На чем летали аватары
Планер Аанга
В сериале Аанг использовал два планера-посоха: оригинальный планер магов воздуха и планер, который ему сделал Механист.
Первый планер Аанга [ ]
Убегая из Южного Храма Воздуха, Аанг захватил с собой планер. Вероятно, у каждого монаха был личный планер. (« Шторм »)
Аанг использовал его для полётов и как вспомогательный предмет при магических пассах.
Во время схватки с Джетом Аанг повредил одно из крыльев планера, но затем смог восстановить его. (« Джет »)
Аангу пришлось расстаться с планером после того, как он, желая вернуть свою честь, полетел в одиночку через шторм, чтобы сразиться с Хозяином Огня Озаем. Аанг ещё не до конца восстановился от раны, которую ему нанесла Азула, поэтому не сумел справиться с ветром и упал в океан. Затем он использовал планер как парус для виндсёрфинга, вставив один из концов крыла планера в отверстие на доске, проплывавшей мимо. Однако шторм усилился и большая волна опрокинула хрупкую конструкцию. Аанг всё-таки добрался до острова, где встретился с друзьями. Покорёженный планер также выбросило на берег. Когда Аанг увидел его, он поднялся к вулкану и сжёг планер, чтобы никто больше не сомневался в смерти Аватара. (« Пробуждение »)
Второй планер Аанга [ ]
Аанг путешествовал без планера до дня Чёрного Солнца, когда прибывший на помощь вторжению Механист подарил Аватару новый планер собственной конструкции. Сечение посоха было круглым, планер был тоньше и оснащён синего цвета крыльями: большими спереди и маленькими сзади. Для размещения крыльев на концах посоха были утолщения. Руки Аанга помещались на специальных ручках. Повернув правую ручку, можно было открыть особый отсек, куда Механист поместил конфеты. (« День Чёрного солнца, часть 1: Вторжение »)
Аанг использовал планер так же, как и свой первый планер, хотя меньшая площадь основных крыльев не позволяла ему создавать столь мощные воздушные потоки, как в случае с первым планером.
Аанг не взял планер с собой, когда в бессознательной состоянии отправился к льву-черепахе. (« Комета Созина, часть 1: Король Феникс »)
Катара использовала его, чтобы, с помощью ширшу, попытаться разыскать пропавшего Аанга. (« Комета Созина, часть 2: Старые учителя »)
После окончания войны Аанг вернул свой планер и продолжил использовать его. («Обещание, часть 1»)
Во время поисков мамы Зуко Азула спрыгнула с летящего Аппы. Аанг бросился за ней на планере и поймал принцессу, но та прожгла дыру в крыле. Аанг совершил жёсткую посадку и упустил Азулу. («Поиск, часть 1»)
AT-99 Scorpion
Летательный аппарат ВВП
Огневая поддержка; прикрытие с воздуха во время добычи полезных ископаемых
12,2 метра в длину,
8,73 метра в ширину,
3,51 метра в высоту
С помощью системы мгновенного наведения «Скорпион» способен с точностью 98,4% уничтожить любого противника на земле или в воздухе. Этот конвертоплан зарекомендовал себя как надежное и эффективное средство борьбы с повстанцами в условиях города или в джунглях, в которой важными критериями успеха являются точность, скорость и маневренность.
Содержание
Описание [ ]
История [ ]
Характеристики [ ]
Впрочем, при всех своих «плюсах» «Скорпион», как и все вертолеты конца XXI века, имеет один серьёзный недостаток: если лопастная система повреждена достаточно, чтобы вызвать расцентровку на концентраторе винта или выброс лезвия, вертолет получит серьёзные повреждения в результате центробежной силы мусора, отлетевшего в сторону корпуса. Затем немедленно следует ассимметричный снос, который вызывает неконтролируемую «бочку», а затем, естественно, крушение. Этот дефект компенсируется за счет ударопрочной керамики и углеродных нанотрубок в круговых ободах, которые защищают винт. Эти обода являются достаточно надежными и могут выдержать значительные удары. Они также не позволяют лопастям контактировать с препятствиями, когда вертолет эксплуатируется в сложных условиях — скажем, при полете через кроны деревьев. Это делает вертолеты идеально подходящими для воздушных операций в небе Пандоры, среди тропических лесов и парящих гор. Специальные «противолианные» резаки специально были добавлены на передние кромки корпуса и защитные обода, чтобы не дать растительности забивать роторы. Они направляют любые опасные ветви и лианы на режущие кромки, очень похожие на устройства для разрезания проводов ЛЭП, которые использовались на вертолетах Земли в течение двух столетий.
Как и P-39 «Аэрокобра», «Скорпион» представляет собой легкую, маневренную и адаптируемую летающую платформу. Стандартная конфигурация включает в себя два передних орудия, ракетные стойки на основном крыле, нижние пилоны в середине фюзеляжа, а также ракетные контейнеры на нижнем пилоне спереди. На Пандоре «Скорпион», как правило, загружен восемью ракетами «воздух-воздух» Hawkeye Hellfire и десятью ракетами класса «воздух-земля» ТК-411. Композитные трехлопастные винты составляют 5,49 метра в диаметре, и накладываются друг на друга в коаксиальной конфигурации. Есть две соосные системы, по одной с каждой стороны, представляющие собой пилоны, в которых монтируются винты. Пилоны закрепляются под углом восемь градусов вверх (стандартный угол для стабильной работы сдвоенной канально-винтовой системы.) Подъемная сила может увеличиваться или уменьшаться общим шагом (углом наклона вообще и лопастей в частности) системы винтов, которая приводится в действие сервоприводами, установленные в основании каждой из шести лопастей. Общий шаг контролируется стандартного типа регулятором, расположенным под левой рукой пилота, нажатием вверх или вниз.
Винты в свою очередь, при постоянных оборотах в минуту, с общим шагом, суммарно создают подъемные воздушные колонны. Постоянная частота оборотов в минуту поддерживается бортовым компьютером. Дросселя (ручная регулировка) используются пилотом только при ручном управлении, и, как правило, стопорятся в походном режиме. В условиях боевых действий или аварийном состоянии, дросселя могут в полностью открытом положении дать 120% от стандартной мощности, но это приближает скорость лопастей к скорости звука, что в атмосфере Пандоры сокращает жизнь винтовой системы из-за сильной вибрации. При зависании и на малых скоростях полета общий шаг корпуса соотносится с шагом винтов. Угол тангажа (наклон носа вверх-вниз) управляется джойстиком в правой руке пилота, установленного на правом подлокотнике. Крен регулируется за счет разницы общего шага в левой и правой винтовых системах. Регулируется все той же системой сервоприводов, управляется наклоном джойстика влево и вправо. Рыскание (поворот) совершается посредством разворота винтов правого и левого борта на противоположные углы относительно друг друга. Рысканье контролируется педалями, традиционными ещё со времен первых моделей вертолетов. Перемещение вперед и назад осуществляется посредством одинакового наклона винтов правого и левого борта. Для ускорения вперед, левый и правый пилоны направляют свои воздушные колонны в корму, а для замедления — наоборот. Любая система соосных, противоположно вращающихся винтов имеет нейтральный крутящий момент (поэтому и не нужен хвостовой винт), следовательно, пилоны не имеют углового сноса при рыскании, или ускорении и торможении.
Существует незначительный маятниковый момент в подъемной системе, который обеспечивает стабильность в режиме зависания, что приводит к характерному «зарыванию носом», при ускорении из положения зависания, но эта особенность не видна на высоких скоростях, благодаря стабилизирующей роли хвостового оперения «Скорпиона». Силовая установка состоит из двух турбогенераторов мощностью 1970 л.с., 1469 кВт, питание идет по общей распределительной линии. От главной силовой линии отходят две побочные, которые питают два независимых движка, расположенные на соответствующих бортах, а не в центре. Существует резервный ультраконденсатор, который может поддерживать частоту оборотов в минуту в течение двух минут, в случае полного отказа двигателя.
Применение [ ]
«Скорпион» обеспечивает защиту практически всем наземным подразделениям RDA, и способен летать практически в любых условиях, хотя, скажем, в тех же горах Аллилуйя, где не существует точных полетных карт, а аппаратура вертолета выводится из строя сильным электромагнитным вихрем, пилоту «Скорпиона» приходится полагаться исключительно на собственные глаза и уши. Время от времени «Скорпионы»-патрульные подвергаются нападениям диких банши, медуз, и очень редко (обычно сведения о таких происшествиях просто не достигают базы) — большого леоноптерикса, после встречи с которым конвертоплан в большинстве случаев терпит крушение. Иногда нападения совершают и охотники-На’ви верхом на своих банши, однако их нападения носят хаотичный характер, и редко представляют угрозу для патрульной группы из двух-трех «Скорпионов». Броня вертолета может выдержать прямое попадание стрелы, однако ходят слухи, что выстрел На’ви при пикировании может задать стреле достаточную скорость (скорость стрелы, выпущенной из лука — до сорока метров в секунду, плюс 120 узлов — скорость пикирования банши), что позволит двухметровой стреле пробить броню «Скорпиона» с небольшого расстояния. Пилотов, которые пережили бы подобное нападение, никто не видел, и RDA, как правило, не тратит время на расследование подобных инцидентов — тем более, что, как бы то ни было, для Пандоры вряд ли найдется конвертоплан, что был бы удобнее «Скорпиона».
Отзывы пилотов [ ]
Есть интервью с полковником Джеймсом «Азия» Ардмором, отдел специальных миссий RDA, бывший капитан ВМС США, записано офицером по связям с общественностью Марсией Де Лос Сантос, 4 января, 2149 год. Несколько месяцев спустя полковник Адмор бесследно пропал: он так и не вернулся с боевого вылета, тело не удалось обнаружить.
Участие в сюжете [ ]
Фильмы [ ]
Операция по уничтожению Дерева-Дома
Битва за Древо Душ
Интересные факты [ ]
Полёт
Полёт — особый поднавык магии воздуха, который изобрёл гуру Лагхима.
История [ ]
Медальон с изображением парящего в воздухе гуру Лагхимы. (« Старые раны »)
Техника полёта была изобретена гуру Лагхимой примерно за 4000 лет до Корры. Он отпустил все, что связывало его с землей, и провёл последние годы жизни, не касаясь ее. Никто не смог это повторить, и через тысячи лет эта история стала легендой. (« Глоток свежего воздуха »)
Захир был хорошо знаком с творчеством Лагхимы, но летать смог лишь после смерти своей возлюбленной Пи’Ли, единственной, кто привязывал его к земле. Отпустив её, он «вошёл в пустоту» и преодолел гравитацию. (« Войди в пустоту »)
Принцип действия [ ]
Принцип действия самой техники остается неизвестным. Вероятно, эта техника позволяет манипулировать массой окружающего воздуха, заставляя тело стать легче воздуха. Когда Корра заморозила ногу Захира в ледяную сферу, он начал падать под её тяжестью, однако несколькими часами ранее Захир свободно летал, держа Корру на руках. Но сам полёт может происходить на высокой скорости и быть очень маневренным.
Согласно стихотворению гуру Лагхимы, для овладения левитацией нужно полностью отказаться от земных привязанностей, инстинктов и чувств. Лагхима считал, что для создания чего-то нового нужно полностью разрушить старое, и не исключено, что эти слова относились также к обмену земных стремлений на способность летать.
Отпусти свои земные привязанности.
Войди в пустоту.
Опустошись и стань ветром.
Малоизвестные факты о сьемках фильма «Аватар»
Видео для ЛЛ, пост ниже 🙂
Бюджет фильма «Аватар» составлял 237 млн долл., а кассовые сборы 2,8 млрд долларов США, что по сей день держит фильм на первом месте в списке «Самых кассовых фильмов», а прошло уже на секунду 12 лет!
После появления Голлума на больших экранах в 2002 году Джеймс Кэмерон был убежден, что эффекты CGI прогрессировали достаточно, чтобы сделать его фильм максимально реалистичным, но не менее трудоёмким, так как некоторые сцены CGI рендеринга занимали в среднем 47 часов.
Каждая минута фильма занимала 17,28 гигабайтов, то есть для создания мира На’ви понадобился петабайт – это 1024 терабайта дискового пространства. В работе над картиной было задействовано четыре тысячи серверов, процессоры которых насчитывали 35 тысяч ядер.
На внешний облик На’ви повлиял сон матери Кэмерона, в котором она наблюдала четырёхметровую женщину с синей кожей. Кэмерон говорил: «Мне нравится синий. Это хороший цвет… к тому же есть параллель с индуистскими божествами…» Подобные существа появились в его первом сценарии, написанном в 1976—1977 годах, в котором фигурировала планета, населённая синими инопланетянами. Они же и стали основой для образа На’ви.
Язык На’ви был создан с нуля лингвистом доктором Полом Фроммером. Кэмерон нанял его для создания языка, который актерам было бы легко произносить, но который не будет похож ни на один человеческий язык. Фроммер создал около 1000 слов.
Сэм Уортингтон, австралиец, сказал в интервью, что ему было легче овладеть языком на’ви, чем американским акцентом.
Все «живые» сцены «Аватара» снимались в новозеландском городе Веллингтон, где были возведены огромные декорации. Для их конструирования была создана огромная субструктура с привлечением 150 строителей-подрядчиков. Реальные декорации включают в себя комнату связи с саркофагами, при помощи которых сознание человека переносится в тело аватара; биолабораторию — там работают ученые и хранятся резервуары с амниотической жидкостью, необходимой для тел аватаров, достигших состояния зрелости за шесть лет путешествия с Земли на Пандору; центр управления и военный бастион Armor Bay.
Атрофированные ноги Джейка были протезами, отлитыми из ног настоящего паралитика. Настоящие ноги Сэма Уортингтона были спрятаны в инвалидной коляске и удалены в цифровом виде в пост-продакшн. А вот сигарета, которую «курит» персонаж Уивер, генерируется компьютером.
Дыхательные маски в Аватаре были без стекла.
Если персонажи в фильме были в масках, то эти маски были без стекла. CGI стекло к дыхательным маскам добавлялось как еще один слой спецэффектов. Такая мера была необходима, поскольку главные герои часто снимались в окружении зеленого фона, который бы создавал зеленые блики на стекле.
Джунгли на Пандоре вырастили в прямом значении этого слова.
Сначала большинство деревьев были смоделированы вручную. Потом еще около 2000 сгенерировали процедурно. Все растения и деревья были привязаны, поэтому они могли легко взаимодействовать с любыми объектами и их можно было анимировать с помощью динамики.
Далее была написана программа, которая на основании кучи параметров контролировала рост леса на созданной местности. К примеру, сначала росли крупные деревья. Они заслоняли свет и маленькие растения, лишенные света, умирали. Поэтому растения искали оставшиеся солнечные места. И все это можно было контролировать и симулировать снова и снова, пока не получились бы нужные джунгли.
Большинство звуков животных, услышанных в фильме, представляют собой переработанные звуки динозавров из Парка юрского периода (1993), в частности, T-Rex и Raptors ‘.
Знаменитые горы-острова на планете Пандора из фильма «Аватар» были созданы по образу реального места на Земле. Это чудо называется горы Улинъюань, расположенных в Национальном парке в Китае. В 2010 году гора, название которой переводится как «южный небесный столб» и которая якобы являлась прототипом ландшафта Пандоры, была переименована в «Аллилуйя, Аватар». Идея изменить название горы связана с желанием местных властей заработать на успехе фильма: они рассчитывали, что это привлечет в регион туристов. Эта новость вызвала массовое негодование: администрацию города обвинили в желании подзаработать и преклонении перед западной культурой. Чиновники назвали произошедшее недоразумением. Горе вернули первоначальное имя, а название «Аллилуйя, Аватар» было принято, как дополнительное.
Необходимо отметить, что в Китае широкий прокат фильма был запрещён цензурой. Фильм вышел ограниченным тиражом только в 3D-формате в нескольких кинотеатрах. Отдел пропаганды ЦК КПК решил, что фильм может подстрекать к насилию.
Тайны Пандоры: история создания фильма «Аватар»
«Аватар» является наиболее успешным кинофильмом в мире, и каждый, кто смотрел его в кинотеатре (лично я смотрел его трижды: в 2D, в 3D и IMAX 3D), смог оценить массу достоинств, которыми он обладает. Немыслимый дизайн, блистательная постановка, уникальные по своему размаху спецэффекты (графика в целом и лучшая реализация воды в частности — по версии CGI-специалистов из Corridor Digital ) сделали «Аватар» грандиозным явлением в мире кинематографа. Многие зрители связывают кассовый успех фильма с запредельным уровнем графики и 3D эффектом, а некоторые прямо кивают на то, что сюжет «Аватара» слизан с «Покахонтас». Отчасти, это правда. Но только отчасти. Дьявол, как известно, кроется в деталях. И если не знать о них, то может показаться, что у фильма за графикой и 3D эффектом ничего нет. Однако, это не так. Кэмерон и его команда проделали поистине титаническую работу. Но прежде чем перейти к деталям, давайте кратко проследим историю зарождения самой идеи фильма, который, в последствии, соберет немыслимую на тот момент кассу, получит три премии «Оскар» из девяти номинаций и запомнится зрителям по всему миру.
Природные истоки
Джеймс Кэмерон вырос в Канаде, и много времени проводил в лесу, наблюдая за природой и обитателями леса. Он, по его собственному признанию, «ловил там все что движется». Пойманную живность юный Джеймс приносил домой, и держал там (иногда к большому неудовольствию родителей). Лягушки, змеи и разнообразные земноводные постоянно жили в импровизированном зверинце в комнате Джеймса, и он буквально вырос с чувством восхищения природой и ее совершенством.
Джеймс рисовал эскизы с изображением инопланетных животных и разумных существ, еще когда не начал ходить в школу. Так что «Аватар» стал просто своеобразным итогом всех этих фантазий на тему других планет.
«Этот фильм существовал в моей голове всю мою жизнь в той или иной форме. Я начал записывать его фрагменты еще когда работал над трехмерным роликом «Терминатор 2 3D» — я стоял во главе большой компании спецэффектов, и хотел раздвинуть рамки возможного. Продвинуться так далеко, чтобы никто не мог сравниться с нами. Я добился этого с «Аватаром» — в том, что касается производства, это самый высокотехнологичный фильм среди всех существующих, он просто пришелец из будущего.»
Невозможное кино
В 1996 году на вопрос «Мы можем снять »Аватар« именно вот так?», Кэмерон получил от киностудий простой и краткий ответ: «Нет». Они не могли сделать это. Никто не мог. «Аватар», каким его задумал Кэмерон, не мог быть снят в девяностые годы. Время его не пришло. Заявления Кэмерона о скором выходе фильма стоимостью 100 миллионов долларов, с графикой от Digital Domain, сделанные им в августе 96-го, оказались скоропалительными… Кэмерону пришлось отступить.
В 2001 году, еще перед серией погружений, Кэмерон и Ландау работали над экранизацией романа писательницы Патрисии Энтони под названием «Братец Термит». Роман рассказывал об инопланетянах, прилетевших на Землю, и в фильме должны были появиться нарисованные на компьютере инопланетные существа, которые в реальном времени общались с людьми. Этот фильм так и не вышел на киноэкраны — работу над ним было решено прекратить. Но именно тогда была опробована та самая технология, которая вдохнет жизнь в нарисованных героев «Аватара» — способ переноса на анимированного персонажа реальных человеческих эмоций, при помощи особой программы «снятых» с лица актера. Видеокамера отслеживала перемещение точек, нанесенных на лицо человека, и наделяла его мимикой лицо нарисованного пришельца. «Братец Термит» ярко продемонстрировал возможности этой технологии — инопланетянин в кадре казался настоящим и был очень реалистичен.
В начале 2005-го года Кэмерон собрал команду специалистов, призванную исследовать возможности кинопроизводства применительно к сценарию, придуманному Джеймсом. Нужно было определить предел возможностей студий, выяснить, есть ли возможность снять такой фильм, который задумал режиссер. Прежде всего исследование касалось применения уже много лет известной технологии motion capture («захват движения» или перенос на нарисованного персонажа всех движений живого актера). На сей раз это касалось не только движений тела, но и мимики, причем ее мельчайших нюансов. Кэмерон был абсолютно бескомпромиссным: если бы специалисты по спецэффектам не оправдали его ожиданий, он запросто мог вновь отложить проект.
К счастью, развитие технологий изменило спецэффекты за прошедшие со времен «Титаника» годы самым коренным образом: не только себестоимость анимации снизилась в несколько раз, но и результат работы художников стал по-настоящему впечатляющим.
«На меня огромное впечатление произвела работа студии Питера Джексона «WETA Digital». Когда я увидел Голлума во «Властелине колец», я понял: время «Аватара» пришло.»
Именно студия «WETA Digital» станет основным партнером при создании компьютерной графики «Аватара».
Мы нарисуем новый, дивный мир
В феврале 2005-го было принято предварительное решение о начале производства картины. К работе приступили две раздельные группы специалистов. Техническую сторону проекта обеспечивала команда Гленна Дерри со студии Стэна Уинстона и Роберта Легато, ставившего спецэффекты для таких фильмов, как «Титаник», «Армагеддон» и «Авиатор». Вторая группа состояла из блестящих художников, которые должны были под руководством Кэмерона создать и проработать в мельчайших деталях природу целой планеты. Джеймс пригласил лучших художников, каких только смог найти. Их портфолио были превосходны. В мае 2005 года они приехали к Кэмерону домой в Малибу, и там, на кухне, они начали работу по созданию мира Пандоры.
Была проделана колоссальная работа. Джеймс ставил перед художниками задачи, а те создавали огромное количество детально проработанных эскизов — сотни и сотни рисунков, которые режиссер просматривал, отбирая те, что наиболее точно отражали его представления о том, как должно выглядеть то или иное существо.
Важной частью фильма была сцена бегства главного героя от самого страшного хищника Пандоры — Танатора. Кэмерон описывал его, как «шестиногую гигантскую пантеру из ада». Художники старались перещеголять друг друга, создавая все новые и новые образы опасного убийцы из джунглей. В результате получилось нечто, довольно точно соответствующее сценарию десятилетней давности.
При создании шестиногой лошади аниматоры столкнулись с очевидной трудностью: непременным условием сценария были шесть ног у всех животных. Но как заставить лошадь бегать на шести ногах, если у земного прообраза их только четыре? Из положения вышли просто: дополнительная пара ног просто повторяла движения передних, только эти движения были слегка сдвинуты по времени, чтобы избавиться от синхронности.
Но больше всего времени уделили облику инопланетной расы На’Ви.
«На На’Ви ушло много времени, но синий цвет их кожи никогда не ставился под сомнение. Я с самого начала считал, что синяя кожа лучше всего подходит инопланетным существам, и выглядит красиво.»
При этом решено было включить в облик На’Ви черты животных — кошачьи глаза, уши и хвосты, звериное строение лиц. Но этот концепт пришел далеко не сразу.
Первые эскизы художников показывают, что они начали не с кошек, а с амфибий и рептилий. Так что у На’Ви на головах красовались разнообразные гребни, а ушей и вовсе не было. Тогда же прошли через этап типично «инопланетного» облика — с раскосыми огромными глазами и куполовидными головами. Но все эти варианты не были привлекательными с человеческой точки зрения, что совершенно не годилось для любовной истории.
Для создания чувства сопереживания нужно было сделать На’Ви симпатичными, но пройдя через множество вариантов художники пришли просто к людям с синей кожей, что, опять же, было не то. Нужно было найти способ уйти от типично человеческого облика, и при этом сохранить красоту этих существ. И это получилось.
К конечному облику На’Ви пришли при помощи скульпторов. Именно они сумели создать то самое первобытное очарование внешности воинственных дикарей. Специалисты студии Стэна Уинстона, старого друга Кэмерона, сделали то, что Стэн не приветствовал ранее: они выступили в качестве художников, и сумели добиться не только привлекательного и проработанного, но и очень красивого облика инопланетных дикарей, получивших «кошачьи» лица.
Художники также трудились над созданием пейзажей Пандоры. Главные роли здесь сыграли Роберт Стромберг и Рик Картер, сумевшие не только создать цельный и достоверный облик планеты, но и сделать его столь убедительным, что трудно поверить в нереальность показанной нам потрясающей природы.
В своей работе художники вдохновлялись уникальными горными пейзажами китайской провинции Гуйлинь, а также буйными джунглями и высокими водопадами Венесуэлы. В первоначальном сценарии вся листва Пандоры была синей, но потом Кэмерон решил сделать ее зеленой — синие На`Ви терялись бы на фоне синей растительности.
На Пандоре сильные магнитные поля, которые делают возможными такие потрясающие элементы пейзажа, как парящие острова, и гигантские арки, поднимающиеся на сотни метров над землей. Также здесь малая гравитация, позволяющая деревьям достигать поистине исполинских размеров.
Некоторые элементы растительности взяты из глубоководного мира Земли. Так, поляна с оранжевыми «зонтиками», которые втягиваются при малейшем прикосновении — это копия колонии полипов, обитающих на дне океана, и ведущих себя точно так же. Кэмерон видел их во время своих погружений на морское дно в батискафе, и использовал в фильме.
Идея с ночной иллюминацией пришла уже после начала работы над природой Пандоры. У Кэмерона появилась идея придать ночным сценам ощущение нереальности, словно все это происходит во сне. Итогом стали совершенно волшебные ночные эпизоды, насквозь пронизанные потусторонним сиянием.
Видишь камеру? И я не вижу…
Специалист по спецэффектам Роберт Легато еще в апреле 2005 года продемонстрировал Кэмерону и Ландау пробные ролики, снятые при помощи «виртуальной камеры»: суть метода заключалась в том, что эта камера (собственно, даже не камера, а маркированный объект, к которому компьютер просто привязывал «точку обзора оператора») позволяла видеть несуществующее пространство, полностью нарисованное на компьютере, и давала возможность снимать так, как будто лес Пандоры и На’Ви существовали на самом деле. Но на самом деле, оператора окружали серые стены студии.
Актеры были с ног до головы обвешаны десятками датчиков, а на потолке были размещены сотни видеокамер, которые фиксировали положение этих датчиков в трехмерном пространстве. Компьютерная программа позволяла сводить все результаты наблюдений таким образом, что на экране появлялось «облако точек», в точности повторявшее движения актера.
Эти движения могли быть привязаны к любому нарисованному персонажу. В результате в процессе съемок режиссер видел на экране «виртуальной камеры» (не имевшей даже линз) не живых актеров, а нарисованных персонажей, которых они играли. Эта технология уже применялась Питером Джексоном при съемках Голлума и подземного тролля во «Властелине колец», но Кэмерон вывел процесс производства фильма с «виртуальными актерами» на абсолютно уникальный уровень: перемещаясь в студии с «виртуальной камерой» в руках, он имел полную свободу действий при работе над фильмом, как если бы вокруг на самом деле были джунгли и туземцы.
«Эта технология зарекомендовала себя так хорошо, что я уверен: в будущем с ее помощью будут сниматься все фильмы. Это гораздо выгоднее, чем строить декорации: они могут быть созданы в виртуальном мире с таким качеством, что зритель ни за что не заметит разницы.»
Когда дизайн многих сотен элементов был продуман до мелочей и утвержден, можно было приступать к колоссальной работе по переносу всего этого великолепия в виртуальный мир. Эстафета перешла специалистам компании по производству компьютерной графики «WETA Digital», принадлежащей автору «Властелина колец» Питеру Джексону. Кроме того, к работе привлекли еще почти два десятка студий помельче.
Начался основной этап производства фильма, который оказался самым сложным в карьерах всех, кто работал над «Аватаром» — включая самого режиссера.
Тестовая съёмка и реквизит
Работа с актерами началась с тестовой съемки. Студия Fox выделила Кэмерону 10 миллионов долларов для изготовления ролика, который дал бы возможность понять, как будет выглядеть будущий фильм. 30 августа 2005 года Кэмероном был снят материал для 37-секундного эпизода с актерами второго эшелона, специально приглашенными для создания пробной сцены. Это был момент первой встречи Джейка с Нейтири. Джейка играл Дэниел Бесс, Нейтири — Юнджин Ким. У Нейтири в результате получились несколько азиатские черты лица.
«Нужно было выяснить, будет ли это просто (конечно же, оказалось, что это сложно), сколько времени это займет, и сколько это будет нам стоить. Но в том, что это будет сделано как надо, мы не сомневались ни на секунду».
Ролик был готов в феврале 2006 года. Отладив при его помощи производственный процесс, Кэмерон мог приступать к основным съемкам. Работа шла одновременно в Лос-Анджелесе, Калифорния, и в Новой Зеландии, Веллингтон, где располагалась студия Питера Джексона «WETA Workshop», которая должна была изготовить декорации к фильму.
На новозеландскую студию «WETA Digital» возложили, пожалуй, наиболее ответственную миссию — создание анимированных персонажей. Глава студии Джо Леттери как раз закончил работу над «Кинг-Конгом» Джексона, когда Кэмерон предложил ему работать над «Аватаром». Джо был совершенно потрясен будущим проектом Кэмерона. Он без раздумий отказался от двух выгодных предложений о сотрудничестве, еще когда было даже не известно точно, что «Аватар» будут снимать.
Джо провел с Кэмероном и его командой много недель, просто обсуждая мир Пандоры и существ, его населяющих, стараясь впитать как можно больше информации о том, как все это в итоге будет выглядеть. Джо признавался, что спустя какое-то время забыл о том, что Пандора выдумана от начала до конца, и стал относиться к этой планете как к чему-то совершенно реальному.
Вместе с «WETA Digital» над фильмом работала и другая компания Джексона — «WETA Workshop». Это предприятие специализировалось на изготовлении реквизита для фильмов. Несмотря на то, что все детали быта На’Ви были нарисованными, их все равно сделали «во плоти» — все эти луки и стрелы, набедренные повязки и ожерелья, талисманы и множество других мелочей было изготовлено во множестве вариантов для того, чтобы выбрать лучшие и перенести их на экран в цифровом виде.
Джеймс Кэмерон контролировал производство вплоть до мелочей. Он лично выбирал сбрую для Банши, он руководил примеркой набедренных повязок на манекенщиков (которых перед этим не поленились покрасить в синий цвет), режиссер уделял самое пристальное внимание даже тем деталям, которые вообще не попали в финальную версию картины.
Вот почему быт и внешность На’Ви кажутся такими проработанными и естественными: каждая тетива лука прошла строгий отбор, прежде чем оказаться на киноэкране. Пожалуй, в этом фильме известный перфекционизм Кэмерона достиг своего апогея.
«Художники не смогли бы воплотить ни одно движение, ни одну мелочь, если бы не представляли себе, как все это выглядит в реальности. Поэтому мы сымитировали всё — все существа были сделаны в виде трехмерных скульптур, все движения персонажей строго проработаны в реальном мире до мельчайших подробностей, все нарисованные вещи изготовлены в натуральную величину.»
Даже то, как развевается на ветру одежда персонажей, было разработано в реальности — например, чтобы выяснить, как поведет себя бахрома Тсу’Тея во время воздушной битвы, художники провели съемку каскадера, стоящего с бахромой на плечах перед вентиляторами.
Непременным условием Кэмерона была абсолютная естественность всех кадров фильма, чтобы зритель поверил в реальность происходящего. Создателям спецэффектов пришлось затратить массу усилий, прежде чем они смогли добиться идеального результата. В итоге даже бусы на шеях дикарей болтаются самым реалистичным образом.
Актёрский состав
Летом 2006 года процесс создания фильма достиг той стадии, когда начиналась работа с живыми актерами. И огромной удачей для проекта стали его главные звезды — англичанин Сэм Уортингтон, выросший в Австралии, и американка Зои Салдана. Они были выбраны из нескольких сотен претендентов — в том числе куда более «звездных».
«Перед прослушиванием я не знал ничего ни о сценарии, ни об имени режиссера. Позвонили по телефону, сказали, что надо просто прочитать текст с выражением — и все. Я тогда подумал: Ну вот, еще одна пустая трата времени. А через неделю мне сообщили, что Джеймс Кэмерон хочет, чтобы я прилетел к нему в Лос-Анджелес… Я спросил: Зачем это? Мне говорят: Ну, помнишь то прослушивание? А я о нем уже и думать забыл! Наверное, Джеймс взял меня в проект потому, что я не боялся быть отвергнутым — у меня все равно не было ни малейшей надежды на то, что он выберет именно меня, так что мне, в каком-то смысле, нечего было терять.»
Сам актер признавался, что избавиться от австралийского акцента для него было труднее, чем научиться говорить на туземном языке. Но усилия того стоили: роль Джейка Салли стала для Сэма прорывом и огромной удачей — до «Аватара» он был практически неизвестен и нуждался в деньгах, а после успеха фильма в одночасье стал миллионером и суперзвездой.
Зои Салдана, сыгравшая Нейтири, как и Сэм, обладала всеми необходимыми качествами своей героини — очень женственная и вместе с тем сильная, с потрясающими физическими данными и природной кошачьей грацией — она была то что нужно для того, чтобы сыграть прекрасную дикарку, живущую в единении с природой.
«Во время всех этих прослушиваний — сначала с директором по кастингу, потом с продюсером, потом с самим Кэмероном — меня не покидало ощущение, что я бесконечно далека от того, чтобы получить эту роль. Я просто умирала от желания попасть в фильм… Мне стоило немалых усилий перестать бояться, что я потерплю неудачу, и сосредоточиться на игре.»
«Мы решили провести тест: одну из сцен с Джеком и Нейтири, чтобы почувствовать, проскочит ли искра между Сэмом и Зои. Так вот: искра проскочила. Это уж точно. Это была одна из прекраснейших пар, что я видел в своей жизни — искры летали табунами. После того августовского прослушивания вопрос с главными героями был решен.»
Интересно, что Джеймсу Кэмерону пришлось потратить некоторые усилия, чтобы убедить боссов студии «20 Век Фокс» в правильности выбранных им кандидатур — те хотели пригласить суперзвезд масштаба Брэда Питта и Анджелины Джоли. Так что пришлось сделать целый эпизод с выступлением Джейка перед племенем накануне боя дикарей с людьми. Только тогда главы студии сдались под напором авторитета режиссера, и разрешили ему взять Сэма и Зои в проект.
Но даже несмотря на то, что работа над фильмом продвинулась так далеко, на этапе кастинга Кэмерон и Ландау все еще не получили согласия студии Fox на производство, так что все могло быть свернуто в любой момент.
До самого конца 2007 года главы студии Fox продолжали колебаться относительно целесообразности проекта. Даже несмотря на то, что над ним трудились уже больше года и потратили на него несколько миллионов долларов, его могли заморозить в любой момент. Дело в том, что на студии хорошо помнили, как при съемках «Титаника» режиссер (Кэмерон) вдвое перерасходовал стомиллионный бюджет (не без скандала), поэтому справедливо полагали, что и с «Аватаром» может приключиться что-то подобное. Боссы студии колебались.
Кэмерон вел непростые переговоры. Для уменьшения стоимости фильма он отказался от гонорара «в случае кассовой неудачи», он сократил сценарий, удалив некоторые сцены и персонажей. Тем не менее, дело чуть было не дошло до передачи проекта другому режиссеру! Этого Кэмерон допустить никак не мог, так что в середине 2006 года он на полном серьезе рассматривал вариант со студией Диснея — ее президент Дик Кук выразил полную готовность к сотрудничеству. В конце концов компания Fox все же оставила проект в руках Кэмерона — после того, как часть расходов взяла на себя студия Ingenious Media.
Но даже после принятия окончательного решения о выпуске картины (в январе 2007) главы Fox не скрывали своих опасений по поводу возможных убытков: проект обещал стать неимоверно дорогостоящим безо всяких гарантий возврата потраченных средств. В том, что касается расходов, так и вышло: Кэмерон снова потратил почти на сто (!) миллионов больше, чем было запланировано (реальная стоимость фильма достигла 310 (!) миллионов долларов, что гораздо больше официально объявленной цифры в 237 миллионов). Еще 150 миллионов потратили на рекламную кампанию, так что общие затраты приблизились к полумиллиарду — начальство киностудии прямо называло это «сумасшествием».
Получив «зеленый свет», команда Кэмерона начала работать в полную силу: выход фильма наметили на середину 2008 года, и чтобы не сорвать сроки, нужно было торопиться.