На чем основывалась система управления законников в китае
Реформы легистов как одна из основ культурной парадигмы Китая
Легизм воспринимается исследователями по-разному. Переломов Л. С. например, воспринимает его как отдельное социально-политическое учение, зародившееся, как ответ на зарождавшееся конфуцианство. Другой же известный отечественный синолог, Кобзев А.И. считает, что в основе легизма лежат идеи, которые сейчас характеризуются как даосские и таким образом легизм можно воспринимать, как одно из ответвлений даосизма. С помощью облака слов можно наглядно отобразить данное расхождение. Как мы видим, в статье А.И. Кобзева, посвящённой легизму, даосский термин «дао» является ключевым и данная деталь иллюстрирует связь легизма с даосизмом.
Содержание
Протолегизм
VII – V вв. до н. э. связаны со становлением легизма как философского направления. Известный советский синолог Л. С. Переломов указывает на отсутствие чётко сформулированной доктрины легистов в тот период. Однако в тот момент уже были обозначены основные философские категории данной теории.
Ранний легизм
Период IV – первая половина III в. до н. э. связан с появлением деятелей, сформулировавших легистскую доктрину как комплексную идеологию. Среди них были Шан Ян, Шэнь Бухай и Хань Фэй.
Увидеть, как выстраивалась легистская доктрина можно в ментальной карте
Легисты у власти
Вторая половина III в. до н. э. связана с объединением Китая под эгидой династии Цинь, где легизм был государственной идеологией.
1) Внедрение системы мер и весов
2) Разделение административного управления на множество областей.
3) Унификация китайской письменности
Для закрепления материала предлагаю пройти небольшой тест
Заключение
После падения династии Цинь в 206 году до н. э. и восхождения династии Хань под власть Лю Бана легизм, как официальная доктрина, прекратил своё существование. Начался расцвет конфуцианства, так как под ним, в отличие от легизма, лежал сильный идеологический базис. Именно во времена династии Хань конфуцианство стало, пожалуй, самым авторитетным философским течением Китая. Однако реформы легистов стали своеобразным связующим звеном для регионов Китая, так как они стояли у самых истоков формирования государства. Репрессии, сожжение текстов и просто ужасное положение простых людей внутри легистской системы государственного устройства не позволили существовать легизму в качестве отдельного философского учения или политического направления, что в Китае до его объединения в конце эпохи Чжаньго фактически было одним и тем же. Однако его синтез с новой официальной доктриной также был неизбежен. Экономические реформы, которые начал Шан Ян и закончил Ли Сы были единственной возможной структурой для жизнеспособности государства. Поэтому выстроенная ими система просуществовала достаточно долго пускай и в синтезе с идеологическими построениями конфуцианства. То конфуцианство, что было до объединения Китая также как и легизм перестало существовать и приобрело совсем другие очертания в связи с тем, что оно в той же мере, что и легизм, нежизнеспособно после проведённых при династии Цинь Преобразованиях.
Список литературы
1. Иванов А.И. Материалы по китайской философии. Школа фа. Хань Фэй-цзы. Перевод. СПб., 1912
2. Штейн В.М. «Гуань-цзы». Исследования и перевод. М., 1959
3. Хань Фэй-цзы // ЧЦЦЧ. Т. 5. Пекин. 1956; Чэнь Ци-ю. Хань Фэй-цзы цзи ши («Xань Фэй-цзы» с собранием комментариев). Т. 1–2. Шанхай, 1974
4. Переломов Л.С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. М., 1981.
Легизм в Древнем Китае (школа законников)
Цивилизация Древнего Китая зародилась 7-5 тысяч лет назад в бассейнах рек Янцзы и Хуанхе, на востоке Азиатского материкас и долгое время находилась в относительной изоляции от влияния других культур.
Всему миру известно учение выдающегося китайского философа Конфуция, ставшее государственной религией и идеологией, философией и этическим учением для многих поколений китайцев.
Но если о конфуцианстве или Дао – религиозном учении о вечном пути к совершенству, знают многие, то о легизме мало кто слышал. Сегодня мы расскажем об этом философском учении и его особенностях.
Национальные древние религии Китая
На заре цивилизации все религиозные учения тесно связаны с мифологией и стараются объяснить появление земли и человечества в целом. Первые религиозные учения – это шаманизм, тотемизм и анимизм. То есть люди наделяли душой все живые существа, а также силы природы. Кроме того, они считали людей и животных братьями, связанными кровными узами.
Почитали души предков, которых считали защитниками и советчиками всех ныне живущих. Огромным уважением в обществе пользовались жрецы или шаманы, передающие волю богов и умеющие своими ритуальными действиями испросить у богов исполнения желаний.
Зарождение конфуцианства
В 6 веке до н.э. в Китае жил великий Конфуций, о котором и сегодня мы вспоминаем с огромным уважением. Его учение нельзя считать религией в том смысле, как мы привыкли ее понимать, но тем не менее это философское этическое учение, способное гармонизировать отношения в обществе между людьми и между правителем и его подданными.
Конфуций считал, что мудрый правитель ведет себя словно снисходительный отец по отношению к своим подданным, а они в свою очередь подчиняются ему с уважением и любовью.
Главными этическими ценностями он считал снисходительность и уважение друг к другу, на основе этих понятий мы должны строить свои взаимоотношения и тогда в обществе воцарится гармония и порядок. Добродетель в понимании Конфуция – это человеколюбие, уважение к родителям и старшим, а также сановникам, чувства долга и исполнение ритуалов.
Спустя 300 лет после смерти великого ученого конфуцианство стало государственной религией и перешагнуло далеко за пределы границ Поднебесной империи.
Дао — вечный путь
Основателем учения даосизм считается легендарный Лао-Цзы, учитель Конфуция, проживающий в Китае в 6 веке до н.э.
Понятие дао – это вечный путь в поиске совершенства, независимый от воли Неба и Верховный владык. Дао не имеет ни начала, ни конца, так и наша жизнь находится в вечном движении. Вечный путь – это вселенская справедливость и гармония, символ добра и счастья. По отношению к дао нет ни богатых, ни бедных, ни знатных, ни простых людей, все равны и все находятся в одинаковом положении.
Любой человек только движется по правильному пути, но сам ничего не меняет в своей жизни. Один из главных принципов даосизма – это принцип отсутствия активности и практической деятельности.
Все, что создается человеком как материальное, так и духовное- все противоестественно и противоречит законам вечного пути.
Что такое легизм?
Легизм – одно из шести направлений философских школ Древнего Китая, иначе его называли «школа законников». Теоретическое обоснование этому учению дал Шан Ян, бывший правителем области Шан в 4 веке до н.э.
Основным вопросом школы легистов был вопрос правильного управления государством. Философы считали, что политика и мораль – вещи несовместимые, в идеальном государстве должно быть два направления деятельности – поощрение и наказание своих граждан.
Господствующей идеей школы этого направление было полное равенство всех людей и перед законом, и перед властью, и перед Богами. Поэтому они считали, что титулы и чины следует давать не по праву рождения, а по способностям и заслугам. Человек низкого происхождения мог стать первым министром мандарина, и, наоборот, глупый вельможа должен лишиться всех званий.
Главный тезис легизма — полное подчинение существующему закону. Единственное исключение из этого правила – верховный правитель, которому подчиняется все сущее. Единственно верное наказание для инакомыслящих – смертная казнь.
Идеи философской школы легизма
Поскольку все рождены равными перед законом и властью, и Богами, то заслуживает награды в первую очередь, тот, кто доказал свою преданность Родине и обществу.
Можно добиться большого успеха в политической деятельности, если заниматься образованием и точным расчетом.
В своей деятельности нужно умело соединять опыт древних правителей и современные требования.
Поскольку политика и экономика тесно связаны, то умный министр должен изучать экономическое положение всех, без исключения, слоев населения, а потом на основе полученных данных проводить политические реформы.
Вся полнота власти сосредоточена в руках верховного правителя, наместники лишь подчиняются ему и не имеют полномочий для самостоятельного управления. «Мудрый правитель не чинит смуту, а наводит порядок при помощи закона и сильной власти».
Для обеспечения представительства богатых и знатных представителей в чиновничьей среде следует продавать некоторые должности.
Главная и единственная задача каждого чиновника – полное подчинение верховной власти.
Для всей Поднебесной империи следует установить единые и незыблемые законы по уголовному и административному праву.
Идеальное государство охраняет свои законы при помощи силовых структур.
Каждый проступок должен быть наказан, причем главное наказание – смертная казнь. Любое инакомыслие также карается смертной казнью.
Главная задача реальной власти – объединение Китая под эгидой сильной власти и расширение территории за счет захватнических войн.
Более поздние философы – теоретики легизма отказались от некоторых крайних теорий и сблизили легизм с существующими до него философскими учениями конфуцианством и даосизмом.
Теоретики легизма
Шынь Бухай – стоял у истоков появления легизма, его идеи приближены к теории Конфуция. Он вывел свою теорию правильного управления огромным государством и взаимоотношений власти и подданных.
Гуань Чжуан – сторонник тотального контроля со стороны власти над всеми областями жизни общества, но при этом сторонник целенаправленной государственной помощи беднейшим слоям населения.
Шинь Ян – правитель провинции Шан, сторонник милитаризма и сумевший создать сильную армию, наводящую ужас на окрестные страны. Упорно поддерживал ремесленников и старался поднять сельское хозяйство. При этом умело пополнял казну государства из имущества богатых купцов, превращенных в рабов и лишенных имущества. Отстранял от управления государством аристократию, не занимающую никаких военных постов в действующей армии.
Вэо Лао-Цзы – сторонник гуманности и милосердия в делах управления государством, поддерживал конфуцианство и старался довести до широких масс населения учение философа. Но при этом хотел превращения страны в военную базу и предлагал запретить все ремесла, не имеющие отношения к военному делу.
Принц Фань Хэй – сторонник даосизма, считал, что необходимо просто идти по течению, не пытаясь изменить ход сущего. Идеальное государство не вмешивается в дела своих граждан, а граждане не стараются изменить ход истории и вмешаться в политику государства.
Уже в 3 веке до н.э. легизм настолько слился с существующими ранее морально-этическими учениями, что прекратил свое самостоятельное существование.
Последствия следованию учению легизма
Признание школы законников и введение ее в систему управления позволило Китаю заметно укрепить свой авторитет в системе международных взаимоотношений и начать расширять свои территории.
При этом усилилась эксплуатация простого народа, крайняя деспотичность власти привела к закабалению крестьян и усилению репрессий, последовали массовые казни.
Из-за того, что в обществе утвердился страх и подозрительность, поздние легисты попытались отказаться от тотального контроля, а в учение внедрить морально-этические принципы конфуцианства: милосердие, человеколюбие и снисходительность друг к другу.
Постепенно легизм как философское учение сошел на нет, и уже в 1 веке до н.э.ему на смену пришло конфуцианство. И моизм, и даосизм почувствовали на себе сильное влияние буддизма и в результате утратили влияние на формирование общественной мысли.
Правовая система Древнего Китая
История Китая берет свое начало в периоде неолита, который был семь тысяч лет назад. Третья часть истории Китая сейчас именуется эпохой древнекитайской цивилизации, это одна из самых древних цивилизаций из существующих. Данная эпоха датируется III–II веком до нашей эры, в те времена жители Китая селились в долинах реки Хуанхэ по нижнему и среднему течению.
Название реки Хуанхэ переводится, как «желтая», ее назвали так из-за цвета воды.
На этом месте появились первые не укрепленные поселения. Кроме возделывания земель жители Древнего Китая занимались охотой и рыбалкой, собирали ягоды и травы. Численность населения была мала, несмотря на богатый природными ресурсами край. Население не увеличивалось из-за междоусобиц с соседними поселениями.
История гласит, что изначально на берегу реки Хуанхэ появилось племя Ся, оно смогло подчинить себе близлежащие племена. Последний правитель племени Ся оказался очень жестоким, благодаря чему вожди подчиненных племен были настроены враждебно. Вождь племени Тан поднял восстание против деспота. Ему удалось свергнуть его с трона и объединить Древний Китай. Новая династия Шан началась с Чэн-Тана. Позднее ее переименовали в династию Инь. Племя переселилось в лощину Хуанхэ.
Политическая древнекитайская история начинается с образования новой страны Шань-Инь.
Геополитические и социально-экономические аспекты сыграли важную роль в возникновении Древнего Китая. Первое, что нужно было сделать – это организовать систему полива, объединить работу множества людей. Не имея государства, сложно освоить незнакомые почвы, которые находятся далеко от воды, построить каналы, поливать почву, уберечь от разрушительного исхода природных стихий, половодья.
Второе – это необходимость примирения людей с разными интересами. Важно было управлять государством и поддерживать порядок среди неравного населения. В Иньских племенах произошло разложение родоплеменных отношений. Общество разделилось на управляющую верхушку и обычных работников: земледельцев, скотоводов, ремесленников.
Третье – это защита государством населенных племенами земель.
Периоды развития
История развития государства Древнего Китая делится на четыре периода.
Древнекитайское государство развивалось в 4 этапа.
Первый период
Начиналось все с рабовладельческого городка Шан (Инь) (II–I тыс. до нашей эры)
Государство было не централизованным. Соседние племена подчинялись царю и платили дань. Уже в 1027 году до нашей эры государство Шан было завоевано западными племенами, которые правили царством Чжоу.
Второй период
Во втором периоде появляется государство Чжоу (XI–III вв до нашей эры). Это государство, не имеющее точных границ. Государства, которые были покорены признавали власть правящей династии. Государство было названо Поднебесной империей, а его правитель – Сыном Неба. Власть появилась у него благодаря воле Неба и ему не было дела до коалиции, которая боролась за власть. Тем временем не прекращающаяся война за власть приводит к тому, что период царствования династии Чжоу делится на 2 периода.
Период с II–I тыс. до нашей эры – 770 г. до нашей эры). К нему же относятся этапы Чуньцю и Чжаньго. В середине первого тысячелетия китайская политическая карта очень изменилась, из двух сотен городов, осталось меньше 30.
Третий период
В третьем периоде появляется империя Цинь(221-202 гг. до нашей эры), которая была создана благодаря объединению 7 государств.
Четвертый период
В четвертом периоде появляется империя Хань (202-г. до нашей эры- 220 г. нашей эры). В этот период расцветает рабовладельческий строй. Империя входит в эпоху раннего феодализма.
Право Древнего Китая
Право Древнего Китая отличалось развитием от государства. Оно развивалось в 3 этапа. Данные периоды связаны механизмами социального урегулирования и его отношения с остальными соц нормами. Конфуцианство и легизм описывает различное отношение к праву. Эти идеи общества Древнего Китая сформировали правосознание в разных этапах политической истории.
Первый этап
Первый этап – это права государств Шан и Чжоу (VI–V вв до нашей эры). На этом этапе выступают законы права, обычаи, ритуалы и эстетичные правила. В VI веке до нашей эры появилось ортодоксальное конфуцианство. Оно стало сознательной концепцией политической и правовой древнекитайской социальной системы. Появился механизм социального регулирования. Людские счастье и гармония становятся главным условием порядка, такие учения проповедовал Конфуций (ок. 551-479 г. до нашей эры). Это приносило гражданам гармонию с природой, легкие отношения друг с другом. Все эти принципы строились на правилах морали и этики. Появились такие понятия как человеколюбие, единство и умеренность.
Конфуций считал, что для того,чтобы поддерживать порядок нужен не закон, а следование традициям и обычаям, моральным порядкам. Выполнение этих норм вело к тому, что человек шел на уступки, примирение. Из учений Конфуция следует, что если соблюдать требования и следовать ритуалам, то проще предопределить роль права и закона (фа).
Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклоняться от наказаний и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд и он исправится.
Второй этап
Второй этап – государство и право Древнего Китая периода Чжаньго и Цинь(V–III вв до нашей эры). В V–III вв до нашей эры возросла роль права. Объяснение теории о том, что необходимо управлять народом, через законы и жестокие порицания, принадлежит законоведам (Шан Ян, Хань Фэй-цзы). Чжаньго переводится как «воюющее царство».
Легенда гласит, циньский император Шихуанди в 213 году до нашей эры казнил более четырех сотен приверженцев Конфуция и сжег множество книг.
Третий этап
В третьем этапе в империи Хань (III в. до нашей эры. – III в. нашей эры) право было основано на комбинировании легизма и учений Конфуция, при этом учения Конфуция преобладали.
Идеей государства Хань становится ортодоксальное конфуцианство. Оно использовалось для упрочнения жесткой власти императора, которое было обосновано поддержкой политической дисциплины. Главным положением ортодоксального конфуцианства становится учение Конфуция. Это отражается на том, что людское неравенство вполне справедливо и оно зависит от сословия, ранга, пола и возраста, а также положения в семье. Устойчивостью этого неравенства служила полной регламентацией действий горожан в обществе и семье, это был официальный ритуал, который поддерживался с помощью жестких мер. Учение Конфуция поддерживало закон о строгих наказаниях и предлагало взаимодействовать морали и праву, строгости и снисхождению. Нравственность давала модель поведения в человеческой среде, а право поддерживало его выполнение с помощью наказания. Если нарушались нормы морального поведения, то нарушителей ждало жестокое наказание. Порядок поддерживался благодаря закону фа.
Формулы для регулировки механизма соц регулирования:
Специфика древнекитайской политики
Политика и право на Древнем Востоке отличалось от политического права Древнего Китая.
В железном веке произошло резкое похолодание и это только усугубило древнекитайский прагматический деспотизм. После того, как произошло резкое похолодание, леса начали пустеть. Животные и растения начали исчезать. Жители вынуждены были плотно заняться возделыванием земли, выращивать зерно и рис. Именно он стал главной культурой страны. Чтобы пережить кризис в первом тысячелетии нашей эры, нужно было создать централизованное стабильное государство. Эпоха Ранней Хань (206 г. до нашей эры. – 23 г. нашей эры.) устойчиво и стабильно развивалась в течении двух тысяч лет.
Данная эпоха стояла на «3х китах»:
Отсюда следует, что уже в первом тысячелетии до нашей эры в Древнем Китае была стабильность. Главной ценностью для китайцев были соблюдения законов, порядка, традиций и почтение к предкам. В течении длительного времени, до двадцатого века, Китай оставался неизменным. В связи с этим китайцы жили на много лучше, чем европейское общество, вплоть до восемнадцатого века. Китайцы освоили поливные работы и поэтому за год собирали по два и даже три урожая риса и овощей с одного поля.
ЛЕГИЗМ (фа-цзя ‒ «школа закона»)
Одна из школ Древнего Китая, создавшая в 4–3 вв. до н. э. теоретич. обоснование тоталитарно-деспотич. управления государством и обществом.
Учение Л. выражено в аутентичных трактатах 4–3 вв. до н. э. – «Гуань-цзы» ([Трактат] Учителя Гуань [Чжуна]), «Шан цзюнь шу» (Книга правителя [области] Шан [Гунсунь Яна]), «Шэнь-цзы» ([Трактат] Учителя Шэнь [Бухая]), «Хань Фэй-цзы» ([Трактат] Учителя Хань Фэя), и в трактатах, вызывающих сомнения в их происхождении, – «Дэн Си-цзы» ([Трактат] Учителя Дэн Си) и «Шэнь-цзы» ([Трактат] Учителя Шэнь [Дао]).
Гуань Чжун (ум. 645 до н. э.), советник правителя царства Ци, по-видимому, первым в истории Китая выдвинул концепцию управления страной на основе «закона/образца» (фа), определённого им как «отец и мать народа» («Гуань-цзы», гл. 16), что ранее относилось только к государю. Гуань Чжун противопоставил закон не только правителю, которого он должен ограничивать, но также мудрости и знаниям, отвлекающим людей от их обязанностей; по-видимому, он первым предложил использовать наказание как гл. метод управления: «Когда боятся наказаний, управлять легко» (там же, гл. 48).
Эту линию продолжил Цзы Чань (ок. 580 – ок. 522 до н. э.), гл. советник правителя царства Чжэн, нарушивший традицию «суда по совести» и впервые в Китае кодифицировавший в 536 до н. э. уголовные законы, отлив в металле (видимо, на сосудах-триподах) «уложение о наказаниях» (син шу).
Его современник, сановник царства Чжэн, Дэн Си (560/545–500 до н. э.) развил данное начинание, опубликовав «[уложение о] наказаниях на бамбуковых [планках]» (чжу син). Согласно «Дэн Си-цзы», правителю надлежит быть «безмятежным» (цзи) и «замкнутым в себе»/«сокрытым» (цан), но одновременно «величественно-властным» (вэй) и «просветлённым» (мин) относительно законосообразного соответствия «имён» и «реалий».
В период с 4 в. по 1-ю пол. 3 в. до н. э. в творчестве Шэнь Дао (ок. 395 – ок. 315 до н. э.), Шэнь Бухая (ок. 385 – ок. 337 до н. э.), Шан Яна и Хань Фэя Л. сформировался в целостное самостоят. учение, оппозиционное конфуцианству в апологетике аморального деспотизма и безусловного почитания власти, отчуждённой государственности, унифицированного администрирования и тотального милитаризма, политико-правового новаторства и публичности законов, не подлежащих, однако, обсуждению. Из даосизма легисты почерпнули представление о мировом процессе как естественном Пути-дао, в котором природа значимее культуры и глупый народ счастливее просвещённого, из моизма (мо цзя) – утилитаристский подход к человеческим ценностям, принцип равных возможностей, обожествление власти, а из «школы имён» (мин цзя) – стремление к правильному соотношению «имён» (мин) с «реалиями» (ши) и «формами/наказаниями» (син).
Шэнь Дао, первоначально близкий к даосизму, впоследствии стал проповедовать «почтение к закону/образцу» (шан фа) и «уважение к власти/силе» (чжун ши), поскольку «народ объединяется правителем, а дела решаются законом/образцом». С именем Шэнь Дао связывается выдвижение на первый план категории ши, совмещающей понятия «власть» и «сила».
Другую важную для Л. категорию – шу («техника/искусство [управления]»), которая определяет взаимосвязь «закона/образца» и «власти/силы», разработал гл. советник правителя царства Хань – Шэнь Бухай. Сосредоточившись на проблемах управленч. аппарата, Шэнь Бухай призывал «возвышать государя и принижать чиновников» таким образом, чтобы на них ложились все исполнительские обязанности, сам же государь, демонстрируя Поднебесной «недеяние» (у вэй), скрытно осуществлял бы контроль и властные полномочия.
Своего апогея Л. достиг в теории и практике правителя обл. Шан в царстве Цинь – Шан Яна, предполагаемого автора всего или части текста шедевра кит. макиавеллизма «Шан цзюнь шу». Считая, что «когда народ глуп, им легко управлять. И всё это благодаря закону/образцу» («Шан цзюнь шу», гл. 26), Шан Ян отрицал богодухновенность законов, которые подвержены переменам, ибо «умный творит законы/образцы, а глупый подчиняется им, достойный изменяет правила благопристойности (ли), а никчёмный обуздывается ими» (там же, гл. 1). Власти следует быть сильнее своего народа и заботиться о могуществе армии, побуждать народ заниматься двуединым важнейшим делом – земледелием и войной, избавляя его от «шести паразитов»: стремления к беспечной старости, растрачивания зерна, желания красивой одежды и вкусной пищи, пристрастия к роскоши, пренебрежения обязанностями и стяжательства. Общий принцип унификации оборачивался в политике требованием централизации и единоначалия, в экономике – гос. монополии на природные ресурсы, сосредоточения сил на распашке целины и ограничения самостоятельности торговцев. Управление людьми должно строиться на понимании их порочной, корыстной природы (син), врождённого стремления к «пользе/выгоде» (ли), противоположной «долгу/справедливости» (и). «Если превозносить добро, то нарушения скрываются; если полагаться на пороки, то преступления караются… Когда при вынесении наказаний тяжко [воздаётся] за лёгкое [нарушение], тогда и тяжким [преступлениям] неоткуда возникнуть» (там же, гл. 5). «Наказание рождает силу, сила рождает могущество, могущество рождает властное величие, властное величие рождает благодать/добродетель-дэ. Благодать/добродетель рождается от наказания» (там же), поэтому «в пребывающем в порядке государстве много наказаний и мало наград» (там же, гл. 7). Более того, красноречие и ум, благопристойность и музыка, милосердие и гуманность (жэнь), сыновняя почтительность (сяо) и братская любовь, бескорыстие и выдвижение добрых людей – рождающие смуту и разврат «ядовитые» явления «культуры» (вэнь), противоядие от которых – воен. унификация и дисциплина.
Хань Фэй завершил формирование Л., синтезировав систему Шан Яна с концепциями Шэнь Дао и Шэнь Бухая, а также введя в него некоторые идеи конфуцианства и даосизма. Он развил намеченную Сюнь-цзы связь понятий дао и «принцип» (ли). Воплощающая дао благодать/добродетель (дэ) в человеке укрепляется бездействием и отсутствием желаний, ибо чувственные контакты с внешними объектами растрачивают «дух» (шэнь) и «семенную эссенцию» (цзин). Отсюда и в политике полезно придерживаться спокойной скрытности. «Дела приходят к положительному результату благодаря тайне, а проекты/слова рушатся вследствие того, что обнаруживаются» («Хань Фэй-цзы», гл. 12). Надо предаваться своей природе и своему предопределению (мин), а не «обучать людей гуманности и долгу/справедливости», которые так же нельзя передать другим, как ум и долголетие.
Ещё в 4 в. до н. э. благодаря Шан Яну Л. был воспринят правителями гос-ва Цинь, а вслед за покорением им соседних государств в 221 до н. э. стал единой офиц. идеологией первой в Китае централизованной империи, создатель которой Цинь Шихуанди сделал своим канцлером ученика Сюнь-цзы и соученика Хань Фэя, легиста Ли Сы. После крушения в 207 до н. э. империи Цинь был дискредитирован и Л. как таковой. Однако в начале следующей эпохи Хань, в кон. 3 – 1-й пол. 2 вв. до н. э., управленч. идеи Л. вновь ненадолго актуализировались в завоевавшем популярность, в т. ч. при дворе, даосском течении Хуан-Лао, т. е. Хуан-ди и Лао-цзы, которое, по свидетельству Сыма Цяня, основывалось на «учении о формах/наказаниях и именах, законах/образцах и методах» Шэнь Бухая и Хань Фэя [в 1973 в могильнике Мавандуй (близ г. Чанша пров. Хунань) были найдены датируемые приблизительно 168 до н. э. написанные на шёлке «Четыре канона Хуан-ди»]. Уже к сер. 2 в. до н. э. конфуцианство, добившееся офиц. приоритета, также ассимилировало ряд принципов Л. и в морально облагороженном виде стало использовать их вплоть до утраты своего привилегированного статуса в нач. 20 в.
В средние века канцлер-реформатор и конфуцианец Ван Аньши (11 в.) включил в свою социально-политич. программу легистские положения об опоре на законы, в особенности карательные («суровые наказания за малые проступки»), о поощрении воинской доблести, взаимной ответственности чиновников и об отказе от абсолютного превознесения древности над современностью.
Реформаторы кон. 19 – нач. 20 вв. усматривали в Л. обоснование ограничения законом имп. всевластия, освящённого офиц. конфуцианством. После падения империи, в 1920–40-х гг., легистскую апологетику государственности стали пропагандировать «этатисты», в частности их идеолог Чэнь Цытянь (1893–1975). Сходных взглядов придерживались и теоретики Гоминьдана во главе с Чан Кайши.
В КНР во время проведения кампании «критики Линь Бяо и Конфуция» (1973–1976) легисты были официально объявлены прогрессивными реформаторами, боровшимися с консервативными конфуцианцами за победу нарождавшегося феодализма над отжившим рабовладением, и идейными предшественниками маоизма.
Исторические источники:
Иванов А. И. Материалы по китайской философии. Введение. Школа фа. Хань Фэй-цзы. СПб., 1912;
Штейн В. М. «Гуань-цзы». Исследования и перевод. М., 1959;
The Book of Lord Shang / Translated by J. J. L. Duyvendak. L., 1963;
Creel H. G. Shen Pu-hai: a Chinese political philosopher of the fourth century A. D. Chi., 1974;
Thompson P. M. The Shen tzu fragments. Oxf., 1979;
Книга правителя области Шан (Шан цзюнь шу) / Пер. Л. С. Переломова. 2-е изд. М., 1993;
Five lost classics: Tao, Huanglao, and Yin-yang in Han China / Translated by R. D. S. Yates. N. Y., 1997;
Искусство управления / Сост., пер. В. В. Малявина. М., 2003.