На чем носили ведра в старину
к о р о м ы с л о
Толстая изогнутая деревянная палка для ношения двух ведер на плече
• (местное) длинный и тонкий шест, служащий рычагом при подъеме воды из колодца; журавль
• без рук, без ног, на плечи скок (загадка)
• большая стрекоза, которая никогда не порхает
• деревянная дуга с зарубками или крючками на концах для ношения на плечах ведер или каких-либо тяжестей
• деталь рычажного механизма
• название рычагов в некоторых механизмах
• приспособление для переноски воды в ведрах
• рычаг в некоторых механизмах, точка опоры которого обычно располагается посередине
• с каким предметом деревенской утвари в русских загадках сравнивают радугу
• хищное насекомое отряда стрекоз
• часть двигателя внутреннего сгорания
• борис Кустодиев изобразил торговку воблой с двумя аршинными связками вяленой рыбы, а что перекинуто у нее через плечо?
• «промеж двух морей, по мясным горам, гнутый мостик лежит» (загадка)
• «концами над водой висит, середкой на плече лежит» (загадка)
• «наплечник» для ведер
• «ни свет, ни заря пошел, согнувшись, со двора» (загадка)
• плечевой «рычаг» для ведер
• дуга для переноски ведер
• «двухведерный» эпитет радуге
• сравнение для дыма в накуренной комнате
• предмет для ношения ведер
• Планка для ношения ведер на плече
• Деталь рычажного механизма
• Без рук, без ног на бабу скок!
• Название рычагов в некоторых механизмах
• «Двухведерный» эпитет радуге
• «промеж двух морей, по мясным горам, гнутый мостик лежит» (загадка)
• борис Кустодиев изобразил торговку воблой с двумя аршинными связками вяленой рыбы, а что перекинуто у нее через плечо
• плечевой «рычаг» для ведер
Коромысло- незаменимый помощник в хозяйстве для русской женщины
Первостепенным предметом сельского быта раньше считалось коромысло (коромысел). Сейчас коромысло уже почти нигде и не увидишь, разве что в далекой глубинке, в тех деревнях и селах, где живы еще национальные обычаи, где до сих пор сохранились традиционные ремесла и промыслы.Старики наши говаривали, что сила у человека есть до тех пор, пока он может носить воду в ведрах на коромысле. А паренек считался уже отроком, когда начинал носить воду таким способом.
Открылась часть большого кольца Москвы
На Брянщине с помощью коромысла носили в дом воду для питья и чтобы напоить скот, на речку тащили белье полоскать, огурцы мыть и т.д. Коромысло помогало нести, не уставая, на плечах два ведра воды несколько сот метров, перекладывая на ходу коромысло с одного плеча на другое. А как приятна на вкус вода из криницы, да еще из того ведра, которое принесла на коромысле родная мать. Бегаешь, бывало, постреленком, забежишь наперед к матери, попьешь воды прямо из ведра — и уйдет куда-то усталость, и будто новые силы прихлынут.
Ношение воды на коромысле — целый ритуал. Когда идешь за водой, два пустых ведра должны быть в левой руке, а само коромысло — в правой. И уж, конечно, разговоры у колодца. Бывает, десятками минут могут женщины разговаривать, держа при этом на плечах коромысло с полными ведрами. Вот уж поистине женская страсть к разговорам, за которыми и тяжести не замечают.
У колодца ведро на коромысло цепляют сначала на заднюю часть, затем на переднюю. Главное при носке воды таким способом — держать равновесие. Можно сразу забросить на плечо коромысло с ведрами. Уверяем вас, это не так трудно, как кажется на первый взгляд. Еще надо уметь и воды зачерпнуть ведром на коромысле. Иногда бывает, слетит при этом у неумехи ведро с крючка коромысла прямо в колодец. Копайся потом, доставай. Будет тебе и от соседей нагоняй. На русских свадьбах невеста в день свадьбы должна принести ведра воды на коромысле, украшенном лентами, при этом не пролив ни капли.
В быту русских крестьян были известны коромысла разной формы. При раскопках в Великом Новгороде в слоях XI – XIV вв. археологи нашли большое количество дугообразных коромысел. Они имели наибольшее распространение. Их выгибали из распаренной древесины в форме дуги. Коромысло такого типа удобно ложилось на плечи женщины, придерживавшей его руками. Ведра, надетые на концы коромысла в специально вырезанные для этого выемки, почти не качались при ходьбе.
Во многих деревнях встречались также коромысла, вырезанные из широкой и прочной доски. Прямая доска зауживалась к концам, а в середине имелась выемка для шеи женщины. Ведра с водой закрепляли на длинных крючках, спускавшихся вниз с концов коромысла.
Коромысло в виде круглой в сечении палки, хорошо известное в Западной Европе, у русских встречалось редко. Оно было неудобно в использовании, так как палка сильно давила на плечи. С его помощью русские крестьянки чаще всего переносили с реки выстиранное белье. При этом коромысло несли две женщины: один его конец лежал на плече идущей впереди крестьянки, другой — на плече идущей сзади.
О коромыслах с ведрами составлено много загадок и пословиц:
«Два братца хотят подраться, да руки коротки»,
«Двое купаются, а третий дивуется»,
«Промеж двух морей, по мясным горам, гнутый мостик лежит».
«Бабий ум, что бабье коромысло: и косо, и криво, и на два конца».
«Ремесло не коромысло, плеч не оттянет».
«Пыль столбом, дым коромыслом — не то от тоски, не то от пляски!»
Чаще всего изготавливают коромысла из березы, орешника (лещины), клена, бука, реже — из сосны и ели. В качестве заготовки для коромысла подбирают дерево толщиной посредине 5…7 см и длиной 190…210 см. Из такого окоренного ствола топором, рубанком выполняют готовое изделие. На края коромысла крепят (привинчивают шурупами или прибивают гвоздями) металлические накладки с крючком. Коромысло украшают резьбой, раскрашивают, что придает ему нарядный и праздничный вид. Из природных деревянных заготовок изогнутой формы получается очень красивое коромысло.
Чтобы оно не треснуло, поверх пускают металлическую накладку из жести, которую к коромыслу прибивают гвоздями или приворачивают шурупами. Коромысла, как рассказывают старожилы-односельчане, служили в отдельных случаях 50 лет и более.
В домашних условиях коромысло хранят в коридоре в углу, поставив вертикально, либо укладывают на двух специально вбитых в стену колышках или толстых гвоздях.
Нет, нет, да все еще встретишь в русских деревнях коромысло.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
На чем носили ведра в старину
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
КАК НОСИЛИ ВОДУ КОРОМЫСЛОМ
Каждый день русские крестьянки отправлялись к колодцу с дугообразным коромыслом и ведрами, которые крепились на крючках у его основания. Они знали особые хитрости, которые помогали управляться с этим предметом быта. Чтобы коромысло не переломилось под тяжестью воды и выстиранного в реке белья, на его середину крепили металлическую пластину. Чтобы было не так тяжело нести ведра, коромысло следовало время от времени перекладывать с одного плеча на другое. И никак иначе, ведь воду приходилось носить на дальние расстояния.
А.А. Пластов. Родник. 1964 г.
На Руси был настоящий свод правил, который рассказывал, как правильно носить воду. Когда только идешь за водой, оба ведра следовало обязательно нести в левой руке, а коромысло – в правой. Первое наполненное ведро нужно было вешать на заднюю часть коромысла. Это помогало лучше удерживать равновесие. Настоящие умельцы могли и зачерпнуть воды, даже не снимая ведра с коромысла. Сделать это было крайне трудно, ведь ведро могло соскользнуть и упасть прямо в колодец.
К колодцу ходили не только за водой, но и за свежими новостями: разговоры у колодца были излюбленным занятием крестьянских женщин. А еще существовала традиция, что в день своей свадьбы девушка должна была донести воду в ведрах на коромысле и не пролить ни капли.
Н.А.Касаткин «Соперницы» 1890 г.
Ф.А.Малявин «Женщина с коромыслом»
Забытые и почти забытые слова – Коромысло
Одним из повседневных предметов нашего хуторского быта было КОРОМЫСЛО, обязательное и одно из главных в каждом дворе. Без воды для дома (еды, питья, стирки и т.д.) и для домашней скотины и птицы прожить невозможно, вот и была её доставка первостепенным делом. А коромысло помогало нести на плечах два ведра воды несколько сот метров, почти не уставая, перекладывая его на ходу с одного плеча на другое. Сколько раз за свою жизнь хуторянки укладывали коромысло на свои плечи – не сосчитать. Не миновала это участь и детские плечи. Ну а парни с мужиками предпочитали носить ведра в руках, или как говорили «на руках», видимо в противовес «на плечах».
В моей памяти сохранились коромысла именно такой формы и конструкции, какая показана на фото. Были они дугообразной формы, которые удобно ложились на плечо. Ну а ведро с водой цепляли на металлические крючки, закрепленные на концах коромысла. В прежние времена их делали самостоятельно из распаренной древесины, и для удержания ведер на концах делали специальные прорези-выемки, в которых они почти не раскачивались. Дома обычно коромысло хранили в коридоре в углу, поставив вертикально, но чаще укладывали на два специально вбитых в стену гвоздя.
Приходилось читать о том, что в отдельных местностях ношение воды на коромысле было целым ритуалом: когда идешь за водой, два пустых ведра должны быть в левой руке, а само коромысло – в правой. Или же существовало особое отношение к походу к колодцу, пруду или реке. Даже говорить об этом следовало по особому правилу, а именно «иду по воду». А фраза «иду за водой» вызывала смех и отторжение, поскольку означала поход за утекающим потоком реки. А ещё в старину невеста в день свадьбы должна принести ведра воды на коромысле, украшенном яркими нарядными лентами, при этом не пролив ни капли, за чем пристально следили гости.
Обычно у колодца была лавочка, на которую ставили полные ведра. Если её не было, то их ставили на землю. Потом одно ведро цепляли сначала на заднюю часть, затем, с силой удерживая коромысло, второе на переднюю. Главное при носке воды таким способом – держать равновесие. Можно было и сразу забросить на плечо коромысло с ведрами, если, конечно, имеешь для этого достаточно сил. А если воду брали из пруда, то для этого почти всегда напротив каждого двора был мостик (местное название КЛАДКА). С упруго качающихся досок прыгали при купании ребятишки, и ещё набирали воду хуторяне. Если постараться, то можно было сразу зачерпнуть ведром на коромысле. Но иногда бывает, что слетит при этом у неумехи ведро с крючка коромысла прямо в воду. У колодца или пруда можно было обменяться новостями, посудачить о том, о сём. Бывает, десятками минут могут хозяйки разговаривать, забывая при этом что на плечах коромысло с полными ведрами. Какая уж тут тяжесть, если такие новости.
Но постепенно появлялся в хуторах водопровод, или если рядом был пруд, то хозяин покупал насос, шланги и переноску.
Итак, дни, когда воду носили в дом из колодцев или с реки, давно минули. И коромысло – предмет, позабытый многими из нас. Сейчас его уже почти нигде и не увидишь, разве что в далекой глубинке, в тех деревнях и селах, куда по какой-либо причине не дошла цивилизация, или же где до сих пор сохранились традиционные ремесла и промыслы, в том числе и для хранения национальные обычаев. А ещё, конечно, в музеях. Ну а молодое поколение, возможно, и вовсе этого слова не слышало. Да и у разных категорий людей КОРОМЫСЛО вызовет свои ассоциации: для механиков-«технарей» – это деталь рычажного механизма, у которого опора располагается посредине (например, в двигателе); для зоологов – это хищное насекомое отряда стрекоз; для краеведов – (местн.) это длинный и тонкий шест, служащий рычагом при подъеме воды из колодца, журавль.
В Википедии прочитал, что, поскольку предмет этот имел широкое распространение, не обошло его и народное творчество. О коромыслах с ведрами составлено много загадок и пословиц: «Два братца хотят подраться, да руки коротки», «Двое купаются, а третий дивуется», «Промеж двух морей, по мясным горам, гнутый мостик лежит»; или же «Бабий ум, что бабье коромысло: и косо, и криво, и на два конца», «Ремесло не коромысло, плеч не оттянет», «Пыль столбом, дым коромыслом – не то от тоски, не то от пляски!». Там же: О коромысле писали стихи такие поэты, как С. Я. Маршак и К. Бальмонт; нашло оно отражение и на полотнах живописцев: Венецианова, Касаткина, Маковского, Смирнова, Васильева, Рябушкина.
Мои детские ощущения от ношения воды на коромысле тоже расписаны в рассказе «Тебе не тяжело, сынок?».
Ну а памятник героям «Тихого Дона» в Вешенской, где главная героиня Аксинья несет донскую воду на коромысле в ведрах, наверное, знает каждый. Такой образ, с коромыслом, выбрал скульптор для увековечивания жителей донских станиц.
Что касается фотографии, то она из Интернета и привлекла моё внимание тем, что коромысло здесь трудовое: по его внешнему виду понятно, что много ему досталось.
КОРОМЫСЛО (или, как говорили в старину, коромысел)
Коромысло (или, как говорили в старину, коромысел) впервые встречается в памятниках XVI века. «Одиночный водонос, лучковый рычажок, которым на плече носят пару ведер» вскоре становится популярным в самых отдаленных уголках России. Его достоинства по заслугам оценили в старинных городах, но особенно в деревнях. Действительно, зимой по узкой глубокой тропинке без коромысла можно пройти только с большим трудом, так как ведра будут задевать за сугробы. Летом в ведра, которые несут в руках, постоянно попадает пыль, семена созревших трав и притаившиеся в травах многочисленные букашки. Но самое главное, нести ведра на коромысле значительно легче. Даже походка становится легкой и грациозной, когда ведра, как птицы, парят над сугробами или высоким травостоем. И невольно родилась в народе загадка: «Сидят две галочки на палочке?» Это о ведрах с коромыслом.
На Руси были известны три типа коромысел: палкообразные, гнутые и вырезные. Первое представляло собой прямую круглую палку с небольшими крючками на концах. На таких коромыслах носили порой не только ведра, но и выстиранное белье. Это, видимо, было самое древнее и не очень удобное коромысло.
Затем к нему догадались привязать крючья, и оно стало более удобным, так как появилась возможность придерживать ведра руками. Но палка по-прежнему сильно давила на плечи, поэтому вместо нее стали применять коромысло, вырезанное из достаточно широкой и прочной доски. Оно сужалось к краям, а в середине, в широкой части, был сделан специальный полукруглый вырез для шеи. На концах коромысла прикрепляли деревянные или металлические крючья, на которые подвешивали ведра.
Такой тип коромысла существует в ряде районов и поныне. Но все же более широкое распространение получило гнутое коромысло. Оно есть в каждом сельском доме, где жители пользуются колодцами.
В старые времена мастера, умевшие делать легкие, удобные и красивые коромысла, были в каждой местности. У изделий талантливого мастера был свой почерк, и их легко было отличить по форме и декоративной отделке. Подчас бондарь-ведерник сам изготовлял коромысла в комплекте с ведрами. Поздней осенью или ранней весной, когда древесина отличается особой гибкостью, отправлялся мастер в лес за сырьем.
Древесина, идущая на коромысла, должна быть легкой, прочной и гибкой, а также однородной и хорошо противостоящей растрескиванию. Этим требованиям вполне удовлетворяет древесина ивы, липы и осины. В зависимости от толщины древесного ствола, кряж раскалывают на две или четыре части, называемые колотьем. Из него вытесывают прямоугольные заготовки. Каждую заготовку стесывают в середине до определенной толщины, а затем распаривают.
Известно множество способов распаривания древесины перед гнутьем, например на костре. При первом способе заготовку вымачивали, а затем прогревали над пламенем, при втором — ее зарывали в землю на месте будущего костра.
Через определенное время, когда костер угасал, разгребали угли и извлекали из земли окутанные паром заготовки. Их тут же вставляли в гало — приспособление для гнутых коромысел, дуг, санных полозов и ободов.
Распарить заготовку можно с помощью паяльной лампы. Вымоченную в пруду, речке или ручье заготовку прогревают в середине паяльной лампой до появления пара. Чтобы древесина не подгорела или (еще хуже) не обуглилась, пламя держат на оптимальном расстоянии, которое определяют опытным путем.
Разогретую заготовку вставляют в гнутарное приспособление, которое представляет собой массивный щит с набитыми на нем брусьями. Брус, одна из кромок которого соответствует изгибу коромысла, называют шаблоном, а с прямой кромкой — упором. Вставив заготовку в гнутарное приспособление, между ней и упором забивают с двух сторон два клина. Вместо двух широких можно забить несколько более узких клиньев. При расклинивании заготовка согнется и плотно прижмется к бруску-шаблону.
Согнутую заготовку сушат в гнутарном приспособлении, которое должно находиться в отапливаемом помещении или в любом другом месте, имеющем достаточно высокую температуру. Когда через несколько дней заготовка подсохнет, наплечная часть коромысла приобретает дугообразную форму. Массивные концы заготовки стесывают с двух сторон так, чтобы образовавшиеся пласти шли под прямым углом к изогнутой наплечной части.
Затем на каждом конце коромысла вырезают сверху крючки для подвешивания ведер. При желании крючки делают из металлических полосок, которые привинчивают к древесине шурупами.
Готовое коромысло обрабатывают циклями или кусочками оконного стекла, шлифуют наждачной бумагой, затем пропитывают горячей олифой и расписывают масляными красками. Если вместо росписи используют резьбу, то коромысло пропитывают олифой в самую последнюю очередь.
Вам понравилась история? Надеемся вам так же будет полезна и реклама наших партнеров: