На чем основаны гендерные стереотипы
Гендерные стереотипы: понятие, примеры, причины появления
Что такое гендерные стереотипы?
Гендерные стереотипы – это сложившиеся в обществе, плотно укоренившиеся в сознании людей, наборы представлений и ожиданий, связанных с поведением мужчины и женщины. Как правило, гендерные стереотипы формируются на протяжении длительного времени, и чаще всего от них тяжело избавиться, даже когда общество начинает осознавать негативное влияние данных стереотипов.
Стереотипы в определенной степени коррелируют с реальным опытом людей, однако в любом случае они являются необъективными, поскольку формируются исходя из конкретных социальных условий, а также редко соответствуют актуальным изменениям в обществе. Более того, во многих ситуациях стереотипы сопряжены с какими-либо властными отношениями, а также во многом формируются из-за социального неравенства. Стоит понимать, что достаточно часто за гендерными стереотипами скрывается не сама суть поведения конкретного пола, а дискриминация, тщательно скрываемая за извилистыми формулировками.
Таким образом, основой для формирования гендерных «шаблонов» чаще всего становится дискриминация, а также социальное неравенство. Сила стереотипов зависит от имеющихся культурных ценностей и особенностей конкретного общества. В некоторых странах они более выражены, в некоторых их влияние сведено к минимуму.
Примеры гендерных стереотипов
В современном мире существует огромное количество гендерных стереотипов. Рассмотрим наиболее распространенные из них:
Стоит отметить, что в некоторых странах большая часть данных стереотипов уже практически исчезла, а в некоторых — продолжает существовать и является абсолютной нормой общества.
Как появились гендерные стереотипы?
Все гендерные стереотипы по своей сути разделяются на две большие категории в зависимости от биологического пола — на мужские и женские. В патриархальном обществе гендерные стереотипы определяются бинарным разделением на сферы производства и воспроизводства, а также приватное и публичное.
При этом женщина, ее деятельность и обязанности, полностью относятся к сфере приватного, а именно — воспроизводству и заботе, красоте и принесении эстетического удовольствия мужчинам. Мужская роль подразумевает публичную сферу, в рамках которой мужчина занимается добычей ресурсов, обладает властной позицией. Исходя из подобной точки зрения, все женщины должны быть милыми и проявлять слабость, проводить время с детьми, проявляя собственный материнский инстинкт.
При этом, считается, что каждый мужчина должен быть сильным, властным и настойчивым индивидом, который способен эффективно проявить себя в условиях конкуренции, а также стремящимся достичь высот в различных сферах жизни. Стоит отметить, что подобное разделение многими считается естественным из-за природных и биологических особенностей тела.
Также все гендерные стереотипы могут быть классифицированы по признаку воспроизводства в социуме. К примеру, на наиболее высоком уровне (социальной и гендерной политики) происходит глобальное разделение на мужчин и женщин. В зависимости от необходимости введения определенных мер повышения или снижения рождаемости государство может определять или отказываться от гендерных стереотипов о важности материнства для женщины, а также ее поддержки домашнего хозяйства.
Стоит отметить, что деятельность различных организаций, институтов, муниципальных учреждений — также является источником поддержки стереотипов, которые определяются формальными и неформальными правилами. К примеру, дополнительное распространение гендерных стереотипов происходит на уроках труда в школе, где девочек учат готовить, а мальчиков делать поделки из дерева.
Негативные влияние гендерных стереотипов
Главная проблема заключается в том, что гендерные стереотипы могут негативно отражаться на жизни различных людей. К примеру, девушкам может быть крайне затруднительно устроиться на руководящие должности в компании из-за предрассудков на счет пола. Таким образом, стереотипы являются предрассудками, которые формируются ложными предубеждениями и ошибками мышления.
Также гендерные предубеждения приводят к формированию искаженных представлений о возможностях людей в профессиональной среде, поскольку женщины начинают думать, что им следует становиться похожими на мужчин, чтобы получать руководящие должности.
Негативное влияние гендерных стереотипов может проявляться не только в профессиональной сфере, но и в семейных отношениях. Например, распространенный стереотип о второстепенной роли женщины в семейной жизни, часто воспринимается мужчинами слишком буквально, вследствие чего они часто перекладывают все домашние обязанности на женщину, не смотря на то, что она так же как и мужчина ходит на работу. Кроме того, часто гендерные стереотипы являются провоцирующим факторов для применения домашнего насилия в отношении женщины со стороны мужчины.
Заключение
Таким образом, гендерные стереотипы способствуют формированию предрассудков, которые препятствуют развитию индивидуальных черт характера. Все люди не могут быть описаны одними и теми же качествами, к тому же, развитие общества в современном мире также приводит к переопределению мужских и женских ролей.
Инопланетяне среди нас: эксперт рассказала о гендерных стереотипах и их влиянии на нашу жизнь
Испокон веков в мире существовало разделение людей на мужчин и женщин. Неудивительно, что на этом и основывалось закрепление определенных норм и стандартов в поведении человека. Мужчина — сильный и отважный воин, добытчик и страж. Женщина хранительница очага, заботливая мать и ласковая жена. Недаром даже в современном мире множество мужчин и женщин сравнивают друг друга с инопланетянами — настолько разными и порой чужими они кажутся в процессе общения.
Но время шло, и по мере развития технологий заметно снижалось количество времени, затрачиваемого на удовлетворение базовых потребностей полов. В итоге шаг за шагом человечество пришло к текущей картине мира, где гендерные различия больше не основаны только на половой принадлежности и где вместо двух гендеров буквально за всего лишь несколько лет сформировалось более 60 новых типов.
Что же такое гендерные стереотипы, как они менялись с развитием общества и каким образом влияют на нашу повседневную жизнь, рассказала психолог-сексолог Ирина Александрова.
Что такое гендер и мужские и женские гендерные стереотипы?
Прежде чем развивать тему гендерных стереотипов, кратко определим понятие самого «гендера». Под этим термином, восходящим к английскому gender и латинскому genus, что означает «род», понимают ряд характеристик, которые имеют отношение к маскулинности и фемининности. При этом гендерная идентичность не находится во взаимосвязи с сексуальной ориентацией человека: понятие гендера касается психических, социальных и культурных отличий, а половая принадлежность определяется лишь физическими различиями (анатомия и физиология человека).
Фемининность, или женственность, — это модель поведения и средоточие психических качеств, составляющих женский гендер — таких как нежность, сострадательность, чувствительность и так далее. Противоположностью фемининности является маскулинность (мужественность) — мужской гендерный стереотип, который характеризуется такими чертами, как независимость, рациональность, смелость, напористость, эмоциональный контроль и другими. Понятие фемининности, равно как и маскулинности, формируется культурно-этнической, возрастной и социальной средой.
Насколько повседневная жизнь подвержена влиянию гендерных стереотипов?
Безусловно, основные гендерные стереотипы, живущие в общественном сознании, существенно влияют на нашу жизнь. Причем зачастую мы руководствуемся ими даже в отношении самих себя. К примеру, общество определяет женщину как «слабый пол» — нежное, ранимое и слабое, а иногда еще и недалекое, безвольное и бесхарактерное существо.
Если в решающие моменты жизни кто-то пытается напомнить вам, что «ты же женщина», — можно смело утверждать, что речь идет именно о гендерных стереотипах мужчин и женщин. А порой и мы сами рады отказаться от борьбы, конкуренции, сложной и ответственной, но интересной работы, выполнения обещаний и многого другого, «прикрывая» себя именно такими стереотипами.
Защитники прав и интересов работников во всем мире активно выступают против объявлений о приеме на работу, написанных в соответствии с принципом «только для мужчин/женщин», так как это является дискриминацией. Однако в законодательстве четкого запрета на подобные публикации не существует. То же можно сказать и о возможности повышения по службе: многие полагают, что только мужчина достоин карьерного роста, так как именно он может выглядеть в глазах партнеров и конкурентов более солидно, компетентно и так далее. Эти и другие подобные заблуждения также являются следствием гендерных стереотипов у руководства компаний.
Как менялись гендерные стереотипы с развитием общества?
Впрочем, даже если смотреть с точки зрения бинарной гендерной системы, то по мере развития общества можно заметить достаточно сильные и кардинальные изменения в многовековых гендерных стереотипах.
«Например, роль женщины трансформировалась из спутницы и помощницы мужчины, матери его детей в самостоятельную личность, имеющую право голосовать, выучиться на любую профессию, занимать любую должность и так далее, — рассказала Ирина Александрова. — Мужчина также отошел от роли исключительно доминирующего добытчика без права на сантименты и эмоции».
Разумеется, даже в наступившем 2021 году местами все еще можно наблюдать гендерные стереотипы из прошлого. Например: женщина должна заботиться о семье и детях, а строительство карьеры — это удел мужчин. Однако с каждым годом такие стереотипы слабеют, границы исключительно «женских и мужских» качеств постепенно стираются. Мягкость, заботливость и нежность, равно как и решительность, настойчивость и амбициозность, могут присутствовать абсолютно в любом человеке и не зависят от гендера.
Кто и зачем исследует гендерные стереотипы и какие выводы были сделаны из наиболее успешных исследований?
Во многих странах мира регулярно проводятся исследования по отслеживанию изменений в гендерных стереотипах в обществе, так как это помогает определить текущее положение дел, сравнить нынешнюю ситуацию с той, что была ранее, наметить вектор движения. Одно из таких исследований — Gender Stereotypes Have Changed: A Cross-Temporal Meta-Analysis of U.S. Public Opinion Polls From 1946 to 2018, основной его автор — Элис Игли (Северо-Западный университет, США).
Специалисты просмотрели огромное количество данных 30 093 взрослых респондентов в 16 различных опросах общественного мнения, проведенных за 73 года. Команда сосредоточилась на тех опросах, где присутствовали конкретные вопросы относительно распределения черт характера (например, «Как вы думаете, каждая из следующих характеристик более справедлива для женщин или мужчин? Или одинаково верна для обоих?»). Соавторами исследования гендерных стереотипов были специалисты из Бернского университета и Американского исследовательского института.
Этот мета-анализ затрагивал два основных вопроса:
В качестве конкретного примера гендерных стереотипов, связанного с интеллектуальными способностями полов, можно привести опрос 1946 года, который показал, что только 35% респондентов считали, что женщины и мужчины одинаково умны. Среди 65%, которые считали, что существуют гендерные различия в интеллекте, большинство считали, что мужчины «умнее».
С другой стороны, опрос 2018 года показал, что уже 86% опрошенных считают, что женщины и мужчины одинаково умны. Среди респондентов XXI века 9% сказали, что женщины более умные. Только 5% считали, что в отношении умственных способностей явно лидируют мужчины.
Впрочем, выяснилось, что гендерное равенство стало доминировать в представлениях людей о женщинах и мужчинах только в том, что касается их ума. Если же говорить о личностных качествах, то за последние 73 года в обществе сформировался стереотип о том, что женщины более эффективно выстраивают коммуникацию, в то время как мужчины сохраняют свое превосходство в том, что касается управления и организации бизнес-процессов.
Отличаются ли современные гендерные стереотипы в России?
Безусловно, данные из США отличаются от ситуации в России, где женщины по-прежнему считаются более глупыми. До сих пор женщина — руководитель, политик или даже просто начальник в нашей стране — это, скорее, исключение, а не стопроцентная норма.
Социум, реклама, семья влияют на формирование, закрепление и изменение стереотипов. Однако, благо, существуют и тренды, которые позволяют каждому индивиду, невзирая на гендерные стереотипы в рекламе, обществе, культуре и так далее, сделать свой собственный выбор.
Сегодня в России уже многие женщины хотят построить карьеру, самореализоваться и состояться в качестве профессионала, вместо того, чтобы в угоду гендерным стереотипам оставаться своего рода дополнением к мужчине и его «аксессуаром».
«Впрочем, к сожалению, у нас все еще немало мужчин, которые уверены, что кухня и детская — это исключительно женская территория. И что все решения должен принимать мужчина. А показывать слабость, слезы и переживания неприемлемо для сильного пола, — отметила Ирина Александрова. — Ведь по статистике лишь 4% россиян посещают психолога и больше половины из них скрывают это от окружения. Причем подавляющее большинство людей, пользующихся услугами специалистов, — это именно женщины. Остальные 96% предпочитают пообщаться с друзьями, родственниками или вовсе молчать. Мужчины и не думают посещать специалиста, так как считают, что должны быть сильными и справляться сами со своими внутренними психологическими проблемами. И, как уже известно, это пагубно сказывается на здоровье мужской части населения. В этом отношении очень показательной является статистика инсультов и инфарктов».
Каковы гендерные стереотипы современной молодежи?
Впрочем, среди молодежи наблюдаются совсем другие тренды — открытое обращение к психологам, равно как и ломка пресловутых гендерных стереотипов. Молодые люди, в том числе в России, не перенимают устои родителей и ищут новые адекватные решения.
«Нынешняя молодежь вообще вершит сейчас и гендерную, и стереотипную революцию в обществе. Молодые люди поднимают важные вопросы эйджизма, бодипозитива, виктимблейминга и так далее. Ведь все это в целом позитивно влияет на здоровье — как физиологическое, так и ментальное», — заключила наш эксперт.
Как бороться со стереотипами в обществе в отношении мужских и женских ролей?
К сожалению, никто из нас, включая психологов и сексологов, не способен забраться к чужому человеку в голову без его желания для того, чтобы навести в ней порядок. Вот почему лучшим способом сглаживания гендерных предрассудков служит знание.
Если вы стали жертвой профессиональных, социальных или любых других гендерных стереотипов — например, на работе или в обществе к вам относятся, исходя из усредненных представлений о женском или мужском поле, или даже позволяют себе весьма обидные высказывания, наподобие «курица не птица, женщина не человек» или «мужчина без денег — это не мужчина, а самец», — стоит попробовать спокойно, в вежливой форме объяснить собеседнику его неправоту, поделившись своими знаниями в области исследований стереотипов гендерного поведения, а также личными аргументами. И тут уж, как говорится, вода камень точит.
Гендерные стереотипы
Гендерные стереотипы – это сложившиеся устойчивые и распространенные представления, касающиеся особенностей поведения, внешности, самопредставления и стремлений в зависимости от пола. Стереотипы связаны с поддержанием функционирования гендерных ролей, будучи порожденными их особенностями, но и влияющими на их воспроизведение у последующих поколений.
Изучение гендерных стереотипов показало их влияние на установление гендерного неравенства, а также ущемление личности на основании пола, что породило множество митингов о гендерной и половой толерантности, а также феминистское движение. Сила влияния таких стереотипов зависит от исторического периода анализа и культурной среды, которая изучалась. Более развитые в исследовательском и культурном отношении страны в меньшей степени используют гендерные стереотипы для регуляции общественного поведения. Осознание того, что представляемые факты про соблюдение норм больше надуманны и не соответствуют действительности, позволяют людям более объективно относиться к реальности и обустраивать свою жизнь комфортным образом, реализовывая таланты и удовлетворяя потребности, возникающие в эту секунду, а не в соответствии с предписаниями.
Гендерные роли и стереотипы
В менее развитом обществе соотнесение себя и оценка окружающих по стереотипам довольно сильна, поскольку при построении стереотипного отношения не приходится анализировать свое внутреннее отношение, ситуацию и личность другого, можно просто взять готовую, внушаемую из вне информацию и следовать ее модели. При этом характерным является манипулирование смыслами и понятиями, заключающимися в избирательном восприятии информации и личном ее вольном трактовании, что делает подобные установки на счет характерного поведения основой для манипулирования окружающими.
Возникновение жесткой структуры гендерных предрассудков присуще традициям западной культуры, где гендерные роли четко разделены, соответствуют физиологическому полу с постоянным закреплением, а в других культуральных сообществах может, как полностью отсутствовать социальная роль, определяемая полом, так может и сменяться вместе со сменой условий и потребностей. В таких условиях не зарождаются стереотипы и рамки, а человек чувствует себя более свободным в собственных проявлениях и может успешно осуществлять различную деятельность.
Нужны ли гендерные стереотипы – вопрос, имеющий множество ответов, поскольку с одной стороны, любые стереотипы не позволяют видеть ситуацию реальной и проявлять гибкость приспособления, с другой они служат довольно сильным конструктом поддержания соответствующего поведения, являясь негласным сводом законов, что упрощает выбор жизненной стратегии тем, кто по различным причинам не способен выстроить самостоятельную.
Безусловно, различия феминного и маскулинного существуют, и этими вопросами занимается гендерная психология. И чем больше исследований особенностей данного спектра, тем больше было получено подтверждений тому, что между различными гендерами значительно больше схожего, чем различного, а психика любого человека содержит проявления обоих полов (собственную аниму и анимуса). Акцентируются различия в силу того, что они режут глаз, являются вечным камнем преткновения и глубоко закреплены в архаичных пластах психики, также этим удобно объяснять и прикрывать другие концепции (например, унижения или подчинения другого). Если человек начинает действовать лишь в рамках соответствия своему физическому полу, это влечет за собой личностные расстройства, своеобразный бунт противоположной части, оказавшейся непринятой и отправленной в тень.
Понятие гендера было введено не как синоним биологического пола, а для обозначения его социальной составляющей. Физические половые признаки не дают предопределения социальных проявлений, ведь чтобы считаться самцом или самкой необходимо только родиться. А чтобы считаться женщиной или мужчиной в социальном понимании необходимо соответствовать определенным критериям и ожиданиям, накладываемым культурой относительно представления собственного пола. Когда же человек не играет соответствующую социальную роль, его считают странным или больным, люди у которых сильно развито стереотипное мышление в отношении гендера могут испытывать страх или ненависть к тем, кто действует вне рамок, определяемых социумом.
Гендерная идентичность также формируется под социальным влиянием, ведь изначально дети не различают пол, потом они просто знают его формально, когда им объясняют через те же стереотипные ожидания их поведение («мы не будем брать синюю футболку, ты же девочка, мы возьмем тебе розовое платье», «ты сильный и смелый, сможешь сам заснуть в темной комнате, ты же мальчик»). Дети пробуют, играют в семью, но окончательное понимание своей поло-ролевой принадлежности и чувствование гендерных ролей начинается при половом созревании.
Гендерная роль включает свод представлений определенной культуры на отрезке конкретного времени, о том, как подобает себя проявлять. Это такое поведение, которого ожидает от человека общество, в русле которого воспитывают (вспомните объяснения родителей «ты же мальчик» – логика отсутствует, зато присутствует предопределение какого-то поведения лишь на основании половых признаков). Подобное строгое отношение присутствует в школах и дворах каждого дома западной цивилизации, чтобы определить соответствующий упор на проявление феминности или маскулинности.
Гендерные роли не устойчивое образование или обозначение, характеристика пола, невозможно сказать, что если человек чувствителен, то значит это женщина. Подобные исполняемые и проявляемые моменты полностью регулируются культурой, и то, что на одном континенте будет считаться маскулинным проявлением, на другом может оказаться типичной женской обязанностью. То, какое отношение человек будет иметь к ролевым проявлениям (действие стереотипного мышления) определяется окружающими людьми.
Изменения восприятия гендерных ролей, а соответственно и силы стереотипизации зависит от исторического промежутка, когда проводилось изучение гендерных стереотипов. Если в более древние времена деятельность и досуг мужчин и женщин были четко разделены, то сейчас все смешалось. Существовавшие ранее стереотипы еще сильны, но происходит внутренняя революция общества и официально нет разделения профессий относительно пола, появилось больше свобод проявления. Так же и в досуговом времени – женщины ходят на бокс, а мужчины пишут картины и все большее количество людей руководствуется в своих оценках гендерными предпосылками – на первое место выступает удовольствие самого человека и качество производимого им продукта.
Влияние гендерных стереотипов
С гендерными ролями каждый выбирает определенную позицию – можно играть и менять эти роли в зависимости от происходящего в реальности и тем самым проявлять адаптивность и творческое приспособление, а можно ригидно действовать, строго выполняя предписания роли, и тогда это выглядит как приспособление ситуации под свои возможности.
Нужны ли гендерные стереотипы, чтобы лучше адаптироваться в социуме, при логическом рассуждении приводит к отрицательному ответу, но, тем не менее, множество людей предпочитают проламывать действительность, требуя от себя и близких порой невыгодного и тяжелого соответствия придуманным правилам.
Действия в правилах стереотипов гендера могут помочь человеку достигнуть своих целей (когда женщина придерживается подобной концепции, то мужчина решающий все ее вопросы, часто без ее участия покажется ей идеальным), но так же может и сильно мешать (при той же ситуации, но если женщина ориентируется на собственную зрелость и способность к ответственности, бесцеремонное вмешательство мужчины, пусть даже с благими намерениями может положить конец любым отношениям).
Прописанные стереотипами правила диктуют цели и пути их достижения. Позитивные моменты, привносимые стреотипизацией – с самого детства известно, что делать, кем работать и как себя вести, т.е. человек избегает душевных метаний и получает огромную дозу социального одобрения при успешном соответствии. Проблемы начинаются, когда люди пытаются достичь подобного соответствия (женщинам тяжело совмещать работу и домашние обязанности, а мужчины редко могут дотянуться до образца мужественности и успешности). Любая роль и стереотип – это идеал, который априори далек от реальной жизни и живого человека, поэтому попытки соответствовать ему рождают чувство собственной неполноценности, тревоги и усталости.
Действие в предписанных рамках ограничивает развитие личности, сводит на нет возможности заложенного потенциала, при этом теория социальной андрогинности открывает двери для собственного совершенствования и достижений. Множество научных открытий были совершены женщинами после того, как им дали допуск к образованию и науке, а большинство талантливейших поваров, дизайнеров и парфюмеров – мужчины.
При исследованиях особенностей психики людей, придерживающихся гендерной стереотипизации, было выявлено большее количество защитных механизмов психики, повышенный уровень депрессивных и тревожных проявлений, ригидность психических и социальных процессов, застревание в травматическом опыте. Тогда как личность, свободно переключающаяся между ролями, имела более стабильный эмоциональный фон, меньшее количество защит и более высокий уровень осознанности, так же были выше показатели адаптивности, гибкости и реализованности, общий уровень ощущения наполненности жизни.
В целом можно сказать, что чем больше вариантов поведения доступно человеку, тем успешнее он становится в своей деятельности и устойчивее эмоционально к различным происшествиям.
Примеры гендерных стереотипов
Еще не родившись, человек уже попадает под действие гендерных стереотипов, когда узнав пол ребенка, родители выбирают коляску и кроватку голубого или розового цвета. Дальше вся рекламная и социальная инфраструктура нацелена на разделение – отличаются чепчики и бутылочки, рюшечки и динозавры на футболках.
Примером такого же гендерного стереотипа является выбор игрушек и игр для детей – девчонкам куклы и посудка, а мальчишкам машинки и роботы. Если посмотреть на игры младших групп детского сада, то заметите, что дети играют те, что привлекло их внимание, там девочки катают машинки, а мальчики укладывают пупсов спать, но потом им всем расскажут с какими игрушками нужно играть, каждый дома у себя будет видеть определенный набор и постепенно начнет играть в свое. Таким образом, начинают формироваться первичные стереотипы про внешность и деятельность, мало кто из родителей думает, что их дочь будет дальнобойщиком.
Дальше больше и вот типичная женщина должна быть чистой и аккуратной, как и все пространство вокруг нее, ее профессия должна быть помогающей и связана с людьми (учителя, врачи, секретари), при этом уровень дохода у женщины не превышает мужской. Для женщин не важно образование, и она его может не получать, точно так же они не занимаются спортом и политикой. Во взаимоотношениях женская роль всегда вспомогательная, молчаливая и в тени, подчиняющаяся тому, что скажет мужчина. А главные направления женской деятельности заключены на домашней территории в готовке, уборке и заботе о детях, работать и ходить куда-то еще можно, только когда выполнен приоритет и считается прихотью (если не придурью). Женщины любят петь, танцевать и искусство, а не любят сетевые игры, автомобили и рыбалку; при этом они всегда хорошо выглядят и пахнут и никогда не злятся.
Стереотип мужчины можно построить на антонимах женскому, так как они занимаются серьезными внешними вопросами, но не домашними обязанностями. Мужчины могут починить сломанное и увлекаются играми, но не могут долго и душевно общаться или убрать за собой. Мужчины в стереотипном восприятии много зарабатывают, ведут свою деятельность в политике, активно занимаются спортом и руководят женщинами.
Перечислять можно бесконечно, но никто не соответствует этому списку полностью, да и не требует от своего партнера. Есть стереотипы, сложившиеся в обществе и есть те избранные из них, которые актуальны для конкретного человека, его семьи. Стереотипы могут касаться и задатков (мужчины – математики, женщины – гуманитарии), желаний (женщины хотят замуж, мужчины – свободы) и темперамента (мужчины – агрессивны, женщины – спокойны).
Все построение стереотипов строится по бинарному принципу, и если женщина интуитивна, то мужчина логичен. За этим идут анекдоты про женскую логику, но никто не рассматривает, что интуиция это та же логическая система, работающая по другим законам. Структурированность и подчинение так же отражают дихотомию стереотипов, но не отражают суть. А помимо общих тенденций, каждый в собственной семье может найти личные стереотипы (например, мужчина обязательно должен быть военным, а женщина уметь готовить осетрину – и никак иначе).
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»