На чем ездят на кубе
На чем ездят жители Кубы: советские грузовики и другая автоэкзотика Острова Свободы
Я познакомился с Кубой благодаря однокласснику, который родился там и долгое время жил с родителями. Рассказы о кубинском карнавале, каковы на вкус местный ром и сигары, я услышал задолго до телевизионной программы «Клуб кинопутешественников». Мог ли я думать, что спустя 40 лет попаду в эту страну?
Время роскошной кубинской автостарины подходит к концу. Особенно это заметно по коммерческому транспорту. Любимая нашими туристами старая американская и советская техника все чаще уступает место новой китайской. Хотите увидеть остатки былой роскоши — успевайте.
Шасси ЗиЛ-130 с кабиной от ЗиЛ-131. Надстройка — бензовоз, сработанный на Кубе.
Нынешнему положению Кубы не позавидуешь. Поколение 50+ еще помнит помощь СССР, русский язык и наши автомобили, особенно грузовые. Гораздо меньший процент тех, кто в курсе, что современная Россия в десятых годах 21 века простила Кубе долг в 32 миллиарда долларов. Кубинцы считают, что мы бросили их в непростое время, но туристам из России рады.
На смену советско-кубинской дружбе пришел коммерческий китайско-кубинский проект «Один пояс — один путь». Китайцы ведут бизнес с Гаваной так, что кубинцы во всем постепенно становятся зависимыми от своего партнера: локомотивы, энергетика, химия, легкая промышленность, запчасти и автомобили — все это производства КНР. И никаких списаний долга. Максимум, его реструктуризация, чтобы еще сильнее сжать «дружеские» объятья. Автобусы от Yutong Bus, грузовики и тягачи от Sinotruk, тракторы YTO, такси Geely. Есть и другие китайские марки, но эти встречаются на дороге чаще.
ЗиЛ-130 на фоне изображения одного из лидеров кубинской революции Камило Сьенфуэгоса: «Все правильно делаешь, Фидель».
Новые легковые автомобили для местного населения дорогие, поэтому 30‑летние «Жигули» на местном рынке стоят в районе 20 тысяч долларов. Если запчасти для наших «Жигулей» и «Москвичей» попадают на Кубу при помощи кубинских челноков, я летел с ними из Москвы, то с грузовым ассортиментом все обстоит сложнее. Особенно с американскими моделями. Любой Chevrolet Viking 40, грузовик, попавший на остров до введения против Кубы американского эмбарго, только внешне Chevrolet. Под крышкой капота такая техническая мешанина, что разобрать, как стыкуется советский радиатор с китайским мотором и неизвестно какой коробкой передач, не всегда возможно. Частая картина на Кубе — под капотом дредноута типа Chevrolet Bel Air конца 50‑х вместо родной V-образной «восьмерки» объемом 4,6 л стоит двухлитровый мотор от корейской малолитражки. Внешне выглядит нарядно, на что и рассчитано. Владелец такого автосимбиоза, Эрнесто, покатал на своем конструкторе от отеля в Варадеро до Гаваны и обратно. Ехали, естественно, не быстро.
Ветеран кубинских автоперевозок, Chevrolet Viking 40. Машина застала времена диктатора Батисты, свергнутого Фиделем Кастро 1 января 1959 года. Chevrolet Bel Air конца 50‑х. Вместо родной V-образной «восьмерки» объемом 4,6 л стоит двухлитровый мотор от корейской малолитражки. «Уазик» аутентичный. Из тюнинга только окрас под местные джунгли.
Здешние советские грузовики напоминают наш автопарк начала 90‑х, когда любой автомобиль старался нести на себе тюнинг в виде трехлучевой звезды. Судя по увиденному, здесь в ходу шильды от Hino. Большое количество МАЗ-504, ЗиЛ-130 и ЗиЛ-131 украшены логотипами японского Hino. Говорят, что на местный рынок в свое время была завезена партия японских грузовиков этой марки. Почему от них остались только таблички и куда делась техника — непонятно. Возможно, что наши простые карбюраторные моторы оказались долговечнее дизельного впрыска? Еще пример. Школьный автобус на шасси американского International 3800. Он принадлежит местной реформатской пресвитерианской церкви, если верить надписям на бортах. На кузове видны следы ремонта, облицовка радиатора тоже явно неродная. На ее передней кромке значок Freightliner, чуть ниже опять клеймо Hino, только от современной гаммы.
Бывший школьный автобус, построенный на шасси американского International 3800 Corbeil. Что у него под капотом — вопрос.
Кубинцы изо всех сил стараются поддерживать советский коммерческий транспорт в надлежащем виде. Надстройки уже местной сборки, однако аутентичных грузовиков с еще деревянными бортами тоже хватает. Сугубо затейливые рыдваны на глаза туристам попадаются уже не так часто. Если мотор отходил свое, его меняют на тот, что удалось подобрать, а подбор сейчас тоже в основном китайский. Издалека мне показалось, что это модификация ГАЗ-53, но только издалека. Вблизи оперение капота было явно больше и длиннее, чтобы там поместился неопознанный рядный дизельный двигатель. Шасси «газона» при этом очень напоминало ЗиЛовское. Тема глубокого тюнинга была продолжена в кабине: рулевое колесо от самосвала Sinotruk, чуть ниже КАМАЗовская «гитара». Надстройка для перевозки кукурузы своя, самодельная. Водитель Рамон пояснил, что счастлив от того, что работает на «советской» машине. Это наглядно видно по окрасу кабины. Обычно местные красят грузовики в яркие цвета, а здесь почти заводской колер.
«Советский» грузовик по-кубински: шасси ЗиЛовское, мотор китайский, кабина ГАЗ-53, рулевое колесо от самосвала Sinotruk, чуть ниже КАМАЗовская «гитара». Водитель Рамон счастлив.
Прогулочный грузовик Марио. Основа — ЗиЛ-131, дизельный двигатель — Yuchai.
Да, я не сказал о главном, том, зачем сюда летят наши туристы зимой! Карибское море по-прежнему теплое, в отеле кормят нормально. Пальмы как в кино, ром такой же бодрящий, как во времена коллег киношного Джека Воробья или всамделишного Хемингуэя. И автомобили пока еще радуют фанатов своим антикварным внешним видом. Хотя эта романтика с каждым годом все больше вымывается с острова Свободы.
Путешествие на Кубу: Гавана, где на дорогах все еще 60-е
Вы без ума от экзотических автомобилей? Вам нравятся путешествия? И еще вы не прочь погреться на солнышке, походить по белому песочку и понежиться в теплом, бирюзовом море? Тогда вам на Кубу!
Обязательно запаситесь фотоаппаратом и парой фраз на испанском – и в путь! Хотя некоторые кубинцы все еще знают русский, в процентом отношении это все-таки редкость. Да и кому не будет приятно, когда к нему обращаются на его языке… Зачем фотоаппарат? Вам захочется сфотографировать каждую машину, проезжающую мимо!
Немного истории
Столица Кубы Гавана находится на берегу Мексиканского залива. Город был основан испанцами в 1515 году. Ближе к концу XVI века Гавана стала центром испанской колонии на острове. В 1762 город заняли войска британской армии, но Великобритания возвратила Гавану Испании – в обмен на Флориду. В конце XIX века Гавана стала центром революционного движения против испанских колонизаторов, и в 1895 году была провозглашена независимость Кубы от Испании. Позже, в ходе военного конфликта между Испанией и США, Гавану захватили американские войска, а оккупационный режим продлился до 1902 года, когда освобожденная Куба наконец-то получила независимость. Положение в стране заметно улучшилось с приходом на пост президента генерала Мачадо в 1925 году: стали развиваться связи с зарубежными государствами, города острова соединили автомобильные дороги.
Странные и интересные факты об автомобилях на Кубе
Начиная с 2014 года, на Кубе были сняты ограничения на покупку автомобилей. И теперь каждый желающий может приобрести транспортное средство, не получая специального разрешения от властей.
На чём ездят кубинцы
Туристам, приехавшим на Остров Свободы, явно бросается в глаза преимущество таких видов транспортных средств:
Став счастливым обладателем колёс, каждый кубинец пылинки сдувает со своей ласточки и так тщательно следит за ней, что автомобиль эксплуатируется полстолетия и даже больше.
Американцы в цене
Гуляя по Старой Гаване, заметите много раритетов: Кадиллак, Шевроле, Додж, Бьюик, Форд и других авточудеса Детройта, выпущенные в середине прошлого века. А ещё будете поражены хромированными кабриолетами и купе, катающими туристов по набережной.
На первый взгляд кажется, что это оригинальные американцы. Но на самом деле они просто скопированы с классических моделей. Местным умельцам трудно достать запчасти из США, так что приходится выкручиваться кто как может.
Голь на выдумки хитра
Многие опасаются, что после снятия всех запретов, на родину сигар хлынет целый поток более современных иномарок, что приведёт к утрате нынешнего старинного колорита. И мы больше не увидим под капотами американских авто двигателя от Hyundai либо вместо V8 двигателей российские дизельные моторы.
А особо изобретательные кубинцы умудряются установить даже двигатели от моторных лодок. Бензин здесь стоит в 2 раза дороже, чем дизельное топливо, так что приходится подстраиваться под реалии жизни.
В кубинских автомагазинах можно приобрести корейский мотор в сборе вместе с комплектом, адаптирующим двигатель и трансмиссию под американцев и немцев. А ещё там полным-полно запчастей, не отличающихся оригинальностью и непонятно где произведённых.
Традиции советского автопрома живы
Наряду с американскими древностями на Кубе можно увидеть немало советских автомобилей. Экспорт из СССР начался сразу после кубинской революции, начиная с 1959 года, и закончился в 90-ых годах с распадом могучего и нерушимого.
По небольшим селениям рассекают ЗиЛы. Они же задействованы для перевозки туристов на экскурсии в пещеры и на водопады. Местные величают их «бегемотами». Табак и другие грузы в пределах острова перевозятся на КрАЗах.
А из легковушек можно встретить немало «Лад», «Волг», «Москвичей» образца 70–80-ых годов прошлого столетия. Вид у них довольно плачевный, но техническое состояние в норме. «Жигули» и «Москвичи» часто используются также в качестве такси.
Восточные сказки
Если и встретишь на кубинских дорогах более-менее новое авто, то, скорее всего, оно будет родом из Кореи. Кубинцы довольны соотношением цены/качества. Джипы из Южной Кореи используются в гористой местности, на Hyundai Santa Fe перевозят туристов.
Увидев Chevrolet Cruze, не удивляйтесь. На самом деле это Geely. Просто компания ранее выпускала клон Chevrolet. Ныне Geely используют для нужд полиции, такси, а также сдают в аренду.
Из японского автопарка присутствуют чаще других Mitsubishi Lancer и Toyota Land Cruisers. Но доля машин из Страны восходящего солнца на Кубе довольно низка.
Опа, Европа!
Из европейских моделей чаще всего можно встретить Мерседесы Е-класса выпуска 80–90-ых годов. А Мерседесы С-класса активно используются в службе проката автомобилей. Изредка они разбавляются БМВ Е30, Ауди A4, Альфа Ромео 159, Пежо или Ситроенами. Но всё это большая редкость, как и японские модели.
Снятие эмбарго со стороны Америки может резко изменить автомобильную ситуацию на Острове Свободы. Так что поспешите посетить Кубу, окунувшись с головой в дорожный антиквариат, пока дороги не заполонили дешёвые новинки из Америки, Мексики, Канады.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Очутившись на улицах современного кубинского города, вы можете предположить, что переместились в прошлое лет на 50 назад. Такого большого количества ретро-автомобилей, которые составляют примерно половину кубинского автопарка, наверное, не увидишь больше нигде. Впрочем, яркие цвета, которые, судя по всему, любят кубинцы, в определенной степени компенсируют древность автомобилей.
Вот что пишет туристка: Когда мы добирались в аэропорт Гаваны, то решили взять такси. Договорились с таксистом с вечера прям у дома. По дороге в аэропорт разговорились. Я еще вернусь к этому разговору, когда буду рассказывать про политику, но вот как обстоят дела у таксистов расскажу сейчас. Помимо ретро машин, конечно же, имеются и нормальные современные европейские марки. Ну в первую очередь их покупают и сдают в аренду туристам, а дальше машину уже можно купить и использовать в качестве такси. Но у многих а-ля государственных кооперативов нет денег на новые машины. У них нет денег даже на то, чтоб старые починить.
В той на которой мы ехали в аэропорт не было ремней безопасности. Вернее они как бы были, болтались какие-то веревки. И вот нас останавливает полицейский и спрашивает у водителя: «Почему не пристегнут?». «Чем?!» — удивляется тот и показывает ему эту оборванную веревку. Казалось надо бы, выписать штраф, но на кого? На государство?! Ведь именно оно владелец этой рухляди. Таксист рассказал, что им нужно сдать выручку 50 кук в день, при любом раскладе, из которых он лично получает 1%. Если понимает, что не выполняет норму, то ему проще выключить счетчик и забрать все деньги себе. Пара таких месяцев и он вылетит с работы. Таксист мечтает накопить денег и свалить в Америку. А на это нужно очень много денег и лет 5 подготовки. Его брат выиграл грин-карту, рассказывает, как там хорошо.
Ах, да, вернемся к старым кубинским автомобилям Они есть везде, куда бы ты не приехал. Тринидад иль Сьенфуэгос — везде вас встретит разноцветная отполированная классика на четырех колесах.
Что нужно знать о Кубе, планируя первую поездку
Не каждый знает, что на Кубе нет ни одного супермаркета (в привычном для нас понимании), большинство продуктов продают по талонам, известнейший ром Havana Club пьют нищие, а самые красивые пляжи находятся не в Варадеро, а в Марии Ла Горде. И это далеко не всё.
Валюта
На Кубе в ходу два типа валюты: куки (CUC) и кубинские песо или купы (CUP). Куки — для туристов, купы — для кубинцев. Курс кука единый по всей стране и примерно равен одному доллару. Покупать куки имеет смысл в больших отелях, это избавит от огромных очередей в городских обменниках.
Купы просто так купить не получится, так как для туристов они не предназначены, но если повезёт, купами могут дать сдачу в магазине. Один кук равен примерно 25 купам. Внешне валюты очень похожи, только куки поярче, а купы побледнее.
Куками удобно оплачивать отели, бензин и рестораны, а вот на купы выгодно покупать хлеб, овощи, фрукты, а также любую продукцию, которая в основном предназначена не для туристов, а для местного населения. При оплате куками цена товара может быть выше в четыре раза!
Транспорт
Общественный транспорт на Кубе развит довольно слабо, сами кубинцы предпочитают передвигаться автостопом, который здесь очень популярен. Такси преимущественно состоит из ретро-каров, которые хороши не только в своем прямом назначении — колесить по кубинским дорогам, но и в качестве генератора лайков в инстаграме и фейсбуке.
Взять ретро-автомобиль в аренду можно только с водителем. Идти за такой машиной в специальное агентство совершенно не обязательно, хозяева раритетных автомобилей повсюду предлагают свои услуги. В среднем поездка на расстояние в 10 километров обойдётся в 5 куков (≈ 300 рублей). При поездке на большее расстояние имеет смысл торговаться.
Взять обычную машину в аренду весьма непросто, особенно, если речь идёт о высоком сезоне. Очередь за машиной в лучшем случае составит неделю, поэтому об автомобиле следует позаботиться заранее.
Интернет и сотовая связь
Интернет на Кубе есть только в дорогих отелях, найти его где-либо ещё практически невозможно. Поэтому при планировании самостоятельной поездки по острову, рассчитывать на помощь всемирной паутины не стоит, лучше составить маршрут заранее.
По поводу вай-фая. На самом деле, есть вариант его получить, довольно специфический. В больших городах, например, в Сантьяго или Гаване, в некоторых местах можно увидеть столпотворение молодёжи. Все они сидят в телефонах. Если остановиться рядом с ними, через некоторое время к вам подойдёт кубинец и тихо скажет: вай-фай. Можно дать ему 10 куков (600 рублей за 1 час!), и он подключит телефон к интернету. Но скорость, конечно, ужасная.
Ситуация с сотовой связью не лучше. Купить сим-карту на Кубе может только кубинец, поэтому имеет смысл перед поездкой подключить удобный для путешествий тариф национального оператора.
В ресторанах и кафе по всему острову есть возможность попробовать национальную кубинскую кухню, которая представляет собой особый микс испанских, китайских, африканских и латино-американских кулинарных традиций. Единственная проблема большинства хороших ресторанов состоит в том, что блюдо придётся ждать очень долго.
Супермаркетов на Кубе нет, есть магазины, например, в Гаване, где можно купить томатную пасту, макароны, подсолнечное масло — и это всё.
Утром, обязательно до обеда, в любом городе Кубы продаётся свежий хлеб, но чтобы его приобрести нужно отстоять очередь. Мясные продукты купить можно только по талонам; уговаривать продавца продать колбасу за куки — бесполезно. Свежий сыр можно купить с рук на трассе. Продавца сыра видно издалека. Он стоит посреди дороги с большим куском сыра. Он продаст его вам за один кук и ещё даст небольшую упаковку джема. Кубинцы едят сыр, макая его в джем — получается довольно вкусно. Также на трассе можно купить дыни, бананы, огромные огурцы и помидоры. На некоторых заправках продаются консервы.
Напитки и сигары
Куба славится своим ромом Havana Club. В зависимости от выдержки и объема цена на него составляет от 1 до 8 куков — на Кубе ром стоит дешевле воды! Особый колорит любому кубинскому городу придают нищие, распивающие Havana Club на улице прямо из бутылок.
Ром продаётся абсолютно везде: в магазинах, палатках, на заправках и купить его можно в любое время суток.
Сигары продаются на табачных плантациях, табачных заводах и во многих барах. Цена за 20 сигар начинается от 100 куков.
На улице можно найти подобие сигар за один кук, но это не сигары, а что-то вроде огромных сигарилл, с самым плохим табаком. Местные курят именно их.
Пляжи
Варадеро (Varadero) считается одним из лучших курортов всего Карибского бассейна благодаря развитой инфраструктуре, белоснежным пляжам и прозрачной морской воде. Но есть на Кубе место, ничем не хуже Варадеро, называется оно Мария Ла Горда и находится в западной части Кубы, в 300 километрах от Гаваны, на полуострове Гуанакабибес.
Мария Ла Горда — это пляж и международный дайвинг-центр, располагающийся на территории национального парка Пенинсула де Гуанаакабибес. Здесь можно загорать на пустынных белоснежных пляжах и заниматься дайвингом. В древности пираты облюбовали полуостров Гуанакабибес, вследствие чего в прибрежных водах Марии Ла Горды сохранилось большое количество артефактов и останков затонувших кораблей. Стоимость одного погружения составляет 35 евро.
Население
Кубинцы удивительно красивые, жизнерадостные и добрые люди. Они прекрасно относятся к туристам, а особенно к русским туристам. Куба более чем дружелюбная страна. Но вот работать кубинцы совсем не любят. С заходом солнца вся работа останавливается, кубинцы идут гулять, танцевать, пить ром и радоваться жизни.
Можно предположить, что нелюбовь к работе связана не только с менталитетом, но и с очень низкой заработной платой, которая составляет порядка 15-20 кук (900 — 1180 рублей) в месяц. Даже если у кубинца есть свой бизнес, например, сдача в аренду квартиры или частное такси, он обязан отчитываться государству о своих доходах, так что большая часть заработанных денег идёт именно в государственную казну.
Что стоит посетить
Гавана — сердце Кубы
Город, который не может никого оставить равнодушным. Особенное впечатление производят дома. Яркие, цветные с огромными колоннами, но при этом находящиеся в полуразрушенном состоянии. Ближе к центру дома выглядят более-менее прилично, но чем дальше от центра, тем хуже. Но даже в таких полуразрушенных домах в некоторых окнах горит свет.
А ещё Гавана… пахнет. Связано это с отсутствием туалетов и редким вывозом мусора, но назвать этот запах раздражающим никак нельзя. Рано утром по улицам города едут поливальные машины, смывая грязь, оставшуюся с ночи.
Весь день по проспектам Гаваны колесят ретро-кары, развозя туристов, в барах вечерами играет джаз, а лучшие гаванские бармены готовят известнейший коктейль — Куба либре.
Долина Виньялес — колоритная долина среди гор на западе Кубы
Долина Виньялес находится в 170 километах от Гаваны, в западной части Кубы. Добраться туда можно на арендованном автомобиле, такси, автостопом или же на общественном транспорте. Автобусы по маршруту «Гавана — Виньялес» ходят ежедневно в 9:00, а затем в 14:00. Поездка длится более трёх часов, билет стоит 15 куков (890 рублей). Автобусы по маршруту «Виньялес — Гавана» совершаеют два рейса ежедневно: в 7:30, а потом в 14:00.
Долину окружает горный массив Сьерра-де-Виньялес, прекрасный не только пейзажами, но и огромной фреской, высеченной на одной из скал долины, местонахождение которой лучше уточнить у местных жителей — явных указателей на неё нет.
Виньялес был излюбленным местом Фиделя Кастро. Через долину идёт множество прогулочных троп, и не важно по какой из них идти, глаза будут радовать яркие пейзажи. В горах можно найти множество пещер, а в самой долине встретить ярко-красный закат. Удивительно, но в столь красивом месте не так много туристов.
По долине можно передвигаться как пешком, так на лошадях или велосипедах. Можно также воспользоваться услугами гида.
Попасть сюда можно совершенно бесплатно. Бесплатно можно посетить и табачные плантации, располагающиеся в долине.
Тринидад
Тринидад — город с более чем 500-летней историей, находится в 300 километрах от Гаваны, на юге кубинской провинции Санкти-Спиритус. Добраться туда можно на арендованном автомобиле, такси или автостопом.
Главная достопримечательность города — это центральная площадь Plaza Mayor. На площади располагается большое количество зданий колониальной эпохи, а также самая большая церковь Кубы — церковь Святой Троицы. Все дома в Тринидаде старинные, в некоторых из них располагаются кафе и рестораны. Хочется отметить, что именно в Тринидаде самое безупречное обслуживание в ресторанах, самая вкусная кухня и самые низкие цены на Кубе.
Национальный парк Топес-де-Кольянтес
Огромный живописный парк Топес-де-Кольянтес располагается всего в 14 километрах от Тринидада — добраться до него можно на арендованной машине, такси или велосипеде. Стоимость входного билета в заповедник составляет 10 куков (600 рублей). Основной интерес в парке представляет водопад Сальто-дель-Кабурни, добраться до которого можно пешком по тропе через джунгли, по дороге любуясь цветущими орхидеями, традесканциями, слушая пение птиц и звуки леса.