На чем основаны интеллектуальные конфликты
Конфликты, управление конфликтами
Конфликты в общественной и индивидуальной деятельности, национально-этнические конфликты, конфликты в сфере управления
Неадекватное представление личности о себе ведет к игнорированию чужого мнения, конфликтности поведения, долгим переживаниям.
В любой момент времени каждый человек может находиться на различном эмоциональном, физическом и интеллектуальном уровне в зависимости от сложившейся ситуации.
Человек может проявить разнообразные реакции на одинаковые воздействия, и это следует учитывать в процессе управленческой деятельности. Не имея длительной практики общения с каким-либо человеком, наиболее трудно достоверно оценить его свойства личности. Необходимо учитывать личностный ресурс человека, готовность изменить представление о себе, восприимчивость ко всему, что несет информацию о его реальном “я”.
Серьезные сомнения в своей личной ценности, неопределенность связей с друзьями, стремление избегать неопределенных ситуаций, одиночество и чрезмерная мечтательность, излишнее беспокойство о будущем в соответствии с исследованиями Р. Парка относятся к признакам маргинального человека.
Правильный подход к людям такого типа позволяет избежать конфликтов.
Разберемся с психологическими причинами выбора субъектом стратегии конфликта:
В основе выбора субъектом конфликта стратегии противоборства лежат следующие психологические причины:
В основе выбора субъектом конфликта стратегии компромисса лежат следующие психологические причины:
В основе выбора субъектом конфликта стратегии сотрудничества лежат следующие психологические причины:
В основе выбора субъектом конфликта стратегии ухода лежат следующие психологические причины:
Существуют следующие типы внутриличностных конфликтов:
Покажем критерии, приводящие к перечисленным типам внутриличностных конфликтов.
Ситуация, когда из имеющихся двух объектов, обладающих положительным характером, человек должен выбрать один, причем нельзя обладать или стремиться к обоим, может привести к внутриличностному конфликту типа сближение — сближение.
Ситуация, когда из-за хорошо оплачиваемой работы нужно переезжать в город, который не нравится, может привести к внутриличностному конфликту типа сближение — избегание.
Ситуация, когда сотрудник должен решать, согласиться ли ему на перевод в другой город или уволиться из данной организации, может привести к внутриличностному конфликту типа избегание — избегание.
Ситуация, когда сотрудник дважды меняет вид деятельности в ущерб и на пользу себе, может привести к внутриличностному конфликту типа двойное сближение — избегание.
Объективные и субъективные причины возникновения конфликтов
Большинство сотрудников воспринимают своего руководителя очень часто как “трудного” из-за нарушения этических правил взаимоотношений.
При невыполнении этических правил критикующей стороны критика чаще всего ведет к возникновению стресса у критикующего, поэтому к этому “горькому” лекарству нужно подходить со знанием дела.
В наименьшей степени приветствуется возникновение конфликтов или стрессов при невыполнении норм и правил взаимоотношений.
К возникновению конфликта сторон, участвующих в процессе делегирования полномочий, ведет поспешное и неподготовленное принятие метода делегирования.
Психологическими причинами конфликтов в организации являются недоверие руководителя к своим подчиненным, неприязнь между руководителем и членами группы.
Начатая, но не завершенная попытка пресечения конфликта существенно обостряет конфликт, не устраняет основание столкновения, наносит серьезный ущерб авторитету того, кто предпринимает такую попытку. Чем однороднее выполняемая в структурных подразделениях работа, тем меньше возникает условий для появления конфликта, меньше нагрузка на руководителя в связи с необходимостью регулирования и координации деятельности подчиненных.
К источникам ресурсных конфликтов в организации можно отнести: ограниченность ресурсов, нарушение принципа справедливости и целесообразности в распределении ресурсов.
К источникам инновационных конфликтов в организации можно отнести: изменения в организационной структуре, ошибки в распределении функций, нарушение привычных норм, правил, взаимоотношений, соответствия квалификации работников инновационным изменениям.
Роль конфликтов в социально-экономическом развитии
Борьба отличается от конфликта тем, что не имеет обязательно определенного направления, не всегда имеет строго направленный характер.
Конфликт отличается от конкуренции тем, что всегда личностный и требует явочного присутствия соперника.
Выделяют следующие типы социального взаимодействия:
В соответствии с концепцией М. Вебера, для такой социальной организации, как бюрократия, характерна минимальная конфликтность.
Системно-функциональный анализ конфликта — вид системного анализа конфликта, состоящий в выявлении характера и способов воздействия одних элементов конфликта на другие, а также его воздействия на конфликты других уровней и на социальную сферу в целом.
Системно-генетический анализ конфликта — вид системного анализа конфликта, состоящий во вскрытии связи и обусловленности конфликтов элементами макро- и микросреды, субъективного мира личности.
Социальные и психологические мотивы конфликтов
Позиция представителей школы “человеческих отношений”
применительно к конфликтам заключается в том, что конфликты в организации можно искоренить при условии гуманизации труда, повышения удовлетворения работой, следования демократичному стилю руководства.
К общим объективным причинам социального конфликта относятся:
К глобальным конфликтам в современном мире относятся конфликты между развивающимися и развитыми странами.
Глобальные конфликты отличаются тем, что:
Типология конфликтов
По критерию “наличия объекта конфликта” выделяют безобъектные и объектные конфликты.
По критерию “степень длительности и выдержанности” выделяют конфликты:
Бурные быстрорастущие конфликты отличаются большой эмоциональной окрашенностью, крайними проявлениями негативного отношения.
Острые длительные конфликты возникают преимущественно в тех случаях, когда противоречия достаточно глубокие, устойчивые, непримиримые. Конфликтующие стороны контролируют свои реакции и поступки.
Слабовыраженные вялотекущие конфликты характерны для противоречий, носящих не очень острый характер, либо для столкновений, в которых активна лишь одна из сторон, вторая не стремится обнаружить четко свою позицию или избегает по возможности открытой конфронтации.
Слабовыраженные быстротекущие конфликты характерны для противоречий, носящих не очень острый характер, и обе стороны заинтересованы в быстром их решении.
Важно вовремя распознать сигнальную функцию конфликта.
Сигнальная функция конфликта в организации выражается в том, что высвечивает узкие места, нерешенные проблемы в организации и условиях труда, стимулировании персонала, ошибки управления.
Управление конфликтом
Для предупреждения конфликтов руководителю необходимо умение вести беседу с сотрудниками. При подготовке беседы важно выбрать место и время для ее проведения. Умение правильно вести деловую беседу предполагает на начальном этапе создание доверительной обстановки.
Правила, основанные на знаниях и навыках этики, определяющих уважительное отношение руководителя к своим подчиненным и внешнему окружению, определяют нормы этического поведения руководителя.
Залогом бесконфликтной работы руководителя является способность и желание выполнять общие функции управления.
К общим функциям управления, выполняемым руководителем, относятся:
Если руководитель не профессионал в своей области, плохой организатор, не обладает навыками культурного человека, сотрудники считают своего руководителя “трудным”, что мешает установлению контактов между ними.
Обострению отношений “трудного” руководителя с сотрудниками способствует субъективное восприятие роли руководителя со стороны сотрудника.
Ошибкой руководителя, в наибольшей степени ведущей к обострению конфликтов, следует считать невнимание к разработке должностных инструкций.
В конфликтологии ошибками в ходе переговоров считают фокусирование внимания на различиях, а не на интересах сторон.
Суть приема “салями”, используемого в ходе переговоров, заключается в очень медленном, постепенном открывании собственной позиции для затягивания переговоров. Суть приема “блеф”, используемого в ходе переговоров, заключается в использовании заведомо ложной информации о себе с целью создания впечатления о прочности и надежности позиции.
Суть приема “пакетирование”, используемого в переговорах, заключается в предъявлении предложений одним списком с требованием одновременно принятых привлекательных и малопривлекательных для партнера решений.
Логика переговоров предполагает следующие этапы:
При проведении переговоров используется манипулятивная тактика, если:
Для того чтобы не привести к тупиковой ситуации на переговорах, их участнику не следует высказывать свои выводы как аксиомы.
Опытные участники переговоров больше времени отдают поиску альтернатив, диагностике.
“Подача позитивного сигнала” в процессе слушания означает:
Способность моделирования личных особенностей партнера по переговорам ведет:
Метод принципиальных переговоров проявляется в том, что оппоненты стремятся:
В ходе подготовки переговоров необходимо:
Следует определить последовательность задач, решаемых на разных этапах переговоров:
К числу требований к фактическому материалу, используемому для обоснования своей позиции на переговорах, следует отнести правдивость, достоверность, системность, уместность, открытую демонстрацию намерений, проявление доброжелательности, деловую компетентность, уверенные манеры.
К “барьерам непонимания”, препятствующим эффективному общению в переговорном процессе, относят:
Быть хорошим переговорщиком означает:
Во избежание возможного конфликта целей они должны быть:
Дадим определения некоторым нюансам поведения в процессе переговоров.
Остракизм — поведение, при котором наличие или существование других оппонентов нарочно игнорируется: отказ вступать с ними в беседу, признавать их самих или их культуру.
Толерантность — способность и умение утаивать, мириться с чужим мнением, характером, признавать право быть “иным”.
Ксенофобия — боязнь иностранцев и представителей других культур, неприязнь к ним, убежденность в том, что “чужаки” вредны обществу.
Служебное совещание может привести к возникновению конфликтной ситуации, если оно решает важную проблему без участия конкретного и заинтересованного подразделения.
При неподготовленности совещания участники его почувствуют ущемленность собственного достоинства и личного статуса.
Как компетентного специалиста в своей профессиональной области руководителя характеризуют широкие и основательные профессиональные знания.
Если руководитель является хорошим организатором и компетентным специалистом, он должен обладать этикой деловых отношений для предупреждения конфликтов.
Форма, структура и динамика конфликтов, пути и средства предупреждения и разрешения конфликтов
Одним из путей предупреждения конфликтов в организации является умение руководителя соблюдать правила критики.
Соблюдение правил критики направлено на повышение ее конструктивности, восприимчивости. Несоблюдение общей последовательности правил критики способствует снижению эффективности принятия последующих правил.
Начинать критиковать другого человека при свидетелях допустимо в том случае, если иные способы конструктивного воздействия исчерпаны.
Сохранение ровного тона при критике кого-либо — это культура взаимоотношений.
Повышению эффективности и снижению конфликтности критики способствует рассказ критикующего об опыте собственных неудач.
Предметом конструктивной деловой критики являются поступки критикуемого.
Мнение одной из сторон не является объектом критической оценки.
Для устранения вероятности возникновения конфликтной ситуации следует дать критикуемой стороне реабилитироваться —
это означает предоставить возможность удачно решить ситуацию, аналогичную предмету критики. Одним из принципов делового восприятия критики является признание того, что она конструктивна.
Профилактика конфликтов — это их предупреждение.
К методам профилактики конфликтов относятся:
Факторами отсутствия конфликтных ситуаций в организации являются:
Предупреждению возникновения конфликтных ситуаций способствуют использование различных форм поощрения в соответствии с результатами работы, справедливость поощрения, умение руководителя обеспечить ресурсами.
Фактором бесконфликтной работы при организации временных структур подразделений являются ясные цели и задачи, размер финансирования в соответствии с вкладом сотрудников.
Условием предупреждения конфликтов при организации временных структур подразделений выступает оптимальный состав участников подразделения.
Методом профилактики конфликтов является выполнение правил делегирования полномочий и ответственности, степень детальности доведения задачи до подчиненного в зависимости от уровня его компетенции.
КОНФЛИКТ КОГНИТИВНЫЙ
Смотреть что такое «КОНФЛИКТ КОГНИТИВНЫЙ» в других словарях:
КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС — (англ. cognitive dissonance) переживание дискомфорта, возникающее из за действий, идущих вразрез с собственными убеждениями (аттитюдами). Внутренняя проблема, внутриличностный конфликт может разрешиться, если изменить убеждения или интерпретацию… … Большая психологическая энциклопедия
конфликт межгрупповой — в нем в качестве субъектов выступают группы, преследующие цели, несовместимые с целями противостоящей группы. Развитие конфликта обычно идет в такой последовательности: 1) постепенное усиление участников конфликта за счет введения все более… … Большая психологическая энциклопедия
конфликт внутриличностный — (конфликт внутрипсихический) как правило порождение амбивалентных стремлений субъекта. В психоанализе З. Фрейда изначальная и постоянная форма столкновения противоположных принципов, влечений, амбивалентных стремлений и прочего, в коих выражается … Большая психологическая энциклопедия
КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС — интеллектуальный конфликт, возникающий, когда имеющимся мнениям и представлениям противоречит новая информация. Дискомфорт или напряжение, вызванные конфликтом, могут быть устранены при помощи одного из нескольких защитных действий: индивид… … Философская энциклопедия
Когнитивный диссонанс — (от англ. слов: cognitive «познавательный» и dissonance «отсутствие гармонии») состояние индивида, характеризующееся столкновением в его сознании противоречивых знаний, убеждений, поведенческих установок относительно некоторого… … Википедия
Когнитивный диссонанс — интеллектуальный конфликт, возникающий, когда имеющимся мнениям и представлениям противоречит новая информация … Исследовательская деятельность. Словарь
КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС — интеллектуальный конфликт, возникающий, когда имеющимся мнениям и представлениям противоречит новая информация. Дискомфорт или напряжение, вызванное конфликтом, могут быть устранены при помощи одного из нескольких защитных действий: индивид… … Профессиональное образование. Словарь
Когнитивный диссонанс — – эмоциональное состояние конфликта, если индивид имеет не согласующиеся между собой знания или установки, а также если его внешнее поведение расходится с его убеждениями. Это может дать изменение установок или убеждений, может повести к отказу… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС — Эмоциональное состояние, возникающее, когда у человека одновременно имеются некоторые установки или знания, несогласующиеся между собой, или когда возникает конфликт между убеждениями и внешним поведением. Считается, что разрешение такого… … Толковый словарь по психологии
Групповые конфликты — Конфликт (К.) порождаемая обострением противоречий одна из форм дезинтегративного взаимодействия и взаимоотношения между субъектами, выражающаяся в их активно негативной направленности относительно друг друга. К. выполняет позитивные и негативные … Психология общения. Энциклопедический словарь
Как управлять конфликтами и разрешать их
Выбрать правильную стратегию, выслушать все стороны, сохранять спокойствие
Конфликт — это столкновение двух и более людей из-за несовместимости интересов, потребностей или ценностей. Конфликты возникают постоянно, и их не надо бояться. В психологии считается, что конфликт — это один из способов развития отношений, и у него есть много полезных функций.
Чем полезен конфликт
Разрешение противоречий
Например, ваш друг постоянно опаздывает, и его приходится подолгу ждать. Пока вы не заявляете о своём недовольстве, он будет думать, что всё в порядке. Если вы скажете, что вам это не нравится, возникнет конфликт. В результате обстоятельства изменятся: либо вы перестанете ждать непунктуального товарища, либо он научится уважать ваше время.
Чтобы противоречия разрешились благополучно, желательно выявить их как можно раньше. Как правило, чем быстрее случился конфликт — тем лучше.
Глубина отношений
Когда люди сближаются, рано или поздно у них найдётся повод для несогласия. Выражая несогласие и разрешая возникший после этого конфликт, люди узнают друг друга лучше, и отношения углубляются. Если же вы стремитесь всегда быть хорошим и не показывать своего недовольства, взаимодействие остаётся поверхностным.
Ясность
Зачастую именно в конфликте человек чётко осознаёт, что нужно ему, а что оппоненту. Кроме того, в конфликте легче понять самого себя. Например, узнать — вы за или против толерантности, как вы относитесь к несправедливости и так далее.
Поддержка
Конфликт помогает находить друзей и союзников. Например, одноклассник исподтишка дразнил вас, и этого никто не замечал. Когда же вы открыто возмутились и потребовали прекратить, оказалось, что он доводил не только вас. Теперь, объединившись, вы можете вместе противостоять агрессору.
Однако любой конфликт принесёт не пользу, а вред, если его запустить. Порой эмоции достигают такого накала, что восстановить мир очень трудно либо стороны переходят к насильственным методам. Бывает, что конфликт приносит большие моральные и материальные потери. Например, вы узнаёте, что человек, которому вы доверяли, вас обманывает. Но если правильно действовать во время конфликта, этого можно избежать.
Как вести себя во время конфликта
Сотрудничество
Это наиболее эффективный стиль поведения в конфликте. Он же требует самых больших усилий от участников. Подразумевается, что стороны отстаивают свои интересы, принимают во внимание нужды и желания оппонентов и находят подходящее для всех решение.
Компромисс
В отличие от сотрудничества, при компромиссе каждый участник отказывается от части своих интересов и потребностей, чтобы прийти к согласию. Например, вы с другом выбираете, как провести выходной: он хочет в музей, а вы в кино. После обсуждения вы решаете пойти на интерактивную выставку. Вы оба отказались от своих планов и выработали компромиссный вариант.
Уклонение
Уклонение, как и приспособление, — не лучший стиль поведения в конфликте. Вы не решаете проблему, не взаимодействуете с другими и не получаете новый полезный опыт.
Но бывают случаи, когда такой способ наиболее продуктивен:
🙄 Проблема не настолько важна,
чтобы тратить силы на её разрешение.
Например, вам не важно, в чём ехать за город. Мама настаивает на спортивной куртке с капюшоном — и вы не спорите.
😶 Вы не планируете продолжать отношения с человеком. Это касается конфликтов с незнакомыми людьми в магазине или транспорте, спора с учителем, который пришёл на замену.
Вам не придётся дальше взаимодействовать с ними, и проще уклониться от конфликта, чем начинать его.
Приспособление
Приспособиться — это действовать совместно с другой стороной, но не отстаивать свои интересы в целях сохранения мира.
Этот стиль эффективен в двух случаях:
😒 Исход дела не очень существенен для вас, но очень важен другой стороне.
Например, подруга просит пойти с ней на дискотеку: туда придёт одноклассник, который ей нравится. Вам не очень интересно такое времяпровождение, но вы соглашаетесь, ведь ей это важно.
😬 Вы сознательно жертвуете своими интересами в пользу другой стороны, чтобы выразить свои чувства и расположение.
Например, сестра проиграла в конкурсе, и вы решаете уступить ей своё новое платье. Так вы заботитесь о ней.
В остальных случаях приспособление обычно приводит к тому, что человек чувствует себя жертвой, перестаёт получать удовольствие от общения или начинает злиться. Часто в таких случаях конфликт всё равно возникает, но по менее важным поводам. Чтобы этого не происходило, стремитесь к сотрудничеству или компромиссу.
Правила разрешения любого конфликта
Задайте два вопроса:
«Чего хотят участники конфликта?» и «Почему они этого хотят?»
За целями в конфликте всегда стоят определённые потребности. Например, одноклассник пытается списывать у вас на контрольных, а вас это бесит. Его цель — получить хорошую оценку, но его потребность — не чувствовать себя хуже других, отстающим. Поняв это, вы вместе сможете найти устраивающее обоих решение: дадите ему списать или поможете подтянуть предмет.
Техники разрешения конфликта
Я-высказывание
Состоит из трёх частей:
Все три части должны содержать оценку ситуации, а не оппонента, иначе я-высказывание не сработает. Кроме того, важно придерживаться нейтрального тона. Потренируйтесь вместе с друзьями составлять я-высказывания, описывая свои проблемы и потребности в отношениях.
Постепенное снижение напряжённости
Техника помогает увеличить доверие и перевести конфликт в русло сотрудничества.
Один из участников конфликта говорит, что хочет примириться и достигнуть согласия. Чтобы подтвердить своё намерение, делает небольшую уступку оппоненту и выражает надежду, что тот ответит тем же.
Если второй участник делает ответный шаг, первый может уступить ещё чуть-чуть — и получится продвинуться в переговорах. Уступки не должны быть слишком значительными и показывать слабость вашей позиции. С их помощью вы демонстрируете желание сотрудничать.
Посредник
Для разрешения конфликтов со сверстниками привлекайте третьих лиц — друзей, учителей, родителей. Важно, чтобы они не были заинтересованы в положительном исходе конфликта. Третья сторона полнее и объективнее оценит ситуацию и поможет участникам разобраться с проблемой без эмоций и перехода на личности.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Конфликты
1. Конфликтология это:
Область междисциплинарного исследования межличностных отношений |
Область междисциплинарного исследования делового общения |
Область междисциплинарного исследования социального конфликта |
Область междисциплинарного исследования особенностей личности |
2. Фундамент конфликтологии закладывался при участии основателей социологии, к числу которых относят:
В. Парето, Э Дюркгейм, М. Ковалевский |
П. Сорокин, Ч. Дарвин, А. Смит |
М. Вебер, Г. Зиммель, Конфуций |
О. Конта, Г. Спенсера, К. Маркса |
3. Определение конфликта, которое стало классическим, дал:
Герберт Спенсер |
Огюст Конт |
Льюис Козер |
Вильфредо Парето |
4. В качестве участников конфликтного взаимодействия выступают:
Отдельные личности |
Группы |
Организации |
Все три ответа |
5. Объектом конфликта может быть:
Все то, на что претендует каждая из конфликтующих сторон |
Право на имущество |
Право выбора |
Право собственности |
6. Конфуций в своих изречениях утверждал, что злобу и заносчивость, а с ними и конфликты порождают, в первую очередь…
Разные характеры |
Неравенство и несхожесть людей |
Корысть |
Краснобайство |
7. «Духовным отцом» теории конфликтов считается
Гераклит |
Зиммель Г. |
Смолли Д. |
Самнер У. |
8. Конфликты порождают следующие факторы:
Биологические |
Психологические |
Социальные |
Все три ответа |
9. Начало современным теориям конфликта положено в:
Начале 21 века |
Конец 19 века |
Начале 20 века |
Конец 20 века |
10. Наиболее известным из теоретиков конфликта является:
Л. Гумплович |
Г. Зиммель |
Д. Смолли |
У. Самнер |
11. Г. Зиммель рассматривает конфликты как:
Негативное явление в общественной жизни |
Позитивное явление в общественной жизни |
Нейтральное явление в общественной жизни |
Неизбежное явление в общественной жизни |
12. Вопрос о конфликте как норме социальных отношений был рассмотрен в работах:
Л. Козера |
К. Боулдинга |
Л. Крисберга |
Все три ответа вместе |
13. Конфликт состоит из:
Конфликтной ситуации и инцидента |
Только из конфликтной ситуации |
Только из инцидента |
Субъектов и объектов конфликта |
14. Признаком конфликта является:
Наличие ситуации, воспринимаемой участниками как конфликтной |
Желание участников продолжить конфликтное взаимодействие для достижения своих целей |
Неделимость объекта конфликта, то есть предмет конфликта не может быть поделен справедливо между участниками конфликтного взаимодействия |
Все три ответа |
15. К уровням анализа социальных конфликтов относят:
Философско-социальный |
Социальный |
Философский |
Индивидуальный |
16. К уровням анализа социальных конфликтов относят:
Индивидуальный |
Социологический |
Социальный |
Философский |
17. К уровням анализа социальных конфликтов относят:
Социальный |
Философский |
Индивидуально-психологический |
Индивидуальный |
18. Причинами конфликтов могут быть:
Все три ответа |
Различные формы экономического и социального неравенства |
Идеологические причины |
Наличие противоположных ориентаций |
19. К видам конфликтов в зависимости от количества участников относят:
Внутриличностные |
Все три ответа |
Межличностные |
Внутригрупповые |
20. По направленности воздействия различают следующие виды конфликтов:
Вертикальные, горизонтальные |
Открытые, скрытые |
Социальные, национальные |
Антагонистические, компромиссные |
21. По природе возникновения рассматривают следующие виды конфликтов:
Вертикальные, горизонтальные, диагональные |
Социальные, национальные, этнические |
Открытые, скрытые, потенциальные |
Внутриличностные, межличностные, внутриличностные |
22. По степени выраженности рассматривают следующие виды конфликтов:
Вертикальные, горизонтальные, диагональные |
Социальные, национальные, этнические |
Открытые, скрытые, потенциальные |
Внутриличностные, межличностные, внутриличностные |
23. Сколько выделяют основных стадий конфликта?
Две |
Три |
Четыре |
Пять |
24. Предконфликтная стадия – это …
Период, в котором конфликтующие стороны оценивают свои ресурсы |
Завершение инцидента |
Стадия характеризуется, прежде всего, наличием инцидента, т. е. социальных действий, направленных на изменение поведения соперников |
Стадия принятия решения |
25. К ресурсам сторон в конфликте относят:
Материальные ценности |
Информация, связи |
Власть, престиж |
Все три ответа |
26. Формирование стратегий или нескольких стратегий у каждой из конфликтующих сторон происходит на стадии:
Предконфликтная |
Стадия непосредственного конфликта |
Стадия разрешения конфликта |
На всех стадиях |
27. Наибольший научный и практический интерес вызывает следующая стадия:
Стадия предконфликтная |
Стадия непосредственного конфликта |
Стадия разрешения конфликта |
Все три стадии |
28. Стадия непосредственного конфликта характеризуется, прежде всего:
Формирование нескольких стратегий |
Оценкой своих и чужих ресурсов |
Устранение, прекращение индидента |
Наличием индидента, то есть социальных действий, направленных на изменение поведения соперников |
29. На какое количество групп разделяют действия, составляющие инцидент?
Две |
Три |
Четыре |
Пять |
30. К действиям, которые носят открытый характер, относят:
Интриги, маскировки, провокации |
Спортивное состязания, создание ложных объектов |
Словесные прения, экономические санкции, физическое воздействие |
Передача правдивой информации с целью принятия ее за ложную |
31. К действиям, которые носят скрытый характер, относят:
Интриги, маскировки, провокации, создание ложных объектов |
Спортивное состязание, политическая борьба |
Словесные прения, физическое воздействие |
Передача правдивой информации, экономические санкции |
32. По своему внутреннему содержанию социальные конфликты делятся на:
Рациональные и интеллектуальные |
Рациональные и эмоциональные |
Эмоциональные и интеллектуальные |
Интеллектуальные и мотивационные |
33. Конфликт, который охватывает сферу разумного, делового соперничества, перераспределения ресурсов и совершенствования управленческой или социальной структуры, называется:
Эмоциональным |
Мотивационным |
Интеллектуальным |
Рациональным |
34. Конфликт, в котором его первопричины забываются, а участники действуют на основе личной неприязни, называют:
Эмоциональным |
Мотивационным |
Интеллектуальным |
Рациональным |
35. Наиболее непредсказуемые и в подавляющем случае не управляемые:
Интеллектуальные конфликты |
Мотивационные конфликты |
Эмоциональные конфликты |
Рациональные конфликты |
36. Как называется конфликт, при котором в сознании людей, участвующих в нем, появляются негативные стереотипы, порождающие неприязнь и даже ненависть к противнику
Мотивационный |
Рациональный |
Интеллектуальный |
Эмоциональный |
37. Что служит необходимым, но недостаточным условием погашения конфликта?
Прекращение активного взаимодействия |
Завершение инцидента |
Только переживание фрустрирующего состояния |
Поиск причин конфликта |
38. Разрешение социального конфликта возможно лишь при изменении:
Конфликтной ситуации |
Отношения к активным действиям |
Образа врага |
При прекращении хотя бы на время инцидента |
39. Разрешение рационального конфликта возможно следующим путем:
Устранение причины конфликта или истощения ресурсов сторон |
Изменение требований одной из сторон |
Вмешательство третьей силы |
Все три ответа |
40. Наиболее важным в разрешении эмоционального конфликта является следующее:
Изменение установок соперников относительно друг друга |
Изменение требований одной из сторон |
Вмешательство третьей силы |
Устранение причины конфликта |
41. Управление конфликтами – это:
Целенаправленное воздействие по устранению причин, породивших конфликт, или на коррекцию поведения участников конфликта |
Целенаправленное воздействие на людей с целью достижения своей цели |
Целенаправленное воздействие на собственное поведение |
Коррекция поведения участников конфликта |
42. К методам управления конфликтами относят:
Внутриличностные |
Структурные |
Межличностные |
Все три ответа |
43. К внутриличностным методам управления конфликтами относят:
Умение правильно организовывать свое собственное поведение |
Умение высказывать свою точку зрения, не вызывая защитной реакции со стороны другого человека |
Разъяснение требований к работе |
Первые два ответа |
44. К основным стилям поведения в конфликтной ситуации относят:
Шесть стилей |
Пять стилей |
Четыре стиля |
Три стиля |
45. К факторам, которые обостряют конфликт, относят:
Расширение рядов участников, которые принимают ту или иную сторону |
Повышение и проявление внешне накала страстей (гнев, тревога, страх, разочарование) |
Ничего не делается для установления и поддержания отношений |
Все три ответа |
46. К факторам, которые ослабляют конфликт, относят: