На чем формируются основы светской этики на законе или религии
Что такое светская этика? Основы светской этики
Даже невозможно сосчитать разнообразие ситуаций, которые случаются в жизни. И не всегда понятно, как поступить правильно, чтобы и себя не ущемить, и других не обидеть. В этом вопросе помогут разобраться уроки светской этики, которые учат детей принимать решения согласно представлениям о добре и зле.
Светская этика в школе
Итак, что такое светская этика? Это предмет, изучающий нормы поведения в обществе. Его базовыми основами являются представления о добре и зле. То есть светская этика учит, как правильно поступать в той или иной ситуации, не нарушая при этом правил хорошего поведения, знакомит с нормами морали, о которых должен знать каждый человек, рассматривает такие понятия как патриотизм, вежливость, лояльность и приемлемость.
Не так давно учебный предмет «Основы светской этики» Министерством образования и науки Российской Федерации был включен в школьную программу. Предназначен для изучения в последней четверти 4-го и первой четверти 5-го классов. Изначально программу «Основы светской этики» ввели в 19 регионах России в качестве эксперимента. Это произошло в апреле 2010 года.
Курс светской этики
Курс этого предмета состоит из четырех блоков, причем первый и последний обязательны для всех учеников, из блоков 2 и 3 некоторые уроки можно объединять в один.
Что представляет собой светская этика для 4 класса? Первый блок посвящен нравственным идеалам в жизни человека и общества. Состоит из одного урока о патриотизме – «Россия – наша Родина».
Блок №2 включает информацию об основах религиозных культур и светской этики. Состоит из 16 уроков:
Именно таким образом выглядит программа «Светская этика» в 4 классе. Вторая половина курса начинается уже в 5-м, основная часть уроков рассматривает проблемы многонациональных меньшинств и патриотизма. Также здесь уделяется внимание понятиям добра и зла, ценностям, религии, морали и этикету.
Вторая половина курса
Третий блок также посвящен основам религиозных культур и светской этики. Состоит из 12 уроков:
Заключительный этап курса
Четвертый блок изучает духовные традиции многонациональных народов России.
Здесь рассматриваются темы патриотизма, ученики готовят творческие проекты на темы:
Заканчивается курс презентацией творческих проектов по темам, что были изучены ранее или тем, которые предложил учитель.
Проблема
В последнем блоке наиболее ярко рассматривается соотношение религиозной культуры и светской этики. В свое время этот вопрос получил широкую огласку. Приспешники религиозных концепций, в частности служители церкви, были против светской этики, так как она рассматривала религию как феномен социума и не обращала внимание на ее священную, духовную составляющую.
В свою очередь, родители учеников верят, что светская этика поможет подрастающему поколению поступать нравственно. Стоит отметить, что там и там изучают вопросы нравственности, и если человек далек от Бога, он должен иметь хотя бы базовые представления о том, как правильно взаимодействовать с окружающим миром. Вопрос о том, нужна светская этика в школе или нет, будет подниматься неоднократно. В частности, это вызвано нежеланием поступаться своими принципами или простым незнанием того, на чем построены основы этического учения и что такое светская этика вообще.
С 90-х до сегодня
Впервые о культуре светской этики заговорили в 90-е годы. Тогда этот предмет обучал нормам морали и нравственности исключительно в контексте общественного поведения. То есть, на уроках невозможно было услышать слова «православный» или «религиозный».
Сегодня, как показано в программе курса, вопрос религиозности рассматривается на уроках может не так глубоко и широко, как того хотелось, но его не обходят стороной. Хотя некоторые родители уверены, что совершенно неправильно отбирать у детей драгоценные часы математики и русского языка ради «неизвестной мути».
Этика
Курс светской этики начинается с понятия, что такое этика в целом. Это наука, рассматривающая поступки и отношения между людьми, основываясь на добре и зле. Этика передает из поколения в поколение устоявшиеся представления о том, что такое хорошо и плохо. Зная это, можно оценить, поступил человек правильно или нет. Основал эту науку древнегреческий философ Аристотель, считая этику частью философского учения.
Как философская дисциплина этика имеет несколько особенностей, что представлены тремя основными константами:
Вместе со всем перечисленным этику могут рассматривать как теорию добродетелей, основная цель которой – обосновать модель достойной жизни человека, где основой выступают базовые идеалы человечности. В современных научных традициях этика является областью знания, а мораль – ее предметом, хотя это разделение еще не укоренилось в обыденном применении.
И все же логично задаться вопросом, почему «светская»? И что такое светская этика? Ее основы берут свое начало из экспериментов и логических аргументов. Здесь хорошим считается то, что есть рациональным и обдуманным. Светская этика – это объективные законы природы, которые действуют в обществе. Но ко всему прочему «светский» означает «нерелигиозный» (собственно, вот почему люди, приближенные к церкви, отрицают ее существование). Хотя «светский» не значит «атеист» или «нерелигиозное образование».
Вопрос нравственности
Для морали не всегда нужна религия. Можно ходить в церковь и совершать поступки, не принятые ни в одном в обществе. Можно не знать о существовании разных религий, но поступать как настоящий человек. Именно для того, чтобы человек понимал, как действовать правильно, какой этот мир и каким он может быть, существует светская этика.
Рабочая тетрадь по светскости и основам религиоведения 9 класс
Рабочая тетрадь по светскости и основам религиоведения 9 класс
Просмотр содержимого документа
«Рабочая тетрадь по светскости и основам религиоведения 9 класс»
«Светскость и основы религиоведения»
§1. Тема: Введение. Светскость и светское государство: определение понятия, значение и характер.
1. Вставь пропущенные слова:
А) В нашей республике определились две основные традиционные религии.
В) Применительно к государственно-правовой сфере, светскость – это.
С) Существует схожее со светскостью поняти –«. », которая означает терпимость к чужой религии.
D) В современном мире существует государства двух типов:……………………………………………….
Е) Для современного независимого Казахстана его светский характер означает, что в суверенном государстве нет и не может быть ……………………………………………………………………………..
2. Работа с метальной картой
Понятие «Светскость» в современном осмыслении.
3. Назовите признаки светскости в Казахстане
А) полная изоляция религиозных объединений от общественной жизни
В) существование официальной религии
С) свобода вероисповедания
D) не вмешательство государства в дела религии
E) не вмешательство религии в дела государства
F) религиозные объединения являются частью, институтами казахстанского общества
G) государство осуществляет правовое регулирование реализации гражданами права на свободу вероисповедания
H) светский характер государственной системы образования.
4. 7(семь) принципов взаимоотношений государства с религиозными организациями:
§2. Тема: Светское государство и религия
1. Вставь пропущенные слова:
А) Согласно статьи 1 раздела I Конституции РК, закреплен основополающий принцип построения и функционирования казахстанского госдарства как светского, в котором отстутствует ……………………
………………………………………………и ни одно из вероучений не признается «……………………»
В) Светские основы государственного устройства республики ни в коей мере не противоречат принципам…………………………………………..
С) В республике запрещены создание и деятельностьь общественных объединений, цели или действия которых направлены на…………………………………………………………………………………………
D) Таким образом, государство не вмешивается в определение гражданами своего отношения к религии: никто не может…………………………………………………………………………………
E) Государство также не вмешивается в воспиатние детей родителями или иными их законными представителями согласно своим убеждениям, если ………………………………………………………
2. Приведи в соответствие:
1. Ни одно из вероучений не признается «обязательным» или «предпочтительным»
2. Деятельность политических партий на религиозной основе не допустима
3. Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам. отноешния к религии, убеждений.
4. «Каждый имеет право на свободу советси»
1. Статья 22 Конституции РК провозглашает принцип: «Каждый имеет право на свободу совести»
2. Закон РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» принят 11 октября 2011 года
3. «Казахстан – светское государство, поэтому наша политика в религиозной сфере направлена на укрепление межконфессионального мира и толерантности. Свобода у нас гарантирована Конституцией» Согласны ли вы со словами Президента РК Н.А.Назарбаева? Ответ оформите в виде эссе.
4. На чем формируются основы светской этики: на законе или религии?
5. Составь «толстые» и «тонкие» вопросы по теме:
Толстые и тонкие вопросы
Тонкие? – фактический ответ
Толстые? – обстоятельный ответ, развернутый
Дайте три объяснения почему…?
Почему вы считаете…?
Предположите что будет, если…?
§3. Тема: Принципы светскости в системе образования.
1. Вставь пропущенные слова:
А) В системе образования решение вопросов между……………………………….и ………………………
. осуществляется на основе законодательства Республики Казахстан.
В) Как сказано в Законе РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» по светской установке, кроме организации, дающих религиозное обарзование, система образования и воспитания……………………………………………………………………………………..
С) В Законе РК «Об образовании» от………………………года государством обозначена специальная политика в области образования.
D) В нем принцип образования ракрыт следующим образом: «……………………………………………..
E) Все принципы в этом Законе призваны обеспечить………………………………………………………
2. Принципы светскости образования
3. В одном из Посланий народу Казахстана Н.А.Назарбаев отметил, что «светскость является нашей основной ценностью» как ты понимаешь данное выражение?
4. Составление ИДЕАЛ по принципам светскости в системе образования (Проблемы светскости в системе образования. Пример: ношение хиджаба)
Знакомство с приемом «ИДЕАЛ»
IDEAL. Identification. Deal with choices. Estimation. Act. Learning.
Обучающиеся рассматривают проблему с разных сторон. Расшифровывается она следующим образом:
· И ― Идентифицируйте проблему (Проблема определяется в общем виде)
· Д ― Доберитесь до её сути (Сформулировать её в виде вопроса).
· Е ― Есть варианты решения! (Как можно больше)
· А ― А теперь за работу! (Выбрать из всех лучший вариант)
· Л ― Логические выводы (Анализ проделанной работы)
АКТУАЛЬНО. РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО КУРСУ «СВЕТСКОСТЬ И ОСНОВЫ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ» ДЛЯ 9 КЛАССА СОСТАВЛЕННАЯ В СООТВЕТСТВИИ С ПРОГРАММОЙ ПО ДАННОМУ ФАКУЛЬТАТИВНОМУ КУРСУ (34 ЧАСА). РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ОБЛЕГЧИТ РАБОТУ УЧИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ. ПОВЫСИТ ИНТЕРЕС ОБУЧАЮЩИХСЯ К ПРЕДМЕТУ ЗА СЧЕТ ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. СТОИМОСТЬ 2500 ТЕНГЕ. ЕСЛИ ВАС ЗАИНТЕРЕСОВАЛО ПИШИТЕ В ВАТСАП ПО НОМЕРУ 87778671285
Нужна ли школе «светская этика»?
Адресуется всем православным учителям и родителям
Есть свет и тьма, есть благородство и низость, есть чистота и грязь: до первых надо дорасти, а до вторых стоит ли опускаться? Выбирай достойное, а не лёгкое.
Академик Д. С. Лихачев
Дорогие родители и учителя!
Первый этап очень важного педагогического начинания по преподаванию в 4-5 классах школ некоторых регионов Российской Федерации комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» близится к завершению.
По официальным данным многие родители выбрали для своих детей-школьников «Основы православной культуры». Но получается так, что большая часть родителей выбрали «Основы светской этики». Но был ли этот выбор, а если был, то был ли он осознанным?
В самом начале апробации комплексного курса, состоящего из шести модулей-предметов, было чётко сформулировано условие: сторонники того, или иного модуля не должны критиковать содержание другого модуля. Однако идеологи так называемой «светской этики» сами же нарушают этот принцип, систематически противопоставляя верующую часть населения атеистам. Они доказывают, что «духовно-нравственная культура не равняется и не является синонимом религиозной культуры» (член-корр. РАО Н.Ф.Виноградова. «Учительская газета» № 44, 1.11.2011 г.), подчеркивают, что религиозное мировоззрение противоречит науке и «может обладать деструктивным потенциалом» («Книга для учителя», изд. «Просвещение», 2010. С. 3, 8). А сторонников «Основ православной культуры» при этом постоянно призывают к толерантности. Приход православного священника в школу называют прямым нарушением Конституции («Книга для родителей», изд. «Просвещение», 2010. С.5), как будто мы живём по Конституции РСФСР 1918 г. (23 и 65 статьи этой Конституции, как известно, поражали в правах «монахов и духовных служителей церквей и религиозных культов»). Между тем даже со времен «сталинской» Конституции 1936 года священнослужителей нельзя считать деклассированным элементом, а уж тем более теперь их нельзя считать людьми «второго сорта», которым запрещен вход в светские школы.
Поскольку, к сожалению, продолжается идеологическая война атеистов-секуляристов со сторонниками духовно-нравственного воспитания своих детей на основе традиционного для России культурно-исторического и духовно-нравственного наследия, то необходимо сказать правдивое слово о так называемой «светской этике», предлагаемой, а иногда прямо навязываемой родителям при выборе модуля-предмета комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
В январе 2010 года на XVIII Международных Рождественских Образовательных Чтениях Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл предупредил родителей, что «светская этика» — это предмет по сути своей атеистический: «Многие, не вполне осознавая значение термина «светская этика», склонны полагать, что речь идет о светском этикете, о правилах приличия. Наши сограждане должны знать, что светская этика — это нерелигиозная, то есть атеистическая мораль».
Святейший Патриарх также сказал: «Сегодня всё ещё приходится слышать критику со стороны сторонников агрессивного секуляризма по поводу преподавания «Основ православной культуры». Зачастую делаются необоснованные утверждения о нарушении Конституции, декларирующей светскость Российского государства, что якобы должно исключать всякую возможность преподавания основ религиозной культуры в общеобразовательной школе. При этом односторонне перетолковывается само понятие светскости, в результате чего оно фактически отождествляется с атеизмом. Вместе с тем практически отсутствует критика в адрес преподавания светской этики — по сути нерелигиозной этики».
На XIX Международных Рождественских Образовательных Чтениях (24 января 2011 г.), Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Не следует ставить знак равенства между светскостью и нерелигиозностью. Смешение этих понятий ошибочно и опасно, ибо влечет за собой игнорирование прав и свобод многих миллионов сограждан, относящих себя к той или иной религиозной традиции. Российская Федерация, как и другие страны Русского мира, является светским государством, но это ни в коей мере не означает возможности ограничения прав и свобод верующих. Верующие люди — такие же граждане своей страны, как и неверующие, и приходят в школу как равноправные участники образовательного процесса».
Поэтому при выборе модуля-предмета по ОРКСЭ или смене модуля родители должны ясно осознавать, что так называемая «светская этика» — это не какой-то мировоззренчески нейтральный предмет, а атеистический учебный курс, который не случайно противопоставляется основам религиозной культуры, а следовательно — и традиционному для России духовно-нравственному воспитанию.
Главной задачей учебного предмета «Основы православной культуры» является духовно-нравственное воспитание школьников, основанное на родной православной культуре, к которой принадлежит ребенок и его родители; воспитание российских школьников в любви к своей Родине, к Отечественной истории, к сокровищам тысячелетней православной культуры России. Недаром же действующее законодательство гласит, что Православие имеет особую роль в истории России, в становлении её духовности и культуры (Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» 1997 г.).
Что же является основой «Основ светской этики»?
Термин «этика» используется в русской философии лишь со второй половины XIX века, а термин «светская этика» вообще не имеет традиции в русской философской мысли. В европейской традиции теория морали, начиная с Аристотеля, всегда именовалась этикой (философией морали), но никогда — светской этикой. В школах Германии, например, имеется предмет «Этика», однако нет предмета «Светская этика». Потому он и не противопоставляется основам религиозной культуры и религиозному воспитанию.
Нелепое внедрение так называемой «светской этики» в одном ряду с основами религиозных культур — это не что иное, как попытка идеологов атеизма представить свою секулярную «светскость» как неорелигию. Тогда атеисты получают возможность продолжать воспитывать школьников в безбожии. При этом они всё время подчеркивают, что «Основы православной культуры» должны иметь только информативно-культурологический характер и не ставить задачи религиозного воспитания.
На самом деле «светская этика» не может и не должна быть альтернативой основам религиозной культуры, поскольку любая культура, и религиозная прежде всего, не исчерпывается этическим содержанием. Дети должны иметь возможность изучать основы православной культуры, а не основы православной этики (или основы иных религиозных этик). Если безбожники ратовали бы за некую отвлеченную «светскость» (без атеистического содержания), то им тогда следовало бы предложить модуль «Основы светской культуры». Однако они назвали свой модуль «Основы светской этики», так как хотят сохранить монополию на атеистическое воспитание школьников. И в этом им усердно помогают солидарные с ними средства массовой информации.
Никакой «светской этики» как целостного и дисциплинарно внятного учебного предмета не существует. Если Русская Православная Церковь в «Основах социальной концепции» (2000 г.) смогла чётко сформулировать этические нормы (веками оправданные!), то в современном секулярном обществе нет никаких четких конвенциональных норм и ценностей. Нет их не столько в силу собственной исторической ситуации России, сколько в силу общих нравственных и социальных проблем мирового сообщества.
Так называемая «светская этика» при её изучении превращается в «универсальную этику», «глобальную этику» или «индивидуальную этику» (см. «Книгу для учителя» по ОРКСЭ), то есть полностью теряет смысл сама этика, как учение, отличающееся от вседозволенности. Постепенно «светская этика» превращается в этику одного человека. Согласно учению Ницше, человек сам «может стать источником своих собственных ценностей и проверять эти ценности своим «собственным огнем»». Так и в учебном пособии для учащихся «Основы светской этики» содержится учение, вполне согласное с Ницше: «Светская этика предполагает, что человек сам может определить, что такое добро, а что такое зло». (Изд. «Просвещение», 2010. С.7)
В «Рабочей тетради для учителя» содержатся такие вопросы (для учащихся), что их задавать-то детям нельзя, если учитель не желает сам подтолкнуть школьника на путь оправдания зла.
Существует ещё одна сторона проблемы.
Мало того, что многим родителям без достаточного разъяснения была рекомендована «светская этика», и не раскрыты цель и задачи «Основ православной культуры». В модуль-предмет «Основы православной культуры» (как и в модули по другим религиозным культурам) усиленно внедрялась так называемая толерантность.
Что такое толерантность?
Если открыть словарь медицинских терминов, то в нем найдем следующее определение: Толерантность (tolerance) — снижение или полное отсутствие нормальной реакции на какое-либо лекарственное или иное вещество, вызывающее проявление в организме определенных симптомов. Например, толерантность к лекарственному веществу (drug tolerance) может развиться в результате длительного приема какого-либо лекарства. Для достижения эффекта больному приходится постоянно увеличивать дозу принимаемого препарата. Некоторые лекарственные вещества, вызывающие у человека толерантность, также могут приводить и к развитию зависимости от них (Большой толковый медицинский словарь. 2001).
Следовательно, толерантность — это уступчивость живого организма к инфекции, потеря способности защищаться. Внедрение этого слова в современную культуру и жизнь — это насмешка над теми, кто его употребляет, не догадываясь о его сути. Следуя исходному значению термина, современный человек должен терпимо относиться к любой социальной заразе.
Не всякий выбор — очевидно нравственный выбор. Поступок человека определяется по направлению — положительному или отрицательному. А если критерия нравственности нет, если объявляется, что человек — сам себе критерий, то мы, безусловно, придём (если не пришли) к индивидуально понимаемой нравственности, то есть к нравственному плюрализму.
Академик Д.С. Лихачев составил такую заповедь: «Есть свет и тьма, есть благородство и низость, есть чистота и грязь: до первых надо дорасти, а до вторых стоит ли опускаться? Выбирай достойное, а не лёгкое».
Воспитание, основанное на религиозной традиции и культуре, даёт вполне определённый ответ на вопрос: «Как надо жить?». — Надо стремиться к свету, к добру.
Светская этика, утверждая самодостаточность человека, прежде всякого вопрошания отвечает: «Живи как хочешь!» И это звучит очень привлекательно. Однако плоды такой «светcкости» и такого «просвещения» очень горькие: это показывает и социальная статистика, и в целом окружающая нас действительность, и всё возрастающие проблемы воспитания детей и молодёжи.
Непонимание очевидностей — один из признаков нашего времени. «Общечеловеческие ценности» и «мультиконфессионализм» — это миражи. Чем ближе человек старается приблизиться к ним, тем сомнительнее их очертания. А мирное жительство представителей разных национальностей и вероисповеданий обуславливается не так называемой «светской этикой» и пресловутой «толерантностью», а освоением родной религиозной традиции и культуры. Знающий и любящий свою родную историю и культуру человек будет уважать и доброжелательно относиться к другим людям, независимо от их национальности или верования. Непомнящий родства своего рискует превратиться в человека крайних взглядов.
На XVIII Международных Рождественских Образовательных Чтениях Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Поскольку русская религиозная традиция является неотторжимой частью как национального культурного наследия, так и Отечественной истории, курс Основ православной культуры призван донести до юного гражданина нашей страны понимание того, насколько тесно переплетены и нераздельны понятия «Россия» и «Православие».
«Это принципиально важный шаг на пути долгожданного воссоединения образовательного и воспитательного процессов в контексте школьного обучения. Тем самым закладывается краеугольный камень в систему преемственной передачи подрастающим поколениям ключевых представлений о нашей национальной идентичности», — говорил Святейший Патриарх.
Целостным, духовно-нравственным, социально-ориентированным мировоззрением школьник будет обладать в том случае, если получит возможность свободно изучать и осваивать родную религиозную культуру. Так называемая «светская этика» не имеет ни внятной концепции, ни научно-педагогической основы, ни исторического опыта. А горькие плоды плюралистического «просвещения» и воспитания очевидны.
Если в школе нормально изучать предмет «Этика», то в него непременно надо включать прежде всего христианскую этику, как это делается во многих европейских странах. Потому что в основе европейской культуры лежит христианская вера. А так называемая «светская этика» прививает ницшеанский, то есть антихристианский взгляд на человека, на судьбы человечества. Вот что скрывается от родителей, когда им предлагают выбрать модуль «светской этики». А ведь зачастую никакого выбора и нет! Школами оформляется «липовая» документация о якобы проведенных собраниях с родителями, либо эти собрания проводятся, но родителей ставят перед фактом о том, что «в нашей школе будет преподаваться только «светская этика» так как условий/педагога/учебного времени и т.д. для «основ православной культуры» нет».
Но этот «выбор без выбора» является профанацией самой идеи курса ОРКСЭ!
Родители учащихся всех классов должны иметь полноценную информацию о цели и задачах учебного предмета «Основы православной культуры».
Родители учащихся должны иметь реальные представления и о так называемой «светской этике», благодаря которой атеисты хотят сохранить атеистическое содержание всего общего образования.
Родители учащихся должны иметь реальный выбор предмета-модуля комплексного курса ОРКСЭ.
В настоящее время подводятся итоги первого этапа апробации курса ОРКСЭ. И в связи с этим необходимо напомнить, что противникам «Основ православной культуры» пока не удалось вытеснить из комплексного курса ОРКСЭ учебный предмет «Основы православной культуры». Хотя на протяжении двух лет они настаивали на том, чтобы оставить только два модуля: «Основы светской этики» и «Основы мировых религий». Особенно старался Общественный совет при Министерстве образования и науки, состоящий по большей части из противников «Основ православной культуры».
Теперь ими же предпринимается попытка внедрить в каждый из четырех модулей курса ОРКСЭ еще по пять или более общих уроков (по 4 четыре общих урока в программу и учебные пособия они уже внедрили на первом этапе апробации). Получится уже 9 или более общих уроков (треть учебного курса). «Не мытьём, так катаньем» секуляристы хотят нивелировать духовно-нравственное воспитательное значение «Основ православной культуры». Всё это не что иное как новая попытка из «Основ православной культуры» (буддийской, исламской, иудейской) фактически сформировать учебный курс «Основы мировых религий».
Поэтому в настоящее время, когда готовится расширение преподавания основ религиозной культуры в школе (в новых субъектах РФ, в разных классах, не только в 4-м и 5-м), важно знать и понимать — какие огромные усилия предпринимаются пропагандистами так называемой «светской этики» и апологетами светского (в их понимании внерелигиозного) преподавания основ религиозной культуры чтобы:
1) не позволить большему числу родителей и учащихся свободно выбирать «Основы православной культуры»;
2) сам предмет-модуль «Основы православной культуры» так разбавить мультиконфессиональностью, чтобы совершенно выхолостить из него традиционное православное духовно-нравственное воспитание.
В связи с этим всем православным родителям нужно хорошо знать свои права: они имеют полное право на образование и воспитание своих детей в соответствии с собственными православными убеждениями.
Протокол №1 от 1 ноября 1998 года к Конвенции Совета Европы «О защите прав человека и основных свобод» (ст. 2 «Право на образование») гласит: «Никому не может быть отказано в праве на образование. Государство при осуществлении любых функций, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечить такое образование и такое обучение, которые соответствуют их религиозным и философским убеждениям».
Президентская инициатива по введению основ религиозной культуры в школе достигнет цели только в том случае, если не будут продолжаться попытки под прикрытием борьбы за светский характер образования навязывать учащимся материалистическое мировоззрение. Говоря об имеющихся трудностях апробации «Основ православной культуры», Святейший Патриарх Кирилл сказал:
«Очевидно, в данном случае мы имеем дело с попытками идеологизировать школьное образование, под прикрытием борьбы за светский характер школы навязать учащимся материалистическое мировоззрение. Следует прямо сказать, что значение президентской инициативы состоит как раз в том, что она удовлетворяет все присутствующие в обществе запросы, предполагая уважение к свободе выбора каждого человека».