На чем летают министры россии
На чем летают российские чиновники
Тренд на персональный самолет подхватывают все – от мэра Переславля-Залесского до президента Татарстана
Личные самолеты — дорогое удовольствие, которое зачастую не соотносится с декларациями о доходах представителей власти. В последние месяцы героями СМИ стали президент Татарстана Рустам Минниханов и жена бывшего премьер-министра Дмитрия Медведева с их бизнес-джетами. Журнал «Компания» вспомнил, кто еще из российских чиновников променял мигалку на стальные крылья.
Новый год на Мальдивах
В минувший четверг штаб Навального в Казани опубликовал видео, в котором рассказал о личном самолете главы Татарстана Рустама Минниханова. «Скромность президента Татарстана не знает границ: он предпочитает передвигаться по миру только на бизнес-джете за 3 миллиарда рублей, а новогодние каникулы проводить на Мальдивских островах», — следует из описания ролика на канале в YouTube.
Сотрудники ФБК заявляют, что Минниханову принадлежит бизнес-джет Falcon 8X. Вместимость самолета составляет 19 посадочных мест, а час его обслуживания обходится чиновнику в 150-200 тысяч рублей. Впрочем, активисты уверены: все сопутствующие расходы не затрагивают президента Татарстана. Счета оплачивают из средств федерального бюджета или дружественных компаний.
Все в семью
В декабре прошлого года стало известно, что бизнес-джетами в личных целях регулярно пользуется жена экс-главы правительства Светлана Медведева. Анализ полетов лайнера вместе с отслеживанием перемещений супруги бывшего премьера позволил сделать выводы: только в 2019 году самолет был в Европе 39 раз. Медведева путешествует на лайнере Bombardier Global Express 5000 за 50 миллионов долларов. И это несмотря на то, что личный самолет главе кабмина не положен, а путешествовать чета Медведевых может только за собственные средства (по официальным данным, экс-премьер получает 800 тысяч рублей в месяц).
Бизнес-джет для патриарха
«Самолет для корги»
В конце 2018 года новый самолет появился и в семье Игоря Шувалова, бывшего вице-премьера и главы госкорпорации «ВЭБ.РФ». Шуваловы приобрели Gulfstream G650 стоимостью 68-70 миллионов долларов. Ранее сообщалось и о другом бизнес-джете Шувалова — Bombardier Global Express. В Сети благодаря расследованию Навального он прославился как «самолет для корги», так как супруга бывшего вице-премьера якобы возила на нем своих питомцев на собачьи выставки. По подсчетам сотрудников ФБК, первый лайнер обошелся семье Шувалова в 50 миллионов долларов, однако позже его сняли с учета, а затем и вовсе продали, заменив на новую, более люксовую модель.
Самолет или вертолет, вот в чем вопрос…
Член партии «Единая Россия» Григорий Аникеев, некогда признанный самым богатым депутатом Госдумы и вошедший в топ-200 богатейших бизнесменов страны, в 2010 году указал в декларации о доходах крупный актив. Ему принадлежал самолет Dassault Falcon 2000Ex Easy со специальными зонами «для переговоров», «для работы» и отдельной кухней. В нынешних декларациях единоросса этот бизнес-джет стоимостью от 9 миллионов долларов больше не фигурирует, однако ему нашлась не менее интересная замена. В декларации чиновника за 2018 год уже значится вертолет типа AS 350 В3, который стоит от 3,7 миллиона долларов.
Провинциальный размах
Региональные чиновники, стараясь во всем подражать федеральным, либо берут дорогостоящие джеты в аренду, либо выбирают «железную птичку» попроще, но зато персональную. Так, в прошлом году делегация чиновников из Башкирии зафрахтовала роскошный самолет бизнес-класса, чтобы посетить инвестфорум в Сочи. Для этих целей они арендовали Challenger 850/VQ-BOV, на обслуживание которого из бюджета выделили около 4,4 миллиона рублей. При этом, чтобы пересесть на комфортабельный бизнес-джет, чиновникам пришлось проделать долгий путь, самостоятельно добравшись из Уфы в Москву.
Курьезный случай привлек внимание к воздушному транспорту Игоря Кравченко, главы комитета по информатизации администрации Тюмени. В 2018 году он отправился на своем персональном самолете за грибами. По пути в лес из-за проблем с управлением его самолет-амфибия модели СК-12 «Орион» рухнул. Последний полет за грибами обошелся Кравченко примерно в 15 миллионов рублей — именно столько стоит лайнер в базовой комплектации.
Спортивный стиль
В 2016 году мэр Переславля-Залесского Денис Кошурников проходил по делу о крупной растрате. Речь идет о миллиарде рублей, который должен был пойти на строительство фармацевтического завода. Тогда же у задержанного чиновника обнаружили в собственности самолет — спортивную модель Sportcruiser RS-02. Правда, в сравнении с выше названными управленцами, аппетиты Кошурникова оказались весьма скромными. Цена самолета на рынке колеблется от 6,3 до 9,5 миллиона рублей, а само судно фигурирует в официальной декларации чиновника с пометкой «приобретено на доходы от ценных бумаг и долей участия в коммерческих организациях (дивиденды)».
На чём летают президенты: как устроены авиалайнеры первых лиц страны
Президентов, канцлеров и премьер-министров не встретишь в обычном самолёте, даже в первом классе: в целях безопасности первые лица государств летают частными рейсами. В каждой стране для главы выделены специальные административные самолёты — иногда это целый парк судов. Самолёты такого класса отличаются от обычных: они гораздо комфортнее, часто содержат несколько комнат и в них можно работать во время полёта.
Мы решили узнать, на каких самолётах летают главы крупных государств.
Россия, Ил-96-300ПУ
В распоряжении Владимира Путина воздушные суда из авиационного парка специального лётного отряда «Россия». Сегодня в составе специального лётного отряда «Россия» находятся четыре Ил-96-300 различных модификаций. Флагман — Ил-96-300ПУ(М), который оборудован значительно комфортнее и богаче, чем обычные пассажирские версии этого же самолёта. Буквы «ПУ» в названии судна означают «пункт управления».
Самолёт впервые поднялся в воздух в 2003 году. Это настоящий «летающий Кремль»: на борту есть рабочий кабинет президента, несколько комнат для совещаний, конференц-зал и салон «люкс» для гостей и сопровождающих лиц. В самолёте есть канал спецсвязи, через который можно транслировать зашифрованные сообщения с любой высоты в любую точку мира. Кроме того, на борту есть мини-спортзал, столовая, бар, душевые кабины и даже медицинский блок для реанимации и оказания экстренной медицинской помощи.
Путинский самолёт был построен по специальному заказу в Воронеже, и говорят, что на его оборудование и отделку потратили более 50 миллионов долларов. Стоит отметить, что дело не в золотых унитазах и каких-то излишествах — их там нет, — а в высоких требованиях к связи и безопасности. Самолёт оборудован четырьмя модернизированными двигателями ПС-90А. Планировкой помещений и техническим обустройством занимались специалисты из Diamond Aircraft Industries. Салон выполнен в светлых тонах, в оформлении используются цвета российского триколора. Для украшения — гравюры на исторические темы, вышитые мастерами Павлово-Посадской шёлковой фабрики.
Ил-96-300 — большой самолёт: размах крыла у него 60,1 метр, длина 55,35 метров. Пассажирская модификация воздушного судна рассчитана на 300 человек.
США, Boeing VC-25
Президент США летает на так называемом «Борте номер один» (Air Force One) — это позывные для любого самолёта, на борту которого находится первое лицо государства. Неофициально бортом номер один называют Boeing VC-25 — именно эти самолёты составляют основу президентского парка. Это специальная военная версия пассажирского Боинга 747.
VC-25 часто работают в связке с Marine One — вертолётом, который доставляет президента США в аэропорт в обстоятельствах, когда наземный транспорт для этого непригоден. Когда в самолёте вместо президента летит первая леди или вице-президент США, кодовое обозначение меняется на «Air Force One Foxtrot».
Вдоль левого борта самолёта идёт длинный коридор, а помещения расположены по правому борту. Переднюю часть самолёта называют «Белым домом», поскольку там находятся официальные помещения. За «Белым домом» расположен зал, в котором размещают гостей. В частной части самолёта находится президентский люкс с двумя диванами, которые раскладываются в кровати, ванная с душем и личный кабинет — «Овальный кабинет на Борту номер один». При необходимости президент может выйти в прямой эфир прямо из своего кабинета: эту возможность добавили после терактов 11 сентября, когда самолёт Джорджа Буша пришлось экстренно посадить, чтобы президент смог обратиться к населению.
Кроме того, на борту есть медицинское помещение с операционным столом, а каждый полёт сопровождают врач и медсестра. Еду готовят прямо на борту, на специальной кухне: там могут приготовить обеды на 100 человек.
VC-25 — очень большой самолёт. Он имеет двухпалубную компановку. Размах крыла 60 метров, длина — 68 метров. Пассажирская версия самолёта способна вместить до 490 пассажиров, но на Борту номер один летают максимум 76 человек.
Если аэропорт назначения не может принять судно такого размера, его заменяют на Boeing C-32.
Отметим, что самолёты VC-25 давно планируют заменить: во-первых, они эксплуатируются уже с 1990 года, а во-вторых, очень неэкономичны. В январе 2015 года ВВС США объявили, что следующим президентским самолётом станет Boeing 747-8. Нынешний президент Дональд Трамп по-прежнему летает на VC-25, но, вероятнее всего, новый самолёт появится в парке в ближайшие годы.
Великобритания, Airbus А330 Voyager
Перевозкой членов правительства Великобритании и королевской семьи занимается 32-я эскадрилья ВВС Великобритании. В 2016 году на её вооружение поступил новый Airbus Voyager (номер ZZ336), который сегодня и используется для перевозки первых лиц.
Первый перелёт на Airbus А330 Voyager был совершён 8 июля 2016 года, на нём министры летели на конференцию НАТО в Варшаве. Переоборудование самолёта стоило порядка 10 миллионов фунтов. Как ни странно, появление этого самолёта — серьёзная экономия для ВВС Великобритании: один полёт на Аэробусе обходится примерно в 2000 фунтов стерлингов против 6700 — примерно столько стоит фрахтование чартерного судна.
В новом самолёте 158 пассажирских мест, а также новейшие системы навигации. Отметим, что изначально Airbus А330 Voyager — самолёт-заправщик, и он сохраняет эту свою функцию.
У королевы Великобритании есть собственный вертолёт Sikorsky S-76 Spirit — он состоит на балансе Управления королевского двора. С 2009 года королева использует для перелётов модель S76C++.
Германия, Airbus A340
Канцлер Германии Ангела Меркель летает на Airbus A340-313X VIP. Самолёт передала правительству в 2009 году Lufthansa, до этого он десять лет летал по маршрутам авиакомпании. Он носит имя первого канцлера ФРГ Конрада Аденауэра.
На борту есть апартаменты для первого лица, в которых расположены спальня, душ и рабочий кабинет, а также конференц-зал и специальное помещение для конфиденциальных разговоров с серьёзной звукоизоляцией.
Безопасности отведено большое внимание: борт оборудован системой «свой-чужой» и противоракетной защитой. Также у самолёта есть дополнительные баки для горючего, так что он может без дозаправки пролететь более 13,5 тысяч километров, например, из Берлина в Вашингтон.
Размах Airbus A340 крыльев составляет 60 метров, длина самолёта — более 75 метров. Обычный аэробус может вместить почти 300 пассажиров, но правительственная версия рассчитана всего на 143 человека.
На балансе правительства есть ещё один Airbus A340 «Теодор Хойс», полный близнец «Конрада Аденауэра». Отметим, что до 2009 канцлер и члены правительства летали на двух Airbus A310-304 VIP, которые носили те же имена.
Франция, Airbus A330-200
В распоряжении президента Франции с 2011 года находится Airbus A330-200. До этого в президентском парке был Airbus A319, но, по слухам, Николя Саркози, который тогда занимал пост номер один, жаловался на тесноту и на то, что самолёту недостаёт статусности.
Переоборудование Airbus A330-200 под высокие нужды обошлось казне примерно в 240 миллионов долларов. За эти деньги на борту появился президентский сьют с душем, спутниковая связь и интернет, которые доступны на высоте до 10 000 метров. Но в первую очередь в самолёте президент работает, так что тут есть и кабинет, и конференц-зал на 60 мест.
Airbus A330-200 считается экономным и мобильным видом воздушного судна. Он рассчитан как на короткие, так и на длинные перелёты, и может без дозаправки преодолеть до 12 000 километров.
Размах крыльев самолёта составляет 60 метров, длина — 59 метров. Пассажирская версия А330-200 может перевозить до 400 человек, с компановкой салона только местами эконом-класса.
Италия, Airbus 340-500
За перелёты правительственных лиц отвечают Военно-воздушные силы Италии, на чьём балансе три Airbus Corporate Jets, два небольших Dassault Falcon 50, пять Dassault Falcon 900 и два вертолёта AgustaWestland AW139 — вертолётом иногда пользуется Папа Римский.
На дальние расстояния президент и премьер-министр страны летают на Airbus A340-541, который ВВС арендует у авиакомпании Etihad Airways. У этого судна нет традиционной военной маркировки ММ (Matricola Militare), вместо неё на борту написано “I-TALY”. На борту традиционно есть президентский номер с ванной комнатой и рабочий кабинет.
Airbus A340-541 — модификация самолёта А340-500, способная преодолеть 16000 километров. В пассажирской версии можно разместить до 440 человек (в эконом-классе). Длина самолёта — почти 68 метров, размах крыльев — 63,5 метра.
Япония, Boeing 747-400
Император и премьер-министр Японии летают на Boeing 747-400. Стоимость японской модификации Боинга составила более 300 миллионов долларов. На балансе Воздушных сил самообороны Японии, которые и занимаются перевозкой императора, два таких самолёта.
Boeing 747-400 строили на заводе Боинга в то же время, что и «Борт номер один» президента США, но стоит отметить, что американский самолёт выполнен в предыдущем корпусе — 747-200. Самолёты уже не новые: оба эксплуатируются с 1990 года. Планируется, что в 2019 их заменят новейшим Boeing 777-300ER.
На чем летают министры россии
Официальные публикаций о торжественных встречах в аэропортах помогли выяснить, что некоторые из членов предыдущего правительства пользовались в служебных перелетах частной авиацией. Так, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации по вопросам социальной политики Татьяна Голикова (в 2020 году она сохранила свой пост) и министр науки и высшего образования РФ Михаил Котюков в октябре 2019 прилетали в Воронеж на частном самолете Bombardier, чтобы обсудить развитие социальной сферы в регионе.
Министр спорта Павел Колобков в этом же месяце и также на бизнес-джете посетил Казань, чтобы обсудить спортивное будущее столицы Республики Татарстан, а министр по делам Северного Кавказа Сергей Чеботарев в августе 2018 года между перелетами бизнес-классом летал в Дагестан осмотреть промышленные и социальные объекты на частном Bombardier CL604 Challenger (борт. номер HB-JFJ) швейцарской компании Nomad Aviation AG.
В основном Мантуров летает на «Сухом»: с начала 2019 года 34 его перелета совпадают с датами и направлением официальных командировок министра.
Еще 23 полета Мантуров совершил на Ту-204: сопровождал на частном бизнес-джете Владимира Путина во время официального визита в Италию, летал на Восточный экономический форум во Владивосток и Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ), а также совершал рутинные командировки в регионы.
Оба этих самолета эксплуатирует авиакомпания АО «РусДжет» — один из дилеров бизнес-джетов Sukhoi Business Jet (бизнес-версия Sukhoi Superjet 100), которая сама занимается частными бизнес-перевозками. По данным «Ведомостей», совладелец компании — предприниматель Виталий Ванцев, которому также принадлежит часть аэропорта «Внуково». Руководство «РусДжет» также подтверждает, что министр промышленности и торговли России Денис Мантуров уже четыре года летает в свои рабочие поездки именно на их «Суперджете».
В прессе и на официальных мероприятиях с весны 2018 года интересы «РусДжета» представляет «член Совета директоров и генеральный директор авиакомпании» Ярослав Одинцев. При этом ни в ЕГРЮЛ, ни на сайте компании к составу руководителей он почему-то не отнесен. Возможно, это связано с тем, что Ярослав Одинцев — тот самый бывший руководитель «Специального летного отряда «Россия» Управделами Президента, который по результатам своей деятельности в конце 2017 получил два года условно за злоупотребление полномочиями (ч. 1 ст. 285 УК РФ) при поставке пяти вспомогательных силовых установок специального назначения для вертолетов Ми-8. Примечательно, что согласно решению суда Одинцев умышленно скрыл необходимые сведения о таможенных пошлинах именно от сотрудников Минпромторга. В результате были похищены денежные средства ФГБУ и причинен ущерб в особо крупном размере. Уже в марте 2018 года (в марте 2019 года переизбран) Одинцев стал президентом Объединенной национальной ассоциации деловой авиации именно как представитель «РусДжета».
Так бывшего государственного менеджера, который обманывал Минпромторг, практически сразу после определения суда апелляционной инстанции отправили руководить частным перевозчиком руководителя этого федерального ведомства Дениса Мантурова.
Сколько могут стоить перелеты
На дачу бизнес-джетом
О том, что семье министра принадлежит недвижимость в Геленджике, еще в 2016 году писало издание «Собеседник». 99% акций АО «Пансионат Приморье», как следует из корпоративной отчетности компании, владеет ООО «Финансовые системы», конечным бенефициарами которого с ноября 2017 года является отец министра Валентин Мантуров. Ему принадлежит 50% в уставном капитале компании. Вторая половина у сына главы госкорпорации «Ростех» Станислава Чемезова. Валентин Мантуров также владеет таунхаусом в элитном комплексе «Феллини парк», который располагается рядом с пансионатом (там же располагается таунхаус Эдуарда Вайно, отца главы администрации президента Антона Вайно). Кроме того, в разное время с 2014 по 2016 год членом совета директоров «Приморья» была полная тезка жены министра Наталья Евгеньевна Мантурова. Ей же принадлежит гостевой дом площадью 814,1 кв. м. на улице Тельмана, в самом центре Геленджика.
Только в 2019 году командировки Дениса Мантурова трижды заканчивались в Геленджике. Например, в пятницу 14 июня 2019 министр совершил рабочую поездку в Ставропольский край, где осмотрел ряд промышленных производств в городе Невинномысске вместе с губернатором Владимиром Владимировым, а также побывал на выставке продукции, производимой индустриальным комплексом края. В тот же день «Сухой» вылетел в Ставрополь, а уже вечером был в Геленджике. Там он пробыл все выходные и вернулся в Москву с утра в понедельник — прямо к рабочему дню.
22 февраля 2019 года после турне Дениса Мантурова по Индии и ОАЭ, самолет Ту-204 возвращается из индийского Мумбаи на выходные в Геленджик. В этот же день дальнемагистральный самолет, предназначенный для дальних трансатлантических перелетов, поднимают в небо на 23 минуты – самолет летит в соседнюю Анапу и остается там до 24 февраля. На обратном пути он 16 минут летит обратно в Геленджик и в Москву к началу рабочей недели.
Мы можем только предполагать, кто был на борту двадцатиминутного рейса большого дальнемагистрального самолета из Геленджика в Анапу и провел там выходные, но по автомобильной дороге расстояние между городами занимает всего 85 километров и по данным Google Maps его можно преодолеть меньше, чем за два часа.
На новогодние и майские праздники в 2018 году «Сухой» летал в Геленджик из Москвы. Так, 30 апреля он вылетел по направлению Москва — Геленджик и обратно полетел только 6 мая. На новогодних каникулах, когда командировок быть не может, самолет тоже слетал в Геленджик — на три дня: 4 января туда и 7 января обратно. Мы предполагаем, что министр использует самолет не только в служебных, но и в личных целях.
На чем летают и плавают кремлевские чиновники
В феврале 2018 года стало известно о расследовании «кокаинового дела» в Аргентине. В складских помещениях здания российской дипмиссии в республике были найдены 12 чемоданов с кокаином, принадлежащие, по версии следствия, закончившему к тому времени командировку по срочному трудовому договору сотруднику технического состава посольства. В декабре 2017 года замененный мукой груз был направлен «как дипломатический багаж на российском правительственном самолете», рассказывали официальные лица республики. Номер борта, фигурировавший на видео аргентинской жандармерии, совпадает с бортовым номером самолета специального летного отряда «Россия».
Спецотряд, хоть и имеет обширный авиапарк, не является авиакомпанией в обычном смысле этого слова. Его услугами вправе пользоваться только высокопоставленные чиновники, парламентарии, силовики и судьи.
«Бортом номер один» Ил-96-300 был назначен еще при президенте Борисе Ельцине. Прежний президентский борт — Ил-62, оставшийся от Михаила Горбачева, не устроил нового главу государства из-за недостаточной комфортабельности. В распоряжении управделами несколько «Илов»: те, на которых летает первое лицо, отмечены аббревиатурой ПУ, что значит «пункт управления» (вооруженными и ядерными силами).
Еще одна модель с оборудованным пунктом управления. Самолеты-ретрансляторы Ту-214 производятся на казанском КАПО им. Горбунова, стоимость одного — 3 млрд руб. В договоре на поставку лайнеров с ПАО «ОАК» особо оговаривался «VIP-интерьер».
Управделами не показывает интерьеры президентских лайнеров, предпочитая при покупке очередного судна устно отрицать слухи о царящей внутри роскоши. «Никаких драгоценных камней, навороченных средств гигиены в помине нет. Есть рабочая зона с кабинетом, где можно проводить совещания. И есть небольшая зона отдыха: ведь иногда президенту приходится полмира за один раз пролететь», — рассказывал Владимир Кожин о «внутренностях» Ту-214.
Серийное производство Ту-204 началось в СССР еще в конце 80-х, но управделами продолжает заказывать эту модель. Последний заказ, на два лайнера, был размещен в конце 2014 года.
В авиапарке СЛО «Россия» есть два бизнес-джета Falcon французской Dassault Aviation. Стоимость одного лайнера для управделами составила 1 млрд руб. Покупку иностранных бортов оправдывали тем, что в России не производятся самолеты невысокого класса для перелета на небольшие расстояния.
Еще два иностранных борта в составе президентского авиапарка — Airbus А319, закупленные, по словам Кожина, из-за того, что отечественный авиапром не успевал справляться с заказами управделами, а флот СЛО «Россия» необходимо было срочно расширять. Цена — 2,4 млрд руб.
В условиях курса на импортозамещение управделами в конце 2014 года впервые сделало заказ на поставку Sukhoi Superjet-100 на 2,8 млрд руб.
Комплектация corporate jet по умолчанию способна вместить 18 пассажиров. В салоне есть VIP-отсек, офисная зона, гостиная, спальня, душ и ванная комната.
Для того чтобы президент России мог передвигаться по Москве по воздуху, на территории Кремля была обустроена вертолетная площадка. На вертолете из правительственного аэропорта Внуково до Кремля глава государства добирается за пять-семь минут.
Президентская яхта до перехода на баланс управделами «Чайка» эксплуатировалась два года и обошлась бюджету в 1,5 млрд руб. Она включает шесть просторных кают с собственной ванной комнатой и спутниковым телевидением, спа-бассейн, площадку для принятия солнечных ванн, тренажерный зал, зону барбекю, бар.
У санатория «Русь» управделами президента есть моторная яхта Azimut 38 итальянского производства, купленная согласно реестру за 20 млн руб.
Дизельная яхта «Кавказ» была построена в начале 80-х годов. В 2011-м управделами с удовольствием заменило ее «Чайкой». «Как только заводились дизеля, палубу окутывали клубы ядовитого противного дыма. Мерзкого! Выхлопы от дизелей, про шум и все остальное и не говорю. В конце концов мы получили предписание: корабль изношен и подлежит списанию. Ресурс продлению не подлежит», — вспоминал Владимир Кожин.
Бывшая яхта управделами сейчас принадлежит Русской православной церкви. «Это белоснежное двухпалубное судно длиной 31 метр, оснащенное новейшим оборудованием и специальными механизмами, позволяющими, в частности, беспрепятственно проходить под невскими мостами. Здесь есть просторный зал для приема гостей, кухня, комфортабельные каюты для пассажиров, которые обставлены мебелью из элитных пород дерева, а диваны и кресла изготовлены из белой кожи. Кажется, разработку дизайна яхты доверили одной голландской фирме», — описывал судно экс-глава службы протокола Кремля Владимир Шевченко.