На чем основывалась система управления законников в китае

Реформы легистов как одна из основ культурной парадигмы Китая

На чем основывалась система управления законников в китае. Смотреть фото На чем основывалась система управления законников в китае. Смотреть картинку На чем основывалась система управления законников в китае. Картинка про На чем основывалась система управления законников в китае. Фото На чем основывалась система управления законников в китае

На чем основывалась система управления законников в китае. Смотреть фото На чем основывалась система управления законников в китае. Смотреть картинку На чем основывалась система управления законников в китае. Картинка про На чем основывалась система управления законников в китае. Фото На чем основывалась система управления законников в китае

Легизм воспринимается исследователями по-разному. Переломов Л. С. например, воспринимает его как отдельное социально-политическое учение, зародившееся, как ответ на зарождавшееся конфуцианство. Другой же известный отечественный синолог, Кобзев А.И. считает, что в основе легизма лежат идеи, которые сейчас характеризуются как даосские и таким образом легизм можно воспринимать, как одно из ответвлений даосизма. С помощью облака слов можно наглядно отобразить данное расхождение. Как мы видим, в статье А.И. Кобзева, посвящённой легизму, даосский термин «дао» является ключевым и данная деталь иллюстрирует связь легизма с даосизмом.

Содержание

Протолегизм

VII – V вв. до н. э. связаны со становлением легизма как философского направления. Известный советский синолог Л. С. Переломов указывает на отсутствие чётко сформулированной доктрины легистов в тот период. Однако в тот момент уже были обозначены основные философские категории данной теории.

Ранний легизм

Период IV – первая половина III в. до н. э. связан с появлением деятелей, сформулировавших легистскую доктрину как комплексную идеологию. Среди них были Шан Ян, Шэнь Бухай и Хань Фэй.

На чем основывалась система управления законников в китае. Смотреть фото На чем основывалась система управления законников в китае. Смотреть картинку На чем основывалась система управления законников в китае. Картинка про На чем основывалась система управления законников в китае. Фото На чем основывалась система управления законников в китае

На чем основывалась система управления законников в китае. Смотреть фото На чем основывалась система управления законников в китае. Смотреть картинку На чем основывалась система управления законников в китае. Картинка про На чем основывалась система управления законников в китае. Фото На чем основывалась система управления законников в китае

Увидеть, как выстраивалась легистская доктрина можно в ментальной карте

Легисты у власти

На чем основывалась система управления законников в китае. Смотреть фото На чем основывалась система управления законников в китае. Смотреть картинку На чем основывалась система управления законников в китае. Картинка про На чем основывалась система управления законников в китае. Фото На чем основывалась система управления законников в китае

Вторая половина III в. до н. э. связана с объединением Китая под эгидой династии Цинь, где легизм был государственной идеологией.

1) Внедрение системы мер и весов

2) Разделение административного управления на множество областей.

3) Унификация китайской письменности

Для закрепления материала предлагаю пройти небольшой тест

Заключение

После падения династии Цинь в 206 году до н. э. и восхождения династии Хань под власть Лю Бана легизм, как официальная доктрина, прекратил своё существование. Начался расцвет конфуцианства, так как под ним, в отличие от легизма, лежал сильный идеологический базис. Именно во времена династии Хань конфуцианство стало, пожалуй, самым авторитетным философским течением Китая. Однако реформы легистов стали своеобразным связующим звеном для регионов Китая, так как они стояли у самых истоков формирования государства. Репрессии, сожжение текстов и просто ужасное положение простых людей внутри легистской системы государственного устройства не позволили существовать легизму в качестве отдельного философского учения или политического направления, что в Китае до его объединения в конце эпохи Чжаньго фактически было одним и тем же. Однако его синтез с новой официальной доктриной также был неизбежен. Экономические реформы, которые начал Шан Ян и закончил Ли Сы были единственной возможной структурой для жизнеспособности государства. Поэтому выстроенная ими система просуществовала достаточно долго пускай и в синтезе с идеологическими построениями конфуцианства. То конфуцианство, что было до объединения Китая также как и легизм перестало существовать и приобрело совсем другие очертания в связи с тем, что оно в той же мере, что и легизм, нежизнеспособно после проведённых при династии Цинь Преобразованиях.

Список литературы

1. Иванов А.И. Материалы по китайской философии. Школа фа. Хань Фэй-цзы. Перевод. СПб., 1912

2. Штейн В.М. «Гуань-цзы». Исследования и перевод. М., 1959

3. Хань Фэй-цзы // ЧЦЦЧ. Т. 5. Пекин. 1956; Чэнь Ци-ю. Хань Фэй-цзы цзи ши («Xань Фэй-цзы» с собранием комментариев). Т. 1–2. Шанхай, 1974

4. Переломов Л.С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. М., 1981.

Источник

Легизм в Древнем Китае (школа законников)

Цивилизация Древнего Китая зародилась 7-5 тысяч лет назад в бассейнах рек Янцзы и Хуанхе, на востоке Азиатского материкас и долгое время находилась в относительной изоляции от влияния других культур.

Всему миру известно учение выдающегося китайского философа Конфуция, ставшее государственной религией и идеологией, философией и этическим учением для многих поколений китайцев.

Но если о конфуцианстве или Дао – религиозном учении о вечном пути к совершенству, знают многие, то о легизме мало кто слышал. Сегодня мы расскажем об этом философском учении и его особенностях.

Национальные древние религии Китая

На заре цивилизации все религиозные учения тесно связаны с мифологией и стараются объяснить появление земли и человечества в целом. Первые религиозные учения – это шаманизм, тотемизм и анимизм. То есть люди наделяли душой все живые существа, а также силы природы. Кроме того, они считали людей и животных братьями, связанными кровными узами.

Почитали души предков, которых считали защитниками и советчиками всех ныне живущих. Огромным уважением в обществе пользовались жрецы или шаманы, передающие волю богов и умеющие своими ритуальными действиями испросить у богов исполнения желаний.

Зарождение конфуцианства

В 6 веке до н.э. в Китае жил великий Конфуций, о котором и сегодня мы вспоминаем с огромным уважением. Его учение нельзя считать религией в том смысле, как мы привыкли ее понимать, но тем не менее это философское этическое учение, способное гармонизировать отношения в обществе между людьми и между правителем и его подданными.

Конфуций считал, что мудрый правитель ведет себя словно снисходительный отец по отношению к своим подданным, а они в свою очередь подчиняются ему с уважением и любовью.

Главными этическими ценностями он считал снисходительность и уважение друг к другу, на основе этих понятий мы должны строить свои взаимоотношения и тогда в обществе воцарится гармония и порядок. Добродетель в понимании Конфуция – это человеколюбие, уважение к родителям и старшим, а также сановникам, чувства долга и исполнение ритуалов.

Спустя 300 лет после смерти великого ученого конфуцианство стало государственной религией и перешагнуло далеко за пределы границ Поднебесной империи.

Дао — вечный путь

Основателем учения даосизм считается легендарный Лао-Цзы, учитель Конфуция, проживающий в Китае в 6 веке до н.э.

Понятие дао – это вечный путь в поиске совершенства, независимый от воли Неба и Верховный владык. Дао не имеет ни начала, ни конца, так и наша жизнь находится в вечном движении. Вечный путь – это вселенская справедливость и гармония, символ добра и счастья. По отношению к дао нет ни богатых, ни бедных, ни знатных, ни простых людей, все равны и все находятся в одинаковом положении.

Любой человек только движется по правильному пути, но сам ничего не меняет в своей жизни. Один из главных принципов даосизма – это принцип отсутствия активности и практической деятельности.

Все, что создается человеком как материальное, так и духовное- все противоестественно и противоречит законам вечного пути.

Что такое легизм?

Легизм – одно из шести направлений философских школ Древнего Китая, иначе его называли «школа законников». Теоретическое обоснование этому учению дал Шан Ян, бывший правителем области Шан в 4 веке до н.э.

Основным вопросом школы легистов был вопрос правильного управления государством. Философы считали, что политика и мораль – вещи несовместимые, в идеальном государстве должно быть два направления деятельности – поощрение и наказание своих граждан.

Господствующей идеей школы этого направление было полное равенство всех людей и перед законом, и перед властью, и перед Богами. Поэтому они считали, что титулы и чины следует давать не по праву рождения, а по способностям и заслугам. Человек низкого происхождения мог стать первым министром мандарина, и, наоборот, глупый вельможа должен лишиться всех званий.

Главный тезис легизма — полное подчинение существующему закону. Единственное исключение из этого правила – верховный правитель, которому подчиняется все сущее. Единственно верное наказание для инакомыслящих – смертная казнь.

Идеи философской школы легизма

Поскольку все рождены равными перед законом и властью, и Богами, то заслуживает награды в первую очередь, тот, кто доказал свою преданность Родине и обществу.

Можно добиться большого успеха в политической деятельности, если заниматься образованием и точным расчетом.

В своей деятельности нужно умело соединять опыт древних правителей и современные требования.

Поскольку политика и экономика тесно связаны, то умный министр должен изучать экономическое положение всех, без исключения, слоев населения, а потом на основе полученных данных проводить политические реформы.

Вся полнота власти сосредоточена в руках верховного правителя, наместники лишь подчиняются ему и не имеют полномочий для самостоятельного управления. «Мудрый правитель не чинит смуту, а наводит порядок при помощи закона и сильной власти».

Для обеспечения представительства богатых и знатных представителей в чиновничьей среде следует продавать некоторые должности.

Главная и единственная задача каждого чиновника – полное подчинение верховной власти.

Для всей Поднебесной империи следует установить единые и незыблемые законы по уголовному и административному праву.

Идеальное государство охраняет свои законы при помощи силовых структур.

Каждый проступок должен быть наказан, причем главное наказание – смертная казнь. Любое инакомыслие также карается смертной казнью.

Главная задача реальной власти – объединение Китая под эгидой сильной власти и расширение территории за счет захватнических войн.

Более поздние философы – теоретики легизма отказались от некоторых крайних теорий и сблизили легизм с существующими до него философскими учениями конфуцианством и даосизмом.

Теоретики легизма

Шынь Бухай – стоял у истоков появления легизма, его идеи приближены к теории Конфуция. Он вывел свою теорию правильного управления огромным государством и взаимоотношений власти и подданных.

Гуань Чжуан – сторонник тотального контроля со стороны власти над всеми областями жизни общества, но при этом сторонник целенаправленной государственной помощи беднейшим слоям населения.

Шинь Ян – правитель провинции Шан, сторонник милитаризма и сумевший создать сильную армию, наводящую ужас на окрестные страны. Упорно поддерживал ремесленников и старался поднять сельское хозяйство. При этом умело пополнял казну государства из имущества богатых купцов, превращенных в рабов и лишенных имущества. Отстранял от управления государством аристократию, не занимающую никаких военных постов в действующей армии.

Вэо Лао-Цзы – сторонник гуманности и милосердия в делах управления государством, поддерживал конфуцианство и старался довести до широких масс населения учение философа. Но при этом хотел превращения страны в военную базу и предлагал запретить все ремесла, не имеющие отношения к военному делу.

Принц Фань Хэй – сторонник даосизма, считал, что необходимо просто идти по течению, не пытаясь изменить ход сущего. Идеальное государство не вмешивается в дела своих граждан, а граждане не стараются изменить ход истории и вмешаться в политику государства.

Уже в 3 веке до н.э. легизм настолько слился с существующими ранее морально-этическими учениями, что прекратил свое самостоятельное существование.

Последствия следованию учению легизма

Признание школы законников и введение ее в систему управления позволило Китаю заметно укрепить свой авторитет в системе международных взаимоотношений и начать расширять свои территории.

При этом усилилась эксплуатация простого народа, крайняя деспотичность власти привела к закабалению крестьян и усилению репрессий, последовали массовые казни.

Из-за того, что в обществе утвердился страх и подозрительность, поздние легисты попытались отказаться от тотального контроля, а в учение внедрить морально-этические принципы конфуцианства: милосердие, человеколюбие и снисходительность друг к другу.

Постепенно легизм как философское учение сошел на нет, и уже в 1 веке до н.э.ему на смену пришло конфуцианство. И моизм, и даосизм почувствовали на себе сильное влияние буддизма и в результате утратили влияние на формирование общественной мысли.

Источник

Правовая система Древнего Китая

История Китая берет свое начало в периоде неолита, который был семь тысяч лет назад. Третья часть истории Китая сейчас именуется эпохой древнекитайской цивилизации, это одна из самых древних цивилизаций из существующих. Данная эпоха датируется III–II веком до нашей эры, в те времена жители Китая селились в долинах реки Хуанхэ по нижнему и среднему течению.

Название реки Хуанхэ переводится, как «желтая», ее назвали так из-за цвета воды.

На этом месте появились первые не укрепленные поселения. Кроме возделывания земель жители Древнего Китая занимались охотой и рыбалкой, собирали ягоды и травы. Численность населения была мала, несмотря на богатый природными ресурсами край. Население не увеличивалось из-за междоусобиц с соседними поселениями.

История гласит, что изначально на берегу реки Хуанхэ появилось племя Ся, оно смогло подчинить себе близлежащие племена. Последний правитель племени Ся оказался очень жестоким, благодаря чему вожди подчиненных племен были настроены враждебно. Вождь племени Тан поднял восстание против деспота. Ему удалось свергнуть его с трона и объединить Древний Китай. Новая династия Шан началась с Чэн-Тана. Позднее ее переименовали в династию Инь. Племя переселилось в лощину Хуанхэ.

Политическая древнекитайская история начинается с образования новой страны Шань-Инь.

Геополитические и социально-экономические аспекты сыграли важную роль в возникновении Древнего Китая. Первое, что нужно было сделать – это организовать систему полива, объединить работу множества людей. Не имея государства, сложно освоить незнакомые почвы, которые находятся далеко от воды, построить каналы, поливать почву, уберечь от разрушительного исхода природных стихий, половодья.

Второе – это необходимость примирения людей с разными интересами. Важно было управлять государством и поддерживать порядок среди неравного населения. В Иньских племенах произошло разложение родоплеменных отношений. Общество разделилось на управляющую верхушку и обычных работников: земледельцев, скотоводов, ремесленников.

Третье – это защита государством населенных племенами земель.

Периоды развития

История развития государства Древнего Китая делится на четыре периода.

Древнекитайское государство развивалось в 4 этапа.

Первый период

Начиналось все с рабовладельческого городка Шан (Инь) (II–I тыс. до нашей эры)

Государство было не централизованным. Соседние племена подчинялись царю и платили дань. Уже в 1027 году до нашей эры государство Шан было завоевано западными племенами, которые правили царством Чжоу.

Второй период

Во втором периоде появляется государство Чжоу (XI–III вв до нашей эры). Это государство, не имеющее точных границ. Государства, которые были покорены признавали власть правящей династии. Государство было названо Поднебесной империей, а его правитель – Сыном Неба. Власть появилась у него благодаря воле Неба и ему не было дела до коалиции, которая боролась за власть. Тем временем не прекращающаяся война за власть приводит к тому, что период царствования династии Чжоу делится на 2 периода.

Период с II–I тыс. до нашей эры – 770 г. до нашей эры). К нему же относятся этапы Чуньцю и Чжаньго. В середине первого тысячелетия китайская политическая карта очень изменилась, из двух сотен городов, осталось меньше 30.

Третий период

В третьем периоде появляется империя Цинь(221-202 гг. до нашей эры), которая была создана благодаря объединению 7 государств.

Четвертый период

В четвертом периоде появляется империя Хань (202-г. до нашей эры- 220 г. нашей эры). В этот период расцветает рабовладельческий строй. Империя входит в эпоху раннего феодализма.

Право Древнего Китая

Право Древнего Китая отличалось развитием от государства. Оно развивалось в 3 этапа. Данные периоды связаны механизмами социального урегулирования и его отношения с остальными соц нормами. Конфуцианство и легизм описывает различное отношение к праву. Эти идеи общества Древнего Китая сформировали правосознание в разных этапах политической истории.

Первый этап

Первый этап – это права государств Шан и Чжоу (VI–V вв до нашей эры). На этом этапе выступают законы права, обычаи, ритуалы и эстетичные правила. В VI веке до нашей эры появилось ортодоксальное конфуцианство. Оно стало сознательной концепцией политической и правовой древнекитайской социальной системы. Появился механизм социального регулирования. Людские счастье и гармония становятся главным условием порядка, такие учения проповедовал Конфуций (ок. 551-479 г. до нашей эры). Это приносило гражданам гармонию с природой, легкие отношения друг с другом. Все эти принципы строились на правилах морали и этики. Появились такие понятия как человеколюбие, единство и умеренность.

Конфуций считал, что для того,чтобы поддерживать порядок нужен не закон, а следование традициям и обычаям, моральным порядкам. Выполнение этих норм вело к тому, что человек шел на уступки, примирение. Из учений Конфуция следует, что если соблюдать требования и следовать ритуалам, то проще предопределить роль права и закона (фа).

Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклоняться от наказаний и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд и он исправится.

Второй этап

Второй этап – государство и право Древнего Китая периода Чжаньго и Цинь(V–III вв до нашей эры). В V–III вв до нашей эры возросла роль права. Объяснение теории о том, что необходимо управлять народом, через законы и жестокие порицания, принадлежит законоведам (Шан Ян, Хань Фэй-цзы). Чжаньго переводится как «воюющее царство».

Легенда гласит, циньский император Шихуанди в 213 году до нашей эры казнил более четырех сотен приверженцев Конфуция и сжег множество книг.

Третий этап

В третьем этапе в империи Хань (III в. до нашей эры. – III в. нашей эры) право было основано на комбинировании легизма и учений Конфуция, при этом учения Конфуция преобладали.

Идеей государства Хань становится ортодоксальное конфуцианство. Оно использовалось для упрочнения жесткой власти императора, которое было обосновано поддержкой политической дисциплины. Главным положением ортодоксального конфуцианства становится учение Конфуция. Это отражается на том, что людское неравенство вполне справедливо и оно зависит от сословия, ранга, пола и возраста, а также положения в семье. Устойчивостью этого неравенства служила полной регламентацией действий горожан в обществе и семье, это был официальный ритуал, который поддерживался с помощью жестких мер. Учение Конфуция поддерживало закон о строгих наказаниях и предлагало взаимодействовать морали и праву, строгости и снисхождению. Нравственность давала модель поведения в человеческой среде, а право поддерживало его выполнение с помощью наказания. Если нарушались нормы морального поведения, то нарушителей ждало жестокое наказание. Порядок поддерживался благодаря закону фа.

Формулы для регулировки механизма соц регулирования:

Специфика древнекитайской политики

Политика и право на Древнем Востоке отличалось от политического права Древнего Китая.

В железном веке произошло резкое похолодание и это только усугубило древнекитайский прагматический деспотизм. После того, как произошло резкое похолодание, леса начали пустеть. Животные и растения начали исчезать. Жители вынуждены были плотно заняться возделыванием земли, выращивать зерно и рис. Именно он стал главной культурой страны. Чтобы пережить кризис в первом тысячелетии нашей эры, нужно было создать централизованное стабильное государство. Эпоха Ранней Хань (206 г. до нашей эры. – 23 г. нашей эры.) устойчиво и стабильно развивалась в течении двух тысяч лет.

Данная эпоха стояла на «3х китах»:

Отсюда следует, что уже в первом тысячелетии до нашей эры в Древнем Китае была стабильность. Главной ценностью для китайцев были соблюдения законов, порядка, традиций и почтение к предкам. В течении длительного времени, до двадцатого века, Китай оставался неизменным. В связи с этим китайцы жили на много лучше, чем европейское общество, вплоть до восемнадцатого века. Китайцы освоили поливные работы и поэтому за год собирали по два и даже три урожая риса и овощей с одного поля.

Источник

ЛЕГИЗМ (фа-цзя ‒ «школа закона»)

Од­на из школ Древ­не­го Ки­тая, соз­дав­шая в 4–3 вв. до н. э. тео­ре­тич. обос­но­ва­ние то­та­ли­тар­но-дес­по­тич. управ­ле­ния го­су­дар­ст­вом и об­ще­ст­вом.

Уче­ние Л. вы­ра­же­но в ау­тен­тич­ных трак­та­тах 4–3 вв. до н. э. – «Гу­ань-цзы» ([Трак­тат] Учи­те­ля Гу­ань [Чжу­на]), «Шан цзюнь шу» (Кни­га пра­ви­те­ля [об­лас­ти] Шан [Гун­сунь Яна]), «Шэнь-цзы» ([Трак­тат] Учи­те­ля Шэнь [Бу­хая]), «Хань Фэй-цзы» ([Трак­тат] Учи­те­ля Хань Фэя), и в трак­та­тах, вы­зы­ваю­щих со­мне­ния в их про­ис­хо­ж­де­нии, – «Дэн Си-цзы» ([Трак­тат] Учи­те­ля Дэн Си) и «Шэнь-цзы» ([Трак­тат] Учи­те­ля Шэнь [Дао]).

Гу­ань Чжун (ум. 645 до н. э.), со­вет­ник пра­ви­те­ля цар­ст­ва Ци, по-ви­ди­мо­му, пер­вым в ис­то­рии Ки­тая вы­дви­нул кон­цеп­цию управ­ле­ния стра­ной на ос­но­ве «за­ко­на/об­раз­ца» (фа), оп­ре­де­лён­но­го им как «отец и мать на­ро­да» («Гу­ань-цзы», гл. 16), что ра­нее от­но­си­лось толь­ко к го­су­да­рю. Гу­ань Чжун про­ти­во­пос­та­вил за­кон не толь­ко пра­ви­те­лю, ко­то­ро­го он дол­жен ог­ра­ни­чи­вать, но так­же муд­ро­сти и зна­ни­ям, от­вле­каю­щим лю­дей от их обя­зан­но­стей; по-ви­ди­мо­му, он пер­вым пред­ло­жил ис­поль­зо­вать на­ка­за­ние как гл. ме­тод управ­ле­ния: «Ко­гда бо­ят­ся на­ка­за­ний, управ­лять лег­ко» (там же, гл. 48).

Эту ли­нию про­дол­жил Цзы Чань (ок. 580 – ок. 522 до н. э.), гл. со­вет­ник пра­ви­те­ля цар­ст­ва Чжэн, на­ру­шив­ший тра­ди­цию «су­да по со­вес­ти» и впер­вые в Ки­тае ко­ди­фи­ци­ро­вав­ший в 536 до н. э. уго­лов­ные за­ко­ны, от­лив в ме­тал­ле (ви­ди­мо, на со­су­дах-три­по­дах) «уло­же­ние о на­ка­за­ни­ях» (син шу).

Его со­вре­мен­ник, са­нов­ник цар­ст­ва Чжэн, Дэн Си (560/545–500 до н. э.) раз­вил дан­ное на­чи­на­ние, опуб­ли­ко­вав «[уло­же­ние о] на­ка­за­ни­ях на бам­бу­ко­вых [план­ках]» (чжу син). Со­глас­но «Дэн Си-цзы», пра­ви­те­лю над­ле­жит быть «без­мя­теж­ным» (цзи) и «замк­ну­тым в се­бе»/«со­кры­тым» (цан), но од­но­вре­мен­но «ве­ли­че­ст­вен­но-вла­ст­ным» (вэй) и «про­свет­лён­ным» (мин) от­но­си­тель­но за­ко­но­со­об­раз­но­го со­от­вет­ст­вия «имён» и «реа­лий».

В пе­ри­од с 4 в. по 1-ю пол. 3 в. до н. э. в твор­че­ст­ве Шэнь Дао (ок. 395 – ок. 315 до н. э.), Шэнь Бу­хая (ок. 385 – ок. 337 до н. э.), Шан Яна и Хань Фэя Л. сфор­ми­ро­вал­ся в це­ло­ст­ное са­мо­сто­ят. уче­ние, оп­по­зи­ци­он­ное кон­фу­ци­ан­ст­ву в апо­ло­ге­ти­ке амо­раль­но­го дес­по­тиз­ма и без­ус­лов­но­го по­чи­та­ния вла­сти, от­чу­ж­дён­ной го­су­дар­ст­вен­но­сти, уни­фи­ци­ро­ван­но­го ад­ми­ни­ст­ри­ро­ва­ния и то­таль­но­го ми­ли­та­риз­ма, по­ли­ти­ко-пра­во­во­го но­ва­тор­ст­ва и пуб­лич­но­сти за­ко­нов, не под­ле­жа­щих, од­на­ко, об­су­ж­де­нию. Из дао­сиз­ма ле­ги­сты по­черп­ну­ли пред­став­ле­ние о ми­ро­вом про­цес­се как ес­те­ст­вен­ном Пу­ти-дао, в ко­то­ром при­ро­да зна­чи­мее куль­ту­ры и глу­пый на­род сча­ст­ли­вее про­све­щён­но­го, из мо­из­ма (мо цзя) – ути­ли­та­ри­ст­ский под­ход к че­ло­ве­че­ским цен­но­стям, прин­цип рав­ных воз­мож­но­стей, обо­же­ст­в­ле­ние вла­сти, а из «шко­лы имён» (мин цзя) – стрем­ле­ние к пра­виль­но­му со­от­но­ше­нию «имён» (мин) с «реа­лия­ми» (ши) и «фор­ма­ми/на­ка­за­ния­ми» (син).

Шэнь Дао, пер­во­на­чаль­но близ­кий к дао­сиз­му, впо­след­ст­вии стал про­по­ведо­вать «поч­те­ние к за­ко­ну/об­раз­цу» (шан фа) и «ува­же­ние к вла­сти/си­ле» (чжун ши), по­сколь­ку «на­род объ­е­ди­ня­ет­ся пра­ви­те­лем, а де­ла ре­ша­ют­ся за­ко­ном/об­раз­цом». С име­нем Шэнь Дао свя­зы­ва­ет­ся вы­дви­же­ние на пер­вый план ка­те­го­рии ши, со­вме­щаю­щей по­ня­тия «власть» и «си­ла».

Дру­гую важ­ную для Л. ка­те­го­рию – шу («тех­ни­ка/ис­кус­ст­во [управ­ле­ния]»), ко­то­рая оп­ре­де­ля­ет взаи­мо­связь «за­ко­на/об­раз­ца» и «вла­сти/си­лы», раз­ра­ботал гл. со­вет­ник пра­ви­те­ля цар­ст­ва Хань – Шэнь Бу­хай. Со­сре­до­то­чив­шись на про­бле­мах управ­ленч. ап­па­ра­та, Шэнь Бу­хай при­зы­вал «воз­вы­шать го­су­да­ря и при­ни­жать чи­нов­ни­ков» та­ким об­ра­зом, что­бы на них ло­жи­лись все ис­пол­ни­тель­ские обя­зан­но­сти, сам же го­су­дарь, де­мон­ст­ри­руя Под­не­бес­ной «не­дея­ние» (у вэй), скрыт­но осу­ще­ст­в­лял бы кон­троль и вла­ст­ные пол­но­мо­чия.

Сво­его апо­гея Л. дос­тиг в тео­рии и прак­ти­ке пра­ви­те­ля обл. Шан в цар­ст­ве Цинь – Шан Яна, пред­по­ла­гае­мо­го ав­то­ра все­го или час­ти тек­ста ше­дев­ра кит. ма­киа­вел­лиз­ма «Шан цзюнь шу». Счи­тая, что «ко­гда на­род глуп, им лег­ко уп­рав­лять. И всё это бла­го­да­ря за­ко­ну/об­раз­цу» («Шан цзюнь шу», гл. 26), Шан Ян от­ри­цал бо­го­дух­но­вен­ность за­ко­нов, ко­то­рые под­вер­же­ны пе­ре­ме­нам, ибо «ум­ный тво­рит за­ко­ны/об­раз­цы, а глу­пый под­чи­ня­ет­ся им, дос­той­ный из­ме­ня­ет пра­ви­ла бла­го­при­стой­но­сти (ли), а ник­чём­ный обуз­ды­ва­ет­ся ими» (там же, гл. 1). Вла­сти сле­ду­ет быть силь­нее сво­его на­ро­да и за­бо­тить­ся о мо­гу­ще­ст­ве ар­мии, по­бу­ж­дать на­род за­ни­мать­ся дву­еди­ным важ­ней­шим де­лом – зем­ле­де­ли­ем и вой­ной, из­бав­ляя его от «шес­ти пара­зи­тов»: стрем­ле­ния к бес­печ­ной ста­рос­ти, рас­тра­чи­ва­ния зер­на, же­ла­ния кра­си­вой оде­ж­ды и вкус­ной пи­щи, при­стра­стия к рос­ко­ши, пре­неб­ре­же­ния обя­зан­но­стя­ми и стя­жа­тель­ст­ва. Об­щий прин­цип уни­фи­ка­ции обо­ра­чи­вал­ся в по­ли­ти­ке тре­бо­ва­ни­ем цен­тра­ли­за­ции и еди­но­на­ча­лия, в эко­но­ми­ке – гос. мо­но­по­лии на при­род­ные ре­сур­сы, со­сре­до­то­че­ния сил на рас­паш­ке це­ли­ны и ог­ра­ни­че­ния са­мо­стоя­тель­но­сти тор­гов­цев. Управ­ле­ние людь­ми долж­но стро­ить­ся на по­ни­ма­нии их по­роч­ной, ко­ры­ст­ной при­ро­ды (син), вро­ж­дён­но­го стрем­ле­ния к «поль­зе/вы­го­де» (ли), про­ти­во­по­лож­ной «дол­гу/спра­вед­ли­во­сти» (и). «Ес­ли пре­воз­но­сить доб­ро, то на­ру­ше­ния скры­ва­ют­ся; ес­ли по­ла­гать­ся на по­ро­ки, то пре­сту­п­ле­ния ка­ра­ют­ся… Ко­гда при вы­не­се­нии на­ка­за­ний тяж­ко [воз­да­ёт­ся] за лёг­кое [на­ру­ше­ние], то­гда и тяж­ким [пре­сту­п­ле­ни­ям] не­от­ку­да воз­ник­нуть» (там же, гл. 5). «На­ка­за­ние ро­ж­да­ет си­лу, си­ла ро­ж­да­ет мо­гу­ще­ст­во, мо­гу­ще­ст­во ро­ж­да­ет вла­ст­ное ве­ли­чие, вла­ст­ное ве­ли­чие ро­ж­да­ет бла­го­дать/доб­ро­де­тель-дэ. Бла­го­дать/доб­ро­де­тель ро­ж­да­ет­ся от на­ка­за­ния» (там же), по­это­му «в пре­бы­ваю­щем в по­ряд­ке го­су­дар­ст­ве мно­го на­ка­за­ний и ма­ло на­град» (там же, гл. 7). Бо­лее то­го, крас­но­ре­чие и ум, бла­го­при­стой­ность и му­зы­ка, ми­ло­сер­дие и гу­ман­ность (жэнь), сы­нов­няя поч­ти­тель­ность (сяо) и брат­ская лю­бовь, бес­ко­ры­стие и вы­дви­же­ние до­б­рых лю­дей – ро­ж­даю­щие сму­ту и раз­врат «ядо­ви­тые» яв­ле­ния «куль­ту­ры» (вэнь), про­ти­во­ядие от ко­то­рых – во­ен. уни­фи­ка­ция и дис­ци­п­ли­на.

Хань Фэй за­вер­шил фор­ми­ро­ва­ние Л., син­те­зи­ро­вав сис­те­му Шан Яна с кон­цеп­ция­ми Шэнь Дао и Шэнь Бу­хая, а так­же вве­дя в не­го не­ко­то­рые идеи кон­фу­ци­ан­ст­ва и дао­сиз­ма. Он раз­вил на­ме­чен­ную Сюнь-цзы связь по­ня­тий дао и «прин­цип» (ли). Во­пло­щаю­щая дао бла­го­дать/доб­ро­де­тель (дэ) в че­ло­ве­ке ук­ре­п­ля­ет­ся без­дей­ст­ви­ем и от­сут­ст­ви­ем же­ла­ний, ибо чув­ст­вен­ные кон­так­ты с внеш­ни­ми объ­ек­та­ми рас­тра­чи­ва­ют «дух» (шэнь) и «се­мен­ную эс­сен­цию» (цзин). От­сю­да и в по­ли­ти­ке по­лез­но при­дер­жи­вать­ся спо­кой­ной скрыт­но­сти. «Де­ла при­хо­дят к по­ло­жи­тель­но­му ре­зуль­та­ту бла­го­да­ря тай­не, а про­ек­ты/сло­ва ру­шат­ся вслед­ст­вие то­го, что об­на­ру­жи­ва­ют­ся» («Хань Фэй-цзы», гл. 12). На­до пре­да­вать­ся сво­ей при­ро­де и сво­ему пре­до­пре­де­ле­нию (мин), а не «обу­чать лю­дей гу­ман­но­сти и дол­гу/спра­вед­ли­во­сти», ко­то­рые так же нель­зя пе­ре­дать дру­гим, как ум и дол­го­ле­тие.

Ещё в 4 в. до н. э. бла­го­да­ря Шан Яну Л. был вос­при­нят пра­ви­те­ля­ми гос-ва Цинь, а вслед за по­ко­ре­ни­ем им со­сед­них го­су­дарств в 221 до н. э. стал еди­ной офиц. идео­ло­ги­ей пер­вой в Ки­тае цен­тра­ли­зо­ван­ной им­пе­рии, соз­да­тель ко­то­рой Цинь Шиху­ан­ди сде­лал сво­им канц­ле­ром уче­ни­ка Сюнь-цзы и со­уче­ни­ка Хань Фэя, ле­ги­ста Ли Сы. По­сле кру­ше­ния в 207 до н. э. им­пе­рии Цинь был дис­кре­ди­ти­ро­ван и Л. как та­ко­вой. Од­на­ко в на­ча­ле сле­дую­щей эпо­хи Хань, в кон. 3 – 1-й пол. 2 вв. до н. э., управ­ленч. идеи Л. вновь не­на­дол­го ак­туа­ли­зи­ро­ва­лись в за­вое­вав­шем по­пу­ляр­ность, в т. ч. при дво­ре, да­ос­ском те­че­нии Ху­ан-Лао, т. е. Ху­ан-ди и Лао-цзы, ко­то­рое, по сви­де­тель­ст­ву Сы­ма Ця­ня, ос­но­вы­ва­лось на «уче­нии о фор­мах/на­ка­за­ни­ях и име­нах, за­ко­нах/об­раз­цах и ме­то­дах» Шэнь Бу­хая и Хань Фэя [в 1973 в мо­гиль­нике Ма­ван­дуй (близ г. Чан­ша пров. Ху­нань) бы­ли най­де­ны да­ти­руе­мые при­бли­зи­тель­но 168 до н. э. на­пи­сан­ные на шёл­ке «Че­ты­ре ка­но­на Ху­ан-ди»]. Уже к сер. 2 в. до н. э. кон­фу­ци­ан­ст­во, до­бив­шее­ся офиц. при­ори­те­та, так­же ас­си­ми­ли­ро­ва­ло ряд прин­ци­пов Л. и в мо­раль­но об­ла­го­ро­жен­ном ви­де ста­ло ис­поль­зо­вать их вплоть до ут­ра­ты сво­его при­ви­ле­ги­ро­ван­но­го ста­ту­са в нач. 20 в.

В сред­ние ве­ка канц­лер-ре­фор­ма­тор и кон­фу­циа­нец Ван Ань­ши (11 в.) вклю­чил в свою со­ци­аль­но-по­ли­тич. про­грам­му ле­ги­ст­ские по­ло­же­ния об опо­ре на за­ко­ны, в осо­бен­но­сти ка­ра­тель­ные («су­ро­вые на­ка­за­ния за ма­лые про­ступ­ки»), о по­ощ­ре­нии во­ин­ской доб­ле­сти, вза­им­ной от­вет­ст­вен­но­сти чи­нов­ни­ков и об от­ка­зе от аб­со­лют­но­го пре­воз­не­се­ния древ­но­сти над со­вре­мен­но­стью.

Ре­фор­ма­то­ры кон. 19 – нач. 20 вв. ус­мат­ри­ва­ли в Л. обос­но­ва­ние ог­ра­ни­че­ния за­ко­ном имп. все­вла­стия, ос­вя­щён­но­го офиц. кон­фу­ци­ан­ст­вом. По­сле па­де­ния им­пе­рии, в 1920–40-х гг., ле­ги­ст­скую апо­ло­ге­ти­ку го­су­дар­ст­вен­но­сти ста­ли про­па­ган­ди­ро­вать «эта­ти­сты», в ча­ст­но­сти их идео­лог Чэнь Цы­тянь (1893–1975). Сход­ных взгля­дов при­дер­жи­ва­лись и тео­ре­ти­ки Го­минь­да­на во гла­ве с Чан Кай­ши.

В КНР во вре­мя про­ве­де­ния кам­па­нии «кри­ти­ки Линь Бяо и Кон­фу­ция» (1973–1976) ле­ги­сты бы­ли офи­ци­аль­но объ­яв­ле­ны про­грес­сив­ны­ми ре­фор­ма­то­ра­ми, бо­ров­ши­ми­ся с кон­сер­ва­тив­ны­ми кон­фу­ци­ан­ца­ми за по­бе­ду на­ро­ж­дав­ше­го­ся фео­да­лиз­ма над от­жив­шим ра­бо­вла­де­ни­ем, и идей­ны­ми пред­ше­ст­вен­ни­ка­ми мао­из­ма.

Исторические источники:

Ива­нов А. И. Ма­те­риа­лы по ки­тай­ской фи­ло­со­фии. Вве­де­ние. Шко­ла фа. Хань Фэй-цзы. СПб., 1912;

Штейн В. М. «Гу­ань-цзы». Ис­сле­до­ва­ния и пе­ре­вод. М., 1959;

The Book of Lord Shang / Translated by J. J. L. Duyvendak. L., 1963;

Creel H. G. Shen Pu-hai: a Chinese political philosopher of the fourth century A. D. Chi., 1974;

Thompson P. M. The Shen tzu fragments. Oxf., 1979;

Кни­га пра­ви­те­ля об­лас­ти Шан (Шан цзюнь шу) / Пер. Л. С. Пе­ре­ло­мо­ва. 2-е изд. М., 1993;

Five lost classics: Tao, Huanglao, and Yin-yang in Han China / Translated by R. D. S. Yates. N. Y., 1997;

Ис­кус­ст­во управ­ле­ния / Сост., пер. В. В. Ма­ля­ви­на. М., 2003.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *