Мыслитель высказавший суждение что все сущее число это
Ответ: По мысли Сенеки, рабство само по себе позорно, но самый позорный поступок – это стать рабом по собственной воле.
Раздел История философии
Тема «Философия Древнего мира»
Вопросы
1. Назовите первую философскую школу в Древней Греции.
Ответ: милетская школа
2. Какие проблемы, прежде всего, рассматривали древнегреческие философы?
Ответ: проблемы возникновения и устройства космоса, выявление внутренней основы и порядка природы, проблемы бытия
3. В чём основное различие между философскими системами Древнего Востока и Древней Греции?
4. Назовите этапы развития античной философии и основных представителей.
Ответ: Первый этап – 6-5 вв. до н. э. «досократовский». Философы, жившие до Сократа, так и называются – досократики. К ним принадлежат мудрецы из Милета (Милетская школа – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), Гераклит из Эфеса, Элейская школа (Парменид, Зенон), Пифагор и пифагорейцы, атомисты (Левкипп и Демокрит).
Второй этап – приблизительно середина 5 – конец 4 веков до н. э. – классический. (Сократ)
Третий этап – конец 4-2 вв. до н. э. обычно называют эллинистическим. (Платон, Аристотель, Теофраст, Карнеад, Эпикур, Пиррон.
Четвертый этап – 1 в. до н. э. – 5-6 вв. на. э. (В римской философии выделяются три направления: стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий), скептицизм (Секст Эмпирик), эпикуреизм (Тит Лукреций Кар).
Задания
Задание № 1. Вставьте имена философов или философское понятие.
1. Мыслитель, высказавший суждение, что: «Все сущее – число»? – это _Пифагор______________.
2. Для определения состояния, в котором находится мир (постоянное изменение) ___Гераклит_________________ использовал образы огня и реки.
3. Древнегреческий философ, своим учением определивший «линию материализма» в философии – это __Демокрит____________.
5. Родоначальником объективного идеализма можно назвать древнегреческого философа __Платон____________.
6. Знаменитое изречение: «Человек есть мерило бытия …» принадлежит _Протагор_____________.
7. Проект идеального государства впервые в своих работах представил ___Платон____________.
9. Философ, создавший апории, отражающие трудность описания движения – это _Зенон Элейский_____________.
10. К философской школе стоицизма относились ___ Зенон Китийский, Клеанф и Хрисипп ______________________________________________________________.
13. Первое философское понятие, введенное в оборот Парменидоми обозначавшее сущее, было ____бытие___________.
14. Одно из основных понятий древнегреческой философии, означавшее закон, порядок – это _______логос_____________.
Задание № 2.Прокомментируйте, следующие философские суждения.
1.«Знание, отделенное от справедливости и другой добродетели, представляется плутовством, а не мудростью». Сократ.
Ответ: По мысли Сократа, правильный выбор, благой образ действий возможны лишь на пути познания добра и зла, а также самопознания и определения своего места и назначения в мире.
2. «Умереть с голоду событие маленькое, а утратить мораль – большое». Конфуций.
Потерять мораль – событие большое, т.к. восстановить ее уже почти невозможно. Вред от аморальности намного больше, чем от смерти от голода, потому что происходит духовное разложение, которое отравляет окружающий мир.
3. «Нет рабства позорнее добровольного». Сенека.
Ответ: По мысли Сенеки, рабство само по себе позорно, но самый позорный поступок – это стать рабом по собственной воле.
Задание № 3. Соотнесите:
Философ Основное понятие его философии
А) Аристотель; 1) Космос;
Б) Демокрит; 2) Бытие;
В) Парменид; 3) Форма;
Задание № 4. Заполните таблицу
Задание № 5. Разгадайте кроссворд по теме: «Философия Древнего мира»
1Ф | ||||||||||
А | 2П | |||||||||
3П | Л | И | ||||||||
Л | Е | 4Д | Ф | |||||||
1А | Р | И | С | Т | О | Т | Е | Л | Ь | А |
5Г | Т | М | Г | |||||||
2З | Е | Н | О | Н | О | О | ||||
Р | Н | К | Р | |||||||
А | Р | |||||||||
К | И | |||||||||
Л | Т | |||||||||
И | ||||||||||
Т |
Древнегреческие софисты говорили о себе – «Мы специалисты по мудрости». Попробуйте стать «специалистом по мудрости» и закончите приведённые рассуждения так, как их завершали бы софисты.
1. У старшего из софистов – Протагора – был ученик, обучающийся судебному красноречию. По уговору он должен был заплатить учителю после первого выигранного дела. Но ученик не спешил выступать в суде. Тогда Протагор сам подал на него в суд, рассуждая так: «Если я выиграю дело, то он заплатит по приговору. А если он выиграет дело, то он заплатит по уговору». А ученик в то же время рассуждал так:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Вера людей в богов и поклонение им были законом греческой жизни. Между тем Протагор учил, что «человек есть мера всем вещам – существованию существующих и несуществованию несуществующих». В отношении богов это означало, что ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 7. Потренируйтесь в остроумии. Попробуйте закончить фразы, принадлежащие древним мудрецам.
1. Сенека: «Пьянство не создаёт пороков, а только_______________________ _____________________________».
Тест
В каждом задании один верный ответ
1. Определение философии как науки «об умопостигаемом», о «первопричинах», «о сущем» принадлежит:
2. Парменид выдвинул идею:
а) О неизменности бытия;
б) О всеобщем его изменении и противоречивости;
в) О том, что основа всего сущего – атом;
г) О том, что истинное бытие – это идеи, эйдосы.
3. Автором собрания философских работ, получивших название «Метафизика», был:
4. «Отцом» диалектики считают:
5. Работы «Политик», «Законы», «Государство» принадлежат:
Тесты по античной философии
1. Началом всех вещей является число, считал
2.Главная особенность ранней греческой философии
3. Основоположник классической греческой философии
4. Вещи состоят из атомов, считал
5. Автор апорий «Ахиллес и черепаха», «Летящая стрела»
6. Картина мира, представленная ранними греческими философами …………………………………..(натурфилософская)
7. Кто впервые стал использовать понятие «бытие»?
8. Элеаты называли умение вести спор, умение в споре поставить противника в затруднительное положение …………………. (субъективная диалектика)
9. Исходный принцип софистов, сформулированный Протагором ……………………………(«Человек есть мера всех вещей»
10. Счастье есть высшая цель человеческой жизни. Эту позицию утверждает
11. Каким термином Сократ называл искусство поиска истины путём противопоставления различных мнений ……………..(майевтика)
13. Действительным бытием является «мир идей», считал
14. Этическая позиция, утверждающая наслаждение в качестве высшего блага
16. Сторонники аскетизма проповедуют
2. отречение от мирских соблазнов*
3. наслаждение жизнью
4. извлечение пользы из всего
17. Выдающийся мыслитель и учёный Античности и создатель Ликея
18. В исследование общества наибольший вклад внесли античные мыслители
1. Парменид и Зенон
2. Фалес и Анаксимен
3. Платон и Аристотель*
4. Сенека и Марк Аврелий
19. Согласно древнегреческим философа, природа есть
3.вечный и неизменный мир
4. неживые предметы
20. Исторически первой попыткой постижения количественной стороны мироздания является учение
21. Вопрос о первоначале бытия был центральным в Античной философии на этапе
4. поздней классики
22. Переориентация античной философии с темы природы на тему человека связана с именем
23.Разумные чувственные удовольствия являются высшей ценностью человеческой жизни, считал
24. Свобода – высшая добродетель, считали
25. Истинное бытие познаётся только в состоянии экстаза, считал
27. Если свободу понимать по принципу «куда хочу, туда поворочу», то такая позиция может оказаться в недопустимом противоречии, например, с нормами.
28. первая попытка объяснить мир в НЕ-мифологических образах предпринята в эпоху:
29. Перипатетиками называли последователей
30.Ядром теории познания учение о припоминании признавал:
31.Философские позиции Элейской школы выражают суждения:
1. Движение невозможно*
2. Вся Вселенная есть различное сочетание атомов
3. Для движения атомов необходимо существование пустоты
4.Основой мироздания является «вода».
32. Правило «золотой середины» сформулировал:
33.Древнегреческий философ, доказывающий в своих апориях противоречие между
разумом и чувствами:
34. Философ, провозглашавший самопознание как добродетель:
36. Наиболее яркое развитие объективной диалектики в ранней греческой философии получило у
37.Автор высказывания: » Начало всего есть огонь»
38.Основное положения философии Платона выражено в суждении:
1. Познание есть припоминание
2. Управлять обществом должны философы*
3. Есть бытие, небытия нет
4. Мир состоит из атомов
39.Древнегреческий философ, утверждавший, что основой всего сущего является
41.Античный философ, считавший, что справедливость выступает идеалом устройства общества:
42.Античный мыслитель, признавший первичность мира идей по отношению к
реальному бытию вещей:
43. Автор высказывания «Знание есть основа добродетели»:
1. Чувственно воспринимаемые вещи
2. Благодаря идеям превращается в чувственные вещи*
45.Материя пассивна, а форма активна, считал
46. Под «истинным бытием» Платон понимал:
2. Чувственно воспринимаемые вещи.
47.Кто из философов считал, что только воля является плохой или хорошей. Она позволяет человеку стать свободным
48. Философская школа греко-римского периода:
1. Пифагорейский Союз
49. Представитель объективного идеализма
50. Какая позиция характерна для Аристотеля?
1. Бытие – это атомы
2. Бытие – это чувственные вещи и сверхчувственный мир*
51. Кто из философов утверждал, что моральные добродетели абсолютны (существуют вечно)?
4. Платон и Аристотель
52.Критерием правильного устройства общества Аристотель считал:
1. Государство может быть счастливым, если счастливы его граждане*
2. Человек должен быть свободен от государства
3. Главное, чтобы было счастливо государство
4.В государстве должен существовать один образец правильной жизни
54. Кому бы могло принадлежать изречение: «Платон мне друг, но истина дороже»?
55.Учение Аристотеля правильно выражают суждения:
1. Существуют высшие существа, которые не обладают материей*
2. Материя содержит в себе форму
3. Вещь формой наделяет человек
4.Бога не существует
56. Первая философская школа в истории европейской философии:
Тема. Философия европейского средневековья
СОКРАТ
IGDA/A. Dagli Orti
I. Интеллектуальная разминка.
1. Первая философская школа в Древней Греции.
2.Проблемы, над которыми, по преимуществу, размышляли древнегреческие философы.
3. Период расцвета древнегреческой философии, ее зрелости, рождения уникальных философских идей и концепций.
5. Одно из основных понятий древнегреческой философии, означавшее закон, порядок.
6. Важнейшее состояние, в котором, по убеждению Гераклита, пребывает мир?
7. Почему для обозначения этого состояния античный мыслитель использовал образы огня, реки?
8. В противовес Гераклиту элейская школа полагала важнейшим состоянием, в котором пребывает мир, _______.
9. Первое философское понятие, введенное в оборот Парменидом и обозначавшее сущее, было ________.
10. Древнегреческий философ, своим учением определивший «линию материализма» в философии.
12. Учение о всеобщей обусловленности явлений называется ___________.
13. Мировоззренческая позиция, рассматривающая всякое событие и каждый поступок как нечто неотвратимое, изначально предопределенное, исключающее случай.
14. Мыслитель Древней Греции, полагавший, что философия должна сделать предметом своих размышлений не Космос и его законы, а человека и его мышление.
15. Искусство спора, умение вести дискуссию, плодотворно развивать обсуждаемую проблему.
16. Родоначальником объективного идеализма признан древнегреческий философ _________.
17. Знаменитое изречение: «Человек есть мерило бытия …» принадлежит __________.
18. Древнегреческий философ, предпринявший попытку выделить философию как особую область теоретического знания и вознесший ее на царский трон.
19. Проект построения идеального государства впервые в своих работах представил _________.
20. Создатель первой системы логики, философ, которого Гегель называл «учителем человечества».
21. Представитель элейской школы, указавший на трудности описания движения. Известен своими апориями.
22. Назовите философскую школу, к которой относятся Сенека, Марк Аврелий, Эпиктет.
23. Человека как «общественное животное» определил __________.
24. Школу последователей Платона – неоплатонизм – возглавил _________.
25. Кто из античных философов связал добродетель со знанием, положив тем самым начало концепции этического интеллектуализма?
II. Задачи, упражнения, комментарии.
1. «Ныне не стрелами яркого дня и не солнца лучами
Надо рассеивать ужасы и помрачения духа,
Но изученьем и толкованьем законов природы…» (Лукреций Кар)
· Какую мировоззренческую установку своего времени выразил поэт?
· Как эта установка меняется в философии Сократа?
· Чем от нее отличаются платоновские размышления?
2. «Лучше мужественно умереть, чем жить в позоре» (Сократ)
· В чем глубинный смысл приведенного высказывания?
· Как оно связано с судьбой философа?
· Определите этическую позицию философа.
· Как он понимает наслаждение?
· В чем Эпикур видит назначение философии?
4. Давид Анахт (475 – первая пол. VI в.), подводя некоторый итог, писал: «Имеется шесть определений философии. Первое – философия есть наука о сущем как таковом. Второе – философия есть наука о божественных и человеческих делах. Третье – философия есть забота о смерти. Четвертое – философия есть уподобление Богу в меру человеческих возможностей. Пятое – философия есть искусство искусств и наука наук. Шестое – философия есть любовь к мудрости …». И далее: «… философия не является чем-то бесполезным …Философия существует для того, чтобы облагородить и украсить человеческую душу и перевести ее из материальной и окутанной туманом жизни к божественной и нематериальной».
· Поразмышляйте над словами автора и выскажите свое суждение о философии и ее предназначении.
5. Прокомментируйте высказывание Цицерона: «Философия начинается с Фалеса. Он был первым».
III. Заполните таблицы
1. Античная философия: ее периодизация, представителиЭтап развития Основной представитель Направленность размышлений
2. Классический период античной философииПредставитель Произведение Главные темы, основные понятия
3. Философия античности как обоснование особого образа жизниФилософская школа Наиболее яркие представители Характерные идеи, принципы и нормы поведения Идеал личности
2. Этический рационализм
IV. Тематика творческих заданий.
1. «Мера превыше всего» (Демокрит).
2. «Тело свое не делай гробом твоей души» (Пифагор).
4. «Не гоняйся за счастьем, оно всегда находится в тебе самом» (Пифагор).
5. «Мудрость гораздо лучше силы» (Ксенофан).
1. Определение философии как науки «об умопостигаемом», о «первопричинах», «о сущем» принадлежит …
Философ Основное понятие его философии
А) Аристотель; 1) Космос;
Б) Демокрит; 2) Бытие;
В) Парменид; 3) Форма;
3. Парменид выдвинул идею:
А) О неизменности бытия;
Б) О всеобщем его изменении и противоречивости;
В) О том, что основа всего сущего – атом;
Г) О том, что истинное бытие – это идеи, эйдосы.
4. Первую философскую концепцию общества и государства
5. Автором собрания философских работ, получивших название «Метафизика», был …
6. Этический принцип, согласно которому основным мотивом и смыслом человеческой жизни является наслаждение, называется …
7. «Отцом» диалектики считают …
8. Перевел философию из монолога в диалог …
9. Работы «Политик», «Законы», «Государство» принадлежат …
Философская школа Ее представитель
А) Академия; 1) Парменид;
Г) Элейская школа. 4) Аристотель.
1. Асмус В. Ф. Античная философия / В.Ф. Асмус. – М., 1998.
2. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Диоген Лаэртский. – М., 1979.
3. Боннар А. Древнегреческая цивилизация / А. Боннар. – М., 1992.
4. Гомперц Т. Греческие мыслители / Т. Гомперц. – СПб, 1999.
5. Идеи и наш мир. Великие концепции прошлого и настоящего. – М., 1989.
6. Мотрошилова Н. В. Рождение и развитие философских идей / Н. В. Мотрошилова. – М., 1991.
7. Сократ, Платон, Аристотель, Сенека. – М., 1995.
8. Целлер Э. Очерки истории греческой философии / Э. Целлер. – СПб, 1996.
9. Чанышев А. Н. Курс лекций по древней и средневековой философии / А. Н. Чанышев. – М., 1991.
I. Интеллектуальная разминка
1. Особенность средневекового мышления, для которого реальностью, определяющей сущее, выступает не природа, а Бог.
2. Способ существования религиозного сознания, особое настроение, переживание, характеризующие внутреннее состояние человека, его души.
3. Одно из центральных понятий христианско-философских учений.
4. Собрание древних текстов, канонизированное религиозной традицией иудаизма и христианства в качестве Священной книги.
5. Учение о сотворении мира Богом.
6. Философ-теолог IV в., попытавшийся рассмотреть всемирно-исторический процесс с позиций христианского вероучения и положивший начало философии истории.
7. Выдающийся представитель зрелой схоластики, систематизатор христианской догматики.
8. Учение Отцов Церкви называется __________.
9. Универсалии. Что это?
10. Установка, согласно которой универсалии существуют до, вне и помимо единичных вещей.
11. Какова позиция Абеляра относительно универсалий?
12. Учение, согласно которому реально существует лишь единичное, в то время как общие понятия есть не более, чем имена, звуки.
13. Совокупность религиозных доктрин о сущности и действии Бога.
14. Доктрина, признающая существование единого Бога.
16. Направление в католической философии, основанное Ф. Аквинским.
17. Способность непосредственного постижения истины.
18. Умерщвление плоти для возрастания духа.
19. Отклонение от официального вероучения.
20. Тип средневековой теологической философии (и метод философствования), отличительной особенностью которого является оторванность от реальной действительности, замкнутость, крайний догматизм, беспрекословное подчинение религиозным идеям.
21. Религиозное учение, имеющее своей целью оправдание всеблагого Бога перед наличием в мире зла.
22. Религиозно-философское учение, согласно которому развитие человеческого общества, источники его движения и цель заданы таинственными силами, Провидением.
23. Кому из средневековых мыслителей принадлежит высказывание: «Верую, ибо абсурдно», согласно которому, чем более божественные истины противоречат здравому смыслу, тем более они верны?
24. Назовите временные рамки Средневековья.
25. Учение о средних веках называется _________.
II. Задачи, упражнения, комментарии.
1. А) «Верую, чтобы понимать»; 1) Абеляр;
Б.) «Понимаю, чтобы верить»; 2)Ансельм Кентерберийский;
В) «Разумей, чтобы верить, верь, чтобы разуметь»; 3) Тертуллиан;
Г) «Верую, ибо абсурдно». 4) Августин.
· Соотнесите суждения и их авторов.
· Что такое разум? Что такое вера?
· Как они соотносятся в приведенных высказываниях?
· Как в них отражена философско-теологическая позиция авторов?
· Почему проблема соотношения разума и веры оказалась актуальной в эпоху Средневековья?
· К какой области философского знания относятся эти рассуждения?
· Каким по своей сути является это учение об обществе?
· В чем его значение?
3. Научный метод опирается на опыт, в мистике «истина открывается» в состоянии экстаза. Каковы особенности схоластики как метода философствования?
4. Виндельбанд называет философскую позицию А. Августина «метафизикой внутреннего опыта», а его самого – «виртуозом» описания душевных состояний человека.
· Прокомментируйте эту оценку.
· Ответьте на вопрос, в чем отличие подходов к человеку у Августина и Сократа?
· Как антропология Августина связана с христианством?
5. Прокомментируйте высказывание, к которому часто прибегал Ф. Аквинский: «Философия есть служанка богословия».
III. Заполните таблицы
1. Основные этапы средневековой философии
Представители Основные задачи Преобладающий метод философствования
2. Философское и религиозное мироуяснения (на примере античной и средневековой философии)Тип мировоззрения Общее Отличие
Содержание Цели Средства Методы
3. Проблема человека в эллинистической и средневековой философииФилософия Философы Сущностные
человека Идеал личности
IV. Тематика творческих заданий.
2. «Чему не верится, то не волнует нас» (поэт Буало)
3. Смысл и значение доказательства бытия Бога в средневековой философии.
4. Будет ли Бог в будущем?
5. «Если Бога нет, то все дозволено».
1. Особенностью средневекового мышления и философии выступал…
3. Совокупность учений Отцов Церкви, направленных на обоснование христианского учения, называется …
4. Главный труд А. Августина …
Б) «Исследования о человеческом разуме»;
В) «О бессмертии вещей»;
А) Ансельм Кентерберийский;
6. Впишите ключевые слова:
«Религия – такое мироощущение и мировосприятие, в основе которого лежит ________».
7. Источником средневековой философии не является …
А) Философия Платона;
Б) Священное Писание;
8. Найдите соответствие между:
Философско-религиозное течение Век
А) Неоплатонизм; 1) XIII в.;
Б) Августианство; 2) II в.;
9. Религиозное учение, имеющее своей целью оправдание всеблагого Бога перед наличием в мире зла, есть- …
10. Термин «креационизм» с латинского языка переводится как …
1. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта / У. Джеймс. – М., 1993.
2. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры / А. Я Гуревич – М., 1972.
3. Ильин В. В. Философия Средневековья и эпохи Возрождения / В. В. Ильин. – СПб, 1992.
4. Клопстон Ф. Ч. История средневековой философии / Ф. Ч. Клопстон. – М., 1997.
5. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада / Ж. Ле Гофф. – М., 1992.
6. Майоров В. В. Средневековая философия / В. В. Майоров. – М., 1979.
7. Соколов В. В. Средневековая философия / В. В. Соколов. – М., 1979.
8. Философия Средневековья. Хрестоматия. Кн. I. – СПб, 1994.
9. Чанышев А. Н. Курс лекций по древней и средневековой философии / А. Н. Чанышев. – М., 1991.
10. Честертон Г. К. Вечный человек / Г. К. Честертон. – М., 1991.