На чем формируется основы светской этики

«Основы светской этики», или Зальем пожар керосином!

Размышления пастыря о новом школьном предмете

На чем формируется основы светской этики. Смотреть фото На чем формируется основы светской этики. Смотреть картинку На чем формируется основы светской этики. Картинка про На чем формируется основы светской этики. Фото На чем формируется основы светской этики

Вот уже третье десятилетие Россия пребывает в глубочайшем кризисе, не только экономическом, но и духовном. Высокий уровень преступности, распространение алкоголизма и наркомании, разрушение семей, социальная пассивность населения, низкая продолжительность жизни. Духовный кризис коснулся и подрастающего поколения. Среди детей широко распространяются сексуальная и поведенческая распущенность, наркомания, пивной алкоголизм, нравственная деградация, подростковая преступность и самоубийства.

Вполне естественными в таких условиях являются попытки противостоять этим негативным явлениям путём возрождения в обществе традиционных духовно-нравственных ценностей. Одной из этих попыток и было введение в школах многих регионов России курса «Основы Православной культуры».

Это удалось сделать в рамках т.н. «регионального» компонента образования. С каждым годом масштабы преподавания ОПК в России росли. К преподаванию в школах ОПК подключались всё новые регионы, увеличивался охват школьников по классам. В школах Белгородской области, например, курс ОПК стал обязательным во всех школах с 1 по 11 классы. Результаты преподавания ОПК уже начали сказываться, но изощрённые попытки ликвидировать этот курс не прекратились. Довольно любопытной в свете этого видится идея ликвидации самого регионального компонента образования, предпринятая, видимо, ради упразднения ОПК.

Но когда дошло до принятия решения об апробации нового курса, откуда-то вылезла идея преподавания «Основ светской этики» для тех школьников, чьи родителя не захотят, чтобы их дети знали что-либо о религиозной нравственности. При этом потребовалось проводить обязательный опрос родителей, что причинило школам серьёзные технические проблемы. Можно сразу отметить, что «Основы светской этики» усердно лоббировались СМИ, считавшимися либеральными. Выбирали же «Основы светской этики» для своих детей родители скорее коммунистической ориентации. Этот феномен ещё требует своего осознания. Забегая вперёд, можно предположить, что в данном случае либералы, как всегда, провели коммунистов, что объясняется невысоким уровнем интеллекта последних. И коммунистически настроенные родители доверили либералам воспитывать своих детей в либеральном духе. Но, к делу.

Итак, одним из шести модулей комплексного учебного курса ОРКиСЭ является модуль «Основы светской этики».

Берём учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений» (М.:Просвещение, 2010 г.). В нём можно найти следующее утверждение: «Различают этику религиозную и светскую. Слово «светская» означает «мирская», «гражданская» (стр.7, урок 2). Очевидно, что по мысли авторов модуля «светская этика» есть «этика нерелигиозная». Но утверждение, что слово «светская» является синонимом слова «гражданская», совершенно неверно. Это может характеризовать уровень владения авторами пособия русским языком как недостаточно высокий. Авторы учебника, кстати, анонимны. Указан только автор 1-го и 30-го уроков, некий Данилюк А.Я. Впрочем, это обстоятельство второстепенно. Главное, что видна идея создания курса некой «нерелигиозной» этики, противопоставленной этике религиозной.

И вот здесь возникает следующий вопрос: а какой «нерелигиозной» этики? Дело в том, что в последние сто лет как минимум три нерелигиозные идеи, три нерелигиозные концепции действуют с разным успехом в мире:

Во-первых, знакомая жителям бывшего СССР социалистическо-коммунистическая идея. Её основные принципы:

— жизнь определяется на основе единого, строго рационально разработанного плана, которому все должны подчиняться;

Во-вторых, либерально-демократическая идея. В нашем представлении она более связана с Америкой, с Западом. Основные её положения:

— крайний индивидуализм, каждый юридически свободен делать свой выбор, но не имеет оснований рассчитывать на поддержку других;

— полная свобода и даже культ конкуренции, рынок как основной регулятор экономики;

В-третьих, национальная идея. Оставим её пока без комментариев.

