На чем должен быть построен авторитет вожатого
На чем должен быть построен авторитет вожатого
Авторитет должен быть правильным!
Для начала о том, каким он НЕ должен быть.
Добиться его очень просто. Надо детям всё разрешать.
— Можно мы сегодня на зарядку не пойдём?
— Да пожалуйста! Она и самому мне надоела
Вожатый с дешёвым авторитетом становится на один уровень с детьми, братается с ними по-пацански, допускает панибратство. Он принимает во всём сторону детей, в том числе и в вопросах дисциплины.
Такого вожатого дети, конечно, будут любить. Вроде бы… Но очень скоро станет понятно, что любовь эта не настоящая. Потому что в ней нет главного: нет уважения. Мнение вожатого уже не берётся детьми в расчёт. Они ведь заранее знают, что он им всё позволит. Ну и за что уважать такого вожатого? Да и любить-то его не за что. Дешёвый авторитет — это ещё и большая подстава напарника. Ведь напарник (напарница) вынужден держать дисциплину один, вынужден быть «злым вожатым».
Плюс ко всему, у такого вожатого нет никаких рычагов воздействия на детей.
Злой авторитет основан на страхе. Вожатый по любому поводу кричит, угрожает, непрерывно наказывает. Рычаг воздействия один — угроза, и он работает. До поры. А ведь бывают такие моменты, когда нечем пригрозить. И что тогда? Тогда получите «Королевскую ночь» (всеобщий беспредел в последнюю ночь смены).
Дети воспринимают злого вожатого однозначно: как своего врага. И они используют первую же возможность, чтоб отомстить. И даже раньше «королевской ночи».
Стоит ли говорить о том, что к злому вожатому нет никакого уважения? Потому что уважают всегда за что-то хорошее. Есть ещё один важный момент. Если вы все время общаетесь с детьми жёстко, то у вас нет «зазора» для применения жёсткости в тех случаях, когда это действительно нужно. Ведь если обычно спокойный и добрый вожатый вдруг начинает говорить «с металлом в голосе» (даже не повышая голоса, а лишь изменив интонацию), всем сразу понятно: что-то не так. И это очень хорошо действует. А злой вожатый и так всё время на взводе. Ему добавлять металл уже некуда.
+ Авторитет (с большой буквы А)
А теперь о том, каким же авторитет должен быть.
Правильный авторитет строится на доверии и уважении. Дети уважают вожатого за его справедливость, за его выдающиеся качества. Дети доверяют вожатому, как другу, готовы слушаться его как старшего и мудрого товарища. Как такого добиться? Об этом речь пойдёт дальше. Когда у вожатого есть авторитет, у детей нет толчков к нарушению дисциплины. Действительно, зачем же вредить любимому вожатому? И дети будут слушаться не потому, что им что-то за это пообещали или чем-то пригрозили, а просто потому, что вожатый так сказал.
Когда у вас правильный авторитет, вам открыт путь к детским душам. Вы можете создавать атмосферу на отряде, можете зажигать и вдохновлять детей на творчество. А ведь для этого и нужны вожатые. И ещё раз хочу повторить главное правило: не стремитесь завоевать любовь детей. Стремитесь завоевать уважение.
Подобное развитие событий, с более или менее похожими ситуациями, встречается в детских оздоровительных лагерях довольно часто и чтобы избежать этого, необходимо с самого начала смены правильно строить общение с детьми и с напарником(цей), справедливо и в относительно равной степени распределять педагогические обязанности на отряде, а следовательно, и рабочую нагрузку. При первой же, вводной беседе, на вечере знакомств, например, следует кроме представления обоих вожатых, сразу объявить детям, что в течение всей смены по всем вопросам они могут обращаться к любому из вожатых и всё, что говориться вожатыми во время обращения к ним – говориться от имени обоих.
Во время обращения к детям от лица вожатого и, особенно в присутствии напарника(цы), следует избегать местоимения «я» и заменять его на «мы», тем самым подчеркивая, что это исходит от обоих вожатых.
Кроме того, желательно, чтобы оба вожатых одинаково активно и дружелюбно общались со всем отрядом, не зависимо от личных симпатий и антипатий, или от полового признака (ведь общепринят тот факт, что при том, когда на отряде стоят мужчина и женщина, то первый больше общается с мальчиками, а вторая – естественно, с девочками, а было бы не лишним иногда и наоборот), участвовали в подготовке и проведении различных мероприятий вместе с детьми и жили вместе с отрядом активной и интересной жизнью.
Очень важно сформировать мотивацию пребывания в отряде у детей, то есть напомнить им, что их отдых в лагере напрямую и, в первую очередь, зависит от вожатых. После этого необходимо объяснить им, что отряд – это единое целое и чем быстрее они научаться оправдывать этот статус, тем быстрее смогут добиться успехов. Далее обязательно нужно ввести, каким бы жестким это ни казалось, систему «проступков и санкций», то есть систему, которая в равной степени будет касаться каждого и, при нарушении дисциплинарных моментов, справедливо и в равной степени для каждого предусматривать свое наказание. Здесь следует отметить, что чем более старший отряд находится у тебя в подчинении, тем более жесткой должна быть эта система.
Таким образом, у детей уходит ощущение, что их наказывают непосредственно вожатые. Появляется чувство ответственности за свои поступки, так необходимое в будущем любому человеку и, мягко говоря, не мешающее во время пребывания в лагере.
Роль вожатого на среднем возрасте
Кем вожатый должен быть для детей? На младшем возрасте это мама и бабушка, это забота взрослого, которая так нужна малышам, оторванным от дома. На старшем возрасте вожатый — скорее товарищ, друг (тут тоже всё непросто…). На среднем возрасте вожатый, скорее, как старший брат, на которого хочется быть похожим. Ребёнок может доверить вожатому свои проблемы, потому что он всегда поможет, подскажет.
Разница в возрасте между вожатым и ребёнком очевидна, и дистанцию эту необходимо сохранять. Но иногда нужно поговорить и по-дружески, на равных. Только этот разговор должен проходить «между нами», чтоб ребёнок ни в коем случае не чувствовал себя особенным, не бравировал доверием вожатого.
На чем должен быть построен авторитет вожатого
#школавожатых@vojatnik
Авторитет!
Все понимают, зачем нужен авторитет вожатого. Он помогает «держать» отряд, сделать из него эффективную команду, ну и просто облегчает жизнь вожатого в плане организации отряда.
Для начала начнем с распространенных ошибок, итак:
1. Каким он НЕ должен быть авторитет.
Добиться его очень просто. Надо детям всё разрешать.
· Можно мы сегодня на зарядку не пойдём?
· Да пожалуйста! Она и самому мне надоела
Вожатый с дешёвым авторитетом становится на один уровень с детьми, братается с ними по-пацански, допускает панибратство. Он принимает во всём сторону детей, в том числе и в вопросах дисциплины.
Такого вожатого дети, конечно, будут любить. Вроде бы… Но очень скоро станет понятно, что любовь эта не настоящая. Потому что в ней нет главного: нет уважения. Мнение вожатого уже не берётся детьми в расчёт. Они ведь заранее знают, что он им всё позволит. Ну и за что уважать такого вожатого? Да и любить-то его не за что. Дешёвый авторитет — это ещё и большая подстава напарника. Ведь напарник (напарница) вынужден держать дисциплину один, вынужден быть «злым вожатым».
Плюс ко всему, у такого вожатого нет никаких рычагов воздействия на детей.
– Злой авторитет
Злой авторитет основан на страхе. Вожатый по любому поводу кричит, угрожает, непрерывно наказывает. Рычаг воздействия один — угроза, и он работает. До поры. А ведь бывают такие моменты, когда нечем пригрозить. И что тогда? Тогда получите «Королевскую ночь» (всеобщий беспредел в последнюю ночь смены).
Дети воспринимают злого вожатого однозначно: как своего врага. И они используют первую же возможность, чтоб отомстить. И даже раньше «королевской ночи».
Стоит ли говорить о том, что к злому вожатому нет никакого уважения? Потому что уважают всегда за что-то хорошее. Есть ещё один важный момент. Если вы все время общаетесь с детьми жёстко, то у вас нет «зазора» для применения жёсткости в тех случаях, когда это действительно нужно. Ведь если обычно спокойный и добрый вожатый вдруг начинает говорить «с металлом в голосе» (даже не повышая голоса, а лишь изменив интонацию), всем сразу понятно: что-то не так. И это очень хорошо действует. А злой вожатый и так всё время на взводе. Ему добавлять металл уже некуда.
2. В общении с детьми вожатые часто впадают в крайности, т.к. не знают, как себя вести, какую позицию по отношению к детям занять. Лучше всего встать в позицию старшего товарища. Не забывайте, что вы уже взрослый человек, просто очень молодой. Попробуем нарисовать портрет вожатого. Какой он?
Доброжелательный.
Каждый ребенок в отряде должен быть уверен в хорошем к себе отношении. Ни в коем случае нельзя ‘воевать’ с детьми, уходить от конфликта вожатый должен всеми способами. И, конечно же, ребенок должен чувствовать со стороны вожатого уважение к себе.
Внимательный и тактичный.
Как легко может обидеть ребенка взрослый человек недостаточным вниманием. Своим вожатым должен вас считать каждый ребенок в отряде, а не только ваши любимцы. Постарайтесь уделить внимание каждому, независимо от ваших личных симпатий и антипатий. Но не стоит без приглашения вторгаться в жизнь ребенка, в его взаимоотношения с другими людьми, в его внутренний мир. Важнее заслужить это приглашение.
Требовательный.
Не бойтесь требовать, если ваши требования разумны. Дети это поймут и примут. У ‘добреньких’ вожатых дешевый авторитет.
Справедливый.
Не забывайте, что у ребенка есть своя точка зрения. Мало просто самому считать, что поступаете правильно и справедливо, надо, чтобы и ребенок это понимал. Убедите его в этом, и вам будут верить.
Искренний и честный.
Степень откровенности с детьми вам поможет определить чувство меры и осознание разницы в возрасте. Но дети очень чутко чувствуют фальшь. Поэтому, если затрудняетесь ответить на какой-то вопрос или дать какое-либо обещание, лучше не делайте этого.
Бодрый и жизнерадостный.
Ваши проблемы не должны касаться детей. Вожатый должен быть эмоциональным и энергетическим аккумулятором для своих детей.
Что такое авторитет вожатого?
Авторитет вожатого представляет собой его статус и положение не только в отряде, но и в педагогическом коллективе. Авторитет вожатого – это качество личности, которую уважают за дела, справедливые поступки, профессиональный и жизненный опыт, за искреннее и доброжелательное отношение к работе и к окружающим, умение убеждать и вести за собой. Для детей отряда авторитет вожатого заключается, прежде всего, в принятии и осознании его статуса как «значимого взрослого», обладающего определенным набором личностных и профессиональных качеств.
Помни! Уважительное и гуманное отношение вожатого к личности ребенка является основным компонентом педагогического такта наряду с умеренной и адекватной требовательностью, внимательностью, умением взаимодействовать с воспитанниками.
Педагогический такт как чувство меры в поведении и в действиях вожатого проявляется через педагогическую этику посредством норм, правил, технологий профессионально-педагогического общения и имидж вожатого.
Чтобы получить признание и уважение у воспитанников, чтобы направлять их и повести за собой, вожатому нужно обладать авторитетом. Однако авторитет бывает разный, например, «дешевый», «злой» или истинный .
Как вожатому заслужить авторитет?
Самые важные здесь первые три дня (как и во всем). Вот несколько советов, которые могут помочь :
Работать как можно добросовестней
Одной из неоспоримых ошибок начинающего вожатого является отсутствие четкого плана действий. Почасового, поминутного, творческого и гибкого, не в методичке, а в голове. Такого плана, который представит тебя ребятам как уверенного специалиста и незаменимого друга. «Отряд четко должен осознавать, ЧТО именно будет от них требоваться, и ЧТО будет предложено».
А потому необходимо тщательно спланировать день, желательно по минутам! Заранее, до смены, подготовить мероприятия. Это придает вам такое ценное спокойствие и чувство уверенности, а значит, и хорошее настроение, а без него никуда! Нет ничего хуже, чем вставать утром с мыслью, что не знаешь, чем занять сегодня этих несчастных детей. То ли дело, когда всё готово заранее, когда вы предчувствуете яркий и интересный день. Это чувство передаётся детям, и ваши отрядные дела пройдут от этого ещё лучше.
2. Следить за дисциплиной
В первые три дня всё должно быть безупречно! Проявляйте требовательность к ребятам и себе (вы для них пример).
Использовать любой удобный случай для общения с детьми
В первые дни надо успеть поговорить с каждым, показать детям свою заинтересованность их личностью,заинтересовать их своей – это способствует доверию.
4. Не изолироваться!
Не отсиживаться в вожатской. В первые дни особенно важно всё время быть с детьми. Если совсем уж плохо, если вы на грани истерики, зайти в вожатскую, перевести дух, и снова к детям.
Помните: каждая минута, проведенная вами отдельно от детей – ваше упущенное время.
Беречь свои силы
Усталый и измученный вожатый вряд ли способен зажечь. Здоровый сон даёт необходимую бодрость. Спать надо хотя бы 6 часов в сутки (больше спать у вас вряд ли получится…). Опять же, чем лучше вы подготовитесь к смене, тем больше времени будет на сон, поэтому готовьтесь к смене заранее!
Иногда можно брать выходные. Вожатому полагается таковых 3 за смену (то есть в среднем раз в неделю). В первые три дня брать выходные нельзя, даже не думайте об этом. Ведь идет процесс становления отряда, и если вы на это время уедете, то в результате окажитесь лишним. А вот день на 4-й 5-й – самое то. Рекомендуется это именно новичкам.
6. Сразу брать дело в свои руки.
Очень показателен пример. Вожатый приехал работать на 2-ю смену, на отряд, где до него работал очень хороший вожатый, и отряд у него был самый лучший на первой смене. Его напарница оставалась работать с новым вожатым. У нового вожатого, как неопытного новичка было совершенно естественное желание: сначала присмотреться, как же это тут все устроено, какие тут порядки заведены на самом лучшем отряде. Это привело к тому, что он занял неактивную позицию, позицию наблюдателя. Увы, так дети и стали его воспринимать. В следующие дни изменить это было очень сложно. Так делать нельзя.
Надо сразу сказать себе: это мои дети, я буду делать мой отряд. Конечно, будут ошибки, от них никто не застрахован. Но это лучше, чем ничего не делать. И, главное, дети будут воспринимать вас как хозяина положения, а это очень важно.
7. Оглядываться и одумываться.
Время от времени надо спокойно анализировать свою работу, искать недостатки, чтоб исправлять их. Частая ошибка у новичков – скатываются на «застраивание». Если с дисциплиной что-то не ладится, все силы бросаются на это. Вы начинаете быть всё строже и строже, с параноидальным рвением следить за выполнением каждой режимной мелочи, тратите на это всё время – а все зря. В результате и дисциплины нет, и дети вас терпеть не могут.
8. Не быть ребенком!
Есть мнение, что все вожатые немножко дети. Но это скорее иносказательно. Вожатый должен быть сравним с ребенком в плане жизненной энергии, выдумки, должен хорошо понимать детей. Но психологически вожатый должен быть взрослым.
Каждый из нас время от времени бывает в психологическом состоянии ребенка, и это нормально. «Если мне что- то нравится, это мое» – известная детская формула. Ребенок капризен и эгоистичен. Он руководствуется минутными порывами и эмоциями, стремится всегда получать удовольствие. Во главу угла ставится «хочу».
Нет, я не ругаю детей. Я просто описываю некое психологическое состояние. Более того, находиться в этом состоянии очень приятно, и очень необходимо время от времени каждому из нас. Интересно, что все влюбленные ведут себя в этом смысле как дети. Быть ребенком прекрасно, никто не спорит, но в лагере ваша роль иная.
Взрослый трезво оценивает ситуацию, способен пожертвовать сиюминутным удовольствием ради будущего блага, ради общего дела. Взрослый способен нести ответственность за других. Вот таким и должен быть вожатый.
Вожатому необходимо оказывать социально-педагогическую поддержку ребенку:
– в становлении его как высоконравственного гражданина России;
– в формировании основ нравственного самосознания личности, способной брать на себя нравственные обязательства и выполнять моральные нормы;
– в привитии базовых национальных ценностей и духовных традиций народов России.
Формирование социальных ценностей личности оказывает влияние на социальное здоровье человека, что отражается через успешную социализацию личности, успешную социальную адаптацию, наличие общественно значимых смыслов и ценностей, социальную ответственность личности, социальную толерантность (терпимость) и социальную активность личности, устойчивый социальный иммунитет и социальное благополучие.
Ценность семьи является одной из общекультурных и социальных ценностей. Именно семья как социальный институт, имеющий воспитательный потенциал и играющий главенствующую роль в формировании базовых ценностей ребенка, закладывает мировоззрение человека. Ценность семьи, семейные ценности и традиции позволяют сохранить ее целостность. Взаимодействие вожатого с семьями воспитанников детского лагеря актуализирует ценностное отношение к их семьям.
Ядром и системообразующим элементом организационной культуры детского лагеря являются ценности лагерной жизни. На их основе вырабатывается философия организации, групповые нормы, правила, формы организационного поведения и складывается организационный климат. Эти ценности представляют собой определенные моральные установки, традиции и убеждения, разделяемые вожатыми как членами педагогического коллектива лагеря. Они, в свою очередь, определяют принципы взаимоотношений в педагогическом и детском коллективах. Поэтому вожатому необходимо прививать детям ценности организационной культуры лагеря.
Важно! Вожатому необходимо обратить внимание ребят на ценности лагерной жизни, к которым относятся:
– ценность отдыха (формирование культуры отдыха, необходимого на протяжении всей жизни);
– ценность природы (формирование бережного отношения к природе, к окружающей среде);
– ценность дружбы с вожатыми как значимыми взрослыми и со сверстниками;
– ценность развития (создание условий для развития ребенка, раскрытия его собственных потенциальных возможностей посредством различных видов деятельности в том числе новых);
– ценность здоровьесозидания (привитие навыков ведения безопасного и здорового образа жизни, навыков здорового поведения);
– ценность опыта самостоятельности (совместное проживание детей вдали от дома детерминирует освоение ими способов жизнедеятельности, общения и поведения в группе сверстников);
– ценность свободы и ответственности (предоставление возможности пожить в реальном демократическом сообществе и одновременное привитие ответственности за поступки, за самостоятельное принятие решений);
– ценность самодеятельности (возможность самореализации ребенка с учетом его интересов и потребностей через активное участие в планировании и реализации идей, мероприятий).
Реализация ценностей лагерной жизни происходит посредством программы жизнедеятельности детей в лагере.
Обрати внимание! Этика, мировоззрение и ценности вожатого являются основополагающими компонентами Кодекса чести вожатого. Вожатый детского лагеря должен находиться в такой профессионально образовательной среде.
Принцип равноправия и уважения. Быть с ребёнком откровенным, уважительно относиться к его желаниям, мыслям. Предоставлять ему право самостоятельно принимать решения.
Принцип доверия. Передавать ребёнку ответственность за его личные дела. Постоянный контроль лишает детей инициативы и самостоятельности.
Принцип содружества. Содружество – единый коллектив с равными правами и общими интересами. Необходимо создавать и поддерживать в детском коллективе атмосферу дружбы и равноправия.
Принцип сотворчества. Не делать за детей, а делать вместе с ними. В совместном творчестве между детьми и взрослыми естественно устанавливается подлинное равенство, возникает духовное общение.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Авторитет вожатого в ДОЛ
Для одних детей пребывание в летнем лагере – это радость общения, познания окружающего мира, утверждение себя, поиск новых друзей. Для других – горечь непонимания, непризнания, безрадостный месяц обид, тревог, разочарований. Как работать с детьми? Как заинтересовать их в том или ином деле? Как ответить на их сложные вопросы? Спектр проблем встает перед вожатыми.
Вожатская деятельность – это тот вид деятельности, на результат которой оказывает влияние характер отношений между вожатым и его воспитанником. Успешное решение сложных и ответственных задач воспитания детей любой возрастной категории в ДОЛ зависит от личности вожатого, его нравственной позиции, профессионального мастерства, эрудиции и культуры.
Как завоевать авторитет у воспитанников своего отряда? Этот вопрос особенно волнует вожатых-новичков. Но часто и более опытные педагоги, отработавшие несколько сезонов в детском лагере, не могут найти на него ответа.
Вожатый и ребенок – две основные фигуры в лагере. Личности, чьи взаимоотношения в процессе отрядной работы и в свободное время оказывают непосредственное и решающее влияние на весь воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в лагере атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества. Опыт убеждает, что влияние вожатого на ребенка, его успешная педагогическая деятельность зависит от авторитета вожатого.
Что же такое авторитет вожатого? Авторитет – это такое качество человека, когда его очень уважают окружающие люди за его дела, познания, жизненный опыт и т.д. Авторитетом называют человека, который пользуется уважением и признанием других людей и имеет на них влияние.
Авторитет вожатого – это сложный феномен, который качественно характеризует систему отношений ребенка к педагогу, демонстрирует педагогические способности вожатого. Это, прежде всего, средство воспитательного воздействия на ребенка.
Отношения детей к авторитетному вожатому в лагере всегда положительно эмоционально окрашены и насыщены. И, чем выше этот авторитет, чем важнее для воспитанников слова, которые вожатый им говорит, и тем справедливее кажутся его требования, замечания, тем весомее каждое его действие. Здесь важно помнить: то, что говорит любимый вожатый, воспринимается совсем по-другому, чем то, что говорит презираемый или чуждый им человек. Сразу возникает вопрос, каким же образом завоевать этот авторитет, если вожатый только сегодня встретил свой отряд, и ни о какой взаимной привязанности на первых минутах не может быть и речи?
Рассмотрим более подробно составляющие, из которых складывается авторитет вожатого.
Во-первых, это любовь к детям и к профессии вожатого. Любовь к детям является важным условием формирования вожатского авторитета. Уважение и доверие к ребенку – важнейшее слагаемое личностного компонента авторитета вожатого.
Во-вторых, это внешний вид вожатого – будьте всегда аккуратны, опрятны, подтянуты, чаще улыбайтесь детям.
Внешность вожатого и его культура поведения в значительной мере влияют на завоевание вожатым авторитета у детей. Как правило, авторитетный вожатый всегда требователен к своему внешнему виду, соблюдает правила гигиены, аккуратен и содержит свою одежду (форму, бойцовку) в чистоте и порядке. Образ вожатого продуман до мелочей и каждая деталь, несомненно, важна! Начиная от прически, заканчивая шнурками на обуви, которая, кстати, тоже всегда чистая.
Вместе с тем, у любимых вожатых дети не замечают и не желают замечать некоторых внешних недостатков. И, наоборот, у плохого вожатого, не пользующегося у них авторитетом, они подмечают все мелочи. Завоевать у детей авторитет может только правдивый, трудолюбивый, искренний, преданный своему делу вожатый.
В-третьих, это речь вожатого – избегайте жаргона и грубости, постарайтесь очистить свой лексикон от слов-паразитов, говорите правильно и четко. Манера разговора тоже очень важна – никогда не кричите на детей, разговаривайте уверенно и спокойно.
Одним из положительных качеств авторитетных вожатых является обладание правильной, четкой и выразительной речью. Если учесть, что дети подражают речи вожатого, становится понятным, почему работа вожатого над своей речью приобретает такое большое значение.
Не думайте, что подростковый сленг сближает вас с детьми. Чаще это просто выглядит смешно. Не кричите. Кричать бесполезно. Неужели вы думаете, что можно перекричать детей? Повышая громкость голоса, вы только поднимаете шумовой порог, и дети начинают шуметь ещё громче. Кончится тем, что вы просто сорвёте себе голос.
Повышайте тон – только чтобы он стал демонстрацией вашего недовольства, спрячьте ваше тепло, обрисуйте на лице холод и негодование, все что угодно, но не кричите. Крики на детей говорят только об одном – о вашей неуверенности. Раз вы не можете решить проблему спокойно, то начинаете повышать голос. Хотите вы или не хотите – а это так. Ну а если ситуация такая что поднять голос действительно надо, то поверьте – он (голос) прозвучит для детей как раскат грома!
Но вот если говорить тише, то дети будут вынуждены прислушиваться. Не повторяйте дважды. Если вы все свои распоряжения будете повторять по нескольку раз, дети быстро перестанут реагировать на первый и будут ждать N-го предупреждения. Вожатый не должен много говорить, чтобы добиться поставленной цели, – используйте короткие веские фразы.
Сила голоса вожатого тоже имеет большое значение. О значении выразительности речи в педагогической работе А.С. Макаренко сказал, что педагогом-мастером он сделается только тогда, когда научится говорить «иди сюда» с пятнадцатью – двадцатью оттенками.
В-четвертых, характер вожатого – будьте последовательны в принятии решений, не отступайте от намеченных планов, но умейте признавать свою неправоту.
Немаловажное значение для вожатого имеет его умение держать себя в отряде. Не только спокойствие, выдержка, тактичность, но и дисциплинированность вожатого являются положительными его качествами.
Вожатый должен быть настойчивым и до конца требовательным. Насорил – убери, оскорбил – извинись. Не уговаривать, а категорически требовать. Требовательность вожатого проявляется во всем – особенно в ЕПТ (единые педагогических требованиях) принятых на территории лагеря!
Авторитетный вожатый не обманывает и не лжет даже по мелочам. Никогда не проявляет невежливость. Не ссорится при ребятах с коллегами. Не вовлекает детей в группировки, направленные против других ребят.
В-пятых, это педагогический оптимизм и внимание – необходимые качества хорошего вожатого. За теплое, чуткое отношение к ним дети платят такой же теплотой и привязанностью.
Вожатый должен знать, чем живут и интересуются его дети. Для всего этого не требуется много времени, для этого нужно только внимание к детям и к их жизни. В жизни ребенка бывает много случаев, когда он не знает, как нужно поступить, когда он нуждается в помощи, в совете. И если он обратится за помощью к вожатому, то это говорит, что он ему доверяет, а значит, вожатый является для него авторитетным.
Педагогический оптимизм позволяет вожатому работать как можно добросовестней. У вас всегда должен быть четкий план действий. Почасовой, поминутный, творческий и гибкий, не в методичке, а в голове. Такой план, который представит вас ребятам как уверенного специалиста и незаменимого друга. «Отряд четко должен осознавать, ЧТО именно будет от них требоваться, и ЧТО будет предложено», а потому необходимо тщательно спланировать день, желательно по минутам! Заранее, до смены, подготовить мероприятия. Это придаёт вам такое ценное спокойствие и чувство уверенности, а значит, и хорошее настроение, а без него никуда! Нет ничего хуже, чем вставать утром с мыслью, что не знаешь, чем занять сегодня этих несчастных детей. То ли дело, когда всё готово заранее, когда вы предчувствуете яркий и интересный день. Это чувство передаётся детям, и ваши отрядные дела пройдут от этого ещё лучше.
В-шестых, это отношение к отряду – в любых конфликтах, на любых мероприятиях всегда защищайте свой отряд. Вожатый всегда стоит горой за свой отряд. Если, скажем, возник конфликт с другим отрядом, надо, прежде всего, заступиться за свой отряд (конечно, делать это разумно, сглаживая конфликт, а не обостряя его), даже если ваши дети в чём-то неправы. Правда, потом, в своём кругу, на отрядном сборе или огоньке, нужно ещё раз всё обсудить, и показать детям, что и они были где-то неправы. Ведь вожатый должен быть справедливым. Так же справедливо и авторитетно надо уметь разобрать любой детский спор.
В-седьмых, это соблюдение субординации. Очень важно уметь выстраивать отношения с коллегами и администрацией ДОЛ, а также с ребятами своего отряда. При любых ситуациях ни в коем случае нельзя подрывать авторитет товарищей-вожатых и сотрудников лагеря и администрации. Нельзя отзываться пренебрежительно об их личных качествах и недочетах в работе, вступать в словесные перепалки и споры, огрызаться. Любой конфликт решается не на глазах у детей или коллег, а в спокойной обстановке без ребят и других зрителей.
Также важно выстроить отношения со своим отрядом. Очень важно быть вожатым, которого уважают, как старшего брата или сестру, как бы банально это ни звучало. С таким вожатым можно посмеяться и подурачиться, но если он сказал «нельзя», то любые споры невозможны. Соблюдайте субординацию – помните, дистанция – ваш друг. В работе с детьми не допускайте панибратского, непочтительного, фамильярного обращения. Вы в этих отношениях взрослый и несете ответственность. Соответственно вам и предстоит выстраивать границы.
Важно! Нельзя не остановиться на вопросе о «любимых» и «нелюбимых» детях. Существует точка зрения, что наличие у вожатого «любимчиков» в отряде снижает его авторитет, якобы к любимому ребенку вожатый относится снисходительно, не предъявляет строгих требований. Вожатому нельзя отказать в праве иметь любимых детей. «А раз любишь – ничего не прощай, требуй больше» – подчёркивает Макаренко.
Помните, что это ИДЕАЛЬНЫЙ портрет вожатого, к которому необходимо стремиться, каждый из вожатых, как и ребенок индивидуален и не идеален, но работа над собой необходима, ведь нет предела совершенству. 😉
Когда нужно начинать работать над своим авторитетом?Неопытный вожатый может сказать: «с первого дня смены» или «с первой встречи с детьми». Конечно, от вашего поведения во многом зависит отношение к вам ребятишек. На самом же деле, работа над авторитетом начинается задолго до начала лагерного сезона.
Составьте план смены, продумайте занятия для отряда на каждый день, на любую погоду. Проработайте возможные конфликтные ситуации. А главное, подумайте, чем вы, лично вы можете быть интересны детям. Выявите сильные стороны своего характера, интересные увлечения и таланты. Развивайте их, и тогда стать авторитетом для детей вам будет легко.
Как нельзя себя вести.В попытках добиться любви и уважения детей, начинающие вожатые, часто выбирают одну из двух крайностей – разрешать все или не разрешать ничего. К сожалению, ни к чему хорошему обе модели поведения привести не могут. В первом случае дети быстро перестанут считаться с вашим мнением. Поддерживать дисциплину или просто организовать их на какое-либо мероприятие станет довольно сложно.
Пример первого варианта поведения вожатого: Дешёвый авторитет.Добиться его очень просто. Надо детям всё разрешать.
ü Можно мы сегодня на зарядку не пойдём?
ü Да пожалуйста! Она и самому мне надоела
Вожатый с дешёвым авторитетом становится на один уровень с детьми, братается с ними по-пацански, допускает панибратство. Он принимает во всём сторону детей, в том числе и в вопросах дисциплины.
Такого вожатого дети, конечно, будут любить. Вроде бы… Но очень скоро станет понятно, что любовь эта не настоящая. Потому что в ней нет главного: нет уважения. Мнение вожатого уже не берётся детьми в расчёт. Они ведь заранее знают, что он им всё позволит. Ну и за что уважать такого вожатого? Да и любить-то его не за что. Дешёвый авторитет – это ещё и большая подстава напарника. Ведь напарник (напарница) вынужден держать дисциплину один, вынужден быть «злым вожатым».
Плюс ко всему, у такого вожатого нет никаких рычагов воздействия на детей. Попытки получить авторитет при помощи постоянных криков и угроз также не возымеют действия. Дети начнут воспринимать вас как врага. Естественно, об уважении в такой ситуации не может быть и речи. А ведь именно на уважении и доверии проще всего построить отношения с детьми.
Пример второго варианта поведения вожатого: Злой авторитет. Злой авторитет основан на страхе. Вожатый по любому поводу кричит, угрожает, непрерывно наказывает. Рычаг воздействия один – угроза, и он работает. До поры. А ведь бывают такие моменты, когда нечем пригрозить. И что тогда? Тогда получите «Королевскую ночь» (всеобщий беспредел в последнюю ночь смены).
Дети воспринимают злого вожатого однозначно: как своего врага. И они используют первую же возможность, чтоб отомстить. И даже раньше «королевской ночи». Стоит ли говорить о том, что к злому вожатому нет никакого уважения? Есть ещё один важный момент. Если вы все время общаетесь с детьми жёстко, то у вас нет «зазора» для применения жёсткости в тех случаях, когда это действительно нужно. Ведь если обычно спокойный и добрый вожатый вдруг начинает говорить «с металлом в голосе» (даже не повышая голоса, а лишь изменив интонацию), всем сразу понятно: что-то не так. И это очень хорошо действует. А злой вожатый и так всё время на взводе. Ему добавлять металл уже некуда.
В общении с детьми вожатые часто впадают в крайности, т.к. не знают, как себя вести, какую позицию по отношению к детям занять. Лучше всего встать в позицию старшего товарища. Который всегда знает, как правильно поступить.
Становление авторитета вожатого поэтапно.Самый важный момент в постановке авторитета – это организационный период. Именно в эти три дня закладываются отношения на весь сезон.
День заезда. Первая встреча и первое впечатление должны быть позитивны (важно не суетиться, быть уверенным в себе, в общение проявлять лояльность, доброжелательность, каждый имеет право на внимание, любые обострения стараться сгладить шуткой). Цель – создание позитивного первого впечатления, заложить основы личных отношений и авторитета.
Первая беседа (инструктаж, первое собрание) должны быть направлены на правила лагеря – объясните детям, что лагерь – это структура неделимая с равными условиями для всех, и все эти условия соблюдают и вы в том числе. Объясните, что, если вы отвечаете за каждого ребенка, значит, вы в первую очередь решаете его проблемы, а не свои путем его хорошего поведения.
Первая беседа (инструктаж, первое собрание) – я человек лагеря (я здесь главный, правила лагеря – мои правила, я выполняю правила и законы, я готов бороться за их соблюдение, мы одна команда, я отвечаю за отряд и каждого ребенка, я решаю проблемы.) Цели – заявка на лидерство в отряде, формулирование законов совместного существования, приглашение к выстраиванию отношений, закладка этических норм отношений в отряде.
Первое мероприятие – должно быть ярким, интересным, захватывающим, с заявкой на успешность, с подтверждением того, что вы можете контролировать любые отклонения от дисциплины. Подтверждая вашу заявку на лидерство. Дети должны почувствовать, что так будет всегда, что с вами не будет скучно, и что ради этого, можно смело согласиться на все ваши условия.
Первое мероприятие – я организатор (то, что я делаю, я делаю хорошо). Цели – заявка на успешность, решение первого дисциплинарного момента, подтверждение заявки на лидерство, выстраивание личных отношений, через совместное действие.
Вечерний разговор – я интересен вам (я взрослый человек, общение со мной интересно, я честен с ними, готов честно отвечать на заданные вопросы, называю вещи своими именами). Цели – налаживание личных отношений, завоевание доверия, заявка себя, как личности (формирование легенды о себе), формулирование этических норм жизни в нашем отряде. Здесь необходимо оговорить, что, решая задачи по собственному позиционированию, одновременно оказывается помощь и поддержка в позиционировании своих напарников и всего лагеря.
Следующие два-три дня (организационный период- окончание орг. периода). Как правило, за расставлением ролей в общей отрядной жизни, следует переломный момент, проверка «на прочность» тех «идей», которые вожатый вносил, пока устанавливал свой авторитет. Почти каждый ребенок захочет оспорить ваше право на лидерство. Будьте уверены в себе, сохраняйте теплое выражение лица, и смело подтверждайте свое лидерство. Будьте настоящим, человечным, внимательным, справедливым, и тогда вы станете незабываемым наставником.
Представление отрядов – я творческая личность (я предлагаю и реализую креативные идеи, работать со мной интересно, я верю в значимость того, чем мы занимаемся).
Цель – подтверждение собственной успешности, введение отряда состояние успеха.
Решение дисциплинарных и организационных вопросов – я сказал – я сделал (правила поведения в лагере не пустой звук, я отвечаю за свой слова, мои слова не расходятся с делом). Цели – закрепление доверия, фиксирование лидерской позиции в отряде, подкрепление своей «взрослости».
Личное общение – я твой старший друг (мне можно доверять, я готов помочь решить твои проблемы, я честен с тобой, мой жизненный опыт может быть тебе полезен, ты мне интересен). Цели – выстраиваниие отношений, завоевание доверия, обозначение перспектив личностного роста (ребенок должен ощущать, что я воспринимаю его более интересным, чем он сам воспринимает себя, т.е. видеть во мне перспективу собственного роста).
Нужно понимать, что твой образ формируется и обсуждается всем отрядом, поэтому постоянно добавляется дозированная информация о себе (семейное и социальное положение, истории из жизни, опыт работы в лагере).
Завершение позиционирования совпадает с окончанием орг. периода. Отряд завершает распределение ролей, и мы имеем тот коллектив и те взаимоотношения, с которыми проживем всю смену. Как правило этот момент характеризуется кризисом, в ходе которого сложившийся коллектив проверяет вожатого «на прочность», оспаривая его право на лидерство.
Срыв отряда – я вожатый (я тот, кого вы знаете). Цель – подтверждение лидерства, подтверждение того образа, который сформировался у детей.
Если мне удалось, за предыдущие дни сформировать у детей образ интересного, симпатичного, взрослого человека, поступкам и оценкам которого можно доверять, если они убедились, что-то что мы делаем – здорово и т.д., то задачи позиционирования выполнены.
А еще важно помнить, у каждого возраста свои приоритеты.Восприятие вожатого зависит от возраста ребятишек. Для малышей вожатый становится заменой родителя, часто мамы или бабушки; для ребят среднего возраста – старшим братом или сестрой, которым хочется подражать; подростки воспринимают вожатого как более взрослого и опытного друга. На что обратить внимание, чтобы сформировать такое отношение?
Младшая возрастная группа.Маленькие дети подвижны и очень энергичны. Хороший вожатый должен уметь направить их энергию в нужное русло, заинтересовать, занять, развлечь. При этом не забывайте поощрять малышей даже за незначительные достижения, им очень важны похвала, поддержка и забота.
Средняя группа.Для детей этого возраста характерно стремление к лидерству. Продумайте систему мотивации в отряде так, чтобы собственную важность и значимость смог почувствовать каждый из ребятишек. Не заводите любимчиков в отряде, это не пойдет на пользу ни вам, ни детям.
В первый же день обозначьте детям правила дисциплины. Проблемы с поведением в этом возрасте неизбежны, поэтому лучше сразу определите границы дозволенного.
Старшие отряды.Подростки считают себя взрослыми людьми, и для вас важно поддержать это ощущение. Уважайте их мнение, советуйтесь с ними, постарайтесь сделать из них союзников. Но помните о соблюдении дистанции – не допускайте панибратского обращения.