На чем основывается современная концепция личности профессионала в физкультуре
Современные концепции физического воспитания с точки зрения технологического процесса
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Современные концепции физического воспитания с точки зрения технологического процесса
На сегодняшний день характерной чертой современной концепции физического воспитания является смещение акцента в сторону повышения образовательной направленности, как определяющего условия успешного формирования физической культуры личности школьника. Педагогическая деятельность направлена на комплексный подход преподавания физической культуры, так как это её важнейшие и эффективное средство не только физического, но и интеллектуального, нравственного, эстетического развития. Решая задачи физического воспитания, важно ориентироваться свою деятельность на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности, формирование потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений, приобретение опыта общения. Учить школьников способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных занятий. Конечно, одни только традиционные технологии уже не могут, в полной мере, помочь мне максимально реализовать поставленные цели и задачи. Использование широкого спектра современных педагогических технологий дает возможность продуктивно использовать как учебное, так и внеурочное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся.
Важнейшее требование современного занятия – обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств. Дифференцированный и индивидуальный подходы важны для обучающихся, как с низкими, так и с высокими результатами в области физической культуры. Низкий уровень развития двигательных качеств часто бывает одной из главных причин неуспеваемости ученика по физической культуре. А учащемуся с высоким уровнем неинтересно на занятие, рассчитанном на среднего ученика. Помимо этого обучающиеся физической культуре делятся на основную, подготовительную и специальную группы. Поэтому и необходимо дифференцирование и задач, и содержания, и темпа освоения программного материала, и оценки достижений.
Под дифференцированным физкультурным образованием понимается целенаправленное физическое формирование человека посредством развития
его индивидуальных способностей. ТДФО – это способ реализации содержания дифференцированного физкультурного образования посредством системы средств, методов и организационных форм, обеспечивающий эффективное достижение цели образования. Содержание ТДФО – это совокупность педагогических технологий дифференцированного обучения двигательным действиям, развития физических качеств, формирования знаний, методических умений, технологий управления образовательным процессом, обеспечивающих достижение физического совершенства.
научная статья по теме Современные аспекты развития профессиональной физической культуры личности Биология
Цена:
Авторы работы:
БУРОВ АЛЕКСАНДР ЭДУАРДОВИЧ
Научный журнал:
Год выхода:
Текст научной статьи на тему «Современные аспекты развития профессиональной физической культуры личности»
СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ
Буров Александр Эдуардович,
кандидат педагогических наук, доцент Астраханский государственный технический университет, г. Астрахань, Россия burovae_65.65@таИ ги
Ключевые слова: профессиональное развитие личности; дезадаптирующие факторы; профилактическое и коррекцион-ное направление; профессиональная физическая культура.
THE MODERN ASPECTS OF PROFESSIONAL PSYSICAL TRAINING INDIVIDUAL DEVELOPMENT
candidate of pedagogical science, assistant professor
Astrakhan State Technical University, Krasnoyars, Russia burovae_65.65@mail. ru
Now days in new political, economic, social conditions in the frame of modern concept of professional education modernization, the development of scientific-methodic bases ofprofessional physical training continues in a number of new directions. The most actual direction in the development of professional physical culture of individual is the preventive-corrective one, that learns the process influence of physical exercises of applied directivity on the correction of psychophysical state of secondary school pupils and the ones ofprofessional institutions of different levels. In this work defined tasks of the preventive and erection trend of preventive-erection professional physical training.
Keywords: the professional personal development; disadapting factors; the preventive and erection trend; professional physical training.
ранительных органов на психолого-педагогическую профилактику на всех этапах развития человека [1].
Возрастание актуальности профилактики и коррекции деви-антного поведения молодежи становится особо очевидной в связи с тем, что напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая, идеологическая обстановка, сложившаяся в современном обществе, обостряет возможность различных отклонений в личностном развитии и поведении молодого поколения.
Однако, факторы, способствующие развитию различных форм девиаций в подростковой и молодежной среде, зависят от тех же личностных особенностей индивида: социальных, биологических, психофизических, психических и т.д. Наличие факторов риска максимально затрудняет развитие профессионально важных качеств, навыков и умений в процессе обучения и негативно сказывается на профессиональном становлении будущего специалиста. Это в свою очередь, влияет на успешность будущей профессиональной деятельности [2].
Так, исследования последних лет показывают, что молодые люди с различными формами социальной дезадаптации, в том числе, предрасположенные к употреблению психоактивных веществ, имеют отклонения в развитии двигательно-координа-ционных актов, являющихся профессионально значимыми для огромного количества существующих современных профессий [4, 6]. Знание взаимосвязи того или иного профессионально-важного качества с одним или нескольким фактором риска позволяет создавать эффективные коррекционно-профилакти-ческие программы и успешно их реализовывать в профессиональном обучении.
В сложившейся ситуации приоритетным направлением борьбы с асоциальными проявлениями, и в первую очередь, в учреждениях профессионального образования различных уровней, является создание системы, которая ориентируется не на
последствия этих проявлений, а на формирующую, способствующую воспитанию положительной самооценки, целеустремленности, гражданской ответственности, самоуважения, формированию здорового образа жизни, альтернативу факторам риска. По мнению специалистов, одно из важных мест в данном направлении должно принадлежать физической культуре и спорту
Профилактическое и коррекционное направление занятий прикладными физическими упражнениями является составной частью профессиональной физической культуры. Основываясь на принципе взаимосвязи, теоретико-методологической основой превентивно-коррекционной физической культуры, так же как и ПФК, служит концепция становления личности профессионала, предусматривающая на основе единства профессионального обучения, воспитания и развития.
Тем не менее, высокая степень специфичности профилактических и коррекционных процессов в условиях профессионального обучения обуславливает необходимость осуществления столь же специфичных и соответствующих направленных физкультурных воздействий на паттерн поведенческих рисков, в том числе профессиональных, что и предопределяет специфичность задач и структуры превентивно-коррекционной профессиональной физической культуры (рис. 1).
Остановимся подробнее на задачах профилактической и коррекционной работы в деятельности преподавателя (учителя) физической культуры.
Профилактическая работа с молодежью в практической деятельности традиционно ориентированна, прежде всего, на стабилизацию психофизического и психоэмоционального состояния, социальную сферу и самосознание детей, такая изначальная ориентация в рамках целостного воздействия вполне возможна, так как предполагает выделение некоторого приоритетного направления при выборе методов и педагогических приемов.
Рис. 1. Структура превентивно-коррекционной профессиональной физической культуры (А.Э. Буров, 2008)
Основными задачами профилактического направления являются:
— формирование общественных и личностных представлений о престижности высокого уровня здоровья и разносторонней физической подготовленности;
— содействие гармоническому физическому развитию, выработка умений использовать физические упражнения, гигиенические факторы и условия внешней среды для укрепления здоровья;
— пропаганда принципов здорового образа жизни и формирование основ самосбережения здоровья и жизненного оптимизма;
— дальнейшее развитие кондиционных (силовых, скоростно-силовых, скоростных, выносливости и гибкости) и координационных способностей как основополагающих компонентов физического здоровья;
— стабилизация и активация основных психических процессов: психических состояний, психических функций, мотивацион-но-потребностной сферы;
— формирование знаний о закономерностях двигательной активности и спортивной тренировки для будущей трудовой (профессиональной) деятельности, выполнения функции материнства, подготовки к службе в армии;
— воспитание неприятия асоциальных форм поведения и закрепление потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом как социально значимыми видами деятельности.
Основными формами превентивно-коррекционной профессиональной физической культуры являются:
— специализированные уроки физической культуры;
— дополнительные (или факультативные) занятия физическими упражнениями, ориентированные на повышение уровня психофизического здоровья и целенаправленное развитие профессиональных компетенций;
— занятия по лечебной физической культуре для обучающихся, относящихся к группе риска по состоянию здоровья;
— физкультурно-оздоровительные мероприятия, направленные на оптимизацию работоспособности, профилактику гиподинамии, переутомления обучающихся в процессе учебно-производственной деятельности;
— внеучебные формы занятий, ориентированные на укрепление здоровья и коррекцию дезадаптирующих факторов (спортивные кружки, секции);
— спортивно-массовые мероприятия (спортивные соревнования, неклассификационные соревнования, Дни здоровья и т.д.);
Исходя из вышеперечисленных задач и форм профилактического и коррекционного направлений, направленных на формирование и развитие целостной личности будущего специалиста в процессе профессионально ориентированных занятий физической культурой, мы можем представить профессионально-прикладное физическое развитие как «целенаправленный процесс воздействия специально подобранными упражнениями превентивно-коррекционной направленности на функции и свойства организма в наибольшей мере соответствующие требованиям избранной профессии».
Применение в учебном процессе средств и методов превен-тивно-коррекционной профессиональной физической культуры не только способствует повышению уровня развития профессионально значимых компетенций будущих специалистов, но и минимизации и преодолению негативных проявлений факторов риска в функционировании большинства систем организма, имеющих прикладное значение для изучаемой профессии. Занятия прикладными видами спорта нормализуют психические состояния (тре-
вожность, агрессивность, эмоциональную устойчивость, нейро-тизм), улучшают работу психических функций (внимания, памяти, мышления). Конечно, степень такой взаимосвязи различна для множества профессий и специальностей, но прослеживаются и общие закономерности.
Несмотря на единство и взаимозависимость профилактики и коррекции, принципы отб
Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.
Профессиональные качества личности специалиста в области физической культуры и спорта
Между тем еще П.Ф. Лесгафт в свое время писал, что педагоги «. не подозревают о физическом образовании, в лучшем случае они говорят о развитии тела». С тех пор, конечно, многое изменилось, но и сейчас педагог озабочен в основном тем, чтобы «вытянуть» отстающего ученика, студента до среднего уровня по своим двигательным показателям. Это свидетельство и результат утилитарной, а не образовательной, не подлинно культурной направленности. П.Ф. Лесгафт считал, что основной задачей школы является образование человека, под которым им понимался весь процесс формирования личности, включая двигательную деятельность под влиянием социально направленных воздействий.
Таким образом, уровень, физической культуры определятся прежде всего степенью образованности в данной области знаний, осознанной потребностью в использовании физических упражнений и других видов двигательной деятельности. На что, по мнению В.М. Игуменова, и должна быть ориентированна современная система профессиональной подготовки: на индивидуальность обучающегося, его творческие интеллектуальные способности с параллельным совершенствованием содержания образования и педагогических технологий, отражающих потребности новых социальных условий. Главным при этом является требование к студенту как к творческой, гармонически развитой личности, способной решать сложные профессиональные задачи в быстро меняющихся социальных условиях. Это влечет за собой планомерные действия по совершенствованию содержания профессионального образования в условиях профессиональной подготовки студентов на основе потребности к самоактуализации, которая представляет собой рефлексивный процесс выявления обучающимися проблем в своей профессиональной деятельности, личностное отношение к этим проблемам с точки зрения ценностных установок и самостоятельная выработка способов разрешения этих проблем. Для этого им потребуются качества, которые пока просматриваются как тенденции по отношению к желаемому будущему. При этом в содержание образования необходимо вкладывать уровни и критерии оценки качеств развития личности, а не только оценку усвоения учебного материала, и не стремится к простому приросту знаний, умений, навыков. В этом плане преподаватель выступает организатором творческой работы, а не простым передатчиком учебной информации.
Н.Н Зволинская, В.И. Маслов, размышляя о путях к идеалу высшего профессионального образования в области физической культуры, отмечают, что уточнение, углубление и расширение представлений о механизмах взаимодействия природного и социального в физической культуре позволяют преодолеть как «социализацию», так и «биологизацию» физкультурного знания, функционально утилитарную направленность физкультурного образования населения. Именно такой социокультурологический подход определяет, по их мнению, кардинальный путь создания нового образа физической культуры, а следовательно и новой цели и содержания физкультурного образования и теоретической подготовки специалистов. В этом плане одним из методологических ориентиров для тех, кто формирует программы, учебные дисциплины, создает учебно-методическую базу, учебники для подготовки специалистов по физической культуре предлагается следующий основополагающий вывод: «суть процесса вхождения в культуру является не просто помещение индивида в какие-то новые условия адаптации, социализации, обучения, а исследовательская развертка целостного содержания культуры не только в символически вербальной, но и предметно-творческой деятельности, или, иными словами, освоение индивидом способов оперирования культурой».
Если перенести эти рассуждения о целях физической культуры на цели и технологии процесса подготовки специалиста, то следует вывод: необходима их переориентация с решения задач обучения, а точнее, с решения задач тренирующей направленности занятия на задачи формирования культуры личности будущего педагога для того, чтобы физическая культура могла стать элементом образа жизни людей, войти в их быт, стать неотъемлемой частью общей культуры и ее носитель, которого мы называем специалистом по физической культуре, должен регулировать ее направленность, способы, результаты с нравственными ценностями и при формировании, сохранении, использовании телесно-двигательных (физических) качеств человека исходить из представлений о нормах и идеалах их красоты. Иначе говоря, обучающая направленность должна «уступить» место коммуникативно-обучающей.
В.В Беляева, Ю.В. Борисов, сравнивая различные подходы оценки профессионального мастерства, приходят к выводу о том, что при различном наборе элементов педагогического мастерства довольно четко просматривается набор компонентов, определяющих его структуру: личностные качества, общие и специальные знания, профессиональные умения и методические технологии.
А.А. Наин определяет критерии оценки профессиональной деятельности педагога по физической культуре в следующей их совокупности: знания в области учебного предмета «физическая культура»; практические умения, чувство нового в работе, педагогический такт, работа по развитию творческого мышления школьников, развитие у учащихся интереса к занятиям физической культурой, умения обеспечивать индивидуальный подход в обучении и воспитании; работа по развитию у учащихся навыков самостоятельных занятий физическими упражнениями; организация внеклассной работы по предмету физическая культура; результаты, достигаемые учащимися.
Требования к уровню подготовки выпускника факультета физической культуры отражены в Государственном образовательном стандарте высшего педагогического образования. Стандартом предусмотрена дифференциация требований по двум основным направлениям подготовки специалистов: образовательном и профессиональном. Требования к уровню профессиональной подготовки включают обобщенные знания и умения по дисциплинам медико-биологического, психолого-педагогического и предметного блока. Данные требования, по мнению О.И. Турчанинова, не удовлетворяют потребности практики подготовки учителя физической культуры, согласно которым при обосновании педагогического образования структурированию подвергается только совокупность знаний и педагогических умений. В этом усматривается невозможность адекватного отражения (как на содержательном, так и на уровне методов) профессиональной деятельности учителя в системе профессионально-педагогической подготовки. Стандарт может являться лишь ориентиром при определении содержания компонентов профессиональной готовности как объекта оценки.
С другой стороны, просматривается позиция ученых, которые признают за стандартом диагностический, нормативный подход к роли, структуре и содержанию образовательного процесса. В этом плане В.П. Беспалько отмечает, что под стандартом образования нужно понимать диагностичное описание минимальных образовательных требований к отдельным сторонам образования или образования в целом, удовлетворяющего следующие условия: оно применимо к вполне определенному педагогически обоснованному образовательному феномену (качеству личности, содержанию учебного предмета, качеству условия), легко вычленяемому из общей структуры образования, но обладающему определенной ценностью; к выполнению в диагностических показаниях качества данного феномена, удовлетворяющих требование полноты описания целей обучения или образования; содержит количественные критерии оценки качества проявления образовательного феномена, сопряженные с адекватной шкалой его оценки; ориентированно на объективные (воспроизводимые методом контроля) качества по всем выделенным показателям.
Н.Д. Есеева подчеркивает, что с точки зрения стандартизации оно как результат может рассматриваться в двух планах:
— модель проектируемого результата, фиксированная в форме образовательного стандарта;
— сам человек, достигший определенного уровня нравственного, интеллектуального, психического, профессионального и социального развития.
В этом плане нельзя согласиться с тем, что общей целью высшего образования должно являться формирование высокого уровня индивидуальной культуры, личностных и профессиональных качеств выпускника высшей школы, диагностируемых как конечный результат работы образовательной организации (вуза), которые представлены определенными унифицированными вне зависимости от формы обучения, типа образовательного учреждения требованиями в форме образовательного стандарта. При этом стандарт должен гарантировать необходимые условия, способствующие овладению обучаемыми профессиональной деятельностью и системой нравственных, мировоззренческих ценностей, а также развитию их потенциальных способностей, интеллекта, формированию мотивации, направленной на саморазвитие, самосовершенствование и самосозидание.
Л.И. Лубышева обращает внимание на то, что изменение целевой направленности физического воспитания, суть которого сводится к формированию физической культуры личности, требует от учебного процесса отказа от командно-строевых методов воспитания и обращение к личности учащегося, к его интересам и потребностям в сфере духовного совершенствования. Между тем, многие педагоги до сих пор понимают физкультурные занятия как занятия на развитие силы, быстроты, выносливости, подготовки к сдаче контрольных и зачетных нормативов. В этом отношении, не умоляя пользы развития физических качеств, нельзя предавать забвению общемировоззренческие, общекультурные ценности физической культуры. Ситуация, сложившаяся в процессе физического воспитания, выдвигает на первый план противоречия между интеллектуализацией, гуманизацией и гуманитаризацией образования и низким общекультурным и общеобразовательным уровнем физического воспитания.
М.Я. Виленский, рассматривая проблему формирования индивидуального опыта творческой деятельности учителя физической культуры, подчеркивает, что преобладание в процессе профессиональной подготовки сугубо практических и теоретико-информационных аспектов, слабая нацеленность учебно-воспитательного процесса на саморазвитие учителя, индивидуально-своеобразную систему его практической деятельности приводят к формированию исполнительского стиля профессиональной деятельности у большинства учителей физической культуры.
Степень выраженности индивидуальности педагога прямо зависит от ориентации на нововведения, профессиональную самооценку и способность к саморегуляции. На основе анализа деятельности опытных педагогов и их отношения к нововведениям в учебном процессе выявляется М.Я. Виленским и три их типа:
Педагог-индивидуальность, в деятельности которого новое присутствует в той мере, в какой он улучшает (совершенствует, дополняет) традиционные принципы и подходы в педагогической деятельности.
Педагог, следующий собственной педагогической концепции, сам формирующий правила своего профессионального поведения, использующий свои подходы, отвечающие его взглядам.
Известно, что педагогическая деятельность имеет те же характеристике, что и любой другой вид человеческой деятельности. Это, прежде всего целеположенность, мотивированность, предметность. К специфической характеристики педагогической деятельности относят ее продуктивность. Н.В. Кузьмина классифицирует пять уровней продуктивности педагогической деятельности:
Все сказанное должно непременно учитываться во всем многообразии структурно-организационных форм подготовки специалистов по физической культуре.
Между тем если в качестве основного критерия для оценки профессионализма специалиста в области физической культуры и спорта брать результаты его работы, то тогда следует исходить из характеристики воспитанности учащихся, а точнее из сформированности уровня физической культуры. Основные положения, определяющие содержания знаний, умений, навыков по дисциплине «физическая культура», отражены в государственном образовательном стандарте, в концепции непрерывного физкультурного воспитания детей и учащейся молодежи. Однако они отражают лишь обобщенные целеполагающие установки и требования, что затрудняет их технологизацию на практике и, более того, не обеспечивает в достаточной степени конкретно содержательную подготовку учителей по физической культуре.
Возникновение современной основополагающей цели физического воспитания (формирование физической культуры личности) подготовлено развитием научной мысли в общей педагогике, психологии, философии и теории физической культуры и реформированием системы образования, отвечающим устремлениям общества к удовлетворению свобод интересов и потребностей личности.
Первая попытка определить сущность физической культуры личности была предпринята еще в начале 20-х годов и формировалась как «осознанное отношение человека к физическому состоянию и развитию своего организма».
А.Д. Новиков и Л.П. Матвеев (1976 г.) под физической культурой личности подразумевают воплощенные в самом человеке результаты использования материальных и духовных ценностей, относящихся к физической культуре в широком смысле слова (т.е. усвоенные человеком физкультурные знания, умения, навыки, достигнутые на основе использования средств физического воспитания, показатели физического развития и подготовленности).
В данном определении выделяются три существенных элемента, характеризующих физическую культуру личности. К ним отнесены: знания, умения, навыки, показатели развития. Их совокупность предполагает органическую взаимосвязь физического и интеллектуального как основу всестороннего развития личности.
М.Я. Виленским и В.А. Беляевой (1985 г.) физическая культура личности представляется как сложное системное динамическое образование, которое характеризуется уровнем ее физического состояния (здоровья, физического развития и подготовленности), осознанием способов достижения этого уровня и проявляется в различных видах спортивно-физкультурной деятельности (познавательной, организаторской, инструкторско-педагогической, собственно практической).
Впервые в теории физического воспитания данное понятие трактуется с позиции психолого-педагогических характеристик. Вводятся такие его определения как системное и динамическое образование, раскрывается содержание физкультурно-спортивной деятельности, подчеркивается взаимосвязь общей культуры и культуры физической, убеждений, ценностных ориентации, а в итоге в целом просматриваются контуры структуры основных составляющих физической культуры личности.
В.К. Бальсевич (1988 г.), рассматривая проблему физической активности человека, выделяет две основные группы ценностей в физической культуре: общественную и личную.
Разделяя понятия «физическая культура личности» и «культура органического тела», В.И. Столяров затрагивает философский вопрос о соотношении телесного и духовного в природе человека, о их единстве в содержании физической культуры личности и противоречии при ее отсутствии.
Рассматривая сущность, содержание и методику формирования профессиональной направленности в физическом воспитании будущих учителей, М.Я. Виленский, Р.С. Сафин (1989 г.) схематично и описательно структурируют физическую культуру личности, добавляя в прежнее определение (М.Я. Виленский, В.А. Беляева) такие значения, как качественное развитие и интегральный результат профессиональной подготовки. В разработанную модель физической культуры личности учителя включаются три основные составляющие: мотивационно-ценностные ориентации личности, физическое совершенство личности, физкультурно-спортивная деятельность.
Существенным также является и то, что М.Я. Виленским и Р.С. Сафиным выделяются четыре уровня развития физической культуры личности: ситуативный, уровень начальной грамотности, уровень образованности, уровень творческого использования.
Таким образом, значение слов «качественное развитие» в определении понятия физическая культура личности, введенное М.Я. Виленским и Р.С. Сафиным, приобретает конкретный критериально-уровневый смысл. Предложенная ими структурная модель создает четкое представление о ее содержании с позиции психолого-педагогических характеристик и многофакторности, определяющей их.
Концепция непрерывного физического образования детей и учащейся молодежи, подготовленная в 1989 году инициативной группой под руководством М.Я Виленского и П.А. Виноградова, ориентировала систему образования, педагогов на новый целевой подход к физическому образованию личности, к ее физической культуре. Целевая установка в физическом воспитании детей и учащейся молодежи определялась:
— требованиями современного этапа развития общества и системы образования к формированию личности;
— необходимостью единства и преемственности физического воспитания на всех ступенях системы образования;
— возможностью ее конкретизации в критериях эффективности воспитательно-образовательного процесса.
Интегральной целью физического воспитания для всех ступеней образования, согласно концепции, выступает физическая культура личности как органичное единство знаний и убеждений, ценностных ориентации и мотивационно-потребностной сферы, физического совершенства и практической деятельности. Данная и последующая концепции развития физической культуры предопределили инновационное целеполагание, отраженное в государственных образовательных стандартах и современных программах по физической культуре, а также видоизменили и социально конкретизировали принципы физического воспитания, что соответствует цели развития физической культуры личности и общества в целом в самом широком понимание этого смысла, отраженного в программе 1991 года Л.И. Лубышевой и Г.М. Грузных. Их теоретико-методологическое обоснование воспитания физической культуры студентов внесло определенный вклад в развитие теории и практики, в понимание социально-исторической необходимости видоизменения приоритетов физической культуры.
Основные идеи и направления формирования физической культуры личности представляются автором теоретико-методологического основания данного процесса через создание и реализацию концептуальных положений развития физического воспитания. Их сущность заключается в следующем: в либерализации процесса воспитания; в гуманизации процесса воспитания в непрерывном развитии процесса воспитания физической культуры; в гармонизации содержания воспитания.
При этом основные концептуальные положения концентрируются в перечень принципов формирования физической культуры. Основополагающим объявляется принцип единства мировоззренческого, интеллектуального и телесного компонентов в формировании физической культуры личности. Суть принципа деятельностного подхода к освоению физкультурно-спортивной практики заключается в реализации ценностей физической культуры включением человека в процесс самообразования и самосовершенствования. Следующий принцип вариативности и многообразия воспитания физической культуры основывается на индивидуализации и дифференциации данного процесса. И, наконец, принцип оптимизации воспитания физической культуры определяет необходимость достаточности физических нагрузок в организации педагогических воздействий, строго сбалансированных с индивидуальными особенностями.
В этот период времени и последующие годы в литературных источниках просматриваются и дальнейшие попытки осмысления и развития теории воспитания физической культуры и формирования физической культуры личности.
Физическая культура личности представляется как специфическая деятельность человека, направленная на физическое совершенствование, которая объективно фиксирует его участие в физкультурных занятиях. Системное моделирование содержания физической культуры личности дает возможность конкретизировать цель физического воспитания, объяснить причины участия или неучастия человека в физкультурных занятиях, уточнить саму категорию «физическая культура».
Физическая культура личности определяется и как ее потребность и способность к максимальной самореализации в качестве социально (ориентированного на воздействие с другим) и индивидуально-значимого субъекта на основе использования средств, отпущенных природой (телеснодвигательные характеристики) и преобразованных в соответствии с принципами культурообразованности в пределах их нормального функционирования.
В этом отношении разработанная М.Я. Виленским и Г.М. Соловьевым структура физической культуры личности в наибольшей степени отвечает требованиям технологического обеспечения ее формирования. Она включает пять основных составляющих, двадцать семь качественных компонентов и сорок шесть их признаков. Содержание ее определяется как социально-детерминированная область общей культуры человека, представляющая собой качественное, системное, динамическое состояние, характеризующееся определенным уровнем специальной образованности, физического совершенства, мотивационно-ценностных ориентации и социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и интегрированных в ее физкультурно-спортивную деятельность, культуру и образ жизни, духовность и психофизическое здоровье.
На наш взгляд, в данной совокупности составляющих физическая культура личности является сложным системным образованием. Все представленные в ней элементы имеют тесную взаимосвязь, дополняют и обусловливают друг друга.
В соответствии с технической структурой физической культуры личности конкретизируются и ее уровни, а из их содержания представляется и технологическая модель профессиональной готовности специалистов в данной области.
Социальный заказ в сфере физической культуры определяет обобщенную и технологическую структуру целеполагающей установки государственного образовательного стандарта, детерминируя одновременно и социальный заказ на подготовку специалистов в области физической культуры и спорта, а также обобщенную цель и технологическую структуру его физической культуры, а по сути, профессионально-личностных качеств. Последние в совокупности с функциональной составляющей процесса формирования физической культуры учащихся и педагогическими умениями определяют, в целом, технологическую составляющую профессиограммы учителя физической культуры и замыкаются на его профессиональной готовности. Степень выраженности ее уровней детерминирует результаты профессионально-педагогической деятельности и проявляется в уровнях физической культуры учащегося. В итоге физическая культура личности ученика является по существу и содержанию отражением данной культуры учителя и одновременно производной его профессиональной подготовки.
Профессиональная готовность специалиста в области физической культуры и спорта определяется профессиональными знаниями, степенью их абстракции, обоснованностью, осознанностью, интеллектуальными способностями к объяснению, переносу, анализу, синтезу, прогнозированию, конструктивно-проектным действиям, творческим умениям формирования знаний.
Педагогическая культура личности специалиста в области физической культуры и спорта состоит из блока мотивационно-ценностных ориентации, интересов, установок, убеждений, потребностей, имеющих как личностно-значимую, так и социально-значимую основу. Его физическое совершенство определяет специфическую профессиональную готовность наглядно трансформировать двигательные умения и навыки в сознание обучающихся.
Социально-духовные ценности детерминируют общекультурный кругозор специалиста в области физической культуры и спорта, определяют культурологическую сообразность его педагогической деятельности, гуманизируют и демократизируют процесс обучения и воспитания. Физкультурно-спортивная деятельность (прикладная, образовательная, пропагандистская и другие) отражает профессионально ценностные ориентации личности специалиста в области физической культуры и спорта, его культуру здорового образа жизни, интересы, потребности, убеждения, мировоззренческие взгляды, активность и гражданскую позицию.
Однако при всей структурной технологичности данной модели (отражающей необходимость взаимосвязи содержания целевой установки по дисциплине «физическая культура» и содержание государственного образовательного стандарта подготовки специалиста в данной области) она должна быть представлена еще с позиции тенденций гуманизации современного Российского образования, системы физической культуры и спорта, как относительно самостоятельная по своему направлению технологическая модель. Ибо постоянное совершенствование системы образования и физической культуры, превращение их в действенный фактор общественного и профессионального становления будущего специалиста невозможно вне контекста гуманистических ценностей общества.