На чем основывается обыденное житейское знание
Виды познавательной деятельности
Теория ЕГЭ по обществознанию на тему: «Виды познавательной деятельности« из раздела кодификатора (1.3 Виды знаний)
В зависимости от сферы, в которой происходит процесс познания, различают следующие виды познавательной деятельности: обыденное, научное, философское, художественное, социальное.
Содержание:
↑ Обыденное (житейское) познание
Обыденное (житейское) познание происходит в ходе повседневной жизни человека и основывается на фактах практической деятельности и личном опыте.
К ним относятся знания:
На основе этих знаний складывается жизнь человека.
Результатом данного вида познания являются знания об окружающих предметах, людях, событиях и ситуациях, с которыми человек сталкивается повсеместно в процессе жизнедеятельности. Житейское познание во многом опирается на здравый смысл.
Житейское познание накапливается в течение многих веков, обогащается в процессе развития общества, науки и культуры и передается из поколения в поколение. Примером этого являются пословицы, поговорки, народные приметы, сказки, легенды.
↑ Научное познание
Особенности научного познания:
Научное познание универсально в том смысле, что может сделать предметом исследования любой феномен, может изучать всё в человеческом мире — будь то деятельность сознания, психика или же хозяйственная деятельность человека. Однако всё, что наука делает своим предметом, она исследует со стороны закономерностей и причин.
↑ Философское познание
В отличие от житейского познания, которое рассматривает все вещи с точки зрения практической значимости, философское пытается как бы «заглянуть» в их смысл. Если в научном познании каждая отрасль занята изучением каких-то конкретных объектов, то философское стремится постичь вечные истины, самые общие принципы и закономерности всего существующего, определить место человека в нем.
↑ Художественное познание
Чаще всего такое познание осуществляется в искусстве. Любое художественное произведение творит свою неповторимую реальность, свой уникальный мир, зачастую абсолютно несхожий с действительностью. Здесь действуют свои законы, созданные воображением люди и необычные существа. Все это представлено в художественных образах, которые нельзя рассматривать с точки зрения рационализма. Через искусство находят свое выражение такие процессы и явления, которые невозможно объяснить другими способами. Так, работая над картиной или рассматривая её, человек познаёт смыслы, эмоции, заложенные в ней.
В осмыслении какого-либо произведения мировоззрение автора встречается с духовным миром другого человека, в результате чего может появиться новый смысл данного творения. Так, например, рассматривая картины абстракционистов, каждый воспримет их по- своему, увидит что-то свое, объяснит их с точки зрения личного жизненного опыта и своих взглядов. Знакомство с любым произведением искусства, безусловно, дает человеку новое знание и влияет на формирование его внутренней сущности и развитие творческого потенциала.
В основе художественного познания находятся моральные, нравственные и духовные ценности. Художественное познание и удовлетворяет эстетические потребности человека, и позволяет исследовать мир в соответствии с законами красоты.
↑ Социальное познание
Такое познание ставит своей целью изучение поведения людей, взаимоотношений социальных групп, исследование общественных отношений, процессов и закономерностей.
Главной задачей социального познания является приобретение новых знаний о внутренних и внешних социальных явлениях, которые необходимы в управлении как отдельными индивидами, так и большими социальными группами. Социальные исследования выявляют основные тенденции развития общества и общественных отношений в разных периодах истории, определяют наиболее оптимальные пути прогресса, помогают принять управленческие решения в тех или иных ситуациях.
Результат социального познания – представление общества о себе самом, о своей истории, настоящем положении и будущем.
Особенности социального познания:
Существует большое количество видов социального познания, например, политическое, историческое, философское, правовое, каждый из которых отражает определенную сторону общественной жизни, помогая глубже понять происходящие процессы и явления.
Изучая общество, социологи используют такие методы как: опрос (анкетирование, интервью), тестирование, социометрия и др.
17 Виды познания
Познание — обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.
— в понимании действительности в ее прошлом, настоящем и будущем;
— в достоверном обобщении фактов;
— в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным — общее и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений. Научное знание охватывает что-то относительно простое, что можно более или менее убедительно доказать, строго обобщить, ввести в рамки законов, причинного объяснения, словом, то, что укладывается в принятые в научном сообществе парадигмы.
Религиозное познание – объяснение мира на основе веры в реальное существование сверхъестественных сил. Объектом религиозного познания в монотеистических религиях, то есть в иудаизме, христианстве и исламе является Бог, который проявляет себя как Субъект, Личность. Цель религиозного познания в монотеизме — не создание или уточнение системы представлений о Боге, а спасение человека, для которого открытие бытия Бога одновременно оказывается актом самооткрытия, самопознания и формирует в его сознании требование нравственного обновления.
Философское познание – создание общих концепций существования мира и человека. Философское познание представляет собой особый тип целостного познания мира. Спецификой философского познания является стремление выйти за пределы фрагментарной действительности и найти фундаментальные принципы и основы бытия, определить место человека в нём. Философское познание основано на определённых мировоззренческих предпосылках. В его состав входят: гносеология и онтология. В процессе философского познания субъект стремится не только понять бытие и место человека в нём, но и показать, какими они должны быть (аксиология), то есть стремится создать идеал, содержание которого будет обусловлено избранными философом мировоззренческими постулатами.
На чем основывается обыденное житейское знание
Каковы, по мнению автора, источники обыденного знания? Укажите любые два источника. С опорой на обществоведческие знания, укажите любую другую форму ненаучного знания, которая обогащает обыденное знание, и кратко поясните свой выбор.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Обыденное знание можно определить как всю совокупность знаний, полученных индивидом благодаря его жизненно-практическому опыту, которая не имеет строгой структуры и не требует для своего усвоения специальной подготовки, а также является общим достоянием всех членов общества и передаётся от поколения к поколению. Обыденное, или житейское, знание основано на повседневном опыте, хорошо согласовано со здравым смыслом и во многом с ним совпадает.
Если говорить о связи обыденного знания и науки, то следует отметить, что обыденное знание не стоит рассматривать только как антитезу научно- теоретическому знанию (мышлению), хотя в определённом смысле они, конечно же, противостоят друг другу. Во-первых, обыденное знание является неспециализированным, повседневным знанием, в то время как знание научное есть продукт специализированный, профессиональной формы человеческой деятельности. Во-вторых, обыденное знание, как правило, ограничивается констатацией фактов, явлений, а научное знание стремится исследовать закономерность, ориентируется на поиск нового.
Несмотря на то что обыденное знание ограничивается констатацией фактов, не объясняет их, как наука, тем не менее оно предполагает принадлежность субъекту, характеризующую своеобразие его мира потребностей и интересов, отражающих объективную реальность в той мере, в которой это значимо или возможно для субъекта. Данные виды знания тесно связаны между собой. Это объясняется тем фактом, что в настоящее время в формировании обыденного знания принципиальное значение имеет популяризация научных знаний, которые наполняют обыденное знание новыми смыслами. Благодаря популяризации научного знания происходит повышение общей информированности, интеллектуализация обыденного знания. Продукты научной деятельности, в свою очередь, могут стать всеобщим достоянием только в том случае, если они будут усвоены обыденным сознанием.
Конечно, на современном этапе своего развития наука далеко ушла от обыденного знания, но вместе с тем нельзя забывать, что исторически наука возникла из донаучного, то есть обыденного знания. Наука связана с этим знанием на начальной эмпирической стадии научного исследования и на уровне общемировоззренческих положений.
Как автор объясняет связь обыденного и научного знания? Используя текст, приведите любые три объяснения.
На основе текста могут быть приведены такие объяснения:
1) оба вида знания предполагают принадлежность субъекту, характеризующую своеобразие его мира потребностей и интересов, отражающих объективную реальность в той мере, в которой это значимо или возможно для субъекта;
2) в формировании обыденного знания принципиальное значение имеет популяризация научных знаний, которые наполняют обыденное знание новыми смыслами / благодаря популяризации научного знания происходит повышение общей информированности, интеллектуализация обыденного знания;
3) продукты научной деятельности, в свою очередь, могут стать всеобщим достоянием только в том случае, если они будут усвоены обыденным сознанием;
4) исторически наука возникла из донаучного, то есть обыденного знания;
5) наука связана с обыденным знанием на начальной эмпирической стадии научного исследования и на уровне общемировоззренческих положений.
Объяснения могут быть приведены как в форме цитат, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста.
Объяснения, не основанные на содержании текста, не засчитываются при оценивании
Виды знания. Вненаучное знание
Для современной философии не характерны те ошибки, которые совершались в классической, когда все возможные виды знания отождествлялись исключительно с научным знанием, или искусственно дотягивались до науки, или вовсе не принимались во внимание за недостоверность. Кроме научного, современная теория познания говорит об обыденном, мифологическом, религиозном, художественном, философском, квазинаучном знании. Подразумевая, что все они носят равную ценность для культуры и одинаково необходимы для понимания сущности познавательной деятельности.
Обыденное или житейское знание
Обыденное или житейское знание основывается на ежедневном опыте. Оно находится в полном согласии со здравым смыслом и по многим направлением с ним совпадает. Обыденное знание подразумевает утверждение и описание фактов. Сфера обыденного постоянно расширяется, это происходит волнообразно за счёт неравномерного развития науки, философии, искусства, посредством расширения круга известных фактов. Житейское знание имеет особый смысл на фоне того, что оно является основой для всех остальных знаний. Именно поэтому не стоит уменьшать его роль в обществе и бытие человека.
Художественное знание
Формирование художественного знания происходит в искусстве. Отличает его от научного или философского то, что оно не устремлено к доказательности или обоснованию. Его форма существования в художественном образе. Главное отличие которого, заключается в самоочевидности и убедительности вне и независимо от всякого подтверждения. Искусству не чужд, и даже поощряется художественный вымысел. Отсюда и достаточно условный образ мира, созданный искусством. Однако суть вымысла в том, чтобы яснее и выразительнее представить объективное знание о действительности. Искусство свой интерес видит в культуре и человеке, нежели в природе. Находит своё выражение в тех областях, которые менее отражены в науке.
Основная цель искусства – сохранить и представить единичное и особенное и посредством этого выделить что-то общее, тогда как научное знание сконцентрировано на выведении общих и необходимых закономерностях. Искусство устремлено к осмыслению уникального и познания, но это не основная его функция, в силу этого знание существует в виде побочного продукта художественного творчества.
Мифологическое знание
Мифологическое знание связывает в себе рациональное и эмоциональное отражение реального. Мифологическое знание наполнено наблюдениями из окружающего мира, но при этом они не осмысливаются в нём с рациональной точки зрения. Мифологическое знание отражает не столько действительность, сколько переживания человека об этой действительности.
На ранней стадии развития человечества мифологическое знание оказывало серьёзное воздействие на человека, исполняя роль стабилизатора в первобытном обществе, и занимаясь интерпретацией множества явлений. Более того, с помощью мифологического знания важная информация транслировалась от одного поколения к другому. Мифологическое знание помогало первобытному человеку структурировать знания об окружающей действительности, а также лучше узнавать и моделировать повседневную реальность.
Начальная мифологическая классификация явлений легла в основу формирования рациональных форм знания – философии и науки.
Религиозное знание
Суть религиозного знания заключается в его связи с верой в сверхъестественное и эмоционально-образное отображение реальности. Базируется религиозное знание на вере, а доказательства и обоснования ему чужды.
Религия не предлагает человеку заниматься разного рода размышлениями и поиском истины, она рекомендует просто верить, сопереживать и переживать. Религиозное знание не носит критического характера, а является скорее сводом неких правил, идеалов и абсолютных ценностей. Выводы, которые получают в ходе религиозного размышления, собираются в конкретные наглядно-чувственные образы.
Стоит заметить, что, несмотря на то, что религия склонна к обращению в эмоционально-чувственную сторону человеческой природы, она имеет умопостигаемый характер. Тем самым, отвечая на вечным вопросы, предоставляет человеку свой вариант картины мира.
Философское знание
Философское знание имеет рационально-теоретическую форму – в этом его основная особенность. Наука даёт частные ответы на частные вопросы, философия же отвечает н мировоззренческие вопросы и как следствие размышляет о ценностях, которые невозможно исключить из философского знания.
Сравнение научного и философского знания
В момент своего зарождения и становления, философское знание было тесно связано с научным. В Античные времена было принято называть философией всё то, что считалось теоретическим знанием. И только с ходом времени из этого общего знания выделились различные частные дисциплины. Для современной философии характерно деление на разделы, которые прямым образом связаны с научным знанием. Одним из таки направлений является философия науки, которое сфокусировано на проблемах научного знания.
Философия наравне с наукой направлена на постижение сущности, она применяет научную аргументацию и доказательную базу. Наука и философия похожи между собой ещё и тем, что обе они базируются на рационально-теоретических методах исследования, посредством которого идёт получение достоверных, общепринятых норм и принципов.
Знание в обеих сферах выражается в рациональной форме, для этого используются понятия, суждения и умозаключения. Однако научное знание по своей природе не может носить мировоззренческий характер, и оно не рассказывает человеку о его жизненных, экзистенциональных нуждах.
В качестве предмета научного исследования выступает или человек, или мир, это напрямую зависит от сферы, будь то гуманитарная, социальная или естественная. Ни одна из наук, не предпринимает попыток объяснить фундаментальное мировоззренческое отношение «человек – мир». Также ни одна наука не пытается разобраться в вопросах добра и зла, свободы и рабства, истины и лжи, красоты и безобразия. Хотя наука может быть заинтересована в возможностях человеческого сознания и воли, особенностях понимания эстетических форм или рациональном знании о физической действительности.
Ни одна наука не сфокусирована на выявлении универсальных связей реальности и поиске фундаментальных предпосылок бытия. Наука может предоставить лишь частные знания о мире, которые служат основой для создания всеобъемлющих мировоззренческих систем. Отсюда следует, что отождествление научного и философского знания ошибочно.
Квазинаучное знание
Для современной культуры характерен один вид знания, который объединяет в себе черты художественного, мифологического, религиозного и научного. Таковым является квазинаучное знание. Оно представлено в мистике, магии, алхимии, астрологии, паранауках и эзотерических учениях. Суть квазинаучного знания в удовлетворении эмоциональной потребности в стабильности, которую ежедневно испытывает современный человек. Квазинаучное знание не направлено на объективное познание действительности.
Квазинаучное знание призвано выполнять компенсаторные функции, которые позволяют человека достичь психологического комфорта, столь необходимого именно в современной быстро меняющейся реальности. Квазинаучное знание – это самостоятельное культурное явление, которое не сводится к какому-то одному конкретному виду знания. Оно часто приобретает форму науки, но при этом наукой не является. Важно заметить, что квазинаучное знание – это одна из форм современной философии.
Виды и формы познания мира
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).
Определение познания
Что такое познание? Это совокупность процессов и методов, через которые можно получить знания об окружающем мире.
Это обширное понятие, которое охватывает и естественное стремление найти логическое объяснение происходящим вокруг процессам, и искусственно созданные приемы получения и накопления знаний.
Стремление объяснить каждое явление окружающего мира — главный фактор возникновения и развития человеческой цивилизации.
Субъект — тот, кто совершает действия, которые направлены на получение знаний. Например, вы читаете этот материал, чтобы узнать виды познания и их характеристику. Получается, что вы субъект познавательной деятельности.
Объект — то, на что направлена деятельность субъекта. Например, сейчас объект вашей познавательной деятельности — понятие познания и его виды.
Мотивы — то, зачем мы что-то делаем. Различают два вида мотивов:
Цель познавательной деятельности заключается в получении истинных, достоверных знаний о мире, понимании, как устроена реальность на самом деле.
Результат — это само знание о предмете или явлении. Иногда получение результата происходит неосознанно, например, если ребенок будет играть с глиняной кружкой и разобьет ее, он тут же поймет, что глина хрупкая и будет обращаться с посудой более бережно.
Сейчас узнаем, какие существуют методы познания, а после перейдем к формам.
Методы познания
Все методы познаний можно разделить на две большие группы: эмпирические и теоретические.
Эмпирические построены на наблюдении некоторых явлений. Теоретические основаны на анализе имеющейся информации и рациональных рассуждениях.
У познания есть два уровня (ступени): чувственный и рациональный. Рассмотрим отдельно каждый из них.
Чувственное познание
Чувственное познание происходит с помощью органов чувств человека. Основные механизмы чувственного познания: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.
Формы чувственного познания:
Ощущение — отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, которые возникают в результате их воздействия на органы чувств. При помощи этих органов человек ощущает некоторые свойства предмета — форму, цвет, запах.
Восприятие — чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, которые воздействует на органы чувств. Именно восприятие помогает формировать представления.
Представление — чувственно-наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, который сохраняется и воспроизводится в сознании даже без воздействия самих предметов познания на органы чувств. Другими словами — то, что сохранилось в памяти человека после знакомства с предметом.
Чувственное познание всегда субъективно, при этом именно этот уровень познания реализует связь человека с внешним миром.
Рациональное познание
Рациональное познание осуществляется разумом. Оно свойственно только человеку и является довольно сложным способом отражения действительности.
Основные механизмы рационального познания: сравнение, уподобление, обобщение, отвлечение.
Формы рационального познания:
Понятие — мысль, которая утверждает общие и существенные свойства объекта.
Суждение — мысль, которая утверждает или отрицает что-либо об объекте.
Умозаключение (вывод) — мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения.
Пример умозаключения: если a > b и b > c, то a > c.
Индуктивное умозаключение — от частного к общему.
Дедуктивное умозаключение — от общего к частному.
То, которое получается по аналогии.
Сравнение чувственного и рационального познания
Непосредственность, которая выражается в прямом воспроизведении объекта.
Наглядность и предметность возникающих в результате познания образов.
Воспроизведение внешних сторон и свойств объектов.
Опора на результаты чувственного познания.
Абстрактность и обобщенность возникающих в результате познания образов.
Воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений.
Нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании. Обе ступени проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая.
Основные виды и формы знаний
Знание — результат познания действительности, содержание сознания.
Житейское — носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Это важнейшая ориентировочная основа повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Приводит к констатации фактов и их описанию.
Научное — понимание действительности в ее прошлом, настоящем и будущем. Осуществляет предвидение разных явлений. Реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые приобретают крайне абстрактные формы (формулы, графики, схемы).
Практическое — овладение вещами, преобразование мира.
Художественное — целостное отображение мира и человека в нем. Строится на образе, а не на понятии.
Рациональное — отражение реальности в логических понятиях и категориях. Связано с рациональным мышлением.
Иррациональное — противоречит рациональному мышлению. Предметом являются эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля, а также некоторые явления, например, аномальные, которые не подчиняются законам логики и науки.
Личностное — зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности.
Формы знаний, которые выделяют по отношению к научному знанию: