На чем играл садко
На чем играл садко
В Великом Новгороде, хранящем на своей земле сокровища многовековой истории Руси, живет человек, чьи руки все называют золотыми, — художник, ученый, реставратор Владимир Иванович Поветкин. Именно к нему обращаются, когда нужно восстановить и прочесть рассыпавшуюся на множество кусочков берестяную грамоту, его рукам доверили найденную в 2000 году самую древнюю книгу — «Новгородскую псалтырь». Однако он сам делом своей жизни считает созданный им в Новгороде Центр музыкальных древностей. В этом центре собрана уникальнейшая коллекция музыкальных инструментов Древней Руси, восстановленных его руками. И главное — эти инструменты, молчавшие много-много веков, благодаря усилиям Владимира Ивановича вновь зазвучали! И слушая их голоса, погружаясь в мир звуков Древней Руси, ее музыки, открываешь по-новому ее характер, ее надежды, ее мироощущение. Это чрезвычайно кропотливый труд и подвиг ученого и художника, очарованного красотой открывшегося перед ним далекого, но до боли родного мира. Владимир Иванович, как получилось, что вы стали изучать и собирать музыкальные инструменты Древней Руси? Я занимался живописью, скульптурой, делал копии древних миниатюр для исторического отдела новгородского музея. Потом, когда не стало возможностей для творчества (такое было время), а работать на будущее, под сукно мне не хотелось и я искал применения своим способностям, представилась возможность заняться реконструкцией деревянных предметов быта древних новгородцев. И эта работа по воле случая оказалась связана с музыкальными инструментами. Один инструмент в экспозиции музея — лирообразные гусли XII века обратили на себя мое внимание своими несоответствиями в художественном облике: и в верхней их части было какое-то крупное отверстие, и в деке тоже отверстие, как у гитары. Я подумал: «Неужели средневековый мастер мог допустить такую оплошность, потерять чувство художественной меры?» — а потом вспомнил: это же реконструкция, только часть инструмента исконная, а другая, затонированная под цвет оригинала, дополнение современных исследователей. Я показал работникам исторического отдела на буквицы из служебника XIV века: на изображенных там гуслях никаких отверстий вообще не было! Так начали возникать вопросы. В 1978 году сотрудники новгородского музея-заповедника обратились ко мне с просьбой восстановить гусли XI века, пятиструнный инструмент удлиненной формы, поступивший из химлаборатории Эрмитажа. На одном из обломков гуслей сохранилась резная надпись «Cловиша». Это была во всех отношениях ответственная работа. Я думал, что сделаю самое необходимое, а потом музыканты, музыковеды, фольклористы начнут работать. Но все ждали результата от меня. А я не музыкант, однако с тех пор, с середины 70-х годов, занимаюсь серьезнейшими проблемами музыкальной археологии. И что вам удалось восстановить? На сегодняшний день восстановлено очень много разных типов сигнальных и музыкальных инструментов древнего Новгорода, от колотушки ночного сторожа до легендарных гуслей. А по Новгороду мы можем судить о музыкальном мире всей Древней Руси. Но прежде всего нас, конечно, интересует Новгород. Ведь здесь не просто хорошо сохранились разные предметы древнего быта, Новгород — это и культурная столица средневекового европейского мира. Здесь уже в X веке звучали самые красивые и самые сложные музыкальные инструменты — смычковые. Но ведь считается, что в истории все развивается от простого к сложному? Да, мы живем с этим убеждениемѕ Но знаете, когда археологи открывают слои XII, XI, X веков — это просто радость для глаз: все вещи одна другой краше. Это только обломки вещей, но понимаешь, что каждый обломок когда-то был роскошным предметом, резным, созданным с безупречным художественным вкусом! Об этом еще никто из ученых толком не сказал. Это вещи необыкновенной красоты, в том числе музыкальные инструменты. Кобылки для трехструнных смычковых гудков исполнены с высочайшим мастерством, легко, как будто песня пропета, — для этого нужен огромный опыт! И первопоселенцы уже пришли в Новгород с такими инструментами, то есть история их еще длиннее. Предполагается, что в Европу смычковые инструменты пришли через Болгарию примерно в IX веке. Представляете, как близки к IX веку 20–30 годы X века, к этому времени относятся самые ранние материальные свидетельства смычковых музыкальных инструментов, открытые в Новгороде! В Европе таких находок пока нет, а в Новгороде их целая серия! Музыкальная традиция — это часть устного поэтического наследия, которым мы должны гордиться. И если мы не знаем древних песен своего народа, значит, мы ничего не знаем обо всей своей культуре! Ведь что показывает народ другому народу? Свои песни, музыку, свои пляски, одежду, свое умение строить дом, вырастить хлеб, накормить себя, накормить других, — все это определяет национальность. А у нас национальность пытаются определить пустыми патриотическими словами, зачастую иностранными. Почему, по-вашему, так важно и необходимо каждому народу сохранять свои национальные черты, свою культуру? Если ты хорошо знаешь и сохраняешь традиции своего народа, значит, будешь с уважением относиться к традициям других народов и именно на этой основе сможешь сохранять хорошие отношения с ними — не на сером интернационализме, межнационализме или глобализме, как сейчас говорят (термин новый, а идея та же — нивелировать, смазать, смешать все национальности, если говорить о музыке: обязательно дополнить традиционную музыку джазовыми, современными авангардными элементами, одесскими мотивчиками и превратить в серую кашу). Мы на лекциях объясняем, что каждому народу дана своя красота. Если народы сохраняют эту красоту, то и лик земли остается красив. Если человек живет в гармонии с природой, у него и одежда соответствует природе, и занятия, и это очень красиво. Когда же мы все перемешиваем, лик земли становится серым, невзрачным, некрасивым. Говорят: «Надо в душе сохранять русский дух, а одежда — это внешнее». Ничего подобного! Если бы это было так, императорская семья Японии не фотографировалась бы в своих традиционных одеждах, Индира Ганди или правители арабских государств не носили бы свои традиционные одежды. Сейчас на самом деле идет борьба между мирами: один мир хочет сохранить свои традиции, исторически проверенные, устоявшиеся, а другой хочет смешать все в серую массу. И я поддерживаю первых, потому что это красиво, а я художник и ориентируюсь на красоту, руководствуюсь ощущением красоты, в том числе и при реконструкции музыкальных инструментов. Я не хочу ни прибавлять, ни убавлять, а стремлюсь быть максимально точным, потому что культура средневековья столь высока, что это мы должны учиться у средневековых людей ощущению гармонии и красоты. Просто нужно попытаться деликатно войти в их мир и понять, что он такое, и дать ему правильную оценку. Владимир Иванович, а когда вы в первый раз почувствовали очарование древней культурой, древним мироощущением? Я к этому миру шел постепенно, пытаясь понять, чем должен заниматься художник. В только авторском много эгоистичного, в народной традиции — нет, вспомним, к примеру: гусли-самогуды — они сами гудят! Пастухи на Русском Севере говорят: труба сама играет, не я. И это не позерство, так люди на самом деле чувствуют. И мне эта позиция приятна, она делает человека человечнее. Если вернуться к инструментам, говорят, гусли — русское изобретение? Нет. Когда артисты русским народным инструментом называют концертные гусли, это неграмотно. Концертные гусли в 1900 году изобрели Осип Устинович Смоленский и Николай Иванович Привалов, сподвижники Василия Васильевича Андреева, создателя великорусского оркестра. Они фактически создали новые музыкальные инструменты: балалайку, домру, гудки и, в частности, гусли. Эти инструменты совершенно не походят на традиционные гусли ни по конструкции, ни по технике игры на них, ни по репертуару, ни по своему предназначению. Если говорить о народных инструментах — они принадлежат обрядовой музыкальной традиции, а в ней песня, пляска, инструментальная музыка были обращением к духам природы во время праздников, которые в принципе отличались от сегодняшних. А концертные гусли были созданы для того, чтобы услаждать слух людей, пришедших в концертные залы (это другое мировоззрение), фактически у них только название то же — «гусли», а по всем параметрам это совершенно другой инструмент. Им мы должны гордиться как изобретением XX века. А народные гусли как появились? Конструктивная идея лирообразных гуслей уходит корнями в глубочайшую древность, в Египет и Месопотамию. Гуслеобразный щипковый инструмент был известен многим народам: мы обнаружим его и в Африке, и в Индии, и в Китае, и в Японии, и у ханты-манси. Говорить, что народные гусли — это исконно русский музыкальный инструмент, неверно: его конструктивная идея передавалась от народа к народу, от цивилизации к цивилизации, приспосабливалась в разных концах земли к конкретным географическим, экономическим, культурным условиям, приобретала «национальное» лицо. Нашим национальным лицом, вовсе нам неведомым, которое для нас открыла археология, были лирообразные гусли. Кстати, если Садко был историческим лицом, на каких гуслях он мог играть? Только на лирообразных (хотя художники изображают его с более поздним инструментом, так называемыми гуслями-псалтирем), других струнных щипковых инструментов в то время не было. Народными же мы можем называть эти гусли прежде всего потому, что они воспеты в наших песнях, сказках, былинах, они были частью нашей истории, использовались в обрядовой жизни нашего народа. А чем обрядовая музыка отличается от современной? Музыкальные формулы для наших предков были такими же святынями, как для христианина икона: у него не искусствоведческий взгляд на икону, для него икона всегда красива, ее красота не подлежит сомнению. Так и в народной традиции: обрядовые наигрыши — свадебные, масленичные, на Ивана Купалу, на закликание птиц и так далее — это святыни, они обязательно красивы. Но это не главное, это само собой разумеется: все звуки даже самых простейших музыкальных или хозяйственных сигнальных приспособлений построены по законам высшей красоты. Главное же в том, что народ этими наигрышами, песнями участвует в творении мира, он знает, в какой день какая песня — с какими интонациями, с каким содержанием — должна звучать. В народной традиции человек на празднике не посторонний, не зритель, не наблюдатель, не оценщик, а участник — он участвует в празднике своей одеждой, соответствующей песней, пляской и, если требует обряд, плачем. А как вам удается воссоздавать гусельные наигрыши, каким-то внутренним чутьем? Нет-нет, ни в коем случае! Настало счастливое время, когда мы, получив импульс от археологов, передали наш опыт фольклористам, и, взяв восстановленные действующие инструменты, они поехали в Псковскую, затем в Новгородскую области собирать свидетельства инструментальной музыкальной традиции, в частности гусельной. И начались открытия! Старожилы псковских, новгородских сел сначала сказали, что не смогут вспомнить, как они играли в юности, ведь это было 60 лет назад. А потом (инструмент звучащий, интересно попробовать!) прикасались к струнам, и вдруг пальцы что-то начинали вспоминать — и сегодня золотая фонотека русской национальной музыки пополнилась не десятками, не сотнями, а тысячами образцов гусельной игры. В деревнях сохранились следы настоящей гусельной традиции, способы игры и древние наигрыши — это едва ли не самое крупное открытие в фольклористике XX века! Оно стало возможным благодаря началу реконструкции новгородских средневековых инструментов. Владимир Иванович, я слышала, что ваш центр создавался очень непросто. У нас много сложностей. К сожалению, в России мало кто знает или хочет знать о древней музыкальной культуре и редко говорят об открытиях в Новгороде. Да и в самом Новгороде, к сожалению, власти не могут понять важности этих открытий. Придет время, мы спохватимся, но иногда мы спохватываемся поздно. Наш центр из-за равнодушия, мягко сказано, чиновников создавался очень трудно, долго. И его не было бы, если бы не Дмитрий Сергеевич Лихачев. Он не только первым откликнулся и прислал своих сотрудников для записи в Новгороде голосов реконструированных древних инструментов, но и в течение долгих лет привлекал других академиков, ученых с мировым именем, убеждал в том, что такой центр необходим, посылал письма в администрацию города, в обком партииѕ Затем подключились писатели, журналисты. И под давлением общественности начали строить это здание. Это заслуга российской общественности, я должен поблагодарить очень многих людей! Потом появилась новая проблема — никто не хотел брать это здание на баланс, и его собирались у нас отобрать. И в эту труднейшую минуту Дмитрий Сергеевич, председатель Советского фонда культуры, взял наш центр на баланс фонда как общественную организацию. С 1991 года я официальный директор Центра музыкальных древностей. Одно время мы даже назывались коммерческой организацией, но только ради того, чтобы сохранить особенность нашей программы. Никакой коммерцией мы не занимаемся, потому что восстановленные древние музыкальные инструменты бесценны, это то, чем город должен гордиться, что должен лелеять и беречь, это национальное достояние и мировое сокровище. А мы вынуждены сражаться за выживание. Как работает сейчас ваш центр? К нам приходят и приезжают люди разных возрастов, разных профессий из разных концов России и мира. Мы читаем лекции об истории Новгорода, вернее, о его музыкальной истории. И на лекциях обязательно звучат наши инструменты, обязательно поет хор. Плясовые наигрыши мы показываем с плясками, а песни выбираем по времени года, какой праздник ближе. Хором руководит Наталья Николаевна Попова, выдающийся специалист, лучшего в Новгороде и во многих городах вокруг нет. Это на первый взгляд кажется, что наша программа проста: сыграл, сплясал и спел, — нет, далеко не каждый специалист способен осилить такую высокую научную программу. Она дает возможность уловить ощущение традиции, это очень важно, ни в какой консерватории этому не научат, а Наталья Николаевна это делает благодаря и своему педагогическому таланту, и своей одаренности, знаниям. Есть у нас золотошвейка Ольга Павловна Шадурская, специалист высшего класса с художественным вкусом тоже от Бога. Сотрудниками центра я могу только гордиться, лучших сегодня не найти. А один наш воспитанник игрой на гуслях очаровал свою возлюбленную, как это, кстати, и бывало когда-то. Гусли — символ мужского начала, это подтверждают все документальные свидетельства, которые мы собрали в экспедиции. И если девушка на сцене играет сегодня на гуслях, с точки зрения народной традиции это нарушение обычая. Это интервью будет читать большая аудитория, что бы вы пожелали читателям? Заканчивая наши лекции, мы всем гостям, какой бы национальности они ни были, желаем одного — чтобы в их гардеробе на случай праздника был народный костюм. Желательно сшить его своими руками: когда шьешь такую одежду, узнаёшь историю своего народа лучше, чем читая исследование, многое понимаешь и можешь восхититься и конструкцией, и украшениями, и тем, чем одежда одного края отличается от одежды другого края. И разумеется, хотя бы одну настоящую старинную обрядовую песню надо разучить: мужчине — мужскую, женщине — женскую. Ведь песенная культура собрала весь опыт народа, это не развлечение, эти песни нужно перелистывать как Библию: в каждой песне своя притча, у каждой свое назначение, свой смысл, своя поэтическая красота, — и если мы прикоснемся к этим сокровищам, то больше будем уважать себя. Это возможность осознать красоту своего народа, ощутить себя его частью. А это необыкновенно красиво! Со школьной скамьи я помню лозунг: «Берегите свою культуру, как зеницу ока». Владимир Иванович закончил свой рассказ пожеланиями и ничего не сказал о том, что Центру музыкальных древностей очень нужна помощь. Эти замечательные люди изо всех сил сражаются, чтобы все мы снова не потеряли сокровище, лишь недавно обретенное. Как мало людей знают об открытиях, сделанных у нас, в России, и в первую очередь в Новгороде! Центр постоянно оказывается на грани исчезновения из-за недостатка денег — и почти никого это не волнует! И наше общее сокровище существует только сверхусилиями нескольких человек. Поэтому я обращаюсь ко всем читателям: если вы хотите помочь этой благородной работе, позвоните в редакцию.
|