На чем лучше сдавать на механике или на автомате
На чем учиться в автошколе: автомат или механика
Принимая решение о том, что пора бы научиться водить машину, стоит заранее определиться: будете вы осваивать методику управления автомобилем на ручной или на автоматической коробке передач? Вопрос этот достаточно принципиален: у обоих вариантов есть свои особенности, и они касаются не только вождения, но и получения прав. Давайте разберемся, что же лучше для обучения, автомат или механика.
Механика: плюсы и минусы
Механическая коробка передач (МКПП) — основной вариант для обучения вождению (по крайней мере в нашей стране). И выглядит такой выбор вполне логично, ведь у МКПП есть целый список преимуществ, которые проявляются именно на этапе обучения:
Есть у обучения на МКПП и минусы:
Но, несмотря на минусы, механическая коробка вполне поддается освоению. Так что при ответственном подходе освоить управление автомобилем с МКПП вполне реально.
Автоматическая коробка: плюсы и минусы
Если раньше особого выбора не было, то не так давно на курсах вождения стал доступен вариант обучения на автомобиле с автоматической коробкой передач. Многих это обрадовало — АКПП проще в освоении и использовании, потому даже у тех, кто несколько раз безуспешно пытался сдать на права, появился дополнительный шанс.
В принципе, эта радость вполне понятна: обучение вождению автомобиля на автоматической коробке передач имеет свои плюсы. Вот они:
Все эти плюсы достаточно существенны, особенно для тех, кто не может похвастаться хорошей координацией и высокой концентрацией внимания. Иными словами, обучиться вождению на автомате может практически любой.
Все бы было очень хорошо, если бы не недостатки такого решения:
Но главный недостаток кроется в другом — в процессе сдачи экзамена и получении прав. Именно эти нюансы мы и разберем в следующем разделе.
Получение прав: тонкости и нюансы
Как было сказано выше, основной вариант для обучения вождению в РФ — это обучение на автомобилях с механической коробкой. Но с конца 2013 года законодательно закреплена возможность сдачи экзамена на управление автомобилем, использующим автоматическую трансмиссию.
С одной стороны, это плюс: не получается на механике — сдали на автомате и получили права. Но есть и нюансы:
Советы по выбору варианта обучения
Приведенных выше аргументов достаточно для того, чтобы выбрать, на какой коробке осваивать управление автомобилем — на автоматической или механической. В пользу автомата говорит один фактор — простота. Если вы:
то обучение вождению на автоматической трансмиссии — это как раз то, что вам подойдет.
С другой стороны, у варианта с обучением на МКПП есть куда больше плюсов:
Таким образом, выбор в пользу обучения на механике оправдан в большинстве случаев. Но это не аксиома: в ряде ситуаций от этого принципа можно отступить и без лишних усилий научиться водить машину с коробкой-автоматом.
На какой коробке передач лучше учиться в автошколе и чем отличаются механика и автомат
Главная » Блог » Лучше учиться на механике или на автомате
25.08.2020
2 комментария
С недавних пор ученикам автошкол необходимо выбирать между обучением на классической механической и автоматической коробками переключения передач. В последнем случае в их правах будет сделана соответствующая отметка, которая не позволит законно управлять машиной с ручной КПП.
Поэтому при начале обучения будущий водитель должен определиться на чем учиться и нужны ли ему права с неограниченными видами трансмиссии, или будет достаточно удостоверения, позволяющего управлять исключительно автомобилями с АКПП. В этой статье мы поможем разобраться, на какой коробке передач лучше учиться в автошколе и расскажем про отметки в правах и их отличия.
В чем отличия водительских прав на механику и автомат
Водительское удостоверение РФ нового образца, действующее с 2014 года, содержит не только обозначение категории транспорта, которыми может управлять его обладатель, но и специальные отметки с ограничениями управления, как правило, по состоянию здоровья. Отметки ставятся в разделе 14, а если ограничения накладываются лишь на отдельные категории транспорта, то в разделе 12.
Согласно п. 28 Постановления Правительства РФ № 1097 «О допуске к управлению ТС», лица, сдавшие экзамен ГИБДД на ТС с коробкой-автомат, получают национальные права с отметкой AT в разделе 14 (или 12 для отдельных категорий). Данная отметка означает, что водитель может законно ездить на ТС, оборудованном исключительно коробкой с автоматическим переключением передач. Управление машиной с МКПП при наличии отметки AT в правах расценивается как нарушение правил дорожного движения.
В данном случае к АКПП относятся все виды трансмиссии, в которых для переключения передач не используется мускульная сила водителя – классические гидроавтоматы, роботизированные коробки и бесступенчатые вариаторы.
Если в указанном разделе не проставлена символьная отметка, то обладатель удостоверения не имеет ограничений в управлении ТС – ни по здоровью, ни по разновидности трансмиссии автомобиля.
Плюсы и минусы МКПП и АКПП
Классическая механическая коробка до сих пор остается самым распространенным видом трансмиссии в России. В случае установленной МКПП выбор передачи водителем осуществляется вручную – он нажимает педаль сцепления и переключает рычаг МКПП, расположенный на центральной консоли, на панели приборов или на рулевой колонке. На некоторых видах спортивных автомобилях применяются секвентальные (последовательные) МКПП, у которых переключение осуществляется подрулевыми лепестками или рычагом-джойстиком.
У классической АКПП нет ни педали сцепления, ни рычага. На центральной консоли располагается лишь селектор, с помощью которого выбирается режим работы АКПП (Drive, Parking, Neutral и т. д.). Переключение передач осуществляется в автоматическом режиме.
Преимущества и недостатки обоих видов трансмиссий обуславливаются их конструкциями. Главным плюсом коробки-автомат является значительное упрощение процесса управления автомобилем, особенно в городе. АКПП позволит избежать ошибок, которые ведут к тому, что водитель «сжигает» сцепление, глушит двигатель, включает неверную передачу. Водителю намного проще водить машину – не нужно следить за оборотами двигателя, переключать рычаг, бесконечно выжимать сцепление.
Однако есть у АКПП и минусы – автомобили с автоматической коробкой больше стоят, дороже в обслуживании, потребляют больше топлива. Недорогие автоматы отличаются «задумчивостью», то есть уступают по скорости отклика реакции опытного водителя. Также на автомате нельзя применять некоторые водительские приемы, доступные ТС с ручной коробкой, например, тормозить понижением передач.
Плюсы МКПП обратные – машины с таким видом трансмиссии дешевле, в том числе и в обслуживании, динамичнее, лучше управляются. Но никуда не деваются и недостатки – механику тяжелее освоить, а в процессе вождения она утомительнее, чем АКПП.
Есть ли разница в обучении
Непосредственно процесс обучения в обоих случаев одинаковый – ученики изучают ПДД и учатся водить машину, выполняя одинаковые упражнения. Продолжительность курса обучения также одинакова и в большей степени зависит от расписания и занятости учеников. Обычно курс длится около 3 месяцев, после чего кандидаты в водители сдают экзамены.
Разница может заключаться в стоимости обучения. Автомобили с автоматической коробкой сами по себе дороже, они расходуют больше топлива, стоимость их обслуживания в сервисах также выше. Поэтому многие автошколы устанавливают более высокую цену на проведение курса обучения на машинах с АКПП. Хотя это правило необязательно – в некоторых обучающих организациях цена одинаковая на оба курса. Поэтому если будущий водитель планирует учиться водить на машине с АКПП, но его отпугивает цена вопроса, ему стоит поискать автошколу с одинаковыми условиями для обеих программ обучения.
На каком автомобиле можно сдавать экзамены
Автомобиль, на котором выпускник сдает экзамен ГИБДД, должен по своему устройству соответствовать ученическому ТС. Если в автошколе экзаменуемый обучался на машине с механической КПП, то экзамены будут приниматься также на автомобиле с ручной коробкой передач. Если обучение проводилось на машине с коробкой-автомат, то экзамен будет проводиться на ТС, оборудованной аналогичной КПП.
Сам процесс экзаменов в обоих случаев абсолютно одинаковый. Выпускники сначала сдают теоретическую часть, затем упражнения на площадке, далее – вождение в городских условиях. Незначительно различаться могут лишь детали выполнения упражнений.
Задание «эстакада» на машинах с МКПП и АКПП выполняются по-разному. Если на механике выпускник должен в обязательном порядке перевести ручку КПП в нейтральное положение, то на машине с автоматической коробкой он может как перевести селектор в положение Parking, так и установить нейтральное положение с одновременным включением стояночного тормоза.
На какой машине можно ездить после экзаменов
Водитель, который имеет в водительском удостоверении отметку AT, может законно управлять лишь автомобилями с автоматической трансмиссией. Если он попадется инспектору ГИБДД за управлением машины на механике, то это будет рассчитываться как вождение без прав. Такого нарушителя оштрафуют на сумму от 5 до 15 тыс. руб. (ст. 12.7 КоАП РФ).
Водители, которые отучились на механике, не имеют в удостоверении никаких дополнительных отметок. Они имеют право управлять любыми автомобилями соответствующей категории вне зависимости от вида трансмиссии.
Обучение на механике позволяет водителю водить как машины с МКПП, так и ТС с любыми видами автоматической трансмиссии: с классическим гидроавтоматом, бесступенчатым вариатором или роботизированной коробкой.
Можно ли переучиться
Чтобы переучиться с АКПП на механику, водителю придется снова отправляться в автошколу. Учить и сдавать теорию будет не нужно – понадобятся лишь уроки вождения. Поэтому и цена у такого курса ниже, чем при проведении полноценного курса. В конце обучения придется снова сдавать экзамены в ГИБДД, но только на площадке (автодроме). В ходе экзамены инспектор ГИБДД должен убедиться, что водитель в полной мере освоил навыки управления машиной с МКПП.
Сдавать теорию и вождение в городе при переобучении не нужно.
Что же выбрать при начале обучения
Несмотря на кажущуюся простоту вопроса, однозначного ответа на него нет. Действительно, обучение на машине с МКПП кажется выгоднее по всем параметрам. Водитель в дальнейшем получает значительные преимущества, например, могут управлять машинами с любой трансмиссией. Еще преимущества – водители, обучившиеся на машинах с ручной коробкой, лучше понимают автомобиль, их навыки вождения предпочтительней, повышается и скорость реакции водителя на нестандартные ситуации на дороге.
Однако АКПП не были бы столь распространены, если бы имели лишь недостатки в сравнении с коробками с ручным переключением. Автоматическая коробка «прощает» неточности и ошибки в управлении, позволяет новичку быстрее почувствовать себя своим в потоке. На ней проще учиться и сдавать экзамены. И самое главное – в условиях городского режима вождения она избавляет водителя от бесконечного цикла выжимания сцепления и переключения рычага КПП. Коробка-автомат берет эту работу на себя.
АКПП для обучения и дальнейшей езды обычно выбирают:
Коробка с ручным переключением передач – это выбор тех, кто хочет полностью контролировать автомобиль во время движения, предпочитает спортивный стиль езды, не планирует покупать машину с коробкой-автомат либо просто предпочитает не ограничивать себя в выборе в будущем.
Параметр | АКПП | Механическая коробка |
Возможность управлять ТС с обоими видами трансмиссии | Нет, можно водить только машины с АКПП | Можно управлять любыми ТС соответствующей категории |
Нужно ли переобучение для вождения ТС с другим видом трансмиссии | Да | Нет |
Обучение на категорию C | Нельзя, сначала следует обучиться вождению с МКПП | Возможно |
Сложность обучения и сдачи экзамена | Пониженная | Повышенная |
Стоимость обучения | Выше | Ниже |
Поэтому окончательный выбор зависит лишь от пожеланий самого ученика. Если считаете, что вам подойдет комфортный стиль вождения, вы планируете купить машину с коробкой-автомат и не намерены в дальнейшем отходить от своего выбора – учитесь на машине с АКПП. Если хотя бы одно условие не подходит – лучше сразу учиться на машине с МКПП, чтобы в дальнейшем не проходить переобучение.
Механика или автомат, на что учиться?
В ходе реформы процедуры получения прав появилась возможность сдавать экзамены на машинах с автоматической коробкой передач. Ранее упражнение «эстакада» на автодроме всегда сдавалось на механике. Процедура сдачи на автомате еще не до конца отлажена.
Так, некоторые МРЭО, даже в Новосибирске, не имеют машин с автоматической коробкой передач, вы можете сдавать экзамен только с автошколой на ее машине. Если вы сдаете экзамен на машине с автоматической коробкой передач, на водительском удостоверении будет поставлена метка AT (автоматическая трансмиссия) и вы не сможете управлять машиной с механической коробкой.
Водить машину с автоматической коробкой передач существенно проще, особенно в условиях большого города и пробок. Какую подготовку и сдачу экзамена в ГИБДД выбрать, механика или автомат – вопрос, который решается индивидуально. Я советую учиться на механике, даже ориентируясь в дальнейшем на вождение машины с автоматической коробкой передач. Мой совет связан со следующими причинами:
1. Лучше иметь полноценные права без ограничений;
2. Механика позволяет лучше понять некоторые аспекты функционирования автомобиля. На автомате проще контролировать скоростной режим (“почувствовать скорость”) и вообще ситуацию на дороге. Соответственно, полезно иметь опыт вождения машин разных типов. Это поможет легче сформировать навыки безопасного вождения;
3. Могут быть ситуации, когда придется столкнуться с механической коробкой. Например, в прокате будут только такие машины (в Москве в сентябре 2015 запустили сервис краткосрочной аренды с машинами с механической коробкой);
4. Сдавая экзамен, вы будете использовать 1-2 передачи, лишь иногда переключаясь на 3, что не так сложно;
5. Процедура сдачи на автомате малообкатана, так как сдающих экзамены на автомате существенно меньше;
6. Обучение на автомате дороже.
Нужно понимать, что автоматическая коробка не заменяет механическую. Если большинство автомобилей в США продается с автоматической трансмиссией, то в Европе ситуация обратная — подавляющее большинство автомобилистов выбирают механическую коробку передач. В России продается примерно одинаковое количество автомобилей двух типов.
Водительское удостоверение на АКПП обладают некоторыми особенностями, в ВУ ставится соответствующая отметка – в разделе 14 «Ограничения» будет ставиться обозначение «АТ» – управление только автомобилем с «автоматом».
Категории и подкатегории водительского удостоверения
Если в будущем вы решите пересесть с АКПП на механику, то придется проходить обучение в автошколе и заново сдавать экзамен в ГИБДД. Для повышения квалификации с АКПП на МКПП нужно в некоторых РЭО ГИБДД нужно сдать только площадку автодром, в некоторых все три этапа экзамена.
Так что мой совет учиться на механике (чтобы больше не возвращаться к вопросу), если чувствуете, что обучение совсем не идет, смело переключайтесь на обучение на автоматике, оно существенно проще.
На чем лучше сдавать на механике или на автомате
Выбор коробки передач машины для обучения в автошколе зависит от предпочтений будущего водителя. Перед многими возникает дилемма – лучше учиться на механику или автомат, и как это в дальнейшем отразится на водительских навыках. Перед тем как остановить выбор на чем-либо, необходимо разобраться в особенностях работы и отличиях АКПП и МКПП.
Что лучше – АКПП или МКПП
Постепенно автоматика вытесняет привычную для автолюбителей механику, хотя многие принципиально отдают ей предпочтение. Обе коробки передач имеют свои положительные и отрицательные стороны. В автомате предусмотрена автоматизированная функция сцепления и переключения передач. Поэтому в автомобиле только две педали – газ и тормоз.
Плюсы обучения вождению на машине с автоматом:
Обучение на автомате избавляет новичков от ошибок, приводящих к сжиганию сцепления, остановке двигателя, включению неправильной передачи. Однако есть некоторые минусы пользования АКПП:
Механическая коробка – многоступенчатый цилиндрический редуктор, позволяющий вручную переключать передачи. Для этого процесса в машине, помимо тормоза и газа, есть педаль сцепления. Механика требует от ученика концентрации внимания и много сил. Но, освоив навыки управления более сложной техникой, водитель в будущем легко справится с любым автомобилем. К плюсам обучения на механике относятся такие:
Отрицательных моментов не так много, но все же они имеют место:
На вроде бы простой вопрос, что лучше – АКПП или МКПП, однозначно ответить нельзя. Обучение на авто с механической трансмиссией выгоднее по многим параметрам. Получив права, водитель имеет большое преимущество. Он сможет
Любителям скорости, драйва и возможности до предела разогнать двигатель лучше выбрать механику. Желающим быстро научиться водить и комфортно ездить больше подойдет автомат.
Есть ли существенная разница в обучении
Учебный процесс для обоих случаев принципиальных отличий не имеет. Слушатели изучают правила дорожного движения, практикуются в вождении, выполняя одинаковые задания. Курс обучения длится одинаково – около двух-трех месяцев. Продолжительность зависит от договора, заключенного между сторонами в начале обучения, в зависимости от багажа знаний будущего курсанта.
Разница заключается в стоимости обучения. В связи с тем, что машины с АКПП расходуют больше топлива и обслуживаются в сервисных центрах дороже, на обучающий курс цена выше.
Как и на каком авто проходит сдача экзаменов
Процесс сдачи экзаменов одинаков для всех, кто пришел учиться на механику или автомат. Курсанту предстоит продемонстрировать знания и навыки, полученные за время обучения. Вначале сдается теоретическая часть путем решения определенного количества билетов. Затем обязательные упражнения на площадке, включающие ряд стандартных элементов:
Лишь незначительные отличия могут заключаться в деталях выполнения упражнений (в частности, это касается задания «эстакада»). Завершающим этапом внутренних экзаменов является езда с инструктором по городу. После положительного вердикта будущий водитель допускается к госэкзамену.
Вождение выпускники автошколы обязаны сдавать на автомобиле, соответствующем транспортному средству, которому изначально отдали предпочтение. Если экзаменующийся обучался на машине с ручным управлением, то экзамен будет проводиться на аналогичном транспорте. Если занятия проводились на авто с автоматической коробкой – то и экзаменоваться нужно будет на машине, оборудованной АКПП.
На чем можно ездить после обучения
У автолюбителей, отучившихся на технике с МКПП, в удостоверении нет никаких ограничительных отметок. Они получают право управления ТС своей категории, независимо от вида трансмиссии. Если же в правах стоит значок «АТ», владелец прав сможет водить исключительно автомат – механика для него запрещена.
При необходимости переучиться с автомата на МКПП водителю не придется проходить заново весь курс. Теорию сдавать не нужно, поэтому основной задачей станут уроки вождения. В связи с этим стоимость значительно меньше, чем полный курс. По окончании обучения экзамен по вождению принимать будет инспектор ГИБДД на автодроме.
Наша автошкола «Мастер» в Иваново предоставляет качественные услуги по обучению вождению как на машине с автоматом, так и с механикой. Профессиональные автоинструкторы помогут исполнить вашу мечту стать равноправными участниками дорожного трафика.
На чем лучше сдавать на механике или на автомате
Обучение на «механике»: плюсы и минусы
Говоря о предстоящих трудностях при обучении на МКПП, стоит отметить, что:
Как ни удивительно, из вышеперечисленных пунктов вытекают следующие преимущества:
Особенности обучения на АКПП
Несмотря на большую популярность автомобилей с автоматической коробкой передач, обучение на АКПП осуществляется как правило реже. Сопутствуют тому следующие причины:
Выбор в пользу автомобиля с АКПП заключается в единственном факторе: легкость управления. К тому же, не придется постоянно думать о переключении передач, и больше внимания можно уделить дорожной ситуации. Да и заглохнуть с АКПП в пути вероятность меньше. Практичнее учиться ездить на МКПП, даже если в дальнейшем планируется приобретать автомобиль с автоматической трансмиссией.
Независимо от сделанного выбора, чтобы улучшить практические навыки езды, всегда можно пройти дополнительные курсы совершенствования навыков вождения. Также хорошим навыком будет обучение в зимний период, чтобы инструктор помог обрести уверенность на дорогах в дождь и в снегопад. Ну а после получения прав, возможно дополнительно освоить экстремальное вождение. И всегда помните, решение о получении водительских прав накладывает определенную ответственность. От техники вождения и от знаний водителя зависит не только личный комфорт, но и безопасность других участников на дороге.