На чем основана легенда о граде китеже какова главная мысль этого произведения
Легенда о Китеж-граде
Давным-давно, еще до пришествия татар, великий князь Георгий Всеволодович построил на Волге город Малый Китеж (нынешний Городец), а потом, «переправившисьчерез тихие и ржавые речки Узолу, Санду и Керженец», вышел к Люнде и Светлояру на «зело прекрасно» место, где поставил город Китеж Большой. Так на берегу озера появился славный Китеж-град. В центре города возвышались шесть глав церквей.
Придя на Русь и завоевав многие земли наши, Батый услышал про славный Китеж-град и устремился к нему со своими ордами.
Когда «злые татарове» подошли к Китежу Малому и в великой битве убили брата князя, сам он скрылся в новопостроенном лесном городе. Пленник Батыя, Гришка Кутерьма, не стерпел пыточных мучений и выдал тайные тропы к Светлояру.
Татары грозовой тучей обложили город и хотели взять его силой, но когда они прорвались к его стенам, то изумились. Жители города не только не построили никаких укреплений, но даже не собирались защищаться. Жители молились о спасении, так как от татар не приходилось ждать чего-либо доброго.
И как только татары ринулись к городу, из-под земли вдруг забили многоводные источники, и татары в страхе отступили. А вода все бежала и бежала.
Когда стих шум родников, на месте города были лишь волны. Вдали мерцала одинокая главасобора с блестящим посредине крестом. Она медленно погружалась в воду.
Вскоре исчез и крест. Теперь к озеру есть путь, который называется Батыевой тропой. Она может привести к славному городу Китежу, но не каждого, а лишь чистых сердцем и душою. С тех пор город невидим, но цел, а особо праведные могут увидеть в глубине озера огоньки крестных ходов и слышать сладкий звон его колоколов.
Предание о граде Китеже: краткое содержание какое, главная мысль?
В школьной программе по литературе изучают многие предание. Одно из них предание о граде Китеже. Какое краткое содержание предания (краткий пересказ своими словами)?
Главная мысль предания о граде Китеже?
Аквалангисты, насколько известно, не обнаружили подводного города на дне «Русской Атлантиды», но предание на данный счет гласит, что «только те, кто чист сердцем и душой, найдут путь в Китеж», а таких среди нас крайне мало.
Предание о граде Китеже краткое содержание:
Жители города взмолились о спасении и в это время и произошло чудо, породившее легенду. На глазах у войска Батыя град Китеж ушел под воду. Есть еще две версии исчезновения города. По одной из них его спрятала от врагов земля, а по другой от стал невидимый для тех, у кого сердце злое, черное.
Главная мысль легенды в этих ее словах:
Только чистый умом и сердцем, душой человек, сможет познать этот город, увидеть чудо, сотворенное Богом.
По этой легенде есть картина Горбатова «Утонувший город». Сочинение описание ее смотрите тут на БВ. Также на сайте есть краткое содержание других преданий: Сороки-ведьмы тут, Воцарение Ивана Грозного здесь.
Нахлебник. Краткое содержание комедии Тургенева.
До их приезда прибывает пронырливый и крикливый управляющий домом Тремблинский.
Встречают молодых хозяев, проживающий на содержании у Елецких,Василий Семёнович Кузовкин, нищий помещик Иванов и нечистый на руку, управляющий поместьем Егор Карташов. В имении, их приходит навестить сосед, подлый помещик Тропачёв с глупым адъютантом Карпачёвым.
Во время завтрака, Тропачёв подговаривает Елецкого напоить Кузовкина, чтобы посмеяться над ним. Его выставляют в роли шута. Кузовкин сообщает, что Ольга Елецкая его родная дочь.
Утром Елецкий предлагает Кузовкину переехать в другое место. На расспросы Ольги о причинах переезда, он рассказывает, что у матери Ольги было двое сыновей, скончавшихся вскоре после рождения, а также о том, что батюшка изменял ей с соседкой.
Но он не рассказывает о сближении с Ольгиной мамой. А доказать своё отцовство, к сожалению, не может.
После этого рассказа, супруги предлагают старику десять тысяч рублей за сохранение этих обстоятельств, в тайне.
Таким образом, показывается желание человека сохранить свою значимость, невзирая на обстоятельства.
Ангелу надо помогать.
Краткое содержание рассказа Куприна.
Большой любитель чтения, протодьякон, готовится к службе в соборе. Он полощет и смазывает горло, дышит паром, выпивает, поднесенный женой стакан водки. Протодьякон, весом в девять с половиной пудов и огромной грудной клеткой, боится своей щуплой желтолицей жены.
Всю ночь протодьякон читал прелестную повесть графа Льва Толстого и в соборе, с умилением думает о прочитанном.
В конце службы, протодьякону приносят записку от протоиерея, в которой ему велено предать анафеме автора этой самой повести.
Протодьякон зачитывает проклятия отлученным от церкви монахам и чернецам, а затем, во всю мощь своего сильного голоса, желает Льву Толстому многие лета. После чего, он вопреки обряду, поднимает свечу наверх. Многолетие подхватывает хор мальчиков, протодьякон снимает парчовое одеяние, выходит из храма и люди расступаются перед ним. Бегущая следом жена причитает о том, что его теперь ждёт.
Дьякон отвечает «Мне всё равно» и жена впервые робко затихает.
Видимо, проблема рассказа заключается в том, что под влиянием прочитанной повести, протодьякон не выполняет указание церковного начальства, а поступает согласно собственному мнению.
Малышка Ритка, которая живёт в деревне с родителями-алкоголик ами. В доме постоянный бардак, еды мало, даже и занавесок нету, а соседка заботится о девочке больше, чем родные. Так не должно быть, но так есть. Не смотря ни на что девочка довольно счастлива, у нее есть родные родители, родной дом, младшая сестрёнка и хорошие соседи. Всё как нибудь наладится, а вот вырастет Ритка и станет у неё совсем всё хорошо. И девочка старается, пусть она не самая умная, но она берёт прилежностью, пусть дома бардак, но она всё-всё выметет, вымоет, вычистит, будет дома красиво, ну по крайней мере там, до куда сможет дотянуться. Она старается, как же она старается, хоть кто-то в семье должен старься, от непутёвых родителей ведь не дождёшься.
Душещипательная книга со сложной темой, которая при этом подана в лёгком виде, без грязи и чернухи, подойдёт для любого возраста.
Автор детских книг о морских приключениях Виталий Коржиков написал замечательное произведение под названием «Веселое мореплавание Солнышкина».
Паренёк Алёша Солнышкин хочет быть настоящим моряком, но в морское училище его не принимают. Говорят что он ещё слишком маловат для учёбы. Но Алёша знакомится с бывалым моряком Робинзоном, который делает пареньку предложение пойти с ним в плаванье. Как можно отказаться от такого предложения. Конечно Алёша даёт согласие. Но тут начался шторм и Алёша вместе с Робинзоном прячутся в домике Робинзона, который стоит на большом колесе. Шторм мог это колесо укатить куда попало, но Солнышкин берётся за штурвал и не даёт дому покатиться.
Когда шторм закончился, Алёша засыпает и ему снится, что он юнга на корабле и корабль идёт по морю. На пути судна встречается кит, которого на корабле зовут Землячок. В Алёшином сне также начался шторм, а около штурвала никого нет. Тогда Алёша Солнышкин берется за штурвал и вместе со штурманом проходит узкое ущелье в скалах. Своими смелыми действиями Алёша Солнышкин спасает весь экипаж корабля. Когда Солнышкин проснулся, он вместе с бывалым моряком Робинзоном отправился в настоящее плавание по морю.
По этой повести был сделан рисованный мультфильм.
Литература. 6 класс. Можно ответ без ссылок!
Давным-давно, еще до пришествия татар, великий князь Георгий Всеволодович построил на Волге город Малый Китеж (нынешний Городец), а потом, «переправившисьчерез тихие и ржавые речки Узолу, Санду и Керженец», вышел к Люнде и Светлояру на «зело прекрасно» место, где поставил город Китеж Большой. Так на берегу озера появился славный Китеж-град. В центре города возвышались шесть глав церквей.
Придя на Русь и завоевав многие земли наши, Батый услышал про славный Китеж-град и устремился к нему со своими ордами.
Когда «злые татарове» подошли к Китежу Малому и в великой битве убили брата князя, сам он скрылся в новопостроенном лесном городе. Пленник Батыя, Гришка Кутерьма, не стерпел пыточных мучений и выдал тайные тропы к Светлояру.
Татары грозовой тучей обложили город и хотели взять его силой, но когда они прорвались к его стенам, то изумились. Жители города не только не построили никаких укреплений, но даже не собирались защищаться. Жители молились о спасении, так как от татар не приходилось ждать чего-либо доброго.
И как только татары ринулись к городу, из-под земли вдруг забили многоводные источники, и татары в страхе отступили. А вода все бежала и бежала.
Когда стих шум родников, на месте города были лишь волны. Вдали мерцала одинокая главасобора с блестящим посредине крестом. Она медленно погружалась в воду.
Вскоре исчез и крест. Теперь к озеру есть путь, который называется Батыевой тропой. Она может привести к славному городу Китежу, но не каждого, а лишь чистых сердцем и душою. С тех пор город невидим, но цел, а особо праведные могут увидеть в глубине озера огоньки крестных ходов и слышать сладкий звон его колоколов.
Новое в блогах
Сказание о граде Китеже.
Мифы, легенды, сказания.
Сказание о граде Китеже.
Легенда о сокрытии священного града Китежа — жемчужина славянского эпоса. По мотивам легенды написано множество книг-исследований, поэм, опера Римского-Корсакова. Что же скрывается за красивой легендой о городе, «ушедшем» в озеро Светлояр, не покорившемся татаро-монгольскому игу?
Единственные намёки на реальное существование Китежа можно найти в книге «Китежский летописец». По мнению учёных, эта книга была написана в конце 17 века.
Главная светлоярская легенда — о невидимом граде Китеже. Если верить ей, град Китеж построил великий русский князь Юрий Всеволодович Владимирский в конце 12 века. Согласно легенде, князь, возвращаясь из путешествия в Новгород, по пути остановился возле озера Светлояр — отдохнуть. Но толком отдохнуть ему не удалось: князь был пленён красотой тех мест. Сразу же повелел он построить на берегу озера град Большой Китеж.
Озеро Светлояр находится в Нижегородской области, расположено близ села Владимирское Воскресенского района, в бассейне Люнды, притока реки Ветлуги. Длина его — 210 м, ширина — 175 м, а общая площадь водного зеркала — около 12 га. До сих пор нет единого мнения, как возникло озеро.
Само название озера происходит от древнерусского слова «светлый», то есть чистый, праведный, и корня имени солнечного божества Ярилы, которому поклонялись древние племена славян.
В районе озера Светлояр жило славянское племя берендеев. Их потомки до сегодняшнего дня сохранили предания о том, что ещё с древнейших времён в Китеже находился один из самых крупных религиозных центров культа Ярилы. Это место считалось священным для русских князей.
Кровавое крещение Руси лишило родную русскую веру и волхвов, и храмов, заняв истинно русские священные места.
Якобы и Китеж был превращён в центр православной веры, и князья продолжали его посещать, словно ничего и не изменилось.
Многие православные храмы строились на месте капищ, так как считалось, что подобные места особенные — они являются источниками сильной положительной энергии. Имена древних Богов постепенно заменялись на имена святых, но само место поклонения Высшим Силам, обладающее поистине волшебной энергетикой, оставалось прежним. Вот почему район озера Светлояр издревле окутан легендами и мистикой.
Большой Китеж был замыслен как величественный город. В нём стояло много храмов, и возведён он был весь из белого камня, что являлось по тем временам признаком богатства и чистоты.
В 1237 году на территорию Руси вторглись монголо-татары под руководством хана Батыя.
Первым нападению подверглись рязанские князья. Они пытались обратиться за помощью к князю Юрию Владимирскому, но получили отказ. Татары разорили Рязань без труда; затем двинулись на Владимирское княжество.
Посланный Юрием сын Всеволод был разбит у Коломны и бежал во Владимир. Татары захватили Москву и взяли в плен другого сына Юрия — князя Владимира. Князь Юрий, когда узнал об этом, оставил столицу на сыновей Мстислава и Всеволода и отправился собирать войска.
Он разбил лагерь неподалеку от Ростова на реке Сить и стал ждать своих братьев Ярослава и Святослава. В отсутствие великого князя 3-7 февраля были взяты и разорены Владимир и Суздаль, в огне пожара погибла семья Юрия Всеволодовича. Судьба самого князя была ещё более незавидной: Юрий погиб 4 марта 1238 года в битве с войсками Батыя на реке Сить. Ростовский епископ Кирилл отыскал на поле битвы обезглавленное тело князя и увёз его в Ростов.
Здесь заканчиваются факты, которые подтвердили учёные. Вернёмся к легенде.
Батый услыхал о богатствах, что хранились в граде Китеже, и послал часть войска на святой город. Отряд был небольшой — Батый не ожидал сопротивления.
Войска шли на Китеж через лес, а по пути прорубали просеку. Вёл татар предатель Гришка Кутерьма. Его взяли в соседнем городе, Малом Китеже (нынешний Городец). Гришка не выдержал пыток и согласился указать путь к святому Граду.
В тот страшный день неподалеку от города несли дозор трое китежских богатырей. Они первыми увидели врагов. Перед битвой один из воинов сказал сыну, чтоб тот бежал в Китеж и предупредил горожан.
Мальчик кинулся к городским воротам, но злая стрела татарина догнала его. Однако смелый парнишка не упал. Со стрелой в спине добежал он до стен и успел крикнуть: «Враги!», и только потом упал замертво.
Богатыри тем временем пытались сдержать ханское воинство. Не выжил никто. По преданию, на том месте, где погибли три богатыря, появился святой ключ Кибелек — он бьёт до сих пор.
И как только татары ринулись к городу, из-под земли вдруг забили многоводные источники, и они в страхе отступили. А вода все бежала и бежала.
Когда стих шум родников, на месте города были лишь волны. Вдали мерцала одинокая глава собора с блестящим посредине крестом. Она медленно погружалась в воду.
Вскоре исчез и крест. Поражённые мощью «русского чуда», татары бросились бежать кто куда. Но Божий гнев настиг их: кого звери растерзали, кто в лесу заблудился или просто пропал без вести, уведённый таинственной силой. Город же исчез.
С тех пор он стал невидим, но цел, а особо праведные могут увидеть в глубине озера огоньки крестных ходов и слышать сладкий звон его колоколов.
Легенда о таинственном граде Китеже неоднозначна. Люди трактуют её поразному. Кто-то утверждает, что Китеж ушёл под воду, кто-то — что он погрузился в землю. Есть приверженцы теории, будто город от татар закрыли горы. Другие считают, что он поднялся в небо. Но самая интересная теория гласит, что Китеж попросту стал невидимым.
Согласно легенде, он должен «проявиться» только перед концом света. Но увидеть его и даже достичь можно уже сейчас. Человек, в котором нет греха, различит отражение белокаменных стен в водах озера Светлояр.
А теперь попытаемся ответить на вопрос: зачем Батыю понадобилось вести войско через болота к городу, который не стоял на торговых путях, не играл сколько-нибудь значительной военной или политической роли в жизни Древней Руси.
У историков самой распространённой версией, казалось бы, нелогичного, с точки зрения военной стратегии, похода Батыя на Китеж является следующая. Допросив пленников, Батый сделал вывод, что этот город представляет собой не столько политический, сколько духовный центр славян. Не зря в хрониках, повествующих о Китеже, самое большое место отводилось описанию храмов. Согласно этим хроникам, практически весь город состоял из одних церквей, являясь, по сути, одним из самых крупных храмовых комплексов православия.
Поэтому монгольский хан решил идти на Китеж и тем самым окончательно истребить всякую надежду славян на возрождение. Ведь у многих народов существовало поверье, что с уничтожением их святынь погибает и сам народ, ибо святыни — это душа народа. Однако Китеж врагу не достался.
Перенесёмся теперь во времена, близкие к нашему веку.
Легенда о граде Китеже взволновала умы интеллигенции. Прежде всего, литераторов, музыкантов и художников. Писатель 19 века Павел Мельников-Печерский, вдохновлённый озером Светлояр, рассказал его легенду в романе «В лесах», а также в повести «Гриша». Озеро посещали Максим Горький (очерк «Бугров»), Владимир Короленко (очерковый цикл «В пустынных местах»), Михаил Пришвин (очерк «Светлое озеро»).
О загадочном городе написал оперу «Сказание о невидимом граде Китеже» Николай Римский-Корсаков. Озеро рисовали художники Николай Ромадин, Илья Глазунов и многие другие. Поэты Анна Ахматова и Марина Цветаева также упоминают в своём творчестве град Китеж.
В наши дни легендой о Китеже заинтересовались фантасты, и особенно авторы фэнтези. Из произведений подобного толка можно назвать, например, рассказ «Молоты Китежа» Ника Перумова и «Красное смещение» Евгения Гуляковского.
Естественно, не обошли вниманием загадку Китежа и учёные. На озеро Светлояр не один раз отправлялись экспедиции. Бурение у берегов озера ничего не дало. Ничем окончились и поиски археологов. На подступах к озеру следов загадочного города найдено не было. В 70-х годах прошлого века экспедицию снаряжала «Литературная газета»: на дно спускались подготовленные водолазы. Неопровержимых доказательств существования города, к сожалению, они не нашли.
Но для верующих этот факт ничего не значит. Известно, что «нечестивцам» Китеж не откроет своих тайн.
В состав одной из экспедиций, занимавшихся исследованием озера Светлояр и его окрестностей, входили не только археологи, но и филологи и этнографы, то есть собиратели фольклора. Оказалось, что местные жители на протяжении многих веков передают легенду о сокрытии Китежа, дополненную событиями, происходящими уже в наше время. Так, местные жители рассказывают, что в дни православных праздников из озера Светлояр слышится колокольный звон. Подобное явление наблюдали и учёные, но объяснить его не могли.
Старожилы рассказывают также о том, что жители потустороннего Китежа частенько наведываются в наш мир. Бывало, в обычный сельский магазин заходил старец с длинной седой бородой в старинной славянской одежде. Он просил продать хлеба, а расплачивался старинными русскими монетами времен татаро-монгольского ига. Причём монеты выглядели как новые. Нередко старец задавал вопрос: «Как сейчас на Руси? Не пора ли восстать Китежу?». Однако местные жители отвечали, что пока ещё рано. Им виднее, ведь место вокруг озера особенное, и люди здесь живут особенные, в постоянном соприкосновении с чудом. Даже пришедшие из других областей ощущают здесь совершенно необычный ореол.
В настоящее время озеро и окрестности его входят в состав заповедника, который находится под защитой ЮНЕСКО.
Приведём параграфы из Граней Агни Йоги, в которых Николай Константинович Рерих говорит о том, чем для нас является Град Китеж.
Грани Агни Йоги, 1958 год:
610. (Гуру). Град Китеж — символ страны, захороненной до времени под водами жизни от бурных волн потока времени. Под внешними формами град древний живёт, представляя собою ядро, или душу, народа. В лучших энергиях заложено основание, и не на время, но на века. В картинах и книгах моих найдёте прозрение в эту основу, ибо на ней созидал…
611. О, други, если бы знали действительность, возрадовалось бы сердце, несмотря на ярость очевидности плотной. Ибо в Незримом завершено уже всё, чему суждено принять видимые формы. Град Светлый начнёт опускаться на Землю из Невидимости своей, дабы стать видимым. Вода — символ астрального мира, в его высших слоях захоронен был город, пока время ему не пришло снова опуститься на Землю. Событие это будет оповещено звоном колоколов. Утихнет шум битвы, и злые уйдут, наполнится светом и звоном планета, когда возвещённое встарь совершится. Пространственные Лучи Высшую Волю Земле продиктуют, и дух человека, против Света идущий, смирится. Силу тьма потеряет… лишённая опоры уже не только в астральном, но также и в физическом мире, она пошатнётся и рухнет. Потому Называем её тьмой обречённой, ибо сочтены её дни…
О чём рассказывает легенда Китеж-града?
Китеж (Китеж-град, град Китеж, Большой Китеж) — мифический древнерусский город, находившийся якобы в северной части Нижегородской области около села Владимирского и города Семёнова на реке Люнде. На месте, где по преданию некогда стоял Большой Китеж, теперь располагается озеро Светлояр.
Завоевав некоторые русские княжества, хан Батый узнал о Китеже и приказал захватить его. Монголы скоро захватили Малый Китеж, вынудив Юрия отступить в леса к Большому Китежу. Один из пленников рассказал монголам о тайных тропах к озеру Светлояру. Орда преследовала Юрия и вскоре достигла стен города. К удивлению монголов, у города совсем не было никаких укреплений. Его жители даже не собирались защищаться и только молились. Увидев это, монголы атаковали город, но тут им пришлось остановиться. Внезапно из-под земли хлынули фонтаны воды и стали затапливать город и самих захватчиков. Нападавшим пришлось отступить и они только могли видеть, как город погружался в озеро. Последнее, что они видели, был крест на куполе собора. И вскоре на месте города остались только волны.
Эта легенда родила многочисленные невероятные слухи, которые дошли до наших дней. Говорится, что только те, кто чист сердцем и душой, найдут путь в Китеж. Также говорится, что в тихую погоду можно иногда слышать колокольный звон и пение людей, слышимое из-под вод озера Светлояра.
Некоторые говорят, что очень верующие люди могут видеть огни религиозных процессий и даже здания на дне озера. По этой причине озеро Светлояр иногда называют «Русской Атлантидой».
Когда «злые татарове» подошли к Китежу Малому и в великой битве убили брата князя, сам он скрылся в новопостроенном лесном городе. Пленник Батыя, Гришка Кутерьма, не стерпел пыточных мучений и выдал тайные тропы к Светлояру.
Татары грозовой тучей обложили город и хотели взять его силой, но когда они прорвались к его стенам, то изумились. Жители города не только не построили никаких укреплений, но даже не собирались защищаться. Жители молились о спасении, так как от татар не приходилось ждать чего-либо доброго.
Когда стих шум родников, на месте города были лишь волны. Вдали мерцала одинокая главасобора с блестящим посредине крестом. Она медленно погружалась в воду.
Вскоре исчез и крест. Теперь к озеру есть путь, который называется Батыевой тропой. Она может привести к славному городу Китежу, но не каждого, а лишь чистых сердцем и душою. С тех пор город невидим, но цел, а особо праведные могут увидеть в глубине озера огоньки крестных ходов и слышать сладкий звон его колоколов.
Китеж (Китеж-град, град Китеж, Большой Китеж) — мифический древнерусский город, находившийся якобы в северной части Нижегородской области около села Владимирского и города Семёнова на реке Люнде. На месте, где по преданию некогда стоял Большой Китеж, теперь располагается озеро Светлояр.
Завоевав некоторые русские княжества, хан Батый узнал о Китеже и приказал захватить его. Монголы скоро захватили Малый Китеж, вынудив Юрия отступить в леса к Большому Китежу. Один из пленников рассказал монголам о тайных тропах к озеру Светлояру. Орда преследовала Юрия и вскоре достигла стен города. К удивлению монголов, у города совсем не было никаких укреплений. Его жители даже не собирались защищаться и только молились. Увидев это, монголы атаковали город, но тут им пришлось остановиться. Внезапно из-под земли хлынули фонтаны воды и стали затапливать город и самих захватчиков. Нападавшим пришлось отступить и они только могли видеть, как город погружался в озеро. Последнее, что они видели, был крест на куполе собора. И вскоре на месте города остались только волны.
Эта легенда родила многочисленные невероятные слухи, которые дошли до наших дней. Говорится, что только те, кто чист сердцем и душой, найдут путь в Китеж. Также говорится, что в тихую погоду можно иногда слышать колокольный звон и пение людей, слышимое из-под вод озера Светлояра.
Некоторые говорят, что очень верующие люди могут видеть огни религиозных процессий и даже здания на дне озера. По этой причине озеро Светлояр иногда называют «Русской Атлантидой».
Китеж (Китеж-град, град Китеж, Большой Китеж) — мифический древнерусский город, находившийся якобы в северной части Нижегородской области около села Владимирского и города Семёнова на реке Люнде. На месте, где по преданию некогда стоял Большой Китеж, теперь располагается озеро Светлояр.
Китеж (Китеж-град, град Китеж, Большой Китеж) — мифический древнерусский город, находившийся якобы в северной части Нижегородской области около села Владимирского и города Семёнова на реке Люнде. На месте, где по преданию некогда стоял Большой Китеж, теперь располагается озеро Светлояр.