На чем играл шуберт
Франц Петер Шуберт
Фото Все
Видео Все
Жизнь и творчество Ф. Шуберта
Франц Шуберт биография
Франц Шуберт — биография
Франц Петер Шуберт — австрийский композитор, основоположник романтизма, творения Шуберта вошли в число известнейших музыкальных произведений.
Судьба отпустила слишком мало времени для жизни величайшего композитора, но и за свои неполные 32 года жизни, Франц написал великое множество музыкальных шедевров, которые до сегодняшнего дня покоряют и удивляют любителей классической музыки своим неповторим звучанием, чувственностью и разнообразием музыкальных жанров. Ференц Лист, признанный одним из самых авторитетных представителей музыкального романтизма, писал, что Шуберт является «поэтичнейшим из музыкантов, которые когда-либо жили на свете».
Детство и юношество
Родиной великого композитора стала Австрия. Он родился недалеко от Вены, в её пригороде, зимой 1797 года, в самой обычной, небогатой, но дружной семье. Его родители Франц Теодор и Элизабет родили в браке 14 детей, но выжили только четверо, двое из них Франц и Фердинанд впоследствии посвятили себя музыке.
Элизабет работала поварихой, а Франц Теодор, отец будущего композитора, работал преподавателем приходской школы Лихтенталя, а всё свободное время семья посвящала музыке. Отец был непрофессиональным музыкантом-любителем. Он стал первым учителем музыки юного Франца, давая уроки игры на скрипке. Игнат, старший брат Франца обучил его игре на фортепиано. Вечерами они устраивали музыкальные вечера, собирая своих друзей. Знакомые Шубертов любили бывать у них дома, наслаждаясь исполнением произведений этой музыкальной семьи.
Портрет Франца Шуберта в юности
В шесть лет мальчик пошел в школу, в которой преподавал его отец. В семилетнем возрасте родители стали замечать у ребёнка особую тягу к творчеству и музыкальные способности. Отец отдаёт его на обучение к капельмейстеру Лихтентальской церкви, для обучения игры на органе, немного позднее Франц стал заниматься вокалом с регентом церкви Хольцером.
Юный Франц обладал необыкновенно красивым голосом, и в 11 лет, венская придворная капелла принимает его «певчим мальчиком». Затем он зачисляется в школу-пансион Конвикт. Его музыкальным наставником стал знаменитый Антонио Сальери, который кстати не стал брать за свои уроки плату. Он преподавал Францу контрапункт и композицию. По вокалу Шуберту давал уроки генерал-бас Венцель Ружичка, который очень высоко оценил вокальные данные Франца сказав, что «учить его практически нечему, он все уже знает от Господа Бога». Но вокальное исполнение было не основное чему обучался в школе юноша, он изучал произведения Йозефа Гайдна и Вольфганга Амадея Моцарта. В оркестре школы он был второй скрипкой и смог познакомится с инструментальными произведениями этих гениальных композиторов, что называется «вживую».
А уже в 1810 году он начинает сочинять свою собственную музыку. За три последующие года он сочинил симфонию и оперу, несколько фортепианных песен и пьес. Точные науки и латынь давались юному гению непросто, к тому же у ребёнка стал ломаться голос. В связи с этим событием ему пришлось покинуть хор, а затем и саму школу. Франц возвращается домой и по наставлению своего родителя, который хотел, чтобы и он стал учителем, поступает в учительскую семинарию. В 1814 году Шуберт успешно её заканчивает и устраивается на работу в школу, в которой и преподаёт его отец.
Работа учителем не приносит ему удовлетворения, его мысли заняты только музыкой. Всё своё свободное время он посвящает сочинительству и изучению произведений Моцарта и Бетховена, творчество которого он боготворил до конца своих дней. В 1814 году Франц напишет оперу «Увеселительный замок сатаны» и церковную мессу «Фа мажор».
Музыка
Франц Шуберт предпринимает попытку укрепиться в качестве композитора. Он пытается напечатать свои произведения, но издательства раз за разом отказывали ему в публикации. А в 1816 году он претендовал на должность капельмейстера в Лайбахе, но также получил отказ. Встреча с известным поэтом Францем фон Шобером приносит ему знакомство с исполнителем и обладателем баритона Иоганном Фоглем. Исполнение песен Фогелем на музыку Шуберта стали очень популярны. Музыка Франца Шуберта звучала практически в каждом салоне Вены. Франц аккомпанировал знаменитому певцу, но он не был виртуозным пианистом, и его игра на пианино не привлекала к себе должного внимания.
Франц Шуберт пишет музыку
Шуберт полностью сосредоточился на сочинительстве, он просыпался ночью, чтобы записать мелодию, которую «услышал во сне». На встречах со своими друзьями он часто играет свои произведения, импровизирует. Его музыка покоряла сердца всех хоть раз слышал его игру. Все его знакомые становятся поклонниками его творчества.
В 1817 году Шуберт напишет к словам своего однофамильца Кристиана Шуберта музыку. Эту песню он назвал «Форель». Впоследствии она стала очень популярна и принесла ему хоть какую-то известность. Но стать знаменитым ему суждено будет только после написания баллады на слова Гёте «Лесной царь».
В 1818 году издательство наконец опубликует его «Erlafsee», но всё же до славы ему ещё предстоит долгий путь. Финансовое положение Франца было плачевно. В этом же году он оставит работу в школе. Его родитель был крайне недоволен таким решением, и лишил своего хотя уже достаточно взрослого, но всё же ребёнка финансовой поддержки. В это время он подружился с чиновником Иозефом фон Шпауном, музыкантом Антоном Хольцапфелем, поэтом Шобером и Майрхофером, художником Швиндом и Купельвизером и многими другими творческими людьми. Зачастую именно они Францу помогали деньгами и давали ему кров.
Опера Альфонсо и Эстрелла
Написанная Шубертом опера «Альфонсо и Эстрелла», которая очень нравилась композитору, и он считал её своей удачей, не обрела заслуженной популярности. В 1822 году у него возникает проблема со здоровьем, которую к счастью ему удалось решить. Летом того же года он отправляется в Желиз, где начинает преподавать уроки музыки дочерям графа Иоганна Эстерхази.
В 1823 году его избирают почётным членом Штирийского и Линцского музыкальных союзов. Этот год подарит почитателям его таланта целый песенный цикл, который он назовёт «Прекрасная мельничиха» на слова поэта Вильгельма Мюллера. Романтическое произведение рассказывает о юноше, который отправляется за своим счастьем. Найдя свою возлюбленную, он понимает, что взаимности нет. Девушка выбрала в спутники себе другого, и чувство восторга от первой любви переходит в чувство горя и безысходности.
Сюжет этого вокального цикла отличает драматургический замысел композитора. Это не короткая песня, и для того чтобы донести до слушателя смысл этого произведения, певцы должны исполнять его целиком. Франц продолжает трудиться, создавая и следующий цикл на тексты Мюллера «Зимний путь». Это произведение отличает пессимистический настрой автора, и позднее он скажет, что это детище не что иное как «венок жутких песен».
Вероятно, что неустроенность в быту и одиночество, наложили отпечаток и на его творчество. Композитор был беден, он переезжал с место на место, зачастую ему приходилось селится на чердаках. Свои творения он вынужден был писать на обрывках бумаги. Собственно, кроме его таланта у него не было ничего. В это время Франц написал: «Что будет со мной… мне, пожалуй, придется на старости, как гетевскому арфисту, ходить из двери в дверь и просить подаяния на хлеб».
Но удача всё же улыбнулась ему, в 1928 году 26 марта он даёт свой единственный авторский концерт. Это был триумф. Его произведения имели грандиозный успех, зрители рукоплескали молодому композитору. За своё выступление Шуберт получил 800 гульденов, и приобрёл себе рояль.
Творчество
В его творчестве преобладала музыка, написанная для голоса и фортепиано, попросту говоря песни. Таких произведений насчитывается более 600. Композитор сам называл их песнями либо романсами, реже балладами. Длительность такого произведения не превышала как правило 5 минут. Но были у автора и «артефакты», по времени исполнения их можно сравнить с операми или кантатами. К ним можно отнести его знаменитого «Ныряльщика», которая длится целый 25 минут и балладу «Адельвольд и Эмма» с продолжительность в 28 минут.
Франц Шуберт имел такую особенность как модернизировать свои произведения. «Лесной царь» к примеру, имеет целых четыре редакции, а «Форель» — пять. Франц мог адаптировать написанную песню, например, под голос исполняемого её певца. Многие песни не связанны между собой смыслом, но есть в его творчестве и целые циклы, которые исполнялись целиком. К ним относятся «Прекрасная мельничиха», «Лебединая песня», «Зимний путь».
Наследие, которое он оставил своим потомкам очень разнообразно по жарнам. Франц Шуберт написал 9 симфоний, более 25-ти камерно- инструментальных произведений, 23 сонаты, много пьес и 10 опер и более 600 песенных композиций. Так же он писал и церковную музыку, им создано 6 месс и произведения для хора.
При жизни композитора, да и после его кончины он признавался только как автор известных песенных сочинений. Его называли «королём песни». И только в XIX знатоки классической музыка стали изучать его творчество, и осмысление его достижений дало им понятие о таланте и масштабе написанных им произведений. Франц Шуберт вознёс песню на высокий уровень по значимости с другими музыкальными жанрами. Отражаемые поэтические образы в его произведениях, охватывают почти всю историю немецкой и австрийкой поэзии.
Франц Шуберт
Так же нужно отметить и его вклад в формировании нового пути для фортепьянной, камерной и симфонической музыки. У Шуберта своё личное музыкальное мышление, которое значительно отличалось от господствовавшего и бесконечно любимого им Бетховена. При жизни произведения Франца издавалось очень мало. И после смерти композитора осталась масса неизданных рукописей.
Сразу после кончины были опубликованы небольшие произведения, а объемные труды всё так же хранились в шкафах в разных местах у его друзей и издателей. Даже самые близкие люди не знали сколько он написал всего, и где находятся все эти работы. В 1838 году, Роберт Шуман отыскал рукопись «Большой симфонии». Забрав её с собой в Лейпциг, он дал ей жизнь. Публика услышала великое творение в исполнении Феликса Мендельсона.
Но самый большой вклад в розыске его произведений внесли Джордж Гроув и Артур Салливан. В 1867 году они разыскали семь симфоний, несколько опер и месс, огромное количество песен и фрагментов пьес.
Начиная с 1830 года и по 1873 год, Ференц Лист сделал аранжировки и транскрибировал большое количество произведений Шуберта, основная часть которых были песенные композиции. В 1897 году издаётся собрание сочинений композитора, Иоганнес Брамс стал главным редактором этого издания.
Личная жизнь
О личной жизни у великого композитора известно очень мало. Его природная застенчивость и робость не позволяли ему обзавестись дамой сердца. Да и материальное положение Франца было не столь привлекательно для создания семьи.
Он был единожды влюблён в девушку по имени Тереза Горб. Но молодая особа предпочла ему более состоятельного жениха. С ней он познакомился в церкви, когда он пел в церковном хоре. Его поразила не столь привлекательная внешность Терезы, сколь её необыкновенное и трепетное умение слушать пение церковного хора. Ему нравилось любоваться лицом девушки, которое абсолютно преображалось с первыми нотами исполнителей хора. Подробности его более поздних годов жизни неизвестны.
Смерть
Франц Шуберт умер 19 ноября 1828 года, от брюшного тифа. Композитор не дожил до своего 32-летия. Он был похоронен на Виргинском кладбище — это было его последние желание. Он хотел быть погребён рядом со своим кумиром Бетховеном, который скончался за год до его смерти.
Памятник Францу Шуберту
На его надгробии выгравирована надпись: «Музыка похоронила здесь прекрасное сокровище, но ещё более прекрасные надежды. Здесь покоится Франц Шуберт». В 1888 году прах его и Бетховена был перезахоронен на Центральное кладбище в Вене.
Избранные произведения
Ссылки
Шуберт: биография, личная жизнь и творчество композитора
Франц Петер Шуберт: YouTube / CLASSICAL CHANNEL
Франц Шуберт — композитор XIX века и уроженец Австрии. За свою недолгую жизнь успел написать более тысячи музыкальных произведений: 600 песен, 9 симфоний, камерную и духовную музыку. Почему так почитаем творца? Чем известен Шуберт? Биография великого композитора — дальше в статье.
Биография Шуберта: детство и юность
Франц Петер Шуберт появился на свет 31 января 1797 года в пригороде столицы Австро-Венгерской империи — Вены. Его отец, школьный учитель, привил сыновьям (у Франца был старший брат Игнац) любовь к музыке.
Батюшка будущего композитора был музыкантом-любителем, хоть и преподавал музыку в приходской школе Лихтенталя. Он первый познакомил Франца Петера со скрипкой, а на фортепиано его научил играть брат Игнац. Шуберт-младший проявлял и вокальные таланты: мальчик ходил на занятия к Михаэлю Хольцеру — регенту приходской церкви.
В 1808 году Франца приняли как певчего мальчика в придворную капеллу и в Конвикт — венскую авторитетную школу с пансионом. Там его обучал Венцель Ружичка, преподававший бас. Потом до 1816 года с юным дарованием занимался Антонио Сальери — преподаватель контрапункта (одновременного объединения нескольких мелодических линий) и композиции.
Творчество Шуберта берет начало в Конвикте, где в период с 1810-го по 1813-й молодой музыкант написал ряд произведений: оперы, симфонии, фортепианные пьесы и песни. С 1813 года Шуберт — член учительской семинарии, а уже спустя год сам преподает в школе, где работает его отец.
Биография Шуберта дальше развивается стремительно. Молодой и талантливый музыкант:
В октябре 1813 года Франц Шуберт написал свою первую мессу — вокально-инструментальную духовную композицию, для которой использовал стих Гете «Гретхен за прялкой». Это был первый шедевр юного композитора.
Творческая деятельность не мешала ему следующие несколько лет преподавать. В 1815 году из-под руки Франца вышли:
Австрийский композитор сочинил в 1816 году еще две симфонии, одну мессу и более 100 песен.
Краткая биография Шуберта указывает, что в это время у композитора сложился определенный круг товарищей — ценителей его творчества, которые периодически оказывали материальную поддержку музыканту. Среди них были:
Интересные факты из жизни Шуберта сложно представить без истории об аресте композитора австрийской тайной полицией. Небольшой круг общения композитора сыграл с ним злую шутку: в начале 1820 года его и еще четырех друзей арестовали по подозрению в запрещенной деятельности, которой в то время занимались различные студенческие кружки.
Одного из друзей Франца, поэта Иоганна Зенна, отдали под стражу, отправили в тюрьму на год, а после запретили въезд на территорию Вены. Остальным друзьям и самому Шуберту вынесли серьезное предупреждение. Полиция обосновала свои действия тем, что задержанные подозревались в противодействии властям, использовали оскорбительную и недостойную лексику. Композитор больше не видел Зенна, но написал музыку к его поэзии «Selige Weit» и «Schwanengesang».
Франц Шуберт: творческий путь
Биография Франца Шуберта — это безграничная любовь к музыке и впечатляющая продуктивность. В своих произведениях автор стремился воспроизвести отсутствующий в жизни идеал, отображал тоску по нему, страдания человека в чужом и враждебном для него обществе.
Шуберт — композитор, утвердивший в музыке дух романтизма. Он первый из выдающихся представителей этого направления.
В музыке Шуберта прослеживалась искренность, душевность. Его творчество тесно связано с народным искусством Австрии, бытовой музыкой Вены, фольклором венгров и славянских народов, входивших в состав Австро-Венгрии. В музыке композитора на первом месте мелодия, большое значение имеет колорит, красочность, обусловившие обогащение гармонии, оркестровки.
Самые известные произведения Шуберта найдете в разных направлениях:
Вокальное творчество
Наверное, самое важное место в жизни Франца заняли песни для голоса и фортепиано, которые были близки к жанру романса. В этом направлении композитор был новатором: он воплотил глубокий смысл за счет созвучия слов и музыки.
Шуберт написал около 600 песен на стихи сотни поэтов-романтиков. Для каждого лирического произведения композитор находил соответствующие музыкальные стилистические приемы. Самыми значимыми для песенного творчества Франца были:
Еще отметим музыку к пьесе Гемлина фон Шези «Розамунда», написанную в 1823 году.
Инструментальное творчество
Инструментальная музыка Шуберта часто содержала лирические темы песенного характера, которые автор продумывал как что-то целое. На счету композитора девять симфоний. Среди них особой популярностью пользуется симфония №8 «Неоконченная» в си миноре, написанная в 1822 году.
Исполнение оркестром «Неоконченной» симфонии Шуберта: YouTube / Студия Неофит
Также Шуберт написал множество инструментальных произведений для домашнего музицирования квинтет «Форель» (1819), струнный квинтет до мажор (1828), три струнные квартеты.
Еще есть и фортепианные произведения Шуберта, среди которых особую популярность приобрели 23 сонаты, написанные автором на протяжении 13 лет с 1815 года, музыкальные моменты, вальсы, менуэты, экосезы, экспромты, увертюры, рондо, полонезы, марши. А также фантазия «Скиталец» и «Венгерский дивертисмент».
Это малая часть того, что сочинил гениальный композитор за свою недолгую жизнь.
Франц Шуберт: личная жизнь, последние годы
Прожил австрийский композитор немного, всего 31 год. За это время у него был один роман. В жизни Франц был застенчивым и робким, доверчивым, поэтому многие из его окружения пользовались его деньгами и благородством.
Единственную любовь музыканта звали Тереза Горб. С девушкой Шуберт познакомился в церковном хоре. Это была русоволосая барышня, которую в то время красавицей не считали. Она имела обыкновенную внешность: на лице были видны следы от оспы, а веки «украшали» белые и редкие ресницы.
Шуберт выбрал ее не за внешность, а за то, что Тереза с трепетом слушала его произведения. В моменты музыкальных уединений у нее на лице появлялся румянец, а глаза загорались счастьем. Но дальше отношения не продвинулись: девушка выбрала обеспеченного пекаря, за которого вышла замуж по настоянию матери.
Шуберт: YouTube/CLASSICAL CHANNEL
Последние годы Шуберта проходили непросто:
Есть предположение, что стремительный темп творческой деятельности ускорил конец композитора. Он болел сифилисом, который лечил при помощи препаратов на основе ртути. Они были токсичными, поэтому оказали серьезное пагубное влияние на организм Франца. К тяжелой хронической болезни в ноябре 1828 года добавился брюшной тиф. Подорванный болезнями организм Шуберта отказал 19 ноября 1828 года.
Композитора похоронили рядом с другим выдающимся музыкальным гением — Бетховеном, который умер годом ранее. Но 12 января 1888 года прах Шуберта перезахоронили на Центральном кладбище Вены.
Шуберт — выдающийся композитор XIX века, который прожил всего 31 год. За жизнь написал так много произведений, что после его смерти их еще продолжали выпускать. Родственники и близкие друзья даже и не догадывались об объемах произведений, написанных Шубертом. Сейчас композиции австрийского сочинителя — составляющая мировой золотой коллекции классической музыки.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
На чем играл шуберт
Произведения Шуберта до сих пор не утратили популярность и являются одними из самых известных образцов классической музыки.
Франц Петер Шуберт родился в пригороде Вены в семье учителя приходской школы Лихтенталя, музыканта-любителя. Франц очень рано проявил музыкальные способности. Первыми его наставниками стали домочадцы: отец учил играть на скрипке, а старший брат Игнац — на фортепиано. С шести лет он учился в приходской школе Лихтенталя. С семи лет он брал уроки игры на органе у капельмейстера Лихтентальской церкви. Регент приходской церкви М. Хольцер учил его пению.
Благодаря своему красивому голосу в возрасте одиннадцати лет Франц был принят «певчим мальчиком» в венскую придворную капеллу и в Конвикт (школу с пансионом).Шуберт занимался не только пением, но и познакомился с инструментальными произведениями Йозефа Гайдна и Вольфганга Амадея Моцарта, так как он был второй скрипкой в оркестре Конвикта. Вскоре проявился его талант композитора. С 1810 по 1813 годы Шуберт написал оперу, симфонию, фортепианные пьесы и песни. В учёбе Шуберту тяжело давались математика и латынь, и в 1813 году его отчислили из хора, так как ломался голос. Шуберт вернулся домой и поступил в учительскую семинарию, которую окончил в 1814 году. Затем устроился преподавателем в школу, где работал его отец (в этой школе он работал до 1818 года). В свободное от работы время он сочинял музыку. Изучал преимущественно Глюка, Моцарта и Бетховена. Первые самостоятельные произведения — оперу «Увеселительный замок сатаны» и мессу фа мажор — он написал в 1814 году.
В начале 1818 года Шуберт оставил работу в школе. В июле он переехал в Желиз (ныне словацкий город Жельезовце) в летнюю резиденцию графа Иоганна Эстерхази, где стал преподавать музыку его дочерям. В середине ноября он вернулся в Вену. Второй раз он был у Эстерхази в 1824 году.
В 1823 году его избрали почётным членом Штирийского и Линцского музыкальных союзов.
В 1820-х годах у Шуберта начались проблемы со здоровьем. В декабре 1822 года он заболел, но после пребывания в больнице осенью 1823 года его здоровье улучшилось.
С 1826 по 1828 годы Шуберт жил в Вене, за исключением короткого пребывания в Граце. Должность вице-капельмейстера в часовне императорского двора, на которую он претендовал в 1826 году, досталась не ему, а Йозефу Вайглю. 26 марта 1828 года он дал свой единственный публичный концерт, который имел большой успех и принёс ему 800 гульденов. Между тем были напечатаны его многочисленные песни и фортепианные произведения.
Композитор умер от брюшного тифа 19 ноября 1828 года в возрасте неполных 32-х лет после двухнедельной лихорадки. Согласно последнему желанию, Шуберта похоронили на Верингском кладбище, где за год до того был погребён боготворимый им Бетховен. На памятнике выгравирована красноречивая надпись: «Музыка похоронила здесь прекрасное сокровище, но ещё более прекрасные надежды. Здесь покоится Франц Шуберт».
Видео YouTube
На чем играл шуберт
Прекрасная звезда в знаменитой плеяде, что породила плодородная на музыкальных гениев австрийская земля – Франц Шуберт. Вечно молодой романтик, много страдавший на своем недолгом жизненном пути, сумевший выразить все свои глубокие чувствования в музыке и научивший слушателей любить такую «не идеальную», «не образцовую» (классическую) музыку, полную душевных терзаний. Один из ярчайших основоположников музыкального романтизма.
Краткую биографию Франца Шуберта и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.
Краткая биография Шуберта
Он родился в 1797 году в бедной семье школьного учителя. Судьба его была заранее предопределена – продолжить отцовское ремесло, ни слава, ни успех здесь не предполагались. Однако в раннем возрасте у него проявились высокие способности к музыке. Получив первые музыкальные уроки в родном доме, обучение он продолжил в приходской школе, а затем в венском конвикте – закрытом интернате для певчих при церкви. Порядок в учебном заведении был схож с армейским – воспитанники должны были часами репетировать, а затем исполнять концерты. Позднее Франц с ужасом вспоминал проведенные там годы, он надолго разочаровался в церковных догмах, хотя и обращался к духовному жанру в своем творчестве (написал 6 месс). Знаменитая « Ave Maria », без которой не обходится ни одно рождество, и которую чаще всего связывают с прекрасным образом Девы Марии, на самом деле задумывалась Шубертом как романтическая баллада на стихи Вальтера Скотта (в переводе на немецкий).
Он был очень талантливым учеником, учителя от него отказывались со словами: «Его Бог научил, мне с ним делать нечего». Из биографии Шуберта мы узнаём, что его первые композиторские опыты начались в возрасте 13 лет, а с 15 с ним стал заниматься контрапунктом и композицией сам маэстро Антонио Сальери.
Из хора Придворной певческой капеллы («Hofsengecnabe») он был отчислен после того, как начал ломаться голос. В этот период уже пора было определяться с выбором профессии. Отец настаивал на поступлении в учительскую семинарию. Перспективы работы музыкантом были весьма смутны, а работая учителем можно было худо-бедно быть уверенным в завтрашнем дне. Франц уступил, выучился и даже успел поработать в школе 4 года.
Но вся деятельность и устройство жизни тогда не соответствовали душевным порывам молодого человека – все мысли его были только о музыке. Он сочинял в свободное время, много музицировал в узком кругу друзей. И однажды принял решение оставить постоянную работу и посвятить себя музыке. Это был серьезный шаг – отказаться до гарантированного, пусть и скромного, дохода и обречь себя на голод.
Издание сочинений ему самому практически не приносило денег. Издатели весьма неохотно брались печатать произведения малоизвестного композитора. Как сейчас сказали бы, он не был «раскручен» для широких масс. Иногда его приглашали выступать в небольшие салоны, члены которых чувствовали себя скорее богемой, чем по-настоящему интересовались его музыкой. Небольшой круг друзей Шуберта поддерживал молодого композитора финансово.
Но по большому счету, именно на большую публику Шуберт практически никогда не выступал. Он никогда не слышал оваций после какого-либо удачного финала произведения, он не чувствовал, на какие его композиторские «приемы» чаще всего откликается аудитория. Не закреплял успех в последующих произведениях – ведь ему не нужно было думать о том, как снова собрать большой концертный зал, чтобы билеты купили, чтобы его самого запомнили и т.д.
По сути, вся его музыка – это бесконечный монолог с тончайшей рефлексией зрелого не по годам человека. Здесь нет диалога с публикой, попытки понравиться и произвести впечатление. Вся она очень камерная, даже интимная в каком-то смысле. И наполнена бесконечной искренностью чувств. Глубокие переживания своего земного одиночества, лишений, горечь поражений наполняли его мысли ежедневно. И, не находя иного выхода, выливались в творчестве.
После знакомства с оперным и камерным певцом Иоганном Микаэлем Фоглем дела пошли чуть лучше. Артист исполнял песни и баллады Шуберта в венских салонах, а сам Франц выступал аккомпаниатором. В исполнении Фогля песни и романсы Шуберта быстро завоевали популярность. В 1825 году они предприняли совместное путешествие-турне по верхней Австрии. В провинциальных городах их встречали охотно и с восторгом, но денег заработать снова не удалось. Как и прославиться.
Уже в начале 1820-х годов Франца стало тревожить здоровье. Достоверно известно, что болезнью он заразился после визита к женщине, и это добавило разочарования к этой стороне жизни. После незначительных улучшений болезнь прогрессировала, иммунитет слабел. Даже обычные простуды ему было тяжело переносить. А в 1828 году осенью он заболел брюшным тифом, от которого скончался 19 ноября 1828 года.
Интересные факты о Франце Шуберте
Творчество Франца Шуберта
Сердцем его творчества многие исследователи считают вокальные циклы « Прекрасная мельничиха » (1823), « Лебединая песнь » и « Зимний путь » (1827). Состоящие из разных песенных номеров, оба цикла объединены общим смысловым наполнением. Надежды и страдания одинокого человека, ставшие лирическим центром романсов, во многом автобиографичны. В особенности, песни из цикла «Зимний путь», написанного за год до смерти, когда Шуберт был уже тяжело болен, и ощущал свое земное существование сквозь призму холода и перенесенных невзгод. Образ шарманщика из заключительного номера «Шарманщик» аллегорически описывает монотонность и бесплодность усилий бродячего музыканта.
В инструментальной музыке он также осветил все существующие в то время жанры – написал 9 симфоний, 16 фортепианных сонат, множество произведений для ансамблевого исполнения. Но в инструментальной музыке отчетливо слышна связь с песенным началом – большинство тем имеют ярко-выраженную мелодику, лирический характер. Лиричностью тем он схож с Моцартом. В разработке и развитии музыкального материала также преобладает мелодический акцент. Взяв у венских классиков лучшее в понимании музыкальной формы, Шуберт наполнил ее новым содержанием.
Если у Бетховена, жившего в одно с ним время, буквально на соседней улице, музыка имела героический, патетический склад, отражала социальные явления и настроения целого народа, то у Шуберта музыка – это личностное переживание разрыва между идеальным и реальным.
Он писал для любящих и понимающих его внутренний мир друзей. Они с большим почтением и уважением относились к нему. И вся эта камерная душевная атмосфера свойственна его лиричным композициям. Тем удивительнее осознавать, что большая часть произведений писалась без надежды услышать их. Словно он был начисто лишен честолюбия и амбиций. Какая-то непостижимая сила заставляла его творить, не создавая положительного подкрепления, не предлагая взамен ничего, кроме дружеского участия близких.
Музыка Шуберта в кино
Сегодня существует огромное количество всевозможных обработок музыки Шуберта. Этим занимались как академические композиторы, так и современные музыканты, использующие электронные инструменты. Благодаря своей изысканной и вместе с тем простой мелодике, эта музыка быстро «ложится на слух» и запоминается. Большинству людей она знакома с детства, и вызывает «эффект узнавания», которым любят пользоваться рекламщики.
Ее можно услышать повсюду – на торжественных церемониях, филармонических концертах, на ученических зачетах, а также в «легких» жанрах – в кино и на телевидении в качестве фонового сопровождения.
В качестве саундтрека к художественным и документальным фильмам и телесериалам:
И бесчисленное множество других, привести все не представляется возможным. Также снимали биографические фильмы о жизни Шуберта. Наиболее известны к/ф «Шуберт. Песнь любви и отчаяния» (1958), телеспектакль 1968 года «Неоконченная симфония», «Шуберт» /Schubert. Das Dreimäderlhaus/ Биографический художественный фильм, 1958 год.
Музыка Шуберта понятна и близка абсолютному большинству людей, радости и скорби, выраженные в ней, составляют основу человеческой жизни. Даже спустя столетия после его жизни эта музыка актуальна как никогда и, вероятно, никогда не будет предана забвению.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Фильм о Франце Шуберте