Анонимные авторы на 2-й странице так определяют предназначение своего пособия в смысле образовательных целей и задач: «Учебное пособие знакомит учащихся с основами светской этики. Что такое добро и зло, добродетель и порок, альтруизм и эгоизм? Что значит быть моральным? В этих и других вопросах поможет школьникам разобраться светская этика. Учащиеся узнают о том, что такое настоящий друг, честь и достоинство, стыд и совесть, этикет, и о многом другом. Светская этика даст знания, которые помогут учащимся самостоятельно совершать моральные поступки, а значит, сделать свою жизнь и жизнь других людей лучше».

Многообещающе. Но, вот мы и посмотрим, чему конкретно учит школьников «Светская этика» в этих ключевых вопросах. Итак, по порядку. Как «Светская этика» определяет понятие «добро»? А вот как:

Непонятный, ни к чему не обязывающий набор слов. Впрочем, на следующей странице можно найти что-то более содержательное:

— поступки, которые помогают преодолеть разобщенность между людьми, способствуют утверждению гуманности (человеколюбия, взаимопонимания и взаимоуважения);

— поступки, которые помогают развиваться самому человеку и окружающим его людям» (стр.13. урок 5).

Туманно как-то. Неконкретно, неопределённо. Хотя ключевые установки видны: преодолевать разобщённость между людьми, утверждать гуманизм, развиваться самому и помогать развиваться другим. Неплохо, но как-то ограничено. Чего-то не хватает. Посмотрим, как учебник по «Светской этике» определяет «зло»:

Любопытно, что все наши рассуждения для анонимных авторов пособия по «светской этике» будут абсолютно безразличны. У них свои жизненные установки, и наших доводов они просто не услышат. Они хотят и российских школьников научить следующему:

«Светская этика предполагает, что человек САМ может определять, что такое добро, а что такое зло» (стр.7 урок 2).

Очевидно, что анонимные авторы в этом убеждены. Налицо проповедь крайнего индивидуализма, важнейший атрибут либерально-демократической идеи. Таким образом, мы убедились, что модуль «Светская этика» работает на формирование у школьников нравственных установок гипертрофированного индивидуализма, на воспитание будущих последователей нерелигиозной либеральной концепции. Не социалистическо-коммунистической, не национальной, а именно либеральной. Дальнейший анализ содержания учебника только подтверждает этот вывод.

Анонимные авторы обещали разъяснить детям, «что такое добро и зло, добродетель и порок, альтруизм и эгоизм. » Про добро и зло мы уже узнали. А что такое добродетель в «светской этике»? Читаем:

«Добродетель выражает стремление человека к добру, стремление быть похожим на нравственную личность. образцом для подражания могут быть родителя, учитель, друг, космонавты, полярники, военные, спортсмены, артисты, литературные персонажи (богатыри, мушкетёры, рыцари)» (стр.17. урок 6).

Анонимные авторы предлагают конкретный перечень личностей, как образцов для подражания. Но можно ли априори считать артиста или спортсмена нравственной личностью, стремление быть похожим на которую является добродетелью? Например, быть похожей на Ксению Собчак или иных актёров из «Дома-2»? В рамках либеральной «светской этики» это оказывается возможным, так как человек САМ определяет, что такое добро. В рамках «светской этики» подражание Ксении Собчак вполне может быть добродетелью. А что в таком случае учебник называет пороком?

«Действия, результатом которых оказывается причинение зла себе или другим людям, называется пороками» (стр.17, урок 6).

Что можно сказать? По мысли учебника, если окружающие люди не будут обсуждать твоё поведение, то и стыд не появится. А так как стыд связан с некомфортным состоянием, то лучше бы эти люди не обсуждали плохие поступки, а ещё лучше, чтобы вовсе не знали о них. И можно жить спокойно и весело, без стыда.

В чём особенности «светской» морали?

«Моральные нормы (правила) нигде не записаны. Моральные нормы не имеют документального оформления, т.е. нет единого свода (списка) моральных норм» (стр.10-11, урок 4).

Удивляться этой установке анонимных авторов уже не приходится. Ведь «человек САМ определяет, что такое добро, а что такое зло». Такова либеральная «светская этика»: моральные нормы устанавливаю для себя сам. Кстати, в коммунистическо-социалистической «светской этике» моральные нормы получили документальное оформление, например, в «Моральном кодексе строителя коммунизма». Тем более моральные нормы были документально оформлены в религиозных системах этики. Но эти очевидные факты анонимные авторы игнорируют: коммунисты со своим кодексом оказались за бортом «светской этики».

Знаковой является пропаганда анонимными авторами «разумного эгоизма»:

Для либеральной идеи с её установкой на крайний индивидуализм воспитание эгоиста разумного, конечно, естественно и органично. Можно «поздравить» российскую школу, которой предстоит выполнение столь важной задачи: вырастить из ребёнка разумного эгоиста! Впрочем, либеральная «светская этика» и саму российскую школу сделает не совсем российской. Анонимные авторы, например, в качестве нравственных идеалов для подражания предлагают ученикам типажи явно нероссийские: «джентельмен» (стр.52-53, урок 25), «леди» (стр.53, урок 25). Анонимные авторы учат стесняться своей национальности: «Не принято спрашивать у человека, какой он национальности» (стр.57, урок 27).

Некоторые перлы «Основ светской этики», конечно, относительно безобидны и даже забавны:

Дети впоследствии смогут использовать эти идеи где-нибудь на школьном КВН, но воспитанию из них реально щедрых и мужественных людей модуль «Основы светской этики» никак не поможет. Видимо, такой цели либеральная концепция с её разумным эгоизмом и индивидуализмом просто не ставит.

Что тут можно сказать в заключение?

Внедрение либерально-демократической концепции привело за последние двадцать лет Россию к тому трагическому состоянию, которое всем хорошо известно. Именно насаждение стереотипа, что каждый индивидуум самостоятельно определяет для себя содержание понятий «добро» и «зло», «порок» и «добродетель», сам устанавливает для себя моральные нормы без учёта общественных интересов и традиционных нравственных ценностей, привело к духовному и экономическому кризису нашу страну. Разгул преступности, коррупция чиновников, обесценивание человеческой жизни, катастрофический уровень алкоголизма и наркомании, миллионы абортов ежегодно, распад семей.

Сделаны попытки противостоять этому кризису, угрожающему самому существованию страны, путём возрождения традиционных духовно-нравственных ценностей. Конкретно это выразилось, например, в попытке преподавания в школах «Основ Православной культуры», «Основ ислама», «Основ иудаизма», «Основ буддизма». Но бес не дремлет. В рамках комплексного учебного курса ОРК и СЭ в виде модуля «Основы светской этики» внедрили обучение всё той же либерально-демократической концепции. Пожар предлагается заливать керосином. Quo vadis, scholae?

Источник

Что такое светская этика? Основы светской этики

Даже невозможно сосчитать разнообразие ситуаций, которые случаются в жизни. И не всегда понятно, как поступить правильно, чтобы и себя не ущемить, и других не обидеть. В этом вопросе помогут разобраться уроки светской этики, которые учат детей принимать решения согласно представлениям о добре и зле.

Светская этика в школе

Итак, что такое светская этика? Это предмет, изучающий нормы поведения в обществе. Его базовыми основами являются представления о добре и зле. То есть светская этика учит, как правильно поступать в той или иной ситуации, не нарушая при этом правил хорошего поведения, знакомит с нормами морали, о которых должен знать каждый человек, рассматривает такие понятия как патриотизм, вежливость, лояльность и приемлемость.

Не так давно учебный предмет «Основы светской этики» Министерством образования и науки Российской Федерации был включен в школьную программу. Предназначен для изучения в последней четверти 4-го и первой четверти 5-го классов. Изначально программу «Основы светской этики» ввели в 19 регионах России в качестве эксперимента. Это произошло в апреле 2010 года.

На чем формируется основы светской этики. Смотреть фото На чем формируется основы светской этики. Смотреть картинку На чем формируется основы светской этики. Картинка про На чем формируется основы светской этики. Фото На чем формируется основы светской этики

Курс светской этики

Курс этого предмета состоит из четырех блоков, причем первый и последний обязательны для всех учеников, из блоков 2 и 3 некоторые уроки можно объединять в один.

Что представляет собой светская этика для 4 класса? Первый блок посвящен нравственным идеалам в жизни человека и общества. Состоит из одного урока о патриотизме – «Россия – наша Родина».

Блок №2 включает информацию об основах религиозных культур и светской этики. Состоит из 16 уроков:

Именно таким образом выглядит программа «Светская этика» в 4 классе. Вторая половина курса начинается уже в 5-м, основная часть уроков рассматривает проблемы многонациональных меньшинств и патриотизма. Также здесь уделяется внимание понятиям добра и зла, ценностям, религии, морали и этикету.

На чем формируется основы светской этики. Смотреть фото На чем формируется основы светской этики. Смотреть картинку На чем формируется основы светской этики. Картинка про На чем формируется основы светской этики. Фото На чем формируется основы светской этики

Вторая половина курса

Третий блок также посвящен основам религиозных культур и светской этики. Состоит из 12 уроков:

Заключительный этап курса

Четвертый блок изучает духовные традиции многонациональных народов России.

На чем формируется основы светской этики. Смотреть фото На чем формируется основы светской этики. Смотреть картинку На чем формируется основы светской этики. Картинка про На чем формируется основы светской этики. Фото На чем формируется основы светской этики

Здесь рассматриваются темы патриотизма, ученики готовят творческие проекты на темы:

Заканчивается курс презентацией творческих проектов по темам, что были изучены ранее или тем, которые предложил учитель.

Проблема

В последнем блоке наиболее ярко рассматривается соотношение религиозной культуры и светской этики. В свое время этот вопрос получил широкую огласку. Приспешники религиозных концепций, в частности служители церкви, были против светской этики, так как она рассматривала религию как феномен социума и не обращала внимание на ее священную, духовную составляющую.

В свою очередь, родители учеников верят, что светская этика поможет подрастающему поколению поступать нравственно. Стоит отметить, что там и там изучают вопросы нравственности, и если человек далек от Бога, он должен иметь хотя бы базовые представления о том, как правильно взаимодействовать с окружающим миром. Вопрос о том, нужна светская этика в школе или нет, будет подниматься неоднократно. В частности, это вызвано нежеланием поступаться своими принципами или простым незнанием того, на чем построены основы этического учения и что такое светская этика вообще.

С 90-х до сегодня

Впервые о культуре светской этики заговорили в 90-е годы. Тогда этот предмет обучал нормам морали и нравственности исключительно в контексте общественного поведения. То есть, на уроках невозможно было услышать слова «православный» или «религиозный».

На чем формируется основы светской этики. Смотреть фото На чем формируется основы светской этики. Смотреть картинку На чем формируется основы светской этики. Картинка про На чем формируется основы светской этики. Фото На чем формируется основы светской этики

Сегодня, как показано в программе курса, вопрос религиозности рассматривается на уроках может не так глубоко и широко, как того хотелось, но его не обходят стороной. Хотя некоторые родители уверены, что совершенно неправильно отбирать у детей драгоценные часы математики и русского языка ради «неизвестной мути».

Этика

Курс светской этики начинается с понятия, что такое этика в целом. Это наука, рассматривающая поступки и отношения между людьми, основываясь на добре и зле. Этика передает из поколения в поколение устоявшиеся представления о том, что такое хорошо и плохо. Зная это, можно оценить, поступил человек правильно или нет. Основал эту науку древнегреческий философ Аристотель, считая этику частью философского учения.

На чем формируется основы светской этики. Смотреть фото На чем формируется основы светской этики. Смотреть картинку На чем формируется основы светской этики. Картинка про На чем формируется основы светской этики. Фото На чем формируется основы светской этики

Как философская дисциплина этика имеет несколько особенностей, что представлены тремя основными константами:

Вместе со всем перечисленным этику могут рассматривать как теорию добродетелей, основная цель которой – обосновать модель достойной жизни человека, где основой выступают базовые идеалы человечности. В современных научных традициях этика является областью знания, а мораль – ее предметом, хотя это разделение еще не укоренилось в обыденном применении.

И все же логично задаться вопросом, почему «светская»? И что такое светская этика? Ее основы берут свое начало из экспериментов и логических аргументов. Здесь хорошим считается то, что есть рациональным и обдуманным. Светская этика – это объективные законы природы, которые действуют в обществе. Но ко всему прочему «светский» означает «нерелигиозный» (собственно, вот почему люди, приближенные к церкви, отрицают ее существование). Хотя «светский» не значит «атеист» или «нерелигиозное образование».

На чем формируется основы светской этики. Смотреть фото На чем формируется основы светской этики. Смотреть картинку На чем формируется основы светской этики. Картинка про На чем формируется основы светской этики. Фото На чем формируется основы светской этики

Вопрос нравственности

На чем формируется основы светской этики. Смотреть фото На чем формируется основы светской этики. Смотреть картинку На чем формируется основы светской этики. Картинка про На чем формируется основы светской этики. Фото На чем формируется основы светской этики

Для морали не всегда нужна религия. Можно ходить в церковь и совершать поступки, не принятые ни в одном в обществе. Можно не знать о существовании разных религий, но поступать как настоящий человек. Именно для того, чтобы человек понимал, как действовать правильно, какой этот мир и каким он может быть, существует светская этика.

Источник

Результаты опросов общественного мнения о политике, экономике и повседневной жизни россиян

Интервью с преподавателями новой школьной дисциплины

На чем формируется основы светской этики. Смотреть фото На чем формируется основы светской этики. Смотреть картинку На чем формируется основы светской этики. Картинка про На чем формируется основы светской этики. Фото На чем формируется основы светской этики

Во всех школах нашей страны, в четвертом классе, появился новый предмет – «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Этот предмет представляет собой целых шесть принципиально разных курсов: Основы православной культуры; Основы исламской культуры; Основы буддийской культуры; Основы иудейской культуры; Основы мировых религиозных культур; Основы светской этики. Выбор, какой именно курс будет посещать ребенок, остается за родителями.

На чем формируется основы светской этики. Смотреть фото На чем формируется основы светской этики. Смотреть картинку На чем формируется основы светской этики. Картинка про На чем формируется основы светской этики. Фото На чем формируется основы светской этики

Нам удалось взять несколько интервью у учителей, которые ведут ОРКСЭ. И по стечению обстоятельств оказалось, что почти все они ведут самый популярный модуль – «Основы светской этики».

Но прежде чем привести отрывки из интервью с учителями, несколько слов о программе курса «Основ светской этики». Официальный учебник состоит из 30 глав-уроков, которые носят названия «Добро и зло», «Порок и добродетель», «Что значит быть моральным?», «Моральный долг», «Род и семья – исток нравственных отношений» и т. д. Среди заданий для детей-четвероклассников встречаются, например, такие: «Расскажите о своих поступках или поступках своих знакомых, которые могут быть оценены как добродетельные или как порочные». Или: «Расспросите родителей, бабушек и дедушек, чем эти люди знамениты, почему они могут служить примерами для подражания», «эти люди» – Ирина Слуцкая, Лев Яшин, Юрий Гагарин, Чулпан Хаматова.

Основы светской этики, согласно учебнику, должны «дать знания, которые помогут учащимся самостоятельно совершать моральные поступки». В многочисленных методичках встречаются и другие интерпретации. Например, в изданной департаментом образования и науки Тюменской области можно встретить такое обращение к учителям: «Помогите ребёнку смотреть на мир глазами души, «умными очами». Как говорили в старину, «Отверзь умные очи». Цель такого познания – прозрение, постижение красоты мироздания и человеческих взаимоотношений».

Мы ни в коем случае не выступаем на стороне авторов программы и не осуждаем их (хотя выбор персоны Ирины Слуцкой как идеала для подражания представляется нам спорным). Мы лишь приведем несколько цитат учителей, которые по долгу службы в рамках учебного курса ОРКСЭ должны доносить до 10-летних детей базовые представления о мире – что такое добро и зло, справедливость, честь и достоинство. И заметим, что все опрошенные учителя выразили положительное отношение к самому предмету, поскольку «от него добром веет».

Интервью 1 с учителем основ светской этики, г. Москва

Как вы считаете, это правильно, что предмет преподается именно в четвертом классе?

– Наверное, все-таки да, в четвертом классе. Потому что есть некоторые темы, которые, например, первачкам было бы очень трудно понять, особенно вот эти темы о нравственности, нравственные там отношения, поступки и потом там честь и достоинство – вот такие понятия для первачков еще как бы далеки.

– Есть какие-то сложные темы, которые четвероклассникам сложно воспринимать?

– Есть. Например, такая тема, как добродетель и порок. Потому что такие понятия сейчас у нас не используются, и поэтому пришлось их знакомить, что такое добродетель, что такое порок, то есть это более уже из старых… Потом, что мораль – тоже термин, который уже, считайте, вышел из нашего обихода. Ну и как, еще такие понятия, как альтруизм и эгоизм. Эгоизм они знают, а альтруизм они не знали, поэтому пришлось их познакомить, теперь они знают.

Учитывая то, что по телевизору показывают этот расизм, межнациональность, а у нас же в классе-то много национальностей-то теперь, и поэтому, чтобы они все-таки понимали, что если ты другой национальности, то это не значит, что ты должен по-другому поступать. Это такой же человек, как и ты, дети стали более терпимы друг к другу и не стали указывать там, что ты не такой, как я, там, как все.

Были такие случаи, например, я даже говорю: в интернете посмотрите понятия, ну какие-нибудь понятия, например, что такое стыд, что такое вина и так далее. То есть мы начинаем урок, когда новая тема, например, стыд и вина, я говорю: пишем заголовок в тетради (так как у нас тетрадь есть), напишите, как вы понимаете, свое мнение. Да, спрашиваю некоторых детей, они говорят: вот то-то, то-то, я говорю: ну а теперь запишите мое понятие, ну тоже беру из учебника или из интернета более приемлемое, более доступное.

Интервью 2 с учителем основ светской этики, г. Москва

– Вообще, по вашему мнению, основная цель предмета – она в чем заключается, для чего его ввели? Просто чтобы дать знания – или что-то привить, какие-то качества?

– Как бы всё сразу: и получить новые знания, да, и привить какие-то нравственные качества, и научить чему-то в тот же момент, каким-то таким христианским обычаям, традициям или там обычаям других религий. Здесь же даже не идет там как бы речь – верит ребенок или не верит, просто он должен знать такие вещи. Мы об этом говорим и как бы просто обсуждаем, что эта вещь, откуда это появилось на Руси, как это всё… и не только на Руси, как это всё зарождалось. И такие вещи – они нужны, потому что где они еще это услышат?

…как-то я не могу сказать, что я была сторонницей вначале этого предмета, честно вам говорю, потому что, ну, естественно, новый предмет, новый курс, из-за одного предмета отправляться на большие курсы… Ну, я думаю, что все не особо проявляли к этому интерес, но когда я начала его вести, я поняла, что все-таки это замечательный предмет, и то, что он есть, – это хорошо. Потому что у нас нет другого такого предмета, где мы можем вот такие вещи поднимать, разбирать.

Интервью 3 с учителем основ светской этики, г. Москва

– Как вы считаете, этот предмет вообще нужен или нет?

– Основы светской этики? Безусловно. И по православию и по мировым религиям. По православию я, как человек вероисповедания православного, я думаю, что да. И я думаю, что это должен преподавать именно человек, который знает, о чем он будет говорить. А основы светской этики – конечно, потому что это то, что каждый уважающий себя человек должен знать, все вот эти понятия: добродетель, порок – всё вот это. И проблемы морального этого выбора, нравственности, я думаю, что ребенок любой национальности, любого вероисповедания должен знать в любом случае.

Они [дети] стали более покладистые за этот год. Они стали более послушные, и с ними как-то так уже договариваться стало легче, с детьми. Потому что на некоторые вопросы у них были принципиально свои позиции… но мы так их с Галиной Николаевной стараемся все-таки убеждать ну не то что с позиции своего возраста, что мы старше и что мы умнее, просто потому, что вот так, так правильно, скажем.

Интервью с учителем основ мировых религий, г. Москва

Самое главное – какую мы цель перед собой ставили, и я довольна, что они в конце поняли, что к какой бы религии ни принадлежали их ученики, друзья, там, одноклассники или другие люди, что каждое верование нужно уважать в принципе. И в этих документах всех – и в Коране, и в Евангелие – везде ведь это проповедуется то, что нужно уважать другого человека.

…они [дети] выразили свое мнение, и мне понравилось, что основным мотивом у них прошло то, что вот именно уважение к другой религии, что надо жить дружно, вместе, не разжигать ничего такого.

В этом пространстве, где дистанционные курсы [речь идет о курсах обучения учителей], там в принципе и презентации уже готовые были по религиям очень удачные, интересные: о буддизме, очень интересная презентация была православие, во-первых… Я и сама очень многое знала, конечно, хотя православную эту религию предпочитаю, но всё равно очень много узнала, и что храм – это как корабль, колокольня – это как мачта, что купола бывают четырех цветов, и каждый что-то обозначает. То есть я сама с удовольствием это проходила, и думаю, что и им [детям] было интересно.

…вот у меня было два мальчика, которые, вот они ислам проповедуют, у них в семье, но они один – так спокойно всё, а другой – прям когда был урок, касающийся его религии, он прям тянул ручку и с таким удовольствием отвечал, глазки горели, в принципе видно было. Но сначала он так немножко настороженно, когда про православие, а когда увидел, что мы там далеко не идем, а вот именно это как знакомство, посмотри, что бывает еще такое, то он как-то так нормально пошел.

Интервью 4 с учителем основ светской этики, г. Москва

Скажите, какие из модулей предмета основы религиозных культур и светской этики преподаются в вашей школе?

– В этом году у нас преподавались основы светской этики, а на следующий год мы даем три модуля, да, мы даем мировые религии, православие и оставляем светскую этику. У нас здесь рядом часовня Иоанна Русского – приходили оттуда, но он очень туманно себе представляет, что такое преподавание.

Нам нужны пособия, а нам пока никто учебников не дал. Нам дали по светской этике, но нам-то теперь еще и другие нужны, а их пока нет. Никаких пособий нам никто, кроме учебников, не дает, но может быть, какие-то и будут диски, но извините, вообще-то это маловато. Хотелось бы иметь действительно что-то в помощь, а никакой реальной помощи я что-то не вижу.

вообще четвертые классы маловаты для культур религиозных. Я бы лично делала это бы только в старшей школе. Как завидовал 11-й класс, увидев: ой, какие учебники, ой, нам бы. Вот именно, им бы, потому что у них готовое сложилось какое-то мнение, зачем мы будем торопиться с мнением? Это прежде всего семейное дело – религии. Светская этика – другое, светская этика – это общие правила поведения, а это что? Спешим, ох, спешим.

– То, что мы сможем им дать, то, что они сочтут для себя возможным. Допустим, такое качество как патриотизм – этому уделяется очень большое внимание, человечность, всё то, что лучшее выработало человечество в нас. У нас идет всё… благородство, наконец – почему нет? Всё это нужно. И они очень так приятно к этому делу относятся, им нравится. Собственно говоря, мы бы с удовольствием оставили этот предмет, мы не хватались бы за религии в четвертом классе, но на этом настаивают.

– Родители, да?

– Нет, родителей можно убедить. Родители как раз считают, что это их дело – заниматься религиозным воспитанием своих еще малолетних детей. Потом прошел вот этот религиозный бум, народ уже успокоился, они уже понимают, что никто ничего их детям навязывать не будет, в конце концов, ну есть же воскресные школы. Ну а, допустим, преподать основы ислама в достаточной степени, я полагаю, мы просто не сможем. Для этого самим нужно быть верующим человеком – но откуда у нас эта вера? Ну ладно, православие – это еще полбеды, но как можно говорить обо всех религиях с четвертого класса? Такие предметы должны подводить итог каких-то знаний. То есть об исламе мы говорим в шестом классе, о христианстве мы говорим на протяжении всего курса отечественной истории, не разумно ли подвести итог? Буддизмом мы подробно вообще никогда не будем заниматься.

– Как вы думаете, в чем состоит основная цель этого предмета?

– Воспитать людей достойных и таких, чтобы мы могли ими гордиться. Мы недавно выходили, нас пригласили в 711-ю школу нашего Западного округа, где показали программу, спектакль, посвященный Великой Отечественной войне. То есть мы там были 30 апреля – и как раз напомнили о том, что была создана специальная программа в Соединенных Штатах подрыва морального духа наших людей. Ведь благодаря именно моральному духу мы выиграли Великую Отечественную войну. Можно было всё рассчитать, можно, например, посчитать, что все жители Ленинграда должны были умереть с голоду, но моральный дух поддержал этих жителей, и моральный дух направил на победу. Вот этого нас хотят лишить. Этот предмет направлен на то, чтобы поддержать наш моральный дух, потому что он очень нужен. Этот предмет вносит свою лепту, чтобы не допустить деградации моральной нашего народа, на что очень рассчитывают за границей. Пока мы живы, мы этого не позволим. Мы в ответе перед теми, кто нас произвел на свет, кто нас воспитал. Мои родители – военного поколения, мои учителя – военного поколения, какое право я имею об этом забыть? только сейчас у нас реальная есть возможность действительно осуществлять то, что мы называем свободой совести, сейчас это работает. Этого не было, естественно, в царской России, когда навязывалось православие, этого не было в советское время, когда навязывался атеизм. Сейчас ничего не навязывается – пожалуйста, полная свобода выбора, ради бога. Но при любом раскладе люди должны быть людьми, и светская этика этому всецело способствует, слава богу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *