На чем держится государство
Значение и функции государства в жизни общества
История человечества насчитывает несколько десятков тысяч лет, но только пять последних тысячелетий оно прожило, объединившись в государства. Тем не менее, даже столь короткого исторического промежутка времени было достаточно, чтобы убедиться в преимуществах развития общества под управлением государства перед иными сообществами людей, живущими общинным или племенным строем.
Государство: определение, основные признаки
Государство – организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обеспечивающая в нем порядок и стабильность.
Основное назначение государства на внешнеполитической арене – защита от внешней угрозы и обеспечение независимости страны, а внутри – обеспечение на своей территории стабильного развития экономики и социальной сферы.
Иногда понятие «государство» употребляют в качестве синонима понятию «страна». Однако это не всегда является правомерным: государство – это образование политическое, в то время как страна – это понятие прежде всего культурно-географическое. Поэтому его уместно употреблять, в случаях, когда речь заходит о климате какой-либо территории, населении и т. д.
Каждое государство обладает рядом основных признаков, среди которых наиболее значимыми являются:
Назначение государства и его роль в жизни общества
В Древнем мире и в Средние века роль государства в жизни общества сводились к нескольким аспектам, к которым можно отнести:
Однако с развитием общества растут запросы самого общества, усиливаются и переплетаются связи между людьми, а значит растёт и ширится количество задач, встающих перед государством.
В современном обществе уже ни один процесс не обходится без вмешательства государства. Оно по-прежнему защищает своих граждан и территорию страны, устанавливает правовые и нравственные законы, регулирует социальную сферу, объединяя людей с целью решения важных задач и придавая их деятельности смысл.
С целью поддержания обороноспособности страны и безопасности своих граждан государство создаёт, содержит и развивает армию и оборонную промышленность. В этой сфере роль государства является абсолютной. Однако в условиях цивилизованного общества при решении конфликтов между странами редко прибегают к аргументам силового воздействия: решающее битвы происходят на уровне государственных представителей – дипломатов. Развитие дипломатического корпуса (организация посольств, консульств, представительств на территориях других стран, подготовка грамотных специалистов и т. п.) также является абсолютной прерогативой государства.
Внутри страны для обеспечения стабильности, безопасности и порядка государство устанавливает систему правил и законов, нарушение которых карается мерами воздействия, различной силы: от штрафов, предупреждений и общественных порицаний за незначительные проступки, до лишения свободы на длительные сроки и конфискации имущества за тяжкие преступления.
В социальной сфере круг вопросов, решение которых стало исключительной прерогативой государства, расширился больше, чем в любой другой. Оно занимается:
При возникновении социальных споров, к которым относятся споры между отдельными гражданами или организациями, между представителями различных классовых прослоек, различных культурных, этнических или религиозных диаспор, государство выполняет роль арбитра в разрешении конфликтов. Для этого ещё в древности были созданы специальные органы: сначала это были советы старейшин или вождей, а затем их функции в разрешении конфликтов взяли на себя суды, ставшие третьей независимой силой государственной машины.
Функции государства
Рассуждая о роли государства в обществе более конкретно, следует обратиться к его функциям, которые разделяются на внутренние и внешние.
Внутренние функции
Внутренние функции являются основными направлениями деятельности государства по управлению внутренней жизнью страны. К ним относятся функции:
Внешние функции
Ко внешним функциям относятся те, которыми государство занимается на международной арене. Это функции:
Примером организации мирового значения является Совет Безопасности ООН, регионального – Организация Африканского единства, Лига Арабских Государств.
На чем держится власть в России
Об этом спрашивал недавно «Левада-центр». На выбор предлагалось 18 вариантов ответов, можно было выбирать несколько. Варианты были сформулированы на базе ранее проводившихся исследований на эту же тему. Веер вариантов, очевидно, хорошо покрывает поле существующих мнений, потому что ответов, не предусмотренных ими, – 5% и отказов отвечать – менее 1%. Ответы интересны сами по себе, но особую значимость они получают в сопоставлении с реакцией на другой вопрос, который задавался сразу же после этого: «А на каких основаниях и принципах должна держаться власть в стране, в которой вы хотели бы жить?» Набор возможных ответов был одним и тем же в обоих случаях.
В желанной стране власть, по мнению россиян, должна держаться на «соблюдении Конституции» (51%), на «государственной системе, созданной и работающей в интересах общества» (46%). А в России, отвечают чаще всего ее граждане, она держится на «круговой поруке чиновников, их коррумпированности» (33%), на «всей мощи государственной машины, работающей только на интересы власти» (30%), «на людях, привлеченных во власть по принципу личной преданности» (21%). О том, что наши власти опираются на «соблюдение Конституции», решились сказать менее 14%. Другие ответы демонстрируют такое же расхождение между тем, что люди наблюдают в жизни, и тем, что они хотели бы видеть. Почти четверть граждан (23%) недовольны «неподконтрольностью власти обществу и пренебрежением законами». В чаемой России, разумеется, такого не должно быть. Там власть опирается на «подконтрольность обществу и строгое соблюдение законов» (30%). Горечью отдает ответ о «свободных людях, осознающих свои интересы и умеющих их отстаивать». В идеальной России они были бы одной из пяти главных опор власти. В реальной – они на 13-м месте. Разделение властей в стране-идеале помещают в первую десятку, в реальной жизни этот принцип оказывается на последнем месте.
Работников «Левада-центра» часто спрашивают, опираются ли власти на наши данные. Вот ответ публики: лишь 5% россиян показалось, что российская власть опирается на поддержку общественного мнения. Но втрое больше тех, кто считает, что власть этим мнением манипулирует.
Представители начальства – в той небольшой мере, в которой они охвачены опросом, – явно не готовы соглашаться с управляемым ими народом в оценке природы их власти. Но их позиции тоже весьма характерны. Они в отличие от рядовых россиян главным признаком нынешней власти считают не всевластие чиновников и их круговую поруку, а зависимость всех органов власти (и значит, занятых там чиновников) от главы государства (43%). И не сказать, что они этим очень довольны. В идеальной стране на 1-е место (42%) они ставят не персону, но «государственную систему. работающую в интересах общества». А быть в зависимости от лица, пусть и первого, в идеале желали бы, оказывается, менее 6% чиновников.
Социал-демократы и государство
В результате всего этого читатель мог слышать многочисленные шутки на тему того, «как будут работать суды при анархо-капитализме». Эти шутки актуальны и по отношению к другому безгосударственному строю – коммунизму. Эта статья покажет, почему марксизм, анархизм и либертарианство предлагают вместо развития повернуть вспять объективные процессы, лишив общество хоть и несущего в себе опасность, но всё же полезного и эффективного инструмента.
Что такое государство
Функции государства
Самая первая и основная функция государства, которая вытекает даже из его определений – это обеспечение и поддержание принципа верховенства права. Если государство плохо справляется с этой задачей, можно констатировать, что оно некомпетентно и несостоятельно. В обеспечение и поддержание принципа верховенства права входят разработка и совершенствование законов, а также обеспечение работы судебной и правоохранительной систем таким образом, чтобы они соответствовали принципу равноправия, понятиям о справедливости (эти вопросы мы разбирали ранее) и эффективно защищали граждан государства от проявлений несправедливости.
Четвёртая функция – это определение и проведение стратегии экономического развития страны. Путём перераспределения капиталов, государственных инвестиций, кредитной политики государство направляет экономику в правильное или неправильное русло, осуществляя разработанную стратегию экономического развития. Эта стратегия может привести к процветанию страны, а может и к застою или отставанию.
Пятая функция – социальное обеспечение. Государство может обеспечивать своим гражданам пенсии по возрасту и инвалидности, бесплатное образование и медицинскую помощь, осуществлять финансовую помощь пострадавшим при катаклизмах и так далее. Мы писали подробнее об этом в статье про социал-демократическую экономику.
Шестая функция – охрана от внешней угрозы. Государство должно вести внешнюю политику и создавать армию таким образом, чтобы в случае военной агрессии со стороны соседних государств граждане понесли минимальные потери. Правда, некоторые государства считают себя вправе осуществлять военную агрессию с целью приобрести от этого выгоду.
Седьмая функция – защита экологии и проведение такой политики, которая бы способствовала сохранению природы и соответствию страны высоким экологическим нормам.
Разумеется, основная из функций государства – обеспечивать баланс между семью основными вышеуказанными функциями. На это и идут средства со сбора налогов или других источников государственного дохода.
Причём, как отмечает известный экономист, профессор Кембриджского университета Ха-Джун Чанг, на этом функции государства не заканчиваются. Их может быть довольно много:
Практика отмирания и отсутствия государства
Пока что мировая практика показывала, что там, где шли процессы по ослаблению государства, близкие к его отмиранию, они приводили к катастрофе для общественной жизни. Известные экономисты Дарон Аджемоглу и Джеймс Робинсон писали, что сильное и централизованное государство является одним из институтов, которое обеспечивает базу для развития других институтов, хотя оно может использоваться в двух направлениях – либо для построения экстрактивных институтов, что приводит к обогащению элит и нищете остального населения, либо для построения инклюзивных институтов, что приводит к экономическому процветанию (подробнее об институтах мы писали здесь). Те человеческие сообщества, которые обходились вообще без централизованного государства, не добивались должного развития институтов как таковых, и поэтому были вытеснены обществами с сильным и централизованным государством. Отсутствие такого верховного арбитра обычно приводит к столкновениям между группировками и кланами, порой вооружёнными.
Важную роль играет и в достаточной степени централизованное и сильное государство. Особенно отчётливо это видно при сравнении с такой восточноафриканской страной, как Сомали. Как мы увидим далее, политическая власть в Сомали была долгое время распылена между различными группировками. В ситуации, когда нет ни одного игрока, достаточно сильного, чтобы контролировать остальных и решать, что они могут делать, а что не могут, общество разделяется между непримиримыми кланами, и ни один из них не может стать доминирующей силой. Власть каждого клана ограничена только силой другого. Такое распределение власти в обществе ведёт не к появлению инклюзивных экономических институтов, а к хаосу, неизбежному в отсутствие минимальной политической и, следовательно, государственной централизации. Государство не может обеспечить минимальный уровень порядка, необходимый для развития экономики и торговли, или даже элементарную безопасность граждан.
Эта история характерна для заката цивилизации майя: политические институты, в своё время обеспечившие условия для развития торговли и сельского хозяйства, для роста населения, вдруг прекратили своё существование, причём внезапно… И как только рухнули политические институты, процесс централизации государства обратился вспять, разразился экономический кризис и население начало быстро сокращаться.
Имеющиеся у нас археологические данные не дают определённого ответа на вопрос о том, почему кухуль-ахавы были свергнуты, почему окружающая их элита потеряла власть, а политические институты, лежавшие в основе классического периода цивилизации майя, рухнули. Мы знаем, что это было как-то связано с возросшим уровнем насилия внутри самих городов. Правдоподобной кажется версия о том, что в городах появилась оппозиция (возможно, в виде какой-то группировки внутри самой элиты) и начались междоусобные распри.
В 1992 году у России был единственный путь спасения экономики от краха: довериться энергии экономической свободы. Однако из-за слабости власти, недостатка умения и ошибок побочные явления не замедлили сказаться. Рыночные отношения захватили сферы, для них противопоказанные. Когда «свободная купля – продажа» распространяется на принятие законов, действия чиновников, решения судов, это не только безнравственно, но смертельно опасно для общества и государства.
Эффективное рыночное хозяйство — это не только свобода частной инициативы, но и строгий правовой порядок, единые, стабильные и неукоснительно соблюдаемые всеми правила экономической деятельности. Задача государства — установить эти правила и обеспечить их выполнение.
Почему отмирание государства нерационально
В случае отмирания государства также не совсем понятно, кто возьмёт на себя исполнение обозначенных нами функций государства и почему он их будет выполнять. Анархо-капиталисты считают, что собственность даже над инфраструктурой должна стать частной (так, Дэвид Фридман в «Механике свободы» пишет, что «существуют практические трудности с передачей существующей системы государственных улиц и автомагистралей в частные руки» 21 ). Это создаст особое положение для тех, в чьи руки попадёт необходимая для нормальной жизни инфраструктура, не имеющая адекватной альтернативы или альтернативы вообще – например, мосты или водоснабжение. Их владельцы получат возможность устанавливать цену выше адекватной стоимости, что может привести к конфликтам вплоть до вооружённых столкновений (тот же Фридман признаёт, что даже между правоохранными агентствами неизбежны будут конфликты 22 ). Также непонятно, какая сила будет защищать от картельных сговоров, кто будет гарантировать, что частные армии не будут осуществлять рэкет и так далее.
Если не будет государства, кто заставит соблюдать законы (в том числе платить налоги) крупный капитал, преступные группировки и вооружённые группы людей?
У левых же вообще нет чёткого представления о том, каким будет безгосударственное устройство. Обычно альтернативой видится система прямой демократии, однако мы разбирали, почему представительная демократия является гораздо более эффективной и эгалитарной. Некоторые предполагают заменить государство системой советов, а естественные монополии передать рабочим коллективам. Однако в этом случае непонятно, кто будет регулировать рост неравенства между городами и рабочими коллективами, и кто, опять же, будет верховным арбитром в конфликтах. Ха-Джун Чанг отмечает, что без общего консенсуса, который обеспечивает государство, мало кто будет мотивирован по своей воле инициировать выполнение тех функций, которые сегодня выполняет государство:
В общественные блага включаются дороги, мосты, маяки, системы защиты от наводнений и другие объекты инфраструктуры. Если вы можете ездить по дороге, не заплатив за её строительство, почему вы как владелец автомобиля должны добровольно отдавать деньги на прокладку ещё одной дороги? Маяк не блокирует выборочно свой свет для вашего корабля, потому что вы не внесли вклад в его строительство и содержание, выходит, любой владелец судна может позволить другим платить за него и продолжать пользоваться маяком.
Если в анархических теориях ослабление государства ведёт к отсутствию подавления и угнетения, то в реальной практике оно ведёт к ухудшению выполнения названных нами семи общественных функций государства, которые осуществляются последним, и к угрозе перед организованной преступностью. Заблуждения сторонников упразднения государства связаны с тем, что они ошибочно понимают суть государства как инструмента подавления элитами всей остальной части граждан. При становлении экстрактивных институтов оно действительно служит инструментом подавления и угнетения, однако при становлении инклюзивных институтов выполняет важные и полезные общественные функции. Поэтому если в обществе существует экстрактивное государство, это не значит, что от государства следует отказаться – это значит, что государство следует менять.
Государство также является инструментом, способным сдерживать рост неравенства, перераспределяя капиталы за счёт налогообложения и выравнивания бюджетных потенциалов регионов. В случае отсутствия государства не совсем понятно, кто будет устанавливать единые для всех правила и контролировать их исполнение, кто будет регулировать рост неравенства между гражданами и регионами.
Государство и его проблемы
Вторая проблема государства заключается в том, что при наличии государственного сектора экономики порой бывает трудно заставить его работать эффективно. Однако государственный сектор и национализация – это тема, которую следует рассматривать отдельным материалом.
Как решаются проблемы, которые может создавать государство? Необходимая база для того, чтобы сделать возможным решение проблем – это создание институтов демократии, которые мы описывали в этой статье. Сами по себе они ещё не являются гарантией выбора правильного вектора, так как в выборах могут побеждать разные силы, в том числе неэффективные либо такая политическая сила, которая демонтирует демократические институты. Однако без демократии решение проблем государства невозможно.
Мы можем резюмировать, что сегодня требования отмирания или упразднения государства являются нерациональными и нереалистичными, и крайне трудно представить жизнеспособный сценарий реализации этих требований в будущем, поэтому прогрессивные социал-демократы вряд ли могут поддерживать эти требования, и не могут включать их в свои идеологические и программные документы. Государство необходимо не упразднять, его следует контролировать инструментами демократии и как можно более широким участием масс в его деятельности.
Источники
Главный редактор и создатель «Логики прогресса». Искусствовед по образованию, состоял в нескольких различных левых оппозиционных движениях.
У нас нет миллионных рекламных бюджетов, поэтому делитесь статьёй в соцсетях, если разделяете мнение, высказанное в ней
Редакция онлайн-журнала «Логика прогресса» разрешает комментарии, потому что не боится дискуссии и стремится к наиболее объективному отображению информации. Мы призываем всех присоединиться к обсуждениям, высказывать своё мнение и конструктивную критику.
Цены на что? Вы уточняйте. На электронику или автомобили несущественно разнятся, на продукты может быть раза в два выше, а зарплаты раз в 8 выше.
Какие-то утверждения базарного уровня — нет подтверждений, источников, сравнительного анализа. Если для вас обмен путинской номенклатуры на европейскую демократию — это обмен шила на мыло, то у вас весьма странное восприятие реальности.
«Считать, что все экономические проблемы порождены государством, – системная ошибка. Безусловно, у государства есть собственные провалы (также и во время корректировки рынка). Ими, в частности, можно частично объяснить и появление самого Вашингтонского консенсуса. Но это не означает, что от потенциала государства стоит отказаться. Поэтому общая задача заключается в одновременном улучшении как функционирования рынка с государством, так и их координационных связей»
ObRetu
Последнее время все чаще и чаще встречаются встречаются высказывания чиновников, которые противоречат занимаемой ими должности, поэтому я решил немного поговорить на эту тему. В данной статье мы рассмотрим зачем нужно государство и чиновники, какова роль государства в жизни человека и что должен делать чиновник на своем рабочем месте.
Один из представителей власти недавно заявил, что государство, в целом, ничего подрастающему поколению не должно т.к. не государство рожало детей.
Дословная цитата Директора департамента молодёжной политики N области: «У молодёжи складывается почему-то такое понимание, что государство нам всё должно. Нет, вам государство в принципе ничего не должно. Вам должны ваши родители, потому что они вас родили. Государство их не просило вас рожать».
Высказывание достойно довольно низкой оценки, ведь это совершенно неверный ответ. Если бы это был экзамен по правовым дисциплинам, то он был бы безнадежно завален. К сожалению, это далеко не первое и, возможно, не последнее высказывание представителей власти в подобном ключе. Возможно, что они крайне плохо изучили права и обязанности граждан своего государства. Исправим этот пробел в знаниях.
Зачем нужно государство и его роль в жизни человека
Во-первых, стоит отметить, что роль государства и цель его существования существенно зависит от точки зрения. К примеру, для коммунистов государство выступает в роли машины правления господствующим классом. Это довольно подробно описано в книге Ленин «Государство и революция.
Либералы представляют государство в роли инструмента, который позволяет защищать свободы и права, особенно право частной собственности, граждан.
В некоторых странах Африки (разумеется, не самых развитых) представители описывают государство как инструмент, который позволяет распоряжаться природными богатствами страны какой-то определенной группе лиц, которая на текущий момент занимает ключевые посты в этом государстве.
Можно ли прожить без государства
Мы живём в социуме. Сам по себе человек существо социальное, ведь каждому человеку необходимо общение с другими людьми. Даже если бы вы жили в каком-то месте, где население не превышало бы сотню, то формирование государства было бы неизбежным т.к. это необходимо.
Например, вы могли бы жить в деревне из 100 человек без государства, но со временем встречаются различные трудности, которые могут принести вред всем жителям этой территории. Может выдаться сухой год, который спровоцирует пожар. В таких условиях даже ваш пожар ставится общей бедой, т.к. огонь быстро перекинется на соседний дом, амбар и т.д. Потушить в одиночку такой пожар будет сложно, а значит должна быть централизованная служба, которая будет следить за такими инцидентами. Теперь у вас риск пожара меньше, но жители соседней деревни посматривают на ваши богатства, а значит нужно подумать и о защите имущества. Эту цепочку можно продолжать долго. Сюда же можно приписать врачей, ветеринаров и т.д. Ведь вспышка какой-то болезни должна быть вовремя замечена и пресечена. Если бы ваша проблема не выходила за определенные рамки, то никому бы до нее и дела не было, но они выходят и тут образовывается целый ряд систем.
Это достаточно кустарный пример, но он наглядно показывает, что государство необходимо и его формирование неизбежно.
Зачем нужны чиновники
Вот мы и подошли плавно к чиновникам. Когда система становится сложной, то должен быть человек, который обеспечивает ее централизованную работу. К примеру, несколько бригад пожарников. Кто-то должен направить бригады на проверку опасности и устранение пожара, чтобы он не пошел дальше. Теперь представим, что таких систем много и все они косвенно связаны. Таким образом выходит, что одного руководителя уже недостаточно. Вот примерно так и появляются чиновники. Чиновники — это государственные служащие, которые обеспечивают работу определенных систем государства.
Тут все понятно. Чиновники люди нужные и полезные, если исправно выполняют свои обязанности по защите прав, имущества и здоровья граждан. Вот только давайте представим, что чиновник работает плохо.
Чиновнику донесли про пожар, но до его дома он точно не доберется, поэтому он предпочитает не дёргаться и сидеть ровно. В этом случае по цепочке перестает работать вся система под этим чиновником. Дома горят, люди плачут, а чиновник отдыхает.
Откуда деньги у государства на чиновников
Чиновник тоже человек, поэтому воздухом не питается. Он получает заплату за свою деятельность. Только во у самого государства никаких денег и ресурсов нет, ведь практически государство не производит никакой продукт и скот не выращивает, поэтому государство содержат сами жители этого государства т.к. теоретически это в их интересах. Поэтому каждый раз, когда житель забивает скот, либо продает зерно, то и в фонд государства немного своих ресурсов отдает. Вот и выходит, что жители государства содержат само государство и всех его чиновников, дабы система работала исправно, а все права жителей и их безопасность была под контролем.
Кто платит, тот и заказывает музыку. Верно? Жители в этом примере выступают в виде нанимателей, которые оплачивают работу чиновника. Если чиновник работает плохо, то жители могут нанять другого чиновника. Логично? Отсюда выходит, что власть в государстве принадлежит каждому в государстве, но она отдана в руки чиновнику на доверительное управление, чтобы тот большинство вопросов разрулил без сбора собраний из всех жителей.
Современная Россия и её чиновники
Пришло время вернуться в нашу суровую реальность к Директору департамента молодёжной политики N области. Как я и говорил ранее, мир никогда не стоял на месте, поэтому появлялись новые системы, законы и т.д. Само собой, что люди приближенные к власти со временем пытались выбить для себя более выгодные условия, что закреплялось законодательно. И что мы получили сегодня? Чиновники сейчас находятся в существенно более выгодном положении, нежели рабочий класс, который их же и содержит.
К примеру, сегодня в России официально среднюю зарплату называют в районе 39 000 руб, а средняя зарплата чиновников в аппарате правительства 227 200 руб. Ну вот как тут не захотеть стать одним из них?
Теперь внимательно посмотрим повторно на цитату и должность. Дословная цитата Директора департамента молодёжной политики N области: «У молодёжи складывается почему-то такое понимание, что государство нам всё должно. Нет, вам государство в принципе ничего не должно. Вам должны ваши родители, потому что они вас родили. Государство их не просило вас рожать».
Дабы подогреть вас, скажу немного о том, что этот чиновник имеет в собственности пару участков, квартиру площадью 116 метров и далеко не самый бюджетный автомобиль.
Департамент молодежной политики должен заниматься развитием молодежных программ, привлечением средств в эту сферу и вот всем таким. Так же стоит упомянуть и тот факт, что последнее время политика направлена на повышение рождаемости.
Теперь берем все эти факты и приходим к выводу, что чиновник открыто заявляет, что свои функциональные обязанности он не очень то хочет выполнять. В целом, последнее время довольно часто встречаются различные высказывания, которые несут в себе смысл «Государство вам ничего не должно», но зачем тогда народ нанимает работников, которые не должны выполнять свои обязанности. В чем смысл?
Немного выводов. И мы должны и нам должны
Исходя из всего описанного в этой статье можно сделать выводы, что мы должны государству, но и государство должно нам. Это должен быть взаимовыгодный союз, где государство выполняет свои обязанности, чтобы предоставить гражданам наиболее комфортные условия жизни.
Если чиновники забывают о том, как образуется государство и для чего оно существует, то такое государство неизбежно движется к саморазрушению. Ведь власть государства держится на доверии народа, а при таком раскладе разговора о доверии быть не может. Какое доверие может быть к человеку, который без спроса берет ваше и ничего не дает взамен?
На этом все. Я очень старался над статьей, поэтому надеюсь на то, что она получилась интересной и полезной. Возможно, что ее прочитает действующий чиновник, она напомнит ему важные моменты и сделает его ближе к людям. А если это прочитает подрастающее поколение, то они согласятся со мной, и скажут, что они будут хорошими чиновниками в будущем.