На чем основаны личностно ориентированные технологии

Личностно-ориентированные технологии в работе с дошкольниками

На чем основаны личностно ориентированные технологии. Смотреть фото На чем основаны личностно ориентированные технологии. Смотреть картинку На чем основаны личностно ориентированные технологии. Картинка про На чем основаны личностно ориентированные технологии. Фото На чем основаны личностно ориентированные технологии Татьяна Прусакова
Личностно-ориентированные технологии в работе с дошкольниками

Личностно-ориентированноевоспитание основывается на известных принципах гуманистической педагогики: самоценности личности, уважении к ней, природосообразности воспитания, добре и ласке как основном средстве.

Иными словами, личностно-ориентированное воспитание – это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.

Задачи личностно-ориентированной технологии:

гуманистическая направленность содержания деятельности ДОУ;

обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребёнка, реализация её природных потенциалов;

приоритет личностных отношений;

индивидуальный подход к воспитанникам.

Формы организации деятельности с применением личностно-ориентированной технологии разнообразны:

— игры, занятия, спортивные досуги

— экспериментальная и проектная деятельность

— упражнения, гимнастика, массаж

— тренинги, этюды, образно-ролевые игры

-конкурсы и выставки детского творчества

В рамках личностно- ориентированных технологийсамостоятельными направлениями выделяются:

1. Гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью, психолого-терапевтической направленностью при оказании помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. Данную технологию хорошо реализовать в дошкольных учреждениях, где имеются комнаты психологической разгрузки. Музыкальный и физкультурный залы, кабинеты по экологическому развитию дошкольника и продуктивной деятельности, где дети могут выбрать себе занятие по интересу. Все это способствует всестороннему уважению и любви к ребенку, веру в творческие силы.

Педагог и дети создают условия развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяют разнообразную творческую деятельность (игры, труд, концерты, праздники, развлечения)

Основой личностно ориентированной технологии является эмоционально комфортный климат в группе и содержательное, личностно-ориентированное взаимодействие воспитателя с детьми.

Поэтому позиция педагога по отношению к детям включает проявление уважения к личности каждого ребенка, доброжелательное внимание к нему.

Организация личностно-ориентированного взаимодействия именно в свободной деятельности требует от педагога больших усилий, понимания, признания ребенка, принятия его как полноценного партнера, оказание ему помощи. А так же поиска все новых приемов работы по организации (например, поддержания дисциплины в группе).

Можно использовать следующие приемы личностно-ориентированного подхода.

Прием «Дежурство по тишине».

Цель использования данного приема: поддерживать дисциплину в самостоятельных играх. Вместе с детьми выбираем одного или двух дежурных, которые следят за порядком в группе. Дежурному надеваем пилотку с эмблемой. Это очень стимулирует желание других детей быть дежурным, а для этого, соответственно, вести себя спокойно, слушать дежурного. Наиболее расшалившимся, шумным предлагаем сесть за стол на несколько минут. Им можно положить пазлы, материал для лепки, рисования и т. д. Затем, успокоившись, этот ребенок возвращается к своей игре. Игра дает возможность каждому ребенку не только привыкнуть к спокойной обстановке, но и проявить, оценить себя, поднять свой авторитет в глазах других детей, учит анализировать (ребята меня похвалили, отметили, меня будут слушать)

Желтая ладонь – «шепталка», сигнал о том, что нужно передвигаться тихо и говорить в полголоса или шепотом (экскурсия по саду, укладывание спать, свободные игры, ручной труд и т. д.)

Синяя ладонь – «молчалка», следует сесть тихо, замолчать (во время чтения художественной литературы, когда говорит взрослый).

Необходимым условием применения личностно – ориентированной технологии является учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Для того, чтобы в полной мере реализовать личностно – ориентированную технологию необходима соответствующая развивающая среда группы, которая позволяет ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя, свои возможности и интересы. Развивающая среда должна быть вариативна, динамична и трансформируема, постоянно обновляется в соответствии с планированием. Это обеспечивается доступностью материала, его разнообразием и постоянным обновлением. Внесение новых, совершенно незнакомых материалов, побуждает детей к творческому поиску.

Каждый ребенок группы должен имеет возможность заниматься тем, что ему больше всего нравится (творчеством, игрой, познавательной деятельностью и т. д.).

Популярной формой работы в ДОУ стали конкурсы и выставки детского творчества. Они помогают развивать в детях творческие способности, удовлетворить способность в самовыражение. В «Уголке творчества» любой ребенок может разместить свои поделки, рисунки, выполненные в детском саду или дома.

Неотъемлемой частью личностно – ориентированного подхода к ребенку является раскрытие его индивидуальных способностей, талантов. Поэтому различные кружки, секции уже давно являются неотъемлемой частью одной из форм организации деятельности ребенка в ДОУ.

Если ребёнок посещает занятия кружка с увлечением, то одно это уже создаёт для него ситуацию успеха, а значит, повышает личную самооценку.

Конечно, каждый педагог вносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное. Индивидуальность педагогическая определяется уровнем осмысления содержания программы, оснащением педагогического процесса, условиями в которых находятся дети.

Современная педагогика подразумевает применение многих технологий. Но, личностно – ориентированная технология должна быть в приоритете, так как ее применение способствует формированию всесторонне развитой личности, умеющей адаптироваться в современном обществе.

Сказкотерапия в работе с дошкольниками Одним из действенных методов психотерапевтического воздействия на ребенка является арт-терапия. Арт-терапия для дошкольников — это проверенное.

На чем основаны личностно ориентированные технологии. Смотреть фото На чем основаны личностно ориентированные технологии. Смотреть картинку На чем основаны личностно ориентированные технологии. Картинка про На чем основаны личностно ориентированные технологии. Фото На чем основаны личностно ориентированные технологииИспользование мандал в работе с дошкольниками Детский коллектив неоднороден, все чаще в группу приходят дети с трудностями поведения, гиперактивные, нервозные. В работе с такими ребятишками.

Использование схем в работе с дошкольниками Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему внимаю свои схемы! Все мы с вами и родители, и педагоги, хотим, чтобы наши дети и воспитанники.

На чем основаны личностно ориентированные технологии. Смотреть фото На чем основаны личностно ориентированные технологии. Смотреть картинку На чем основаны личностно ориентированные технологии. Картинка про На чем основаны личностно ориентированные технологии. Фото На чем основаны личностно ориентированные технологииКинезиология в работе с дошкольниками, педагогами, родителями. Кинезиология – сложное название, простые и полезные игры. Многих родителей, особенно родителей будущих первоклассников, волнует вопрос: как.

Личностно ориентированная модель педагогического взаимодействия с дошкольниками Концепция дошкольного воспитания выдвинула в качестве основного направления перестройки системы образования гуманизацию воспитательной работы.

На чем основаны личностно ориентированные технологии. Смотреть фото На чем основаны личностно ориентированные технологии. Смотреть картинку На чем основаны личностно ориентированные технологии. Картинка про На чем основаны личностно ориентированные технологии. Фото На чем основаны личностно ориентированные технологииНейрографика как метод арт-терапии в работе с дошкольниками Мы уделяем большое внимание физическому здоровью детей, но при этом без внимания остается его психологическое здоровье (психика, эмоции).

На чем основаны личностно ориентированные технологии. Смотреть фото На чем основаны личностно ориентированные технологии. Смотреть картинку На чем основаны личностно ориентированные технологии. Картинка про На чем основаны личностно ориентированные технологии. Фото На чем основаны личностно ориентированные технологииОпорные схемы в работе с дошкольниками Проводя работу с дошкольниками по образовательной области «речевое развитие» (связная речь) сталкиваемся с такой трудностью, детям тяжело.

Проектные технологии в образовательно-воспитательной работе с дошкольниками Проектная деятельность является для дошкольных учреждений инновационной. Она направлена на развитие личности ребёнка, его познавательных.

Источник

Консультация «Использование технологии личностно-ориентированного обучения на занятиях»

На чем основаны личностно ориентированные технологии. Смотреть фото На чем основаны личностно ориентированные технологии. Смотреть картинку На чем основаны личностно ориентированные технологии. Картинка про На чем основаны личностно ориентированные технологии. Фото На чем основаны личностно ориентированные технологии Кесслер Лидия
Консультация «Использование технологии личностно-ориентированного обучения на занятиях»

«Использование технологии личностно-ориентированного обучения

на занятиях»

Кесслер Лидия Владимировна

(8212) 63-73-75, det-sad110@yandex.ru

167026, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Мира, д. 49

«Использование технологии личностно-ориентированного обучения

на занятиях»

Одной из основных форм организации учебной деятельности в детском саду является занятие. Можно подчеркнуть, что современные занятия стали очень гибкими, разнообразными по целям и задачам, вариативными по формам и методам преподавания, насыщенными по использованию новейших технических средств, и все же далеко не всегда их можно назвать личностно-ориентированными. Многие считают, что если воспитатель на занятии проявляет гуманное, уважительное отношение к ребенку, создает эмоционально-положительный настрой на работу — то это уже личностно-ориентированное занятие. С этим трудно согласиться, т. к. налицо проявление обшей педагогической культуры — не более того.

Технология личностно-ориентированного обучения привлекла тем, что на занятиях не просто создаётся творческая атмосфера, а происходит постоянное обращение к субъектному опыту ребенка, сотрудничество. Занятия в детском саду направлены на удовлетворение интересов не столько родителей, сколько интересов ребенка, что позволяет учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка, тем самым развивая уникальность и неповторимость каждого.

Прежде чем включить личностно-ориентированную технологию в свои занятия, пришлось изучить много научной литературы по теме. Наиболее глубоко, на мой взгляд, данную технологию раскрывает Якиманская И. С., которая под личностно-ориентированным обучением считает такое обучение,у которого соблюдаются такие позиции:

* личностно-ориентированное обучение должно обеспечивать развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности;

* образовательный процесс личностно-ориентированного обучения предоставляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы ценностные ориентации и субъектный опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности, поведении;

* содержание образования, его средства и методы подбираются и организуются так, чтобы ученик мог проявить избирательность к предметному материалу, его виду и форме;

* критериальная база личностно-ориентированного обучения учитывает не только уровень достигнутых знаний,но и сформированность определенного интеллекта:

* образованность как совокупность знаний, умений, индивидуальных способностей является важнейшим средством становления духовных и интеллектуальных качеств ученика, что выступает основной целью современного образования;

* значимыми являются те составляющие, которые развивают индивидуальность ученика, создают все необходимые условия для его саморазвития, самовыражения;

* личностно-ориентированное обучение строится на принципе вариативности, то есть признания разнообразия содержания и форм учебного процесса;

Критериев выделено много, но они все важны. Для того чтобы занятие действительно было личностно-ориентированным, приходиться долго сидеть над партитурой каждого занятия, подбирая разнообразные формы деятельности (индивидуальная, групповая, парная, коллективная, приемы подачи материала (творческий, проблемно-диалоговый, поисковый или даже эвристический, приемы оценивания и рефлексии («волшебная линеечка», «смайлики», «светофор», «знаки согласия и не согласия»). Значимым моментом таких занятий является четкое целеполагание и планирование своей деятельности детьми. Важно при этом помнить, ребенок – Личность и прежде всего субъект образовательного процесса.

Следует помнить, что на каждом занятииреализуется несколько дидактических целей: по отношению к одному материалу ведется заблаговременная подготовительная работа, по отношению к другому – ознакомление с новым и его первичное закрепление, по отношению к третьему – ранее изученному материалу – проводится закрепление с целью обобщения и систематизации знаний, с целью выработки умений и навыков. Одновременно осуществляется контроль и учет знаний, умений и навыков учащихся.

Но как сочетать, а главное —как реализовывать столь разнонаправленные задачи: с одной стороны, сообщать, закреплять, проверять эффективность усвоения научных знаний, а с другой — находить пути включения каждого ученика в образовательный процесс, используя его индивидуальные особенности. Возможно ли это? И при каких условиях?Но как говорится в известном афоризме: чтобы достигнуть возможного, не забывай делать невозможное. Попробуем в этом разобраться, для этого приведу некоторые примеры из личной практики.

Например, занятие по математике Тема «Число три и цифра три»

Прием подачи материала – проблемно-диалоговый

Форма деятельности – групповая работа

На занятие приходит Тетушка Сова. Она приносит с собой 3 волшебных мешка,в которых геометрические тела: три шара, три куба, три цилиндра разных цветов и разных размеров. Дети работают в группах по 4человека.Они по очереди достают из мешка геометрические тела и описывают остальным ребятам по принципу: название, размер, цвет. На столе у каждой появляются три шара, три куба и три цилиндра.

— Что лежит на ваших столах? (Геометрические тела)

— Да это геометрические тела.

— Что мы с ними уже сделали? (Мы назвали форму, цвет, размер)

— Какое задание своим товарищам вы можете предложить? (Разделить на группы: по цвету, по форме, по величине; Сосчитать общее количество предметов)

— Попробуйте выполнить предложенные вами задания.

— Чему мы учились, выполняя все эти задания? (Мы закрепили счет, мы закрепили цвета, размер, форму)

— Шепните наиболее понравившееся задание своему соседу на ушко. Молодцы.

— А теперь Тетушка Сова хочет предложить вам свое задание. Кто хочет его узнать, хлопните в ладоши. Кто думает, что справится с ним, поднимите обе руки вверх. Кто с интересом примется за это задание, вытяните руки вперед,

Задание «сосчитать количество геометрических тел в каждой группе».

— Какой у вас получился ответ, шепните мне на ушко.

— Молодцы, кто шепнул мне число три. А теперь с помощью светофора покажите мне, как вы справились с заданием Тетушки Совы.

— Может кто-то уже догадался, о чем мы будем сегодня говорить? (Мы будем говорить о числе три)

— Правильно, мы будем знакомиться с числом три.

— А что вы хотите узнать об этом числе? (Сколько предметов обозначает число три? Как можно изобразить это число на письме? Как выглядит цифра у числа три и как её правильно писать? Как можно получить число три? Как решать примеры с числом три)

Далее по ходу занятия мы ищем ответы на все вопросы, оцениваем свою деятельность с помощью «волшебной линеечки»,а на дом дети получают карточки с индивидуальными заданиями: обвести цифру три по токам, разделить предметы на группы по три, научить маму писать цифру три в клеточки, составить рассказ о цифре три, нарисовать потрет цифры три.)

Этот пример, лишь небольшая часть практического материала, который накапливается из занятия в занятие. Если у воспитателя есть желание построить занятие с позиции личностно-ориентированного обучения, то это обязательно получиться, главное не боятся использовать новые формы работы, приемы подачи материала, разнообразные методы, и, самое главное, четко продумывать структуру каждого занятия, не забывая о целеполагании, планирование и рефлексии.

Таким образом, мы видим, что личностно-ориентированная технология создает условия для каждого ребенка, независимо от уровня его актуального развития. Это адаптационная многофункциональная технология, в которой через организацию единой для всех, но разнородной образовательной среды создаются условия для дифференциации каждого ученика на основе изучения его личностных проявлений; определения индивидуальной образовательной траектории, способствующей проявлению познавательных интересов и потребностей, личностно значимых ценностей и жизненных установок.

Презентация «Использование элементов технологии индивидуализации обучения в коррекционной работе логопеда» Доклад в форме презентации. Тема «Использование элементов технологии индивидуализации обучения в коррекционной работе логопеда» Подготовила.

Фольклор, как средство развития эмоциональной сферы дошкольника в аспекте личностно-ориентированного подхода На мой взгляд, народные художественные традиции занимают важное место в жизни каждого народа, дают огромное поле деятельности в работе с.

Консультация «Игровые приёмы обучения на занятиях лепкой» В детском саду проводится много интересных занятий, на которых дети получают знания, умения, навыки, развиваются физически и умственно.

Использование игровой технологии на занятиях по ИЗО с дошкольниками, имеющими патологии зрения Доклад Тема: «Использование игровой технологии как средства создания ситуации успеха и комфортности на занятиях по ИЗО с дошкольниками,.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с использование технологии проблемного обучения Образовательная цель: Совершенствование представлений детей о способах проявления эмоциональной отзывчивости в практической деятельности.

Использование технологии интегрированного обучения в практике учителя-логопеда Методическая тема: «Использование технологии интегрированного обучения в практике учителя-логопеда». Крылова Татьяна Вячеславовна Учитель.

Педагогические ситуации и их решения на основе личностно ориентированного взаимодействия ребенка и воспитателя Методическая разработка Педагогические ситуации и их решения на основе личностно-ориентированного взаимодействия ребенка и воспитателя.

Технология личностно ориентированного коллективно-творческого дела в работе с родителями воспитанников ДОУ Технология личностно – ориентированного КТД в работе с родителями. мобильная ретро – выставка «Любимая книга детства». Творческая выставка.

Технология личностно-ориентированного КТД в работе с родителями воспитанников ДОУ Мобильная ретро – выставка «Любимая книга детства». Добрый день, уважаемые коллеги! «Выставка» является настолько привычной и обычной формой.

Источник

Статья Технология личностно-ориентированного обучения

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Технология личностно-ориентированного обучения

Учение как субъектная деятельность воспитанника, обесечивающая познание (усвоение) должно разворачиваться как процесс, описываться в соответствующих терминах, отражающих его природу, психологическое содержание.

Основным результатом учения должно быть формирование познавательных способностей на основе овладения соответствующими знаниями и умениями.

Понятие личностно-ориентированного обучения

Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) – это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения.

Цель личностно-ориентированного обучения состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа».

Функции личностно-ориентированного обучения, т. е. образования:

В личностно-ориентированном образовании предполагается следующие позиции педагога:

развития личностного потенциала ребенка и умение максимально

стимулировать его развитие;

— отношение к ребенку как к личности, способной учиться добровольно, по

собственному желанию и выбору, и проявлять собственную активность;

— опора на личностный смысл и интересы (познавательные и социальные)

каждого ребенка в учении, содействие их обретению и развитию.

Содержание личностно-ориентированного образования:

— помощь воспитаннику в выстраивании собственной личности и определении

собственной личностной позиции в жизни:

— выбор значимых для ребенка ценностей и овладение им определенной

— выявление интересующих научных и жизненных проблем и освоение

способов их решения,

— открытие рефлексивного мира собственного «Я» и умение управлять им.

Личностно-ориентированный подход складывается из трех составляющих, включающих в себя основные понятия, принципы, методы и приемы ЛОП-а: Теперь ответим на третий вопрос: из каких компонентов складывается личностноориентированный подход? С этой целью охарактеризуем три составляющие данного подхода.

1. Первая составляющая — основные понятия, которые при осуществлении педагогических действий являются главным инструментом мыследеятельности.

К основным понятиям личностно ориентированного подхода можно отнести следующие:

— индивидуальность — неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт, отличающее их от других индивидов и человеческих общностей;

— личность — постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека;

— самоактуализированная личность — человек осознанно и активно реализующий стремление стать самим собой, наиболее полно раскрыть свои возможности и способности;

-Самовыражение — процесс и результат развития, и проявление индивидом присущих ему качеств и способностей;

— субъект — индивид или группа, обладающие осознанной и творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности;

— субъектность — качество отдельного человека или группы, отражающее способность быть индивидуальным или групповым субъектами обладающие активностью и свободой в выборе и осуществлении деятельности;

— Я-концепция — осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношения к себе и окружающим;

— выбор — осуществление человеком или группой возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности;

— педагогическая поддержка — деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в учебе, жизненным и профессиональным продвижением (О. С. Газман, Т. В. Фролова).

2. Вторая составляющая — исходные положения и основные правила построения процесса обучения и воспитания учащихся, т. е. принципы.

— Принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.

— Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога — это главная задача образовательного учреждения. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка или взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию.

— Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектными качествами и полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным объектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать обогащению его субъектного опыта.

— Принцип выбора. Педагогически целесообразно, чтобы ученик жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.

— Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности школьника.

— Принцип доверия и поддержки. Решительный отказ от идеологии и практики социоцентрического по направленности и авторитарного по характеру учебно-воспитательного процесса. Вера в ребенка, доверие к нему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерному контролю.

3. Третья составляющая — это технологический арсенал личностноориентированного подхода, то есть, методы и приемы, соответствующие таким требованиям, как:

— направленность на поддержку индивидуального развития ребенка;

— представление учащемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора.

Большинство педагогов включают в данный арсенал диалог, игровые и рефлексивные методы и приемы, а также способы педагогической поддержки личности ребенка в процессе его саморазвития и самореализации.

Личностно-ориентированные технологии противостоят авторитарному (командному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в технологии традиционного обучения, создают атмосферу любви, заботы, сотрудничества, условия для творчества и самоактуализации личности.

В центре внимания личностно-ориентированных технологий – личность растущего человека, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.

Ключевыми словами личностно-ориентированных технологий образования являются – развитие, личность, индивидуальность, свобода, самостоятельность, творчество.

Личность – общественная сущность человека, совокупность его социальных качеств и свойств, которые он вырабатывает у себя пожизненно.

Развитие – направленное, закономерное изменение; в результате развития возникает новое качество.

Индивидуальность – неповторимое своеобразие какого-либо явления, человека; противоположность общего, типичного.

Творчество – это процесс, в результате которого может быть создан продукт. Творчество идет от самого человека, изнутри.

Педагогическая технология – это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают получение определенного результата.

А личностно-ориентированные технологии – это педагогические новации, которые позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным способностям школьника, различному уровню сложности содержания общения, специфическим особенностям каждой школы.

Различают четыре основные группы технологий:

Рассмотрим личностно-ориентированные технологии:

1. Технология разноуровневого обучения принимает во внимание личные способности и возможности, которые обеспечивают гарантированное усвоение базисного ядра школьной программы. Эта структура включает в себя следующие подсистемы:

— индивидуально-типологические особенности, проявляющиеся в темпераменте, характере, способностях.

— психологические характеристики (мышление, воображение, память, внимание, воля, чувство, эмоции.

— опыт, включающий знания, умения, привычки.

2. Коллективное взаимообучения

Очевидно, что учить ребят нужно только с опорой на интерес, обязательно создавая ситуацию успеха. Бессмысленно и безнравственно обучать и воспитывать детей, если они не осознали их значимости, если им не интересно и у них нет потребности увидеть результаты своей деятельности. Начиная с начальной школы учителя и воспитатели уже должны использовать личностный подход к обучению и воспитанию на предметных уроках и уроках труда, занятиях, кружках, напр. рисования, хореографии, и других, учитывая индивидуальные склонности и желания учащихся.

При переходе в среднее звено обучения, на предметных уроках и уроках труда, занятиях, учащиеся уже приобретают умения, навыки, творческие способности в определённых направлениях трудовой деятельности и совершенствуют свои зуны. Для многих воспитанников первичная социализация проходит в условиях интернатного учреждения. Именно в стенах школы-интерната закладываются многие важные качества, необходимые для последующей полноценной самостоятельной жизни.

При переходе в старшее звено обучения, предметные уроки и уроки труда, занятия проходят уже с элементами профориентации.

3. Технология модульного обучения предусматривает самостоятельную работу ученика, но с определенной дозой помощи. Модули позволяют перевести обучение на индивидуальную работу с отдельными учащимися, изменять формы общения учителя и ученика. Представленные личностно-ориентированные технологии обучения позволяют максимально адаптировать учебный процесс к возможностям и потребностям обучающихся.

Методологические основы организации личностно-ориентированного занятия.

Личностно ориентированный урок (занятие) в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия «учитель-ученик». От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ученика (воспитанника). Изменяются позиции ученика (воспитанника) – от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат. Меняется и характер складывающихся на уроке отношений. Главное же в том, что учитель должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности

Основные различия между традиционным и личностно-ориентированным уроком (занятием).

Традиционный урок Личностно- ориентированный урок

1. Обучает всех детей установленной сумме знаний, умений и навыков 1. Способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личностного опыта

2. Определяет учебные задания, форму работы детей и демонстрирует им образец правильного выполнения заданий 2. Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет ребят к самостоятельному поиску путей решения этих заданий

3. Старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам 3. Стремится выявить реальные интересы детей и согла совать с ними подбор и организацию учебного материала

4. Проводит индивидуальные занятия с отстающими или наиболее подготовленными детьми 4. Ведет индивидуальную работу с каждым ребенком

5. Планирует и направляет детскую деятельность 5. Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность

6. Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ошибки 6. Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки

7. Определяет правила поведения в классе и следит за их соблюдением детьми 7. Учит детей самостоятельно вырабатывать правила по ведения и контролировать их соблюдение

8. Разрешает возникающие конфликты между деть ми: поощряет правых и наказывает виноватых 8. Побуждает детей обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения

Деятельность воспитателя на занятии

С личностно-ориентированной направленностью

— Создание положительного эмоционального настроя на работу у всех воспитанников в ходе урока.

— Сообщение в начале занятия не только темы, но и организации учебной(воспитательной) деятельности в ходе занятия.

— Применение знаний, позволяющих воспитаннику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).

— Использование проблемных творческих заданий.

— Стимулирование воспитанников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.

— Обсуждение с детьми в конце занятия не только того, что «мы узнали» (чем овладели, но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.

Совокупность теоретических и методологических положений, определяющих современное личностно-ориентированное образование, представлено в работах Е. В. Бондаревской, С В. Кульневича, Т. И. Кульпиной, В. В. Серикова, А. В. Петровского, В. Т. Фоменко, И. С. Якиманской и других исследователей. Объединяет этих исследователей гуманистический подход к детям, «ценностное отношение к ребёнку и детству, как уникальному периоду жизни человека».

В исследованиях раскрывается система ценностей личности, как смыслов человеческой деятельности. Задачей личностно-ориентированного образования является насыщение личностными смыслами педагогический процесс как среду развития личности.

Разнообразная по содержанию и формам образовательная среда даёт возможность раскрыть себя, самореализоваться. Специфика личностноразвивающего образования выражается в рассмотрении субъективного опыта ребёнка как личностно-значимой ценностной сферы, обогащение его в направлении универсальности и самобытности, развития содержательных мыслительных действий как необходимого условия творческой самореализации, самоценных форм активности, познавательных, волевых, эмоционально-нравственных устремлений. Учитель, ориентируясь на социально значимую модель личности, создаёт условия для свободного творческого саморазвития личности, опирается на самоценность детских и юношеских представлений, мотивов учитывает динамику изменений в мотивационно-потребностной сфере воспитанника.

Овладевая теорией и методико-технологической основой личностно-ориентированного педагогического подхода и взаимодействия педагог, обладающий высоким уровнем педагогической культуры и достигающий вершин в педагогической деятельности в перспективе сможет и должен использовать свой потенциал для собственного личностного и профессионального роста.

Список использованной литературы:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *