На чем перевозят доски
Перевозка пиломатериалов автомобильным транспортом
Для транспортировки пиломатериалов используют морской, железнодорожный, автомобильный транспорт. Выбор машины зависит от типа, объема груза, расстояния, особенностей маршрута, пожеланий клиента.
Обычные лесовозы перевозят древесину от леса до места хранения. Портальные лесовозы — это более удобные маневренные машины, оснащенные системами автоматической погрузки-разгрузки. Они перевозят пиломатериалы по дорогам с твердым покрытием.
Для транспортировки небольших объемов используют фуры или «Газели». Для разных типов древесины (в зависимости от размеров и веса) есть свои разновидности автомобильного транспорта.
Если после погрузки высота сложенных бревен получилась выше бортов, то их требуется увеличить и зафиксировать. Если бортов у машины нет, то используют опорные стойки — «конники».
Мелкая вагонка укладывается в пачки, доски и бревна одинакового размера — в штабеля. От правильности укладки и фиксации груза зависит его сохранность, безопасность движения. Закреплять груз требуется так, чтобы была исключена вероятность сдвига хоть на 1 мм. При этом требуется учитывать разные нештатные ситуации на дорогах. Например — при резком торможении плохо закрепленная большая пачка досок может сорваться с места, пробить передний борт, разрушить кабину.
Не рекомендуется перевозить совместно с пиломатериалами другие виды товаров, т.к. это может привести к их порче.
Ценные породы древесины (бук, лиственница, дуб) требуется обработать специальными составами, упаковать в защитную пленку.
Длина материалов из древесины хвойных пород должна быть не больше 6 метров, из лиственных пород — не более 4 метров. Для этого используются машины с длиной платформы более 6 метров. Если длина материалов составляет более 10 метров, то применяются лесовозы.
На платформе машины устанавливают шипы, гребенки, другие средства, исключающие скольжение груза.
Перевозка и хранение пиломатериалов
На качество и эксплуатационные свойства всего сортимента пиломатериалов влияют особенности транспортировки и хранения. Повышенная влажность воздуха, резкие изменения температуры ухудшают прочность и долговечность древесины.
Требования к перевозке пиломатериалов
Лучше всего пиломатериалы для применения внутри помещения купить в заводской упаковке. Её главная задача – защитить древесину от попадания на неё воды и контакта с воздухом. Второе требования будет особенно актуальным при перевозке досок, деревянной вагонки, брусков зимой и в период межсезонья.
В качестве заводской упаковки применяется в большинстве случаев полипропиленовая термоусадочная плёнка. Она:
Единственный недостаток полипропилена – его слабая прочность на разрыв – преодолевается надежным креплением как между собой, так и внутри грузового кузова. Требования к транспортировке указаны в национальных и международных руководствах и стандартах по безопасной перевозке грузов. В частности, в них указывается:
Если заводская тара не отвечает этим требованиям, тогда она закрепляется в грузовом кузове при помощи различных приспособлений. Чаще всего применяются различные типы увязок синтетическими ремнями, тросами или цепями.
Хранение пиломатериалов
Способы и места хранения должны сохранять эксплуатационные характеристики пило- и лесоматериалов. Для этого следует:
В идеале это должно быть сухое и проветриваемое помещение. Если пиломатериалы необходимо хранить длительное время под открытым небом, тогда следует положить на почву подложку. Это могут быть поддоны, деревянные или каменные подставки или даже брезент. Главное, чтобы оградить древесину от воздействия влаги из почвы.
Необходимо закрыть штабеля, блоки, сложенные плиты ОСБ от воздействия атмосферных осадок. Если хранение будет кратковременным, тогда достаточно плотно закрыть пиломатериалы брезентом. Для длительного хранения лучше всего соорудить защитный навес.
Место хранения пиломатериалов должно быть отдалено на 1-1,5 метра от зданий, заборов или иных объектов. Это необходимо для нормальной циркуляции воздуха и, следовательно, для поддержания нормального уровня влажности.
Лесоматериалы для наружного применения обычно обрабатываются антисептическими, гидрофобными и антипиритными средствами. Это увеличивает их стойкость к негативным факторам окружающей среды. У древесных материалов, что применяются внутри помещений, такая защита отсутствует. Поэтому их необходимо хранить только в заводской упаковке.
Обрезные пиломатериалы хранятся в штабелях. Последние могут быть:
Штабель не должны быть выше 3 метров, иначе его нижние ряды будут деформироваться под весом верхних.
Правила перевозки пиломатериалов, древесины
Правила перевозки древесины, пиломатериалов — важные изменения в законодательстве
Транспортировка леса и пиломатериалов всегда сопровождается рисками для предпринимателей. Такова особенность груза. Конечно, если груз скомплектован заранее и готов к перевозке, работать с ним легче. Иначе следует организовывать работу при транспортировке только что спиленных бревен.
В этом случае перевозчик должен соблюдать все правила транспортировки древесины, предусмотреть массу нюансов и подготовить автомобиль, чтобы защитить кабину автомобиля и водителя от случайных подвижек груза. Обычно для этого устанавливаются специализированные средства:
Но кроме этого перевозчику еще нужно иметь все документы, предусмотренные современными законами.
Сегодня отношения в сфере перевозки леса и пиломатериалов регулирует Лесной кодекс Российской Федерации. В 2018 год в кодекс внесли изменения, регламентирующие правила перевозки древесины. Они направлены на ужесточение контроля за сделками с лесом и его перевозкой.
Перевозка леса в 2018 году — основные правила
Начиная с 2014 г. для законной перевозки древесины водитель должен иметь при себе сопроводительные документы. А в 2015 году законодательство предписало всем, кто занимается бизнесом, связанным с лесом и его перевозкой, подавать декларацию о проведенных сделках.
Документ подается и организациями и индивидуальными предпринимателями. При этом поводом ее предоставления в государственные органы служит как продажа, так и покупка материала. Декларация предоставляется не позднее 5 дней с момента заключения договора, но не позже, чем за сутки до ее перевозки.
В июле 2017 года закон дополнили. До 2017 года сопроводительные документы оформлялись исключительно на древесину. Сейчас же аналогичные бумаги необходимы и на пиломатериалы, которые транспортируются любым транспортом, будь то автомобиль или железнодорожный состав.
В соответствии с требованиями п. 1 статьи 50.4 Лесного кодекса РФ транспортировка древесины (не зависимо от вида) должна осуществляться при наличии сопроводительного документа. Форма и порядок его заполнения регламентируются Постановлением правительства РФ № 571 от Сопроводительный документ должен содержать:
Если перевозка осуществляется автомобильным транспортом, то в документации должны содержаться данные автомобиля.
Согласно правилам перевозки леса, сопроводительный документ должен быть у каждого, кто перевозит лес, не зависимо от того каким способом происходит транспортировка.
Требования закона распространяются на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занимающихся продажей/покупкой и перевозкой древесины. На физических лиц, которые заготавливают древесину для личных нужд, данные требования не распространяются.
Важно — сделки с древесиной необходимо регистрировать в системе ЛесЕгаис.
Перевозка пиломатериалов автомобильным транспортом по России
Правила перевозки пиломатериалов, древесины
Перевозка пиломатериалов по правилам:
Транспортировка специальным транспортом (лесовозом) или с применением специального оборудования (коники, шипы, гребенки против скольжения).
Группировать учитывая габариты материалов. Размер не должен превышать лимит вместимости транспорта. Укладывать с чередованием узких и широких концов древесных материалов.
Если в пунктах погрузки или движения автотранспорта по лесовозным дорогам есть линии электропередачи/кабели, то их высота должна превышать 4,5 метра над землей.
Груз должен не мешать водителю. Недопустимо чтобы перемещаемый объект мешал обзору, усложнял вождение, делал автомобиль неустойчивым.
Усложнять вождение другим участникам движения (поднимать недопустимое количество пыли, превышать допустимые уровни шума, закрывать приборы освещения).
Древесину запрещается перевозить, если перед этим была погружена партия зараженных грибком или паразитами пиломатериалов. Перед загрузкой новой партии нужно обработать автомобиль специальными средствами.
Защищать. Дерево чувствительно к влаге и температуре. Независимо от длины, в открытых прицепах/кузовах материалы древесного происхождения упаковывают в пленку. Также используются крытые прицепы.
При соблюдении правил перевозки пиломатериалов, груз не пострадает в дороге.
Стоимость перевозки
Перевозка пиломатериалов требует соблюдения норм и грамотного подхода от наемной организации. Стоимость доставки зависит от нескольких факторов:
Вид транспорта. Разные виды грузовых автомобилей выполняют разные задачи. С манипулятором для загрузки/выгрузки бревен, дополнительный прицеп, крытый/открытый. Эти виды грузовых машин учитываются в стоимости работ.
Грузоподъемность. Чем больше вместимость грузового автомобиля (1т, 3т, 5т), тем выше тариф на перевозку.
Расстояние. У некоторых организаций есть тарифы на пройденное расстояние.
Способ расчета у выбранной фирмы. У каждой наемной компании свои способы оплаты (почасовая, посменная, километры) и свои тарифные планы.
Система бонусов, скидки. Постоянным клиентам или крупным заказчикам предлагают скидку. Это фактор, который повлияет на цену работы.
Сроки. Срочные работы требуют повышенную цену.
Экономическая ситуация в стране, высокая конкуренция также могут повлиять на стоимость услуг или тарифные планы. В среднем по Москве и стране, за доставку пиломатериалов на машине грузоподъемностью около 1 тонны, придется заплатить от 1200 рублей за 1 час аренды. Организации на своих сайтах размещают калькулятор, где персонально для каждого заказчика рассчитывает цена на услуги организации.
Перевозка леса и пиломатериалов
Перевозить дерево и любые его виды в больших количествах без сопроводительных документов запрещается. Экспедитор/водитель-экспедитор должен иметь следующие документы:
Водительские права категории «Е».
Договор на поставку с печатями организаций.
Транспортная накладная (обязательно).
Путевой лист, если перевозка проводится на длинные расстояния (междугородние и т.д.).
Если собственник грузового авто другое лицо, то нужна доверенность.
При перевозках с пересечением границ стран необходимы дополнительные документы:
Водительские права международного уровня категории «Е».
Счет-фактура (со списком отгруженных/загруженных пиломатериалы с указанием стоимости и количеством).
Накладная международного класса.
Описание вида груза, количество.
Транспортировка леса, ценных пород дерева, требует внимательности, точного исполнения технических правил, профессионального подхода.
Транспорт для перевозки пиломатериалов
Но могут использоваться и обычные длинномеры, переоборудованные по правилам которые указанны в нормативах.
Без специальных устройств для закрепления бревен перемещение запрещается. Пункты обязательные для выполнения, служат для защиты водителя, груза и других участников движения.
Перевозка бруса
Брусом называют отесанное с нескольких сторон бревно, очищенное от коры, веток, корней. При транспортировке, брус, нужно защищать от влаги, прямых солнечных лучей при повышенной температуре окружающей среды, холода.
Защита бруса при перевозке
Брус может быть высушенным. Тогда он становится уязвим для огня, и требует дополнительных защитных мер.
Транспортировка леса востребована наравне с доставкой металлов, нефтепродуктов.
Правила автомобильных перевозок леса, бревен и пиломатериалов
Древесина — востребованное сырье, которое регулярно перевозят автотранспортом. Чтобы груз сохранил свойства и ценные качества, при его размещении на автомобиль и снятии после доставки получателю в дороге следует выполнять ряд правил.
Виды леса
Круглые лесоматериалы, которые получают путем поперечного деления, называют лесом-кругляком.
Различают следующие виды лесной продукции:
Длинномер перевозят с кронами, в форме хлыста (ствола без сучьев), бревен. На пилорамах и комбинатах по переработке древесного сырья выпускают брус, дрова, погонаж, доски.
По степени обработки различают такие виды леса:
Общие правила перевозки леса автотранспортом
Для перемещения таких грузов используются лесовозы. Если маршрут пролегает через горную местность, применяют роспуски и прицепы, оборудованные тормозной системой.
В отсутствие специального транспорта на автомобили устанавливают удерживающие приспособления:
Эти конструкции удерживают груз в правильном положении, не позволяют ему смещаться в сторону рабочего места шофера. Кабину от ударов защищает прочный щит, который устанавливают сзади.
По правилам перевозки леса автомобильным транспортом, обеспечить исполнителя вспомогательными приспособлениями — обязанность отправителя груза, если их нет в распоряжении перевозчика. Однако эксплуатация дополнительных устройств не всегда входит в базовую стоимость услуги, и транспортная компания за это может увеличить тариф.
При подготовке лесоматериалов к транспортировке, отправитель обязан:
При перевозке леса автотранспортом, груз не должен снижать обзорность, усложнять вождение или делать автомобиль неустойчивым. Если перевозится лес с кроной, то она не должна закрывать осветительные приборы, световозвращатели, вывешенные знаки, в том числе регистрационные. Также это не должно поднимать облаков пыли или генерировать шум.
Здоровую древесину разрешается перевозить в кузове автомобиля, в котором ранее транспортировалась зараженная микроорганизмами. Однако перед тем транспортное средство обрабатывают антисептическими составами. Очистку выполняет отправитель или получатель, если это предусмотрено условиями договора, то работы может выполнить перевозчик.
Требования к транспортному средству и персоналу
Водитель допускается к перевозке леса и лесоматериалов только в случае, если он прошел инструктаж по правилам транспортировки и технике безопасности. У него должны быть документы на вождение соответствующей категории, на сам автомобиль и продукцию, оформленный путевой лист, договор о предоставлении услуг, товарно-транспортная накладная и другие. Неправильно оформленное документальное сопровождение чревато штрафами, размер которых достигает сотен тысяч рублей.
Максимально допустимая ширина транспорта на лесовозных дорогах ограничивается 3,2 м, высота — 4 м. При передвижении по дорогам общего пользования ориентируются на правила дорожного движения. Так для этого потребуется получить разрешение на транспортировку у уполномоченных органов, согласовать маршрут с владельцем дорог и ГАИ. При этом запрещено:
Согласно правилам перевозки автомобильным грузовым транспортом, если бревна выступают за пределы транспортного средства, вывешивается знак «Крупногабаритный груз». Он представляет собой квадрат со стороной 40 см. Поле оформлено чередующимися красными и белыми полосами, ширина каждой — 5 см.
Погрузка и разгрузка
За погрузку и крепление леса отвечает отправитель, который и проводит эти работы, за выгрузку и освобождение груза от креплений — получатель. Погрузка и разгрузка происходит под наблюдением начальника таких работ. На время погрузочно-разгрузочных работ шофер покидает свою кабину. Но даже в этом случае грузы запрещено перемещать над кабиной автомобиля.
Для перевозки автотранспортом равномерно распределяют бревна между кониками. Комли выравнивают. Высота груза не должна быть больше, чем уложенные пиломатериалы на роспуске, более чем на 30 см, если вывозят хлысты, и 10 см — сортамент.
Если к автомобилю крепится прицеп, то сцепляют транспортные средства отправители груза, а контролирует результат шофер. Сцепщик может выполнять работу между звеньями автопоезда только по разрешению водителя.
По правилам, принимает лес к перевозке автотранспортом и сдает перевозчик по объему, при транспортировке в пакетах — по количеству мест. Отправитель в накладной указывает объем, количество и вес древесины, последний показатель вычисляют расчетным путем.
Грузы транспортируются навалом или в упакованном виде (пиломатериалы, круглые лесоматериалы, изделия из этого сырья). Нормы запрещают транспортировать пакеты, если они плохо или слабо увязаны, неплотно уложены. Ценные пиломатериалы укрывают, чтобы защитить их от атмосферных осадков. Непакетированные пиломатериалы укладывают в штабеля, которые разделяют горизонтальными прокладками и вертикальными стойками. Запрещается укладка пиломатериалов и заготовок внахлестку.
Перед снятием древесины укрепляют стойки с двух сторон бортов кузова. Подкосы с боку выгрузки переставляют ниже на два ряда материалов по мере их уменьшения и спиливания стоек. Подкосы с другой стороны не трогают до конца разгрузки. Компания, предоставляющая услуги по автомобильным перевозкам леса, вправе перепроверить указанные в документе данные.
Процесс происходит преимущественно с использованием спецтехники — кранов, погрузчиков и других, на которые установлены захватные устройства. Ручной труд используется редко. Тогда задействуют не меньше двух грузчиков, которые используют специальные аксессуары — прочные канаты, покаты. Разгрузка больших объемов упрощается, если укладывают пиломатериалы в несколько ярусов, а между ними оставляют поперечные брусья. Через такие щели легко продеваются стропы каната.
Перед началом разгрузки осматривают каждый штабель, ответственное лицо принимает решение о порядке действий бригады. Сохранность груза обеспечивается грамотной укладкой и фиксацией. Чтобы транспортировать древесину на большие расстояния, ее обрабатывают химическими составами, которые защищают от вредителей и микроорганизмов — плесени, грибка, гниения и т. п. Погрузочно-разгрузочные работы в этом случае выполняют только механизированным способом. Водитель не должен принимать участия в процессе, за исключением случаев, когда предназначенные для этого машины являются частью автомобиля или установлены на нем. При необходимости древесину накрывают материалами, которые защищают сырье от воздействия внешних факторов, в том числе климатических.
Маркировка
Перевозка леса-кругляка ценных пород, к которым относится дуб, ясень, бук, в рамках экспортных поставок обязательно маркируется поштучно — того требует Лесной кодекс РФ. Это касается как юридических, так и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Информация заносится в единую государственную автоматизированную информационную систему учета и сделок с древесиной. Электронный документ с электронной подписью оформляют не позже, чем одного дня до вывоза с территории страны.
Маркировка и считывание проводится с использованием технических средств. Порядок маркировки и перечень информации устанавливается Правительством.
Выполняя установленные правила, перевозчик и отправитель увеличивают вероятность того, что груз прибудет до места назначения целым и невредимым.