На чем основывается дисциплина
Что такое дисциплина — зачем она нужна, ее виды (воинская, трудовая), последствия нарушения и способы повышения
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Этот термин знаком почти каждому взрослому человеку, несущему ответственность за свою жизнь (и жизнь своей семьи).
И почему-то у большинства ассоциации с ним возникают не совсем приятные. Так происходит, когда данное понятие рассматривается в слишком узком контексте либо трактуется неверно.
Что же такое дисциплина, и на самом ли деле она так страшна – разберемся поподробней.
Дисциплина — что это
Итак, что такое дисциплина и зачем она нужна? Слово это в переводе с латинского disciplina означает строгость или выдержанность.
Дисциплина — это способность человека соблюдать установленный в обществе порядок и нормы.
Например, в школу принято приходить к 8 утра, и вы должны это делать – в ваших интересах получить необходимые знания. Ведь ждать вас никто не будет, звонок прозвенит по расписанию, и вы пропустите контрольную.
Пропуск, возможно, повлечет за собой проблемы с аттестацией и переводом на следующий учебный год. А все потому что кто-то когда-то не пришел вовремя. Это говорит о том, что несоблюдение дисциплинарных положений имеет свои последствия, что ясно иллюстрирует, как связаны между собой дисциплина и ответственность: ослушался – отвечай за результат.
С точки зрения психологии, это явление основывается как на требованиях социума, так и внутренних установках.
В ситуации, когда внутреннее содержание не соответствует внешнему проявлению, но индивид продолжает придерживаться правил, речь идет о социальном давлении.
То есть он поступает определенным образом не потому что хочется, а потому что надо (я не хочу вставать рано и идти в школу, но меня заставляют родители). Наверное, по этой причине слово дисциплина вызывает неприятные чувства: воспринимается как нечто нежелательное, навязанное извне.
Но если в основе действий, соответствующих дисциплинарным правилам, лежат убеждения, морально-нравственные ценности личности (я с радостью иду в школу, мне нравится учиться), то такая личность не чувствует сопротивления и ощущает себя комфортно среди людей, соответствуя всеобщим требованиям.
Изучая поведение, психологи пришли к выводу, что дисциплина – это внутреннее качество, особенность характера, которая воспитывается с детства.
Проведенные эксперименты доказали, что позитивное подкрепление желаемого проявления индивида дает больший результат, чем негативное при непослушании.
То есть чем больше хвалить человека за хорошее поведение, тем более дисциплинированным он будет.
Ниже вы прочтете о том, какая бывает дисциплина, ее виды и их особенные отличия, а также о том, зачем ее соблюдать и к чему приведет игнорирование общественного порядка.
Виды дисциплины (воинская, трудовая)
Этот феномен содержится во всех сферах нашей жизнедеятельности, поэтому принято разделять виды дисциплины, каждый из которых соответствует конкретному сообществу или группе:
Обществу все равно сколько вы весите, чей пост занимаете, какие книги читали, а также его не особо интересует количество и качество ваших личных достижений. Все это нужно (или не нужно) в первую очередь вам (вы решили бегать по утрам и выполняете данное себе обещание. Пропустите пробежку – отвечать придется только перед собой);
Как привить или повысить дисциплину
Дисциплинированность помогает социуму сохранять порядок в отношениях.
Представляете, что станет, если исчезнут общественные правила и нормы (риторический вопрос)? Поэтому важно прививать это качество человеку с раннего детства. Как это сделать?
Как привить это качество детям? Ребенок всегда смотрит на родителей и копирует их поведение. Даже если ежедневно рассказывать ему о доброте, но при этом демонстрировать жестокость, малыш вырастит злым. Поэтому самое важное в воспитании – это собственный пример.
Необходимо рассказывать подрастающему поколению добрые сказки, читать пословицы и поговорки о дисциплине – о ее выгоде, нужности и значимости.
Давать детям возможность быть ответственными, поручая им важные задания, соответствующие возрасту, и хвалить за их выполнение. Донести до отпрыска значение данного понятия можно в игровой форме: разыграть сценку, нарисовать рисунок.
В ситуации когда ребенок – уже не ребенок, а взрослая тетя или дядя, у которых дисциплина хромает, сказки, конечно, не помогут. Действенными здесь будут следующие методы ее повышения:
Каковы последствия нарушения дисциплины
В начале статьи был пример с пропуском контрольной работы в школе, где последствия довольно безобидные, не угрожающие чьей-либо жизни и здоровью. Ну, подумаешь, не переведут в следующий класс. В конце концов, можно переписать контрольную, остаться на осень и т. д.
На самом деле существуют и опасные последствия нарушения дисциплины. Если вас выгонят не со школы, а за неуважительный прогул с работы. При этом вы единственный добытчик в семье, вам надо кормить детей, а найти новую вакансию не удается. Уже страшнее?
А если кто-то нарушит трудовую дисциплину: вопреки правилам техники безопасности выйдет на строительный объект без каски или полезет руками в работающий двигатель агрегата? Последствия представьте сами.
Нарушение дисциплины в обществе приведет к хаосу и анархии: физическим и моральным травмам, потере морали и нравственности, человеческого облика, гуманизма (что это такое?), ведь мы просто забудем со временем о том, что такое хорошо и что такое плохо.
Поэтому каждый ответственный, сознательный гражданин обязан придерживаться общих правил и предписаний.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
Самодисциплина очень хорошо тренирует силу воли, чувство долга, мы же не зверюшки, которые будут спать пока хочется, у нас есть обязанности, которые мы должны выполнять независимо от своего комфорта и желания.
К сожалению сейчас с дисциплиной все хуже. Дети уже не уважают своих родителей, которые в принципе сами в этом виноваты. Если пытаться сформулировать, то дисциплина — это способность выполнять правила, которые кем-то установлены.
Глава 1. Общие положения
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
(статья 1 в ред. Указа Президента РФ от 25.03.2015 N 161)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Воинская дисциплина основывается на осознании каждым военнослужащим воинского долга и личной ответственности за защиту Российской Федерации. Она строится на правовой основе, уважении чести и достоинства военнослужащих.
Основным методом воспитания у военнослужащих дисциплинированности является убеждение. Однако это не исключает возможности применения мер принуждения к тем, кто недобросовестно относится к выполнению своего воинского долга.
3. Воинская дисциплина обязывает каждого военнослужащего:
быть верным Военной присяге (обязательству), строго соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы Российской Федерации и требования общевоинских уставов;
выполнять свой воинский долг умело и мужественно, добросовестно изучать военное дело, беречь государственное и военное имущество;
беспрекословно выполнять поставленные задачи в любых условиях, в том числе с риском для жизни, стойко переносить трудности военной службы;
быть бдительным, строго хранить государственную тайну;
поддерживать определенные общевоинскими уставами правила взаимоотношений между военнослужащими, крепить войсковое товарищество;
оказывать уважение командирам (начальникам) и друг другу, соблюдать правила воинского приветствия и воинской вежливости;
вести себя с достоинством в общественных местах, не допускать самому и удерживать других от недостойных поступков, содействовать защите чести и достоинства граждан;
соблюдать нормы международного гуманитарного права в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
4. Воинская дисциплина достигается:
воспитанием у военнослужащих сознательного повиновения командирам (начальникам), боевых, морально-политических и психологических качеств;
(в ред. Указа Президента РФ от 01.07.2020 N 440)
(см. текст в предыдущей редакции)
знанием и соблюдением военнослужащими законов Российской Федерации, других нормативных правовых актов Российской Федерации, требований общевоинских уставов и норм международного гуманитарного права;
личной ответственностью каждого военнослужащего за исполнение обязанностей военной службы;
поддержанием в воинской части (подразделении) внутреннего порядка всеми военнослужащими;
повседневной требовательностью командиров (начальников) к подчиненным и контролем за их исполнительностью, уважением личного достоинства военнослужащих и постоянной заботой о них, умелым сочетанием и правильным применением мер убеждения, принуждения и общественного воздействия коллектива;
созданием в воинской части (подразделении) необходимых условий военной службы, быта и системы мер по ограничению опасных факторов военной службы.
5. За состояние воинской дисциплины в воинской части (подразделении) отвечают командир и заместитель командира по военно-политической работе, которые должны постоянно поддерживать воинскую дисциплину, требовать от подчиненных ее соблюдения, поощрять достойных, строго, но справедливо взыскивать с нерадивых.
(в ред. Указа Президента РФ от 01.07.2020 N 440)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. В целях поддержания воинской дисциплины в воинской части (подразделении) командир обязан:
изучать личные качества подчиненных, поддерживать определенные общевоинскими уставами правила взаимоотношений между ними, сплачивать воинский коллектив, укреплять дружбу между военнослужащими разных национальностей;
знать состояние воинской дисциплины, морально-политическое и психологическое состояние личного состава, добиваться единого понимания подчиненными командирами (начальниками) требований, задач и способов укрепления воинской дисциплины, руководить их деятельностью по укреплению воинской дисциплины и поддержанию морально-политического и психологического состояния личного состава, обучать практике применения поощрений и дисциплинарных взысканий;
(в ред. Указа Президента РФ от 01.07.2020 N 440)
(см. текст в предыдущей редакции)
немедленно устранять выявленные нарушения правил несения службы и решительно пресекать любые действия, которые могут причинить вред боеспособности воинской части (подразделения);
организовывать правовое обучение (правовое воспитание), проводить работу по предупреждению преступлений, происшествий и проступков;
(в ред. Указа Президента РФ от 01.07.2020 N 440)
(см. текст в предыдущей редакции)
воспитывать подчиненных военнослужащих в духе неукоснительного выполнения требований воинской дисциплины и высокой исполнительности, развивать и поддерживать у них чувство собственного достоинства, сознание воинской чести и воинского долга, создавать в воинской части (подразделении) нетерпимое отношение к нарушениям воинской дисциплины, обеспечивать на основе гласности их правовую и социальную защиту;
(в ред. Указов Президента РФ от 25.03.2015 N 161, от 01.07.2020 N 440)
(см. текст в предыдущей редакции)
Здесь и далее требование об уведомлении командиром воинской части органов военной полиции распространяется только в отношении командиров воинских частей Вооруженных Сил.
(сноска введена Указом Президента РФ от 25.03.2015 N 161)
7. Командир (начальник) должен знать нужды и запросы подчиненных, добиваться их удовлетворения, не допускать грубости и унижения личного достоинства подчиненных, служить образцом строгого соблюдения законов Российской Федерации, других нормативных правовых актов Российской Федерации и требований общевоинских уставов, быть примером нравственности, честности, скромности и справедливости.
8. Деятельность командира (начальника) по поддержанию воинской дисциплины оценивается не по количеству правонарушений в воинской части (подразделении), а по точному соблюдению им законов Российской Федерации, других нормативных правовых актов Российской Федерации и требований общевоинских уставов, полному и эффективному использованию своей дисциплинарной власти и исполнению своих обязанностей в целях наведения внутреннего порядка, своевременного предупреждения нарушений воинской дисциплины. Ни один нарушитель воинской дисциплины не должен уйти от ответственности, но и ни один невиновный не должен быть наказан.
Командир (начальник), не обеспечивший необходимых условий для соблюдения уставного порядка и требований воинской дисциплины, не принявший мер для их восстановления, в том числе по исполнению обязанности о незамедлительном уведомлении вышестоящего командира, военного прокурора, руководителя военного следственного органа Следственного комитета Российской Федерации и органов военной полиции о происшествиях и об обнаружении в действиях (бездействии) подчиненных признаков преступления, несет за это ответственность.
(в ред. Указа Президента РФ от 25.03.2015 N 161)
(см. текст в предыдущей редакции)
Командир (начальник) не несет дисциплинарной ответственности за правонарушения, совершенные его подчиненными, за исключением случаев, когда он скрыл правонарушение или не принял необходимых мер в пределах своих полномочий по предупреждению правонарушений и привлечению к ответственности виновных лиц.
Каждый военнослужащий обязан содействовать командиру (начальнику) в восстановлении порядка и поддержании воинской дисциплины. За уклонение от содействия командиру (начальнику) военнослужащий несет ответственность.
9. Право командира (начальника) отдавать приказ и обязанность подчиненного беспрекословно повиноваться являются основными принципами единоначалия.
(в ред. Указа Президента РФ от 25.03.2015 N 161)
(см. текст в предыдущей редакции)
Дисциплинарный арест за совершение военнослужащим грубых дисциплинарных проступков, указанных в приложении N 7, назначается по решению судьи гарнизонного военного суда.
Право направлять материалы о грубом дисциплинарном проступке в гарнизонный военный суд для принятия решения о применении к военнослужащему дисциплинарного ареста принадлежит командиру воинской части и начальнику органа военной полиции.
(в ред. Указа Президента РФ от 25.03.2015 N 161)
(см. текст в предыдущей редакции)
Право ходатайствовать о применении к военнослужащему дисциплинарного ареста предоставлено командирам (начальникам) от командира отделения и выше или лицу, проводившему разбирательство.
(в ред. Указа Президента РФ от 25.03.2015 N 161)
(см. текст в предыдущей редакции)
Дисциплинарная власть, предоставленная нижестоящим командирам (начальникам), всегда принадлежит и вышестоящим командирам (начальникам).
11. Командиры (начальники), должности которых не упомянуты в настоящем Уставе (приложение N 1), в отношении подчиненных им военнослужащих пользуются дисциплинарной властью в соответствии с воинским званием, предусмотренным штатом для занимаемой воинской должности:
При временном исполнении обязанностей (должности) по службе командиры (начальники) пользуются дисциплинарной властью по воинской должности, объявленной в приказе.
12. Заместители (помощники) командиров воинских частей (подразделений), старшие помощники командиров кораблей в отношении подчиненных им военнослужащих пользуются дисциплинарной властью на одну ступень ниже прав, предоставленных их непосредственным начальникам.
На кораблях, где имеются старший помощник и помощник командира корабля, последний пользуется дисциплинарной властью на одну ступень ниже прав, предоставленных старшему помощнику.
13. Офицеры от заместителя командира полка и ниже при нахождении с подразделениями или командами в командировке в качестве их начальников, а также при выполнении определенной в приказе командира воинской части самостоятельной задачи вне места дислокации своей воинской части пользуются дисциплинарной властью на одну ступень выше прав по занимаемой воинской должности.
(статья 14 в ред. Указа Президента РФ от 01.07.2014 N 483)
(см. текст в предыдущей редакции)
15. Министр обороны Российской Федерации в отношении военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации пользуется дисциплинарной властью в полном объеме прав, определенных настоящим Уставом.
16. Заместители Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующие видами Вооруженных Сил Российской Федерации и им равные пользуются дисциплинарной властью на одну ступень ниже прав, предоставленных Министру обороны Российской Федерации.
Лица гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, замещающие воинские должности, в отношении военнослужащих пользуются дисциплинарной властью в соответствии с занимаемой штатной воинской должностью.
Что такое дисциплина и зачем она нужна
Что такое дисциплина?
Дисциплина — это способность человека соответствовать общепринятым социальным нормам, придерживаться определенного распорядка. Эти правила, чаще всего, четко прописаны, но порой человек дополняет их собственными. Например, на работу принято ходить, допустим, к 8 утра. Какой-нибудь особенно ответственный сотрудник «модифицирует» требование и ходит к 7.30. Это его личная инициатива.
Само понятие дисциплины можно рассматривать в двух плоскостях. В узком плане – это контроль своего поведения (внутренние психологические установки). В широком понимании речь идет о социализации личности, ее поступках, вписывающихся в общую доктрину выбранной социальной группы (требования других людей). То есть, в армии своя дисциплина, на заводе – другая, а в спортивной секции – третья. Дисциплина нужна даже для тех, кто не знает, как заставить себя делать зарядку.
Иногда могут иметь место парадоксы или феномены дисциплины, когда общепринятые нормы идут в разрез с индивидуальными понятиями. В таком случае, человек либо адаптируется под требования коллектива, либо выпадает из него. Может иметь место бездумное наследование чужих принципов, что негативно отображается на личности.
В большинстве случаев дисциплинированность идет человеку на пользу. Четкий график и расписание дел, а также уважение общественных ценностей помогает лучше адаптироваться в коллективе. С такими людьми охотнее заключают договоры о сотрудничестве, чаще дружат или строят романтические отношения. Главное, во всем знать меру: уважая принципы других, не унижать свои собственные.
Виды дисциплины
Поскольку человек — существо биосоциальное, то ему необходимо входить в определенные сообщества. Это могут быть дружеские или рабочие коллективы, а также партийные, религиозные и прочие организации. В связи с этим, принято говорить о различных видах дисциплины:
Если говорить именно о государственной дисциплине, то стоит отметить, что она тесно связана с правопорядком и законностью. Первый обеспечивает устойчивое развитие социального механизма. Законность устанавливает нормы правопорядка.
Существенную роль в формировании общественного мнения играют традиции, обычаи, мораль и право. В отдельных случаях они могут взаимно исключаться, но, чаще всего, дополняют друг друга.
Как стать дисциплинированным?
Развить корпоративную дисциплину без внедрения ее основ в личную жизнь невозможно. Если человек крайне безалаберный в быту, то на рабочем месте ждать от него упорядоченности не стоит. Соответственно, воспитание этого навыка стоит начинать с распорядка дня, упорядочивания личного пространства.
Развить дисциплину помогут следующие приемы:
Выполнение этих нехитрых рекомендаций заметно повысит собранность человека.
1. Занятия спортом.
Многие сталкивались в жизни с парадоксом, когда спортсмены, которых часто считают «не обезображенными» интеллектом, почему-то становятся влиятельными бизнесменами, политиками, общественными деятелями.
Откинем стереотипы и условности. Спортсмены зачастую добиваются успеха благодаря своей настойчивости и дисциплине. Эти навыки вырабатываются у них в процессе посещения спортзала, на сборах или соревнованиях. Ведь любому успешному выступлению всегда предшествуют самоотверженные тренировки и жесткий ежедневный график.
Соответственно любой, кому не хватает собранности, может поучиться у спортсменов. Стоит записаться на какую-нибудь секцию, как уровень самодисциплины заметно повысится.
2. График сна и питания.
Расписание этих составляющих жизни архиважно для каждого. От здорового и регулярного сна зависит восстановление сил, а от правильного питания – наполнение организма необходимой энергией. Если выработать четкий распорядок сна и пробуждения, а также урегулировать питание, заметно повысится общая жизненная энергия, появится больше времени для работы и желание что-то делать. Дисциплина начинается с наиболее базовых элементов. Сон и питание – это практически основа всего.
3. Планирование своего времени.
Проблемы с дисциплиной зачастую испытывают люди, которые не умеют планировать свой день. Любой экспромт забирает дополнительные ресурсы на адаптацию и быстрое реагирование. Если человек планирует свое личное и рабочее время, тогда реже приключаются всевозможные «сюрпризы». Безусловно, случайности могут иметь место, но они не будут настолько частыми, чтобы подпортить общую статистику.
Рекомендуют два способа планирования: еженедельный и ежедневный. Первый позволяет разобраться с самыми ответственными заданиями на семь дней вперед. Второй корректирует задачи, согласно обстоятельствам. Лучше всего планировать следующий день с вечера, а утром оперативно подстраивать планы под возможные изменения. Главное — научиться выполнять все задуманное, четко следуя своему расписанию.
4. Тренировка концентрации и усидчивости.
Главнейший враг дисциплины – рассеянность внимания. Если научиться концентрации, то держать себя в руках станет заметно легче. Также важен навык усидчивости.
Лучше всего вырабатывать эти умения в игровой форме, выполняя различные увлекательные упражнения. Например, можно скачать тематическое мобильное приложение на телефон, ежедневно развивая концентрацию и усидчивость, без каких-либо дополнительных приспособлений.
5. Регулярная мотивация.
Дисциплина помогает человеку эффективнее выполнять задачи, которые он перед собой ставит. Кроме этого, она упрощает процесс социализации, позволяя становиться частью общества. Если подойти к развитию этого навыка творчески, то никакого внутреннего противодействия не возникнет, а результативность повысится.
10 шагов к самодисциплине: советы психолога
Считается, что дисциплинировать себя трудно и даже бесполезно, на это нужно много времени, сил и рвения, но это не так. В большинстве случаев люди сами придумывают отговорки, ленятся, проявляют инертность поведения и чувствуют подсознательный страх перед новым. Они не хотят видеть главное: дисциплинированность — это прежде всего умение контролировать собственную жизнь, свое поведение и действия, и как любую черту характера ее нужно закалять.
Человек — это личность, пользующаяся уважением и авторитетом в обществе. Но, чтобы завоевать их, нужно уметь дисциплинировать себя в любой сложной ситуации, добиваясь намеченных целей.
Самый легкий и, пожалуй, действенный способ дисциплинировать себя — начать работу над собой и своим психологическим поведением. Дисциплина, в том числе дисциплина в педагогике — это умение контролировать собственное поведение, невзирая на внутренние, внешние факторы и проблемы, подходя ко всему с «холодной» головой. Представьте, что все эти трудности (неадекватное поведение, негативные эмоции, всплески гнева, роль жертвы, страхи, рассеянность, внешние проблемы и так далее) — это вредные психологические привычки, от которых нужно избавляться. Все просто.
Не откладывайте работу над собой в долгий ящик. Начните работу над собой поэтапно, разбив ее на несколько частей:
— Распишите от чего вы хотите избавиться в первую очередь, дав себе обратную связь. Напишите, как вы сами можете повлиять на свое поведение и какими методами это сделать.
— Не оправдывайте собственные «неправильные» действия, поступки и поведение: они есть и от них нужно избавляться.
— Распишите конечный результат и цели, которых хотите достичь, не забывая о временных рамках.
— Поставьте себе установку — научится выдержке и спокойствию в любой сложной ситуации. Проговаривайте вслух несколько раз на дню пару несложных предложений, закрыв глаза скажите себе: «Я спокоен и чувствую себя легко и уверенно. Я контролирую свою жизнь и свое поведение, я ответственен, я дисциплинирован и открыт».
— Научитесь быть ответственными перед собой и окружающими (сказал — сделал), особенно перед родными и близкими.
— Мыслите рационально и грамотно, планируйте свою жизнь и действия наперед — это хороший стимул для роста над собой и постоянный контроль внутренней дисциплины с выдержкой и самообладанием.
— Одолевайте трудности, обращаясь за советом к самому себе. Подумайте, что можно сделать в той или иной ситуации, не прибегая к эмоциям.
— Будьте настойчивы в достижениях своих целей, не бойтесь поднажать там, где это необходимо.
— Учитесь быстро перестраивать свои мысли и концентрировать внимание на главном, не рассеивая собственные силы в никуда.
— И главное — начинайте работу над собой сразу, не откладывая все на потом!
Понравилась статья? Ставьте лайки и делитесь с друзьями. Мы стараемся для вас!