На чем ездят звезды stand up
«Девятос» Сабурова, «японцы» Щербакова: На чём ездят комики из «Что было дальше?»
Главные лица «ЧБД» обожают иномарки, но начинали они со скромных «бричек».
Нурлан Сабуров и Алексей Щербаков сейчас — обладатели автопарков на миллионы рублей. Редакция Pokatim.ru решили напомнить, на чём ведущие комики из «Что было дальше?» гоняли в течении своей жизни, а также узнали, какая машина стоит в гараже у Сергея Деткова.
«ВАЗы» и «Кадиллаки» Нурлана Сабурова
«Этнический казах» начал набивать свой водительский стаж с легендарного «девятоса». ВАЗ-21099 быстро сменился на Ford Fiesta, а теперь в автопарке комика стоят два авто подороже.
Если заднеприводный Lexus GS300 ещё можно назвать в меру скромным выбором на 2021 год, то вот Cadillac Escalade «в моде при любой погоде».
«Японцы» Алексея Щербакова
Комик заявлял, что сменил за всю жизнь 26 автомобилей — сказалась его работа перекупщиком. Неудивительно, что в серьёзном списке преобладают японские машины — «перекупы» славятся любовью к авто из этой страны.
Первой «бричкой» для Щербакова стала скромная Skoda Felicia, хоть Алексей изначально и мечтал о Toyota Corolla с правым рулём. VAG не запомнился юмористу ничем хорошим, потому он быстро перешёл на «японцев».
Теперь стендапер ездит на «мечте пацана» в лице Toyota Mark II. Для семейных поездок Щербаков выбирает Nissan Elgrand за полмиллиона «деревянных», а когда нужно показать свой достаток — пересаживается за руль Infiniti QX60 ценой в 3 миллиона рублей с небольшим.
Авто Деткова «спалил» Instagram
Об автопарке Сергея Деткова неизвестно ничего, однако осенью 2020 года комик намекнул, что отдаёт предпочтение марке Volkswagen.
LADA Vesta оправдана: Результаты краш-теста со столбом «разнесли» в Сети
Детишки под угрозой: В российских автобусах небезопасно возить дошкольников, родители жалуются
В соцсети Instagram он запечатлел себя на фоне старенького, но легендарного микроавтобуса Transporter, дав понять, что «люксовым» предпочитает скромные, но надежные автомобили.
Топ-3 самых богатых автопарков резидентов Comedy Club
Гаражи комиков наполнены премиальными автомобилями.
Comedy Club считается одним из самых успешных и прибыльных юмористических проектов на ТВ. Резиденты программы получают соответствующую плату за свой талант, но не любят хвастаться своим благосостоянием. Однако гаражи звёзд ТНТ говорят об их кошельке больше, чем они сами.
Топ-3 самых богатых автопарков резидентов Comedy Club.
Третье место занимает нынешний ведущий шоу – Гарик Харламов. Комик больше всего ценит комфорт, что отражается в его автомобилях. Они не такие дорогие и роскошные, как у многих других звёзд, но не менее практичны. Всего резидент потратил на автомобили примерно 15 500 000 рублей.
1. Volkswagen Passat СС был первым дорогим и серьёзным автомобилем Гарика с самой качественной комплектацией. На момент покупки он стоил около 2 000 000 рублей.
2. BMW 6-Series – комфортный и надёжный «немец», на который было потрачено примерно 2 млн рублей. Однако прослужил он комику всего два года, ведь после развода его забрала экс-супруга – Юлия Лещенко.
4. Porsche Cayenne – модель из любимой марки авто Павла Воли также была в гараже Харламова, стоимостью примерно 4 000 000 рублей.
5. Audi Q7 – одно из последних авто, в котором был замечен Гарик журналистами. Стоит новая иномарка около 5 000 000 рублей.
Второе место в топе заслуженно занимает Гарик Мартиросян – владелец 10% компании Comedy Club Production, выкупленной «Газпром-медиа». Экс-ведущий шоу и родоначальник самой идеи любит престижные автомобили, в которых он чувствует себя королем дороги. Всего на машины комик потратил около 40 500 000 рублей.
1. Audi Q5 – Первая машина, про которую говорил Мартиросян, стоила около 3 млн рублей, но её он уже продал.
2. BMW X6 – машина жены Гарика примерной стоимостью в 5 млн рублей.
3. Audi A5 – авто, на котором передвигалась супруга ранее – стоит примерно 1 млн рублей.
4. Mercedes Benz G63 – любимая марка и модель авто Гарика, в которой он чувствует себя королём. Цена варьируется от 12 до 15 млн рублей.
5. Range Rover Evoque – ранее он часто на ней ездил, но сейчас на ней иногда появляется его супруга. Покупка обошлась артисту примерно в 7 млн рублей.
6. Mercedes Maybach S500 – стоит такая машина около 10 млн рублей, но Гарик вложил в неё ещё примерно 1.5 млн, сделав пассажирское пространство для себя более комфортным, ведь за рулём сидит его личный водитель.
Первое место по праву занимает лихач Comedy Club – Павел Воля. Комик не скрывает свою любовь к скорости и мощности. Он является амбассадором Porsche в России. Всего на машины было потрачено примерно 74 025 000 рублей.
1. Жёлтый Mercedes-Benz S-klasse 1973 года выпуска – первая личная машина Павла, цена которой на данный момент составляет 300.000 рублей.
2. Миникар Smart Brabus 2001 года выпуска – это один из любимых авто Воли, который он продал всего 2 года назад за 1 575 000 рублей.
3. Hummer Н2 – Брутальный и мощный автомобиль обошелся Павлу в 1 450 000 рублей.
4. Porsche Cayenne – одна из любимых марок комика, стоит около 2 500 000 рублей.
5. Bentley Continental GT – Приобрёл он её себе в качестве подарка на 31-й день рождения. Стоила она примерно 13 млн рублей, но Павел признавался, что купил её «с рук».
6. BMW X6M – Паша купил этот автомобиль примерно за 4 500 000 рублей, а в 2014 году продал за 3 333 333 рублей.
7. Porsche 911 Targa 4 GTS – новый немецкий спорткар на тот момент стоил до 30 млн рублей.
8. Mercedes-Benz S-klasse – сейчас цена на данную модель авто 2014 года составляет около 3 млн рублей. Воля продал его в 2015 году.
9. Porsche Cayenne – новая модель полюбившейся марки примерной стоимостью в 3 500 000 рублей, на которой также ездит жена комика.
10. Синий Porsche Panamera – стоила около 8 млн рублей на 2016 год.
11. Белая любимица Porsche Panamera 2017 года стоила от 6.2 млн рублей на момент покупки Павлом.
«Комик может вести свадьбы, если он мазохист»: как живут и сколько зарабатывают стендаперы в России
Стендап сегодня — главный юмористический жанр, отдельный вид искусства и быстро развивающаяся индустрия, хотя он и пришел в Россию с опозданием. В Америке стендап известен с середины XX века, а популярность комиков, среди которых Луи Си Кей, Джордж Карлин, Эдди Иззар, сопоставима с популярностью рок-звезд. Российской стендап-комедии всего около 10 лет. Начиналось все с неловких концертов перед несколькими зрителями с шутками, больше похожими на миниатюры из КВН. Сейчас звезды ТНТ Павел Воля и Руслан Белый собирают «Крокус Сити Холл», YouTube-комик Данила Поперечный — Ледовый дворец и полные залы на гастролях по городам России, а на «открытые микрофоны» — шоу, где может выступить каждый желающий, — записываются даже 14-летние школьники.
Forbes Life пообщался со сценаристом и одним из первых российских стендаперов Николаем Куликовым, основателем и владельцем «Стендап клуба #1» Эльдаром Гусейновым и комиком Василием Медведевым о профессии и заработке комиков.
Николай Куликов
«Конечно, комик всегда может вести свадьбы»
Я начал выступать с шутками еще в 2006 году, когда стендапом в России занимались человек семь. Мой товарищ, сценарист Рома Кантор учился во Франции в киношколе, и он оттуда присылал какой-то актуальный стафф, в том числе стендап Эдди Иззарда. Я тогда пытался писать сценарии и когда посмотрел Иззарда, то понял, что мне не нужны актеры, режиссеры, продюсеры — я могу сам выйти на сцену, вот моя форма кинематографа. У Иззарда нарративный тип шуток, у него много историй, это мне было близко. Я заказал на Amazon книжек, скачал весь стендап, который мог найти, и из-за этого поначалу у меня в голове все перемешалось: и британцы, и американцы, и актуальные комики, и зубры из 80-х. В одной книжке говорилось: прежде всего выбейте себе выступление, чтобы потом вы не могли не писать. Я договорился с одним клубом и начал писать себе шутки.
Надо понимать, что в середине 2000-х были только КВН и «Камеди клаб». В Питере была тусовка, которой рулил Антон Борисов, но это был больше «камедиклабный» формат — либо миниатюры, либо человек с листочком зачитывает тоном ведущего: «25 признаков того, что вы настоящий петербуржец. Первое — вы никогда не были на экскурсии по рекам и каналам». Постепенно стали появляться YouTube-комики типа Хованского, который без живой аудитории на камеру читал чужие шутки. Мне кажется, как раз благодаря YouTube стендап в России сделал такой мощный рывок.
Поначалу на мои концерты и на начинающих инди-комиков билеты стоили по 200-300 рублей. Можно это назвать монетизацией? Самая большая сумма, которую я заработал на одном выступлении, — около 40 000 рублей. В «Атриуме» тогда был детский театр, и мой товарищ, театральный продюсер, помог организовать там выступление. Как-то так получилось, что зал мест на 200 был битком, а билеты стоили примерно по 400 рублей. Дальше ты вычитаешь часть, которую потратил на аренду площадки, на печать афиш, на такси, на реквизит, и оставшееся берешь себе.
Я вижу две принципиально разные модели, как заработать на стендапе. Первая: комика берут в телевизор. Например, в StandUp на ТНТ. Он становится частью «Камеди Клаб Продакшн», и дальше его раскачивают профессиональные продюсеры, плюс он сам должен фигачить нечеловечески.
Вторая модель: когда комик вроде ИП и сам себе продакшн. Он выступает, где договорится, снимает видосы, нарабатывает себе базу зрителей, ведет Twitter, Instagram, тик-ток и что там еще. Потом он едет в тур или собирает Ледовый дворец — как Поперечный. Математика такая же, как у любой музыкальной группы: есть часть дохода от продажи билетов или мерча, далее ты часть отдаешь менеджменту, который тебя возит, что-то оставляешь себе. Плюс от роликов в Youtube какой-то доход.
Если ты сам по себе не пробивной человек, то хорошо бы стать частью какой-то банды, которая помогает тебе становиться крепче и известнее — например, «Стендап клуб №1» на Арбате. Ты там фактически живешь несколько лет — сначала ты работаешь на эту площадку, потом площадка работает на тебя.
И, конечно, комик еще может вести свадьбы — если он хочет набрать больше материала или просто мазохист.
Я ушел из стендапа, потому что понял, что у кино по моему сценарию аудитория — это миллионы человек, а у моего стендапа — в лучшем случае тысячи. Второе, что я понял: чтобы нормально зарабатывать комедией, нужно много ездить по России. Я пробовал, мне не понравилось. Ты большую часть времени проводишь в дороге, в не самых комфортных условиях. Я разговаривал с другими комиками — некоторые любят такую жизнь, все эти проблемы по дороге, эти убогие «гостишки», приключения. Кому-то нравится приезжать домой к жене и детям после месяца в туре, а мне нравится быть дома сразу. Работа сценариста и продюсера это позволяет.
Специально кого-то из российских комиков я не смотрю, но, когда натыкаюсь, смотрю с удовольствием: Денис Чужой, Алексей Щербаков, Витя Комаров, Бебуришвили, Илья Соболев, другие комики из «Прожарки». Идрак Мирзализаде и Артур Чапарян крутые — Чапаряна вообще уже копируют. Вот эти ребята — future. Если не сойдут с этого пути, через 10 лет все у них будет нормально. Русские комики набрали критическую массу. Количество перешло в качество.
Эльдар Гусейнов, основатель и владелец «Стендап клуба #1»
«Нам говорили, что стендап в России не приживется»
Раз в неделю мы делали стендап-вечеринки в баре «Радио-сити» на Маяковской. Зрителей приходило человек 30. В 2011 году писать на афише «стендап-шоу» было бессмысленно. Сначала люди шли на имена. Мы с Вовой сразу это поняли и запартнерились с Незлобиным [шоумен Александр Незлобин], который уже рассказывал в «Камеди» монологи.
С самого начала мы делали платные мероприятия, но это были такие смешные деньги, что даже стыдно. Мы абсолютно все раздавали комикам, получался гонорар в 2000-3000 рублей за выступление раз в две недели. Первый раз, когда мы подумали, что на этом можно зарабатывать, было первого апреля. Вечеринку должен был вести Незлобин, но в самый последний момент он не смог и договорился с Павлом Волей. Народа на Волю пришло так много, что люди стояли.
Вообще тогда это привлекало энтузиастов типа нас, а не чуваков с деньгами. Все думали, что это никому не надо. Стендап как жанр в России никому не нужен, это здесь не приживется, говорили нам продюсеры на ТВ, когда мы приходили со своими идеями. Потом канал ТНТ передумал. Они собрали лучших комиков, на которых держалось наше шоу, и год готовил первый сезон телевизионного стендапа. Мероприятия в «Радио-сити», понятно, закончились, потому что некому стало выступать. Мы нашли новых людей, перешли в «жесткий андеграунд» — стали делать вечеринки на «Красном октябре», в заведении без вывески. В какой-то момент решили, что Москва готова, и провели неделю стендапа.
В 2014 году, когда наши комики стали круче, мы поняли, что сейчас снова может прийти ТНТ. А кто мы такие? Организаторы мероприятий. Тогда мы с Вовой решили открыть стендап-клуб. Встретились с людьми, которые раньше занимались ночными клубами. Их заинтересовало, что у нас есть связи с ТНТ. Так появились инвесторы.
Сначала все было сложно и непонятно. В первый год мы даже закрывали клуб на две недели летом, потому что не было продаж и денег на гонорары комикам. Мы пришли к чувакам и сказали: «Парни, вы можете не выступать сейчас у нас, но потом и негде будет выступать». И они остались. Бороться приходилось еще и с тем, что в сознании большинства людей стендап был передачей на ТНТ. Первые два года из зала постоянно слышались выкрики: «Где Белый?! А Белый будет?»
Сейчас все более-менее стабильно. Конечно, это не те деньги. Если бы я хотел только деньги зарабатывать, я бы не пошел в комедию (за пять лет стендап-бизнес вышел в прибыль. Точных сумм Гусейнов не называет, но по оценке Forbes Life, за одну вечеринку только на билетах клуб может заработать 300 000 рублей. —Forbes Life). Я стараюсь быть на каждом нашем мероприятии и хожу на стендап, когда бываю в другой стране. Западные комики выигрывают за счет подачи, потому что там в целом народ более открытый, а сами шутки у наших ребят ничем не хуже, во многом даже лучше, понятнее российскому зрителю.
Устаешь ли от юмора? Нет. В какой-то момент жизни ты понимаешь, что все это ты уже ел, пил, видел, но приходит новый комик, приносит что-то свое в комедию, и ты думаешь, блин, так у нас еще никто не делал.
Популярность стендапа растет, тусовка становится все больше. Сейчас подтягиваются совсем молодые ребята по 14-15 лет. Я так понимаю, люди просто посмотрели стендап на Youtube, и им это настолько понравилось, что они записываются на наши открытые микрофоны, приходят после школы и выступают. С одной стороны, какие у тебя могут быть проблемы, чтобы о них рассказывать? С другой — если есть желание в 14 лет начать шутить, то нужно приходить и шутить. Правда, я видел, как маленькие комики рассказывают о своих школьных проблемах, и это все прикольно, а потом они вырастают и теряют индивидуальность. Как и во всем, в стендапе нужно работать.
Кроме стендапа, меня волнует политическая ситуация в стране. Мы были на митинге (митинг 27 июля «За свободные выборы». — Forbes Life) с комиком Идраком Мерзализаде, чтобы не оставаться в стороне, к нему подходили люди, фотографировались, жали руку, говорили спасибо за творчество, спасибо за позицию. С этим как раз и связан подъем интереса к стендапу. В телевизоре же ничего не говорят, при этом все все видят и понимают, а стендап — это место, где ты можешь выйти на сцену и сказать: «Ну что за п***** [неприятная ситуация] в стране». В тот день у нас было мероприятие, ведущий начал с каких-то слов о митинге, и люди в таком едином порыве его поддержали, хотя к нам на большие мероприятия ходит платежеспособная аудитория, у которой все хорошо. В обществе сейчас большой спрос на политические шутки, мы это ощущаем даже просто по комментариям. Люди пишут: наконец-то кто-то про это говорит. Но шутка должна быть умной, а не просто оскорбляющей.
Комики, как и все, отдыхают в каких-нибудь барах. Я вот хожу в «16 тонн», потому что это рядом с моим домом. Часто тусовка начинается прямо здесь, в клубе, после ночного открытого микрофона, так как комики — достаточно одинокие люди, и никого, кроме друг друга, у них нет. Да, сюда идут люди, которые хотят быть услышанными, и которым, возможно, этого не хватает в обычной жизни. Только не пишите, что все комики одинокие и несчастные.
«На мой сольник пришли 12 человек»
Я выступаю каждый день от трех до девяти раз за вечер на разных площадках. Большей частью эти выступления бесплатные. Нужно выходить на сцену, чтобы привыкнуть, проверить, обкатать, додумать шутки. За какие-то выступления я получаю деньги. Я пробовал говорить, что десять минут моего материала стоят 10 000 рублей, но не все организаторы могут столько платить. Вообще гонорар зависит от того, какое это мероприятие и где оно проходит. В «Стендап-клубе #1» на платных вечеринках комики зарабатывают от 6000 рублей. А недавно нам организовали концерт в Питере. Мы выступали вдвоем по 25 минут и получили по 10 000.
На мой недавний сольный концерт в клубе «Гоголь» пришли 12 человек. Мне в принципе понравилась публика: это плюс-минус мои ровесники — и девушки, и парни. Больше всего зрителей — полный Standup store — пришли на мой концерт на фестивале «Панчлайн», правда, вход туда был бесплатным.
Перед Новым годом я ездил в офис одной рекламной компании писать им шутки. Они хотели, чтобы на корпоративе их самый харизматичный парень выступил со стендапом про коллектив. Мне рассказали все, что у них в офисе происходит, и я докрутил это до смешного. Сколько заплатили? Хотелось бы больше. Молодые комики много не зарабатывают, поэтому если им поступит заказ написать шутки, они с удовольствием за это возьмутся. Потому что они берутся и за более странные вещи. Я знаю ребят, которые пишут дурацкие вайны кому-то в Instagram. Им самим, возможно, не нравится, но деньги за это платят.
Один из самых очевидных способов заработать на стендапе — это корпоративы. Но я плохой комик для корпоративов, потому что у меня много шуток, которые могут напрячь отдыхающих людей, да и вообще это неприятно. Люди не на стендап пришли, это ты к ним пришел, они могут быть вообще не заинтересованы в том, что ты говоришь, а ты должен как-то всех их повеселить, так что я выступил бы на корпоративе только за миллион. Комиков из моего окружения не приглашают на такие мероприятия, а вот у ребят с ТНТ, более известных, думаю, много предложений.
Стендап занимает почти все мое время, я стараюсь делать что-то еще — играть на пианино или чаще ходить в кино, но серьезно не получается. Может, кому-то и не надо так много выступать, но про себя я знаю, что мне нужно выступать каждый день максимальное количество раз. Тогда я увереннее чувствую себя на сцене и больше могу себе позволить. В кино я хожу на все, что есть. Могу вообще на случайный фильм пойти, в зависимости от того, какой ближе будет по времени. А понравиться мне могут очень разные вещи: и мультик «Тайная жизнь домашних животных», и «Дом, который построил Джек» Ларса фон Триера.
Если я чувствую, что мне не хватает вдохновения, я смотрю хороший стендап. Могу пересмотреть старый концерт кого-то из зарубежных комиков, могу что-то российское. У всех, кто много работает, со временем появляется что-то, чему можно научиться. Я на Костю Пушкина стараюсь равняться. Для меня важно, чтобы были какие-то размышления, которые могут немного изменить твое мировоззрение, чтобы ты смотрел и не понимал: почему я сам об этом раньше не задумывался.
Никому из моих близких не нравится, что я стендап-комик. Раньше родители думали, что это хобби, потом смирились с тем, что у меня серьезные намерения. Им хотелось бы, чтобы то, что я делаю, приносило мне деньги, и чтобы мне было хорошо в жизни. Если бы мне это вообще ничего не приносило, наверное, они бы до сих пор настаивали, чтобы я занимался чем-то другим. По образованию я, кстати, картограф. Через пять лет я хочу сделать хороший сольный концерт, снять его и выложить куда-нибудь в интернет. Но пока это сложно, потому что я и 10 минут не могу сделать так, чтобы мне все в записи понравилось. На Netflix есть проект Comedians of the world, было бы круто даже на русском языке записать стендап и продать туда.
Самые успешные комики России до 40 лет — 2019. Рейтинг Forbes
Самые успешные комики России до 40 лет — 2019. Рейтинг Forbes
«Платили редко, иногда кормили»: как живут стендаперы
Российскому стендапу нет и 20 лет, так что сейчас он в пубертате: постоянно ищет новые форматы и отстаивает себя. Первое стендап-шоу на ТВ вышло в конце 2012 года на телеканале СТС – «Центральный микрофон». А дальше закрутилось: ТНТ запустил Stand Up, стартовал проект «Ленинградский Stand-Up клуб» (на СТС). А с 5 по 7 апреля в творческом квартале Vernissage 150 комиков из разных стран выступают в жанрах стендапа, импровизации и открытого микрофона. Поговорили с российскими стендаперами, которые умудряются зарабатывать на своих шутках, узнали, как началась их карьера, сколько денег получают комики и как вообще обстоят дела со stand up в России.
Илья Якямсев, занимается стендапом 10 лет
Я работаю менеджером проектов в IT. Стендапом занимаюсь более-менее регулярно вечерами.
Для меня это развлечение, работа и что-то особенное, в общем хобби, которое помогает жить интереснее и веселее. Постоянно выступаю уже лет пять, а в целом – десять. Однажды вышел на сцену и мне понравилось. Плюс как-то сразу начало получаться, было много комплиментов. А вот историй с началом карьеры связано мало: просто выступал в каждом месте, куда приглашали, ездил по городам. Практически никогда не отказывался от предложений, даже в поселке городского типа Нагорный выступал. Первые деньги заплатили через несколько месяцев, но потом три года больше не предлагали: выходил на сцену бесплатно. Моя самая первая зарплата за стендап – это ужин: меня покормили вкусным и горячим.
Есть мечта сделать стендап основной работой, но это долгий путь. Самое сложное здесь – делать свое дело с каждым разом все лучше, иногда хочется расслабиться, но не могу себе позволить. Я шучу на любые темы, но некоторые не проходят «госприемку» со стороны моей жены. Например, она отсеивает те приколы, где она выглядит невыгодно: в моем стендапе проигрываю всегда я. Бывает такое, что шутка не заходит, я расстраиваюсь, но вида не подаю.
В России нет никакого бизнеса стендапа: это обычные полуподпольные выступления за определенную сумму, в среднем, чтобы не умереть с голоду. Платят обычно заведения со сценой, которые могут себе позволить развлекательную программу. Вообще стендап в России только зарождается, поэтому пока что он отсутствует как культура и бизнес. Даже средней ставки за выступление пока нет: все зависит от того, кто выступает, или от того, насколько сошел с ума человек, пригласивший комика.
Денис Чужой, занимается стендапом три года
Раньше я был автором смешных историй для телевидения или печати. За это время у меня накопилось много неформатных шуток: первое время публиковал их в твиттере, чуть позже один свадебный ведущий в моем родном городе Курске решил устроить сольный стендап-концерт. Я выступал на разогреве, и мой выход был единственным, над которым смеялись в тот вечер. Захотелось продолжить. Причем я пришел в стендап не ради денег: первые годы он приносил только убытки. Пришлось много ездить, как можно чаще выступать в разных местах и даже городах, чтобы не надоедать зрителю своим материалом. В разъездах приходилось много тратиться: на проезд и минералку. При этом платили очень редко. Чуть чаще кормили. На этом этапе отсеиваются 90 процентов людей, которые видели в стендапе легкий трамплин на канал ТНТ.
Первые деньги за стендап я получил на «мани майке»: в течение десяти минут комики показывают свой лучший материал, а зрители выбирают лучшего из выступающих. Через пару месяцев я выиграл две тысячи рублей, а владелец бара, где мы выступали, дал мне сверху шесть бутылок сидра. Так началась профессиональная часть моей карьеры. Занимаюсь стендапом чуть меньше трех лет, но только прошлой осенью стал на нем зарабатывать столько, чтобы сделать его основной работой: сейчас получаю от одной до трех средних офисных московских зарплат.
О средних зарплатах комиков пока говорить трудно: бизнес стендапа в России устроен так, что его почти нет. Исключение – вершина айсберга – канал ТНТ, все остальное делают сами комики: возят друг друга по городам, арендуют залы, рисуют афиши и приглашают людей. Но в любом случае в нашей стране стендап находится под сильным радиоактивным излучением КВН и Comedy club. Зрителям по-прежнему хочется только шуток, личность комика и его взгляд на жизнь вторичны. Жанр расцветет, когда люди «наедятся» обычным стендапом и захотят чего-то поинтереснее.
Марат Секаев, занимается стендапом 8 лет
Для меня стендап – это способ самопознания и самовыражения. В моем окружении я часто вызывал смех у людей: в школе, университете, на разных работах. Но к стендапу пришел случайно: однажды нашел Вконтакте выступление Эдди Иззарда (британский комик трансвестит), посмотрел его и был поражен – он был очень смешным и ему удавалось так классно шутить одному на сцене. Я понял, что это мое и стал искать что-то подобное в Москве. Так и началась карьера. Вообще стендап – лучшая работа в мире: ее прелесть в том, что можно выступать и в 80 лет, здесь нет пенсии. Первый раз за выступление мне заплатили 1000 рублей после двух месяцев бесплатной работы. А вот первый гонорар получил в 2011 году (я тогда только начинал), мне дали 12 000 рублей за выступление сразу в двух городах – Ярославле и Иваново. Если честно, выступил я средне, но опыт от поездки получил колоссальный. Мой самый большой гонорар за один выход на сцену (10–минутный) – 80 тысяч рублей: работал на корпоративе.
Самое сложное в стендапе – писать материал и редактировать его, порой на это уходят недели или месяцы. Считаю, что шутить можно на любые темы, главное делать это грамотно и смешно. Можно придумать невероятно крутую и смешную шутку даже про онкологию или СПИД. Хотя всегда найдутся люди, которым надо на что-то обидеться. Но это уже их дело, ни один комик никому не желает зла, а всего лишь пытается рассмешить публику.
Вообще сложно прививать культуру стендап–комедии в России. Зачастую публика не готова, но в последние годы все-таки сформировалось определенное комьюнити постоянных зрителей. Да и четкой схемы бизнеса стендапа в нашей стране нет. Есть несколько комиков, которые гастролируют по городам (например, ТНТ стендап), у них даже свой ТВ-проект есть. Но таких мало, большинство – клубные комики, и я к ним отношусь. Раньше комики пытались попасть только на ТВ, но спустя несколько лет поняли, что гораздо быстрее и выгоднее выкладывать свои выступления на YouTube. Больше отдача, чем на телике. В Stand Up Club #1 мы делаем контент для нашего youtube канала и за счет этого многие зовут нас выступать в другие города.