На чем основывается современная концепция личности профессионала в физкультуре кратко

Современные концепции личности

Современные концепции личности

В настоящее время нет общепринятого мнения о том, какой подход в изучении личности наиболее эффективен для объяснения основных фактов поведения человека. На данный момент сосуществуют разные альтернативные теории, описывающие личность как интегрирующее целое и вместе с тем объясняющие различия между людьми. В большинстве теоретических определений личность рассматривается как общая идея индивидуальных различий, как гипотетическая структура, как процесс развития на протяжении жизни, а также как сущность, объясняющая стабильные формы поведения. Сфера исследований личности пытается синтезировать и интегрировать соответствующие принципы из всех областей.

Основные функции теорий личности

1. Обеспечение понятийной основы, чтобы объяснять какиелибо классы наблюдаемых, взаимосвязанных явлений

2. Предсказание событий и связей, до сих пор не изучавшихся.

Теории личности фокусируются на следующих аспектах поведения человека: структура мотивации, развитие, психопатология, психическое здоровье, изменение поведения посредством психотерапии. Теории личности основываются на разных исходных положениях о природе человека.

Отечественные теории личности

А. Мясищев, Смирнов, Малышев. Личность это система отношений, отношения это компоненты структуры. Например, Мясищев утверждал, что личность как социальный продукт определяется прежде всего социальным значением направленности (т.е. «доминирующего свойства, подчиняющего себе другие и определяющие жизненный путь человека «). Уровень личности выражается степенью его сознательности, идейным богатством и т.д., и т.п. Если доминирующее отношение охватывает все стороны личности, то она характеризуется цельностью.

Недостатком подобного рода понимания личности является нечеткость, многозначность.

Б. Ананьев, Платонов, Мерлин. Личность не весь человек, а лишь его социальные качества, это не просто субъект деятельности. Основные компоненты структуры личности «некие абстрактные духовные образования «. Ананьев считал, что личностью становится любой индивид в той мере, в какой он начинает сознательно определяться. Личность характеризуется совокупностью общественных отношений и определяемой ими позицией в обществе.

Платонов: концепция динамической функциональной структуры личности. Выделяет 4 подструктуры взаимосвязанные стороны личности (группы качеств): 1) социальная подструктура (направленность, отношения, мораль не имеют непосредственно природных задатков и формируются путем воспитания); 2) подструктура опыта (знания, умения, навыки, привычки); 3) подструктура форм отражения (тип памяти и т.д); 4) биологически обусловленная подструктура биологические свойства (темперамент, возраст, патологии. ).

В. Рубинштейн. Личность это совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия. Этого определения придерживаются многие исследователи, но оно слишком общее.

Зарубежные теории личности

Психоанализ. З.Фрейд: личность включает в себя 3 структурных компонента: Ид (инстинктивное ядро личности, подчиняется принципу удовольствия), Эго (рациональная часть личности, принцип реальности), СуперЭго (формируется последним, это моральная сторона личности). Развитие личности соответствует психосексуальному развитию человека. Стадии: оральная, анальная, фаллическая (комплексы: Эдипов, Электры), латентная, генитальная. Зрелая личность способная и стремящаяся работать, чтобы создать нечто полезное и ценное, способная любить другого человека «ради него самого «.

Индивидуальная психология. А.Адлер: люди стараются компенсировать чувство собственной неполноценности, которое испытывали в детстве. Отсюда борьба за превосходство (или стремление к власти). Такие импульсы присутствуют в каждом человеке. Для достижения своих фиктивных целей человек вырабатывает свой уникальный стиль жизни (наиболее отчетливо проявляется в решении трех задач: работа, дружба и любовь). На формирование личности влияет порядок рождения. Последний конструкт личности социальный интерес (внутренняя тенденция человека к участию в создании идеального общества). Степень его выраженности показатель психологического здоровья.

Аналитическая психология. К.Г.Юнг: личность состоит из 3 взаимодействующих структур: Эго (все то, что человек осознает), личное бессознательное (все подавленное и комплексы), коллективное бессознательное (состоит из архетипов, в которых заключен весь опыт человечества). Личность может достичь равновесия лишшь в результате длительного процесса психологического созревания (индивидуации), когда человек может признать все скрытые и игнорируемые им стороны собственной личности как на бессознательном, так и на сознательном уровнях.

Неофрейдизм. Э.Эриксон, Э.Фромм, К.Хорни. Придается особое значение Эго и его функциям. Эриксон: Эго это автономная структура, в своем развитии проходит 8 универсальных стадий. Э.Фромм: на личность особенно влияют социальные и культурные факторы.

Диспозициональная психология. Г.Олпорт, Р.Кеттелл, Г.Айзенк. Люди обладают некими устойчивыми внутренними качествами, сохраняющимися со временем в различных ситуациях. Олпорт (первый выдвинул теорию черт личности): личность это динамическая организация тех внутренних психических процессов, которые определяют характерное для нее поведение и мышление.

Бихевиоризм. Б.Скиннер: личность это результат взаимодействия индивида (с его жизненным опытом) и окружающей среды. Поведение детерминированно, предсказуемо и контролируется окружением. Отвергается идея о внутренних автономных факторах как причинах действий человека, а также физиологогенетическое объяснение поведения.

Социальнокогнитивное направление. А.Бандура, Дж.Роттер. Личность результат взаимодействия поведения и факторов окружающей среды; центральную роль играют когнитивные компоненты. Роттер рассматривал личность через призму локуса контроля.

Когнитивная психология. Дж.Келли теория личных конструктов (моделей мира), система которых образует личность. Для объяснения мотивации не нужны никакие специальные концепции, главное то, как человек объясняет любое событие.

Гуманистическая психология. А. Маслоу: личность определяется через иерархию потребностей.

Феноменологический подход. К. Роджерс: поведение можно понять с точки зрения субъективных переживаний. Единственная реальность это личный мир переживаний человека, это и есть личность. Центральное место занимает Я-концепция.

Источник

Физическая культура и личность [Развитие]

Основны­ми задачами физического воспитания следует считать направленное развитие личностных качеств, соци­ально и профессионально необходимых в современных усло­виях, подбор адекватных средств и методов двигательной активности для развития внимания, памяти, мышления, воображения, стрессоустойчивости. Это связано с тем, что профессионализм как интегрирующее качество человека предполагает высокий уровень социокультурных и психо­логических качеств и свойств личности.

Одна из основных тенденций в образователь­ной сфере заключается в усилении социальной направленности воспитания, в том числе физического, людей, лично сориенти­рованных на профессионально значимые и культурные ценно­сти, способных к саморазвитию и творчеству. Оно состоит не только в передаче профессиональных знаний, умений, навыков, но и в обучении формам межличностных отношений, взаимо­действия и коммуникации, которые имеют очень важное значе­ние в трудовой практике и заслуживают большого внимания.

Развитие качеств личности

Занятия физическими упражнениями должны вызывать положительные эмоции, а их результаты — содействовать фор­мированию черт характера будущего специалиста.

Так, преодоление препятствий, собственных слабостей спо­собствует выработке трудолюбия, смелости, настойчивости, упорства, т. е. важнейших волевых качеств, которые должны являться стержнем личности профессионала.

Практически все виды двигательной активности, включая спортивные и подвижные игры, единоборства, особенно под­ходят для приобретения таких социальных качеств, как тер­пимость, готовность прийти на помощь, способность к сотруд­ничеству, умение вести себя в конфликтных ситуациях.

Целенаправленная двигательная активность способствует снижению уровня агрессивности в обществе, а также выпол­няет функции социальной интеграции (объединения пред­ставителей различных слоёв общества, поколений, культур и т.д.). Поэтому преподавание физического воспитания в учебных заведениях должно быть организовано так, чтобы обеспечить реальную возможность приобретать опыт взаимодействия с людьми.

Развитие оперативного мыш­ления

Правильное, но несвоевременное решение задачи может стать причиной ошибки. В связи с этим на передний план вы­ступает необходимость совершенствования оперативного мыш­ления.

Развитие предвидения

Важное профессиональное значение имеет совершенство­вание антиципирующих реакций (предвидения), которые характерны для деятельности, требующей умения адекватно реагировать на создавшуюся ситуацию.

Развитие внимания

Никакая деятельность невозможна без внимания. Человек, обладающий развитым вниманием, отличается высокой ак­тивностью и работоспособностью, проявляющимися в любом виде деятельности (учёба, общественная работа, труд). Имен­но этим и вызвана необходимость использования разработан­ных в психофизиологии спорта специальных средств и мето­дов повышения произвольного внимания.

Методы развития качеств личности

Достижение ожидаемого эффекта от использования целе­направленных средств воздействия возможно лишь при дол­госрочном и спланированном процессе тренировки.

Упражнения

Для развития социально и профессионально важных ка­честв личности используются средства и методы физического воспита­ния, основанные на результатах психофизиологических ис­следований: аутотренинг; релаксационные упражнения; точ­ностные упражнения с чередованием напряжения и расслаб­ления; упражнения, повышающие стрессоустойчивость.

Социокультурный подход

Социокультурный подход обучения предполагает обмен ролями, т. е. функциями арбитра; члена и председателя судейской кол­легии, спортивного жюри; тренера; организатора и т. д. Это позволяет ставить себя на место другого человека и тем самым совершенствовать межличностные отношения. Социальное обучение помогает вырабатывать формы взаимоотношений в обществе, основанные на нравственных принципах.

Спортивные игры и единоборства

С помощью коллективных спортивных игр воспитываются умения правильно строить отношения с другими людьми, от­стаивать свои позиции, признавать собственные ошибки.

Следует помнить, что игровое поведение чётко определено правилами. Их изучение и соблюдение в процессе занятий фи­зическими упражнениями способствуют развитию опыта меж­личностного общения, усвоению норм поведения в обществе. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

В единоборствах и спортивных играх моделируются про­блемные ситуации, с которыми приходится сталкиваться на производстве и в быту.

Целенаправ­ленными занятиями единоборствами, спортивными и подвижны­ми играми, различными видами гимнастики обеспечивается развитие функций, регулирующих временные параметры движения, к которым относится функ­ция предвидения.

Дифференцировки

Освоение на уроках физической культуры специальных ме­тодов выполнения движений, дифференцировок (во времени, пространстве, мышечных усилий) способствует тренировке памяти, укреплению нервно-эмоциональной сферы. Особое значение при этом приобретают идеомоторный и информаци­онный методы тренировок.

Источник

Физическая культура личности

На чем основывается современная концепция личности профессионала в физкультуре кратко. Смотреть фото На чем основывается современная концепция личности профессионала в физкультуре кратко. Смотреть картинку На чем основывается современная концепция личности профессионала в физкультуре кратко. Картинка про На чем основывается современная концепция личности профессионала в физкультуре кратко. Фото На чем основывается современная концепция личности профессионала в физкультуре кратко На чем основывается современная концепция личности профессионала в физкультуре кратко. Смотреть фото На чем основывается современная концепция личности профессионала в физкультуре кратко. Смотреть картинку На чем основывается современная концепция личности профессионала в физкультуре кратко. Картинка про На чем основывается современная концепция личности профессионала в физкультуре кратко. Фото На чем основывается современная концепция личности профессионала в физкультуре кратко На чем основывается современная концепция личности профессионала в физкультуре кратко. Смотреть фото На чем основывается современная концепция личности профессионала в физкультуре кратко. Смотреть картинку На чем основывается современная концепция личности профессионала в физкультуре кратко. Картинка про На чем основывается современная концепция личности профессионала в физкультуре кратко. Фото На чем основывается современная концепция личности профессионала в физкультуре кратко На чем основывается современная концепция личности профессионала в физкультуре кратко. Смотреть фото На чем основывается современная концепция личности профессионала в физкультуре кратко. Смотреть картинку На чем основывается современная концепция личности профессионала в физкультуре кратко. Картинка про На чем основывается современная концепция личности профессионала в физкультуре кратко. Фото На чем основывается современная концепция личности профессионала в физкультуре кратко

На чем основывается современная концепция личности профессионала в физкультуре кратко. Смотреть фото На чем основывается современная концепция личности профессионала в физкультуре кратко. Смотреть картинку На чем основывается современная концепция личности профессионала в физкультуре кратко. Картинка про На чем основывается современная концепция личности профессионала в физкультуре кратко. Фото На чем основывается современная концепция личности профессионала в физкультуре кратко

На чем основывается современная концепция личности профессионала в физкультуре кратко. Смотреть фото На чем основывается современная концепция личности профессионала в физкультуре кратко. Смотреть картинку На чем основывается современная концепция личности профессионала в физкультуре кратко. Картинка про На чем основывается современная концепция личности профессионала в физкультуре кратко. Фото На чем основывается современная концепция личности профессионала в физкультуре кратко

Физическая культура личности.

Физическую культуру человека можно формировать и поддерживать только с помощью регулярной физической активности.

Чем больше средств физической культуры включены в образ жизни, тем более разносторонний характер носит физическая подготовленность человека. Социологические исследования показали положительное влияние физкультурно-спортивной деятельности на здоровье, творческую и социальную активность и успеваемость студентов.

Рассматривая физическую культуру личности в конкретных условиях, необходимо учитывать особенности взаимодействия внутренних и внешних факторов, обуславливающих специфику ее формирования, развития и проявления. К внутренним индивидуальным факторам относятся возраст, пол, состояние здоровья, уровень физического развития, система ценностей, установок, мотивов. К внешним факторам относятся: характер и условия труда, место жительства, уровень материальной обеспеченности, семейное положение, продолжительность свободного времени влияние микро­окружения, средств массовой информации, наличие условий для занятий физкультурой и спортом.

Этап становления можно считать центральным или кульминационным в развитии физической культуры личности. В возрасте от 18 до 25 лег, в основном, заканчивается становление морфологических и функциональных характеристик развития организма, формирование основных физических качеств, жизненно необходимых двигательных умений и навыков. Именно в этом периоде заканчивается реализация государственной программы по физическому воспитанию студентов, происходит существенное изменение ценностных ориентации на физическую культуру. Естественная биологическая потребность в движении и радость от занятий физическими упражнениями в детском и юношеском возрасте сменяется осознанием значимости этих занятий для укрепления здоровья, эффективности труда и общественной активности личности. В то же время вопросы физического совершенствования становятся второстепенными и менее значимыми по сравнению с вопросами получения профессиональной подготовки, трудоустройства, служебной карьеры, общественной деятельности, создания семьи и воспитания детей.

В настоящее время во всем мире сложилось положение, при котором наблюдается спад физкультурно-оздоровительной активности людей после 25 лет. А это может привести к тому, что в наиболее эффективный период трудовой деятельности человек будет сопровождаться угасанием его физи­ческих способностей, и, следовательно, ухудшением состояния здоровья и снижением производительности труда. Отсюда вытекает одна из центральных задач, стоящих перед кафедрами физического воспитания вузов: формирование у студентов положительного отношения к физической культуре, к овладению практическими навыками здорового образа жизни.

Источник

научная статья по теме Современные аспекты развития профессиональной физической культуры личности Биология

На чем основывается современная концепция личности профессионала в физкультуре кратко. Смотреть фото На чем основывается современная концепция личности профессионала в физкультуре кратко. Смотреть картинку На чем основывается современная концепция личности профессионала в физкультуре кратко. Картинка про На чем основывается современная концепция личности профессионала в физкультуре кратко. Фото На чем основывается современная концепция личности профессионала в физкультуре кратко

Цена:

Авторы работы:

БУРОВ АЛЕКСАНДР ЭДУАРДОВИЧ

Научный журнал:

Год выхода:

Текст научной статьи на тему «Современные аспекты развития профессиональной физической культуры личности»

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

Буров Александр Эдуардович,

кандидат педагогических наук, доцент Астраханский государственный технический университет, г. Астрахань, Россия burovae_65.65@таИ ги

Ключевые слова: профессиональное развитие личности; дезадаптирующие факторы; профилактическое и коррекцион-ное направление; профессиональная физическая культура.

THE MODERN ASPECTS OF PROFESSIONAL PSYSICAL TRAINING INDIVIDUAL DEVELOPMENT

candidate of pedagogical science, assistant professor

Astrakhan State Technical University, Krasnoyars, Russia burovae_65.65@mail. ru

Now days in new political, economic, social conditions in the frame of modern concept of professional education modernization, the development of scientific-methodic bases ofprofessional physical training continues in a number of new directions. The most actual direction in the development of professional physical culture of individual is the preventive-corrective one, that learns the process influence of physical exercises of applied directivity on the correction of psychophysical state of secondary school pupils and the ones ofprofessional institutions of different levels. In this work defined tasks of the preventive and erection trend of preventive-erection professional physical training.

Keywords: the professional personal development; disadapting factors; the preventive and erection trend; professional physical training.

ранительных органов на психолого-педагогическую профилактику на всех этапах развития человека [1].

Возрастание актуальности профилактики и коррекции деви-антного поведения молодежи становится особо очевидной в связи с тем, что напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая, идеологическая обстановка, сложившаяся в современном обществе, обостряет возможность различных отклонений в личностном развитии и поведении молодого поколения.

Однако, факторы, способствующие развитию различных форм девиаций в подростковой и молодежной среде, зависят от тех же личностных особенностей индивида: социальных, биологических, психофизических, психических и т.д. Наличие факторов риска максимально затрудняет развитие профессионально важных качеств, навыков и умений в процессе обучения и негативно сказывается на профессиональном становлении будущего специалиста. Это в свою очередь, влияет на успешность будущей профессиональной деятельности [2].

Так, исследования последних лет показывают, что молодые люди с различными формами социальной дезадаптации, в том числе, предрасположенные к употреблению психоактивных веществ, имеют отклонения в развитии двигательно-координа-ционных актов, являющихся профессионально значимыми для огромного количества существующих современных профессий [4, 6]. Знание взаимосвязи того или иного профессионально-важного качества с одним или нескольким фактором риска позволяет создавать эффективные коррекционно-профилакти-ческие программы и успешно их реализовывать в профессиональном обучении.

В сложившейся ситуации приоритетным направлением борьбы с асоциальными проявлениями, и в первую очередь, в учреждениях профессионального образования различных уровней, является создание системы, которая ориентируется не на

последствия этих проявлений, а на формирующую, способствующую воспитанию положительной самооценки, целеустремленности, гражданской ответственности, самоуважения, формированию здорового образа жизни, альтернативу факторам риска. По мнению специалистов, одно из важных мест в данном направлении должно принадлежать физической культуре и спорту

Профилактическое и коррекционное направление занятий прикладными физическими упражнениями является составной частью профессиональной физической культуры. Основываясь на принципе взаимосвязи, теоретико-методологической основой превентивно-коррекционной физической культуры, так же как и ПФК, служит концепция становления личности профессионала, предусматривающая на основе единства профессионального обучения, воспитания и развития.

Тем не менее, высокая степень специфичности профилактических и коррекционных процессов в условиях профессионального обучения обуславливает необходимость осуществления столь же специфичных и соответствующих направленных физкультурных воздействий на паттерн поведенческих рисков, в том числе профессиональных, что и предопределяет специфичность задач и структуры превентивно-коррекционной профессиональной физической культуры (рис. 1).

Остановимся подробнее на задачах профилактической и коррекционной работы в деятельности преподавателя (учителя) физической культуры.

Профилактическая работа с молодежью в практической деятельности традиционно ориентированна, прежде всего, на стабилизацию психофизического и психоэмоционального состояния, социальную сферу и самосознание детей, такая изначальная ориентация в рамках целостного воздействия вполне возможна, так как предполагает выделение некоторого приоритетного направления при выборе методов и педагогических приемов.

Рис. 1. Структура превентивно-коррекционной профессиональной физической культуры (А.Э. Буров, 2008)

Основными задачами профилактического направления являются:

— формирование общественных и личностных представлений о престижности высокого уровня здоровья и разносторонней физической подготовленности;

— содействие гармоническому физическому развитию, выработка умений использовать физические упражнения, гигиенические факторы и условия внешней среды для укрепления здоровья;

— пропаганда принципов здорового образа жизни и формирование основ самосбережения здоровья и жизненного оптимизма;

— дальнейшее развитие кондиционных (силовых, скоростно-силовых, скоростных, выносливости и гибкости) и координационных способностей как основополагающих компонентов физического здоровья;

— стабилизация и активация основных психических процессов: психических состояний, психических функций, мотивацион-но-потребностной сферы;

— формирование знаний о закономерностях двигательной активности и спортивной тренировки для будущей трудовой (профессиональной) деятельности, выполнения функции материнства, подготовки к службе в армии;

— воспитание неприятия асоциальных форм поведения и закрепление потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом как социально значимыми видами деятельности.

Основными формами превентивно-коррекционной профессиональной физической культуры являются:

— специализированные уроки физической культуры;

— дополнительные (или факультативные) занятия физическими упражнениями, ориентированные на повышение уровня психофизического здоровья и целенаправленное развитие профессиональных компетенций;

— занятия по лечебной физической культуре для обучающихся, относящихся к группе риска по состоянию здоровья;

— физкультурно-оздоровительные мероприятия, направленные на оптимизацию работоспособности, профилактику гиподинамии, переутомления обучающихся в процессе учебно-производственной деятельности;

— внеучебные формы занятий, ориентированные на укрепление здоровья и коррекцию дезадаптирующих факторов (спортивные кружки, секции);

— спортивно-массовые мероприятия (спортивные соревнования, неклассификационные соревнования, Дни здоровья и т.д.);

Исходя из вышеперечисленных задач и форм профилактического и коррекционного направлений, направленных на формирование и развитие целостной личности будущего специалиста в процессе профессионально ориентированных занятий физической культурой, мы можем представить профессионально-прикладное физическое развитие как «целенаправленный процесс воздействия специально подобранными упражнениями превентивно-коррекционной направленности на функции и свойства организма в наибольшей мере соответствующие требованиям избранной профессии».

Применение в учебном процессе средств и методов превен-тивно-коррекционной профессиональной физической культуры не только способствует повышению уровня развития профессионально значимых компетенций будущих специалистов, но и минимизации и преодолению негативных проявлений факторов риска в функционировании большинства систем организма, имеющих прикладное значение для изучаемой профессии. Занятия прикладными видами спорта нормализуют психические состояния (тре-

вожность, агрессивность, эмоциональную устойчивость, нейро-тизм), улучшают работу психических функций (внимания, памяти, мышления). Конечно, степень такой взаимосвязи различна для множества профессий и специальностей, но прослеживаются и общие закономерности.

Несмотря на единство и взаимозависимость профилактики и коррекции, принципы отб

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Источник

Профессиональные качества личности специалиста в области физической культуры и спорта

Между тем еще П.Ф. Лесгафт в свое время писал, что педагоги «. не подозревают о физическом образовании, в лучшем случае они говорят о развитии тела». С тех пор, конечно, многое изменилось, но и сейчас педагог озабочен в основном тем, чтобы «вытянуть» отстающего ученика, студента до среднего уровня по своим двигательным показателям. Это свидетельство и результат утилитарной, а не образовательной, не подлинно культурной направленности. П.Ф. Лесгафт считал, что основной задачей школы является образование человека, под которым им понимался весь процесс формирования личности, включая двигательную деятельность под влиянием социально направленных воздействий.

Таким образом, уровень, физической культуры определятся прежде всего степенью образованности в данной области знаний, осознанной потребностью в использовании физических упражнений и других видов двигательной деятельности. На что, по мнению В.М. Игуменова, и должна быть ориентированна современная система профессиональной подготовки: на индивидуальность обучающегося, его творческие интеллектуальные способности с параллельным совершенствованием содержания образования и педагогических технологий, отражающих потребности новых социальных условий. Главным при этом является требование к студенту как к творческой, гармонически развитой личности, способной решать сложные профессиональные задачи в быстро меняющихся социальных условиях. Это влечет за собой планомерные действия по совершенствованию содержания профессионального образования в условиях профессиональной подготовки студентов на основе потребности к самоактуализации, которая представляет собой рефлексивный процесс выявления обучающимися проблем в своей профессиональной деятельности, личностное отношение к этим проблемам с точки зрения ценностных установок и самостоятельная выработка способов разрешения этих проблем. Для этого им потребуются качества, которые пока просматриваются как тенденции по отношению к желаемому будущему. При этом в содержание образования необходимо вкладывать уровни и критерии оценки качеств развития личности, а не только оценку усвоения учебного материала, и не стремится к простому приросту знаний, умений, навыков. В этом плане преподаватель выступает организатором творческой работы, а не простым передатчиком учебной информации.

Н.Н Зволинская, В.И. Маслов, размышляя о путях к идеалу высшего профессионального образования в области физической культуры, отмечают, что уточнение, углубление и расширение представлений о механизмах взаимодействия природного и социального в физической культуре позволяют преодолеть как «социализацию», так и «биологизацию» физкультурного знания, функционально утилитарную направленность физкультурного образования населения. Именно такой социокультурологический подход определяет, по их мнению, кардинальный путь создания нового образа физической культуры, а следовательно и новой цели и содержания физкультурного образования и теоретической подготовки специалистов. В этом плане одним из методологических ориентиров для тех, кто формирует программы, учебные дисциплины, создает учебно-методическую базу, учебники для подготовки специалистов по физической культуре предлагается следующий основополагающий вывод: «суть процесса вхождения в культуру является не просто помещение индивида в какие-то новые условия адаптации, социализации, обучения, а исследовательская развертка целостного содержания культуры не только в символически вербальной, но и предметно-творческой деятельности, или, иными словами, освоение индивидом способов оперирования культурой».

Если перенести эти рассуждения о целях физической культуры на цели и технологии процесса подготовки специалиста, то следует вывод: необходима их переориентация с решения задач обучения, а точнее, с решения задач тренирующей направленности занятия на задачи формирования культуры личности будущего педагога для того, чтобы физическая культура могла стать элементом образа жизни людей, войти в их быт, стать неотъемлемой частью общей культуры и ее носитель, которого мы называем специалистом по физической культуре, должен регулировать ее направленность, способы, результаты с нравственными ценностями и при формировании, сохранении, использовании телесно-двигательных (физических) качеств человека исходить из представлений о нормах и идеалах их красоты. Иначе говоря, обучающая направленность должна «уступить» место коммуникативно-обучающей.

В.В Беляева, Ю.В. Борисов, сравнивая различные подходы оценки профессионального мастерства, приходят к выводу о том, что при различном наборе элементов педагогического мастерства довольно четко просматривается набор компонентов, определяющих его структуру: личностные качества, общие и специальные знания, профессиональные умения и методические технологии.

А.А. Наин определяет критерии оценки профессиональной деятельности педагога по физической культуре в следующей их совокупности: знания в области учебного предмета «физическая культура»; практические умения, чувство нового в работе, педагогический такт, работа по развитию творческого мышления школьников, развитие у учащихся интереса к занятиям физической культурой, умения обеспечивать индивидуальный подход в обучении и воспитании; работа по развитию у учащихся навыков самостоятельных занятий физическими упражнениями; организация внеклассной работы по предмету физическая культура; результаты, достигаемые учащимися.

Требования к уровню подготовки выпускника факультета физической культуры отражены в Государственном образовательном стандарте высшего педагогического образования. Стандартом предусмотрена дифференциация требований по двум основным направлениям подготовки специалистов: образовательном и профессиональном. Требования к уровню профессиональной подготовки включают обобщенные знания и умения по дисциплинам медико-биологического, психолого-педагогического и предметного блока. Данные требования, по мнению О.И. Турчанинова, не удовлетворяют потребности практики подготовки учителя физической культуры, согласно которым при обосновании педагогического образования структурированию подвергается только совокупность знаний и педагогических умений. В этом усматривается невозможность адекватного отражения (как на содержательном, так и на уровне методов) профессиональной деятельности учителя в системе профессионально-педагогической подготовки. Стандарт может являться лишь ориентиром при определении содержания компонентов профессиональной готовности как объекта оценки.

С другой стороны, просматривается позиция ученых, которые признают за стандартом диагностический, нормативный подход к роли, структуре и содержанию образовательного процесса. В этом плане В.П. Беспалько отмечает, что под стандартом образования нужно понимать диагностичное описание минимальных образовательных требований к отдельным сторонам образования или образования в целом, удовлетворяющего следующие условия: оно применимо к вполне определенному педагогически обоснованному образовательному феномену (качеству личности, содержанию учебного предмета, качеству условия), легко вычленяемому из общей структуры образования, но обладающему определенной ценностью; к выполнению в диагностических показаниях качества данного феномена, удовлетворяющих требование полноты описания целей обучения или образования; содержит количественные критерии оценки качества проявления образовательного феномена, сопряженные с адекватной шкалой его оценки; ориентированно на объективные (воспроизводимые методом контроля) качества по всем выделенным показателям.

Н.Д. Есеева подчеркивает, что с точки зрения стандартизации оно как результат может рассматриваться в двух планах:

— модель проектируемого результата, фиксированная в форме образовательного стандарта;

— сам человек, достигший определенного уровня нравственного, интеллектуального, психического, профессионального и социального развития.

В этом плане нельзя согласиться с тем, что общей целью высшего образования должно являться формирование высокого уровня индивидуальной культуры, личностных и профессиональных качеств выпускника высшей школы, диагностируемых как конечный результат работы образовательной организации (вуза), которые представлены определенными унифицированными вне зависимости от формы обучения, типа образовательного учреждения требованиями в форме образовательного стандарта. При этом стандарт должен гарантировать необходимые условия, способствующие овладению обучаемыми профессиональной деятельностью и системой нравственных, мировоззренческих ценностей, а также развитию их потенциальных способностей, интеллекта, формированию мотивации, направленной на саморазвитие, самосовершенствование и самосозидание.

Л.И. Лубышева обращает внимание на то, что изменение целевой направленности физического воспитания, суть которого сводится к формированию физической культуры личности, требует от учебного процесса отказа от командно-строевых методов воспитания и обращение к личности учащегося, к его интересам и потребностям в сфере духовного совершенствования. Между тем, многие педагоги до сих пор понимают физкультурные занятия как занятия на развитие силы, быстроты, выносливости, подготовки к сдаче контрольных и зачетных нормативов. В этом отношении, не умоляя пользы развития физических качеств, нельзя предавать забвению общемировоззренческие, общекультурные ценности физической культуры. Ситуация, сложившаяся в процессе физического воспитания, выдвигает на первый план противоречия между интеллектуализацией, гуманизацией и гуманитаризацией образования и низким общекультурным и общеобразовательным уровнем физического воспитания.

М.Я. Виленский, рассматривая проблему формирования индивидуального опыта творческой деятельности учителя физической культуры, подчеркивает, что преобладание в процессе профессиональной подготовки сугубо практических и теоретико-информационных аспектов, слабая нацеленность учебно-воспитательного процесса на саморазвитие учителя, индивидуально-своеобразную систему его практической деятельности приводят к формированию исполнительского стиля профессиональной деятельности у большинства учителей физической культуры.

Степень выраженности индивидуальности педагога прямо зависит от ориентации на нововведения, профессиональную самооценку и способность к саморегуляции. На основе анализа деятельности опытных педагогов и их отношения к нововведениям в учебном процессе выявляется М.Я. Виленским и три их типа:

Педагог-индивидуальность, в деятельности которого новое присутствует в той мере, в какой он улучшает (совершенствует, дополняет) традиционные принципы и подходы в педагогической деятельности.

Педагог, следующий собственной педагогической концепции, сам формирующий правила своего профессионального поведения, использующий свои подходы, отвечающие его взглядам.

Известно, что педагогическая деятельность имеет те же характеристике, что и любой другой вид человеческой деятельности. Это, прежде всего целеположенность, мотивированность, предметность. К специфической характеристики педагогической деятельности относят ее продуктивность. Н.В. Кузьмина классифицирует пять уровней продуктивности педагогической деятельности:

Все сказанное должно непременно учитываться во всем многообразии структурно-организационных форм подготовки специалистов по физической культуре.

Между тем если в качестве основного критерия для оценки профессионализма специалиста в области физической культуры и спорта брать результаты его работы, то тогда следует исходить из характеристики воспитанности учащихся, а точнее из сформированности уровня физической культуры. Основные положения, определяющие содержания знаний, умений, навыков по дисциплине «физическая культура», отражены в государственном образовательном стандарте, в концепции непрерывного физкультурного воспитания детей и учащейся молодежи. Однако они отражают лишь обобщенные целеполагающие установки и требования, что затрудняет их технологизацию на практике и, более того, не обеспечивает в достаточной степени конкретно содержательную подготовку учителей по физической культуре.

Возникновение современной основополагающей цели физического воспитания (формирование физической культуры личности) подготовлено развитием научной мысли в общей педагогике, психологии, философии и теории физической культуры и реформированием системы образования, отвечающим устремлениям общества к удовлетворению свобод интересов и потребностей личности.

Первая попытка определить сущность физической культуры личности была предпринята еще в начале 20-х годов и формировалась как «осознанное отношение человека к физическому состоянию и развитию своего организма».

А.Д. Новиков и Л.П. Матвеев (1976 г.) под физической культурой личности подразумевают воплощенные в самом человеке результаты использования материальных и духовных ценностей, относящихся к физической культуре в широком смысле слова (т.е. усвоенные человеком физкультурные знания, умения, навыки, достигнутые на основе использования средств физического воспитания, показатели физического развития и подготовленности).

В данном определении выделяются три существенных элемента, характеризующих физическую культуру личности. К ним отнесены: знания, умения, навыки, показатели развития. Их совокупность предполагает органическую взаимосвязь физического и интеллектуального как основу всестороннего развития личности.

М.Я. Виленским и В.А. Беляевой (1985 г.) физическая культура личности представляется как сложное системное динамическое образование, которое характеризуется уровнем ее физического состояния (здоровья, физического развития и подготовленности), осознанием способов достижения этого уровня и проявляется в различных видах спортивно-физкультурной деятельности (познавательной, организаторской, инструкторско-педагогической, собственно практической).

Впервые в теории физического воспитания данное понятие трактуется с позиции психолого-педагогических характеристик. Вводятся такие его определения как системное и динамическое образование, раскрывается содержание физкультурно-спортивной деятельности, подчеркивается взаимосвязь общей культуры и культуры физической, убеждений, ценностных ориентации, а в итоге в целом просматриваются контуры структуры основных составляющих физической культуры личности.

В.К. Бальсевич (1988 г.), рассматривая проблему физической активности человека, выделяет две основные группы ценностей в физической культуре: общественную и личную.

Разделяя понятия «физическая культура личности» и «культура органического тела», В.И. Столяров затрагивает философский вопрос о соотношении телесного и духовного в природе человека, о их единстве в содержании физической культуры личности и противоречии при ее отсутствии.

Рассматривая сущность, содержание и методику формирования профессиональной направленности в физическом воспитании будущих учителей, М.Я. Виленский, Р.С. Сафин (1989 г.) схематично и описательно структурируют физическую культуру личности, добавляя в прежнее определение (М.Я. Виленский, В.А. Беляева) такие значения, как качественное развитие и интегральный результат профессиональной подготовки. В разработанную модель физической культуры личности учителя включаются три основные составляющие: мотивационно-ценностные ориентации личности, физическое совершенство личности, физкультурно-спортивная деятельность.

Существенным также является и то, что М.Я. Виленским и Р.С. Сафиным выделяются четыре уровня развития физической культуры личности: ситуативный, уровень начальной грамотности, уровень образованности, уровень творческого использования.

Таким образом, значение слов «качественное развитие» в определении понятия физическая культура личности, введенное М.Я. Виленским и Р.С. Сафиным, приобретает конкретный критериально-уровневый смысл. Предложенная ими структурная модель создает четкое представление о ее содержании с позиции психолого-педагогических характеристик и многофакторности, определяющей их.

Концепция непрерывного физического образования детей и учащейся молодежи, подготовленная в 1989 году инициативной группой под руководством М.Я Виленского и П.А. Виноградова, ориентировала систему образования, педагогов на новый целевой подход к физическому образованию личности, к ее физической культуре. Целевая установка в физическом воспитании детей и учащейся молодежи определялась:

— требованиями современного этапа развития общества и системы образования к формированию личности;

— необходимостью единства и преемственности физического воспитания на всех ступенях системы образования;

— возможностью ее конкретизации в критериях эффективности воспитательно-образовательного процесса.

Интегральной целью физического воспитания для всех ступеней образования, согласно концепции, выступает физическая культура личности как органичное единство знаний и убеждений, ценностных ориентации и мотивационно-потребностной сферы, физического совершенства и практической деятельности. Данная и последующая концепции развития физической культуры предопределили инновационное целеполагание, отраженное в государственных образовательных стандартах и современных программах по физической культуре, а также видоизменили и социально конкретизировали принципы физического воспитания, что соответствует цели развития физической культуры личности и общества в целом в самом широком понимание этого смысла, отраженного в программе 1991 года Л.И. Лубышевой и Г.М. Грузных. Их теоретико-методологическое обоснование воспитания физической культуры студентов внесло определенный вклад в развитие теории и практики, в понимание социально-исторической необходимости видоизменения приоритетов физической культуры.

Основные идеи и направления формирования физической культуры личности представляются автором теоретико-методологического основания данного процесса через создание и реализацию концептуальных положений развития физического воспитания. Их сущность заключается в следующем: в либерализации процесса воспитания; в гуманизации процесса воспитания в непрерывном развитии процесса воспитания физической культуры; в гармонизации содержания воспитания.

При этом основные концептуальные положения концентрируются в перечень принципов формирования физической культуры. Основополагающим объявляется принцип единства мировоззренческого, интеллектуального и телесного компонентов в формировании физической культуры личности. Суть принципа деятельностного подхода к освоению физкультурно-спортивной практики заключается в реализации ценностей физической культуры включением человека в процесс самообразования и самосовершенствования. Следующий принцип вариативности и многообразия воспитания физической культуры основывается на индивидуализации и дифференциации данного процесса. И, наконец, принцип оптимизации воспитания физической культуры определяет необходимость достаточности физических нагрузок в организации педагогических воздействий, строго сбалансированных с индивидуальными особенностями.

В этот период времени и последующие годы в литературных источниках просматриваются и дальнейшие попытки осмысления и развития теории воспитания физической культуры и формирования физической культуры личности.

Физическая культура личности представляется как специфическая деятельность человека, направленная на физическое совершенствование, которая объективно фиксирует его участие в физкультурных занятиях. Системное моделирование содержания физической культуры личности дает возможность конкретизировать цель физического воспитания, объяснить причины участия или неучастия человека в физкультурных занятиях, уточнить саму категорию «физическая культура».

Физическая культура личности определяется и как ее потребность и способность к максимальной самореализации в качестве социально (ориентированного на воздействие с другим) и индивидуально-значимого субъекта на основе использования средств, отпущенных природой (телеснодвигательные характеристики) и преобразованных в соответствии с принципами культурообразованности в пределах их нормального функционирования.

В этом отношении разработанная М.Я. Виленским и Г.М. Соловьевым структура физической культуры личности в наибольшей степени отвечает требованиям технологического обеспечения ее формирования. Она включает пять основных составляющих, двадцать семь качественных компонентов и сорок шесть их признаков. Содержание ее определяется как социально-детерминированная область общей культуры человека, представляющая собой качественное, системное, динамическое состояние, характеризующееся определенным уровнем специальной образованности, физического совершенства, мотивационно-ценностных ориентации и социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и интегрированных в ее физкультурно-спортивную деятельность, культуру и образ жизни, духовность и психофизическое здоровье.

На наш взгляд, в данной совокупности составляющих физическая культура личности является сложным системным образованием. Все представленные в ней элементы имеют тесную взаимосвязь, дополняют и обусловливают друг друга.

В соответствии с технической структурой физической культуры личности конкретизируются и ее уровни, а из их содержания представляется и технологическая модель профессиональной готовности специалистов в данной области.

Социальный заказ в сфере физической культуры определяет обобщенную и технологическую структуру целеполагающей установки государственного образовательного стандарта, детерминируя одновременно и социальный заказ на подготовку специалистов в области физической культуры и спорта, а также обобщенную цель и технологическую структуру его физической культуры, а по сути, профессионально-личностных качеств. Последние в совокупности с функциональной составляющей процесса формирования физической культуры учащихся и педагогическими умениями определяют, в целом, технологическую составляющую профессиограммы учителя физической культуры и замыкаются на его профессиональной готовности. Степень выраженности ее уровней детерминирует результаты профессионально-педагогической деятельности и проявляется в уровнях физической культуры учащегося. В итоге физическая культура личности ученика является по существу и содержанию отражением данной культуры учителя и одновременно производной его профессиональной подготовки.

Профессиональная готовность специалиста в области физической культуры и спорта определяется профессиональными знаниями, степенью их абстракции, обоснованностью, осознанностью, интеллектуальными способностями к объяснению, переносу, анализу, синтезу, прогнозированию, конструктивно-проектным действиям, творческим умениям формирования знаний.

Педагогическая культура личности специалиста в области физической культуры и спорта состоит из блока мотивационно-ценностных ориентации, интересов, установок, убеждений, потребностей, имеющих как личностно-значимую, так и социально-значимую основу. Его физическое совершенство определяет специфическую профессиональную готовность наглядно трансформировать двигательные умения и навыки в сознание обучающихся.

Социально-духовные ценности детерминируют общекультурный кругозор специалиста в области физической культуры и спорта, определяют культурологическую сообразность его педагогической деятельности, гуманизируют и демократизируют процесс обучения и воспитания. Физкультурно-спортивная деятельность (прикладная, образовательная, пропагандистская и другие) отражает профессионально ценностные ориентации личности специалиста в области физической культуры и спорта, его культуру здорового образа жизни, интересы, потребности, убеждения, мировоззренческие взгляды, активность и гражданскую позицию.

Однако при всей структурной технологичности данной модели (отражающей необходимость взаимосвязи содержания целевой установки по дисциплине «физическая культура» и содержание государственного образовательного стандарта подготовки специалиста в данной области) она должна быть представлена еще с позиции тенденций гуманизации современного Российского образования, системы физической культуры и спорта, как относительно самостоятельная по своему направлению технологическая модель. Ибо постоянное совершенствование системы образования и физической культуры, превращение их в действенный фактор общественного и профессионального становления будущего специалиста невозможно вне контекста гуманистических ценностей общества.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *