На чем катаются скейтеры
Скейтбординг. Виды и особенности. Плюсы и минусы. Скейт
Скейтбординг — один из самых распространенных и зрелищных видов экстремального спорта, представляющий собой катание на специальной доске — скейтборде. Несколько стилей катания позволяют заниматься скейтбордингом как профессионально, так и любительски, в качестве увлекательного времяпровождения. Любой желающий, независимо от пола и возраста, может вступить в ряды скейтбордистов. Это не только увлекательно, но и положительно влияет на организм: улучшается осанка, развивается чувство баланса, больше времени проходит на открытом воздухе.
В 2017 г. скейтбординг получил олимпийский статус. В 2020 г., на Олимпиаде в Токио, скейтбордисты впервые будут сражаться за медали.
История развития скейтбординга
По общепринятой версии скейтбординг зародился в 1950-х гг. на пляжах Калифорнии, так сказать, вышел из моря на сушу. В ожидании волн серферы тренировались на досках с колесами. Бытует и другое мнение: прародителем скейтбординга стало экстремальное увлечение, появившееся до начала Второй мировой войны, — катание по дорогам на досках и в ящиках с колесами. К доске или дну ящика умельцы крепили колеса из подшипников, а затем при помощи крючковатых палок цеплялись к автобусам или грузовикам и неслись по трассам с большой скоростью. Это занятие получило большое распространение в Европе, США и СССР.
Имя того, кто придумал скейтборд, не осталось в истории, однако он первым понял, что для езды на доске необязательно цепляться за что-либо. И в начале 60-х годов уже было изготовлено несколько партий изделий под названием Roller Derby.
А вот в современном виде скейт сконструировал Лари Стивенсон, бывший серфер и владелец спортивного журнала Surf Guide. Свое изобретение он назвал Makaha Surf & Ski Skateboard. Стивенсон организовал крупную рекламную кампанию для продвижения своего изделия, а также провел первые состязания среди юных скейтбордистов. Они имели развлекательные цели, но послужили формированию первых команд скейтбордистов, участники которых вытворяли поразительные для того времени вещи: ездили на руках, перепрыгивали через препятствия.
В 1964 г. Лари собрал свою команду, отличавшуюся высоким профессионализмом. Многие из ее членов пришли из серфинга. Команда Стивенсона именовалась «Hobie skateboards».
Почти 10 лет Makaha не имел конкурентов на рынке. Всего за эти годы было произведено около 4 миллионов досок. Катающихся на дорогах стало так много, что полиция уже не считала это безопасным: молодых людей подвергали штрафу и даже аресту. Это привело к снижению спроса на скейтборды, производители стали испытывать некоторые затруднения, и скейтбординг на время приостановил свое развитие.
Новый всплеск развлечения пришелся на начало 1970-х гг. Это было связано с двумя важными для скейтбординга изобретениями:
Последние имели 2 существенных преимущества по сравнению со своими предшественниками: компактность и надежное сцепление с поверхностью. Проводились эксперименты и с материалами для самой доски. В итоге все производители сошлись на том, что оптимальным вариантом является кленовая фанера. С этого времени производством скейтбордов занялось множество различных фирм с которыми Стивенсон не уставал судиться.
В 1970-80 гг. появилось много команд и журналов, однако бурного развития скейтбординг не имел. Пика своего развития он достиг в 1995 г., когда появились первые «Экстремальные игры». А с 2004 г. отмечается Международный день скейтбординга.
Как устроен скейт
В конструкции доски на колесах всего 4 основные детали:
Скейтбординг как вид спорта
Стилей катания выделяют три:
Стрит-скейтбординг получил наибольшее развитие. Спортсменов на скейтах, преодолевающих преграды в виде скамеек, перил, ступенек, можно встретить в любом уголке планеты.
В основе мастерства лежит умение принять необходимую стойку и выполнить акробатическую комбинацию. Стоек существует две группы:
Простейшая стойка имеет вид: правая нога на доске перед левой, а левая выступает толчковой. Допустимо делать наоборот, это не принципиально. От этой стойки происходит целый ряд других, и каждая имеет свое название.
В качестве примера стойки для выполнения трюков можно привести nollie stance — передняя нога размещается на носу и производится щелчок. От нее происходит другая — fakie, или движение спиной вперед, в то время как передняя нога стоит на носу доски. Понятно, что ездить в таких позах долго невозможно.
Акробатические элементы тоже имеют свою классификацию на те, что выполняются при езде по улице, и те, что предназначены для рампы.
К базовым трюкам относится ollie — доска отрывается полностью от поверхности, после чего движение продолжается. Несмотря на видимую простоту выполнение ollie достигается не за одну тренировку. Другие элементы происходят от данного прыжка.
Почему людям нравится кататься на скейте
Те, кто любит скейтбординг, выделяют несколько причин своей симпатии к этому виду спорта:
Польза и противопоказания
Скейтбординг — не только развлечение, но и полезное для здоровья занятие. Положительный эффект от тренировок проявляется в:
Езда на скейте более продуктивна для похудения, чем кардио-тренировки, ведь за 30 мин. катания в спокойном темпе по ровной дороге сжигается порядка 300 калорий. Для сравнения: бег трусцой расходует энергии на 30% меньше. А те, кто давно занимается скейтбордингом, знает: 30 минутами не обойдешься, если вышел кататься, то делаешь это до усталости.
Однако доля экстремальности в этом спорте обусловила и наличие противопоказаний, таких как:
Юные спортсмены допускаются в скейтбординг с 5 лет, раньше это считается опасным. С 5 до 10 лет занятия проходят под присмотром инструктора. А вот в 15 лет подросток уже может владеть своим телом, центр тяжести полностью сформирован, что исключает падения и позволяет самостоятельно выполнять сложные комбинации.
Современное развитие скейтбординга
Сегодня оборудованные площадки для занятий скейтбордингом появляются во всех крупных городах. На них создаются парки — специальные комплексы из разнообразных препятствий, а также устанавливаются тренажеры для улучшения физической формы спортсменов. Открываются клубы поклонников скейтбординга различных стилей.
Скейтбординг в современном мире стал не просто спортом, а целой молодежной субкультурой. Любители езды на скейте отличаются одеждой, стилем общения, музыкальными предпочтениями и особым сленгом в речи. В то же время он объединяет самых разных людей любых национальностей.
В 2004 г. у дисциплины появился свой праздник — Международный день скейтбординга. А пришел он из США, где катание на скейтах долгое время было запрещено. 21 июня 2004 г. группа смельчаков выступили против этого, заменив на всех плакатах, гласящих «No Skateboarding» одну букву, в результате чего получилось «Go Skateboarding». Эта дата вошла в историю как День скейтбординга. Его отмечают поклонники катания на доске по всему миру. А Ассоциация Скейтборд Компаний перевела этот праздник в разряд профессиональных.
Вот и лето пришло. Если в вас проснулось неутолимое желание освоить что-то новое, обратитесь к скейту. На общественный транспорт тратиться не надо, плюс можно научиться виртуозным трюкам. Главное — сохранить честь, достоинство и равновесие, чтобы не оказаться в травмпункте. Когда пойдете в магазин, там вам скажут, что скейтборды могут быть сборной модели, а могут комплектоваться из отдельных частей. По такому поводу попросили редкого, словно обитатели Красной книги, белорусского райдера дать несколько советов.
Говорит Антон Батауллин, один из немногих белорусских райдеров, который вместе с ребятами мутит продажу скейтов в Минске и вообще профессионально занимается скейтбордингом. Нет, то есть отечественных изделий такого рода в природе не существует. Но есть марка Family skateboards, которая приводит в готовый вид иноземные комплектующие.
— Соотношение цена — качество в спортивных магазинах и на рынках более-менее нормальное. 30—50 рублей — и у тебя уже есть доска, на которой можно пробовать кататься. Другой вопрос, что при интенсивной езде ее можно сломать за день-два. Хотя может вмешаться случай, и ты останешься без топовой доски за час использования. Тут много моментов надо учитывать.
Профессиональные райдеры в среднем меняют доску раз в три недели.
— Мое мнение, может, кто-то считает иначе. Лучше немного вложиться, чтобы потом не покупать снова и снова. Либо же приобрести хороший подержанный скейт. Спорт довольно дорогой. Деки (доски) меняются часто. Хорошего уровня доска дешевле 60 рублей стоить не будет. Вилка на полностью собранный скейт… Ну, долларов 80—90 выходит. 30 долларов — изделия попроще. Топовой топ — 200 долларов.
— Если ты уже долго катаешься, то не воспринимаешь скейт как что-то цельное. Есть доска, шкурка, колеса, подшипники, подвески. Но главный расходник, конечно, дека. В идеале она делается из канадского клена. От шести до девяти слоев. Они улучшают щелчок. Когда выполняешь какой-то трюк, надо надавить на доску задней ногой, чтобы она оттолкнулась от земли. Момент касания декой земли и называется щелчком. В среднем ребята берут доску на семь-восемь слоев. Каждый дополнительный — это 200 граммов, но все стараются облегчить скейт.
Ширина деки — еще один важный критерий выбора. Очень доступны размеры (в дюймах, в расчете 1 дюйм = 2,54 см) от 7,5 до 8,5. Самый ходовой — 8 дюймов.
— Нужна какая-то точка отсчета. Если почувствуешь, что доска узкая, можно взять больше. Вообще, все зависит от размера ноги. Если у тебя 43-й, то 8,2 подойдет. Если 45-й, надо больше, а то нога будет свисать. Но это тоже дело вкуса.
Мировые лидеры по производству дек — конторы Flip, Baker, Foundation, Powell, Enjoy, Plan B. В последнее время развиваются русские ребята. Делают довольно качественно. Подтягиваются белорусы.
— На доску клеится наждачка. Не любая из магазина хозтоваров — специальная. Фиксируется просто. Достаточно видео посмотреть какое-нибудь и закрепить. Наждачка для дек клеится, как стикер, после ножом для резки бумаги устраняется все лишнее. Наждак затем затирается по силуэту. По времени — минут пять.
Потом нужно закрепить подвеску. Это тоже довольно просто. Болты протыкают приклеенный наждак, траки (подвески) крепятся и фиксируются. Лидерами в производстве этой детали считаются ребята из компании Independent.
— Честно, довольно дорогие, но подвеска — тот случай, когда скупиться не стоит. Если брать конторы попроще, то средняя цена составляет 75 рублей.
Траки средней высоты удовлетворяют большинство скейтеров, хотя они могут быть высокими или низкими. Все зависит от стиля катания. Низкие подходят для колес с маленьким диаметром (50—53 мм). Низкие подвески обеспечивают дополнительную стабильность во время трюков. Средние подходят как для парка, так и для улицы. Рекомендуемый размер колес — 53—56 мм. Высокие нужны для колес большого диаметра: 56 мм и больше.
— Прежде чем вставлять колеса в траки, нужно разобраться с подшипниками. Есть фирма Bones wheels. Лидер в этом сегменте. То есть лидера по производству готового изделия нет. Есть лидеры по производству конкретных запчастей. В общем, вставляем по два подшипника с двух сторон колеса. Просто надавливаете до упора. Они прекрасно входят.
Колеса, чтобы жить счастливо, стоит выбирать в зависимости от покрытия.
— Есть твердые, есть мягкие. У нас очень много брусчатки, для гладкого катания лучше мягкие варианты. Не так будет ощущаться вибрация. Для катания по фигурам лучше колеса потверже. То есть вы поняли, что райдер должен уметь сам все собрать и починить. Так жить проще.
Как выбрать скейтборд и чем он отличается от лонгборда и вейвборда
«Эльдоблог» расскажет, как правильно выбрать скейтборд для начинающих.
Содержание
Правильно выбираем скейтборд: на что обратить внимание
Чем отличается скейтборд от лонгборда и вейвборда?
Как собрать скейтборд самостоятельно? Пошаговая инструкция
Советы по выбору скейтбордов
Правильно выбираем скейтборд: на что обратить внимание
Размер доски — длина и ширина
Дека — это верхняя часть скейтборда, на которую ставятся ноги. Она делается не из массива, а из нескольких слоёв материала — канадского или китайского клёна, а также пластика. Ширина деки измеряется в дюймах и варьируется от 7,5 до 9″ (от 19 до 23 см).
Решая, какой скейт выбрать, ориентируйтесь на:
7,75–8,25″ — для катания на улице и в парках, 8,25–8,5″ — для катания в скейт-парках и мини-рампах (конструкции для скольжения и небольших вылетов с высотой не больше 2 м). От 8,5″ — для пулов (специальных спортплощадок для скейтеров) и рамп.
Широкая дека используется для катания в рампах и пулах за счёт увеличенного расстояния между колёсами и большей устойчивости.
С ростом от 190 см и размером ноги от 44-го подойдёт дека пошире — от 8,25″. Ширина деки скейта для ребёнка ростом не выше метра — до 6,6″, для ребёнка в возрасте 6-8 лет — до 7″, а для подростка — 7,2-7,4″.
Длина деки скейтборда — 28–33«. Чем шире дека, тем она длиннее. Длина не приоритетна при выборе, потому что почти не влияет на катание.
На создание более длинных моделей уходит больше материала, поэтому они стоят дороже. На цену влияет и материал. Самый бюджетный вариант — пластик (от 890 рублей). Спрессованный канадский клён — топовый материал (от 4 350 рублей). И чем больше в деке слоёв, тем дороже модель.
Подвески
Это металлические части под декой, на которых крепятся колёса. Они нужны, чтобы доска при езде могла поворачивать. Подвески не могут быть шире деки — управлять таким скейтбордом будет сложно.
Допустима ширина подвесок чуть уже деки, а идеальный вариант — в один уровень с её шириной.
Также важна высота подвесок: low (низкие — для колёс с диаметром 50-53 мм), medium (средние — для колёс 53-56 мм) и high (высокие — для колёс 56+ мм). Низкие подвески хороши для технического катания и трюков. Универсальные средние выбирают для ребёнка, подростка или начинающего райдера, чтобы кататься на улицах и в парках. Высокие подвески ставятся на скейты для катания в пуле и памп-трэке (специальной трассе без ровных участков).
На цену скейтборда влияют строение, прочность и вес подвесок. Модели с лёгкими подвесками из алюминия стоят дешевле (от 890 рублей) — подойдут новичкам. Профессионалы выбирают варианты подороже (от 3 990 рублей) из упрочнённого стального сплава.
Колёса
Распространенный диаметр скейтовых колёс — 52–56 мм. Чем меньше цифра, тем быстрее ускорение, но ниже постоянная скорость. Подходит для катания в среде с препятствиями — в стрите и парке, где нужно разогнаться с двух толчков. Большой диаметр нужен для обычной езды, где важна скорость.
Жёсткость колёс измеряется по шкале, именуемой «твёрдостью по Шору». Для колёс скейтборда обычно применяется шкала А (более жёсткая B встречается редко — это супержёсткие колёса выше 100А для профессионалов). Для трюков нужны жёсткие колёса (98А—100А и больше), для плавного катания — мягкие (78А—85А).
Самые дешёвые модели могут иметь колёса из силикона или гелия, но такие скейты скорее игрушка, а не спортинвентарь.
Подшипники
Скорость разгона скейтборда зависит от класса подшипников. В характеристиках скейтов они обозначаются аббревиатурой ABEC, а их класс — цифрами от 1 до 9. Подшипники низкого класса — ABEC 1 и 3 — предусмотрены для начинающих, которым не нужна высокая скорость. ABEC 5, 7, 9 — для профессионалов.
Начинающим в городских условиях лучше выбирать 3 или 5 уровень скорости вращения — чем ниже класс, тем подшипники надежнее, они медленнее забиваются пылью и песком и реже ломаются. Цифры выше целесообразны для катания на специальных чистых и гладких треках.
Крепёж
Для одного скейта нужно 8 болтов и 8 гаек. Болты берутся либо под крестовую отвёртку, либо под шестигранник. Их выбор зависит от удобства использования — многим комфортнее откручивать болты с шестигранной головкой, но лучше попробовать оба варианта, чтобы выбрать приоритетный.
Размеры крепежа, прописываемые в характеристиках:
Чем отличается скейтборд от лонгборда и вейвборда?
Скейтборд — это доска с вогнутыми частями спереди и сзади деки. Они нужны, чтобы лучше чувствовать доску во время выполнения трюков, вращения, катания в радиусах и на плоскости, ведь скейтбординг — трюковое катание. Их цена — от 890 до 3 990 рублей.
Лонгборд — более прочная версия скейтборда. Она выдерживает большую нагрузку и разгоняется быстрее. Классическая форма — pintail, заостренная, плоская и похожая на хвост утки. Цена — от 1 350 до 8 890 рублей.
Вейвборд — модель из двух отдельных платформ, соединенных между собой пружиной. Такая конструкция нужна для большего контроля и улучшенного управления во время катания. Цена — от 1 680 до 7 990 рублей.
Для скейт-парков и трюков на рампах и перилах, выбирайте скейтборд. Он развивает небольшую скорость и идеален для манёвров, выполняемых профи.
Лонгборд подойдёт для прогулок по городу и в парках, для катания по склонам холмов. Он плавно движется, мягко входит в повороты и развивает высокую скорость. Новичкам, которые начинают с простого катания, лучше выбирать лонгборд.
Вейвборд более универсален — подвески, которые крутятся на 360°, позволяют выполнять трюки (лавировать между конусами и прыгать, полностью поворачиваясь вокруг своей оси), но он подходит и для простого катания. На вейвборде не нужно отталкиваться ногой, поэтому вы сможете долго оставаться на доске и даже ехать в горку без особых усилий. Вейвборд устойчив за счёт большого расстояния между колесами. Вместе с низкой скоростью это качество делает его хорошим вариантом для детей и новичков, которые учатся кататься.
Размер и форма
Лонгборд, в отличие от скейтборда, имеет длину до 1,5 м. Скейтборды не бывают больше метра. Общая длина любительского вейвборда — в среднем 84–86 см. Профессиональные модели вейвбордов короче (до 70 см), чтобы расстояние между ногами райдера было меньше и он мог выполнять агрессивные трюки.
Нос и хвост лонгборда полностью плоские и ровные, а у скейтборда они загнуты вверх, что облегчает выполнение сальто и трюков.
Скейтборды имеют неизменную форму popsicle, похожую на эскимо. Лонгборды бывают симметричными/асимметричными, в округлой или fish tale форме (похожи на рыбий хвост), с различными изгибами.
Платформы вейвборда соединены не статично — подвижная соединительная пружина закручивается в разные стороны. Из-за такой конструкции райдер не отталкивается ногой от поверхности: ему нужно перемещать массу тела из стороны в сторону, чтобы начать движение на доске.
Материал и гибкость деки
Тонкая и гибкая дека скейтборда из кленовой древесины или пластика даёт стабильность и пружинистость, которые нужны для изучения трюков.
Большинство лонгбордов созданы для набора максимальной скорости при катании по ровной поверхности и спуске с холма. У них деки толстые и жёсткие, с небольшими изгибами для поддержания устойчивости. Материал — твёрдая древесина (клён, дуб, ясень, бук, берёза). Для укрепления конструкции материал может быть гибридным — древесина плюс эпоксидная смола или стекловолокно.
Жёсткие платформы вейвборда сделаны из высокопрочного пластика, так как при простом катании и выполнении трюков роль играет не их гибкость, а соединительная пружина.
Колёсная система
Её основные элементы — подвески и колёса.
На скейтборде подвески жёсткие и узкие для стабильности на приземлении после прыжка. По размеру подвески не превышают ширину деки — это упрощает выполнение трюков.
В лонгборде используется RKP-подвеска (более широкая и поворотливая реверсивная подвеска) для плавной езды на большие расстояния и скоростных спусков. Подвески могут быть шире деки.
Подвеска на вейвборде обеспечивает поворот колёс на 360°. Она крепится посередине каждой платформы, чтобы нагрузка на доску распределялась равномерно.
Колёса на все варианты досок делаются из полиуретана разной жёсткости.
На скейтбордах они жёстче и с диаметром 49-70 мм для лёгкого скольжения. Колёса лонгборда мягкие и большие (62-99 мм) — обеспечивают плавную езду по разным типам поверхностей — на галечной дорожке или на пути с препятствиями в виде трещин и «лежачих полицейских» на дороге.
У любительских моделей вейвбордов предусмотрены два жёстких полиуретановых колеса, устойчивых к износу. Их диаметр варьируется от 60 до 80 мм.
Новичкам, впервые вставшим на вейвборд, лучше выбирать модели с колёсами меньшего диаметра (60–65 мм), чтобы учиться разгоняться. Опытные райдеры покупают доски с большими скоростными колёсами.
Как собрать скейтборд самостоятельно? Пошаговая инструкция
Каждый скейтборд состоит из деки с наклеенной на неё шкуркой (лист с наждачной противоскользящей поверхностью), подвесок и крепящихся к ним колёс, а также фурнитуры — болтов, гаек, подшипников и подкладок.
1. Наклейте на доску шкурку с абразивным покрытием, обрежьте торчащие края острым канцелярским ножом и пройдитесь по периметру наждачной бумагой, чтобы сделать края гладкими.
2. Острым инструментом, например шилом, сделайте восемь отверстий для винтов в наклеенной шкурке (на месте уже имеющихся отверстий в самой доске). Вставьте винты. Важно! Выбирая длину винтов, сразу делайте расчёт на толщину деки, подкладок и подвесок.
3. Приложите подкладки и подвески так, чтобы отверстия в них совпали с расположением винтов.
4. Наживите на винты гайки и крепко закрутите крест-накрест.
5. Совместите колёса с подшипниками: снимите боковые гайки с подвесок, наденьте на ось подвески подшипник, сверху положите колесо и вдавите подшипник в колесо усилием рук. Аналогично впрессуйте в колесо второй подшипник. То же самое сделайте с каждым колесом.
6. Собранные колёса наденьте на оси подвесок и закрепите гайками. Прикручивая колёса, не перестарайтесь — для свободного хода идеально оставить свободными пару миллиметров.
А самый простой способ сделать скейтборд — напечатать его на 3D-принтере. О том, что можно ещё напечатать на 3D—принтере мы рассказывали ранее.
Советы по выбору скейтбордов
Выбирая скейтборд для ребенка или начинающего, а также опытного райдера, обращайте внимание на:
1. Материал доски. Канадский клён прочный и долговечный, но стоит гораздо дороже (от 3 990 рублей), чем скейты из китайского клёна, которые быстрее выходят из строя. Пластиковые доски долговечные и бюджетные (от 1 440 рублей), но и более скользкие.
2. Количество слоёв основания. Чем их меньше, тем скейт легче. Тонкие модели более хрупкие. Для сложных трюков подойдут девятислойные скейтборды, а для обучения — более лёгкие семислойные.
3. Колёса. Модели с маленькими колёсами диаметром 49-70 мм быстрее набирают скорость, а колёса большого диаметра (70-99мм) хуже разгоняются, но дольше катятся. Мягкие полиуретановые колёса удобны на неровной поверхности с препятствиями, а высокоскоростные из жёсткого полиуретана — на ровном дорожном покрытии.