На чем основан авторитет педагога
Авторитет педагога как важнейшее средство воспитательного воздействия
Различают авторитет власти и власть авторитета.
Первый дается должностью педагога, второй является результатом длительных взаимоотношений.
Авторитет власти не надежен, является быстро проходящим, если не подкрепляется властью личности, добровольным признанием детьми профессионализма педагога
Суть педагогического авторитета состоит в постоянном развитии педагогом в себе гражданской, творческой, человеческой личности, подлинной духовности и интеллигентности.
Его нельзя декретировать свыше. Его можно только заслужить честным и упорным трудом.
Путь формирования авторитетных отношений длителен и сложен.
Дети добровольно идут за тем воспитателем, которого они уважают.
В любом другом случае педагогические отношения держатся на сугубо формальных основаниях, внешних требованиях, утрачивают свой позитивный воспитательный смысл и оказывают негативное влияние.
Истинный – один, у ложного – множество разновидностей.
Ложный авторитет основан на стремлении воспитателя добиваться послушания от ученика. Добиваясь послушания, как ближайшей цели и затрагивая на это много сил и времени, педагоги уже не имеют возможности добиваться главных целей.
Часто в таких случаях педагоги не могут добиться послушания, и с каждым годом ребенок становится все более непослушным, а дети, проявляющие послушание в таких условиях, развивают качества личности, противоположные конечным целям обучения и воспитания.
Истинный авторитет опирается не на должностные и возрастные привилегии, а на высокие личностные и профессиональные качества:
• демократический стиль сотрудничества с воспитанниками,
• способность к открытому общению,
• эрудированность, компетентность, справедливость, доброту, общую культуру.
Виды ложного авторитета.
Завоевывается путем систематической демонстрации превосходства в правах и возможности держать детей в постоянном безотчетном страхе перед наказанием, окриком, или высмеиванием за неудачи.
Провоцирует воспитанников на трусость, подхалимство или агрессивное отношение к старшему, нарушение дисциплины, неуважение к педагогу.
Никакой речи о воспитании сознательной дисциплины в данном случае идти не может. Грубость расшатывает нервную систему детей, прививает отвращение к деятельности.
Требовательность педагога, не подкрепленная уважением к личному достоинству учащихся, приобретает формально – бюрократический характер.
Педагог, воспитатель стремится всегда держать детей на дистанции. Вступает с ними только в официальные контакты. Стремясь быть недоступным и загадочным, такой педагог возвеличивает свою персону, создает для себя незаслуженные привилегии.
У воспитателя существует система мелочных, никому не нужных условностей, традиций. Он постоянно придирается к воспитанникам. Его придирки не согласуются со здравым смыслом, просто неразумны.
Педант несправедлив и его действия малоэффективны.
У такого педагога воспитанники теряют уверенность в своих силах, одни грубо нарушают дисциплину, другие держатся скованно, напряженно.
Такой педагог бесконечно поучает воспитанников, полагая, что нотации – главное средство воспитания.
К словопрениям таких педагогов дети быстро привыкают, перестают на них реагировать и раздраженно, а иногда посмеиваясь, слушают поток нравоучений, вытекающих из уст увлеченного красноречием педагога.
Обязательными требованиями к авторитетному педагогу являются:
• справедливость и честность в отношении к детям.
Авторитетный педагог никогда:
• не лжет даже по мелочам,
• не проявляет невежливость,
• не ссорится при детях с коллегами,
• не вовлекает воспитанников в группировки, направленные против других детей, родителей,
• не подрывает авторитет товарищей – педагогов, не отзывается пренебрежительно об их работе.
Этого педагог может достичь только самовоспитанием, направленным на формирование недостающих качеств и борьбу с недостатками.
Для этого необходимо:
• выявить качества, которые мешают завоевать авторитет,
• сформировать у себя твердую установку на процесс самовоспитания,
• проявить волевые усилия, направленные на достижение поставленной цели.
«Родители-активные участники воспитательного процесса!» (фотоотчёт) Уже не один раз говорилось о необходимости соблюдать преемственность детского сада и семьи в воспитании активной, социально развитой личности.
Конференция клубов молодых семей «Авторитет отца и его влияние на развитие личности ребенка» (фотоотчет) Недавно прошла конференция клубов молодых семей. Среди приглашённых была я и несколько семей из моей группы. Обсуждалась очень актуальная.
Конспект воспитательного часа «Кораблекрушение» в 6 классе Данный воспитательный час направлен на сплочение классного коллектива. Подготовила и провела воспитатель Огурцова И. В. Цель: создание благоприятного.
Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика — важнейшее условие правильной речи» Цель: познакомить родителей с артикуляционной гимнастикой, необходимостью ее выполнения у детей с недостатками произношения звуков. Приходится.
Консультация для родителей «Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка» «Ребенок- зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца» В. А. Сухомлинский.
Консультация для родителей «Авторитет родителей в воспитании детей» Многих родителей волнует вопрос, как заработать авторитет, как правильно воспитывать своих детей. Авторитет родителей заключается в умении.
Презентация «Иcследовательский проект. СМИ как фактор воздействия на сознание развивающейся личности» 1 слайд. Достаточно сложно представить сегодняшнюю жизнь людей любого возраста без доступа к Интернету. Он является неоспоримым благом цивилизации,.
Родительское собрание «Игра как важнейшее средство воспитательно-образовательной работы с детьми в саду и дома» Протокол №2 Родительского собрания в подготовительной группе от 29.11.2013г. Тема: «Игра, как важнейшее средство воспитательно-образовательной.
Семинар «Портфолио педагога как средство самореализации» 11 января 2017 года в МБДОУ «Теремок» с. Покровское проведен образовательный семинар » Портфолио педагога как показатель его компетентности».
Совместная деятельность педагога, воспитанников и их родителей как средство развития трудового воспитания ребенка В Федеральном государственном образовательном стандарте по дошкольному образованию указывается, что в дошкольном возрасте приобщение к.
Педагогический авторитет
Педагогическая деятельность учителя может быть успешной, если он пользуется высоким авторитетом среди учащихся, своих коллег и родителей.
Авторитет учителя— это его моральный статус в коллективе учащихся и коллег, это своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый учитель регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждения.
Авторитет следует рассматривать и как форму проявления нравственно-психологических связей учителя с педагогическим коллективом и родительской общественностью. Он зависит от всего комплекса личных и профессиональных качеств педагога и отношения его к общественным ценностям.
«В воспитании все должно основываться на личности воспитателя,— писал К. Д. Ушинский,— потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания».
Учащиеся старших классов нередко прощают учителю отдельные промахи в преподавании, но строги и бескомпромиссны в оценке его морального облика. Н. А. Добролюбов писал, что, как только моральное доверие потеряно, сразу же и слова учителя теряют силу. Похвала и порицание уже не имеют значения. Дети хотят, чтобы поведение учителя было ярким воплощением тех требований, которые он им предъявляет.
Слово «авторитет» в переводе с латинского языка — достоинство, сила, власть, влияние. В этике это понятие означает силу, власть, влияние, которые основаны не на принуждении, а на общественном признании моральных достоинств личности или коллектива.
В системе образования авторитет школы не может автоматически обеспечивать формирование и поддержание авторитета учителя, который зависит от деловых и моральных качеств человека, нравственных отношений в школьном коллективе, деятельности органов народного образования, местных советских, партийных и других общественных организаций, поддерживающих престиж педагогической профессии.
Моральный авторитет — это сила воздействия человека на других, опирающаяся на нравственные достоинства, которые приобретены человеком в процессе общественной практики. Моральный же авторитет учителя заключается в общепризнанном влиянии его личности на других людей, в первую очередь на учащихся и коллег. Педагогический авторитет основан на наличии высоких моральных качеств, на действиях, отвечающих нормам и требованиям педагогической морали.
В процессе социологических исследований, высокую оценку получили такие нравственные качества учителя, как справедливость и честность, любовь к детям и понимание социальной ценности своей профессии, уважение личности ребенка, сочетающееся с требовательностью к нему, трудолюбие и высокая общественная активность, самокритичность и добросовестное выполнение своего профессионального долга, готовность помочь ребенку стать лучше, постоянный поиск и творческое вдохновение, а также чувство ответственности за воспитание подрастающего поколения. У каждого учителя, пользующегося заслуженным авторитетом у ребят, коллег, руководителей, есть особые заслуги, но объединяет этих учителей одно — высокая моральная ответственность за судьбу тех, кому принадлежит будущее, кого им доверили учить и воспитывать.
Педагогический авторитет зависит от предшествующей морально-этической и психолого-педагогической подготовки учителя. Уровень его определяется глубиной знаний, эрудицией, мастерством, отношением к работе, политической и общеобразовательной подготовкой, общественной активностью учителя, методами работы с родителями, поведением в быту, умением доброжелательно указать на ошибки товарищам по работе и своим воспитанникам, педагогическим тактом и т. д. При этом следует подчеркнуть, что достаточно отсутствия одного из названных компонентов, и над авторитетом учителя нависнет угроза разрушения.
Известно, что молодые учителя не могут соревноваться в педагогическом мастерстве со своими маститыми коллегами. Однако им зачастую удается сразу же завоевать сердца своих учеников, особенно в старших классах, т. к. молодой учитель близок старшеклассникам и по возрасту, и по умонастроениям. Если полюбившийся учащимся молодой учитель будет систематически пополнять свои знания, совершенствовать мастерство и нравственно-психологические качества, он сможет укрепить свой авторитет на долгие годы.
Моральный авторитет учителя в настоящее время зависит не только от глубокого знания своего предмета. Так, для учащихся младших классов учитель — это человек, который знает не только язык и математику, это человек, который знает все. А пытливые, задиристые подростки нередко устраивают «экзамен» не только новичкам-педагогам, но и тем, у кого за плечами немалый жизненный путь и стаж педагогической работы. И не выдержи учитель этого «экзамена» — авторитет его подорван. Следовательно, важное слагаемое высокого авторитета учителя — эрудиция, умение в каждом явлении, в каждом факте показать детям стройную картину мироздания, открыть им сложный мир человеческих отношений.
Наряду с глубиной знаний важным условием педагогического авторитета является методическое мастерство учителя, его умение интересно, глубоко и доступно излагать материал на уроках, эффективно и целенаправленно проводить воспитательные мероприятия. Вместе с тем известно, что некоторые учителя могут виртуозно проводить уроки, прекрасно владеть программным материалом, быть эрудированными, но не пользоваться авторитетом у ребят. В чем дело? Инспектора и руководители школы в восторге от учителя, а ученики его недолюбливают. Дело в том, что такой учитель нередко всецело поглощен сознанием своего превосходства и не замечает, как своей эрудицией, тоном объяснения подавляет ребят. Такому учителю, как правило, ученики не задают вопросов, потому что могут услышать от него реплику, не лишенную снисходительности, а то и презрения: «Вы и этого не знаете? Так что же вы знаете вообще?» А иногда учитель ответит на вопрос, но в голосе его ученики почувствуют либо безысходную тоску (из-за того, что достались ему непонятливые дети), либо превосходство над ними.
Важнейшей особенностью педагогического авторитета является любовь учителя к своему делу. Влюбленный в свой предмет учитель часто заражает этим чувством и ребят, и по окончании школы многие из них идут по его стопам: становятся учителями, выбирают профессию, связанную с предметом, который вел любимый учитель. Это авторитет подражания в лучшем смысле слова.
Авторитет подражания может быть и ложным. Он проявляется у ребят уже в младшем школьном возрасте, особенно у активистов. Иногда староста класса проводит собрание и старается держаться на нем так же, как учитель, задает вопросы ученикам с таким видом, как будто ранее с ними не встречался, не играл час тому назад на школьном дворе.
Завоевать авторитет на всю жизнь невозможно. Он должен постоянно укрепляться.
Поиски путей укрепления педагогического авторитета приводят исследователей к выяснению причин его падения. Назовем основные из них.
ü Консерватизм во взглядах, стереотипность мышления — самый мощный из факторов, способствующих падению авторитета учителя. Кому не известно, сколько конфликтов возникало и возникает у учителя с учащимися на почве увлечения последних модой. Привычка становится сильнее здравого смысла и педагогического этикета учителя, которому бы хотелось, чтобы во всем, в том числе и в моде, была раз и навсегда принятая норма.
ü В педагогической практике можно встретиться и с таким уродливым с точки зрения морали явлением, как конфликт авторитетов. Конфликт авторитетов — это своеобразный могильщик деловых отношений. В основе его лежит зависть к успехам другого человека. В неправой борьбе не укрепляются, а разрушаются авторитеты, разрушаются, по существу, педагогические коллективы.
ü Как показали наши исследования, основными причинами зарождения и развития конфликтов чаще всего являются слабая морально-этическая подготовка учителей, отсутствие коллективной заботы об авторитете педагога, неправильное представление о своем долге, нарушение педагогического такта, низкий уровень нравственной культуры. Любой педагогический коллектив должен вести решительную борьбу и за моральный авторитет коллектива, и за авторитет каждого педагога. Это одно из основных требований педагогической морали. И чем принципиальнее эта борьба, тем здоровее коллектив, тем лучше настроение каждого работающего в нем.
ü Нередко учитель, стремясь завоевать авторитет среди учащихся, идет у них на поводу, снижает требования к ним, завышает оценки. Такие действия не укрепляют его авторитет ни в учительском, ни в ученическом коллективе.
ü Наиболее распространенной причиной гибели морального авторитета учителя является нарушение им педагогического такта. Неуважение личности ученика может проявляться не только в грубой форме обращения, окрике, оскорблении, но и в невнимательном отношении к мнению детского коллектива, к нуждам и запросам подростков, в неуважительном отношении к их дружбе.
ü Нельзя завоевать подлинного авторитета, возвышая свои достоинства и унижая достоинства окружающих. Это аксиома. Однако в педагогической деятельности необходимо большее: уметь оценивать успехи коллег и критически относиться к своим поступкам и действиям, признавать свои ошибки и быть готовым исправить их!
ü Некоторые учителя недооценивают необходимости признания своих ошибок. А между тем именно признание ошибок поднимает авторитет учителя. Он может чего-то не знать, может ошибиться. Но нет ничего более пагубного, чем пытаться оправдать ошибку или упорствовать, отстаивая ее. Моральное право требовать от других выполнения норм поведения имеет не некий идеальный, безупречный воспитатель (педагог, как и любой человек, не огражден от возможности ошибиться), а тот, кто способен предъявить беспощадную требовательность к себе, умеет признать и исправить свою ошибку.
Современные учащиеся предъявляют высокие требования к личности учителя, к уровню его гражданского самосознания и педагогической культуры, к его профессиональной подготовленности и деловитости. Поэтому учителю следует помнить, что его авторитет держит пожизненный экзамен.
На чем основан авторитет педагога
Тема 2 Авторитет преподавателя
1. Понятие авторитета ;
2. Классификация уровней педагогического авторитета ;
3. Структура педагогического авторитета ;
4. Специфические особенности педагогического авторитета ;
1 Понятие авторитета
Каждому преподавателю вне зависимости от возраста и стажа работы хочется быть авторитетом для своих студентов, поскольку для педагога это и мера его популярности и признания, и система отношений к нему и предмету, и степень власти, которую может реализовать преподаватель, и уважение со стороны окружающих.
Авторитет преподавателя является довольно сложной педагогической категорией, поскольку трудно выделить его составляющие, механизмы развития, способы удержания.
Авторитет – общепризнанное значение лица или организации в различных сферах общественной жизни, основанное на глубоких знаниях, компетенции, достижениях в своей области, а также само лицо, пользующееся влиянием или признанием [22].
Авторитет возникает, как следствие социальных потребностей и призван обеспечить эффективную деятельность по их удовлетворению.
Современная интерпретация авторитета позволяет рассматривать его как социальное отношение, выраженное в сознательном подчинении массы людей своему руководителю на основе доверия к нему, разумности, справедливости его требований.
Авторитет рассматривается в научной литературе в широком и узком смысле: в первом случае это форма существования общественных отношений; во втором – общественная значимость какого-либо лица.
Авторитет представляет собой объективно существующее социальное явление, а авторитетный человек для окружающих выступает носителем определенных социальных норм.
С точки зрения психологии понятие «авторитет» может и не соотноситься с представлением о власти. Им может обладать личность, имеющая высокую степень референтности или престижности, поскольку она авансирует человеку определенный уровень уважения. Иногда должность ассоциируется с профессией.
Существует два взгляда в отношении авторитета в науке и образовании. Первый – отрицает положительное значение авторитета. Это отрицание основывается на мнении, что в науке ни одна концепция, ни одно высказывание не могут быть признаны как истинные, а поэтому претензия на обладание истиной порождает авторитарные теории и авторитаризм, проявления которых любой форме опасны для прогресса науки (Н.В. Буковская).
Второй – основывается не на подчинении, а на признании и осознании того, что эта личность превосходит других умом, остротою суждений или иными достоинствами.
Образование как система предполагает так называемое властвующее начало, но в силу своей творческой сущности ему подходит та форма власти, которая способствует широкому простору мыследеятельности и самоопределению личности. В качестве одной из форм власти и предлагается авторитет, который в таких своих характеристиках, как компетентность, опыт, общепризнанность, доступность критике, взаимное доверие, определяет продуктивность образования.
Авторитет в образовании составляет реальность педагогического процесса, представляет собой способ его саморегуляции и функционирует в разнообразных формах и видах.
Критерием, основанием для классификации видов авторитета служит представление образования как знания, деятельности и социального института. Поэтому авторитет в образовании представлен в трех видах:
— авторитет знаний, идей, теорий, т.е. когнитивный авторитет;
Носителем и транслятором этих видов авторитета является педагог. Помимо видов, можно выделить и уровни авторитета, связанного с его иерархической организацией. Педагог находится под влиянием различных авторитетов учений, педагогов, писателей, принимает на себя роль ученика и в то же самое время является посредником между «большими авторитетами и своими воспитанниками, студентами, детьми, школьниками.
По мнению ряда авторов, уровни авторитета бывают разными, но для обозначения высшего уровня используются такие определения, как действительный авторитет, подлинный авторитет, высокий авторитет, истинный авторитет.
2 Классификация уровней педагогического авторитета
По уровневой классификации, в основу которой положены особенности деятельности педагога, цели и задачи, решаемые им, выделяют следующие уровни авторитета:
— позиционный, обозначающий формальный уровень; его основу составляют те властные полномочия, которыми наделен педагог согласно своим функциональным обязанностям;
— функциональный, представляющий неформальный уровень. Он определяется мерой профессионализма со стороны педагога;
— личностный – это тоже неформальный уровень авторитета, К выше обозначенным характеристикам добавляются еще и личностные качества педагога.
Феномен авторитета проявляется в его функциях: направляющей, ориентирующей, информативной, методологической, а также контролирующей и рецензирующей, коммуникативной и социализирующей.
Отметим положительность влияния авторитета на эффективность образовательного процесса в целом:
— авторитет оптимизирует образовательную деятельность, поскольку непосредственное обращение к авторитетам в ходе изложения учебного материала экономит время, усиливает, ускоряет темп обучения, высвобождает время для критического усвоения материала;
— авторитет тормозит поспешность в нивелировании старого, помогает понять поверхностность и недостаточную доказательность нового;
— авторитет представляет собой форму междисциплинарного воздействия, поскольку объективная ограниченность возможностей педагога не позволяет ему быть одинаково компетентны во всех областях предметного знания, а обращение к авторитету позволяет компенсировать этот недостаток;
— плюралистичность авторитета препятствует появлению авторитаризма, безраздельному господству какой-либо личности или теории.
Однако позитивной роли авторитета в образовании препятствует чрезмерная его централизация, недостаточность критики, а также некритическое следование авторитетам
Есть много видов ложного авторитета (А. С. Макаренко).
Авторитет расстояния Воспитатель постоянно держит своих воспитанников на некотором отдалении от себя, вступая в контакты в ситуации крайней необходимости с позиции превосходства. Дистанция между преподавателем и студентами усиливает образ педагога как загадочного и малодоступного человека.
Авторитет педантизма, Выражается в бюрократическом подходе преподавателя к работе. Он постоянно отдает распоряжения, требует их немедленного беспрекословного, неукоснительного выполнения, считает, что для студентов слово преподавателя – закон в последней инстанции. Больше всего такой педагог боится показаться нерешительным, сделать ошибку, которую может увидеть студенческая аудитория. Педагог искусственно насаждает личностные традиции. Система ненужных условностей порождает атмосферу лишенных всякого смысла придирок.
Выделяют типичные формы авторитарности (Ю. П. Азаров):
— грубую, прямую авторитарность, выражающуюся в открытой неприязни к отдельным студентам, иногда ко всей группе;
— демагогическую авторитарность, которая проявляется в том, что преподаватель прикрывается разного рода нравственными поучениями. Такой педагог пренебрегает нравственным опытом студента, чем дискредитирует саму суть нравственного воспитания, калечит сознание студентов;
— административный авторитаризм возводит в абсолют разные формы администрирования.
Существует определенная категория преподавателей, которые сами же и подрывают собственный авторитет, их называют «терминаторами». К ним обычно относят следующие типы педагогов:
1. «Один я все знаю, все вы неучи». Для такого преподавателя характерно постоянное обвинение окружающих в их некомпетентности, неумении делать дело хорошо, в отличие от него самого, делающего, по его мнению, все всегда только на «отлично» ;
2. «Создатель чехарды в компетентности». Зная особенности своих студентов, преподаватель тем не менее не учитывает этого во время занятия, поэтому создается ситуация, при которой знающие студенты не повышают уровень своих знаний, а слабые усугубляют провалы в знаниях ;
3. «С кем мне приходится работать». Преподаватели этого типа своим поведением создают ситуацию закрытости: студенты не задают вопросов, не высказывают свое мнение, слушают материал без особого энтузиазма. Происходит это потому, что сам педагог закрывает каналы открытости различными замечаниями, например о том, что раньше студенты всегда понимали читаемый им материал и ему неясно, почему теперь возникли трудности ;
5. «Главное – добиться высоких результатов в поведении и успеваемости». Преподаватели этого типа мало внимания уделяют совершенствованию методики преподавания читаемого курса, Зато много времени затрачивают на различные нравоучительные беседы.
Интересна интерпретация авторитета как формы злоупотребления руководителем (педагогом) своими властными полномочиями в определении «больной авторитет», симптомами которого являются:
— блокирование информации, вызывающей сомнения в собственном авторитете. Человек упорно не желает замечать отрицательные явления, за которые он несет ответственность, или приписывает себе несуществующие достижения, окружает себя восхваляющими его людьми;
— стремление избежать ситуаций, в которых могла бы проявиться собственная некомпетентность руководителя.
«Болезнь» проявляется как следствие нескольких причин. Человек, считающий себя авторитетом, убежден в своей правоте, силе, но он должен считаться с тем, что всегда есть вероятность ошибки. Он не может не замечать людей, которые выказывают ему минимум должного уважения. Подобная ситуация порождает беспокойство, напряжение, которые перерастают в симптомы «больного авторитета».
3 Структура педагогического авторитета
Говоря об авторитете, встает вопрос о его структуре. Наиболее подробно она представлена в рамках субъект-субъектных отношений, где выделяются следующие его компоненты.
1. Профессиональный компонент: специальная эрудиция, методическое мастерство, технологическое разнообразие, безупречное знание предмета и методики его преподавания, широта кругозора преподавателя. Он реализуется с помощью информационной ценности одной личности для другой. В педагогическом процессе влияние преподавателя, направленное (ненаправленное), прямое (косвенное), осознанное (неосознанное), реализуется через передачу воспитаннику определенной суммы знаний. В силу этого утверждения педагог для студента должен постоянно выступать в качестве востребованного источника информации. Чем больший ее объем идет от преподавателя, чем лучше технологически он пытается ее передать, чем тщательнее отбирает способы ее воздействия на студентов с учетом их познавательных интересов и мотивов учения, тем больше возрастает авторитетность преподавателя в глазах его подопечных.
2. Личностный компонент является движущей силой авторитета. Убеждения и взгляды преподавателя, его индивидуальность, активность в различных видах деятельности, моральная чистоплотность стимулируют успех совместной деятельности.
Рассматривают следующие составляющие личностного компонента:
— ценностную составляющую, ведь преподаватель является носителем конкретных нравственных, эстетических ценностей, лично предъявляемых слушателям;
— характерологическую составляющую, которая играет немаловажную роль в становлении авторитета, что позволяет педагогу осуществлять определенное психологическое воздействие на студентов по удовлетворению социально и личностно значимых потребностей;
— культурологическую составляющую, выражающую степень общения, культуру поведения, круг интересов, педагогический такт.
3. Социальный компонент отражает социальную значимость, престиж профессии, профессиональные стереотипы.
4. Ролевой компонент: занимаемая должность, права и обязанности.
Все компоненты взаимосвязаны и взаимозависимы. Педагогический авторитет определяет характер воспитательных отношений, которые строятся на целесообразности, идеалах и соответствующей педагогически оправданной организации детской жизни, где развитие свободы принимается в единстве с необходимостью и может определять характер воспитательных отношений на том или ином этапе становления детского коллектива. В этом случае резко возрастает роль воспитателя – человека, который активно участвует в становлении коллектива, сознательно используя достижения педагогической науки. Он является носителем определенных качеств, а значит, обладает авторитетом.
4 Специфические особенности педагогического авторитета
К специфическим особенностям можно отнести:
1) нравственную сущность личности педагога – его честность, искренность, открытость, настойчивость, терпеливость, отсутствие категоричности в оценках и тем более давления, ведь, вступая во взаимоотношения с педагогом, ребенок, учащийся, студент авансирует ему свое уважение, доверие, расположение, естественно предполагая, что воспитатель должен быть хорошим человеком;
2) нравственное самосовершенствование, выраженное в высокой требовательности педагога к себе, его принципиальности и определенности, наличии идейной позиции, глубокой гражданской убежденности;
3) интеллектуальную развитость, духовность, независимость суждений и образованность;
В иерархии требований к педагогическому авторитету трудно поставить что-то на первое место, поскольку авторитет преподавателя представляет собой комплекс профессионально-личностных качеств, обеспечивающих своеобразную духовную власть преподавателя над сознанием студентов. Авторитетного преподавателя видят как человека доброго, отзывчивого, заботливого, понимающего запросы и интересы студентов, учитывающего их индивидуальность, компетентного профессионала, принципиального педагога и человека долга, обладающего высокой культурой. Преподавательский авторитет выражается как авторитет знаний, общения, личности, внешности.
5 Стадии становления авторитета
Выделяют следующие основные стадии становления авторитета педагога (М. Ю. Кондратьев).
1. Педагог – источник информации. Взаимоотношения между преподавателем и его подопечными основаны на значимости педагога как источника необходимых сведений, он привлекает интерес объемом знаний, в некоторой степени лишен в глазах воспитанников личностной значимости, его индивидуальные качества не фиксируются. Такие отношения носят ситуативный характер, складываются в условиях дефицита информации и разрываются при достаточном ее объеме.
2. Педагог – референтное лицо. Здесь отношения выстраиваются по-другому. Для воспитанников становится важной личностная оценка преподавателем событий и педагогических фактов. Его мнение признается важным и выступает основанием для осуществления действий, которые всегда соотносятся с позицией преподавателя. Референтность педагога для студентов играет роль своеобразного жизненного и профессионального ориентира.
3. Педагог авторитетное лицо. Педагогу авансируется доверие, его мнение считается изначально верным и принимается как руководство к действию. Отношения носят характер ярко выраженного личностного предпочтения и имеют глубокую эмоциональную окраску.
Завоевывать и поддерживать авторитет – сложная и кропотливая повседневная работа. Поэтому для педагога важно не просто постоянно поддерживать свою авторитетную форму, а совершать духовное, нравственное восхождение: анализировать свои отношения со студентами, критически осмысливать свое поведение, преодолевать душевные слабости, усмирять самомнение и гордыню, хранить человеческое достоинство и педагогическую честь, держать свою совесть в состоянии чуткого реагирования.
Первый блок составляют способности, умения, знания, навыки педагога, такие, как: высокий уровень интеллекта, профессиональные знания, умения преподавать на уровне искусства, организаторские умения и умения осуществлять индивидуальный подход к студенту, чувство меры.
Во втором блоке представлены направленность и мотивы деятельности, выраженные в увлеченности, интересе, активности.
Важным штрихом к портрету являются справедливость, ответственность, принципиальность, последовательность – такие черты характера педагога, которые говорят о его неравнодушном отношении к работе и людям.
Завершают описание портрета коммуникативные качества: общительность, социальная чувствительность, тактичность.
Таким образом, авторитет преподавателя — необходимое условие успешного решения учебно-воспитательных задач. Это сложный социальный феномен, построенный на удовлетворении социальных потребностей. В авторитете фиксируются общие закономерности педагогической деятельности и индивидуальные особенности конкретных людей; для авторитета как для динамической системы характерны уровни развития и этапность становления; авторитет – основа отношений между преподавателем и студентами, это продукт и в то же время проявление этих отношений.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Какие определения существуют для обозначения высшего уровня авторитета?
2. Каково положительное значение авторитета в образовании?
3. Приведите примеры ложного авторитета. Какой из видов наиболее часто встречается во взаимоотношениях преподавателя колледжа и студентов?
4. Нарисуйте графический портрет преподавателя-терминатора.
5. Как вылечить «больной авторитет»?
6. Дайте подробную характеристику личностного компонента авторитета.
7. Составьте иерархическую лестницу требований к авторитету педагога.
8. Нарисуйте свой портрет авторитетного преподавателя, используя различные символы: рисунок, слово, образное сравнение. Выберите удобную для вас форму портрета.