Мзда неправедная что такое
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на 2 Пет. 2:15
Свт. Иоанн Златоуст
Ст. 15-16 Оставив прямой путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную, но был обличен в своем беззаконии: бессловесная ослица, проговорив человеческим голосом, остановила безумие пророка
Если благодать Божия действовала на осла и на прорицателя, вследствие домостроительства и пользы израильтян, то, очевидно, и на нас будет действовать и возвысит это для нас.
Фрагменты.
Блаж. Феофилакт Болгарский
Оставив прямой путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную
Андрей Монах
Ст. 15-16 Оставив прямой путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную, но был обличен в своем беззаконии: бессловесная ослица, проговорив человеческим голосом, остановила безумие пророка
Чтобы мы и из этого узнали, что из-за своей сребролюбивой страсти, которая питалась безумным волхвованием, Валаам получил запрещение от Бога. Во второй же раз он поторопился отправиться в путь к Валаку по причине зависти, и только страхом Божиим он был научен и не ослушался в слове благословения только по причине ужасов, представших ему на дороге. А это было делом Божией силы, а не его негодного произволения и не его языка, изощрившегося на службе у лжи.
Об этом и толкователи говорят: ослица Валаама осуждает его, потому что послушалась ангела и удалилась, а он же, услышав Бога, не пошел и не благословил народ, и не послушался [Божией] воли. Посему его учителем стала ослица.
Фрагменты.
Иларий Арелатский
Ст. 15-16 Оставив прямой путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную, но был обличен в своем беззаконии: бессловесная ослица, проговорив человеческим голосом, остановила безумие пророка
Оставив прямой путь, то есть Христа, Который сказал: Я есмь путь и истина и жизнь (Ин. 14:6).
Проговорив человеческим голосом, то есть чтобы человек понял, что Бог через животное говорил. Остановила безумие пророка, потому что те, кто переступает через заповедь Бога своего, безумцы, и неразумные животные разумнее их, потому что соблюдают закон своей природы.
Трактат на семь Кафолических посланий.
Еп. Михаил (Лузин)
Оставив прямой путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную
Толковый Апостол
Лопухин А.П.
Ст. 15-16 Оставив прямой путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную, но был обличен в своем беззаконии: бессловесная ослица, проговорив человеческим голосом, остановила безумие пророка
Нравственная распущенность и корыстолюбие современных апостолу и будущих лжеучителей поясняется здесь, как и у Ап. Иуды (Иуд. 1:11) и в Апокалипсисе (Откр. 2:14), сравнением их с Валаамом, тоже оказавшимся повинным в любостяжании (Чис. 22:5 сл. Чис. 22:22-34) и, кроме того, введшим израильтян в соблазн общения с мадианитянками (Чис. 25:1; Чис. 31:16). При этом Ап. Петр вспоминает, ст. 16, о сверхъестественном вразумлении, данном Богом через бессловесную ослицу пророку. «Отсюда научаемся, что Валаам, получив однажды запрещение от Бога идти к Валаку, снова побуждаем был к тому надменною своею страстью, которую он откармливал своим неистовым чародейством, но обузданный страхом Божиим и страшными знамениями, бывшими во время пути, не переменил слово благословения, которое было делом не чародейства. Ибо пророки с сознанием произносят свои вещания. Посему-то и Апостол назвал его «пророком», как сознававшего, ибо он говорил… Итак благословение его было делом не волхвования, но силы Божией» (блаж. Феофил.).
Толкование на Деяния 1:18
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на Деяния 1:18 / Деян 1:18
Феофилакт Болгарский (
Ст. 18−20 Сей убо стяжа село от мзды неправедныя, и ниц быв проседеся посреде, и излияся вся утроба его. И разумно бысть всем живущым во Иерусалиме
Говорит о наказании, какое понес Иуда в настоящей жизни, а не о будущем наказании; потому что души людей немощных не так обращают внимание на будущее, как на настоящее. Наблюдай: распространился не о прегрешении, а о наказании за оное; потому что Иуда не умер в петле, но жил еще и потом; так как был захвачен прежде, чем удавился. Об этом яснее рассказывает Папий, ученик Иоанна, в четвертой книге изъяснения словес Господних; он говорит так: «великий пример нечестия представлял в этом мире Иуда, тело которого распухло до такой степени, что он не мог проходить там, где могла проезжать повозка, и не только сам не мог проходить, но даже и одна голова его. Веки глаз его настолько, говорят, вспухли, что он вовсе не мог видеть света; а самых глаз его невозможно было видеть даже посредством медицинской диоптры: так глубоко находились они от внешней поверхности… После больших мучений и терзаний он умер, говорят, в своем селе; и село это остается пустым и необитаемым даже доныне; даже доныне невозможно никому пройти по этому месту, не зажав руками ноздрей. Таково зловоние, которое сообщилось от его тела и земле». Это служило для апостолов некоторым облегчением. Но как утроба Иуды излилась, так и утроба еретика Ария.
яко нарещися селу тому своим их языком Акелдама, еже есть село крове. Пишется бо в книзе псаломстей: да будет двор его пуст, и да не будет живущаго в нем, и епископство его да приимет ин
Такое название селу дали иудеи не по сему самому, а по поводу Иуды. Петр же приводит здесь этот факт, представляя в свидетели врагов, давших селу такое имя. Слова: да будет двор его пуст, сказаны об этом селе и о доме Иуды. А слова: епископство его да приимет ин, указывают на сан священства. Да будет двор его пуст. Что могло бы быть пустее кладбища и кладбища общественного, каковым стало это село?
Источник: Толкование на Деяния святых Апостолов.
Петр Дамаскин († XII в.)
сей убо стяжа село от мзды неправедныя, и ниц быв проседеся посреде, и излияся вся утроба его
Не так Иуда, дважды умерший: удавился и не умер, но пожил еще в нераскаянии и, заболев тяжко, проседеся посреде, как говорит апостол Петр в Деяниях апостольских.
Источник: Творения. Книга первая.
Беда Достопочтенный (672−735)
но приобрел землю неправедною мздою, и когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его
Источник: Изложение Деяний Апостолов.
Лопухин А.П. (1852−1904)
но приобрел землю неправедною мздою, и когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его
Приобрел землю неправедною мздою — ироническое выражение, имеющее в виду последствия ужасного злодеяния Иуды (Мф. 27:7−8).
Когда низринулся, расселось чрево его — греч. πρηνὴς γενόμενος ἐλάκησεν μέσος. точнее слав.: ниц быв, проседеся посреде, буквально — сделавшись наклоненным головою вниз, разорвался посреди, чревом. Евангелие говорит, что Иуда удавился. Вероятно, по удавлении, тело его оборвалось, отчего и произошло то, о чем говорит Апостол Петр.
О неправедном богатстве
После притчи о неверном управителе Христос произносит слова, которые до сих пор порождают иногда весьма сомнительные толкования.
Спаситель акцентирует на них внимание слушателей, так что они звучат как заповедь: «Говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным» (Лк. 16, 9).
В начале XX века библеист Б. И. Гладков, разъясняя смысл этих слов Спасителя, сделал ошибочный вывод: «Достаточно уделить бедным частицу из накраденного и награбленного, и эти бедные, облагодетельствованные преступником, введут, то есть умолят Господа, ввести его в Царство Небесное». Такие же представления встречаются и в наши дни. Когда человек жертвует Церкви деньги, полученные нечестным путем, желая измениться, считается, что более правильным будет отдать их не на строительство или ремонт храма, а нуждающимся людям: сиротам, престарелым, обездоленным.
Святоотеческое учение единодушно отвергает столь превратное толкование слов Спасителя. Святитель Иоанн Златоуст, подчеркивая, что «не хочет Христос питаться плодами любостяжания», восклицал: «Зачем ты оскорбляешь Владыку, принося Ему нечистое? Лучше ничего не давать, чем давать чужое», то есть украденное.
Тогда о каком неправедном богатстве здесь сказано? Бог говорит людям не о земных стяжаниях. Мы от рождения наделены телом, разумом, чувствами, способностью их развития — все это дано нам Господом. Не мы хозяева этого богатства, ибо сами не можем его создать или приобрести. Христос называет его неправедным, потому что это богатство временное, нужное нам только в дни земной жизни, в отличие от вечного блаженства, которое даруется праведному человеку, стяжавшему веру и благочестие, способному совершить подвиг.
Богатство неправедное — это врожденные, Богом данные свойства и качества, которыми человек распоряжается по своему усмотрению во время земной жизни, часто не придавая им значения. И постигает их ценность, только лишаясь их, как больной — утраченное здоровье, старик — остроту восприятия, утопающий — возможность дышать.
Когда же земная жизнь человека завершится, наступит его истинное обнищание — он утратит не только возможность управлять материальными ценностями, но лишится вообще всего земного, временного, преходящего, ибо переступаю черту, отделяющую земную жизнь от вечности, человек с собой ничего не берет. Само тело свое человек будет вынужден оставить: оно разлучится с душой, возвратится в землю и там истлеет.
Для чего же Бог дает человеку Свой дар — богатство этой временной жизни? Спаситель говорит, что оно необходимо нам для приобретения друзей, «чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители» (Лк. 16, 9). Иными словами, надо использовать данные нам время, силы, средства, таланты, знания, обстоятельства и события жизни для приобретения добродетелей, чтобы, лишившись после смерти всего временного, оказаться в вечном Царстве Божием. Там ничто земное нам не понадобится. Важным окажется только то, как мы распорядились им здесь, на земле: исключительно ради реализации своего эго, удовлетворения самости, исполнения своих пожеланий или для приобретения добрых навыков своей вечной души.
К такому мудрому отношению к «неправедному» (то есть временному) богатству Христос призывает всех людей. Однако каждый распоряжается им по личному усмотрению. Если человек использует его исключительно на служение себе, земное богатство перестает быть инструментом приобретения Царства Божия, а становится инструментом порабощения человека, губит его. По выражению святителя Московского Филарета, земное богатство, «с пристрастием собираемое, с пристрастием обладаемое», делается идолом сердца. Он ему поклоняется и ему служит. Так что порочно человеческое пристрастие ко всему земному – когда человек проживает время, забывая, что в конце концов надо будет дать отчет Истинному Хозяину всех благ за то, как он распорядился всем, что имеет.
По одному из толкований, друзья человека в притче — это ангелы и святые. Как единодушны между собой друзья, так и человеку надо стараться приобретать единый дух с угодниками Божиими, постигать, как они распоряжались своим земным богатством, и следовать их примеру. Конечно, святые молятся пред Господом о спасении всех людей, но спасаются не все, а только проявляющие волю ко спасению. Причем не дела спасают человека, а Бог по Своей милости, человек же через приобретение добродетелей становится способным воспринять эту милость.
Люди, всецело поглощенные земным и имеющие о Боге лишь смутные представления, даже если они считают себя верующими и носят крестик, обкрадывают себя в вечности. В любой момент их может постигнуть участь богатого сибарита из притчи о богаче и Лазаре (Лк. 16, 19—31). Тот никому не причинял зла – просто жил исключительно земными интересами: роскошно одевался, ежедневно устраивал пиры. Так за всю жизнь он ничего доброго и не сделал. А после смерти, оказавшись в аду, богач напрасно просил святого патриарха Авраама об облегчении своих мук или хотя бы о вразумлении своих братьев — таких же, как он, любителей праздной жизни. Ибо Господь дал человеку не только временные блага, но и руководство к их правильному использованию — законы Божии.
2-е послание Петра 2:15
Толкования:
Андрей Монах
Ст. 15-16 Оставив прямой путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную, но был обличен в своем беззаконии: бессловесная ослица, проговорив человеческим голосом, остановила безумие пророка
Чтобы мы и из этого узнали, что из-за своей сребролюбивой страсти, которая питалась безумным волхвованием, Валаам получил запрещение от Бога. Во второй же раз он поторопился отправиться в путь к Валаку по причине зависти, и только страхом Божиим он был научен и не ослушался в слове благословения только по причине ужасов, представших ему на дороге. А это было делом Божией силы, а не его негодного произволения и не его языка, изощрившегося на службе у лжи.
Об этом и толкователи говорят: ослица Валаама осуждает его, потому что послушалась ангела и удалилась, а он же, услышав Бога, не пошел и не благословил народ, и не послушался [Божией] воли. Посему его учителем стала ослица.
Блаж. Феофилакт Болгарский
Оставив прямой путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную
Еп. Михаил (Лузин)
Оставив прямой путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную
Иларий Арелатский
Ст. 15-16 Оставив прямой путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную, но был обличен в своем беззаконии: бессловесная ослица, проговорив человеческим голосом, остановила безумие пророка
Проговорив человеческим голосом, то есть чтобы человек понял, что Бог через животное говорил. Остановила безумие пророка, потому что те, кто переступает через заповедь Бога своего, безумцы, и неразумные животные разумнее их, потому что соблюдают закон своей природы.
Лопухин А.П.
Ст. 15-16 Оставив прямой путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную, но был обличен в своем беззаконии: бессловесная ослица, проговорив человеческим голосом, остановила безумие пророка
Свт. Иоанн Златоуст
Ст. 15-16 Оставив прямой путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную, но был обличен в своем беззаконии: бессловесная ослица, проговорив человеческим голосом, остановила безумие пророка
Если благодать Божия действовала на осла и на прорицателя, вследствие домостроительства и пользы израильтян, то, очевидно, и на нас будет действовать и возвысит это для нас.
Мзда неправедная
«Если вы чувствуете жалость к кому-то, то это означает, что вы испытываете сочувствие, сострадание к этому человеку»
Каждый день мы сталкиваемся с десятками людей — в семье, на работе, на улице, в магазине, в транспорте. Кого-то мы уже знаем (не обязательно по имени), потому что часто встречаемся — например приходя за покупками в магазин. Социальные магазины Братска — рядом с домом, в основном для людей с небольшим достатком. Как правило, в таком магазине несколько продавцов, так как очень большой ассортимент и объем продукции, и расписание с 8 до 20, по 12 часов на ногах. Правда в последнее время продавцов значительно поубавилось, в нашем магазине остался один человек. Продавцы, почти 100 %, выходцы с Ближнего Зарубежья, но многие из них живут в Братске очень давно. Обычно зайдешь, поздороваешься, поблагодаришь, иногда перекинешься парой фраз и домой, а человек остался за прилавком.
В последний раз завязался разговор, не слишком длинный, так как стали подходить другие покупатели. Но и за это короткое время человек успел поделиться своей болью и усталостью. О том, что работает много лет, выучил от и до всю специфику данной профессии вплоть до бухгалтерских тонкостей, а зарплата…. зарплата очень маленькая, поэтому все уходят, особенно молодежь. Работа не только тяжелая — прием, выкладка товара, продажа, но и очень ответственная — не дожал ноль на калькуляторе — и посчиталась не тысяча, а сто рублей, а за день таких оплошностей может быть несколько — то клавиша подвела, то отвлекли, то в подсобку сбегай за очередным кулем сахара, крупы, да и покупатели, как известно, бывают разные… И что останется с той «большой» зарплаты. А работать надо, так как в семье растет малыш, хотя моему собеседнику уже на вид лет за сорок. Бог дал — надо воспитывать, кормить, одевать. Конечно, имея такой опыт, человек мог бы открыть свое дело, но видимо есть очень веские причины не делать этого.
Я не стала говорить вслух, но несколько раз повторила про себя: «Помоги вам Господи!» и помолилась Архангелу Михаилу об оказании помощи этому человеку — это было в субботу, на предпразднство Архистратига Михаила и всех Сил Бесплотных. Человека жалко — до боли, и неважно, что он иного вероисповедания. Часто люди становятся заложниками обстоятельств жизни, и не нам их судить и строить свои умозаключения относительно их судьбы. Можно и нужно помолиться от души за человека, находящегося в трудной жизненной ситуации, если ничем другим ты ему не можешь помочь. Господь любит всех, и многие святые молились за людей иной веры — святитель Николай Чудотворец, святитель Лука Крымский…
Пока шла домой, вспоминала слова из Библии о мзде неправедной, и стало жалко не только этого усталого, доведенного до отчаяния человека, но его хозяина, который не отдает положенную плату своему работнику. Математика простая — вместо трех человек работает один — хоть за счет этого можно поднять человеку зарплату, чтобы и он не убежал, куда глаза глядят, когда закончится предел его терпения.
В Библии очень жестко порицается лишение человека положенной мзды — т.е. заработка. Об этом, в частности говорится в книге Левит: «Никто да не лишит наемника положенной мзды, ибо и мы наемники у нашего Бога, и от Него ожидаем мзды за наш труд» (Лев.19 13-13).
В Евангелии от Луки находим слова Господа: «…ибо трудящийся достоин награды за труды свои» (Лк. 10:7)
И в посланиях апостола Павла мы видим ссылку на Закон Моисеев: «Ибо в Моисеевом законе написано: «не заграждай рта у вола молотящего». О волах ли печется Бог? Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое» (1Кор.9:10).
Во всех посланиях, начиная с Ветхого Завета, церковь учит, что отказ в оплате честного труда является не только преступлением против человека, но и грехом перед Богом. Сколько людей на земле страдает — одному Господу ведомо — «…в мире скорбни будете…» (Ин.16:33). Но эти земные скорби несоизмеримы с теми скорбями, которые ждут людей, живущих не по Заповедям Божиим там, за горизонтом земной жизни…