На чем основана интервальная система обучения сольфеджио

О РАЗЛИЧНЫХ СИСТЕМАХ И МЕТОДАХ ПРЕПОДАВАНИЯ СОЛЬФЕДЖИО

Некоторые авторы ставят своей задачей всестороннее развитие музыкального слуха, другие – развитие какого-либо одного навыка, третьи – решение одной из частной задач, например, развитию только гармонического слуха.

Близка к «интервальной» системе «До-дека метода». В ней за основу берутся 7 звуков До мажора. Они называются «простыми звуками» и изучаются в разных комбинациях, исходя из ступеневой величины образующихся интервалов, без учета их ладового положения и тоновой величины. Ключевые знаки рассматриваются как хроматически измененные «простые звуки». Появление новых тональностей, отклонений и модуляций также объясняется повышением или понижением основных звуков. В результате занятий не воспитывается чувство лада, сознательное отношение к исполняемой мелодии. Основная цель такой системы – научить учащихся интонировать любые звуки в разных соотношениях.

Близка к этим системам методика «черно-белого слуха», цели которой далеки от музыки.

Близко к столбице стоят мануальные системы, в которых ступени лада изображаются в пространстве условными движениями руки. Таким путем учащиеся быстро овладевают навыком читать рисунок диатонической мелодии на любой высоте, но бессознательно даже без знания нот.
Таков опыт В. Соколова, проводившего занятия по «указке»» с хором: руководитель, настроив хор в определенной тональности, указкой по нотам показывал направление движения мелодии.

IV. Существуют методики, в которых объединяются две системы – абсолютная и относительная.Такая методикапредложена сборнике чехословацкого педагога Долежила. Воспитание слуха по этой методике идет сразу по двум руслам: на основе изучения ладовых взаимоотношений ступеней мажора и минора и на основе освоения интервалов от любого звука вверх и вниз вне ладовых связей.
На каждом развороте страниц книги Долежила слева даны примеры для усвоения ступеней лада. Все примеры сочинены автором и составлены в строгом соответствии с задачей. На страницах справа изучаются интервалы, образовавшиеся в левой части, но уже по принципу построения интервала от отдельного звука в самых неожиданных сочетаниях, со сложными альтерациями, сопоставлениями.

На чем основана интервальная система обучения сольфеджио. Смотреть фото На чем основана интервальная система обучения сольфеджио. Смотреть картинку На чем основана интервальная система обучения сольфеджио. Картинка про На чем основана интервальная система обучения сольфеджио. Фото На чем основана интервальная система обучения сольфеджио

VI. Очень интересна система, изложенная в сборнике Й. Йорсильда. Важнейшей задачей в развитии слуха автор считает воспитание «тональной гибкости», способности переключаться из одной тональности в другую, чувствовать все нюансы отклонений в мелодии. Поскольку средством для тональных сдвигов являются небольшие интервалы – секунды терции, кварты и особенно полутоны, постольку за основу методики развития слуха взяты именно эти интервалы. Но интервалы рассматриваются не как застывшее соотношении ступеней, а как активные интонации, дающие новое направление мелодии. Таким образом создается возможность преодолеть преобладание диатоники в преподавании сольфеджио. Все упражнения составлены автором, в дополнении дана небольшая хрестоматия с интересным подбором музыкальных примеров.

VII.Известной является венгерская релятивная система, созданная З. Кодаем. Она создана на основе венгерской народной музыки и вобрала в себя много полезных приемов из прошлого зарубежного опыта (методики Руссо, Шеве и др.). В этой системе слоговые названия звуков (до, ре,ми, фа, соль, ля,си) применяются только для обозначения ступеней гаммы любой тональности. В классах по специальности и в дальнейшем все обучение музыке идет по буквенной системе. Таким образом в Венгрии применяются две системы сольфеджирования – относительная и абсолютная. Начальный период (примерно до 4 класса ДМШ) идет целиком на релятивной системе. Большое внимание уделяется ритмическому воспитанию, используются ручные знаки; пение упражнений и песен происходит сразу в любых тональностях, на любой высоте. Обучение начинается не с полного звукоряда, а с простейших мелодических попевок, образующих некую мелодию, выражающую простейшую музыкальную мысль. Наряду с записью на нотоносце дается графическое изображение нот без нотоносца, позволяющее петь эту попевку в любой тональности. Достоинства этой системы – принцип воспитания чувства лада не на механическом пропевании гаммы, а на разучивании, выразительных народных попевок. Недостатки – отсутствие связи со специальностью, ограниченность музыкального материала диатоническими ладами, неизбежность переучивания при переходе к общепринятой системе. Такая системы пригодна лишь на начальном этапе обучения.

VII. Эстонский педагог Кальюстэ разработал свою методику начального обучения детей по принципу относительной системы. Он дает следуюшие названия ступеней: ё, ле, ми, на, зо, ра, ти. На занятиях применяются любые тональности, ручные знаки, ритмические инструменты, хлопки, шаги. Введение этой методики в общеобразовательных школах дает хорошие результаты в музыкальном развитии учеников, позволяет им научиться петь с листа. Однако в музыкальных учебных заведениях эта система мало пригодна из-за отсутствия теоретических знаний у учеников и неизбежности переучивания на общепринятую нотацию.

VIII. Существуют всесторонне развивающие системы, не ограниченные формированием какого-либо одного навыка. Они развивают общую музыкальность, кругозор, музыкальное мышление, творческую инициативу. Такие системы представлены в пособиях для начального музыкального воспитания Н. Ветлугиной, М. Антошиной, Н. Надеждиной, в трудах К. Орфа. В них сочетаются образное слуховое восприятие, элемент игры и движения с изучением основ музыкального языка.

Педагог ДМШ А. Барабошкина в своей методике исходит из постепенного накапливания интонаций. Тесно увязывая интонации с основными ладовыми закономерностями, с понятием устойчивости и неустойчивости звуков, тоники мажора и минора, фразы и т. д., она начинает работу с прибауток на одном звуке, затем на двух соседних, на трех и т. д. Материалом являются русские народные и детские песни. Созданные Барабошкирой учебные пособия для ДМШ отличаются большой продуманностью, последовательностью и хорошо подобранным музыкальным материалом.

A. Островский выдвигает концепцию преодоления ладовой инерции при восприятии и интонировании музыки XX века. В цикле из четырёх учебников сольфеджио он воплощает идею стилевоговоспитания музыкального слуха. Заметным явлением стали сборники диктантов Н.Ф. Тифтикиди на материале музыки С.С. Прокофьева и Д.Д. Шостаковича.

Труд Б.М. Теплова, посвященный исследованию психологии музыкальных способностей положил начало серьёзному изучению психологических проблем сольфеджио, интерес к которым станет особенно заметным к концу XX века. В научных работах В. Медушевского, Ю.Холопова, Л. Маслёнковой, Ю.Рагса, Е.В. Назайкинского, А.Милки, Д.Кирнарской, М.Карасёвой стало уделяться пристальное внимание именно психологическим закономерностям музыкального восприятия, памяти и развития слуха.

Рождаются неожиданные оригинальные идеи, позволяющие изменить само отношение к предмету. Так появляется проект нового сольфеджио Е. Назайкинского, который открывает невиданные горизонты и кажется столь же привлекательным, сколь и фантастичным. В нём сольфеджио трактуется как психотехника музыканта, управляющая исполнительским процессом. Появляется понимание, что сольфеджио призвано «обслуживать» специальность. В связи с этим определяются четыре формы исполнительского слуха:

а) кинестетические (связанные с постановкой рук, раскрепощением мышц, координацией движений и т. д.); б) метакинестетические, то есть проблемы «ретрансляции» эмоций (индивидуального улавливания их в музыкальном произведении и донесения до слушателя).

Таким образом, в начале XXI века из вспомогательной дисциплины, направленной на слуховое освоение теории музыки, сольфеджио превращается в практическую часть психологии музыкального восприятия. Суть сольфеджио теперь составляет многоуровневая обработка слуховой информации, соединяющая эмоциональное впечатление с рациональным анализом и осознанным воспроизведением услышанного в пении, игре на инструменте, нотной записи или мысленном представлении.

Вопросы по теме «Различные системы и методы преподавания сольфеджио»:

1.Два основных направления в системах и методах преподавания сольфеджио.
2. «Интервальная» система преподавания сольфеджио и «До-дека метода».
3. «Ладовые» или «ступеневые» системы преподавания сольфеджио.
4.Методика Долежила.
5. Гармонические системы преподавания сольфеджио.
6. Система преподавания сольфеджио Й. Йорсильда.
7. Венгерская релятивная система З. Кодая.
8.Методика начального обучения детей Кальюстэ.
9.Системы, направленные на всестороннее развитие музыкального слуха.
10. Новый этап в становлении российского сольфеджио во второй половине XX века.
11.Проект нового сольфеджио Е. Назайкинского. Исследования М. Карасевой.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Системы преподавания сольфеджио

На чем основана интервальная система обучения сольфеджио. Смотреть фото На чем основана интервальная система обучения сольфеджио. Смотреть картинку На чем основана интервальная система обучения сольфеджио. Картинка про На чем основана интервальная система обучения сольфеджио. Фото На чем основана интервальная система обучения сольфеджио

В настоящее время как за рубежом, так и у нас применяются различные методы и системы преподавания сольфеджио.

По существу сборники сольфеджио можно сгруппировать по двум основным направлениям. Одно из них включает в себя системы в основе которых лежит изучение отдельных элементов муз. Языка, звуков До мажора или интервалов. Другое направление составляют системы изучающие связи звуков: ступеневые, ладовые, гармонические.

Некоторые авторы ставят своей задачей широкое, всестороннее развитие музыкального слуха, другие стремятся найти пути к быстрейшему овладению каким-либ навыком; третьи – отдают все внимание одной из частных задач, например. Развитию только гармонического слуха.

Одной из наиболее распространённых систем в конце XIX века и начале XX следует считать, как уже отмечалось, «интервальную» систему. Она основана на изучении интервалов от любого звука вверх и вниз и рассматривает мелодию как сумму интервалов. В качестве тренировочных упражнений широко используются тональные секвенции, где интервал изучается по ступеневой величине на звуках До мажора.

Среди подобных систем, кроме традиционной интервальной, можно назвать еще «До-дека методу». В ней за основу берутся семь звуков До мажора, а ключевые знаки рассматриваются как хроматически измененные «простые» звуки.

Основа этой системы – изучение звуков До мажора, которые изменяются «простыми звуками». Появление новых тональностей, отклонений, модуляций объясняется повышением или понижением «простых» звуков.

Близко к интервальной системе стоят системы, основанные на изучении ступеней мажорной или минорной гаммы в разных тональностях. По этой системе лад отождествляется с гаммой. Изучение лада только на гаммах сужает многообразие ладовых связей.

В большинстве систем этого направления лад изучается на основе связи ступеневой мажорной и минорной гаммы. Это особенно ясно и наглядно разработано в болгарской «лесенке-столбице».

Близко к столбице стоят так называемые мануальные системы, в которых условные движения руки в пространстве изображают те или другие ступени лада.

Сюда же можно отнести цифровую систему, названия нот заменяются порядковым номером: Т-I, верхний вводный тон – II и т.д.

А. Агожанов придерживаясь системы попевок – также использует цифровые названия ступеней.

Однако цифровые системы, лишенные связи со зрительным восприятием линии мелодии, значительно менее эффективны.

В Китае для массового образования также используется цифровая система.

Преимуществом этих систем является возможность петь сразу в любых тональностях, не зная их теоретически.

Сборник Долежила (Чехословакия) интересен тем, что система воспитания слуха ведется по двум руслам:

1. На основе ладовых взаимоотношений ступеней мажора и минора;

2. На основе освоения интервалов от любого звука вверх и вниз вне ладовых связей.

В целом получается как бы объединение двух систем – абсолютной и относительной.

На каждом развороте страниц книги Долежила даны примеры, составленные в строгом соответствии с задачей, для усвоения ступеней лада.

На страницах справа изучаются интервалы, образовавшиеся в левой части, но уже по принципу построения интервала от какого-нибудь отдельного звука, со сложными альтерациями и просто сопоставлениями.

На правой странице для освоения интервалов от отдельных звуков автор берет лишь большие и малые терции и чистые квинты (каждая большая терция – до-ми, а малая терция – ми-соль). Воспроизведение интервала от любого звука происходит вне опоры на лад, по мелодическому сходству.

Таким образом, особенностью этого сборника являются два параллельно идущих пути: в левой части видна последовательность в воспитании чувства лада (изучаются сначала звуки тоники, затем вводные, доминанта, субдоминанта, альтерация, хроматизм и модуляция), а в правой – при изучении интервалов от отдельных звуков (вне лада) совершенно исключается гармоническое осознание мелодических ладов, их ладовые связи.

Процесс усвоения ладовых связей получается неосознанным, механическим.

Источник

МБУ ДО «Городская детская музыкальная школа»

Main Menu

Современные методы обучения предмета сольфеджио.

(Макейчук В. А.; 2012-2013 учебный год)

Вопрос о выживаемости сольфеджио в отечественном музыкальном образовании стоит сегодня как никогда остро. И содержание учебного предмета, и методика его преподавания переживают кризис и вынуждены доказывать свою многостороннюю эффективность. Один из главных вопросов преподавания сольфеджио в XXI веке стоит следующим образом: как, не упрощая существо предмета, сделать сольфеджио привлекательным и личностно востребованным новым поколением учащихся?

Непосредственно направленное на разностороннее развитие музыкального слуха, сольфеджио имеет две цели:

Однако, существуют и проблемы, «болевые точки» предмета:

По существу речь идет о кардинальном вопросе всего нашего музыкального будущего. Найти результативный подход к воспитанию и обучению детей — это, может быть, самый корень проблемы. На что можно опереться, преодолевая кризис?

Сольфеджио, несомненно, останется прикладным предметом музыкально- теоретического цикла. Однако, новая эпоха требует от него способности быть многосторонне применимым. Важно, чтобы любой ученик, приходящий на урок сольфеджио, понимал, что именно на этих занятиях он приобретет навыки быстрой концентрации внимания, разовьет свою память и ассоциативную базу. То есть, все то, что пригодится в самых разных областях его будущей деятельности, независимо от того, станет он профессиональным музыкантом или нет. Для этого сольфеджио в XXI веке надо преподавать так, чтобы на деле убедить ученика в поистине удивительных возможностях этого предмета.

Анализируя историю развития сольфеджио, отметим, что в XVIII веке предмет представляет собой лишь систему вокальных упражнений, зародившихся в придворных и церковных певческих капеллах и целиком подчинённых задаче развития голоса. В XIX веке кроме упражнений для интонирования появляются рекомендации по развитию навыков слухового анализа. В 1891 году издаётся первое в России руководство по написанию диктанта Н.М. Ладухина, до сих пор широко применяющееся в педагогической практике. В начале XX веков методические основы сольфеджио расширяются введением ритмических и тембровых упражнений и диктантов. Характерной особенностью этого этапа в истории сольфеджио является использование инструктивных примеров и ограниченное обращение к музыкальной литературе. XXI век – это преподавание сольфеджио на стилевой основе, весомая роль ладового сольфеджио и использование методов психологии и синестезии.

Н.А. Римский-Корсаков, посвятивший немало сил созданию системы профессионального музыкального образования в России, считал сольфеджио «могущественным средством к развитию музыкальности». По его классификации предмет имеет следующую градацию:

Изучение Б. Яворским бесконечного разнообразия исторически развивающихся способов «развёртывания лада во времени» стало основой теории ладового ритма, которую он называл теорией музыкального мышления.

A. Островский выдвигает концепцию преодоления ладовой инерции при восприятии и интонировании музыки XX века. В цикле из четырёх учебников сольфеджио он воплощает идею стилевого воспитания музыкального слуха.Заметным явлением стали сборники диктантов Н.Ф. Тифтикиди на материале музыки С.С. Прокофьева и Д.Д. Шостаковича.

Труд Б.М. Теплова, посвященный исследованию психологии музыкальных способностей положил начало серьёзному изучению психологических проблем сольфеджио, интерес к которым станет особенно заметным к концу XX века. В научных работах В. Медушевского, Ю.Холопова, Л. Маслёнковой, Ю.Рагса, Е.В. Назайкинского, А.Милки, Д.Кирнарской, М.Карасёвой стало уделяться пристальное внимание именно психологическим закономерностям музыкального восприятия, памяти и развития слуха.

Рождаются неожиданные оригинальные идеи, позволяющие изменить само отношение к предмету. Так появляется проект нового сольфеджио Е. Назайкинского, который открывает невиданные горизонты и кажется столь же привлекательным, сколь и фантастичным. В нём сольфеджио трактуется как психотехника музыканта, управляющая исполнительским процессом. Появляется понимание, что сольфеджио призвано «обслуживать» специальность. В связи с этим определяются четыре формы исполнительского слуха:

а) кинестетические (связанные с постановкой рук, раскрепощением мышц, координацией движений и т. д.); б) метакинестетические, то есть проблемы «ретрансляции» эмоций (индивидуального улавливания их в музыкальном произведении и донесения до слушателя).

Таким образом, в начале XXI века из вспомогательной дисциплины, направленной на слуховое освоение теории музыки сольфеджио превращается в практическую часть психологии музыкального восприятия. Суть сольфеджио теперь составляет многоуровневая обработка слуховой информации, соединяющая эмоциональное впечатление с рациональным анализом и осознанным воспроизведением услышанного в пении, игре на инструменте, нотной записи или мысленном представлении.

1 этап-Мотивация к пению

2 этап-Пение педагога

3 этап-Пение ребенка «про себя»

5 этап-Пение «про себя» на новом уровне

6 этап- «Мысленно представляю пьесу нотами»

XX век отмечен печатью многочисленных авторских методик преподавания сольфеджио, как у нас в стране, так и за рубежом. Одна из них- венгерская релятивная система Золтана Кодая, основанная на методе относительной (ладовой) сольмизации и использования ручных знаков. Главным видом музыкальных занятий Кодай считал хоровое пение народных песен в сочетании с разнообразными движениями, хлопками в ладоши, ритмичным аккомпанементом, играми и т.д.

Глубокого исследования заслуживает методика американца с русскими корнями Валерия Брайнина, автора музыкально-педагогической системы «Развитие музыкального интеллекта у детей». Принципиальное отличие его метода от других – в направленности каждого упражнения на развитие внутреннего «ожидающего слуха» и выстраивание всего здания музыкальной культуры на фундаменте постепенно разрастающегося словаря. Приведем тезисы автора:

«Музыкальная графика», или синестезия была вызвана к жизни австрийским педагогом и искусствоведом Оскаром Райнером, который обосновал и долгое время возглавлял «Институт музыкальной графики» в Вене. Работа музыковеда с детьми выявила связь между звуком и цветом, помогла раскрыть ценность «музыкальной графики» как художественно-педагогического приёма. Применение синестезии в педагогике стимулирует интерес учащихся к музыкальному искусству, способствует развитию творческой фантазии, колористического и интонационного мышления.

В отечественной педагогике «прорубил окно в Европу» Лев Баренбойм, предложив свою методику обучения музыкальному творчеству. Резко критикуя «дрессуру и натаскивание», имеющие место в педагогике, Л. Баренбойм подчеркивает необходимость развития творческой личности. Он рассматривает одаренность детей как качество динамичное, условно подразделяя его на три типа:

Петербургские композиторы и педагоги О. Булаева и О. Геталова выпустили ряд интересных пособий по сочинению и импровизации, помогающих творческому развитию детей с самых азов постижения музыкальной грамоты.

Владимир Середа, видит перспективы формирования основ музыкального мышления у детей в опоре на смысловой анализ мелодики и создание интонационного сценария произведения. Технологичные упражнения по сольфеджио он называет «мертвой», бесполезной и даже вредной музыкой на уроках сольфеджио.

Система развития общих способностей на основе музыкально-творческого воспитания положена в основу программы Владимир Кирюшина «Одновременное развитие многомерного интеллекта ребенка через освоение уникального языка музыки». Она построена на музыкальных мифах-сказках, в которых детям самого разного возраста (от ясельного до школьного) даются основные понятия музыкальной грамоты, теории музыки, гармонии и сольфеджио, а также вся музыкальная терминология в доходчивой и понятной для ребенка форме. На основе программы В. Кирюшина всего за два-три года осваивается база музыкального образования, на которую по традиционным методикам затрачивается иногда и до 10 лет. При этом каждый ученик приобретает развитый абсолютный музыкальный слух.

Татьяна Боровик – музыковед-исследователь, автор уникальной методики преподавания сольфеджио. Она стажировалась в Швеции как музыкотерапевт. Увлечение музыкотерапией открыли для Т.Боровик значение музыки для психофизического развития ребёнка. На урока сольфеджио она использует пение с движением, юмор и метафору, сказку и театр.

Отличительной чертой развития сольфеджио на рубеже XX-XXI веков стала компьютеризация и привлечение информационных технологий. Назрела необходимость признать, что музыкальная педагогика сегодня не может не быть электронной.

Профессор Московской Государственной консерватории Галина Тараева-автор трехтомника «Компьютер и инновации в музыкальной педагогике», в котором разрабатывается:

В одном из интервью, на вопрос: «Что сегодня сильнее всего тормозит развитие музыкальных школ и школ искусств?» Г. Тараева отвечает: « Инерция! Школа должна быть только одним – центром интересной для ребенка современной жизни. В книге эту жизнь я условно назвала «мониторной реальностью» и «педагогикой TV-формата». Все, что интересно детям, надо «подсмотреть» в реальности и перенести в школу. А с назидательной и декларативной педагогикой тихо прощаться…»

1. Изобретение Азбучного Нотного стана – такой нотной записи, которую способен понять любой человек, начиная с двухлетнего возраста

3. Изобретение нового поколения программного обеспечения, которое делает обучение игре на фортепиано высоко интерактивным.

Мультимедийные программы «Музыкальный экзаменатор» и «Музыкальные пазлы» входят в проект «Сольфеджио на компьютере», охватывающий теоретические сведения и практические тренажёры-экзаменаторы по всем музыкально-теоретическим дисциплинам ДМШ.

Заслуживает внимание и признается полезным использование на уроках сольфеджио Караоке- плейеров, таких, например, как «студия Vocal Jam– школа сольфеджио», «Музыкальный класс», «Детская музыкальная студия».

Дидактическая и учебная литература последних лет изобилует красочными увлекательными пособиями по сольфеджио для детей трех-, пяти- и даже одного года. Это и уроки- игры, и музыкальные азбуки, и сказочные пособия по теории музыки, и занимательные диктанты, и «Азартное сольфеджио», и «Гимнастика музыкального слуха», и «Уроки Господина Канона» и многое, многое другое.

8-10 ноября 2011 г. в МГК имени П. И. Чайковского состоялась Международная научно-практическая конференция «Современное сольфеджио ». где обсуждались проблемы и перспективы развития предмета в разных странах. Тематика конференции:

В частности, огромный интерес вызвали доклады гостей. О методике Джазового сольфеджио в США и Канаде. Или, например, о том, что сольфеджио во Франции ведется 2 часа ( для младших) и 4 часа в неделю (для старших),

А знаменитая система Судзуки применяется в Японии и в преподавании сольфеджио. В три года дети, как правило, «одноканальны». Они могут слушать только одного человека и тут же отвлечься, при этом с трудом вернуться «на прежний канал». По системе Судзуки учитель побуждает ребенка к многоканальному восприятию. Вместе с этим идет активное развитие обоих полушарий мозга.

ВЫВОДЫ:

Сольфеджио на современном этапе – это практический способ воспитания и обучения через искусство и творчество. Оно направлено, прежде всего, на развитие человека, поддержание его целостности, улучшению контакта с собой и миром.

Разумеется, в рамках небольшого доклада невозможно рассмотреть с желаемой подробностью поднятые вопросы. И вместе с тем, думается, удалось показать, что вопрос об обучении сольфеджио в современной системе музыкального воспитания достаточно серьезен и настоятельно требует своего решения, для которого нужны совместные координированные усилия методистов, преподавателей исполнительских музыкально-теоретических дисциплин, исследователей истории педагогики, психологов и лингвистов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *