, они нами». На самом деле, отмечает он, дело обстоит иначе: «когда мы хотим говорить о вещах, их природу и их сущность мы равным образом называем понятием, которое существует только для мышления; о понятиях же вещей мы имеем гораздо меньшее основание сказать, что мы ими владеем или что определения мысли, комплекс которых они составляют, служат нам; напротив, наше мышление должно ограничивать себя сообразно им и наш произвол или свобода не должны переделывать их по-своему. Стало быть, поскольку субъективное мышление есть наиболее характерная для нас деятельность, а объективное понятие вещи составляет самое суть (Sache), то мы не можем выходить за пределы ее, и столь же мало мы можем выходить за пределы природы вещей (Natur der Dinge)».
В своей обычной абстрактно-философской, идеалистической манере немецкий философ высказывает по существу правильную мысль, что категории, понятия выражают объективную природу вещей и именно в силу этого они подчиняют себе субъективную деятельность мышления, «владеют нами».
В этих идеалистических по форме высказываниях заключены важные мысли, которые можно было бы сформулировать так.
КАЖДАЯ КАТЕГОРИЯ — НЕ ТОЛЬКО МОМЕНТ СИСТЕМЫ, НО И САМА ЯВЛЯЕТСЯ СИСТЕМОЙ БОЛЕЕ ЧАСТНЫХ КАТЕГОРИЙ И ПОНЯТИЙ. ОНА — ВЕРШИНА ГИГАНТСКОЙ ПИРАМИДЫ ПОНЯТИЙ. И В ЦЕЛОМ СИСТЕМА КАТЕГОРИЙ — ЭТО ВЕРШИНА ПИРАМИДЫ ВСЕХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ. КАК С ПОМОЩЬЮ ТРЕХ ДЕСЯТКОВ БУКВ В АЛФАВИТЕ ВЫРАЖАЕТСЯ ВСЕ БОГАТСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЯЗЫКА, ТАК С ПОМОЩЬЮ НЕСКОЛЬКИХ ДЕСЯТКОВ КАТЕГОРИЙ ВЫРАЖАЕТСЯ ВСЕ МНОГООБРАЗИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ И, СООТВЕТСТВЕННО, ОБЪЕКТИВНОГО МИРА.
В этом фрагменте Гегель говорит о двух ступенях осознания категорий. На первой ступени осознание, по его мнению, протекает стихийно (в сети мышления «завязываются там и сям прочные узлы, служащие опорными и направляющими пунктами жизни и сознания духа»). Это осознание именно в силу своего стихийного характера является неполным, половинчатым. Категории в этом случае осознаются духом «разрозненно» и «тем самым как изменчивые и путающие друг друга, доставляющие ему /духу/ таким образом разрозненную и сомнительную действительность». Здесь Гегель довольно точно схватил самую суть стихийного процесса осознания категорий. В самом деле, при полуосознанном оперировании категориями последние мыслятся разрозненно, не в системе. Отсюда их чрезмерная изменчивость (т.е. «плавание» их значения в весьма широких пределах); отсюда же их путаница (раз категории недостаточно определены в своих границах, возникает опасность их смешения, занятия одними категориями «территории» других). Пока категории не определены в системе, до тех пор они будут многозначны, расплывчаты в своем содержании, до тех пор будет возникать путаница в их употреблении и до тех пор люди будут относиться с недоверием к ним как инструментам мышления.
Вот как по Кликсу происходит категоризация мыслительного акта:
«Соединение признаков в определенное единство, зафиксированное в памяти, образует понятийную структуру. В соответствии с этим определением понятийные структуры являются основой когнитивной категоризации. Представители определенного множества объектов могут быть распознаны, то есть отнесены к соответствующему понятию, при помощи сопоставления перцептивной информации со структурой признаков, зафиксированной в памяти» (с. 158).
(Это почти по Гегелю: «совокупность всеобщих определений мышления» — «как бы та алмазная сеть, в которую мы вводим любой материал и только этим делаем его понятным»).
Категориальный строй мышления выражает его упорядоченность, соответствующую упорядоченности реального мира. В свое время французский ученый Л. Леви-Брюль выдвинул теорию об алогическом или дологическом характере мышления первобытного человека. Критикуя эту теорию, отечественный ученый В.П. Алексеев в книге «Становление человечества» убедительно показывает, что человек с самого начала руководствовался в своей деятельности «рационально-логическими правилами», которые являются, по его словам, отражением «важнейших природных отношений»:
«Даже самые простые формы существования и трудовой деятельности требуют неукоснительного соблюдения рационально-логических правил, без такого соблюдения неотвратимое действие законов природы сметает все, им противостоящее. Первобытное общество чрезвычайно медленно, но все же прогрессивно развивалось, и первым условием такого прогрессивного развития могло быть только рационально-логическое осознание важнейших природных отношений первобытной психикой, реализующей на более высоком, качественно другом уровне те целесообразные проявления, которые характерны еще для рефлекторного поведения животных.
Итак, в сфере эмпирического опыта изначально должна была господствовать рациональная логика, рационально должны были истолковываться природные явления и процессы, рациональны должны были быть реакции первобытного человека на окружающие его явления природы и их сезонный ритм, рационален, наконец, должен был быть первобытный человек в своем повседневном быту. Только такое в высшей степени рациональное поведение, осторожное, осмысленное и предусмотрительное, могло способствовать преодолению трудностей борьбы с природным окружением и соседними коллективами, создать предпосылки для успеха на охоте и, следовательно, для получения и создания достаточных запасов пищи, помочь сделать первые шаги в организации простейшего быта.
Как бы ни была примитивна первоначальная орудийная деятельность, но в ней наверняка было больше осмысленности, она должна была, не могла не подчиняться логическому осмыслению, а наблюдаемые в ходе орудийной деятельности связи между человеческими действиями и предметами (ударные или подправочные действия — изменение формы предметов — пригодность к использованию их в качестве орудий) не могли не фиксироваться логикой сознания, чтобы затем определенные действия могли быть повторены без лишней затраты сил и с большим эффектом. Иррациональная логика в данном случае, фиксация сознанием мнимых, а не действительных отношений между человеческими действиями и внешними предметами завела бы любые формы орудийной деятельности в самом начале ее в тупик.
Итак, суть дела в следующем. Мир в некотором роде упорядочен; эта упорядоченность выражается в определенной категориальной структуре или, по-другому, в естественной системе категориальных определений мира. Наше мышление отражает категориальную структуру мира в виде стихийно сложившейся системы категорий мышления, категориального строя. Философы осмысляют, исследуют обе эти системы категориальных определений, вырабатывают философские понятия, категории, которые более или менее адекватно отражают и естественную систему категориальных определений мира и категориальный строй мышления.
Выше в начале статьи на рис. наглядно показаны связь и различие трех типов категориальных определений.
Первичными категориальными определениями являются определения самого мира, его самоопределения, т.е. естественная система категориальных определений, которая (как и мир в целом) существует независимо от человека и человечества.
Вторичными категориальными определениями являются категории мышления, точнее стихийно сложившаяся система категорий мышления (категориальный строй мышления).
Третичными категориальными определениями являются философские категории и понятия. Аристотель, Гегель и другие философы пытались, в сущности, открыть естественные системы категорий мышления и категориальных определений мира. Эти попытки шаг за шагом приближали человечество к разгадке указанных систем.
Учитывая, что категориальная логика является в конечном счете отражением естественной системы категориальных определений мира, ее с полным правом можно назвать категориальной картиной мира.
——————
Итак, в самой природе мышления заключен определенный категориальный строй, порядок.
Если мы бессознательно пользуемся стихийно сложившейся категориальной логикой мышления, то спрашивается, зачем нужно еще открывать ее, строить адекватную систему философских категорий? Дело в том, что настоящая «отдача» категорий мышления как идеальных орудий деятельности возможна лишь при условии осознания их в системе. Стихийное, полуосознанное использование категорий чревато постоянными «кренами», абсолютизацией одних категорий в ущерб другим.
Осознание категориальной логики в ходе исторического развития человеческой мысли протекало неравномерно. Отсюда, в частности, разноголосица философских учений и взглядов. Категориальная культура мышления может быть основана только на достаточно полном и уравновешенном представлении о системе категорий мышления, а через нее — об объективной системе форм бытия, категориальных определений мира.
Текст является фрагментом моей книги «Как мы думаем?». См. здесь на моей странице в Проза.ру соответствующий раздел. См. также раздел «Мир глазами философа».
Какими категориями вы мыслите?
Какими категориями вы мыслите?
Человек этого не замечает, но он мыслит категориями, величинами, блоками. Если прибегнуть к понятным метафорам, то это хорошо видно на примере строительства дома. Можно думать кирпичиками, блоками, панелями, а можно – готовыми этажами. Прислушайтесь к себе: какими величинами вы мыслите? Чаще всего это то, что доступно вам сегодня. Это определённого уровня квартира, мебель, посуда, бытовая техника. Это определённой стоимости одежда, обувь, аксессуары, украшения. Это цифровая и компьютерная техника, средства связи определённого ценового сегмента. Это работа с определённым уровнем ответственности и максимальной для вас зарплатой. И так во всём. Вы мыслите «потолочными» для себя категориями.
Можно подумать, что это логично, оправданно и правильно – «протягивать ножки по одежке». Но если бы это было так, то мы бы никогда не вырастали из детских штанишек.
Мы забываем, что мышление первично. Мы не понимаем, что сами себя ограничиваем, устанавливая очень низкий потолок и мелкий масштаб видения. Мы должны понимать, что узость мышления приводит к скудости материальной, что мелкость мысли приводит к убогому существованию, что категории, которыми мы мыслим, реализуются в нашей жизни. Мелко мыслим – скромно и живём. Что думаем, то и имеем.
Вдумайтесь: не «мы так думаем, потому что так живём», а «мы живём так, как мыслим»! Вывод: тренируйте свой мозг мыслить более крупными категориями, просто нагло приписывайте нули к тем суммам, которые вы тратите. Представляйте, что вы тратите на дорогу, на ланч, на отдых в два, три, пять раз больше. Нет, не мечтайте – это совсем другое, а именно тренируйте мышление, мыслите более крупными категориями и величинами, привыкайте к ним. Мечтания – это работа правого полушария мозга. Во время тренировки подключается и левое.
Осознанные, управляемые мечтания – это и есть тренировка мышления.
Вы постоянно озабочены тем, как распределить свой весьма скромный семейный бюджет – в рамках ваших возможностей. Логично, казалось бы. А как мыслит миллионер? Он оперирует миллионами – миллион туда, миллион сюда. У него тоже могут быть кредиты и долги, но это – миллионы. И не потому, что он – миллионер, а наоборот, он стал миллионером, потому что всегда мыслил категориями, превосходящими его реальный потолок. Это железная логика и очень серьёзное упражнение.
Знакомо ли вам мышление «по остаточному принципу»? Это когда мы отправляемся за покупками, покупаем всем всё, что возможно, что позволяет бюджет, а себе мы не позволяем даже малое удовольствие, на себе мы экономим! Мне это очень хорошо знакомо. Но как мы хотим получать большие удовольствия, если наш мозг мыслит категориями запрета на всякое, даже малюсенькое, удовольствие? Как сбудется ваша большая мечта-удовольствие, если вы не позволяете себе получить даже малое? Думать, что вы НЕ можете иметь удовольствия, это значит согласиться с этим, это значит заявить Вселенной, что вы отказываетесь от удовольствий, вы не хотите их, они вам не нужны. Вы как бы подписываетесь под тем, что удовольствия, излишества и радости жизни вам не положены.
От такого, ущербного, мышления надо отказаться и позволять себе пусть маленькие, но радости, хоть небольшие, но удовольствия. Воспринимайте это как тренировку мышления. Не забывайте о себе, балуйте себя и получайте много радости даже от недорогих излишеств! Упражняйтесь в получении желаемого, меняйте мышление на богатое: «Я могу себе это позволить»! Думайте более крупными денежными блоками, тренируйте эту мышцу. Каждый день мысленно «покупайте» себе вещи как если бы вы уже были на уровень выше. Мысленно «тратьте» на себя столько, сколько могли бы потратить на уровне вашей мечты. И не важно, ЧТО на самом деле вы купите. Мозг верит вам, вашим мыслям и чувствам. Для мозга есть одна реальность – реальность вашего мышления и эмоций.
Без богатого мышления не стать богатым! Повышение уровня мышления и действия, соответствующие этому уровню, неизменно приведут к повышению уровня жизни!
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Какими навыками должен обладать успешный человек
Какими навыками должен обладать успешный человек Итак, мы приближаемся к самому интересному.Возможно, на сегодняшний момент вами уже были прочитаны какие-то книги на тему приобретения полезных навыков, наверняка у вас уже есть свои мысли, какими навыками должен обладать
Если мыслить — то категориями денег
Если мыслить — то категориями денег Не попотеешь — не разбогатеешь. Чтобы добиться результата, надо педантично выполнять все правила — пока старания не станут для Вас чем-то само собой разумеющимся, то есть Вашей второй натурой. Другого пути развить в себе способность
Как категории мышления работают-проявляют себя?
Как структурные элементы мысли, лежащие в основе всякого мышления, категории мышления формируются и функционируют, как правило, помимо сознания человека и выступают либо (1) в виде образов-символов, либо (2) в языке, в словах, либо (3) в виде понятий, либо (4) в различных формах и методах деятельности.
(1) ОБРАЗЫ-СИМВОЛЫ КАТЕГОРИЙ весьма многообразны. Вот некоторые примеры:
круг-шар часто служил для древних людей образом-символом вечности, незыблемости, порядка;
В древнегреческой философии образом-символом всеобщего изменения-движения было выражение “все течет” (panta rei).
В китайской философии своеобразными образами-символами-понятиями были ЯН и ИНЬ. Исходное значение: пасмурная и солнечная погода или теневая и солнечные стороны (например, горы и ущелья). Древнекитайские мыслители использовали бинарность данного противопоставления для выражения многих противоположных и сменяющих друг друга явлений-сил: света и тьмы, солнца и луны, огня и воды, активности и пассивности, мужского и женского начал, неба и земли, порядка и беспорядка и т. п.
Знак “;“ (лежащая восьмерка) является символом математической бесконечности;
“круг времени” и “стрела времени” являются образами-символами временнОй обратимости и необратимости.
“Золотая середина” — образ-символ меры.
В выражении “ничто не ново под луной” луна является образом-символом неизменности, вечного повторения одного и того же.
Выражение “вавилонское столпотворение” — образ беспорядка, хаоса.
В пушкинской строке “И случай — бог-изобретатель” мы видим образ случайности. Такую же категориально-образную функцию выполняют выражения “жребий брошен”, “мы все ходим под богом”, “стечение обстоятельств”.
(2) ВЫРАЖЕНИЕ КАТЕГОРИЙ В ЯЗЫКЕ.
1. Категории прежде всего выражаются в структуре языка, в членораздельной речи. Грамматические части речи — пусть весьма приблизительно и упрощенно — выражают основные категории мышления. Имя существительное — материю, тело, вещь, организм, существо. Имя прилагательное — качество. Имя числительное — количество. Глагол — движение, действие, деятельность.
Особое место в структуре языка занимают местоимения и местоименные наречия. Они являются своеобразными языковыми эквивалентами-заместителями категорий. Можно составить такую таблицу (см. выше).
Вопросительные местоимения и местоименные наречия — это самые настоящие пра- или прото-категории.
По мере того, как подрастающий человек осваивает членораздельную речь, формируется категориальный строй его мышления. Наиболее интенсивно это происходит в возрасте “почемучки”, так талантливо описанном К.И. Чуковским в книге “От двух до пяти”. Когда ребенок задает окружающим бесчисленные вопросы, то он не просто любопытствует, собирает-впитывает в себя информацию, а учится мыслить категориями, при помощи категорий. Ведь вопросы задаются им в основном в форме вопросительных местоимений и наречий.
(Интересно, как люди, пытаясь умерить пыл вопрощающего или не желая отвечать на вопросы, остроумно переиначивают их. На надоедливые вопросы они нередко отвечают: кто? — дед Пихто; чего? — чевочка с молочком; куда? — за кудыкины горы; откуда? — от верблюда; почему? — покачену; сколько? — полстолька и т. д.)
Фундаментальный характер некоторых вопросов давно был осознан людьми. Свое понятие о категориях Аристотель строил в значительной мере на основе вопросительных слов: “что?” (категория сущности), “сколько?” (категория количества), “какой?” (категория качества) и т. д. Арабский философ IX века Абу Юсуф Якуб бен Исхак аль-Кинди писал:
“Чтобы познать что-либо, следует ответить на четыре вопроса: Есть ли это? Что это? Каково это? Почему это?”. Английский писатель Р. Киплинг выразил примерно эту же мысль в поэтической форме:
Есть у меня шестерка слуг, проворных, удалых.
И все, что вижу я вокруг, — все знаю я от них.
Они по знаку моему являются в нужде.
Зовут их: Как и Почему, Кто, Что, Когда и Где.
(Перевод С.Маршака — см.: С.Я.Маршак. Собр.соч. в 8 томах, М., 1968-1970, т. 3, с. 678)
Нельзя не упомянуть также Раймунда Луллия. Стремясь переработать схоластическую логику, он выдвинул ряд новых идей. Среди них — учение о вопросах. Вопросы, по Луллию, служат орудием открытия истины. Он разделял их на девять групп: “ли?”, “что?”, “из чего?”, “почему?”, “как велико?”, “какого качества?”, “когда — где?”, “чем?”, “как?”.
2. Категории выражаются также в словах, предложениях, фразах, текстах, т. е. не только в структуре языка, но и в его содержании, материале. Возьмем для примера категорию возможности. Вокруг нее — целый куст отдельных слов, словосочетаний, выражений: мочь, можно, могущий, возможно, невозможно, возможный, возможность, может быть, как можно, через не могу, по возможности, по мере возможности, есть возможность, насколько возможно, иметь возможность, дать возможность, реальная возможность, абстрактная (формальная) возможность, юридическая возможность, фактическая возможность, большие возможности, безграничные возможности, упущенная возможность, любопытная возможность, интересная возможность, возможность роста, при первой возможности, до последней возможности, “если бы молодость знала, если бы старость могла!”, “хочу и могу”.
Это лишь немногие слова, словосочетания и выражения, обозначающие разные стороны категории возможности. Если же взять предложения, фразы, тексты, в которых фигурирует рассматриваемая категория, то их бесчисленное множество. В них, в этой стихии языка, она живет, функционирует, действует, развивается. И так обстоит дело с каждой категорией мышления.
(3) В ПОНЯТИЯХ категории не просто выражаются, а осознаются, осмысливаются.
То, что обычно называют философскими категориями, на самом деле — понятия-категории, т. е. понятия, представляющие, выражающие категории мышления. Это всегда нужно иметь в виду при исследовании-использовании философских категорий и понятий. Они лишь отображение категорий мышления. А отображение, как мы знаем, может быть неверным, искаженным, неполным и т. д.
История философии дает вторичный материал для исследования категорий мышления. Первичный материал — в естественном мышлении и языке, в различных формах, методах и результатах человеческой деятельности. Некоторые философы ошибочно ставят знак равенства между естественным и обыденным мышлением и на этом основании третируют первое, утверждая, что только философское мышление — мышление в категориях и только философы знают, что такое категории. Это высокомерие философов опасно. Оно ведет к самоизоляции и творческому бесплодию.
С другой стороны, труд философов нужно уважать, потому что именно в философских понятиях категории по-настоящему осознаются, осмысливаются как структурные элементы мысли.
(4) О ВЫРАЖЕНИИ КАТЕГОРИЙ В РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАХ И МЕТОДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ см. ниже, п. 1.6 «Методологическая функция категориальной логики».
Чем опасны категоричные суждения?
Все мы не раз слышали определения «категоричность», «категоричный человек» или «категоричные суждения» и знаем, что за ними кроется. Это некая безапелляционность и убеждённость в собственных взглядах. Относиться к категоричности можно по-разному, и на самом деле эта черта характера имеет как преимущества, так и недостатки.
Какие преимущества имеет категоричное мышление?
Как правило, люди, склонные мыслить категорично, достаточно тверды в своих убеждениях. С ними сложно, практически бессмысленно спорить. В некоторых ситуациях умение отстоять свою позицию и категоричные суждения несут только позитивные последствия. Например, вы категорично плохо относитесь к токсичным людям, склонным к абьюзу, ввиду этого при первых подозрительных тенденциях убираете их из своей жизни. Фактически, вы отстояли свои личные границы, и это пошло вам на пользу. Вы сохранили душевное равновесие и избавили себя от многих проблем в будущем.
Недостатки категоричного мышления
В некоторых ситуациях категоричность идёт нам на пользу. Проблема в том, что на самом деле таких ситуаций не так уж и много, и в большинстве случаев склонность мыслить категориями не приводит ни к чему хорошему.
Наш мир и всё происходящее в нём слишком разнообразно, чтобы вместить это в узкие рамки классификаций и категорий. А когда это всё же делают, получается нескладно и чаще всего не объективно.
С категоричными людьми часто сложно взаимодействовать, они могут иметь следующие черты:
Причины категоричности
У категоричности как патологии восприятия окружающего мира может быть масса причин. Часто ею прикрывают неуверенность в себе: зажатые внутренне люди стремятся во что бы то ни стало защитить себя и свои позиции. Абсолютно всегда имеет место эгоцентризм, озабоченность собственным мнением и интересами. А порой корень всех бед кроется в психологической незрелости или инфантильности.
Как бороться?
Определить категоричного человека в своём окружении достаточно просто. Если ваш родственник или друг непоколебим в своих суждениях, не может и не хочет их аргументировать, всегда игнорирует объективную реальность и факты, возможно, причина именно в этой черте.
К сожалению, категоричность — не то, с чем можно бороться. Это тип мышления, который практически невозможно изменить, и у вас есть всего два пути: смириться или разорвать отношения.
Если друг или родственник склонен к категоричным суждениям, но при этом ведёт себя адекватно, не пытается навязывать и оскорбить вас, нарушая тем самым личные границы, причин для беспокойств нет. В конце концов, у каждого есть свои недостатки.
Во всех остальных случаях лучшим выходом из ситуации будет просто разорвать контакты или свести их к минимуму. Это сложно, особенно, если речь идёт о членах семьи, но так вы сделаете себе лучше.
Курс Викиум «Эмоциональный интеллект» поможет научиться управлять своими эмоциями и понимать эмоции, а также особенности поведения других. Это в какой-то степени поможет спокойно реагировать на проявления категоричных людей.