На чем основывается взаимосвязь охраны окружающей среды и экологии
Связь между экологией и охраной окр. среды.
Охрана окружающей среды, или прикладная экология — комплекс мер, предназначенных для ограничения отрицательного влияния человеческой деятельности на природу.
Такими мерами могут являться:
§ Ограничение выбросов в атмосферу и гидросферу с целью улучшения общейэкологической обстановки.
§ Создание заповедников, заказников и национальных парков с целью сохранения природных комплексов.
§ Ограничение лова рыбы, охоты с целью сохранения определённых видов.
§ Ограничение несанкционированного выброса мусора. Использование методов экологической логистики для тотальной очистки от несанкционированного мусора территории региона.
На сегодняшний день эта проблема обостряется с каждым днем все сильнее.
Прикладная экология включает: промышленную экологию, сельскохозяйственную экологию, экологию города (населенных пунктов), медицинскую экологию, экологию административных районов, экологическое право, экологию катастроф и многие другие разделы. Прикладная экология тесно связана с охраной природы и окружающей среды.
Экологические знания должны служить основой рационального природопользования. На их основе базируется создание и развитие сети охраняемых территорий: заказников,заповедников и национальных парков, а также охрана отдельных памятников природы. Рациональное использование природных ресурсов является основойустойчивого развития человечества.
Во второй половине ХХ века в связи с интенсивным воздействием человеческого общества на биосферу начинается экологический кризис, особенно обострившийся в последние десятилетия. Современная экология включает множество разделов и охватывает самые разнообразные стороны человеческой деятельности; происходит экологизациявсего общества.
Пример: Охрана земель и меры по защите почв
Охрана земель — комплекс мер организационно-хозяйственных, агрономических, технических, мелиоративных, экономических и правовых мероприятий по предотвращению и устранению процессов, ухудшающих состояние земель, а также случаев нарушения порядка пользования. [1] Охрана земель тесно связана с охраной почв. Для восстановления почв, загрязнённых токсичными промышленными отходами (в том числе свинцом, мышьяком, цинком и медью) могут быть использованы новые подвиды земляных червей Lumbricus rubellus. Каждый подвид обладает своим белковым комплексом, нейтрализующим опасные соединения, то есть поглощает определённый элемент и возвращает его в почву уже в виде, пригодном для усвоения растениями. Таким образом, возможно двухэтапное восстановление почв [2] :
1. разведение червей данных подвидов;
2. высадка зелёных насаждений.
3. Экологическая система. Биосфера. Биогеоценоз.
К термину экологическая система очень близко примыкает термин биогеоценоз
Биогеоценоз может быть естественным и антропогенным.
Гомеостаз – состояние состояние подвижно стабильного равновесия экосистем (биогеоценоза)
· Если биогеоценоз естественный, то в нём процессы изменения состояния происходят в космическое пространство, то это называется открытая система
· В антропогенной эко системе все поддерживается благодаря человеку.
Биогеоценоз-источник жизни всех живых организмов. Благодаря нему происходит круговорот всего живого в биосфере.
Биосфера- явл. Экосистемой высшего глобального уровня и представляет собой часть твердой, водной и газовой оболочки Земли, в кот. Обитают живые организмы (термин ввел Эдуард Зюсс)
Рус. Академик В.И.Вернадский понимал биосферу, как сферу единства живых организмов и неживой природы. Живое вещество(его объём на планете = 0,01%) охватывают всю биосферу, её создает и изменяет
Биосфера охватывает сферу жизни живых существ и включает: верхние слои литосферы, всю гидросферу до глубины 12 км.,нижний слой атмосферы- тропосферы до 15 км.
Одной из причин преждевременного изменения состояния биосферы явл. Изменение климата.
В биосфере постоянно происходит круговорот веществ и энергии, кот. включает одни и теже элементы: водород,углерод,азот,кислород,сера.Из неживой природы эти элементы переходят в состав растений,а из растений в животных и чел-ка образуя круговорот жизни.Перечисленные 5 элементов наз. жизнелюбивые
Экологические факторы среды
Среда-это природные тела и явления, с которыми связаны живые организмы.
— наземно-воздушная среда (суша);
— водная среда (эволюционно-первичная среда жизни);
Экологические факторы – свойства среды обитания, оказывающие какое-либо воздействие на организм. Они отличаются значительной изменчивостью во времени и пространстве.
Один и тот же фактор имеет разное значение для разных организмов. Факторы среды воздействуют на организм не по отдельности, а в комплексе т.к между ними происходит взаимодействие. Различают 4 взаимодействия экологических факторов среды:
1) Монодоминантность (когда один из факторов подавляет действия других факторов);
2) Синергизм (когда все вместе усиливают действия другого);
3) Антагонизм (взаимное неприятие разных факторов);
4) Провокационность (сочетание положит. и отрицат. воздействий);
Классификация экологических факторов:
Неживой природы: абиотические
-климатические (свет, температура и т.п). Лучистая энергия солнца распространяется в виде электромагнитных волн, 48%-видимая часть спектра, 45%- инфракрасная, 7%- ультрафиолетовая.
Антропогенные- деятельность человека (прямые и косвенные);фитогенные (растения); зоогенные (животные); микробиогенные (вирусы, бактерии)
Экология и охрана окружающей среды
Биологические науки
Похожие материалы
По мере развития общественного производства и расширения сферы производственной деятельности естественная среда обитания человека постепенно меняется. Это происходит вследствие наращивания объемов вредных выбросов и сбросов в природную среду и увеличения экологической нагрузки на нее [1]. Отсюда ясно, что производственно-хозяйственная деятельность человека оказывает все подрастающее негативное влияние на природные условия. Причем этим влиянием охвачена почти вся географическая (ландшафтная) оболочка Земли. Вот почему становится необходимым осуществление комплексных мероприятий по охране окружающей среды. Только при максимальной рационализации и эффективном регулировании взаимодействия общества с природой можно рассчитывать на заметное ослабление степени вредного воздействия на окружающую среду, от состояния которой в значительной мере зависит здоровье человека. Решение этой проблемы зависит не только от тех, кто занимается охраной окружающей среды по долгу службы, но и от каждого жителя Земли, от его отношения к среде своего обитания.
В процессе развития общества постоянно возникают противоречия между возрастающими потребностями людей и ограниченными возможностями биосферы и природных ресурсов. Эти противоречия должны учитываться и определять рациональное соотношение между уровнями потребления, развитием производства и экологическими факторами.
Отметим различия между природными условиями и природными ресурсами. Природные условия создают сому возможность деятельности человека. Природными ресурсами являются элементы и силы природы, которые могут быть использованы в производственной и непроизводственной средах для удовлетворения потребностей людей. Многих ученых в различные исторические эпохи интересовали закономерности взаимодействия общества и природы, влияние природной среды на самого человека, производительные силы и развитие цивилизации. Ф. Энгельс неоднократно подчеркивал пагубность вмешательства человека в создании природной связи и закономерности, что подрывало результаты зачастую противоположными ожидаемым последствиям.
Взаимоотношение общества и природы складываются так, что факторы экономического роста – трудовые ресурсы, средства производства, природная среда – в комплексе используются обществом. Растущее применение природных ресурсов в связи с повышением потребностей может постепенно приводить к их истощению и одновременно к увеличению поступления отходов производства и отбросов потребления в окружающую среду. В связи с этим возникают две проблемы. Во-первых, при все большей потребности в природных ресурсах важно определить пути наиболее экономного их использования, замены одного дефицитного вида ресурсов другим, менее дефицитным, развитие безотходного производства, применение вторичного сырья. Во-вторых, следует рассмотреть состояние среды и установить, что надо делать, чтобы улавливавть загрязняющие вещества и обезвреживать их, сокращать или прекращать их выброс, переходить от открытой к закрытой системе воспроизводства, без остатка перерабатывать добываемое сырье. Каждая из этих двух проблем может быть успешно решена и решение их в большей мере зависит от рационального использования природных ресурсов и особенностей и преимуществ системы хозяйства[2].
В литературе и разговорной речи нередко отождествляют понятия «экология» и «охрана окружающей среды». В определенной мере такой знак равенства оправдан, ибо экология и природоохранная сфера решают по сути дела одну и ту же задачу-проблему снижения антропогенного воздействия на природную среду и ее сохранения в безвредном для человека состоянии.
Но, с другой стороны, экология служит научно-теоретической базой для проведения природоохранной деятельности. На основе научно обоснованных экологических правил, норм и требований осуществляется системное управление природоохранным делом с целью поддержания и сохранения естественных взаимосвязей между живой и неживой природой.
Охрана окружающей среды призвана обеспечивать рациональное использование, сохранение и приумножение возобновляемой части природных ресурсов, оздоровление нарушенных в прошлом экосистем, предупреждение прямого или косвенного воздействия на компоненты природной среды, могущего вызвать необратимые процессы, и обеспечение соблюдения природопользователя установленных норм, правил и требований экологической безопасности [3].
Решение вышеупомянутой главной задачи природоохранной деятельности немыслимо без эффективно действующей системы государственного и общественного контроля, осуществляемого на основе глубокого анализа состояния природной среды и результатов мониторинга за происходящими в ней процессами с тем, чтобы объективно оценивать складывающуюся экологическую обстановку и прогнозировать ее возможные изменения на перспективу, разрабатывать и осуществлять соответствующие меры по недопущению негативных последствий. Среди этих мер приоритетное место принадлежит осуществлению максимальной экологизации вредных производств в отраслях экономики путем внедрения экологичных технологий и оборудования, широкого использования достижений научно-технического прогресса, обеспечивающих значительное снижение или исключение негативного воздействия на природные экосистемы (т.е. единый природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания) [4].
Из вышеизложенного ясно, что экология и охрана окружающей среды тесно взаимосвязаны между собой, хотя и не тождественны друг другу. Каждая из них решает проблемы экологии присущими ей методами, но в тесной взаимосвязи друг с другом.
Зеленый свет: зачем России Экологический кодекс
Зампред комитета Совфеда по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Елена Зленко на форуме «Арктика: настоящее и будущее» согласилась с главой Росприроднадзора Светланой Радионовой о необходимости создания единого Экологического кодекса, который включал бы в себя все нормы, касающиеся охраны природы и борьбы с изменением климата. Масштабный документ может появиться уже в ближайшие три года. Эта идея возникла в России не впервые, но дальше разговоров дело не пошло. Нужно ли сейчас работать над Экологическим кодексом, разбирались «Известия».
Что предлагают Росприроднадзор и Совфед
— Без стройного документа трудно выполнять требования экологических законов. Мы хотим, чтобы в ближайшие три года появился Экологический кодекс России, — цитирует «Российская газета» Елену Зленко.
В этом году об Экологическом кодексе говорили уже не раз. Так, 26 мая создать его предложила спикер Совфеда Валентина Матвиенко. Она отметила, что нужно «систематизировать законодательство в этой сфере».
При этом Матвиенко говорила, что в России сформирована «соответствующая современным реалиям и международным стандартам» законодательная база в сфере охраны окружающей среды. По ее словам, на предварительную аналитическую работу и принятие документа может понадобиться несколько лет.
В июле на эту тему высказывалась и сама Радионова, которая сказала, что этот кодекс нужен как свод законов, которые регулируют сферу экологии. Более того, создание такого кодекса она называла «одной из самых больших задач на следующий год».
— Туда мы сведем все наши документы, мы сделаем его процедурным и процессуальным одномоментно, — говорила она.
По ее словам, Экологический кодекс позволит избежать создания законов, не соответствующих общему вектору развития страны в этой сфере, он стал бы документом «точечно менять картину мира».
Почему в России нет Экологического кодекса
— Вопрос о принятии Экологического кодекса не нов, подобный документ разрабатывала экспертная комиссия с привлечением ведущих специалистов нашей страны еще в 2000-е годы, — сказала «Известиям» доцент, PhD, эколог-аудитор, доцент Института государственной службы и управления РАНХиГС Наталья Гейт. — Однако тогда был сделан вывод о нецелесообразности его принятия.
По ее словам, 2 декабря этого года на парламентских слушаниях в Совфеде юрист-эколог Сергей Боголюбов (автор учебника для вузов «Экологическое право» и ряда монографий на эту тему) также высказал мнение о том, что «важнее обеспечить понимание законодательства и отработать практику правоприменения».
Директор Института экологии НИУ ВШЭ Борис Моргунов также замечает, что вопрос проработки этого Экологического кодекса поднимается на его памяти уже третий раз, однако всё время эту инициативу отвергало правительство.
— Я считаю, что это правильная мера, но с оговорками, — я не уверен, что сегодня это как никогда актуально, — сказал он «Известиям». — У нас огромное количество проблем и нерешенных вопросов в рамках норм, которые уже предусмотрены действующим законодательством. И я опасаюсь, что существующие недочеты и недоработки будут списаны за счет того, что разрабатывается новый системный документ. Таким образом, можно увернуться от накопившихся проблем и неисполненных поручений высшего руководства страны.
Директор программы WWF России «Регулирование охраны окружающей среды и природопользования» Татьяна Шувалова замечает, что это «хорошая и красивая идея», но требующая «очень масштабной и скрупулезной работы по самым разным направлениям».
— Создание такого проекта, по нашим предположениям, может занять больше трех лет, — сказала она «Известиям». — Безусловно, дело важное и нужное, но может затеряться на фоне горящих насущных вопросов, требующих безотлагательного решения. Появится такой кодекс — хорошо, но, безусловно, важно, как будет разрабатываться проект, ведь иногда в ходе разработки таких масштабных документов могут быть утеряны эффективные, проверенные годами механизмы.
Она подчеркивает, что важно, чтобы в работу по проекту вовлекали широкий круг экспертов.
Зачем экологическому законодательству систематизация
Директор экспертного департамента Российского экологического общества Наталия Ткаченко замечает, что в России объединяющего документа в сфере экологии нет и «в хитросплетениях природоохранного законодательства можно запутаться».
— Порой нормы в разных документах противоречат друг другу, много пробелов, — рассказала она «Известиям». — Человеку, не обладающему специальными знаниями в этой сфере, трудно разобраться, к какому документу обращаться в первую очередь для решения своей проблемы. Необходимость принятия такого документа назрела давно для систематизации большого количества разрозненных нормативных актов.
Руководитель программы по особо охраняемым природным территориям отделения «Гринпис» в России Михаил Крейндлин замечает, что в России есть федеральный закон «Об охране окружающей среды» и ряд смежных нормативных актов, в том числе Водный кодекс, Лесной кодекс. Все они имеют одинаковый статус и нередко противоречат друг другу.
— Эти противоречия надо ликвидировать, — говорит он. — Должен быть приоритет экологического законодательства над остальными, но нужно ли для этого принимать отдельный Экологический кодекс или просто реформировать законодательство в том виде, в каком оно сейчас есть, — вопрос сложный. Скорее нужно устранять существующие пробелы.
Руководитель общественной юридической приемной экологического правового центра «Беллона» Виктор Чистяков замечает, что в экологическом законодательстве сейчас «всё очень разрозненно и размазано».
— Много отдельных законов, но еще и очень много уточняющих постановлений правительства, писем от различных ведомств, которые тоже необходимо учитывать при рассмотрении того или иного вопроса, — пояснил он «Известиям». — Конечно, иметь все нормы в одном месте было бы очень удобно.
При этом, полагает Чистяков, кодификация может занять годы, тем более что попыток сделать это раньше не предпринималось.
Почему необходим новый кодекс
Юрист направления «Защита экоправ» движения ЭКА Юлия Ключкина замечает, что нужно сначала понять, что имеется в виду под экологическим законодательством, потому что сейчас в это понятие можно включить абсолютно всё: и вопросы землепользования, и Лесной кодекс, и проблемы городской экологии, и многое другое.
— Различные кодексы уже есть, и их всё равно дополняют уточняющие документы, — говорит она. — Поэтому я думаю, что необходимо ужесточать и уточнять уже существующие законы, чтобы они охраняли не застройщиков и дороги, а экологическое благополучие людей. Не могу сказать, что документ будет негодный, но это огромная сфера, которую сложно будет уместить в один документ.
Михаил Крейндлин добавляет, что принятие Экологического кодекса не будет как-то отличаться от принятия обычного федерального закона.
— Сейчас любой кодекс имеет статус федерального закона и ничем от него не отличается, — сказал он. — Раньше было по-другому, у кодексов была более высокая юридическая сила. И одно дело устранять существующие пробелы, другое дело — принимать новый закон, под который принимать массу подзаконных актов.
Борис Моргунов замечает, что в этой ситуации регулятор должен ответить более конкретно — что даст объединение в один документ экологического законодательства?
— Экологическое законодательство — всегда живой инструмент: меняются обстоятельства, меняется структура экономики, и к этому должны адаптироваться и законы, — сказал он. — Например, новые вызовы и угрозы в Арктике диктуют определенные изменения в законодательстве, в том числе та же авария в Норильске. Однако нужно помнить, что все решения в свое время были уже приняты, — вопрос в исполнительском мастерстве. В основе госполитики в Арктике, принятой еще в 2008 году, было указано, что для этого региона должны быть разработаны особые режимы природопользования. Никакой нормативно-правовой базы так и не было принято.
Ликвидация последствий разлива топлива на ТЭЦ-3 в Норильске, июнь 2020 года
Он выразил опасение, что под эгидой разработки нового системообразующего документа, который будет разрабатываться не один год, на тормозах могут спустить многие инициативы высшего руководства страны, которые по тем или иным причинам не реализуются в рамках действующего права.
Михаил Крейндлин также замечает, что под новое регулирование придется принимать массу новых подзаконных актов, что может притормозить работу служб, которые занимаются природоохранной деятельностью.
Между тем Наталия Ткаченко полагает, что кодификация экологического законодательства «поможет снять уже существующие вопросы и пойти по пути совершенствования», а чтобы Экологический кодекс стал действенным, нужно «поставить конкретные задачи и цели».
— Необходимо систематизировать и усовершенствовать то, что имеем в этой сфере, ликвидировать пробелы, устранить противоречия, чтобы снять проблемы в правоприменительной практике, — сказала она.
Генеральный директор ООО «Дельфи», член Ассоциации юристов России Наталья Беляева замечает, что Экологический кодекс — это фундаментальный труд, и есть опасность, что он будет недостаточно качественно написан.
— Кроме того, на период его написания всё опять окажется в подвешенном состоянии — люди будут ожидать каких-то новых правил, — сказала она «Известиям». — Ожидая их, все будут действовать вполсилы. Это точно не способствует развитию отрасли и становлению циклической экономики.
Сотрудник настраивает прибор для забора проб воздуха в Москве
Беляева замечает, что разрозненное законодательство многим кажется неприменимым не из-за того, что нет кодекса, а из-за того, что новые нормы часто принимаются в разрез другим существующим нормам.
— Все аплодируют этой мысли о создании Экокодекса, эта мысль казалась правильной уже давно, все ею заболели, — сказала она. — Но здесь и сейчас, может быть, нужно переосмыслить ту радость, которую они испытывали когда-то. Я не против принятия кодекса как такового, но мне бы хотелось, чтобы люди, которые его писали, понимали, зачем это делают.
Она отмечает, что многие в этом смысле указывают на опыт Казахстана, у которого такой документ появился. Однако, считает Беляева, в этой стране делают те же самые ошибки, что делают и в России.
— Объединение норм ради объединения норм — это не цель, — говорит она. — Если мы упорядочиваем все нормы согласно генеральной идее — вот это хорошая цель.
Каким мог бы быть новый документ
Наталия Ткаченко отмечает, что экология уже вышла во внешнеполитическую повестку, и это нельзя не учитывать, если всё же разрабатывать Экологический кодекс.
— Ввиду глобальных экологических проблем, к примеру, изменение климата, силами отдельных государств невозможно сохранить благоприятную окружающую среду для всех, поэтому возникает необходимость соответствия европейским и международным стандартам, — сказала она. — К примеру, во Франции, Швеции, Казахстане такие документы уже приняты и имеют достаточно широкую сферу регулирования, так как объединили тысячи положений других НПА.
Социальная экология
Охрана окружающей среды: понятие, принципы, мероприятия
Форма взаимодействия общества и природной среды, порожденная загрязнением последней, истощением природных ресурсов и угрозой разрушения экологических связей в природе, называется охраной природы.
Непосредственным объектом охраны становится человек, его жизнь, его здоровье, его генетическое будущее.
Решение данной проблемы имеет 4 направления:
1) гуманизация охраны окружающей среды – в центре внимания становится человек, его жизнь и здоровье и через эту призму решаются проблемы всей окружающей среды;
2) экологизация хозяйственной деятельности – это означает внедрение экологических требований во все виды и на всех этапах хозяйственной деятельности человека;
3) экономизация окружающей среды – данное направление исходит из важности материальной заинтересованности хозяйствующего субъекта в охране окружающей среды;
4) острая антивоенная направленность природозащитных мероприятий – снимается угроза разрушения окружающей природной среды в результате военных действий, снижается значительная доля загрязнений от предприятий военной промышленности, освобождающиеся средства можно использовать на благо природы и иные социальные нужды.
Охрана окружающей среды (ООС) – деятельность органов государственной власти РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Требования в области ООС – предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:
ООС как вид экологической деятельности государства предполагает систему мероприятий по сохранению и воспроизводству действующих экологических сообществ, многообразия растений и животного мира во имя настоящего и будущего поколений. Охране от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения подлежат: естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы; земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты. Особой охране подлежат государственные природные заповедники, природные заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания.
Мероприятия по ООС – это совокупность методов и мер регулирования общественных отношений по поводу земли, недр, вод, других природных ресурсов как объектов собственности, пользования и охраны. Общие черты охраны природных ресурсов вытекают с учетом принципа всеобщей связи и взаимозависимости в природе, в рамках интегративного подхода к регулированию отношений, объектом которых выступает окружающая среда в целом.
Мероприятия по ООС включают строительство и эксплуатацию очистных сооружений и устройств, развитие малоотходных и безотходных технологических процессов и производств, размещение предприятий и систем транспортных потоков с учетом экологических требований, рекультивацию земель, меры по борьбе с эрозией почвы, по охране и воспроизводству флоры и фауны, охране недр и рациональному использованию минеральных ресурсов.
Проектируемый и планируемый комплекс мероприятий природоохранного назначения должен обеспечивать: соблюдение нормальных требований к окружающей среде, отвечающих интересам охраны здоровья людей и ООС с учетом перспективных изменений, обусловленных развитием производства и демографическими сдвигами; получение максимального экономического эффекта от улучшения состояния окружающей среды, сбережения и более полного использования природных ресурсов.
Экономически природоохранные мероприятия обосновываются путем сопоставления их экономических результатов с необходимыми для их осуществления затратами с помощью показателей общей и сравнительной экономической эффективности этих мероприятий.
При планировании хозяйственной деятельности необходимо строго увязывать ее с экологическими требованиями. Любое принимаемое решение должно учитывать долговременные интересы общества в сохранении и улучшении природной среды и направляться на создание благоприятных условий труда, жизни и быта людей.
При разработке долгосрочных прогнозов и направления развития отраслей, схем размещения предприятий, народнохозяйственных планов и путей их реализации предусматривают приоритетное развитие комплексных промышленных и сельскохозяйственных производств на базе малоотходных и безотходных технологий.
Важнейшей правовой мерой рационального природопользования и ООС от вредных воздействий является экологический контроль (ЭК). Именно посредством ЭК в основном обеспечивается принуждение соответствующих субъектов права окружающей среды к исполнению экологических требований. Меры юридической ответственности за экологические правонарушения применяются либо в процессе ЭК, либо с привлечением иных государственных органов.
Таким образом, экологический контроль – система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области ООС, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных
ЭК как правовая мера выполняет ряд функций: предупредительную, информационную и карательную.
Роль предупредительной функции заключается в том, что субъекты ЭК, зная о возможной проверке соблюдения ими правовых экологических требований, заинтересованы в выполнении законодательства и предупреждении нарушений.
Информационная функция связана с тем, что в процессе контроля соответствующие органы и лица собирают разнообразную информацию о природоохранительной деятельности подконтрольных и поднадзорных объектов.
Карательная функция проявляется в применении к нарушителям правовых экологических требований, предусмотренных законодательством санкций по результатам соответствующих проверок.
В природоохранительной практике России выделяются следующие виды ЭК: государственный, производственный, муниципальный, общественный. Критериями такой классификации является субъект, от имени которого проводится контроль, и сфера действия контроля.
Задачей государственного экологического контроля (ГЭК) является обеспечение выполнения правовых требований по рациональному использованию природных ресурсов и ООС от загрязнения всеми государственными органами, которым такие требования адресованы. Перечень должностных лиц органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный экологический контроль, устанавливается Правительством РФ. Запрещается совмещение функций государственного экологического контроля и функций хозяйственного использования природных ресурсов.
Государственные инспектора в области ООС при исполнении своих должностных обязанностей в пределах своих полномочий имеют право в установленном порядке:
Потенциально ГЭК более других видов контроля может влиять на процесс исполнения экологических требований, поскольку он как инструмент осуществления экологической функции государства может использовать не только собственные полномочия государственно-властного характера, но и прибегать к поддержке правоохранительных органов прокуратуры и суда. Основными мерами административного принуждения при этом являются меры: административного пресечения (приостановление или прекращение эксплуатации экологически вредных объектов), административной ответственности (предупреждение, штраф и другие), административно-процессуальные меры (постановка вопроса о привлечении к уголовной или административной ответственности, возмещении экологического вреда или применении мер общественного воздействия).
Производственный экологический контроль (ПЭК) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по ООС, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов. Субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны предоставить сведения об организации производственного экологического контроля в органы исполнительной власти и местного самоуправления, контроль в порядке, установленном законодательством.
Основные цели осуществления ПЭК:
Порядок организации ПЭК регулируется положениями, утверждаемыми самими предприятиями, учреждениями и организациями. Контроль на предприятии осуществляют руководитель предприятия, экологические службы и руководители функциональных служб (главного инженера, энергетика, технолога, механика и др.) и производственных подразделений.
Должностные лица службы, ответственной за осуществление ПЭК, должны проверять выполнение планов и мероприятий по ООС, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, соблюдению нормативов качества окружающей природной среды, выполнению требований природоохранительного законодательства.
Отсутствие программы ПЭК у организации или же ненадлежащее его осуществление расценивается как несоблюдение требований законодательства Российской Федерации и влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность: наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц – от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Муниципальный экологический контроль (МЭК) осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами на территории муниципального образования.
Основные задачи МЭК: выявление на территории муниципального образования природопользователей, нарушающих требования природоохранного законодательства и принятие мер для привлечения их к ответственности; мониторинг состояния природной среды на территории муниципального образования; информирование населения через средства массовой информации о состоянии природной среды на территории муниципального образования; пропаганда природоохранного законодательства; осуществление плановых и внеплановых проверок по соблюдению природоохранного законодательства; контроль за наличием разрешений на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов; осуществление проверки обоснованности расчетов платежей за загрязнение окружающей природной среды, распределение платежей за пользование природными ресурсами между бюджетами различных уровней.
Общественный экологический контроль (ОЭК) осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения экологического законодательства общественными и иными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством. Результаты общественного экологического контроля подлежат обязательному рассмотрению.
Важной формой осуществления ОЭК за деятельностью предприятий и государственных органов является затребование от них информации о природоохранной деятельности и состоянии окружающей среды, право на которую предусмотрено рядом законов. Но основе полученной информации граждане и общественные формирования вправе обжаловать решения, действия и бездействие, нарушающие их экологические права и законные интересы, в суде, С проведением ОЭК может быть связано также обжалование в суде заключения государственной экологической экспертизы, если оно противоречит требованиям законодательства, экологическим правам и интересам граждан и общественных формирований.