На чем основано научное мировоззрение
Научное мировоззрение
Научное мировоззрение, научная картина мира, это такой взгляд на мир, в основе которого лежит понятие закона и закономерности. В мире бесконечно большое количество явлений подчиняется ограниченному количеству законов. Роль науки в том, что она эти законы выявляет и формулирует, это ее первая задача. Вторая задача науки – изменять окружающий мир, занимаясь его преобразованием. Благодаря этому наряду с естественным миром появляется искусственный мир. Его объемы и масштабы с каждым годом возрастают.Искусственный мир находится в негармоничных отношениях с естественным миром. Искусственный мир, будучи полезным, в одном отношении, во многих других отношениях вредит всему живому на земле.
Научное мировоззрение возникает как противоположность религиозному и мифологическому. Наука ищет только естественные причины, полагая, что иных причин не бывает. В мифологии много выдуманных, произвольных причин. В религииглавные причины сверхъестественные.
Научное мировоззрение вызревает постепенно как результат усложнения труда, решения практических задач: измерений, вычислений, расчетов связанных с необходимостью строить сложные сооружения (ирригационные, дворцы, храмы, пирамиды), заниматься торговлей и обменом, создавать календари, заниматься навигацией и т.д. Появляются элементы геометрии, математики чисел (арифметики), астрономии, механики, медицины, практической логики. Общий знаменатель элементов этих видов научного знания заключатся в том, что они позволяют из одних, ранее полученных знаний, получать новые знания. Или же на основе знаний из одних предметов получать новые предметы, соответствующие заранее заданной, поставленной цели. Эта способность носит название рациональность, которую изучает логика или математика.
Способность рационально познавать мир со временем из узкой области практического применения была перенесена на весь мир, который был очень своеобразно описан и объяснен мифологией и религией. Перенесение рациональности на области, освоенные религией и мифологией, привели к появлению философии. Первым философским вопросом был вопрос важнейший для мифологии и религии – что собой представляет весь мир, который называется Космос, из чего он возник, во что все превращается и исчезает, в чем единство всего многообразия. Философия давала рациональные ответы на этот вопрос о Космосе подобно науке, для этого приводились аргументы, из которых логически вытекали ответы. Например, первый философ Древней Греции Фалес доказывал логически, что в основе всего нашего Космоса лежит вода. Он приводил следующие аргументы: воде есть на земле, в земле и на небе. Земля со всех сторон окружена водой. Живое не существует без воды. Тело живого почти одна вода. Зачатие новой жизни происходит благодаря влаге. В мифологии часто изображалась вода как первоисточник и первопричина всего нашего Космоса. Но это не доказывалось рационально, это изображалось в форме художественных картинок. На самый сложный вопрос мировоззрения и философии о бесконечном Космосе давалось много ответов в рамках философии. При этом человек не рассматривался как особое неповторимое явление Космоса. Человек в Космосе занял первое место только в философских учениях начиная с пятого века до нашей эры. Другие философы доказывали, что в основе бесконечного космоса огонь, третьи – воздух. Некоторые философы доказывали, что в основе Космоса лежат несколько природных стихий. Это показывает, что с самого начала философия была плюралистичной, таковой она остается и по сей день. На один вопрос в философии бывает много ответов. В науке тоже на один вопрос бывает много ответов. Но в науке рано или поздно остается один истинный ответ, а все остальные ответы оказываются ложными.
16 Наука как форма мировоззрения
Наука как особая форма мировоззрения
НАУКА — особый вид познавательной деятельности, нацеленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Социальный институт, обеспечивающий функционирование научной познавательной деятельности.
Как вид познания наука взаимодействует с др. его видами: обыденным, художественным, религиозно-мифологическим, философским. Возникает из потребностей практики и особым способом регулирует ее. Наука ставит своей целью выявить сущностные связи (законы), в соответствии с которыми объекты могут преобразовываться в человеческой деятельности. Поскольку в деятельности могут преобразовываться любые объекты — фрагменты природы, социальные подсистемы и общество в целом, состояния человеческого сознания и т. п., постольку все они могут стать предметами научного исследования. Наука изучает их как объекты, функционирующие и развивающиеся по своим естественным законам. Она может Изучать и человека как субъекта деятельности, но тоже в качестве особого объекта.
Предметный и объективный способ рассмотрения мира, характерный для науки, отличает ее от иных способов познания. Напр., в искусстве освоение действительности всегда происходит как своеобразная склейка субъективного и объективного, когда любое воспроизведение событий или состояний природы и социальной жизни предполагает их эмоциональную оценку. Художественный образ всегда выступает как единство общего и единичного, рационального и эмоционального. Научные же понятия — это рациональное, выделяющее общее и существенное в мире объектов.
Отражая мир в его объективности, наука дает лишь один из срезов многообразия человеческого мира. Поэтому она не исчерпывает собой всей культуры, а составляет лишь одну из сфер, которая взаимодействует с др. сферами культурного творчества — моралью, религией, философией, искусством и т. д. Признак предметности и объективности знания является важнейшей характеристикой науки, но он еще недостаточен для определения ее специфики, поскольку отдельные объективные и предметные знания может давать и обыденное познание. Но в отличие от него наука не ограничивается изучением только тех объектов, их свойств и отношений, которые в принципе могут быть освоены в практике соответствующей исторической эпохи. Она способна выходить за рамки каждого исторически определенного типа практики и открывать для человечества новые предметные миры, которые могут стать объектами массового практического освоения лишь на будущих этапах развития цивилизации. Лейбниц характеризовал математику как науку о возможных мирах. В принципе эту характеристику можно отнести к любой фундаментальной науке. Электромагнитные волны, ядерные реакции, когерентные излучения атомов были вначале открыты в науке, и в этих открытиях потенциально был заложен принципиально новый уровень технологического развития цивилизации, который реализовался значительно позднее (техника электродвигателей и электрогенераторов, радио- и телеаппаратура, лазеры и атомные электростанции и т. д.). Постоянное стремление науки к расширению поля изучаемых объектов, безотносительно к сегодняшним возможностям их массового практического освоения, выступает тем системообразующим признаком, который обосновывает др. характеристики науки, отличающие ее от обыденного познания. Прежде всего — это отличие по их продуктам (результатам). Обыденное познание создает конгломерат знаний, сведений, предписаний и верований, лишь отдельные фрагменты которого связаны между собой. Истинность знаний проверяется здесь непосредственно в наличной практике, т. к. знания строятся относительно объектов, которые включены в процессы производства и наличного социального опыта. Но поскольку наука постоянно выходит за эти рамки, она лишь частично может опереться на наличные формы массового практического освоения объектов. Ей нужна особая практика, с помощью которой проверяется истинность ее знаний. Такой практикой становится научный эксперимент. Часть знаний непосредственно проверяется в эксперименте. Остальные связываются между собой логическими связями, что обеспечивает перенос истинности с одного высказывания на другое. В итоге возникают присущие науке характеристики ее знаний — их системная организация, обоснованность и доказанность.
НАУЧНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ
Смотреть что такое «НАУЧНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ» в других словарях:
Научное мировоззрение — система взглядов человека на мир, построенная исключительно на данных наук и научным путем. Научное мировоззрение основано на представлениях об общих свойствах и закономерностях природы и общества, полученных в результате обобщения и синтеза… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Научное мировоззрение — мировоззрение (см. Мировоззрение), опирающееся на научно установленное и объективное знание о мире … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Научное мировоззрение — Научная картина мира (НКМ) (одно из основополагающих понятий в естествознании) особая форма систематизации знаний, качественное обобщение и мировоззренческий синтез различных научных теорий. Будучи целостной системой представлений об общих… … Википедия
МИРОВОЗЗРЕНИЕ ХУДОЖНИКА — форма самосознания, сквозь призму к рой воспринимается, оценивается и осмысливается действительность, отображаемая в произв. иск ва и к рая решающим образом влияет на духовное самоопределение творческой индивидуальности. Как специфический духовно … Эстетика: Словарь
мировоззрение — МИРОВОЗЗРЕНИЕ систематическое единство многообразия обобщенных, непосредственно связанных с осознаваемыми интересами людей убеждений относительно сущности природных или социальных явлений, или же их совокупности. Несмотря на этимологию… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
МИРОВОЗЗРЕНИЕ — система взглядов на мир и место человека в этом мире, во многом определяющая отношение человека к этому миру, другим людям, себе самому и формирующая его личностные структуры. М. возникает как сложный результат практического взаимодействия… … Новейший философский словарь
Мировоззрение — (нем. Weltanschauung) совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также жизненные позиции, программы поведения, действий людей[1].… … Википедия
МИРОВОЗЗРЕНИЕ — концептуально выраженная система взглядов человека на мир, на себя и на свое место в мире. М. зависит от обыденного наличного опыта человека, оно связано с потребностями, целями, интересами человека, с его окружением. Однако М. предполагает образ … Современный философский словарь
Какое же мировоззрение научно?
Н. Колчуринский, канд. психол. наук
Беседа со старшеклассниками
Ни для кого не секрет, что основной мировоззренческой моделью, господствующей в сознании наших современников, является эволюционный материализм. Его постулаты можно сформулировать следующим образом: в мире все, что происходит, происходит либо в силу “железных” и нерушимых законов природы или же в силу случайности (при этом последняя понимается или как описание той ситуации, когда мы не можем объяснить какойто процесс или явление, происходящие в соответствии с жесткими законами или же понимается как случайность онтологическая, как например, в т.н. квантовомеханических явлениях). Появление мира и всего, что нас окружает, в т.ч. Земли, всего живого на ней и нас с вами, объясняется при помощи механизмов эволюции. При этом отрицается наличие каких либо духовных начал, как в мире (например, души человека, как субстанционального образования, согласно эволюционному материализму не существует), так и вне его (атеизм).
Согласно Православному взгляду на мир, основанному на Божественном откровении и отраженному в как в св. Писании, так и в Священном Предании, представленному в частности в творениях св. отцев Православной Церкви, мир управляется высшим Разумом (Богом) и все, что в нем происходит, происходит только с санкции этого Разума, при этом законы природы (которые Православие, конечно же не отрицает) есть не более как выражение Его воли. Впрочем, тогда, когда Богу это угодно, Он изменяет “чин естества” (т.е. законы природы) и тогда происходит чудо. Мир, согласно святоотеческому пониманию, возник не в результате естественных эволюционных процессов, а в результате сотворения его Богом. И в мире существуют как материальные, так и духовные сущности — в том числе человек, который, являясь венцом творения, образом и подобием Божиим, несет в себе как материальное (тело), так и нематериальное субстанциональное начало (душа).
На протяжении многих поколений в советской системе образования доказывался тезис о том, что первая точка зрения является научной, в то время, как вторая представляет собою ненаучный или даже антинаучный взгляд на мир. Так ли это на самом деле?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, попробуем рассмотреть некоторые основные и общепринятые критерии научности, которые предъявляются к разного рода объяснительным моделям в современном естествознании. Критериями научности модели, как известно, являются следующие: внутренняя непротиворечивость, соответствие фактам, проскопия (т.е. способность предсказывать на основе модели будущие факты), объяснение большинства фактов.
Представляется возможным сравнить взгляды православной онтологии, представленной в Св. Писании и Св. Предании, и точку зрения эволюционного атеизма на ряд феноменов бытия, безусловно представляющихся основными при рассмотрении мироздания.
1. Всеобщая упорядоченность мира. Элементарный факт — известный каждому школьнику, заключается в том, что все в мире подчиняется законам природы. В мире присутствует порядок, проявляющийся в повторяемости связей, свойств и т.п. Науке до сих пор нигде и никогда не удавалось обнаружить области, где это свойство мироздания не выполнялось бы. В мире не существует “черных дыр”, где бы царил хаос.
Как объяснить этот факт? Эволюционный материализм разводит руками. Православное предание в отличие от этого утверждает, что Бог создавший мир, создал его в соответствии с определенными законами1. И все, что существует и функционирует (а все существующее в материальном мире является Божиим творением (Символ веры)) существует и функционирует только по законам. Православное мировоззрение таким образом объясняет этот общеизвестный и необъяснимый атеистической науке факт. Обратим внимание и еще на один аспект этой ситуации — откуда св.Отцам было в IV веке известно огромное множество фактов о всеобщей упорядоченности мира, собранных современной физикой? Таким образом, Православная модель не только позволяет объяснить сам упомянутый факт упорядоченности мира, но и предсказала результаты колоссального числа современных научных исследований в области естествознания.
2. Появление законов природы. Много рассуждая об эволюции, о большом взрыве и о том, как все произошло, современный эволюционный материализм ничего не говорит о происхождении самих законов. (Например, ничего не говорится о том, почему в формуле закона всемирного тяготения стоит в знаменателе именно квадрат расстояния, а не куб, и в силу чего константа, стоящая в формуле, выражающей этот закон, принимает именно такое числовое значение, а не другое, об этом тоже ничего нам не говорится). Отвечают обычно так: так устроен мир. Но всякая наука, на то и наука, чтобы отвечать на вопрос “почему”. И здесь мы никаких ответов, на эти и подобные им бесчисленные “почему” мы от атеистов не слышим и не услышим.
Православная точка зрения, в отличие от этого говорит нам о том, что законы созданы Богом. Это объяснение однако, может быть, некоторым покажется псевдообъяснением, или по крайней мере таким объяснением, которое почти ничего не содержит в себе2. Однако, если мы обратимся к святоотеческому преданию, то мы увидим и еще одну особенность — то, что законы, созданные однажды, далее уже не меняются и их неизменность, не объяснимая с точки зрения материализма, обусловлена действием Промысла3. И о их неизменности во времени, как о фундаментальном факте, говорит нам так же и современное естествознание. Вопрос, откуда в IV веке могло быть известно о том, о чем станет известно на основе анализа колоссального экспериментального материала, науке ХХI века? И снова православное мировоззрение открывает перед нами не только механизм одного из фундаментальных феноменов природы, но и позволило предсказать будущие результаты огромного числа научных исследований.
3. Унитарность законов природы. Законы природы являются неизменными не только во времени, но и в пространстве. Легко себе представить, тот мир, в котором упорядоченность была бы организована примерно также, как она существует в человеческих обществах, в различных странах мира. Сколько стран, столько и конституций (хотя везде находим относительный порядок). Упорядоченность мира в отличие от этого унитарна — т.е. законы природы одинаковы везде в обозримой нами Вселенной. И поэтому физика в России и США одинакова… Этот феномен пространственной унитарности законов природы также не может никак объяснить современное атеистическое мировоззрение, отвечающее на все вопросы, связанные с законами природы — простой отговоркой: “Так устроен этот мир”. В отличие от атеистического мировоззрения, православное Предание говорит нам совершенно конкретно о том, что в мире существует единый чин естества4, а не множество “чинов”, поэтому факт унитарности законов мироздания не только во времени, но и в пространстве находит в рамках этого мировоззрения свое место и объяснение. И опять мы сталкиваемся с той ситуацией, когда фундаментальный факт, полученный в огромном числе научных исследований, был уже известен православным мыслителям за множество веков до проведения огромного числа современных исследований в области естествознания.
4. Чудеса. Наличие чудес жестко отрицается современным научным атеизмом по принципу: “этого не может быть, потому что этого не может быть никогда”. И отрицается вопреки фактам, в том числе полученным учеными-атеистами (см. описание Шарко и Корсаковым чуда от иконы Божией Матери Козельщанская5). Православное мировоззрение констатирует существование таковых и предсказывает о возможности появления таких явлений и в будущем, что и наблюдается практически постоянно и исследуется при помощи современных научных методов6.
Описуемость законов природы при помощи математики. Современное естествознание — это комплекс наук, применяющих математику. И не существует области естествознания (например, в физике), где бы все обнаруженные закономерности не имели бы своего математического выражения. Легко представить себе ту ситуацию, когда мир был бы устроен иначе — именно, закономерности выражались бы при помощи графиков, не поддающихся никакому математическому описанию. Однако физика — это не наука немыслимых графиков, а наука математических формул, где все поддается математизации, о чем знает каждый школьник. Есть ли ответ на вопрос о том, почему мир описуем математически, причем весь без исключений, и почему таким образом математика оказывается “царицей всех наук”? У научного” атеизма — молчание, или — “мир так устроен”. Православное Предание отвечает на этот вопрос очень просто: “Ты все расположил мерою, числом и весом (Премудр. 11, 21). Поэтому все законы природы, созданные вместе с нею, имеют математическое выражение. И снова мы видим преимущество Православного мировоззрения пред атеизмом и снова мы видим то, как за много столетий до открытий современной науки их колоссальное множество было предсказано в Божественном откровении.
5. Красота мира. Мир объективно красив7. Не возможно объяснить эмоциональные переживания красот природы чисто психологическими причинами, хотя бы потому, что такие переживания (иногда очень сильные) могут возникать у людей, сталкивающихся с этими красотами впервые.
Естественно возникает вопрос о том, почему в мире присутствует красота. При том, что он мог бы и не обладать этим свойством, и мог бы быть и некрасивым, или просто безобразным? На этот вопрос со стороны атеистов мы слышим опять в лучшем случае: “случайное стечение обстоятельств” или “мир так устроен”. ( Думается, что при помощи слов “случайное стечение обстоятельств” можно “объяснить” абсолютно все.) В отличие от этого, Св.Писание – словами того же пророка Соломона дает нам гораздо более вразумительное объяснение этой особенности мироздания: От величия красоты созданий сравнительно познается Виновник их (Премудр. 13, 4). И при том, что эти слова были сказаны еще тогда, когда не были познаны ни красоты Америка, ни Австралии, ни подводного мира (Ив Кусто) и т.д., эти слова иначе, как пророческими назвать нельзя, т.к. эти слова предсказывали наблюдаемые учеными явления за много сотен лет вперед.
6. Сложность устроение мира. Рассматривая явления окружающего мира, видим сложность его устроения. Об этом очень много и подробно рассказывает нам в частности современная биология. Математики в настоящее время обладают точными методами позволяющими сравнивать сложность разных объектов и могут сказать, к примеру, во сколько раз Боинг 707 устроен более сложно, чем табурет. Как утверждают исследователи, живые организмы устроены нередко значительно более сложно, чем современные компьютеры. Естественно возникает вопрос – как они появились, при том, что науке достоверно известен только один способ появления систем такого уровня сложности — разумное конструирование. Очевидно, что любой другой ответ на этот вопрос будет означать не более, как веру в чудеса, поскольку чудо — не более как то, что обычно никогда не происходит. (Заметим, что появления новых видов живых существ посредством эволюции никто никогда воочию не наблюдал — и эволюционное происхождение видов живых существ есть не более как гипотеза, предположение некоторых ученых.) Итак единственно рациональный ответ на вопрос о том, откуда взялись такие сложные живые организмы прост: сконструированы. Такой ответ мы и слышим в Божественном откровении (Символ веры). Эволюционный материализм нам говорит о случайных стечениях обстоятельств, как о реальном механизме появления таких сложнейших систем…
Современная биология, продолжающая бурно развиваться, открывает все больше удивительного о чрезвычайно сложно устроенных биологических системах. Вся премудростию сотворил еси ( Пс. 103 ) (т.е. мудростью, превышающей человеческий разум) — говорит нам Св.Писание о творении всего, что в мире; и в силу этого нет ничего удивительного в том, что Божии творения оказываются сложнейшими для их понимания современной наукой.
Современный эволюционизм, также пытается предсказывать сложность биологических объектов. Однако эти предсказания на самом деле являются противоречащими исходным механизмам формирования организмов, предполагаемым в современном дарвинизме, поскольку мутации, согласно современным данным, не привносят никакой новой информации в структуру организма, но напротив уменьшают ее количество, будучи деструктивными по своей природе. Поэтому, строго говоря, «эволюция» в основе которой лежит мутагенез, должна идти по нисходящей – от сложного к простому, и как появились тогда сложнейшие живые системы, становится совершенно не понятно. (О современных представлениях о сущности мутаций см. в частности кн. Дж. Сарфати11).
7. Антропный принцип. Окружающий нас физический мир устроен не только сложно и премудро, но и совершенно специфическим образом. К концу ХХ века учеными было получено огромное количество разнообразных физических констант, описывающих окружающий нас мир природы. И тогда физики решили посмотреть, а что было бы, если бы эти константы были бы несколько иными. Оказалось, что при том, что множество значений, которые могут принимать разнообразные константы с точки зрения математики — бесконечно; множество допустимых значений констант, при котором могла бы существовать такая Вселенная, в которой мог бы жить человек, чрезвычайно мало. По выражению одного исследователя — “мы живем на острие ножа”. Достаточно лишь немного изменить значения одного из многих параметров — и наше бытие во Вселенной станет не возможным8. Почему Вселенная устроена так, а не иначе — опять слышим от материалистов ответы про случайные совпадения обстоятельств. При этом, если подсчитать вероятности таких совпадений — то они оказываются микроскопически малыми, ничтожными. Математики утверждают — совпадений событий с такими ничтожными вероятностями в мире не происходит. Итак, мы живем в несуществующем мире — к такому интересному выводу приводит нас логика случайных совпадений!
Православное Священное Предание говорит нам о том, что материальный мир сотворен для человека 9. И мы видим в феноменах, связанных с антропным принципом, явное тому подтверждение. И физика открывает все большее и большее число фактов, соответствующих этому принципу.
8. Устроение Земли. Ситуация, о которой говорит нам антропный принцип, в частности распространяется и на Солнечную систему и на Землю8. Достаточно изменить лишь незначительно многие физические параметры нашей планеты — и наша жизнь станет на ней не возможной. Вспомним, что на Земле у нас есть все условия — и подходящая температура, и подходящая атмосфера, и защита от радиации в виде азонового слоя и магнитного поля, и множество пригодных в пищу растений и животных и множество полезных ископаемых и прочее. А что в окружающем космосе? — наше появление в любой точке солнечной системы без средств жизнеобеспечения (например, без скафандра) — тут же закончится смертью. Почему на земле есть все для человека? Почему на одном лишь земном шаре собрано все необходимое и достаточное для нашей жизни? Почему так, а не иначе? Опять слышим от атеистов навязчивый припев: “случайное стечение обстоятельств”.
Подлинный ответ на этот вопрос дан очень точно, еще за долго до того, как начались исследования Солнечной системы при помощи телескопов и космических полетов. За несколько столетий до Рождества Христова пророк Божий Исаия писал: Ибо так говорит Господь, сотворивший небеса, Он, Бог, образовавший землю и создавший ее; Он утвердил ее, не напрасно сотворил ее; Он образовал ее для жительства ( Ис. 45:18 ). (Мы, подобно избалованным детям часто забываем об этом важнейшем факте, точно соответствующем данным современной астрономии и космонавтики: другого места для жительства в видимой нами Вселенной для нас просто не существует). И снова мы сталкиваемся с проскопией в Православном мировоззрении, поскольку результаты огромного числа исследований современных ученых были уже предсказаны в выше цитированном пророчестве.
9. Единственность человека, как существа разумного. Человек цель и венец Божия творения, homo sapiens. И в настоящее время — ясно установленный наукой факт — мы единственные разумные существа на земле и в окружающем нас космосе. Почему так, а не иначе? И вот вопрос, который мы можем задать эволюционистаматеистам: “Почему эволюция привела к появлению только одного разумного существа?” Опять, опять слышим, все тот же припев: “в силу случайного стечения обстоятельств”.
Еще за долго до того, как были открыта Америка и Астралия, обследованы глубины мирового океана, исследованы безжизненные глубины космоса и полетел Гагарин (который “летал и никого не видал”) в первые века нашей эры Православная Церковь уже содержала знание о том, что человек — единственное существо в вещественном мире, обладающее разумом и свободой10. Откуда взялось это знание — знание о человеческой природе и о мире в целом, абсолютно не доступное в силу ограниченности научных познаний, имевшей место в начале новой эры? Опять слышим про случайность…
10. Уникальность человеческой личности.
Случайностью же пытаются объяснять материалисты и факт бытия каждого отдельного человеческого “я”. В самом деле, почему мы существуем, почему существует в данном месте и в данное время каждая отдельная личность? (Почему я не родился сто лет назад и т.п.?) Иногда приходится слышать ответ о том, что это де обусловлено тем, что так сложилось то сочетание генов, которое и определяет мое “я”. Ответ принципиально неверный. Не сочетание генов определяет личность человека. Простой пример: однояйцевые близнецы имеют одинаковые генные конфигурации, но совершенно разные личности, разные “я”.
Материалисты придерживаются той точки зрения, согласно которой человеческая индивидуальность определяется чисто материальными причинами — спецификой пространственной конфигурации элементов (вплоть до атомарного уровня), из которой состоит тело данного индивида. (Точно также, как именно этим и ничем другим определяется индивидуальность любого другого материального объекта). Заметим, что при таком подходе становится теоретически не возможным отличить человека от его точнейшей копии. И в этой ситуации наука окажется бессильной определить то, где пребывает индивид, а где его точнейшая копия. Создание подобных «клонов» вряд ли когда-либо удастся, однако даже в ситуации такого мысленного эксперимента, согласно материалистической теории личности, не будет существовать никакого способа отличить Иванова от его копии. Заметим, что на бытие нашего «я» «здесь и сейчас» никоим образом не влияет создание наших «клонов» любой степени приближения где бы то ни было, однако констатация этого элементарного факта в указанной ситуации для материалистической теории личности не доступно.
Православное Священное Предание говорит нам о том, что каждый человек уникален в силу уникальности его сотворения (в первую очередь его души) Богом, и поэтому в ситуации выше описанного мысленного эксперимента человек должен остаться там, где и был (что собственно и подсказывается здравым смыслом).
При сравнении двух мировоззренческих моделей мы рассмотрели только два параметра — объем объясняемых основных фактов и проскопия11. И думается, что всякому непредвзято ориентированному читателю должно стать ясным, которая из двух моделей является более научной при сравнении по указанным параметрам. Мы, конечно не утверждаем, что всякий научный факт легко находит свое быстрое и точное истолкование в рамках Православного взгляда на мир, однако вышеупомянутый печально известный тезис о научности атеистического мировоззрения в сравнении с Православным в свете вышеизложенного представляется нам несостоятельным.
Примечания:
1. Св. Григорий Богослов (IVв.): «Бог как скоро устроил мир, с перваго же мгновения, по великим и непреложным законам, движет и водит его, как кубарь, ходящий кругами под ударом. Ибо не самослучайно естество сего обширнаго и прекраснаго мира, которому и нельзя вообразить чего-либо подобнаго, и в продолжение толикаго времени предоставлен он не самослучайным законам…». Таинств. песн. слов. 5.
2. Почему в мире существует упорядоченность явлений? Например, почему в знаменателе формулы закона всемирного тяготения стоит квадрат расстояния при том, что эта закономерность остается неизменной, как показывает бесчисленное число экспериментов? У материалистов есть только одна возможность дать в таких ситуациях вразумительный ответ: постоянное соответствие наблюдаемых феноменов закону всемирного тяготения обусловлена некоторым фактором (F¹). При чем этот фактор, во-первых, обязательно есть некоторое свойство или свойства материального мира (в силу монизма) и, во-вторых, для обеспечения постоянства закона всемирного тяготения этот фактор должен действовать постоянно. Иными словами, это просто еще один, но другой закон ( аналогичным образом в физике в качестве следствия, вытекающего из других закономерностей выводится, например, закон Ома и т.п.). Легко видеть, что постоянного существования и действия этого фактора необходимо аналогичным образом предположить постоянное существование и действие еще одного фактора (F²), и т.д. до бесконечности (F¹← F² ←F³… ←Fⁿ…). И в силу этого подобное объяснение действительным объяснением постоянства феноменов всемирного тяготения быть не может. Очевидно, что фактором, обеспечивающим постоянство проявления закона всемирного тяготения, может быть только такой фактор, который сам, обеспечивая существование закона всемирного тяготения, не нуждается в бытии чего-либо иного (каких-либо других факторов), поскольку только в этой ситуации мы можем поставить точку. Бог, согласно учению Православной Церкви, как раз и обладает этим свойством — дая бытие всему, не нуждается для Своего существования в бытии чего-либо (Иегова, Сый). Преп. Иоанн Дамаскин (VIII в.) «Точное изложение православной веры», кн. 1, гл. 1214.
3. Св. Климент римский (II в.): «Плодоносящая земля, по воле Его, произрастает в свое время изобильную пищу человеку, зверям и всем, находящимся на ней животным, не превращая и не изменяя предписанных от Него законов. Неизследимые и непостижимые законы бездн и преисподней теми же держатся велениями». Посл. 1 к Коринф., гл. 20. См. также сноску 1.
4. «Идеже хощет Бог, побеждается естества чин, творит бо вся, елика хощет». Великий покаянный канон преп. Андрея Критского (VIII в.). Унитарность законов, по мнению св.Отцов – свидетельство того, что мир создан единым Богом, а не многими (Св. Афанасий Вел., IV в.).
5. «Сказание о чудотворных иконах Богоматери…» (21 февраля), Коломна, 1993 г.
6. “Глас тихий. Божьи знамения нашего времени” (Материалы Комиссии по описанию чудесных знамений, происходящих в Русской Православной Церкви), М., 2000.
7. См. А.С. Хоменков. Почему некоторые обезьяны человекообразны? — в альм. “Божественное откровение и современная наука”, вып.1, М., 2001.
8. См. о.Даниил Сысоев «Летопись начала», М., 1999.
9. См. св. Игнатий Брянчанинов «Аскетические опыты», т.2, гл. 8.
10. Преп. Иоанн Дамаскин (VIII в.) «Точное изложение православной веры», кн.1, гл.3 и кн.2, гл.12.
11. Противоречия эволюционного материализма наблюдаемым наукой фактам составляют специальную тему, достаточно широко представленную в литературе ( см. например, «Сотворение» (под. ред. Лаломова А.В.), вып.1, М., 2002; Сарфати Д. Несостоятельность теории эволюции, М., 2002 и др.).
данная статья опубликована в сокращенном варианте в журнале «Православная беседа» ном.6, за 2002 г.