На чем ездит яхта
«Бензин ваш — идеи наши»
Выбирая дизельный или бензиновый двигатель, нужно знать не только размер и тип судна, но и как, где, зачем и с какой интенсивностью оно будет использоваться.
Все просто: если у вас быстрый глиссирующий катер размерами до 35 футов — вам однозначно нужен бензин. Если у вас водоизмещающая или большая глиссирующая яхта, то более интересным вариантом будет дизель.
Каждому свое
Если ваш выбор пал на небольшой глиссирующий катер, где вес имеет значение, то бензиновый двигатель — однозначно наиболее логичная комплектация.
Он — легкий и высокооборотистый, а значит, заточен под скорость и маневренность. Если на подобный катер установить дизельный движок, можно будет ходить на нем не дальше 2000-3000 оборотов без возможности выйти на глиссер и развить хоть какую-то приличную скорость. Этим особенно грешат европейцы, которым гарцевать особо негде, да и незачем — на море небольшой катер волну не разрежет, а на озерах не те масштабы и расстояния, чтобы разгоняться. Им не нужна максимальная скорость, у них другие задачи. Это как Mercedes s-class с трехлитровым дизельным движком: красиво, статусно, но очень экономично и неспешно. Можно, конечно, соригинальничать и поставить что-то вроде Volvo Penta D11 на девять метров. На глиссер он, конечно, лодку выкинет, и даже скорость разовьет приличную. Только его вес и габариты, превышающие бензиновый с аналогичными характеристиками раза в два, станут слишком серьезным балластом для легкого судна. При отсутствии логики любая оригинальность превращается в глупость и пустую трату денег. Поэтому для обладателей небольших глиссирующих катеров, радеющих за скорость, вопрос выбора не имеет развития. Однозначно — бензин.
А вот дальше идут нюансы и личные предпочтения.
На любое водоизмещающее судно есть смысл ставить дизель, если вы не гонитесь за скоростью и ходите в сезон не менее 200 часов.
Глиссирующая лодка больше 36 футов длиной тоже будет рада дизельному движку. Ее масса и габариты позволяют взять на борт экономного тяжеловеса.
Стоимость
Как всем известно, дизельный двигатель стоит значительно дороже бензинового. Техническое обслуживание, сменные детали, даже работа механиков — все цены на порядок выше.
А в России, где стоимость дизельного топлива сравнялась с ценой на бензин (а иногда и превышает ее, если сравнивать с 92-м), нужно сначала хорошо посчитать, чтобы экономия оказалась действительно «экономной».
Если лодка ходит много и часто, то дизельный движок отобьет свою стоимость. Для редких прогулочных круизов, когда накат за сезон не превышает 200 часов, бензин будет более выгодным вариантом даже несмотря на свой хороший аппетит.
Долговечность
Вечный двигатель пока так и не изобрели. Но если не запускать дизельный агрегат и вовремя его обслуживать, он проработает раза в два дольше аналогичного бензинового. Особой стойкостью и надежностью отличаются большие и мощные судовые двигатели. Или хотя бы модернизированные тракторные — с толстостенными запчастями — на истирание которых понадобится не одна тысяча часов.
В погоне за скоростью и в стремлении снизить вес производители уменьшают толщину деталей дизельных моторов. А ведь особенно важно, чтобы блок и головки цилиндра были толстостенные. Огромное количество тепловой энергии, выделяемой внутри цилиндра, сильно нагревает детали, и если толщина стенок недостаточна, то вследствие большого напряжения происходит деформация деталей: коленвал, подшипники, поршни и стенки цилиндров меняют свою геометрическую форму. Они начинают работать неправильно, с большими перегрузками, и рано выходят из строя. Поэтому конвертация автомобильных двигателей в морские редко бывает удачной. Во всяком случае, такие двигатели служат на судах значительно меньший срок, чем на автомобилях, для которых они были сконструированы.
Очень важный момент — отсутствие простоев в эксплуатации.
Не стоит полагать, что малое количество часов, пройденных движком, — показатель его большого неиспользованного ресурса.
Пока лодка остается без движения, детали в двигателе страдают от коррозии, портятся, деформируются, что существенно сокращает срок службы всего агрегата. Конечно, бывают случаи, когда после многолетнего простоя двигатель заводился без чиха, но это скорее исключение, чем правило. Регулярно работающий двигатель прослужит дольше.
Если мы говорим про легкие дизели, конвертируемые из автомобильных, их свойства сильно не совпадают с тяжелыми тракторными и судовыми моторами. Высокофорсированные, идеально пригодные для автомобилей и дорог, работая в постоянной нагрузке и с сопротивлением воды, без коробки передач, они плохо выдерживают свалившуюся на них задачу. Как результат — перегретый мотор и смытая пленка масла со стенок цилиндра. Автомобильный движок необходимо полностью переделывать под новые задачи, постоянную нагрузку, а это не все делают и не все умеют. Автомобильный сегмент широко шагает в XXI веке, в то время как лодочное направление только набирает обороты.
Места обитания
Важно понимать, где вы будете эксплуатировать свою лодку.
Почему европейцы так любят дизельные моторы? Да потому что берут они эти двигатели надолго, относятся к ним со всем вниманием и заботой и обслуживают в специализированном сервисе, который у них при каждой деревне есть. Дизель у них всегда качественный и на порядок дешевле бензина. Поэтому и движок служит долго, а разница в цене на топливо и экономный расход успевают окупить высокую стоимость самого мотора.
Сомневаться в выборе двигателя для водоизмещающей лодки приходится в тех регионах, где дизель сложно купить (как, например, в Венеции) или там, где слишком холодно. В Прибалтике, например, ходят до последнего, а на морозе, как известно, дизель завести в разы сложнее.
В России, если вы ходите только в пределах своего яхт-клуба и соседних берегов, с заправкой, как правило, вопрос решен. Даже если канистрами — все равно есть кому и откуда возить. Но тогда сразу понятно, что маршрут ваш недалек, и накат под итог сезона — явно не повод для хвастовства. В этом случае, ваш выбор — бензин.
А вот для любителей проложить маршрут, путешественников в поисках приключений и заядлых рыбаков, периодически стремящихся узнать, где у топливного бака дно, дизель может оказаться более надежным товарищем. Гуляющим в морских районах вроде Сочи, где бензина на воде в свободном доступе нет вообще, тоже лучше остановить выбор на дизельном топливе.
Помимо заправок, он есть у трактористов и никогда не отказывающих барж. Его можно перелить напрямую с борта. К тому же, дизель менее взрывоопасен, поэтому покурить на борту рядом с канистрой — не преступление. Главное, следует помнить, что если уж вы используете пластиковые канистры, то пусть это будут специализированные канистры для нефтепродуктов. В противном случае растворившийся в дизеле пластик отправит ваш двигатель на долгий отдых в ближайший сервис.
Так же дизель хорош для любителей частых ночевок на воде, в которых особенно активно используется генератор. Выхлопной газ бензинового двигателя — это газ угарный и приятного в нем мало. Отходы жизнедеятельности дизеля содержат малый процент СО и не опасны для здоровья. Хотя наличие в них сернистого газа может вызвать легкую головную боль, пусть и без последствий.
Качество топлива
Бензин, как известно, на российских просторах можно найти сильно разнообразный: иногда по качеству похожий на чай, заваренный на три кружки одним пакетиком.
Для двигателя никакой радости бензин такого качества не принесет, заставит его и почихать и повыть, да и скорость заберет. Но работать — будет. Так что вы сможете своим ходом дойти до хорошей колонки. Максимум — придется свечи продуть и воду слить. Это не очень хорошо, но не так критично, как для дизеля.
Замешанный с водой дизель заставит двигатель замолчать, а вас — сильно напрячься на пути в мастерскую, где придется проводить капитальный ремонт топливной аппаратуры.
Чтобы избежать неприятных моментов, в идеале нужно обзавестись сепаратором, фильтром с отстойником и датчиком на воду. А в совсем тяжелых случаях, когда выручил трактор или теплоход и в емкости плещется что-то мутное непонятного цвета, лучше дать топливу отстояться хотя бы несколько часов: верхний слой — в бак, что осталось — выливаем. «Отстояться» можно и на легком ходу, процесс разложения происходит быстрее благодаря вибрации.
Эксплуатация двигателя
Ни один бензиновый двигатель не обрадуется, если нужно тащить большой тяжелый груз: из-за напряженной работы он будет вырабатывать много тепловой энергии, что быстро приведет к деформации деталей, а значит и к скорому износу самого двигателя. Дизель, в свою очередь, не любит максимальных скоростей: работая на пределе, детали подвергаются повышенной нагрузке, а значит, намного быстрее выходят из строя.
В идеале любой двигатель должен работать на 80% своей мощности, то есть разгонять лодку до крейсерской скорости, не более.
Высокооборотистые двигатели живут меньше. Это факт, от которого никуда не деться. Если бензиновый представитель проходит 900 моточасов до капитального ремонта, то дизель может рассчитывать на 1500 часов, а то и больше. Дизели, именно судовые или конвертированные тракторные, а не переделанные из автомобильных, имеют моторесурс и надежность, несравнимую ни с каким современным бензиновым. Но и они бывают разные. У почти вечных дизелей отношение литража к мощности стремится к значению 1:2. То есть двигатель объемом 650 куб. дюймов прослужит бесконечно долго при мощности в 370 л. с., но быстро «умрет» с мощностью в 600 л. с. Мы получим сильно форсированный мотор с коротким сроком службы, в течение которого он к тому же будет часто выпрашивать свидание с дорогим механиком.
Но не стоит опираться только на количество пройденных часов. Если двигатель с «бесконечным» ресурсом будет простаивать и очень изредка (реже одного раза в неделю) прогуливаться вдоль берега, часов накатает он мало, а вот коррозия во время простоя испортит жизнь внутренним составляющим мотора и приведет к износу всех систем сильно раньше положенного срока. Поэтому дизельный тягач нужно гонять, как лошадь — постоянно, чтобы не было застоя. Ну и, конечно, вовремя обслуживать, а простоявший без движения — в первую очередь. Тогда он будет служить долго и не подведет в самый нужный момент.
Резюме
Главное — определиться с задачей, которую вы ставите перед своей лодкой. И подбирать двигатель, учитывая все нюансы габаритов, веса, целей и ожиданий. Для больших и тяжелых водоизмещающих лодок, накатывающих за сезон не менее 250 часов, дизель станет хорошим выбором и оправдает возложенные на него надежды. Для скорости и легкости, для нечастых выездов на глиссирующем катере бензиновый двигатель будет правильным и выгодным решением. Но что бы вы не выбрали, самым главным фактором в итоге становится ваше отношение. Вовремя сделанное ТО, качественное обслуживание, забота и внимание — и ваш двигатель будет ходить долго и как часы.
Яхтинг — это может быть недорого
При поездке от четырёх человек, если среди вас есть шкипер, это выходит один в один в сравнении с обычным туристическим выездом. Если шкипера нет, то ездить уже надо хотя бы всемером, чтобы всё было сравнимо с турпоездкой.
Потому что нет цены проживания в отеле и всех проездов на машинах-автобусах, но добавляется стоимость аренды яхты.
В двадцать первом веке можно очень чётко скоординироваться и с лодками в аренду, и с лодками, которые просто идут мимо (и им нужны волонтёры или они не против платных пассажиров), и вообще с кем угодно.
Если вы всё же хотите свою яхту на неделю, то парусная яхта на шесть человек стоит примерно от 1 500 евро в неделю (и до бесконечности в зависимости от региона, красоты и комфорта), а шкипер начинается со 150 евро в день.
В общем, это немного оффтопик, но вы просили рассказать про яхты, и вот я выполняю обещание.
С чего начать
Сначала идите на yachtbooker.com — это большой агрегатор аренды лодок. Там можно выбрать направления, посмотреть цены и вообще понять, стоит или не стоит, например, ехать на Новый год в Малайзию.
Мы пользовались ещё брокерами с regattafortuna.com. Эта ссылка — один из примеров того, как можно быстро организовать путешествие сразу на много человек, чтобы не подбирать вариантов и не переписываться с кучей разных людей.
После того как вы примерно просчитали поездку, стоит начать смотреть форумы и специализированные сайты именно по выбранной стране. Во-первых, скорее всего, удастся найти марину, где лодки сдаются напрямую без посредников. Во-вторых, вас интересуют всякие особенности локали, которых на глобальном сайте нет. В каждом регионе свои нюансы.
Потом вам понадобится проверить погоду (статистическую) на выбранный период, чтобы случайно не попасть в сезон дождей или штилей. Обращайте внимание на ветер и волнение. Конкретные данные всё равно доступны только за 2–3 дня, поэтому вас больше интересует, что было в прошлом году в это же время и что говорят опытные люди на форумах.
Дальше просто берите билеты с запасом в один день в начале поездки (чтобы приехать из аэропорта и принять лодку, ночевать лучше сразу на ней в марине), и ещё 2–3 дня запаса заложите в конце. Потому что переходы по воде не очень хорошо предсказываются из-за изменений ветра, и планируемая дата возвращения и сдачи лодки может отличаться от фактической.
У меня началось так. Ко мне прихошел коллега и показывал фотографии — ну да, заряд жизни, ну да, острова, ну да, свобода. Но это же ужас и кошмарно дорого! Мы потрепались: в следующем году, мол, давай ещё раз, только вместе сгоняем.
Приходит через год и говорит: «Собирайся».
По поводу выбора места и лодки
Если вы едете парами, то берите не яхту, а катамаран. В яхте чаще всего — две-три каюты, и они очень общие. У катамарана — два корпуса, поэтому его меньше качает (что вам важно поначалу), плюс есть четыре изолированные каюты: спереди и сзади каждого корпуса. И вообще больше места. Да, у катамарана есть особенности управления, которые лучше знать заранее, но если ваш шкипер опытный (или вообще вы его нанимаете), то проблем быть не должно.
Мы как-то выезжали на четырёх катамаранах в 32 человека, когда устраивали свою собственную регату. Капитанами были наёмники, причём все четверо — сработанная команда, которая хорошо знает акваторию. Один, кстати, был почти земляк: киевлянин. На фрахте мы брали не местных шкиперов, а именно команду, покупали им авиабилеты. Так получается практичнее и надёжнее. По деньгам на такое количество людей вполне адекватно.
Не планируйте первый раз что-то долгое, больше недели точно не надо. Потому что есть люди, которые почти сразу влюбляются в этот образ жизни, а есть те, кто хочет домой в уютную тёплую кроватку, которая прочно стоит на бетонном фундаменте. И качается только при землетрясениях и взрывах, то есть почти никогда.
У нас после пары выездов примерно каждый шестой получает документы шкипера, это не очень сложно: можно уложиться за довольно быстрое обучение и две недели практики. Я пока не созрел. Менеджмента мне хватает на работе, а шкипер — это именно профессия менеджера, а не специалиста. Под руководство встать — пожалуйста, да, результата добиться — да, но управлять не хочу. Вообще круто, когда есть капитан и всё устроено так, что ты реально должен подчиняться (такие правила хотя бы по ТБ). И дальше так:
— Кранец-кранец, твою мать! Яхта 10 миллионов!
— А-а-а-а.
Плавать уметь не обязательно, но ТБ надо соблюдать железно. В частности, носить жилет. Он яркий и лёгкий. Его дают вместе с лодкой. Современные жилеты не стесняют движений, потому что в них — баллоны со сжатым воздухом, которые надувают жилет при контакте с водой. Можете осмотреть такой в любом самолёте, достав его из-под сиденья. Только, пожалуйста, делайте это до вылета или после посадки, чтобы не напугать пассажиров.
Самое интересное в импровизированных гонках — манёвры. Это не просто планирование маршрута, а конкретная работа команды. На парусе можно висеть, лежать, тянуть, расправлять, поворачивать вручную. Это даёт конкретный эффект. На средней скорости при среднем ветре катамаран у нас шёл 12 узлов. Были дни, когда весь день шли на 5 узлов, был день, когда даже узла не показывали, потом были дни, когда доходило и до 18.
Когда выбираете места, смотрите две вещи:
1. Где есть достойный флот, то есть можно найти подходящую лодку (новую).
2. И из этого множества — где есть интересные места. Советую в приоритет ставить исторические места, природные заповедники, скопления островов или побережья, где много интересного.
Не советую Лазурный берег: это демо-зал дорогих и больших лодок. Всё заставлено суперяхтами. Швартоваться приходится чёрт знает где. Оттуда потом добираться. Есть в паре мест оплачиваемые муниципалитетами дорогие машины (они ездят кругами по городу, чтобы поддерживать лакшери-имидж места).
По технике безопасности
Обычно есть желание отпраздновать прибытие на лодку алкоголем. По крайней мере, у нас один раз случился трагический день рождения члена экипажа. Так вот, такого делать не стоит, потому что потом кого-то на следующий день точно очень сильно укачает. Приключения с алкоголем оставьте на конец поездки.
Слушайте шкипера. И точно делайте, как он говорит. Всегда. Это травмоопасный спорт, и часто травмы совсем не там, где вы ждёте. Например, когда говорят не ходить босиком — это значит, что не надо ходить босиком на лодке — и точка. Но люди всё равно реально ломают пальцы. Там вроде негде, но у нас сломали. Есть всякие мелкие уголочки. Две регаты — два сломанных пальца. После первого обычно все начинают ходить в обуви. Ещё обувь защищает от падений. Падение — это риск сломать шею или вылететь за борт. А если вы вылетите за борт, то есть шанс, что за вами кто-то прыгнет на автопилоте. Делать этого тоже не надо. Особенно если вы вдвоём на вахте.
У нас никто не выпадал, но вещи за борт мы роняли.
Из опыта: когда ты спускаешь тузик (это аналог причального шаттла большого космического корабля, малая лодка) и быстро стартуешь, проверь, вкручена ли пробка для слива воды. И есть ли она вообще на борту. Второе — не стоит курить в резиновой лодке. На яхте — тоже: это довольно дорого. Пепел слегка портит покрытие. Есть шанс прожечь диван. Всё это покрывается страховкой, но там довольно дорогая франшиза.
Пластиком надо пользоваться меньше. Лучший трап — это доска. Встроенные складные трапы делаются одноразовыми на большинстве лодок.
Если вы — про комфорт, то старайтесь убедиться, что на борту есть (в порядке приоритета):
1. Аналог мясорубки, только для гальюна: измельчитель отходов. Иначе всё придётся делать вручную, что не добавляет радости дамам.
2. Опреснитель воды. Очень полезная штука, чтобы не думать о расходе пресной воды.
3. Миниатюрная стиральная машина. В путешествиях между частыми маринами она не нужна, а вот на выходах по маршрутам, где цивилизацией слабо пахнет, пригодится.
Электрическое питание на лодке обычно бывает USB 5 В постоянно (от аккумулятора — 12 В), 220 В — от генератора (если он есть) или через конвертер при работе двигателя. На маринах подключается городская сеть.
Паруса могут управляться электрическими лебёдками или вручную. Бывают комбинированные варианты. Я — за комбо: это и возможность нормально делать что-то маленькой командой (актуально ночью), и эмоции от ручного управления, если надо.
Ещё из опыта: не приваливайтесь к движущимся частям лодки, чтобы отдохнуть. Не вешайте вещи на ограждения. Не прыгайте на свою лодку с причала.
И помните про гик. Он ждёт, когда вы расслабитесь и отвернётесь!
Что надо знать пассажирам
Нужна яхтенная обувь (лучше всего — топсайдеры или немаркие кеды), ни в коем случае нельзя носить на яхте туфли на каблуках.
Надо взять: зарядку для телефона, переходник с автомобильного прикуривателя на USB (часто порты питания оформлены именно так), ветровку (она нужна даже в тёплом климате, потому что ветер будет сильный), красивый яхтенный свитер и брюки или вечернее платье: на лодке можно подходить ко многим городам, и там будет нужна цивилизованная одежда, в частности, чтобы проходить по дресс-коду в рестораны. Дамам ещё стоит взять сплошной купальный костюм: если вам захочется кататься на фале, то помните, что обычные купальники почти гарантированно слетают. Это приятный бонус для шкипера, поэтому он молчит и делает своё дело.
Можно взять маску для подводного плавания, фотоаппарат (хороший, потому что, например, очень сложно сфотографировать светящийся планктон в Малайзии) и дрон (только всегда взлетайте с кормы и при неподвижной лодке). Цветные фонари (при их свете прикольно ночью ловить рыбу).
Из этикета: коврик у трапа — обязательно вытирайте ноги. Нельзя шуметь на марине: рядом кто-то спит в своей лодке, звук над водой летит очень далеко. Нельзя заходить на чужую лодку без разрешения капитана, невежливо заглядывать в люки и иллюминаторы снаружи. Мусор выбрасывается только в мусорный бак, но не за борт. Проверьте радиоэтикет, например, нажатие кнопки MOB (тревога) может стоить вам штрафа за вылет вертолёта.
Работать на борту можно, если вы можете пользоваться ноутбуком на заднем сиденье такси. Если вас так укачивает — постоянная качка даже на якоре и у причала будет вас беспокоить всё время. Интернет где-то есть, где-то нет. В Азии брали местную симку одну на лодку и модем, всё хорошо работало. На Сейшелах в открытом море ничего нет, у островов — пожалуйста. Во Франции просто подключили роуминг российских операторов, всё прекрасно зацепилось и работало до конца.
Немного ещё про экономию в Европе. В Ницце, например, можно поесть вот так на лодке:
И это в три раза дешевле, чем в ресторане. Там ходят лодочки, можно заказать пиццу, морепродукты. На лодке телефон — прямо на борту, звоните и заказываете. Подъезжает и выгружает из ледяных контейнеров. Потом забирает всю посуду и мусор. Сервис — как в ресторане, только официант один на всех. Три русские яхты опустошили дневной запас одного такого дядечки. Мы были счастливы, а дядечка вообще был в восторге! Сказал все известные ему русские слова. Потом сообщил, что остаток дня будет отдыхать, а не работать. Он некий план выполнил — и всё.
Как это бывает
Хочу поделиться историей регаты в прошлом году. Итак, мы поехали во Францию в пятницу, 13-го. Нас все спрашивали, всё ли мы купили. Мы отмахивались: отплывать послезавтра, успеется. Оказалось, на следующий день у французов — День взятия Бастилии, и закрыто вообще всё. Страна out of service.
Мы решили поехать в другой город после обеда и закупиться уже там. Через день был финал Чемпионата мира по футболу, поэтому во Франции все встречали победу национальной сборной. Их всех чуть не порвало от неожиданной радости. Французы, когда узнавали, что мы из Москвы, то прям радовались и лезли обниматься: «Так классно, у нас там друзья, спасибо за такой чемпионат!»
Помню, мы стояли на каком-то перекрёстке, и французы орали вместе с нами: «Рос-си-я!»
И вот на следующее утро нам всё же удалось купить всё необходимое.
У нас оставалось еще пару свободных дней, и мы решили сходить на какой-нибудь концерт или в театр и взяли первые попавшиеся билеты. Это оказалось не абы что, а мировое турне в Ницце Джей Зи и Бьонсе. Суперожидаемое мероприятие. А мы просто взяли и пошли на концерт. Огромное шоу на огромном стадионе. Мне дико понравилось, хотя имена исполнителей я узнал только от остальной команды. Дальше мне повезло: поскольку я не хотел слушать до последнего, то выбрался за 20 минут до конца. А у тех, кто дождался окончания концерта, потом три с половиной часа ушло на возвращение к лодке.
Еще мы устраивали кинотеатр на дикой стоянке: проектор с одной лодки направляли на парус другой. Но если решите повторить то же самое, то проверяйте погоду. Когда дует ветер, то просмотр фильма сильно затрудняется. Начинаются развязывание и спасение судёнышек. Мы очень хотели досмотреть фильм, но сделать это так и не удалось.
Ещё случай: на Сейшелах мы чуть не потеряли якорь. На одной из стоянок зацепились якорем за крепёж буя внизу. Отшвартовывались оттуда, выкорчевать свой якорь пробовали часа четыре. Местные фридайверы с фонариками ночью освободили нас за 250 долларов. Просто нырнули и отцепили якорь. Позднее от местных мы узнали, чтонекоторые якоря не случайно зацепляются. Аквалангисты ночью их таскают по дну, а днём за деньги таскают обратно.
Ещё не надо ловить рыбу-луну. Рыба-луна — это круглая плоская дура. В воде она серо-синяя или жёлтая с полосками или кружками, а когда вынимаешь — как блюдце. Эта рыба очень легко ловится на разные предметы, но есть ее невозможно. По ощущениям, она как будто состоит из кости.