На чем играют цыгане
Музыкальные инструменты цыганского народа
Цыганские песни и танцы хорошо всем знакомы сегодня. Слушая песни, наслаждаешься звучанием голосов. Но с не меньшим удовольствием для себя отмечаешь, как нежно и задумчиво подчеркивают пение музыкальные инструменты, которые как бы невзначай включаются в общее звучании мелодии.
Интересно, что цыганские музыканты в странах Западной Европы появились только в шестнадцатом веке. Это было в Шотландии. А во Франции о цыганах, при дворе Генриха четвёртого, заговорили в начале семнадцатого столетия. Интересно то, что в те времена танцы и песни исполнялись под сопровождение арфы. Только в конце девятнадцатого начале двадцатого столетия этот инструмент начал исчезать.
Ненамного позже, чем арфа, появилась скрипка. Звучание этого инструмента задевает самые сокровенные струны души. Небольшой смычковый инструмент зачаровывает слушателя. В своё время, влюблённые в музыку скрипачи, Янош Рац, Цинка Панна и другие были известными виртуозными скрипачами.
В семидесятых годах двадцатого столетия в начале в Германии, а потом и во Франции на смену арфе появилась гитара с шестью струнами. А вот семиструнная гитара появилась в России. Граф Орлов был организатором первого цыганского хора. Тогда для сольного исполнения и сопровождения песен и была создана семиструнная гитара, которая и сегодня радует слушателей своим звучанием. Интересно и то, что именно гитара является единственным музыкальным инструментом для исполнения пения и танца фламенко.
Цыгане, проживающие на юге Польши, в Закарпатье в своих оркестрах используют контрабасы, кларнеты, цимбалы, скрипки.
Поближе познакомиться с музыкальной культурой цыган и услышать звучание цыганских народных инструментов можно на увлекательных концертах замечательного театра «Ромэн».
На чем играют цыгане
ROMANE$$.RU запись закреплена
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ПОЛЬСКИХ ЦЫГАН
«Любимыми инструментами наших цыган, ― писал в 1953 г. польский писатель-этнограф Ежи Фицовский, — являются скрипка, а также цимбалы, лютня или арфа. Популярная прежде дрымба вышла из употребления. Иногда вы все еще можете увидеть цыганских ребят, которые, с помощью голоса и сплетенных у подбородка ладоней, подражают этому забытому уже инструменту».
Дрымба или варган относится к самозвучащим язычковым музыкальным инструментам. При игре варган прижимают к зубам или к губам, ротовая полость служит резонатором. Обычно делается из металла, дерева или кости. Играет большую роль в музыке многих регионов, часто использовался в цыганской музыке. Среди современных польских музыкантов, играющих на дрымбе, хорошо известен Ежи Андрушко.
Вполне возможно, что цимбалы, скрипка и лютня пришли с Востока в Европу, именно благодаря цыганам. Цимбалы — музыкальный инструмент в форме плоского четырехугольного ящика с натянутыми металлическими струнами (иногда в четыре октавы), по которым ударяют специальными молоточками, обернутыми в кожу.
Здесь мы должны упомянуть о рожденной в 1991 г. в Недзице Саре Чурее, происходящей их семьи всемирно известных цыганских музыкантов, перебравшихся в прошлом веке из Венгрии в польские Карпаты. Когда Саре исполнилось 5 лет, ее отец — Миклош решил пополнить состав своего музыкального коллектива новым инструментом — венгерскими цимбалами. Для игры на этом чудесном, но чрезвычайно сложном для освоения инструменте, была выбрана Сара. С 9 лет Сара уже регулярно занималась с венгерским цимбалистом Йожефом Клемпаром.
Лютня — струнный щипковый музыкальный инструмент с ладами на грифе и овальным корпусом, изготовленным из цельного куска древесины. Число струн варьируется от 2-х до 12-ти. На лютне играют с помощью медиатора — гусиного пера — или пальцев. Ранние упоминания о лютне обнаруживаются в греческих хрониках шестого века, в которых авторы описывают воинов, играющих на лютнеобразных инструментах.
Подобные лютне инструменты, часто называемые кобзы, были меньше по размеру, более округлыми и имели меньшее число струн.
«Цыгане — очень музыкальная нация. Любовь к игре, особенно на скрипке, можно найти даже у подростков».
Существует немало историй о цыганских скрипачах и их скрипках: «Бывало, что около полуночи — цыганский музыкант как бы не замечал присутствия участников свадьбы — начинал играть оживленнее и скорее, закрыв глаза, прислушивался к струнам и шептал какие-то заклинания. Поговаривали, что таким образом он говорил с нечистым! Затем он вешал скрипку на стену и пускался в пляс, а скрипка играла сама! Играла так, как он плясал, как приказал.
Гости побросали ботинки в угол, кричали, веселились, что ах! До первого петушиного крика! Под утро скрипка затихла, и только струны дрожали, и только далекий отзвук ни то ветра, ни то тихого причитания летел откуда-то с полей. Цыганский скрипач снял ее со стены, прижал к груди и вернулся в табор».
Флуер — народный духовой музыкальный инструмент. Род деревянной продольной открытой флейты с клювообразным мундштуком. Традиционные флуеры делались из ивы и бузины, весной, когда древесина была гибкой. Обычно они представляют собой тонкую полую трубку.
Подобно скрипке, цыганские флуеры обросли множеством легенд, например, о представителях почти позабытой сегодня цыганской профессии — заклинателях крыс. В одной из них, услышанной нами в 1985 году, рассказывается о бедном цыгане, который в суровую зиму укрыл в своем вурдоне крысиного короля вместе со всеми придворными. В обмен на спасение жизни своего правителя крысы подарили цыгану флуер, волшебному голосу которого подчиняются все крысы.
Как и скрипку, на цыганских концертах можно часто услышать аккордеон, обычно известный как гармонь. Первые польские гармони восходят к началу двадцатого века. После 1945 года гармони собирались по типу аккордеонов. У аккордеона на корпусе вместо кнопок располагаются небольшие четырехугольные клавиши. Название гармонь также все еще актуально. Наибольшую популярность получила в Польше трехрядная гармонь «Варшава».
Сегодня используются инструменты 24-басовые, ручные и педальные. В больших городах гармонь забыта, но местные народные музыканты и коллективы играют, в основном в Радоме, Свентокшиском и на Курпах. Этот инструмент, как и скрипка, по-прежнему популярен среди цыган.
Барабан восходит к эпохе неолита и является одним из старейших инструментов мира. Цыганами барабан часто использовался при обучении медведя, а затем для того, чтобы демонстрировать свои достижения в дрессуре любопытным гаджям.
Из вышеупомянутых старинных цыганских инструментов скрипка сохранилась и по сей день, но, к сожалению, во многих случаях она уже электрическая, и в этом схожа с гармонью, которую в свою очередь заменили аккордеон и синтезатор.
Цыгане. 25 фактов о цыганах, которые могут вас удивить
Многих одно упоминание о цыганах уже настораживает. И не зря, ведь этот народ славится своим пристрастием к воровству и навыками гипноза. Но может если вы узнаете о цыганах больше, то измените свое мнение о них? Предлагаем вашему вниманию 25 самых интересных фактов о цыганах, которые могут вас удивить.
Факт 1. Цыгане – это не один народ, как многие думают, а обобщенное название нескольких десятков разных народностей, также, как и славяне или кавказцы, к примеру.
Факт 2. У цыган есть национальный гимн и флаг, хотя собственного государства они не имеют.
Цыгане живут на всех материках, кроме Антарктиды. Только в Европе их численность по разным данным колеблется от 8 до 12 млн человек.
Факт 4. Хотя принято считать, что предки цыган вышли из Индии, как нация тот народ сформировался в Персии (восточная ветвь) и в Римской Империи (западная ветвь)
Факт 5. Несмотря на то, что предки у всех цыган одни, восточные и западные цыгане между собой практически не общаются.
Факт 6. Большинство цыган исповедует христианство или ислам, но есть и представители других конфессий, хотя их очень мало.
Факт 7. Современных цыган нельзя назвать «кочевым народом», поскольку большинство из них имеют постоянное место жительства и лишь небольшой процент кочует.
Факт 8. Самым страшным наказанием для цыган является изгнание из цыганского общества. Но для таких наказаний нужно сильно провиниться – совершить особо тяжкое преступление, по мнению цыган
Факт 9. Есть у цыган и другие наказания. К примеру, коротко остриженные волосы считаются своего рода символом бесчестия. Причем, провинившихся стригут принудительно, даже с применением силы, если есть такая необходимость.
Факт 10. У цыган существует понятие «скверны». Оно относиться к взрослым женщинам, точнее, к нижней части тела представительницы слабого пола. Все, что ниже пояса у женщины считается оскверненным, в том числе одежда, обувь и даже пол на, котором она стоит.
Факт 11. У цыган не приветствуются интимные отношения до замужества. Даже принято в день свадьбы показывать гостям окровавленную простыню, как доказательство девственности молодой супруги.
Факт 12. Молодожены обычно живут вместе с семьей жениха. Со временем они перебираются в собственный дом, с родителями остается жить только младший сын со своей семьей.
Факт 13. Традиционные пышные юбки у цыганок – свидетельство полунищего существования. Когда подол юбки изнашивался до лохмотьев, цыганка его подрезала, а потом пришивала полоски ткани от старых платьев.
Факт 14. Чрезмерному пристрастию к золотым украшениям у цыганок есть объяснение. Дело в том, что таким образом цыганские женщины страховали себя от нищеты в случае развода. Если муж и прогонит из дому, то серьги-кольца срывать вряд ли будет, а значит голодать не придется.
Факт 15. У цыган чем более успешно женщина воспитывает своих детей (по их же мнению), тем больший почет она имеет, тем весомей её собственное мнение и положение среди цыганского общества.
Факт 16. Европейские цыгане имеют свое национальное блюдо – это жареный или тушенный еж. Говорят, что такое блюдо часто готовили польские и прибалтийские цыгане, когда прятались в лесах во время гонений на их народ в Европе.
Факт 17. Говорят, танец живота, распространенный в арабских странах, также придумали цыгане. Впрочем, эту теорию до сих пор и не подтвердили, и не опровергли.
Факт 18. Если цыган носит одну серьгу на мочке уха, то скорее всего у него нет братьев. У этого народа серьга – отличительный знак единственного сына в семье.
Факт 19. Цыгане в основном занимаются торговлей, коневодством и разными ремеслами: от изготовления ключей и плетения корзин до ювелирного дела.
Факт 20. Есть профессии, которых цыгане избегают, как нежелательные. Считается, что цыгану не пристало быть дворником, работником фабрики или завода, а также (что весьма странно) журналистом.
Факт 21. Среди цыган есть выдающиеся учёные, писатели, поэты, композиторы, музыканты, певцы, танцоры, актёры, режиссёры, спортсмены, историки, политики, священники, миссионеры, художники и скульпторы. К примеру, британский боксер Тайсон Фьюри имеет цыганские корни.
Факт 22. Носителей цыганских генов называют «романо рат». Такие люди, если захотят, могут стать цыганами. «Романо рат» являются такие известные личности, как гитарист группы «Rolling Stones» Ронни Вуд, Чарли Чаплин и другие.
Факт 23. Многие цыгане знакомы с основами гипноза и даже пользуются этими знаниями. Хотя в большинстве случаев с помощью гипноза цыгане обманывают людей ради обогащения.
Факт 24. В 1944 году на территории Польши был уничтожен немецкий концлагерь Освенцим, в котором находилось большое количество цыган из восточной Европы. По официальным данным в этом лагере погибло около 21 тысячи цыган
Факт 25. В мире есть даже «морские цыгане». Они всю жизнь живут на лодках и плотах, и только изредка высаживаются на сушу, чтобы запастись водой, а также другой необходимой для жизни провизией. Вот только к настоящим цыганам они не имеют отношения, потому что являются особой народностью, живущей в прибрежных районах Индонезии, Малайзии и Филиппин.
p.s. При загрузке картинок выдает ошибку 🙁
Почитал всё, но так и не понял, почему я должен изменить своё отношение к цыганам.
это факты из 19 века?
Факт 7. Современных цыган нельзя назвать «кочевым народом», поскольку большинство из них имеют постоянное место жительства и лишь небольшой процент кочует.
кочуют и еще как! Даже в пределах города, от рынка к рынку.
26. В отличии от людей цыганам нравится находится внутри работающих печей.
Как смеете вы грубить женщине, пригласившей нас в свой шатер. и угостившей нас ежом?
Поподробнее про цыган-учёных можно? А то только боксёра озвучили. Хорошо бы ещё про великих поэтов и композиторов. Только не про «нанэнанэ» а что-нибудь более выдающееся. Рэп, например или симфонию какую-нибудь, что ли.
ВЫ ОШИБЛИСЬ! ОНИ НЕ ЖИВУТ ТОЛЬКО НА АТЛАНТИДЕ
1. Не совсем согласен. Цыгане-ромы, которых большинство, очень близки и различаются между собой не больше чем соседствующие славяне. Ломы и домы стоят подальше, но имя одно и традиционные занятия похожи, мне это напоминает иранское разнообразие.
13. Скорее это связано с магирипэн. Поверх юбок еще надевается передник. Но у некоторых цыган традиция уже себя изживает. Слышал, кишиневские чяя даже начали носить джинсы.
20. Цыгане, насколько знаю, избегают подчиненности.
попадалось где-то,в Японии не прижились
А то что ни все биомусор че не указано?
Табор, хорошая попытка.
Почему нужно читать книги
История не моя. Нашел в сети.
— Иди куда шёл. Пааарежу!
Быть зарезанным в другом городе Алексею не хотелось, и он отошёл. Тем временем мужчина отдавал цыганам золотое обручальное кольцо и часы. В Алексее закипело чувство справедливости. Он нащупал в кармане куртки мел, который остался у него после рисования на асфальте с племянницей. Решительно подошёл к толпе. Сел в ногах у мужика. Как в гоголевском «Вие» очертил круг, внутри которого оказался сам и мужик. Поднял руки вверх и как сумасшедший начал орать:
— Анон эдхелен эдро хи амэн! Фенос ногосрим, ласто бех ламен!
Темный огонь тебе не поможет, пламя Удуна!
Возвращайся во тьму, ты не пройдёшь!
Лицо цыгана побелело. Он упал на колени. Потом стал доставать из карманов золотые украшения и складывать в круг из мела. Алексей не мог остановиться и в исступлении орал:
— Возвращайся во тьму, ты не пройдёшь!
Бедный цыган запричитал:
— У меня больше ничего нет! Есть зубы, но мне нужно какое-то время.
Алексей не останавливался:
— Я служитель тайного огня!
В конце концов у входа в жд вокзал остались двое. Алексей встал, отряхнул штаны, и сказал мужику:
— Вот забирай, тут твоё. Ну будь здоров, больше не впутывайся!
Мужик глядел на него ошалелыми глазами.
— Сколько я вам должен за обряд снятия порчи?
Когда мои дети спрашивают меня «Пааап, ну вот зачем читать? Скучно! Можно телик с ютубом посмотреть », я всегда вспоминаю Алексея и того цыгана с золотыми зубами, улыбаюсь и отвечаю словами Фелиции Жанлис:
— Те, кто читают книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор.»
(с) Александр Бессонов
Представляю лицо Толкина, если бы он услышал эту историю:
На чем играют цыгане
Черенков Л.Н.
Российский научно-исследовательский
институт культурного и природного
наследия им. Д.С.Лихачёва
Краткий очерк цыганской истории
До второй половины ХVIII века происхождение и история цыган, к тому времени уже хорошо известных во всех странах Европы, оставались для европейской науки загадкой. Поворотным пунктом возникновения научной дисциплины, именуемой цыганологией, было простое стечение благоприятных обстоятельств. В 1763 году студент Лейденского университета в Голландии венгерский дворянин Иштван Вайи, владевший в какой-то степени цыганским языком, познакомился в Лейдене со студентами из Индии и обнаружил, что их язык имеет сходство с языком европейских цыган. Это открытие, в свою очередь, послужило стимулом для исследований, которые подтвердили и научно обосновали наблюдения венгерского студента. Благодаря трудам таких учёных как И.Х.Рюдигер (1), Г.М.Грелльман (2) и Потт (3), научная гипотеза о происхождении цыган из Индии приобрела аксиоматический характер и в наше время продолжает подтверждаться новыми научными фактами. Чрезвычайно важным подтверждением этой гипотезы явились исследования профессора Университета г.Перт в Западной Австралии Любы Калайджиевой (4), которая с коллегами в течение 10 с лишним лет изучала генетику цыган Европы, сравнивая полученные «генетические маркеры» с соответствующими образцами из Индии. Учёные пришли к выводу, что первая группа цыган, по всей вероятности, около одной тысячи человек, прибыла в Европу 32-40 поколений назад (800-1000 лет).
Лингвисты, антропологи и историки сходятся во мнении, что современные цыгане происходят от индийской социальнопрофессиональной группы (джати) дом, основным занятием которой была музыка.
Согласно установлениям индийской кастовой системы, определённая джати выполняла определённую работу для представителей других джати и каст, таким образом добывая себе средства к существованию. Тот же характер и те же принципы деятельности сохранились у членов джати дом, когда они оказались за пределами Индии в иноэтническом, иноязычном, инокультурном и иноконфессиональном окружении. При этом место более высоких по отношению к ним каст и джати как источника средств к существованию заняло местное население стран, в которых домы (впоследствии приобретшие самоназвание ром в Европе) оказались после выходя из Индии.
Одной из основных особенностей цыганского этноса является то обстоятельство, что он не имеет своей этнической (национальной) территории и представляет собой совокупность множества субэтнических групп, находящихся между собой в горизонтальных связях при отсутствии связующего центра, так сказать – ядра всей конструкции.
Главное для любого цыгана – это его принадлежность к определённой субэтнической группе, а внутри неё к определённому роду (клану, патронимической группе). Всё, что называется цыганским (культура, язык), цыганский индивид воспринимает через призму коллективного опыта своего субэтнического подразделения, своего клана. А коллективный опыт (т.е., традиционная культура) – это обладающий большой живучестью древний индийский субстрат, на который наложился мощный суперстрат, представляющий собой освоенный цыганами опыт этносов, через территорию которых данная цыганская субэтническая группа мигрировала или на территории которых она обитает в настоящее время, Живая традиция цыган находится в процессе интерференции (чаще всего – заимствования и адаптации) с культурной традицией окружающего населения постоянно. и этот процесс никогда не прерывался и не прерывается.
История цыганских музыкантов в Европе
«Цыганская музыка» (10)
Общие музыкальные элементы
1. в о к а л ( многоголосье )
Первая основная характеристика цыганской музыки – три голоса в любом музыкальном произведении, или, по крайней мере в какой-либо его части. Эти голоса могут воспроизводиться пением или же музыкальными инструментами. Обычно, голоса ведут мелодическую линию в терцию или в квинту. В русско-цыганской певческой традиции это воспроизводится пением, а музыкальные инструменты (гитара, реже скрипка, и в настоящее время ещё реже гармонь) только воспроизводят ритм и гармонию. На Балканах же все эти роли играют музыкальные инструменты, например, в духовых оркестрах цыган Болгарии и Македонии.
Даже в традиционных песнях кочевых по происхождению «влашских» цыган – таких, как ловары, которые имеют мелос исторически очень сложного происхождения из банатско-трансильванско-карпатского региона, можно найти это явление, особенно у «влашских» цыган Северо-Востока Венгрии, причём песни исполняются без инструментального сопровождения.
Пожалуй, единственным исключением из этого правила является фламенко, хотя иногда в хоровом исполнении цыганами некоторых традиционных cante jondo эта характеристика присутствует.
2. распределение во времени (синхронность)
С помощью этой характеристики можно легко распознать цыгана в оркестре или ансамбле независимо от того, какой вид музыки исполняется. Это – «атака» или начало вариаций и пения. В классической музыке вариации обычно начинаются на сильную долю, цыгане же имеют обыкновение начинать со слабой доли.
3. ф р а з е о л о г и я
Очень субъективный критерий. Чрезвычайно трудно найти адекватное и точное определение явления, которое называется «цыганская музыкальная фразеология». Музыкальное произведение исполняется с определёнными интонациями и небольшими ритмическими растягиваниями и сжатиями, что напоминает подъём и спад волны.
В зависимости от локальной традиции, от вокального или инструментального исполнения, вариация может начинаться forte, а затем спадать, или же начинаться piano, а затем подниматься до forte.
4. г а р м о н и я
Это характеристика, которая является основной темой в специальных публикациях по цыганской музыке. Говорится о «цыганской гамме», особой гармонии, и тому подобное. Но на самом деле, если общепринятое (европейское) музыкальное воспитание и образование подсказывает, что в этом месте надо ожидать мажорный аккорд, то цыгане обычно замещают его минорным аккордом. Это происходит не всегда и не в каждом случае, но эта характеристика обязательно присутствует при исполнении цыганами любой песни или мелодии.
Цыганская музыка в разных регионах Европы
1. Северная и Западная Европа
Как уже было упомянуто выше, для автохтонных цыган (не поздних экономических иммигрантов) Германии и Северной Франции характерен «цыганский джаз» или «цыганский свинг», называемый некоторыми авторами «джаз мануш» (по самоназванию французских цыган – мануш «человек»). Этот жанр стал неотъемлемой (и, пожалуй, единственной) характерной чертой современной музыкальной традиции немецких и французских цыган. В нём причудливо переплетаются импровизационные манеры нью-орлеанского джаза, с одной стороны, и цыганского музыкального исполнительства, с другой. Синкопа, например, характерна для обеих музыкальных традиций – джазовой и цыганской. Но глиссандо (в наше время не только на скрипке, но и на электрической бас-гитаре) и мелизмы – иногда явно выражено «ориентального» характера – несомненно, более типичны для цыганской музыки и для цыганского звукоизвлечения. Вокальное искусство у этих цыган развито слабо – во всяком случае, т.н. «джазовых певцов» нет. Наряду с «цыганским джазом» у немецких (и австрийских) цыган сохранилась традиция исполнения на немецком языке старинных, почти забытых самими немцами и австрийцами, лендлеров и вальсов, причём манера пения ничем не отличается от таковой у окружающего населения.
На юге Франции и в соседней Испании до сих пор наиболее популярным жанром среди местных цыган является фламенко. Собственно, название «фламенко» подразумевает: 1) инструментальную музыку (токе); 2) танец (байле); 3) пение (канте фламенко или канте хондо); но сфокусировано, в основном, на пении. Канте хондо (cante jondo)– переводится как «глубинное пение», хотя певцы и особенно певицы предпочитают горловое и несколько хрипловатое пение. Скорее всего, термином «глубинное» (jondo) указывается на аутентичность и подлинность исполнения. Канте хондо – протяжное, с внезапными синкопами и даже паузами, обильно орнаментированное пение во фригийском ладе с мажорным тоническим трезвучием. Для этого пения характерен также плавный мелодический рисунок и многократные повторения одного звука.
Канте хондо (канте фламенко) – чисто импровизационная музыкальная традиция. Исполнитель в импровизации использует лишь такие заранее известные технические приёмы и «клише», как ритмическая формула, определённые вокальные приёмы, аккорды (для гитары). Гитара является практически единственным сопровождением пения и танца фламенко.
Исполнение канте фламенко и танцев фламенко сопровождается ритмическими ударами трёх-четырёх пальцев одной руки по открытой ладони другой (пальмас или пальмадас), прищёлкиванием пальцами и кастаньетами. Характерной чертой танца фламенко является сапатеадо – отбивание ритма каблуками танцора, громкий звук отбивания ритма каблуком или подошвой по полу, исходящий от певцов и музыкантов.
2. Россия
Первые цыгане появились в великорусских губерниях из соседнего Великого Княжества Литовского после окончания Северной войны и заключения Ништадтского мирного договора в 1721 году.
В начале XIX века цыгане знаменитого соколовского хора графа А.Г.Орлова-Чесменского получают от него вольную и перебираются в Москву, где благодаря им пышно расцветает русско-цыганская хоровая традиция, распространившаяся и на Санкт-Петербург, поскольку у московских и питерских цыган были тесные родственные связи. Возникают цыганские хоры и в других крупных городах Российской империи. Репертуар хоров изначально – исключительно русские (иногда украинские и даже польские) народные песни, а затем романсы русских композиторов, со временем приобретшие название «цыганские романсы».
Мы не знаем даже приблизительного времени зарождения русской многоголосной хоровой традиции. Хорошо известна русская церковная хоровая традиция, которая перед никонианскими реформами зиждилась на унисонном пении. «Партесное» многоголосье стало применяться в русской православной церкви лишь в 50-е годы XVII века, хотя к тому времени уже было известно на Украине и в Белоруссии. Учитывая, что публичное исполнение песенно-музыкальных произведений сурово осуждалось церковью чуть ли не вплоть до петровских времён, можно предположить, что хоровое многоголосье (несомненно, через церковь) проникает в русскую культуру относительно поздно. 3вучание двух (а зачастую и трёх) голосов в цыганском хоре, новое звуковое «оформление» знакомых песен завораживало русского слушателя. Излюбленным приёмом цыганских исполнителей (особенно солисток и солистов) в хорах было «спаренное» во времени исполнение протяжных, по большей части лирических, произведений с плясовыми песнями. Резкий переход от музыкальных звуков, навевающих элегическое настроение, к шумному, бурному веселью неизменно вызывал восторг у публики.
Исполнение «цыганских» романсов тоже отличалось своеобразием. Текст дополнительно «вокализировался», т.е. группы рядом стоящих согласных звуков «разбавлялись» звуками гласными («паридэтельский завукэ пацилуя разыдалса ва начиной тишине» = «предательский звук поцелуя раздался в ночной тишине»). Эту манеру цыганского обращения с текстами романсов очень хорошо усвоили и использовали исполнительницы «цыганского репертуара» 30-х – 40-х годов ХХ века Тамара Церетели и Кэто Джапаридзе.
В репертуар хоров с течением времени стали проникать и фольклорные «таборные» произведения, также возникшие в результате воздействия русской деревенской песенной культуры. Собственно, очень хорошо прослеживается связь между музыкальной традицией деревенских («таборных») цыган и музыкальной традицией цыган хоровых. В репертуаре хоров появляются такие песни, как «Шэл мэ вэрсты» («Сто я вёрст» – парафраза русского «Всю-то я вселенную проехал»), «Пантелеё» (парафраз русской песни «Пантелей» на слова И.С.Никитина), плясовая «Кон авэла» («Кто едет»), воспевающая удаль лошадиного барышника, и др. От деревенских цыган происходят также русские народные («городские») романсы («Катя-пастушка», «Ой, вы кони мои вороные»), которые исполняются и в наши дни – по-русски, с минимальными изменениями в тексте и с немногочисленными цыганскими вкраплениями. Особый жанр – т.н. «тюремные» песни (бэшыбны’тка гиля’), имеющие очень старую историю и рассказывающие о тяжёлой доли оказавшегося в заключении цыгана.
Мелос русских цыган по происхождению и «основному» звучанию, без всякого сомнения, великорусский, тесно связанный с деревенской традицией Центральной и Северо-Западной России. Существенное отличие цыганского исполнения от великорусского состоит в обильной мелизматической орнаментике песенного произведения, синкопах и зачастую – в перемежающемся ритме.
Ещё в 30-е – 40-е годы ХХ века у русских цыган была популярна манера исполнения, свойственная В.Козину и М.Шишкову, т.е. «размереннолирическая» без излишнего педалирования звуковых возможностей голоса. Положение изменилось с появлением Н.А.Сличенко, обладателя сильного голоса уникальной красоты. Появились подражатели, которые, конечно же, не могли составить конкуренцию выдающемуся цыганскому певцу, но усвоили несколько технических приёмов звукоизвлечения, свойственных ему. В настоящее время цыганские певцы предпочитают forte, причём часто это достигается за счёт громкого горлового пения. Похоже, что сейчас среди цыганских исполнителей-мужчин совершенно не встречаются басы.
У деревенских русских цыган излюбленным инструментом кроме гитары была гармонь в различных модификациях. При исполнении на гармони (баяне) и русских, и цыганских произведений используются те же приёмы, что и в цыганском пении – двух-трёхголосье, синкопирование, обильная мелизматика.
Цыганские хоры благополучно просуществовали в обеих столицах Российской империи до Октябрьской революции 1917 года, но не пережили её в связи с резким уменьшением клиентуры. С созданием в 1931 году цыганского театра «Ромэн» и возникновением цыганских эстрадных ансамблей делаются попытки (временами небезуспешные) возродить старинное хоровое искусство русских цыган.
Русское цыганское музыкальное творчество и старой, и новой традиции чрезвычайно популярно не только среди близкородственных русским цыганам таких субэтнических групп, как литовские, польские и латышские цыгане (у которых традиционный фольклор почти совершенно вытеснен русско-цыганскими фольклорными и эстрадными произведениями), но и среди украинских, крымских, молдавских и закарпатских цыган.
Русско-цыганские песенно-музыкальные произведения (на финском языке) составляют значительную часть репертуара финских цыган каалe, предки которых прибыли в Финляндию из Швеции в XVI – XVII веках. Финские цыгане, среди которых очень успешно действуют миссионеры церкви пятидесятников, создают и песни с религиозной тематикой (типа протестантских псалмов) на цыганском и финском языках.
3. Румыния
4. Северо-карпатский регион
Традиционный мелос словацких (живущих ныне в большом количестве в Чехии), южнопольских и закарпатских цыган – венгерского и словацкого происхождения. Текст песен обычно на цыганском языке, поэтому в общественном сознании цыган эти песни являются цыганскими. Некоторые образцы местного цыганского фольклора, благодаря кинематографу и другим СМИ, стали известны за пределами региона.
Яркий пример, песня «Яблочко» (А’ндро вэ’рдан дрyкос на’нэ), исполненная в фильме режиссёра Э.Лотяну «Табор уходит в небо» самодеятельным ансамблем закарпатских (словацких) цыган. Инструментальная музыка, исполняемая цыганскими оркестрами, состоящими из скрипок (примы и вторы), контрабаса, цимбал и кларнета, также венгерского или словацкого происхождения с традиционными для региона жанрами «халлгато», «вербункош» и «чардаш». В исполнении этих произведений цыганами всегда присутствует импровизация с использованием традиционных синкоп, глиссандо, вибрато и «фальшивой трели».
5. Южнобалканский регион
1. Rudiger Johann Christian. Von der Sprache und Herkunft der Zigeuner aus Indien. – Leipzig, 1972.
2. Grellmann Heinrich Moritz. Die Zigeuner. Ein historischer Versuch uber die Lebensart und die Verfassung. Sitten und Schicksale dieses Volk in Europa, nebst ihrem Ursprunge. – Dessau u. Leipzig, 1783.
3. Pott August Friedrich. Die Zigeuner in Europa und Asien. Ethnographischlinguistische Untersuchung, vornehmlich ihrer Herkunft und Sprache, nachgedruckten und ungedruckten Quellen. – Halle, 1844/45.
4. Kalaydjieva Luba. Genetic studies of the Roma (Gypsies) – BMC Medical Genetics. 2:5, 2001.
5. Zirojevic, O. Romi na podrucju danasnje Jugoslavije u vreme turske vladavine. In: Glasnik Etnografskog Muzeja Sarajevo 1981, 45, p. 233
6. Sarosi, B. Ciganyzene. Budapest,1971, 55 ff.
7. Vaux de Foletier, F. Mille ans d’histoire des Tsiganes. P., 1970., p. 136.
8. Kogalnitchan, M. Une breve esquisse sur l’histoire, les moeurs et la langue des Cigaines. Berlin, 1837, p. 16.
9. Popp-Serboianu C.P. Les Tsiganes: l’histoire – ethnographie – linguistique – grammaire – dictionaire. P.,1930,p. 65.
10.При написании этого раздела активно использовались материалы из статьи моего коллеги и соавтора господина Штефана Ледериха (Laederich St.), опубликованной в журнале Швейцарской федеральной комиссии против расизма Tangram, 1997, No 3.)
11. Tcherenkov L., Laederich S. Rroma. Basel, 2004. Vol.2, p.703-707.